Вечный рыцарь ваган ананян.

Под внесением «разнообразия» понимается покупка работ женщин-художниц и художников афроамериканского происхождения, ныне недостаточно представленных в SFMoMA
  • 21.02.2019 Уголовное дело было возбуждено по части IV статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Речь идет о продаже картин на сумму около 68 000 000 рублей - то есть на миллион долларов
  • 21.02.2019 Объект «Питер - город ангелов» вернется на автобусную остановку на стрелке Васильевского острова
  • 20.02.2019 Первая в сезоне крупная международная ярмарка искусства, завершилась с хорошим результатом. Количество посетителей достигло 66 000, что больше, чем в рекордном 2018 году
  • 19.02.2019 В номере опубликованы очерки Валентина Воробьева о московском «Сотбисе» 1988 года и рассказ Валентина Хромова об Анатолии Звереве, Дмитрии Плавинском и Александре Харитонове
    • 22.02.2019 В собрании певца, ушедшего из жизни в 2016 году, работы Дэмиена Херста, Трейси Эмин, Сары Лукас и других звезд британского современного искусства
    • 22.02.2019 В каталоге торгов 28 февраля 2019 года - 692 лота
    • 18.02.2019 В ближайшую пятницу в 12:00 мы будем подводить итоги очередных торгов доступного искусства из частных собраний. Интересные авторы, смелые работы, дружественные цены. И никакого больше снега на картинах: хватит, встречаем весну!
    • 18.02.2019 Традиционные двадцать лотов - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и три - печатной графики и три композиции, выполненные в смешанной технике
    • 15.02.2019 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
    • 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
    • 20.11.2018 Рейтинг самых дорогих работ ныне живущих художников - это конструкция, говорящая о роли и месте художника в истории искусства куда меньше, чем о возрасте и крепости здоровья
    • 16.11.2018 26 ноября пройдут Christie’s Important Russian Art, 27 ноября - Sotheby’s Russian Pictures, а 28 ноября - Bonhams. Еще будут торги по ДПИ и распродажа части коллекции Ростроповича-Вишневской 28 ноября 2018. Но мы только о «живописных» торгах
    • 21.02.2019 В московском музее А. С. Пушкина на Пречистенке открылась монографическая выставка известного портретиста, гравера и литографа пушкинской эпохи Карла Карловича Гампельна. Представлено более 160 работ из 23 музеев и 4 частных собраний
    • 20.02.2019 Выставка, посвященная сакральному искусству XVII столетия, представляет произведения исключительно из фондов Русского музея, многие из них - впервые
    • 19.02.2019 В марте 2019 года Третьяковская галерея впервые покажет персональную выставку одного из самых ярких, но вычеркнутых из истории представителей авангарда 1920–30-х годов
    • 12.02.2019 Она откроется 16 марта 2019 года. Несколько работ Ильи Ефимовича Репина в Москву, как и Куинджи, привезут из питерского Русского музея. И после прошлых инцидентов меры безопасности на выставке будут повышены
    • 08.02.2019 Уникальная выставка современного британского искусства из собрания галереи Тейт (Лондон) в пройдет в Пушкинском музее с 5 марта по 19 мая

    В одесском Музее западного и восточного искусства 17 декабря 2016 года с огромным успехом открылась выставка картин Вагана Ананяна, посвященная 10-летию со дня смерти художника. Много картин маслом на библейские темы, пейзажи, натюрморты, а также - портреты пастелью.

    Для Вагана каждый человек - Дон Кихот, ищущий Истину не просто на Земле, но и во всей Вселенной. Он ни на кого не похож и не без труда воспринимается неискушенным зрителем. Но в нем распознается страстный исследователь первопричин. Работы этого армянского художника включены в "Золотой альманах Одессы", куда он переехал из Еревана в 90-е. И не случайно интерес арт-общества Одессы к работам В.Ананяна со временем растет. Об этом свидетельствуют полные залы музея в день открытия выставки.

    Пришли художники Одессы, близко знавшие Вагана Ананяна, и люди, впервые открывшие для себя мастера. Армянская община Одессы тоже проявила интерес к выставке и участвовала в ее организации.

    Предлагаем вниманию читателей "ГА" эссе Kilp Vahan (с сокращениями).

    KILP VAHAN

    В ярком свете пока еще греющего солнца моментами поблескивали полупрозрачные нити паутины, парящей в еле ощутимых струях воздуха, уже вобравшего в себя холод продрогшего моря. Одесситы, чуя, что уже совсем недолго до ненастных дней, будто договорившись, заполонили центр города. Людские потоки завихрялись в Городском саду, возле "Гамбринуса", на Греческой площади и неторопливо с Дерибасовской сворачивали к оперному театру, а далее - к Приморскому бульвару, к вечно бдящему Дюку у лестницы. А у кого хватало прыти - и к Тещиному мосту. Можно сказать, население отмечало негласный праздник "бабьего лета".

    НЕСМОТРЯ НА ПОГОЖИЙ ДЕНЬ, ОН (речь об Ананяне) был одет в длиннющий, до щиколоток, плащ цвета хаки, из-под которого видны были только массивные ботинки на "тракторе". Плащ был наглухо застегнут под самый кадык, а из засученных по локоть рукавов выступали голые смуглые руки. Голова лысая, нет, не бритая, а по-настоящему голая. Не было даже бровей и ресниц. От безволосости и "шоколадности" кожи особенно выделялись на лице белки выпуклых крупных глаз. Они словно перекатывались по лицу, когда он переводил взгляд то на позирующего мужчину, сидящего на раскладном стульчике, то на большой лист бумаги на этюднике. Прямо на асфальте были разложены дорожкой его рисунки - портреты, сделанные мелками на толстой серой бумаге.

    Краски. Буйство красок. Фонтан красок. Эти портреты будто говорили, нет, кричали зрителю: "Смотри, каким ты мог бы быть, если найдешь дверь в мой мир!" Большинство людей степенно обходило рисунки, как бы совершая круг почета, и тихонько уходило из дворика в поисках новых сюрпризов города. Но некоторый костяк недвижимо следил за цветным мелком, между толстых пальцев мастера. Одесситы - искушенный в искусствах народ и абы какое рисование не задержит их возле художника. Но здесь происходило нечто мистическое. Невольно воображалось, какими красками, извивами передаст художник портрет нового "инопланетянина". Забавно было вообразить реального человека этаким пришельцем. Вроде это он, да не совсем. Поэтому процесс приковывал.

    Появились двое хорошо одетых мужчин средних лет. Один из них, долговязый брюнет, явно заинтересовался портретами. Другой же, крепко скроенный шатен, стоял на месте и пускал вдогонку другу скабрезные шутки по поводу каждого рисунка.


    Все было хорошо слышно, в том числе и художнику. Когда брюнет пошел зырить по второму кругу, шатен стал поторапливать его, мол, хватит, нас ждут. Но тут брюнет спросил цену одного из рисунков. Художник ответил отказом, мол, эти рисунки слишком ценны, поэтому они не продаются. Брюнет явно расстроился. Тут уже рядом с брюнетом появился его друг.

    Послушай, - обращается он к художнику, - все на свете имеет свою цену, ты назови число, я куплю.

    Это слишком дорого.

    Позволь решить, что для меня дорого, а что - нет. Сколько?

    Тысячу рублей.

    Шатен замялся, и вдруг обнаружилось, что он способен все-таки на нормальный разговор.

    Я не хочу принижать твое искусство, может, оно стоит и больше - я не смыслю в этом ничего. Но больше четырехсот не могу дать.

    Ну, вот видите, я же говорил - не продается.

    ДРУЗЬЯ УХОДЯТ НИ С ЧЕМ. И вправду, в те времена рублей этак за сорок можно было пообедать в ресторанчике. Так что цифра была объявлена весьма приличная.

    Вскоре появились две подружки, старшеклассницы. Они в явном восторге от рисунков. Одна из них подходит к художнику, указывает на тот же портрет и тоже справляется о цене.


    - Двадцать рублей, - отвечает хозяин, - а ты не хочешь, чтоб я нарисовал твой портрет. За ту же цену. Зачем тебе чужой портрет?

    Нет, я хочу именно этот рисунок, - и сконфуженно добавляет, - а у меня и денег всего-то десять рублей с копейками.

    Подруга предлагает еще пятерку.

    Что, дадите пятнадцать с копейками и жалеть не будете?

    Дадим.

    А на какие шиши домой доберетесь?

    А мы тут недалеко живем, как-нибудь приковыляем.

    Ну ладно, давай десятку и забирай рисунок, только обещай, что повесишь его над своим диваном.

    Я так и хотела сделать.

    Я шучу, вешай, где хочешь, это уже твоя вещь.

    Девушки уходят, а Художник поднимает над головой красную купюру с Лениным: "Вот! Девушке дали десятку, чтобы она, может быть, сходила на дискотеку, а она купила у меня рисунок. Это для меня дороже всего!"

    Это был мой соплеменник Ваган Ананян (он подписывал свои картины так - Kilp Vahan. Kilp - с армянского կիլպ - со снятой кожурой, лысый. - А.А.), в котором я тогда не распознал армянина, наверное потому, что он был уже человеком всей Вселенной.

    Арарат АХНАЗАРОВ

    Уникальное обозначение: Ананян Ваган (1959)
    Обозначение: Ананян Ваган
    %D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%5B>(>%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0Сущность ⇔ персона
    Описание:

    Ваган Вазгенович Ананян (22июня (19590622 ) , Ереван - 18 декабря , Одесса)- армянский по происхождению художник, оставивший наиболее яркий и значительный творческий след в Таллине (1985-1993) и в Одессе (1994-2006), не примкнул ни к одной из существовавших в то время групп, создал, однако свой, ни на кого не похожий, художественный стиль.

    Наследие художника, по приблизительным данным, насчитывает около 500 живописных полотен, написанных в «таллинский» период, примерно столько же в «одесский» период, несколько десятков графических работ и десятки работ, написанных в Ереване.

    Биография

    Родился в Ереване. С детства увлекался живописью. С 1972 по 1976 годы занимался в мастерской известного армянского скульптора Сергея Степаняна. В 1977 году состоялась первая персональная выставка, затем еще две выставки- в 1978 и в 1979г.г. В период с 1980 по 1987 участвовал в салонных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе. В 1985 году переехал в Таллин. С 1985 по 1993 годы участвовал в многочисленных совместных, персональных выставках, устраивал сам «хэппенинги». В 1994 году переехал в Одессу. Здесь состоялось 7 персональных выставок. В 2005 году был приглашен и участвовал в Бьеннале Современного искусства во Флоренции . Умер 18 декабря 2006 года в Одессе после продолжительной болезни. Прах покоится в трех городах- в Ереване, Таллине и в Одессе. В 2007 году состоялась посмертная выставка «ПРО-СВЕТ», представившая наиболее полно два периода творчества- в Таллине и в Одессе.

    Творчество

    В своем творчестве Ананян постоянно обращался к религиозным сюжетам. Для «таллинского» периода живописи Ананяна характерна экспрессивная выразительность формы, стремление к контрасту и конфликту, где четко разграничивались фигура и фон, исчерченные орнаментом татуировки.

    Для «одесского» периода характерно появление пейзажей, которые привнесли воздух в полотна, создавая единую живописную среду. Развитие художника шло по двух направлениям- духовному и художественному. По выражению искусствоведа Ольги Савицкой «основной смысл последних- и лучших- произведений- это формотворчество света» .

    Кино

    Одна их частей фильма «Ветер забвения» Арутюна Хачатряна, основателя и директора Международного кинофестиваля «Золотой абрикос» в Армении, посвящена Ананяну. Кинорежиссер Игорь Глазистов снял фильм «Два дня и две ночи из жизни художника», посвященный личности и художнику Ананяну . .

    Поэзия

    Вагану Ананяну посвятил свои стихи русский поэт Андрей Танцырев в сборнике «После Парижа жизнь» (Вагану, до востребования!) .

    Музыка

    Украинский композитор Александр Родин написал симфонию «Художник Ваган», переложив на ноты его имя. «Портрет человеческой души». .

    Работы

    Работы находятся во многих частных коллекциях Одессы, Киева, Таллина, Москвы, Еревана, Санкт-Петербурга, Швеции, Франции, Германии, США, Канады, Японии.

    Выставка, которую организовывают друзья Вагана Ананяна, приурочена к 10-летию скоропостижной кончины художника.

    «Ангел» 2002, 120×80 см


    Ваган Ананян

    Ваган Ананян (1959 - 2006) прожил всего 47 лет. Он родился в Ереване, где с 1972 по 1976 годы обучался рисунку и композиции в мастерской известного скульптора Сергея Степаняна. В столице Армении прошли три первые персональные выставки молодого художника. В 1985-м он переехал в Таллин, а 9 лет спустя - в Одессу, где оставался до конца жизни.

    «В конце 1980-х в Одесском Горсаду Ваган Ананян пишет портреты. Подписывает: Kilp Vahan. Kilp - это по-эстонски „щит“. Ваган довольно долго жил в Таллине, работал, выставлялся, дружил и враждовал. До этого - Ереван, там он совсем молод, учится, работает, дружит и враждует. Три страны и две жизни - одна до тяжелейшей черепно-мозговой травмы в 1995-м, вторая - после», - написал в сопроводительной статье к выставке «Вечный рыцарь» друг художника Олег Шестопалов.

    В 1980 - 1987 годах Ваган Ананян был участником Салонов в Москве и Ленинграде. В 1996-м состоялась его первая персональная выставка в Одессе, а в 2005-м он был приглашён на Флорентийскую биеннале. Там художник представил три свои работы, получившие высокую оценку. Сейчас его произведения находятся в частных коллекциях Европы (Швеция, Германия, Франция, Италия, Финляндия, Норвегия, Дания, Голландия, Украина, Эстония), Северной Америки (Канада, США), Австралии и Японии.


    «Рыцарь и Санчо» (2005). Частная коллекция


    «Похищение луны» (2003). Частная коллекция

    За свою карьеру Ваган Ананян написал около 500 картин. В Музее западного и восточного искусства будут представлены 50 из них, в основном относящиеся к «одесскому» периоду. «Название выставки подчёркивает тему рыцарства, борьбы света и тьмы, характерную для творчества Вагана. Это то, с чем он боролся в себе. Ему удалось освободиться от тёмного и начать излучать свет. Это особенно видно в его работах последнего периода», - рассказала в интервью «Артхиву» соорганизатор выставки, друг художника и коллекционер Алёна Римко.


    «Святой Георгий» 1999, 80×60 см

    «Основной смысл последних - и лучших - произведений [Вагана Ананяна] - это формотворчество света», - считает искусствовед Ольга Савицкая.


    «Дон Кихот», 2005

    Ваган Ананян обращался к различным темам - философским, мистическим, а в последний период всё чаще к библейским. Его стиль менялся от очень жёсткого до по-детски наивного, а палитра - от горячего гранатово-золотистого до прозрачно-воздушного голубого. Сам художник называл свои картины «молитвами».

    «Эта черескрайняя мощь, сочетания несочетаемых цветов - откуда и для чего это синее в волосах того женского портрета? - но оно уместно, без него уже нельзя, эта силища, что плещет волнами из-за холста...», - пишет Олег Шестопалов.


    «Раздумье» (2003). Частная коллекция

    Прах Вагана Ананяна находится в трёх городах, с которыми была связана его жизнь, - Ереване, Одессе и Таллине. «Он хотел, чтобы его прах перевезли в Армению. Но перед вылетом в Ереван мне позвонили эстонские друзья и попросили часть доставить в Таллин. Тогда я решила оставить ещё часть в Одессе, ведь Ваган был важен для этого города», - рассказывает Алёна Римко.


    «Портрет», 2006

    Выставка «Ваган Ананян: Вечный рыцарь» пройдёт при содействии Армянского общества Одессы и Международной ассоциации развития и поддержки украинской культуры. Особым гостем открытия станет кинорежиссёр и президент Армянского кинофестиваля «Золотой абрикос» Арутюн Хачатрян. Он снимает фильм о Вагане Ананяне, который станет продолжением ленты «Ветер забвения» (1990).

    А 18 декабря в Музее западного и восточного искусства выступит известная армянская джазовая флейтистка Нелли Манукян. Также планируется показ фильмов, посвящённых живописцу - «Ветер забвения» и «Два дня и две ночи из жизни художника». Последний снял эстонский режиссёр Игорь Глазистов.


    «Ангел-хранитель Ветхого завета» (2001). Частная коллекция

    Выставка «Ваган Ананян: Вечный рыцарь» в Одесском музее западного и восточного искусства откроется 17 декабря и будет работать до последнего дня 2016 года.

    По материалам, предоставленным друзьями художника.