Уральские племена. Аборигены северного урала - народ манси

Традиции народов Урала интересовали меня давно. Знаете, о чем я вдруг подумала? Весь Интернет наводнен блогами, постами и отчетами о путешествиях и исследованиях традиций европейских стран и народов. А если и не европейских, то все равно каких-нибудь модных, экзотических. В последнее время масса блогеров повадились просвещать нас о жизни в Таиланде, например.

Меня и саму манят суперпопулярные, невиданной красоты места (ах, моя любимая !). Но ведь народы заселяли любые уголки нашей планеты, иногда даже вроде и не совсем пригодные для жилья. И всюду обживались, обзаводились своими собственными ритуалами, праздниками, традициями. И ведь наверно эта культура каких-нибудь малых народов ничуть не менее интересна? В общем, я решила вдобавок к своим давним объектам интереса потихоньку добавлять новые, неизученные мною традиции. И сегодня возьму-ка я для рассмотрения… ну вот хотя бы это: Урал, граница между Европой и Азией.

Народы Урала и их традиции

Урал - многонациональный регион. Кроме основных коренных народов (коми, удмурты, ненцы, башкиры, татары), его населяют и русские, чуваши, украинцы, мордва. И это еще неполный список. Разумеется, я буду начинать свое исследование с некой общей культуры народов Урала, не подразделяя ее на национальные фрагменты.

Для жителей Европы этот регион в былые времена был малодоступным. Морской путь к Уралу мог пролегать только лишь по северным, чрезвычайно суровым и опасным морям. Да и по суше нелегко было добраться - препятствовали дремучие леса и раздробленность территорий Урала между различными народами, которые нередко находились в не слишком добрососедских отношениях.

Поэтому культурные традиции народов Урала довольно долго развивались в атмосфере самобытности. Представьте себе: пока Урал не вошел в состав Русского государства, большинство местных народов не имело собственной письменности. Зато позже, с переплетением национальных языков с русским, многие представители коренного населения превратились в полиглотов, знающих два-три языка.

Устные же предания народов Урала, передающиеся из поколения в поколение, насыщены цветистыми и таинственными сюжетами. В основном они связаны с культом гор и пещер. Ведь Урал - это, прежде всего горы. И горы не обычные, а представляющие собой – увы, в прошлом! – сокровищницу различных полезных ископаемых и самоцветов. Как сказал когда-то уральский шахтер:

«Все на Урале есть, а если чего нет, то значит - еще не дорылись».

Среди народов Урала существовало поверье, по которому требовалась особая аккуратность и уважение в отношении к этим несметным сокровищам. Люди верили, что пещеры и подземные кладовые охраняют магические силы, которые могут одарить, а могут и погубить.

Уральские самоцветы

Петр Первый, основав на Урале гранильную и камнерезную промышленность, положил начало небывалому буму на уральские минералы. Архитектурные сооружения, декорированные натуральным камнем, украшения в лучших традициях ювелирного искусства завоевали не только российскую, но и международную славу и любовь.

Однако не стоит думать, что ремесла Урала получили известность только благодаря такой редкой удаче с природными ископаемыми. Народы Урала и их традиции - это в первую очередь рассказ о великолепном мастерстве и фантазии народных умельцев. Этот регион славится традицией резьбы по дереву и по кости. Интересно выглядят деревянные крыши, уложенные без использования гвоздей и украшенные вырезанными «коньками» и «курицами». А народ коми еще и на отдельных шестах возле дома устанавливал такие деревянные скульптуры птиц.

Раньше мне доводилось читать, да и писать о скифском «зверином стиле». Оказывается, есть такое понятие и «пермский звериный стиль». Его убедительно демонстрируют древние бронзовые фигурки мифических крылатых существ, найденные археологами на Урале.

Но особенно мне интересно рассказать вам о таком традиционном уральском ремесле, как каслинское литье. И знаете почему? Потому, что я не только уже знала раньше об этой традиции, я даже имею собственные экземпляры промысла! Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения из такого, казалось бы, неблагодарного материала, как чугун. Они выполняли не только канделябры и статуэтки, но даже и ювелирные украшения, которые прежде изготавливались только из благородных металлов. Об авторитете этих изделий на мировом рынке говорит такой факт: в Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что и равный ему по массе серебряный.

Каслинское литье из моей коллекции

Я не могу не сказать об известных деятелях культуры Урала:

  • Павел Бажов. Не знаю, читают ли нынешним детям сказки Бажова, а мое поколение в детстве трепетало от этих увлекательных, захватывающих дух сказаний, которые как будто переливались всеми красками уральских самоцветов.
  • Владимир Иванович Даль. Он уроженец Оренбурга, а на счет его вклада в русскую словесность, литературу, историю, традиции народов Урала - думаю, объяснять ничего не надо.
  • Но вот про следующую фамилию - хочется подробней. Строгановы - род русских сначала купцов и промышленников, а с 18 века - баронов и графов Российской империи. Еще в 16 веке царь Иван Грозный пожаловал Григорию Строганову огромные владения земли на Урале. С тех пор несколько поколений этого рода развивали не только промышленность края, но и его культурные традиции. Многие Строгановы интересовались литературой и искусством, собирали бесценные коллекции картин и библиотеки. И даже - внимание! - в традиционные блюда Южного Урала фамилия оставила свой заметный след. Ибо всем известное блюдо «бефстроганов» является изобретением графа Александра Григорьевича Строганова.

Различные традиции народов Южного Урала

Уральские горы расположились практически по меридиану на многие сотни километров. Потому регион этот на севере выходит к берегам Северного ледовитого океана, а на юге граничит с полупустынными территориями Казахстана. И разве не естественно при этом, что северный Урал и южный Урал могут рассматриваться как два очень сильно различающихся района. Отличается не только география, но и уклад жизни населения. Поэтому говоря «традиции народов Урала», я все же выделю отдельным пунктом самый многочисленный народ южного Урала. Речь пойдет о башкирах.

В первой части поста я как-то больше увлеклась описанием традиций прикладного характера. А вот сейчас хочу сделать акцент на духовной составляющей, мне показалось, что некоторые традиции народа Башкортостана, особенно актуальны в наше время. Вот хотя бы такие:

  • Гостеприимство . Возведено у башкир в ранг национального культа. Гость, неважно: званый или нежданный, всегда встречается с необыкновенным радушием, на стол выставляются лучшие угощения, а при расставании соблюдается следующая традиция: одаривание небольшим подарком. Для гостя же существовало только одно существенное правило соблюдения приличий: гостить не более трех дней:).
  • Любовь к детям, стремление иметь семью - это также крепкая традиция башкирского народа.
  • Почитание старших . Главными членами башкирской семьи считаются дедушки и бабушки. Каждый представитель этого народа обязан знать имена родственников семи поколений!

Что мне было узнать особенно радостно, так это происхождение слова «сабантуй». Не правда ли, распространенное слово? И несколько легкомысленное, я считала, что это сленг. А оказалось - это название традиционного национального праздника по поводу окончания весенних полевых работ. Его празднуют и татары, но первое письменное упоминание о сабантуе зафиксировано русским путешественником И. И. Лепехиным именно у башкирского народа.










































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “Художественная культура Урала”, для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) – резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “Художественная культура Урала” относится к вариативной части циклов ОПОП.

Тема урока №1.3.: “Народы, населяющие Урал” - 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  • Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.

План проведения урока

Этапы Дидактические задачи Деятельность
Студентов Преподавателя
1 Организация начала занятия Подготовка студентов к работе на уроке Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.

Выполненное домашнее задание.

Проверка готовности студен-тов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);

Компьютерная презентация: “Народы, населяющие Урал”,

Видеофрагменты: “Мой Урал”, “Народное жилище”.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2 Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполне-ния домаш-него зада-ния всеми студента-ми Актуализация опорных знаний.

Демонстрация готовности к прове-дению практической работы.

Фронтальный опрос студен-тов по теме: “Аркаим – древ-ний город Урала” Пр.(2-3 сл.)

Контроль деятельности студ.

Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3 Подг.к осн. Этапурока Обеспечение мотива-ции студентов Просмотр видео фильма, диалог (обмен опытом). Знакомство с темой и целями урока.

Демонстрация видеофрагмен-та “Мой Урал” - 2 мин.

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4 Усвоение новых знаний и способов действий

5 мин.- пере мена.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Запись даты и темы урока в конспект.

Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

Участие в диалоге и обсуждении увиденного.

Слайды презентации 7-34 новая тема “Коренные народы Урала”; 35-40 слайды “Освоение Урала и Сибири русскими”; 41-51 сл. “Народ-ный костюм”; 52-62 сл. “Тра-диционное жилище” + видео-фрагмент (сопровождается музыкальными фрагмен-ми).

Организация работы студен-тов (конспектирование).

Организация диалога в ходе беседы.

Активные действия студентов с объектом изучения;
5 Первичная проверка понимания Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала. Самостоятельное обобщение информации.

Участие во фронтальном опросе.

Фронтальный опрос;

Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб.

Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
6 Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в презентации.

Выполнение эскиза.

Выполнение орна-мента (аппликация)

Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы – слайды презентации 62-66.

Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы).

Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

7 Обобщение и систематизация зна ний 5 мин Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме,курсу, Участие в диалоге.

Ответы на контрольные вопросы (67слайд).

Обсуждение символики выполненных орнаментов.

Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами.

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8 Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Оценивание практических работ (орнамент, аппликация)

Самооценка работ.

Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.

Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ.

Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9 Подведение ито-гов Дать анна-лиз и оценку успешности достиже-ния цели. Участие в подведении итогов урока.

Приведение рабочее го места в порядок.

Подведение итогов урока

Определение перспективы последующей работы.

Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке.

10 Домашнее задание Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания. Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

Запись домашнего задания в конспект.

Окончательное приведение в порядок рабочего места.

Знакомство студентов с содержанием домашнего задания (слайд 70).

Инструктаж по его выполнению.

Проверка соответствующих записей.

Организованное завершение урока.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Контрольные вопросы:

  1. Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?
  2. Как в наше время называют “остяков” и “вогулов”?
  3. У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?
  4. У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?
  5. Что общего у всех народов, населяющих Урал?

Практическое задание:

Задание:

  1. Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).
  2. Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.
  3. Размер основы для аппликации – лист бумаги А8 (15х20 см.).
  • Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.
  • При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • Узнавать изученные объекты и явления художественной культуры Урала и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи в произведениях народного и академического искусства уральского региона;
  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре в т.ч. художественной культуре Урала;
  • Выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства Урала; самостоятельного художественного творчества.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;
  • Основные памятники художественной культуры Урала;
  • Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.

В завершение данного курса проводится аудиторная контрольная работа.Форма проведения аудиторной контрольной работы: самостоятельная работа с источниками информации, разработка творческого эссе по выбранной теме.

Перечень тем, выносимых на зачет (аудиторная контрольная работа)
по дисциплине: Художественная культура Урала”
Для учебной группы_________

  1. Урал – граница Европы и Азии.
  2. Уральские ремёсла (в том числе и художественные).
  3. Первобытная культура Урала.
  4. Аркаим – древний город Урала.
  5. Культура народов, населяющих Урал (ханты, манси, удмурты, коми, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  6. Освоение Урала Ермаком.
  7. Деревянная архитектура Урала.
  8. Моя малая родина (Арамиль, Сысерть, Екатеринбург и т.п.).
  9. Художественные промыслы Урала.
  10. Архитектура горнозаводского Урала.
  11. Верхотурье – духовный центр Урала.
  12. Литературное наследие Урала (писатели, поэты).
  13. Художники и скульпторы Урала.

Примерный план эссе по вышеперечисленным темам.

  1. Введение (цели, задачи, вступление).
  2. Основная часть.
    1. История явления (объекта, персоналии).
    2. Художественно-культурные признаки явления (объекта, персоналии).
    3. Интересные факты.
    4. Словарь по теме.
    5. Личное отношение к явлению (объекту, персоналии).
  3. Заключение (формирование выводов).

Литература по курсу “Художественная культура Урала”.

  1. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г. + CD “Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.”.
  2. Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982 г.
  3. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.
  4. Захаров С. Это было недавно... Записки старого свердловчанина. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1985 г.
  5. Иванова В.В. и др. Лики и тайны “земли туманной”. Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.
  6. Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992 г.
  7. Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению. Челябинск. Издательство ЧГПИ “Факел”. 1994 г.
  8. Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781–1831 гг. Екатеринбург. “Издательство Баско”. 2004 г.
  9. Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991 г.
  10. Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990 г.
  11. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18–19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002 г.
  12. Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД “Сократ”. 2001 г.

На Урале живет свыше 19 млн. человек - более 8 % всего населения России. Со времен заселения его русскими, т.е. в течение четырех столетий, на Урал переселилось несколько миллионов жителей. Крупнейшие переселенческие волны были в XVIII в., когда десятки тысяч семей крепостных крестьян и мастеровых переселили на Урал для работы на металлургических заводах, и во второй половине XIX в. после отмены крепостного права. В 1913 г. на Урале жило более 10 млн. человек. Бежавшие от крепостной зависимости или насильно перевозимые на Урал жители центральных губерний, а в пореформенное время - задавленные нуждой и бездольем так называемые свободные переселенцы составляли основной контингент переселенцев в дореволюционном прошлом.

В советские годы переселение на Урал не уменьшилось. В годы социалистической индустриализации Урал предъявил огромный спрос на рабочую силу. В период между переписями населения 1926 и 1939 гг. численность населения Урала увеличивалась ежегодно в среднем почти на 2,5% Большой приток жителей был в годы Великой Отечественной войны в связи с эвакуацией из западных областей сотен фабрик и заводов. Общая численность населения Урала за годы советской власти почти удвоилась, в то время как в среднем по стране за это время она выросла на 46%. Средний возраст населения Урала ниже, чем в среднем по стране.

Переселение в послереволюционное время повлекло за собой не только рост численности населения, но и его перераспределение по территории Урала. Основную часть жителей, прибывавших на Урал в годы социалистического строительства, поглощали города Свердловской и Челябинской областей, где в это время велось крупное индустриальное строительство. Численность населения в них по сравнению с дореволюционным временем выросла больше чем в 3 раза. Одновременно расширился ареал наиболее плотного заселения, охватив Южный и часть Северного Урала, где возникли мощные индустриальные очаги (Серовско - Карпинский, Магнитогорский, Орско - Медногорский). Освоение целинных и залежных земель, вовлечение в промышленную эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых и лесных богатств повлекли за собой некоторый сдвиг населения в окраинные районы. В послевоенный период выше среднеуральских темпы прироста населения имели юго-восточные и северо-восточные районы Урала.

В последние годы поток новоселов значительно сократился. Рост численности населения Урала происходит сейчас почти исключительно за счет естественного прироста. В отдельные годы наблюдался даже некоторый отток населения в другие районы страны.

Особенности заселения Урала, его положение на путях движения древних народов на запад, а в более позднее время - на путях переселений на восток, чрезвычайно разнообразные природные условия и ресурсы определили частично пестроту национального состава местного населения. Здесь находили привычные для себя условия жизни и хозяйственной деятельности жители тайги и степных районов, выходцы их сурового севера и знойного юга, земледельцы центральных районов и кочевники среднеазиатских пустынь. Наиболее смешанное население - в Предуралье. На Урале живут представители нескольких десятков национальностей.

Ареалы их расселения переплетены между собой и образуют пеструю мозаику. Очень смешанное в этническом отношении население уральских городов и многих сельских населенных пунктов. Наиболее многочисленны на Урале русские, татары, башкиры, удмурты, комиско - животноводческие сельские населенные пункты.

Размеры сел при движении к югу увеличиваются. Число жителей в некоторых из них достигает нескольких тысяч человек. Одновременно уменьшается густота селений. Множество поселений сложилось вдоль старинных трактов, особенно вдоль Сибирского тракта. В прошлом их население было занято извозом. Ныне это преимущественно земледельческие деревни и села, отличающиеся от соседних поселений лишь тем, что они вытянулись.

Основные черты размещения населения Урала определяется географией промышленности. Самую высокую плотность населения имеет горнозаводской Урал - наиболее развитая в промышленном отношении часть Урала. Предуралье, и особенно равнинное Зауралье, населено значительно реже. Сильно варьирует плотность населения и между северными и южными районами. Особенно плотно заселена Удмуртия и Челябинская область, и значительно меньше - Оренбургская и Курганская области. В горнозаводской части Урала почти все население сосредоточено вдоль восточных и западных предгорий, а групповое расположение городов привело к чрезвычайно высокой плотности населения в промышленных узлах. Здесь он достигает нескольких сот человек на квадратный километр. В то же время основная часть, за исключением прижелезнодорожных полос, имеет очень редкое население - до 3 - 4 человек на 1 км2, а в северных районах и того меньше. В равнинных районах Урала плотность населения приближается к среднеуральской. Она более высокая в Предуралье и ниже в Зауралье. Существенные различия в плотности населения имеются также между лесными, лесостепными и степными районами Предуралья и Зауралья. Она колеблется от 5 человек на юге степной полосы до 50 человек в лесостепи и на юге лесной зоны. В связи с преобладанием сельского населения, доля которого в этих районах достигает 60 - 70%, здесь не наблюдается таких скачков в плотности населения, как в горнозаводской части.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.

Хотя самый крупный этнос в Челябинской области - русские, этот народ не коренной: первые поселения русских возникли на Южном Урале только в конце XVII века в бассейне реки Теча.

С точки зрения этнографии русские южноуральцы делятся на три группы: потомки оренбурских казаков, русские горнозаводские (в основном, рабочие) и простые крестьяне, - рассказал «Губернии» доцент историко-филоголического факультета ЧелГУ, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко. - Татары - тоже некоренной народ, состоящий из нескольких этнографических групп. На Южном Урале живут в основном волгоуральские татары. Они, как и русские, пришли на территорию Южного Урала во времена освоения земель в XVII веке.

А вот башкиры - это коренной народ, как и казахи. В Челябинской области несколько районов, где преобладает башкирское население: Аргаяшкий, Кунашакский, Каслинский, Кизильский. Казахи же появились раньше, чем русские, в степных районах Южного Урала. Там они присутствуют почти во всех населенных пунктах, но есть деревни в Кизильском и Нагайбакском районах, где они составляют большинство.

В десятку преобладающих на Южном Урале народов входят украинцы - потомки украинских переселенцев конца XIX - начала XX века, а также немцы, белорусы, армяне - они рассредоточены по всей территории. Довольно много и представителей мордвы. В Уйском районе есть мордовское село Гусары, также существует казачий мордовский населённый пункт - Кулевчи в Варненском районе, много их в Троицком, Чесменском и Верхнеуральском районах.

Десятку наиболее крупных этносов замыкают нагайбаки - этот народ компактно проживает только в Челябинской области. В основном это Нагайбакский район - Фершампенуаз, Париж, часть в Чебаркульском районе, а также в Уйском: Варламово, Попово, Лягушино, Болотово, Краснокаменское. Они говорят на языке, который с точки зрения лингвистики считается татарским, хотя сами они предпочитают называть его нагайбакским. По вероисповеданию нагайбаки православные, и до революции были в составе оренбургсокго казачьего войска, - рассказал доцент, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко.

Каждый народ самобытен, люди помнят и чтят свои национальные обычаи и традиции.

Дарья Нестерова

13:53 Когда наши компьютеры отправятся к пейджерам? Квантовая информатика наступает!

В Южно-Уральском государственном университете ведутся исследования в области квантовой информатики. О том, что квантовый компьютер предоставит фантастические возможности и заставит всех переучиваться, рассказал "Губернии" челябинский ученый Игорь Клебанов.

Из цикла «О нашей «малой» родине»

Средний Урал, особенно его юго-западные районы, интересны в этнографическом плане тем, что они многонациональны. Особое место занимают марийцы: во-первых, они здесь представляют угро-финнов; во-вторых, они были вторыми, после башкир и татар, (а в некоторых случаях первыми), поселившимися несколько столетий назад на обширных просторах древнего Уфимского плато.

Угро-финская группа объединяет 16-ть народов, их всего более 26 млн.; среди них марийцы занимают шестое место.

Само название этого народа «мари», что в переводе означает «человек; мужчина», общемирового значения: это слово имеет такое же значение в индийском, французском, латинском, персидском языках.

Угро-финские племена в глубокой древности жили от Зауралья до Балтики, об этом говорят многочисленные географические названия.

Древняя родина марийцев - Среднее Поволжье, - это берега Волги, междуречье Ветлуги и Вятки: здесь они жили более 1500 лет назад, а погребения говорят: их далекие предки облюбовали этот край 6000 лет назад.

Марийцы относятся к европеоидной расе, но у них наблюдаются некоторые признаки монголоидности, их относят к субуральскому антропологическому типу. Ядром формировавшегося в 1-м. тыс. н.э. в Волго-Вятском междуречье древне-марийского этноса были финно-угорские племена. В 10-м. веке марийцы впервые упоминаются в хазарском документе как «ц-р-мис», Угроведы считают, что среди древнемарийских племен было племя «чере», которое платило дань хазарскому кагану (царю) Иосифу дань, а на основе двух племен «меря» и «чере» (мис) возникла марийская народность, хотя до 1918 года этот народ носил колониальное название «черемис».

В одной из первых русских летописей «Повести временных лет» (12 век) Нестор писал: «На Белоозере седят весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где потече в Волгу, мурома язык свой, и черемиса свой язык...»

«Тогда было около 200 родов, объединенных в 16 племен, которыми управляли советы старейшин. Раз в 10 лет собирался совет всех племен. Остальные племена создавали союзы» - из кн. «Урал и марийцы»; авт. С. Никитин с. 19

По поводу перевода названия племени «черемис» есть разные точки зрения: это и воинственный, и восточный, и лесной, и болотный, и из племени «чер(е), Сар».

«Господь ваш да ниспошлет на вас милость свою и да устроит для вас ваши дела ло своему благословению». (Из Корана)

Есть такая группа народов, которую называют финно-угорская. Когда-то они занимали огромную территорию от Балтики до Западной Сибири", от Севера до большей части Центральной России, охватывая также Поволжье и Предуралье. Угро-финнов в мире 25 млн., среди них марийцы занимают шестое место - около 750 тысяч, из них около 25-27 тыс. в нашей области.

В непросвещенных кругах принято считать, что марийцы до 1917 года были темным и невежественным народом. В этом есть доля правды: до Советской власти элементарную грамоту из 100 марийцев знало 18 мужчин и 2 женщины, но это была не вина народа, а ее беда, источником которой была политика московской власти, которая довела угро-финнов Поволжья до позорного состояния - в лаптях и с трахомой.

Марийцы как угнетаемая нация и в этих условиях сберегли свою культуру, традиции, свою грамоту: они имели свои тамги, которые сохранились с незапамятных времен, знали счет и цену деньгам, обладали неповторимой символикой, особенно в вышивке (марийская вышивка - это древнее пиктографическое письмо!), в резьбе по дереву, многие знали язык соседствующего народа, были по тем меркам грамотные люди из числа сельских старост, волостных писарей.

Нельзя не сказать, что в деле просвещения марийского народа и до 1917 года было многое сделано, и все это благодаря реформам после 1861 года в царствование Александра И. В те годы вышли важные основополагающие и содержательные документы: Положение "О начальных народных училищах", по которому предусматривалось открытие одноклассных училищ с 3-годичным сроком обучения, ас 1910-го года стали открываться 4-летние; Положение "О начальных народных училищах" от 1874 года, разрешающее открытие 2-классных школ с 3-летним сроком обучения, т.е. в 1-м и 2-м классах в общей сложности обучались 6 лет; кроме того, с 1867 года было разрешено учить детей на родном языке.

В 1913 году прошел Всероссийский съезд работников народного образования; там была и марийская делегация, которая поддержала идею создания национальных школ.

Наряду со светскими школами в делах просвещения активно участвовала православная церковь: так, в Красноуфимском уезде с 1884 года стали открываться церковноприходские школы (при этом режиме мы наблюдаем, вопреки ельцинской Конституции, слияние государственной власти и церковной иерархии - братание первых лиц, активное строительство новых приходов при дефиците мест в дошкольных учреждениях и сокращении школ и кадров учителей, введение религиозного предмета в школьную программу, вездесущность церкви - она в воинских частях и тюрьмах, Академии наук и космическом агентстве, в школах и даже... в Антарктиде).

Часто мы слышим «исконный уралец», «коренной красноуфимец» и т.п., хотя знаем, что те же , татары, русские, марийцы, удмурты живут на юго-западе области каких-то несколько сотен лет. А были ли обитаемы эти земли до прихода этих народов? Были - и этим коренным народом были вогулы, так называли манси в период Российской империи, когда наряду с титульной нацией - великороссами - были народы второго плана, так называемые «инородцы».

На географической карте Урала до сих пор сохранились названия рек, поселений с таким названием «Вогулка»: из энциклопедии Ефрона-Брокгауза «Вогулка» - несколько речек в Красноуфимском уезде, левый приток реки Сылвы; в Чердынском уезде - левый приток реки Еловки; в Екатеринбургском уезде на даче Верхне-Тагильского завода; в Верхотурском уезде - стекает с вершин Денежкиного камня.

Манси (вогулы) - народ угро-финской группы языков, они по языку близки с хантами (остяками) и венграми. Ни один народ не приобрел такой известности в науке, вследствие их близкого родства с венграми. Когда-то в древности они заселяли территорию на Север от реки Яик (Урал), позже были вытеснены воинственными кочевыми племенами.

О вогулах писал еще Нестор в «Повести временных лет»: «Югра-народ, говорящий непонятно, и живет в соседстве с самоядью в северных странах». Югрой тогда называли предков манси (вогулов), а самоядью - ненцев.

Второе упоминание в письменных источниках о манси относится к 1396 году, когда в Пермь Великую стали совершать военные походы новгородцы.

Русская экспансия встретила активное сопротивление: в 1465 году вогульские князья Асыка с сыном Юмшаном совершили поход на берега Вычегды; в том же году была организована царем Иваном IIIкарательная экспедиция Устюжанина Василия Скрябы; в 1483 году такие же разорения пришли с полками воевод Федора Курского - Черного и Салтыка Травина; в 1499 году под началом Семена Курбского, Петра Ушакова, Василия Заболоцкого-Бражника. В 1581 году вогулы напали на строгановские города, а в 1582 году подступили под Чердынь; активные очаги сопротивления были подавлены в 17 веке.

Параллельно шла христианизация вогулов; они были впервые крещены в 1714 году, повторно - в 1732 году, позже - даже в 1751 году.

Со времен «усмирения» коренных жителей Урала - манси они были приведены в ясашное состояние и подчинялись Кабинету Его Императорского Величества: «уплачивали в казну один ясак лисицами (2 штуки), взамен чего им разрешалось пользоваться пахотными и сенокосными угодиями, а также лесом, они охотились уже без особой на то платы в казну; освобождены от рекрутской повинности».

О происхождении башкир

Тюркоязычная группа объединяет несколько десятков языков. Регион их распространения обширен - от Яку­тии до берегов Волги, от Кавказа до Памира.

На Урале эта языковая группа представлена башкира­ми и татарами, которые имеют свои государственные об­разования, хотя в реальности за границами этих респуб­лик находятся сотни тысяч их соплеменников (что ста­нет «больным» местом в случае обострения межнациональных отношений).

Поговорим о башкирах. Слово «башкиры» в арабо-персидских источниках приводится в форме «башкард, башгард, баджгард». Сами башкиры называют себя «башкортами».

Существует две точки зрения на происхождение этно­нима «башкиры». «Баш» - голова, «курт» - множество насекомых (например, пчел). Возможно, такая трактов­ка зародилась еще в древние времена, когда люди зани­мались пчеловодством. «Башка-юрт» - отдельное пле­мя, объединившее разрозненные башкирские племена.

Башкиры не коренные жители Урала, их древние сопле­менники пришли сюда с далекого Востока. По предани­ям, это произошло за 16-17 поколений (учти, читатель, взято из источников 1888-91 гг.), то есть 1100 лет назад от сегодняшнего дня. Арабские источники говорят о том, что в 8-м веке семь племен (мадъяр, нъек, кюрт-дьярмат, еней, кесе, кир, тарья) заключили союз в стране Этельгазе, а затем двинулись на Запад. Древней ро­диной башкир многие исследователи считают Алтай. А. Масуди, писатель начала 10-го века, говоря об европейс­ких башкирах, упоминает о племени этого народа, обитающего в Азии, то есть оставшихся на родине. Исследова­тели говорят, что многочисленные башкирские племена смешались в ходе продвижения на Урал с другими пле­менами: с киргиз-кайсаками, волжски­ми булгарами, ногайцами, гуннами, угpo-финнами, вогулами и остяками.

Башкир принято делить на горных и степных, те в свою очередь делились еще на более мелкие племена. Ислам башкиры приняли относительно не­давно: это произошло при хане Узбе­ке в 1313-1326 гг.