Третьяков третьяковская галерея. История государственная третьяковской галереи

Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (известна также как Третьяковка) - художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в инженерном корпусе «Русская живопись XI - начала XX в» (Лаврушинский переулок, д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.

Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Это спустя некоторое время привело к тому, что в 1867 г. для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров. В 1892 году Третьяков завещал свою галерею городу Москве. Фасады здания галереи разработаны в 1900-1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков.

В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был назначен Игорь Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 г. оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции ГТГ.

Илья Ефимович Репин, Портрет Павла Михайловича Третьякова


С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции - как и другие музеи Москвы, ГТГ готовилась к эвакуации. В середине лета 1941 года эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Лишь 17 мая 1945 ГТГ была вновь открыта в Москве.

В 1985 году Государственная картинная галерея, располагавшаяся на Крымском Валу, 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием Государственная Третьяковская галерея. Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».

Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят предназначенные для временных выставок Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах.

В состав федерального государственного учреждения культуры Всероссийское Музейное Объединение Государственная Третьяковская Галерея (ФГУК ВМО ГТГ) входят: Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной, Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей П.Д. Корина, Выставочный зал в Толмачах.

Картины из собрания Государственной Третьяковской галереи

Иван Крамской. Неизвестная, 1883.

Это, пожалуй, самое известное произведение Крамского, самое интригующее, остающееся по сей день непонятым и неразгаданным. Назвав свою картину “Неизвестная”, Крамской закрепил навеки за ней ореол таинственности. Современники буквально терялись в догадках. Ее образ вызывал беспокойство и тревогу, смутное предчувствие удручающего и сомнительного нового - появление типа женщины, не вписывавшейся в прежнюю систему ценностей. “Неизвестно: кто эта дама, но в ней сидит целая эпоха”, - констатировали некоторые. В наше время “Неизвестная” Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности. Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Ее наряд - шляпа “Франциск”, отделанная изящными легкими перьями, “шведские” перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто “Скобелев”, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет - все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот - кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.

И.Е. Репин. Осенний букет, 1892

На картине художник запечатлел свою дочь – Веру Ильиничну Репину. Она собрала последние осенние цветы, гуляя в окрестностях Абрамцева. Сама героиня картины полна жизненной энергии. Она лишь на мгновение остановилась, обернув к зрителю красивое яркое лицо. Глаза Веры чуть прищурены. Кажется, она вот-вот улыбнётся, одарив нас теплом своей души. На фоне увядающей природы девушка смотрится прекрасным, благоухающим цветком, жизнерадостной молодостью и красотой веет от крепкой и статной фигуры. Художник умело и правдиво изобразил её в полный рост – излучающую энергию, оптимизм и здоровье.

Репин писал:

Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги.

Глядя на эту цветущую девушку, верится в вечное торжество жизни, её нескончаемость и обновление. Картина И.Е. Репина «Осенний букет» дарит надежду на неизбежную победу добра над злом, красоты над увяданием и на бессмертие человеческого таланта.

В наследии Ильи Ефимовича Репина портрет занимает видное место. Всё привлекало художника в его моделях – выразительность лица, позы, темперамент, одежда… И каждая работа отличается жизненной полнотой и многосторонностью характеристики. Художническая зоркость мастера позволяла не только передать особенности изображаемого человека, но и создать обобщённый образ – образ того времени, в котором он живёт.

Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками, 1887.

Валентин Александрович Серов подолгу гостил в Абрамцеве, подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова. Здесь, в столовой усадебного дома, и была написана знаменитая картина «Девочка с персиками» – портрет Веры Мамонтовой (1875–1907), двенадцатилетней дочери мецената. Это одно из первых в России произведений импрессионистической живописи. Чистые краски, живой энергичный мазок рождают образ юности, полный поэзии и счастья. В отличие от французских импрессионистов Серов не растворяет предметный мир в свете и воздухе, а заботится о передаче его материальности. В этом проявилась близость художника к реалистам, его предшественникам и учителям – И.Е. Репину и П.А. Чистякову. Особое внимание он уделяет лицу девочки, любуясь ясностью и серьезностью его выражения. Соединяя портрет с изображением интерьера, художник создал новый тип портрета-картины.

Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:

Все, чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, - вот как у старых мастеров

Михаил Александрович Врубель. Царевна-Лебедь, 1900.

Прототипом образа послужила жена художника Надежда Ивановна Забела-Врубель. Мастер был поражён её сценическим воплощением роли Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Надежда Ивановна, известная певица и муза художника, внесла во внутренний мир живописца обаяние женской прелести. Искусство Врубеля и творчество Забелы были связаны между собой незримыми, но прочными нитями. Источником вдохновения Михаила Александровича служили также русский былинный эпос и национальные фольклорные традиции. Опираясь на легенду, миф, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал собственный поэтический мир, красочный и напряжённый, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земной тоской и человеческим страданием.

В самую глубину нашей души заглядывают широко открытые чарующие «бархатные» очи царевны. Она словно всё видит. Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивлённо приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Она будто заколдована. Но вы слышите биение сердца русской сказки, вы пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в её печальные добрые очи, любоваться обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным. Игру изумрудных самоцветных камней на кокошнике у царевны, положение перьев на крыльях художник передал ритмичными мазками, штрихами, похожими на мозаику. Эта ритмичность придаёт образу музыкальность. Она «слышится» в мерцании и переливах воздушных, невесомых красок на первом плане, в тончайших градациях серо-розового, в поистине нематериальной живописной материи полотна, «превращающейся», тающей. Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи.

…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Шишкин, Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу, 1889.

Картина пользуется популярностью благодаря занимательному сюжету. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Показан не глухой лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Мы являемся наблюдателями за дикой природой и ее обитателями.

Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К.А. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. А когда эту картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным.

Виктор Васнецов. Алёнушка, 1881.

Работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов этого времени.

Картина "Аленушка" В.М. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий. На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. Вокруг нее желтеющие березки сбрасывают листья в неподвижную воду, за спиной – плотной стеной встал еловый бор.

Образ Аленушки и реален, и сказочен одновременно. Печальный облик и ветхая, бедная одежда юной героини воссоздают в памяти натурный этюд художника, сделанный с крестьянской девочки-сиротки в год написания картины. Жизненность изображения сочетается здесь со сказочно-поэтической символикой. Над головой Аленушки, сидящей на сером холодном камне, аркой изогнулась тонкая ветка с щебечущими ласточками. По сведениям знаменитого исследователя русской народной сказки А.Н. Афанасьева, с которым Васнецов был знаком через абрамцевский кружок, ласточка приносит добрые вести, утешение в несчастье. Темный лес, омут и распущенные волосы отождествлялись в древних поверьях с бедой, опасностью и тяжелыми думами, а береза, растущая у воды, была знаком исцеления.

Даже если художник не вкладывал в полотно столь подробной символики, оно не производит впечатления безысходности, возможно, потому, что мы помним сказку со счастливым концом.

Сам Васнецов так отзывался о своей картине:«Аленушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы.

Алексей Кондратьевич Саврасов. Грачи прилетели,1871.

«Грачи прилетели» - знаменитая картина русского художника Алексея Саврасова, созданная в 1871 году. Картина является самым известным произведением Саврасова, фактически, он так и остался «художником одной картины».

Этюды к этой картине были написаны в деревне Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Доработка картины происходила в Москве, в мастерской художника. В конце 1871 года картина «Грачи прилетели» впервые предстала перед публикой на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. «Грачи» стали открытием в живописи. Статичные пейзажи Куинджи и Шишкина сразу потеряли статус новаторских.

Произведение было сразу же куплено Павлом Третьяковым для его коллекции.

Константин Дмитриевич Флавицкий. Княжна Тараканова, 1864.

Первоосновой для создания картины послужила история княжны Таракановой, авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва. По повелению императрицы Екатерины II она была арестована и в мае 1775 года была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания. Умерла от чахотки 4 декабря 1775 года, скрыв тайну своего рождения даже от священника.

Картина была написана в 1864 году, и в этом же году впервые выставлена выставке Академии художеств. В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого:

«чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи»

Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника.

Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1777 года (исторические данные говорят о том, что она умерла на два года раньше этого события). На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, прибывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы.

За картину «Княжна Тараканова» художнику Константину Флавицкому было присуждено звание профессора исторической живописи.

Василий Владимирович Пукирев. Неравный брак, 1862.

Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За нее Академия наградила его званием профессора.

Сюжет картины - неравный брак молодой красивой девушки и дряхлого богатого старика. Вокруг равнодушные лица, лишь один молодой человек скрестив руки осуждающе смотрит на пару. Считается что в этом человеке художник изобразил себя, как бы выражая свой протест.

Исаак Левитан. Март, 1895.

Вся картина исполнена той особенной человеческой радости, которая приходит весной. Незакрытая дверь, оставленная у крыльца лошадь Дианка говорят о незримом присутствии людей. Исаак Ильич умел говорить о человеке через пейзаж, умел «искать и открывать в природе – по выражению Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) – прекрасные стороны души человеческой».

Полотно написано в 1895 году в Тверской губернии в имении знакомых Турчаниновых Горки. Исаак Ильич наблюдал и писал первые дни весны, а стремительное её приближение заставляло его торопиться. В несколько сеансов, без какой-либо этюдной подготовки, целиком с натуры мастер написал свой лучезарный Март. Что изображено на холсте? Задворки обычной усадьбы, пригретые и освещённые солнцем, тающий снег с синими тенями, тонкие ветви деревьев на фоне неба, яркая стена дома… Сколько во всём этом весенней мелодии!

Оживление природы в данной композиции раскрывается через поэзию света, ослепительно яркого мартовского солнца, и уж потом подкрепляется порыхлевшим снегом. Мы привыкли называть его «белым», но для зоркого глаза пейзажиста белизна создаётся из множества цветовых оттенков. Снег на картине Левитана живёт – дышит, мерцает, отражает голубое небо. Живописная гамма с её цветовыми тенями построена на импрессионистском сочетании взаимодополняющих цветов. Если импрессионисты растворяют цвет в свете, то Левитан стремился сохранить цвет изображаемого предмета. Полотно Март написано яркими, радостными красками. Непритязательному, обыденному мотиву, почерпнутому из деревенской жизни, автор сумел придать эмоциональную насыщенность, очаровать зрителя непосредственностью передачи лирического чувства. Средствами живописи вызываются не только зрительные, но и другие ощущения. Мы слышим все шорохи и звуки природы: шелест ветвей деревьев, пение капели. Левитан создал пейзаж полный жизни, солнца, напоенный светом и воздухом.

Иван Крамской. Христос в пустыне, 1872.

Задуманная в 1868 году, картина потребовала нескольких лет напряженной внутренней работы. Завершенное произведение сразу же было приобретено непосредственно в мастерской художника Павлом Третьяковым. "По- моему, это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время", - писал он.

Представленный на Второй передвижной выставке "Христос в пустыне" стал сенсацией. Перед картиной разгорались горячие дискуссии, публика искала некий скрытый смысл в этой сильной но безнадежно одинокой фигуре, затерянной в бесплодной каменной пустыне. Крамскому удалось создать o6paз исключительной выразительности равной, возможно, самым трагическим страницам евангельской истории. Аскетизм колорита и живописных приемов лишь усиливает сосредоточенность на нравственной стороне содержания произведения. Тяжелые душевные переживания Христа, может быть, впервые в русском изобразительном искусстве заставляют задуматься о проблеме личного выбора. В этой глубокой драме уже изначально открывается неадекватность ожидания Христа и человеческих возможностей.

"Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало- мальски созданного по обраэу и подобию Божию, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание" - писал художник.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Купание красного коня, 1912.

Самая известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. Написана в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность.

В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России, в имении близ Камышина. Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по черно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нем верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

На большом, почти квадратном полотне, изображено озеро холодных синеватых оттенков, которое служит фоном смысловой доминанте произведения - коню и всаднику. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши, круп и ноги ниже колен обрезаются рамой картины. Насыщенный алый цвет животного кажется еще ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика.

От передней ноги коня, вступающего в воду, разбегаются волны чуть зеленоватого, по сравнению с остальной поверхностью озера, оттенка. Все полотно является прекрасной иллюстрацией столь излюбленной Петровым-Водкиным сферической перспективы: озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено.

Всего на картине изображено 3 коня и 3 мальчика - один на первом плане верхом на красном коне, два других позади него с левой и правой стороны. Один ведет под уздцы белую лошадь, другой, видный со спины, верхом на оранжевой, уезжает вглубь картины. Эти три группы образуют динамическую кривую, подчеркнутую одинаковым изгибом передней ноги красного коня, таким же изгибом ноги мальчика-всадника и рисунком волн.

Считается, что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был шокирован.

Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так у Сергея Есенина родились строчки:

«Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя! Иль ты приснилась мне!
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне».

Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с Блоковской «степной кобылицей». В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Судьба картины сложилась неординарно.

Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году и имело ошеломляющий успех.

В 1914 году она была на «Балтийской выставке» в городе Мальмё (Швеция). За участие в этой выставке К. Петрову-Водкину шведским королём была вручена медаль и грамота.

Разразившаяся Первая мировая война, затем революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции.

После окончания Второй мировой войны и после упорных и изнурительных переговоров, наконец, в 1950 году произведения Петрова-Водкина, в том числе и это полотно, были возвращены на Родину.

Вдова художника передала картину в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, а та в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее.

Ф. Малявин. Вихрь, 1906.

Картина «Вихрь» – вершина творчества Филиппа Андреевича Малявина – была задумана им в 1905 году (этим годом датирован эскиз к ней из собрания Третьяковской галереи). События первой русской революции 1905–1907 годов повлияли на выбор сюжета и живописно-пластическую манеру огромного монументального холста. Масштабность полотна подчеркивает значительность замысла. Все поле картины заполнено буйным вихрем красок, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица крестьянок. Преобладающий красный цвет благодаря экспрессии кисти и интенсивности накала теряет свойства обозначения предметного мира, но приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией. Это предвестие назревающего народного бунта и вместе с тем стихия русской души. Символическое восприятие цвета у Малявина во многом идет от иконы – в детстве он несколько лет учился иконописи в Афонском монастыре в Греции, где был замечен скульптором В.А. Беклемишевым и отправлен им в Академию художеств в Петербурге.

Казимир Малевич. Черный квадрат, 1915.

Чёрный квадрат - самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году. Представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.

Работа была выполнена Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.

Работа была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».

Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом. Один из «Квадратов», хотя и датирован автором 1913-м годом, принято относить к рубежу 1920-х-1930-х годов. Им были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» - «Белое на белом») - один.

Существует версия, что «Квадрат» был написан к выставке - поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу:

Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только.

Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.

Крупнейший на тот момент художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал сразу после выставки:

Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны.

На знаковой выставке 2004 года в варшавской галерее «Захента» «Варшава - Москва, 1900-2000», где выставлялись более 300 картин, скульптур, инсталляций (в частности, много картин русского авангарда) «Квадрат» из Третьяковской галереи был представлен в качестве центрального экспоната выставки. При этом он был вывешен в «красном углу», как на выставке «0.10».

В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге по два «Квадрата»: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одна из работ принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрёл у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США (30 миллионов рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот первый из существующих вариантов холста с изображением «Чёрного квадрата» кисти основателя супрематизма.

Один из «Чёрных квадратов», написанный в 1923 году, является частью триптиха, в который также входят «Чёрный крест» и «Чёрный круг».

В 1893 году уже выставлялась аналогичная картина Альфонса Алле, под названием «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».

Юрий Пименов. Новая Москва, 1937.

Картина является частью серии работ о Москве, над которой художник работал с середины 1930-х годов. Художник изобразил площадь Свердлова (сейчас Театральная), расположенную в центре города, неподалеку от Кремля. Видны Дом Союзов и гостиница «Москва». Сюжет картины - женщина за рулём автомобиля - довольно редкое явление для тех лет. Этот образ воспринимался современниками как символ новой жизни. Необычно и композиционное решение, когда изображение похоже на кадр, выхваченный объективом фотоаппарата. Пименов акцентирует внимание зрителя на фигуре женщины, показанной со спины, и как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город её глазами. Так создаётся ощущение радости, свежести и весеннего настроения. Всему этому способствует импрессионистская манера письма художника и нежный колорит картины.

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея (г. Москва). Лаврушинский переулок, 10) - художественный музей, содержащий одну из самых крупных в мире коллекций произведений русского изобразительного искусства. Галерея основана купцом и меценатом Павлом Третьяковым в 1856 году. В советский период расширилась в крупный музейный комплекс. В настоящее время, кроме музейного комплекса в Лаврушинском и Малом Толмачевском переулках, Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская Галерея" включает большой выставочный комплекс Третьяковская галерея на Крымском Валу (Крымский Вал, 10), музей-квартиру А.М. Васнецова (Фурманный переулок, 6), дом-музей В.М.Васнецова (переулок Васнецова, 13).

Официальный сайт Третьяковской галереи:

1874 год - Верещагин проводит выставку картин туркестанского похода и путешествия по Средней Азии. Павел Третьяков восхищён творчеством Верещагина и стремится приобрести всю выставку (всю серию картин) в свою галерею для обязательной постоянной демонстрации. Третьяков купил выставку за 92 000 рублей, что было очень высокой ценой для того времени.

1874 год - Закончено строительство двух первых музейных залов галереи и открыто их постоянное посещение.

1876 год - Павел Третьяков становится сторонником «Передвижников » (Товарищества передвижных художественных выставок - ТПХВ) и начинает покровительствовать их творчеству, покупая и заказывая большое количество картин И.Н. Крамского, И.И. Шишкина , А.К. Саврасова, Н.Н. Ге и др.

1882 год - к галерее пристроены 6 новых залов.

1885 год - к дому пристраивается еще 7 залов. приобретены картины В.И. Сурикова , картины И.Е. Репина , работы В.М. Васнецова , И.И. Шишкина , И.Н.Крамского, И.И. Левитана , В.Д. Поленова и другие.

1892 год - Павел Третьяков передаёт галерею со зданием и всей коллекцией в собственность Московской городской думы. Сам Третьяков получил звание Почётного гражданина Москвы и назначается пожизненным попечителем галереи.

4 (16) декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».

1904 год - закончено строительство знаменитого фасада Третьяковской галереи, спроектированного по рисункам художника В. М. Васнецова.

16 января 1913 года - в галерее произошло трагическое событие. На картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» напал вандал с ножом. Узнав о порче картины, хранитель Третьяковской галереи (Е. М. Хруслов) покончил с собой, бросившись под поезд. Илья Репин собственноручно восстанавливал картину, практически вырисовывая заново лица.

1913 год - московская городская дума избирает попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря.

1918 год - после революции галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и стала государственной.

1926 год - директором музея стал академик А. В. Щусев.

1928 год - произведён серьёзный ремонт здания, системы отопления, организована вентиляция, проведено электричество.

1932 год - здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах было передано Третьяковской галерее для запасника.

1936 год - был открыт новый двухэтажный корпус, ведутся работы по организации непрерывного маршрута посещения. Галерея пользуется популярностью, а некоторые картины передвижников используется советской властью для идеологического воспитания.

1941 год - летом начинается срочная эвакуация экспозиции в Новосибирск. Потребовался эшелон из 17 вагонов.

1956 год - отмечен 100-летний юбилей Третьяковской галереи.

1985 год - достроен депозитарий - реставрационные мастерские и хранилище произведений.
Здание на Крымском Валу д. 10, было объединено с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс.

1989 год - к основному зданию галереи (слева от парадного фасада) был пристроен новый «Инженерный корпус». В нём размещена большая часть современных инженерных систем музея.

Третьяковская галерея - один из самых известных музеев в России, да и во всем мире. Обширная экспозиция охватывает период с одиннадцатого века и до сегодняшнего дня. Сложно представить, что Третьяковская галерея, залы которой стали отражением русского искусства от древности до современности, началась с частной коллекции.

Домашняя коллекция

Дом в Лаврушинском переулке Третьяковы приобрели в 1851 году. Глава семейства, Павел Михайлович, был удачливым бизнесменом, но при этом он был известным меценатом, вкладывал средства во многие благотворительные программы. Он был страстным коллекционером, собирал картины, скульптуры, иконы и прочие произведения искусства.

У него была глобальная цель - создать национальную галерею, а не просто музей. Началом коллекции стали десять картин, написанных голландскими мастерами. Изначально Третьяковская галерея, залы которой были открыты лишь для членов семьи и гостей, была в доме, где жили Третьяковы. Но коллекция очень быстро разрасталась, и места для демонстрации не хватало. При жизни владельца производились многочисленные перестройки. И еще при Павле Михайловиче у горожан появилась возможность посетить такое культурное заведение, как Третьяковская галерея. Залы расширялись, а экспозиция росла постоянно. О популярности музея говорит тот факт, что за первые четыре года ее посетители свыше 30 тысяч человек.

Спустя 40 лет после того, как было положено начало коллекции, передал ее в дар Москве. Собрание было дополнено произведениями искусства, хранящимися у второго брата, Сергея. Так появилась в Москве «Галерея Павла и Сергея Третьяковых». Еще один известный меценат Морозов передал шедевры Ренуара, Ван Гога, Моне. Несмотря на передачу городу, оба мецената продолжали пополнять коллекцию. После смерти Третьяковых весь дом в Лаврушинском переулке перешел в ведение города.

Новая жизнь коллекции

В 1913 году попечителем и директором галереи был назначен И. Э. Грабарь. Он был не только талантливым художником, архитектором и историком искусств, но и организатором. Именно он провел колоссальную работу по систематизации коллекции. Он распределил полотна по историческим периодам, чтобы у посетителей была возможность проследить путь развития русского искусства. При нем же была основана и реставрационная мастерская. В конце года работы, висящие в зале Третьяковской галереи, были доступны для осмотра широкой публикой.

После революции все собрание было национализировано и передано молодой республике. Была создана «Государственная Третьяковская галерея», залы которой стали доступны для всех слоев населения. Коллекция значительно расширилась за счет объединения с другими музеями и передачей частных собраний, которые были национализированы в годы советской власти.

Во время войны музейные фонды были вывезены в Новосибирск. Фашисты бомбили столицу нещадно. Две фугасные бомбы в 1941 году угодили прямо в Третьяковку, нанеся существенный урон. Но уже на следующий год началось восстановление музея, и к 1944 году двери любимой жителями столицы галереи вновь распахнулись для посещения.

Залы Третьяковки

С самого основания галереи здание многократно перестраивалось. Возникали новые переходы и дополнительные помещения, чтобы коллекция представала во всей красе. На сегодняшний день экспозиция размещается в 106 залах. Большинство находится в здании в Лаврушинском переулке, там их 62. Также в комплекс входит музей-храм Св. Николая Чудотворца, мастерская-музей Голубкиной, дом-музей Васнецова и дом-музей Корина. Каждый зал в Третьяковской галерее - это возможность прикоснуться к искусству, увидеть гениальные шедевры. В коллекции хранится свыше 150 тысяч экспонатов, большинство из которых знакомы каждому с детства. Репродукции многих картин входили в школьные учебники всей страны. По этим картинам можно познавать Россию. Ведь море у нас, как на леса - как у Шишкина, природа, как у Левитана. Даже лучший портрет Пушкина, известный каждому школьнику, выставлен именно здесь.

Зал иконописи

В каждом уголке Третьяковки есть полотна, от которых захватывает дух. Но, пожалуй, один из самых таинственных залов - это зал иконописи. При передаче коллекции Павел Михайлович вместе с картинами передал и 62 иконы из своего собрания. Сейчас в музее их несколько сотен. Каждая из них отражает путь православия на русской земле. Среди них работы Рублева, Феофана Грека и других известных иконописцев. А в домовом храме Третьяковки выставлен один из самых почитаемых и древних образов - Владимирская Божья матерь. Ей уже больше 900 лет.

Экспозиция в Лаврушинском переулке

В здании в Лаврушинском переулке, со знаменитым Васнецовским фасадом, сосредоточена основная часть коллекции. В 62 залах, разделенных на 7 зон, в хронологическом порядке выставлены работы лучших мастеров России и не только. Как велика и разнообразна Третьяковская галерея. Описание залов заняло бы несколько томов печатного издания. Отправляясь на экскурсию, лучше выбрать конкретного художника или картину, которой посвятить основное время. Иначе знакомство с галерей будет очень поверхностным и неполным. Названия залов Третьяковской галереи соответствует выставленным в них коллекциям.

Так, древнерусское искусство представлено иконописью.

А в залах XVIII-XIX веков выставлены полотна великих мастеров Левицкого, Рокотова, Иванова, Брюллова. Для демонстрации картины Иванова «Явление Христа народу» была построено специальное помещение. А Рокотов прославился самым большим количеством портретов неизвестных. Ему было важно запечатлеть и передать на холсте черты и характер человека, но при этом он вовсе не обязательно должен был быть знаменитым. Из работ Брюллова можно отметить мастерски выполненную работу «Всадница», где юная девушка с поразительной грацией сидит верхом на великолепном жеребце.

Также захватывает внимание зал, где представлены работы художников второй половины XIX века. Здесь можно погрузиться в волшебный мир реалистичного искусства, где каждая деталь выполнена с поразительной тщательностью. В картинах Репина физически ощущается, как припекает солнышко на лужайке, как колышется каждый листочек от ветра. А «Три богатыря» Васнецова словно и сегодня защищают рубежи страны от непрошенных захватчиков. Кстати, здесь же можно увидеть и работы Васнецова-младшего.

Картины Сурикова «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» передают эмоциональный накал каждого участника тех событий. Здесь нет ни одного равнодушного лица или случайного персонажа. Все прописано с достоверностью, поражающей воображение.

В разделе, отражающем живопись рубежа XIX-XX веков, представлены работы таких гениев, как Серов, Врубель, а также представителей Союза русских художников.

Сокровища русского искусства

Велика и разнообразна Третьяковская галерея. Залы, картины, скульптуры, графика не оставят равнодушным никого. Отдельной частью экспозиции является «Сокровищница», где выставлены предметы из драгоценных металлов и самоцветов. Тонкая работа ювелиров завораживает.

Графика

Отдельный зал посвящен графическому искусству. Все работы, представленные в этой технике, очень боятся света, это хрупкие творения. Поэтому для их демонстрации смонтировано специальное освещение, слегка приглушенное. Здесь выставлено крупнейшее собрание русской графики. А еще небольшая, но не менее ценная коллекция портерной миниатюры.

Современное искусство

В здании на относящемуся к Третьяковке, представлено искусство начиная с советского периода и до наших дней. Посетители с интересом наблюдают, как идеология влияет на художника.

Залы мастеров

В собрании есть единичные работы, а есть и целые коллекции картин одного мастера. Зал, посвященный художнику в Третьяковской галерее, вмещает только его работы разных периодов. Таковой являтся экспозиция работ Шишкина. Но и другие мастера кисти удостоились подобной чести.

С момента своего открытия Третьяковка стала богатейшим собранием живописи и предметов искусства. Даже Русский музей, созданный на государственном уровне, проигрывал по популярности этому частному собранию.

Третьяковка за более чем столетие существования успела стать легендарной: каждый год увидеть хранящиеся здесь экспонаты приезжают люди из всех уголков земного шара. Уникальный музей, собравший в своих стенах живописные шедевры, ведет рассказ не только о развитии искусства, но и о нелегком пути русского народа, отраженном в картинах прославленных отечественных мастеров.

Долгая и славная официально началась в 1856 году. Возникновение знаменитейшего теперь музея связано с именем Павла Михайловича Третьякова, который в то время начал собирать коллекцию работ современных ему отечественных художников.

О Павле Михайловиче Третьякове

Павел Михайлович Третьяков появился на свет в 1832 году в богатой семье, принадлежавшей к известному купеческому роду. Как и все отпрыски состоятельных фамилий, Павел получил отличное образование. Со временем он стал помогать отцу в коммерческих делах. После ухода из жизни обоих родителей, Третьяков занялся развитием семейного дела: фабричное предприятие росло и приносило все больший доход.

Однако Павла Михайловича всегда интересовала история искусства. О создании первой постоянной экспозиции русской живописи он задумывался еще задолго до основания музея. Правда, за два года до открытия Третьяковской галереи будущий меценат приобрел картины голландских мастеров, и только в 1856 году было положено начало его легендарной русской коллекции. Первыми полотнами в ней стали написанные маслом «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. Тогда имена этих художников еще не были известны широкой публике, а Павел Михайлович начал свое собрание картин именно с их работ.

В течение нескольких десятилетий Третьяков собирал полотна выдающихся мастеров живописи, поддерживал дружеские отношения со многими художниками и помогал тем из них, кто в этом нуждался. Краткая история зарождения великой коллекции не вместила бы в себя имен всех, кто был благодарен меценату.

Дом для картин

Третьяковская галерея в Москве входит в число ведущих мировых музеев. Основное здание находится в Лаврушинском переулке, относящемся к одному из древнейших районов столицы - Замоскворечью, новые залы - на Крымском валу.

История здания Третьяковки - это постоянное расширение площадей. Изначально картины располагались непосредственно в доме коллекционера. Затем к купеческому особняку Третьяковых был пристроен своеобразный пассаж, который окружил дом с трех сторон. С 1870 года выставка стала доступной для посещения. С течением времени пришло понимание, что вместить всю живописную коллекцию на имеющемся пространстве уже невозможно, поэтому в 1875 году и было построено по особому распоряжению Павла Михайловича здание Третьяковской галереи, постоянно прирастающее с тех времен необходимыми площадями.

Пополнение собрания: основные вехи

По замыслу создателя, Третьяковский музей должен быть включать в себя только работы русских художников и только те их произведения, которые бы передавали особую сущность подлинной русской души.

Летом 1892 года коллекция была преподнесена в дар Москве. На тот момент собрание состояло из 1 287 картин и 518 графических произведений русских художников. Экспозиция включала в себя еще и более 80 работ европейских авторов и многочисленное собрание икон. С тех пор за счет городской казны галерея начала пополняться настоящими шедеврами мирового искусства. Таким образом, к роковому для истории России 1917 году коллекция Третьяковки состояла уже из 4 000 единиц хранения. Спустя год галерея стала государственной, тогда же произошла и национализация разнообразных частных коллекций. Помимо этого, история художественного собрания продолжилась вхождением в фонд произведений из небольших московских музеев: Цветковской галереи, Румянцевского музея, Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова. Именно поэтому уже в начале тридцатых годов прошлого столетия коллекция была более чем пятикратно увеличена. В это же время работы западноевропейских мастеров переходят в другие собрания.

Такова история создания Государственной Третьяковской галереи, хранящей полотна, способные воспеть самобытность русского человека.

День сегодняшний и перспективы

Сейчас Третьяковская галерея - уже не просто музейная экспозиция, но и центр по изучению искусства. Мнение ее работников и специалистов высоко ценится во всем мире, эксперты и реставраторы считаются одними из самых профессиональных в современном мире искусства. Уникальная местная библиотека - еще одно достояние Третьяковки: книжное собрание содержит более 200 000 специализированных томов по искусству.

Наиболее значимые экспонаты выставляются в историческом здании. Экспозиция поделена на разделы:

  • древнерусское искусство (XII–XVIII веков);
  • живопись с XVII столетия до первой половины XIX;
  • живопись второй половины XIX и рубежа XIX и XX веков;
  • русская графика XIII – начала XX столетия;
  • русская скульптура XIII – начала XX века.

Сегодня коллекция включает более 170 000 произведений русского искусства, при этом пополнение экспозиций и хранилищ продолжается. Художники, частные дарители, разнообразные организации и наследники приносят в дар замечательные работы, а значит, не завершена и история создания уникального собрания отечественных шедевров.

Братья Третьяковы происходили из старинного, но не очень богатого купеческого рода. Их отец, Михаил Захарович, дал им хорошее домашнее воспитание. С юности они занялись семейным делом, сначала торговым, а затем и промышленным. Братья создали знаменитую Большую Костромскую мануфактуру льняных изделий, много занимались благотворительностью и общественной деятельностью. Оба брата были коллекционерами, но Сергей Михайлович занимался этим как любитель, а вот для Павла Михайловича это стало делом всей его жизни, в котором он видел свою миссию.

Павел Михайлович Третьяков – не первый собиратель русского искусства. Известными коллекционерами были Кокорев, Солдатенков и Прянишников, в свое время существовала галерея Свиньина. Но именно Третьякова отличало не только художественное чутье, но и демократические убеждения, глубокий истинный патриотизм, ответственность за родную культуру. Важно то, что он был и коллекционером, и меценатом художников, а порой и вдохновителем, моральным соавтором их творчества. Ему мы обязаны великолепной портретной галереей выдающихся деятелей культуры и общественной жизни. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания.

Первые картины русских художников были приобретены Третьяковым еще в 1856 году (эта дата и считается годом основанием галереи). С тех пор коллекция постоянно пополнялась. Располагалась она в принадлежащем семье доме в Замоскворечье, в Лаврушинском переулке. Это здание является основным корпусом музея. Оно постоянно расширялось и перестраивалось для нужд экспозиции, а в начале ХХ века приобрело знакомый нам вид. Фасад его был выполнен в русском стиле по проекту художника Виктора Васнецова.

С момента основания галереи Павел Третьяков решил передать ее городу и уже в завещании от 1861 года оговорил условия этой передачи, выделив большие суммы на ее содержание. 31 августа 1892 года в своем заявлении в Московскую городскую думу о передаче Москве его галереи и галереи покойного брата он писал, что делает это, «желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию». Городская дума с благодарностью приняла этот дар, постановив выделять ежегодно пять тысяч рублей на приобретение новых экспонатов коллекции. В 1893 году галерея была официально открыта для публики.

Павел Третьяков был очень скромным человеком, не любившим шумихи вокруг своего имени. Он хотел тихого открытия и, когда были организованы торжества, уехал за границу. Он отказался от дворянства, которое было пожаловано ему императором. «Я родился купцом и умру купцом», – объяснил свой отказ Третьяков. Однако он с благодарностью принял звание почетного гражданина Москвы. Это звание было присвоено ему городской думой как знак высокого отличия и благодарности за его высокие заслуги в деле сохранения русской художественной культуры.

История музея

Важной вехой в истории Третьяковской галереи было назначение в 1913 году на пост ее попечителя Игоря Грабаря, художника, искусствоведа, архитектора и историка искусств. Под его началом Третьяковка стала музеем европейского уровня. Первые годы советской власти Грабарь оставался директором музея, которому декретом Совнаркома в 1918 году был присвоен статус национального достояния.

Алексей Щусев, ставший директором галереи в 1926 году, продолжил расширение музея. Третьяковская галерея получила соседнее здание, в котором расположилась администрация, рукописный и другие отделы. После закрытия церкви Святителя Николая в Толмачах ее переоборудовали для запасников музея, а в 1936 году появился и новый корпус, называемый «Щусевским», который сначала использовался как выставочный, но затем в нем также разместилась основная экспозиция.

В конце 1970-х годов открылся новый корпус музея на Крымском Валу. Здесь постоянно проходят масштабные художественные выставки, а также хранится коллекция отечественного искусства XX века.

Филиалами Третьяковской галереи также являются Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира его брата – А. М. Васнецова, Музей-квартира скульптора А. С. Голубкиной, Дом-музей П. Д. Корина, а также храм-музей Святителя Николая в Толмачах, в котором с 1993 года возобновлены богослужения.

Собрание музея

Наиболее полной является коллекция искусства второй половины ХIХ века, равных ей нет. Павел Михайлович Третьяков был, пожалуй, главным покупателем работ передвижников с самой первой их выставки. Картины Перова, Крамского, Поленова, Ге, Саврасова, Куинджи, Васильева, Васнецова, Сурикова, Репина, приобретенные еще самим основателем Третьяковской галереи, – гордость музея. Здесь собраны поистине лучшие образцы золотого века русской живописи.

Прекрасно представлено и искусство художников, не принадлежащих к передвижникам. Работы Нестерова, Серова, Левитана, Малявина, Коровина, а также Александра Бенуа, Врубеля, Сомова, Рериха заняли почетное место в экспозиции. После Октября 1917-го коллекция музея пополнялась как за счет национализированных коллекций, так и благодаря работам современных художников. Их холсты дают представление о развитии советского искусства, его официальных течений и подпольного авангарда.

Третьяковская галерея продолжает пополнять свои фонды. С начала ХХI века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, скульптуры, есть ценный архив рукописей. Богатая коллекция древнерусского искусства, икон – одна из лучших в мире. Начало ее было положено еще Третьяковым. После его смерти она составляла около 60 предметов, а в данный момент насчитывает около 4000 единиц.