Стиль барокко в французской архитектуре. Барокко во франции

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Барокко - (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, зародившийся в Италии в середине XVI и до середины XVIII вв. преобладающий в искусстве Европы. Берёт начало в позднем ренессансе. Основные черты барокко: парадность, эффектность, пышность, динамичность, грандиозность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени, цвета, фактур материала, совмещение реальности и фантазии. Этот стиль получил широкое распространение во Франции, Австрии, на юге Германии и т.д. В России барокко появилось позднее в 18-19 веке как симбиоз барокко и рококо.

Во Франции интерьеры барокко в основном пред­ставлены в дворцовой архитектуре. Центром зальных помещений, как правило, служил камин. Интерьер характерный для барокко: праздный, яркий, насыщенный, жизнерадостный, торжественный, роскошный. Характерно использование дорогостоящих материалов, фресок и росписей на стенах и своде. Стены облицовывали мрамором, украшали золоченым резным декором или затягивали дорогими тканями. Также стены обивали золочеными кожами. Этот прием декорирования был очень популярен в то время. Золоченые набивные кордовские кожи на стенах можно было встретить во многих дворцовых апартаментах. Применяли и классические деревянные панели из дуба или сосны. Сосновые панели тонировали под благородные породы дерева, в конце века панели стали окрашивать в однородные белые, голубые или светло-зеленые тона. Полы были в основном мраморные. Паркет не получил во Франции такого распространения, как в странах Северной Европы. Паркетные полы было принято застилать персидскими коврами и простыми циновками. В XVII веке меняется традиционная форма камина. Камины с шатровым наве­сом исчезали. Теперь камин выглядит как прямоугольный выступ в стене. Под потолком и внизу камин оформлялся карнизом и цоколем. Над камином располагается зеркало, а каминную полку украшают парными подсвечниками, вазонами, фарфоровыми безделушками, бюстами, часами. Появляется такая неотъемлемая деталь камина, как экран. Экраны обычно затягивают гобеленовыми тканями. Мебель делается из местных пород дерева, украшается резьбой и позолотой, либо из привозных дорогих пород, очень часто в это время – из черного (эбенового) дерева. В этом случае применяется инкрустация серебром, медью, перламутром, используют накладные пояски и барельефы из золоченой бронзы.

Источником вдохновения и традиционным местом обучения для французских мастеровых, архитекторов и художников была Италия. Но в середине семнадцатого века французская культура совершила определенный прорыв. Ей удалось не только наладить собственное производство высокохудожественных вещей, но и стать законодательницей мод для всей Европы. Многие французские интерьеры барокко обнаруживают зависи­мость от итальянских образцов, о чем, к примеру, свидетельствует французский проект XVII в. Версаль. Версаль - это великолепный дворцово-парковый ансамбль на территории Франции, строительство которого было задумано и осуществлено волею короля Франции Людовика XIV (1638–1715). Людовик XIV, известный как Король-Солнце, захотел иметь замок в окрестностях Парижа, где он мог бы осуществлять процесс организации и управления правительством по своему усмотрению. Поэтому Людовик XIV обосновался в королевском охотничьем замке в Версале, построенном еще при Людовике XIII. Во времена строительства дворца Версаль был всего лишь небольшой деревней. По приказу Людовика XIV в Версале начались работы по перестройке и расширению замка и созданию садово-паркового ансамбля. Замок за следующие десятилетия настолько увеличился, что стал самым большим дворцом в мире. Позднее в Версаль переехал королевский двор, который стал официальной королевской резиденцией. Вся власть Франции была сосредоточена в этом дворце. Поэтому Версаль известен не только своей архитектурой, но и как символ системы абсолютной монархии Людовика XIV. Строительство Версаля продолжалось в течение всего XVIII века. Лучшие художники работали над оформлением резиденции короля. Версальский ансамбль является главным памятником французской архитектуры эпохи короля-солнца Людовика XIV. В тройку самых масштабных интерьеров резиденции входила знаменитая Зеркальная галерея, которую создал арх. Ардуэн-Мансар Жюль. Зеркальная галерея является отличным примером французского барокко. Она расположена в правой части Версальского дворца и представляет собой длинный зал 73 x10,5 м, невероятной высоты – 12,3 м – почти пятиэтажный дом. Стоечно-балочная система, состоит из вертикальных и горизонтальных стержневых несущих элементов. Вертикальный элемент – стойка(колонна, столб) – представляет собой прямолинейный стержень, который воспринимает все вертикальные нагрузки от горизонтального элемента (балки); горизонтальные нагрузки, приходящиеся на стойку, и передает усилия от этих воздействий на фундамент. Семнадцать больших окон зала, выходящих на парк, расположены симметрично и сделаны в виде арок. Своими пропорциями окна гармонируют с резными золочеными дверями. Напротив окон на стене арочные членения с зеркальными панно. Панно из небольших зеркальных фрагментов стыкуются золотой рамой. зеркальной галереи был использован новый для того времени архитектурный прием, все зеркала располагались параллельно окнам, что создавало иллюзию того, что галерея по обе стороны смотрит окнами в сад. Создавался удивительно сказочный эффект расширения пространства и единения архитектуры и природы. Все зеркала галереи выполнены французскими мастерами. Карниз с пышной резьбой и золочением. Пилястры коринфского ордера (база и капитель вызолочены). Отделка стен - имитация под мрамор (финто мармо ), роспись по дереву, различные породы мрамора. В амбразуре окон и своде кессоны с золочеными розетками. Экседры с полукруглым завершением, в них статуи. Свод галереи украшен тридцатью фресками Шарля Лебрена, Все фрески объединяет тема побед воинственного короля, среди которых выделяется «Вторая победа над Франш-Конде». Во фресках Лебрен тонко переплетал сюжеты важных исторических событий и мифологию, ввел аллегорические образы, в которые как будто случайно проникли сцены будничной жизни. Главный герой каждой композиции - король. И вообще при украшении всего Версальского дворца была одна цель - в монументальном стиле воздать славу королю. Монарх изображен в различных образах: римский император, великий правитель королевства, завоеватель иностранных держав. Также на сводах галереи художник расположил 12 медальонов и 6 стукковых рельефов. В угловых медальонах представлены важные события того времени: судебные и финансовые государственные реформы, восстановление навигации и покровительство искусствам. На полу наборный паркет. Зеркальная галерея была обставлена массивной мебелью из чистого серебра по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала настолько тонкая чеканка, что стоимость ее во много раз превышала стоимость самого материала. Однако после 1690 года, согласно королевскому эдикту против роскоши, она была переплавлена на монеты. Сейчас там золоченая мебель с пышной резьбой. Люстры выполнены из богемского хрусталя. Все заполнено светом даже в пасмурную погоду. При различном освещении создаются разные впечатления. При Людовике XIV в Зеркальной галерее проходили самые торжественные церемонии, королевские бракосочетания, приемы и балы. Зеркальная Галерея, возведенная в честь Людовика XIV, теперь является одним из главных шедевров Версаля.

Введение

В 17 веке во Франции появился новый стиль, этот стиль получил название «барокко», что в переводе с итальянского означает вычурный. Сам стиль по сути имеет итальянское происхождение, но во Франции барокко получил более обширное распространение. В это время становятся популярным оформлять интерьеры залов дворца в барочном стиле. Так же появляются новые элементы декора, новая мебель.

Спустя 5 веков стиль барокко остаётся актуальным и для наших дней. По-прежнему в этом стиле украшают залы дворцов и даже обычные квартиры зачастую приобретают барочный вид.

Для меня очень важно знать о стиле барокко всё, ведь это маленькая, но очень важная частичка мирового искусства. И чтобы я смогла попытаться построить будущее искусства, я должна знать его прошлое.

Интерьер Франции, стиль барокко.

Стиль барокко утвердился в эпоху мануфактурного производства, приблизительно в начале 17 века, но не смотря на это, термин барокко появился значительно позже. Существует несколько версий его появления, причём все они имеют итальянское происхождение, но абсолютно не похожи по сути.

По одной версии, этот термин произошёл от слова baruecco - жемчужина неправильной формы; по другой - от названия одной из форм схоластического (религиозно - драматического) силлогизма - baroco, ну а третья вообще утверждает, что он образован от слова barocco, обозначающего нечто грубое, неуклюжее, фальшивое. Появления последней версии обусловлено тем, что в 18 веке термин барокко приобрёл значение отрицательной эстетической оценки: барочным называлось всё неестественное, произвольное, преувеличенное.

Именно такой стиль - псевдобарокко - и получается в результате чрезмерного использование пышных атрибутов барокко, когда в угоду показанной роскоши пренебрегают целостностью композиции и чувством меры.

Идеологическими предпосылками появления в 17 веке нового стиля стали ослабление духовной культуры и силы религии в Европе, раскол церкви на протестантов и католиков, борьба различных вероучений, отражающих интересы противоположных классов: католицизм стремился сохранить феодальные тенденции, протестантизм - укрепить буржуазные. В это же время более значительная роль стала отводится государству, что способствовало возникновению противостояния религиозного и светского начала.

Со второй половины 17 века Франция выдвигается среди других стран Европы на всех поприщах культуры. Всеми видами искусства ведает специальный департамент. Во главе его становится Шарль Лебрен, который насаждает в произведениях искусства полное единообразие стиля, насыщенного и торжественного. В барочном стиле меняется характер исходных геометрических форм: появляются мотивы динамичных овалов, спиралей, линии изламываются, искривляются. Введение кривой линии в мебельные формы не простая задача, так как древесина с трудом поддаётся гнутью. Для формирования изогнутых поверхностей остаётся довольно трудоёмкая техника склеивание кусочков фанеры. Шероховатости и неровности, появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Так из продиктованной необходимостью сложной столярной техники зародился приём отделки изделий мебели: техника деревянного мозаичного набора с лакировкой поверхностей предметов. Из материалов использовалось дерево местной породы, покрытое позолотой, или дорогое привозное цветное, главным образом, чёрное дерево, богато инкрустированное серебром, медью, перламутром, черепахой и деревом других цветов.

В практику мебельщиков широко входит фанерование и техника деревянного набора. Вместо дуба все чаще для изготовления мебели используется мягкий орех, более пригодный для резьбы и полировки. Дерево обыкновенно сплошь покрыто позолотой. В качестве декора применяли бронзовые позолоченные накладки. По мере развития нового стиля осваивались такие отделочные материалы как слоновая кость, черепаший панцирь, фарфор, перламутр, зеркало, каменная мозаика. Появления разнообразных приёмов фанерования, а также расширение круга используемых пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интарсии. Широко распространение получил прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор. Мебель в стиле барокко проста по форме, тяжеловесна и пресыщена орнаментацией.

Форма предметов приобретает волнистый силуэт.

Этот эффект достигается благодаря профилированным цоколям, карнизам и фронтонам.

Опоры вытачиваются в виде валют, в качестве украшений используется придуманный живописцами ормушль.

Мебели во дворце было немного, но она отличалась изысканностью и великолепием.

Табуреты, кресла, стулья, столы стояли строго возле стен. В 17 веке во Франции проводится резкая грань между дворцовой мебелью, необыкновенно богатой, и мебелью обывателей.

Мебель для сидения - стулья, кресла, диваны - утратили прямые формы, в частности, изменились ножки. Они стали изогнутыми, что придало мебели лёгкость. Саму мебель обивали дорогими тканями, декорировали позолотой и бахромой. В эпоху барокко появляются первые мебельные комплекты и входят в обиход шезлонги, кресла с сильно отогнутой спинкой и удлинённым сиденьем для вытянутых ног. Их обивка была яркой, из богатой декоративной ткани. Верхний край спинки дивана делали волнистыми. Кресла, стулья и диваны в эту эпоху обычно имеют очень высокие спинки, заканчивающиеся полукруглым верхом выше головы сидящего. Они всегда обиты тканями и украшены бахромой по нижней кайме сиденья и у локотников. Ткань прикреплена рядом гвоздей с большими полукруглыми шляпками. Ножки или пирамидальной формы, обращенные вершиной вниз, украшенные профилировкой, или же в виде изогнутых наподобие буквы S завитков, концы которых украшены акантовыми листьями (см. рис. 5). Диваны той эпохи представляют собою как бы соединения из трёх поставленных рядом кресел. Верхняя часть спинки дивана имеет волнистую линию, повторяющую верхушки соединенных кресел.

Столы эпохи барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора или мозаики.

Форма их могла быть любой, но самыми модными считались круглые и прямоугольные столы.

Особенно замечательны ножки барочных столов - богато инкрустированные, в виде женских фигур или с головами львов и баранов, поддерживающих столешницу.

Края столов украшались богатой резьбой и инкрустацией. А также в интерьерах появились столы - бюро, туалетные и ночные столики, небольшие столики для подсвечников и декоративных безделушек, столы - консоли, которые ставили под зеркалами, у стен. Их конструкция предусматривала с одной стороны крепление к стене, с другой - опоры в виде ножек. Главное украшение таких столов состояло в резном подстолье, сплошь покрыто золочёной фигурной резьбой.

Кровати в эпоху барокко была одним из наиболее пышно убирающихся предметов интерьера. Гостей часто принимали лёжа в постели, поэтому постепенно кровать приобрела форму шатра с обилием занавесей, драпировок и украшений.

При оформлении помещений в стиле барокко

очень популярна была обшивка стен деревянными панелями, причём как естественной фактуры, так и окрашенных в различные цвета: светло - зелёный, голубой, белый. Стены украшались гобеленами или же рисунками, имитирующими роскошные дорогие материалы, такие как мрамор, черепашьи панцирь, лазурит.

Совершенные по своим пропорциям комнаты зданий в стиле барокко освещались с помощью больших окон, имевших ставни (жалюзи) либо занавеси, которые выполнялись из шёлка и парчи, так и из простых хлопчатобумажных тканей. Особенно популярны были английские ситцевые ткани с рисунками в виде экзотических цветов, фруктов, диковинных растительных мотивов. Эти мотивы были позаимствованы со странных индийских и китайских расписанных в ручную обоев. В середине 18 века во Франции начали производить полотняную ткань с набивным одноцветным рисунком, изображавшим различные пасторальные сценки, на белом или кремовом фоне. В соответствии с модой того времени обои, занавеси и обивка мебели подбиралась в тон друг другу.

Освещение в стиле барокко было нежное и приглушённое. Основным источником света служили большие окна, большие зеркала, отражающие свет и оптически увеличивающие помещение, свечи в серебряных и деревянных подсвечниках, жирандоли и хрустальные люстры (огромных размеров). барокко искусство франция ормушль

В основном во Франции применялись паркетные полы нежели в других странах. В середине 18 века в моду вошли ковры из узких полос, сшитых вместе и окаймленных бордюром.

В эпоху барокко сундук стал атрибутом деревенской жизни. У дворян сохраняются лишь его изящные модификации для хранения драгоценностей. Но превращение сундука ещё не закончилось: около 1700 года появляется новая разновидность мебели - комод. Сначала он представлял собой сундук с выдвижными ящиками. Затем Андре Буль видоизменил его, поставив на короткие ножки.

Большое распространение получили напольные часы, украшенные бронзой, витрины, постаменты для скульптур, двухстворчатые шкафы.

Архитектура барокко во Франции

Под влиянием традиций ренессанса французское барокко имеет более спокойный характер, чем в Италии - барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.

Вначале французское барокко находится под сильным влиянием ренессансных традиций, которые удерживаются здесь вплоть до первой четверти XVII в. Новое поколение архитекторов создает движение, заведомо противоположное радикальному итальянскому барокко.

Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой третью XVII века - временем правления Людовика XIII (1610-1643). Основными представителями его были зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.

Для периода Людовика XIV (1643-1715) характерен размах и широта концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором того периода был Ж. А. Мансар.

Во Франции XVII в. замковая архитектура продолжала развиваться в направлении, восходящем к четырехугольным в плане крепостям-замкам Филиппа II Августа. Замок освобождился от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями. В середине века под Парижем появились Мезон и Во - непревзойденные шедевры, в которых сливаются воедино традиция изолированного строения (Блеранкур, Бальруа) и П-образного в плане замка с внутренним двором (Куломье, Ришелье). Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, о которых напоминает вытянутая по бокам кровля, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже. Частный замок канул в небытие при Людовике XIV, но с наступлением XVIII в. появился вновь в облике «загородного дома». Замки в Шане, Монморанси, Жоссиньи или Бельвю свидетельствуют об общей тенденции: уменьшение размеров, исчезновение рвов, упрощение объемов, сокращение лепных украшений на фасаде.

Архитектура церковных сооружений ориентируется на римские, прежде всего центрические по своей композиции, типы. Однако для французской архитектуры характерна своя логика, иное понимание тектоники и организации пространства. Фасады решаются большим ордером, чему подчиняется вся планировочная схема. Особенно большой роскошью отличаются интерьеры.

Служили прославлению монарха, а не церкви.

Городская перепланировка, осуществлённая в XVII веке в Париже, отличалась от римской тем, что площади, равно как и большие проспекты, были независимы от зданий, являвшихся символами города.

Французское барокко наиболее ярко проявилось в светской архитектуре - при строительстве дворцов, замков, домов для буржуазии и общественных зданий. Преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором (court d’honneur) перед фасадом. Двор отгораживали от улицы позолоченной решёткой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко.

Благодаря нововведению архитектора Ж.А. Мансара , повысившего крышу и придавшего чердачному помещению функциональность, появляются мансарды. Живописность добавляли яркие крыши, выложенные либо цветной черепицей в «шашечку», либо шифером и увитые краснеющим по осени виноградом или плющом. Примером французской архитектуры, созданной по итальянскому образцу, являются Колледж четырёх наций (1662 г.) работы Луи Лево (Рис. 3.1).

Рис. 3.2 Рис. 3.3

Церковь в Сорбонне (1635 г.) Жака Лемерсье (Рис. 3.2), собор Дома инвалидов (1706 г.) Жюля Ардуэн-Мансара (Рис. 3.3) - примеры культовых построек барокко.

Клод Перро (1613 - 1688) создаёт проект главного восточного фасада Лувра (1667 - 1673 гг.) - королевского дворца в Париже. Его работа воплотила самые близкие французам идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту. Восточный фасад Лувра стал примером чисто французского барокко. Он на пятнадцать метров превышает реальную длину здания, разделён на ярусы, оформлен ордером со стоящими попарно колоннами. Центральная выступающая часть фасада украшена портиком с фронтоном. Такая трёхчастная композиция была характерна для фасадов дворцов и парадных вилл эпохи Возрождения. Мастеру удалось показать, что старые традиции ещё остаются источником красоты.

Большой архитектурно-строительной задачей во второй половине XVII в. явилась перестройка резиденции французских королей - Версаля. В создании проекта участвовали виднейшие зодчие: Луи Лево (1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) и выдающийся декоратор садов и парков Андре Ленотр (1613-1700). Строгие фасады Версаля, спроектированные Ардуен-Мансаром, стали образцом нового стиля в искусстве - классицизма .


Парадные интерьеры дворца, выполненные Шарлем Лебреном в стиле барокко, отличаются от фасадов роскошью отделки. Перед дворцом находится площадь Армии, а за ним - огромный парк.

Главный корпус дворца строго делится на две половины - короля и королевы. Они соединяются «Зеркальной галереей» (Рис. 3.4), посередине которой находится кабинет короля. Рядом с жилыми помещениями центрального корпуса находятся огромные «крылья» пристроек для придворных и гостей.

Рис. 3.5. Салон Венеры (интерьер Версаля).