Сообщение о джазовом исполнителе дюк эллингтон. Дюк эллингтон краткая биография
Дюк Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне. Музыке начал обучаться с 7 лет, в 1914 году поступил в Armstrong High School.
Творчество
В 1918 году организовал ансамбль, с которым успешно концертировал в Нью-Йорке. В 1924-1925 годах записал свои первые грампластинки. В 1927 году организовал оркестр для регулярных концертов в знаменитом гарлемском Коттон-клубе, продолжавшихся до 1932 года. С 1933 года неоднократно гастролировал в Европе (в 1971 году - в СССР).
В 1943 году оркестр Эллингтона открыл серию концертов в нью-йоркском Карнеги-Холле исполнением композиции, написанной Эллингтоном, Black, Brown and Beige; в 1951 году состоялся концерт в театре Метрополитен-опера, на котором прозвучала эллингтоновская Harlem Suite; в 1955 году - исполнение композиции Night Creature в Карнеги-холле, в 1957 году - исполнение совместного сочинения Эллингтона и Б. Стрэйхорна Such Sweet Thunder в Таун-холле.
1950-1960-е годы - период интенсивной концертной деятельности оркестра Эллингтона, участия в радиопрограммах, фильмах, джазовых фестивалях, многочисленных гастролей по США, Европе, Азии и Латинской Америке.
Эволюция стиля Эллингтона тесно связана с творческой деятельностью работавших вместе с ним музыкантов-импровизаторов. Многие аранжировки для ансамбля обнаруживают влияние традиционного джаза . В 1927 году Эллингтон отказался от следования привычным стандартам, начав свои смелые эксперименты в области оркестрового письма, техники композиции и аранжировки. Самобытный эллингтоновский стиль сформировался в 1930-е годы, в «коттонский» период. Оркестр превратился в коллектив солистов, основным методом работы которого стало совместное композиторское творчество музыкантов, причем законченность каждой создаваемой композиции служила лишь отправной точкой для ее дальнейшего импровизаторского переосмысления.
С именами участников эллингтоновского оркестра - Баббера Майли, Кути Уильямса и Дж. Трики Сэма Нэнтона - связана разработка специфических приемов игры на духовых инструментах (имитация человеческого голоса, извлечение хриплых, рычащих звуков и т. п.). Отсюда возникла одна из наиболее своеобразных стилевых концепций Эллингтона - так называемый «стиль джунглей» (jungle style). Иной тип выразительности воплотился в «стиле настроения» (mood style), отличающемся утонченностью и изысканностью оркестрового колорита, мягкой лиричностью мелодики, блюзовой окрашенностью звучания. Влияние академической музыки, тяготение к пышной красочности оркестра, виртуозности солистов, монументальности и усложненности форм ощущается в композициях «концертного стиля» (concert style). Эллингтон является также автором балетов, оперы Boola (1946).
Введение в джаз крупных концертных форм, совершенствование джазовой техники композиции, опыты в сфере синтеза джаза и симфонической музыки, развитие традиционных джазовых стилей и разработка целого ряда новых самобытных стилевых концепций; создание оркестра импровизирующих солистов, использование приемов «инструментального пения» (трактовка голоса как виртуозного оркестрового инструмента), расширение и модернизация выразительных ресурсов джазового оркестра, обращение к латиноамериканским и африканским ритмам, эксперименты с мелодическими структурами (отказ от «квадратности» и симметричности тем-стандартов, от неизменно повторяемой гармонической схемы как основы для импровизации, применение системы звукорядных моделей, раскрепощающей мелодическую фантазию музыкантов-исполнителей) - вот далеко не полный перечень заслуг Эллингтона как джазового реформатора.
Эллингтон (Ellington) Дюк (наст. имя. и фам. Эллингтон Эдвард Кеннеди, Kennedy) (29 апреля 1899, Вашингтон - 24 мая 1974, Нью-Йорк), американский пианист, композитор, аранжировщик, руководитель оркестра.
Музыке начал обучаться с 7 лет, в 1914 поступил в Armstrong High School. В 1918 организовал ансамбль, с которым успешно концертировал в Нью-Йорке. В 1924-25 записал свои первые грампластинки. В 1927 организовал оркестр для регулярных концертов в знаменитом гарлемском Коттон-клубе, продолжавшихся до 1932. С 1933 неоднократно гастролировал в Европе (в 1971 в СССР).
В 1943 оркестр Эллингтона открыл серию концертов в нью-йоркском Карнеги-Холле исполнением композиции, написанной Эллингтоном, Black, Brown and Beige; в 1951 состоялся концерт в театре Метрополитен-опера, на котором прозвучала эллингтоновская Harlem Suite; в 1955 - исполнение композиции Night Creature в Карнеги-холле, в 1957 - исполнение совместного сочинения Эллингтона и Б. Стрэйхорна Such Sweet Thunder в Таун-холле. 1950-60-е годы - период интенсивной концертной деятельности оркестра Эллингтона, участия в радиопрограммах, фильмах, джазовых фестивалях, многочисленных гастролей по США, Европе, Азии и Латинской Америке.
Эволюция стиля Эллингтона тесно связана с творческой деятельностью работавших вместе с ним музыкантов-импровизаторов. Многие аранжировки для ансамбля обнаруживают влияние традиционного джаза. В 1927 Эллингтон отказался от следования привычным стандартам, начав свои смелые эксперименты в области оркестрового письма, техники композиции и аранжировки. Самобытный эллингтоновский стиль сформировался в 1930-е годы, в «коттонский» период. Оркестр превратился в коллектив солистов, основным методом работы которого стало совместное композиторское творчество музыкантов, причем законченность каждой создаваемой композиции служила лишь отправной точкой для ее дальнейшего импровизаторского переосмысления.
С именами участников эллингтоновского оркестра - Баббера Майли, Кути Уильямса и Дж. Трики Сэма Нэнтона - связана разработка специфических приемов игры на духовых инструментах (имитация человеческого голоса, извлечение хриплых, рычащих звуков и т. п.). Отсюда возникла одна из наиболее своеобразных стилевых концепций Эллингтона - так называемый «стиль джунглей» (jungle style). Иной тип выразительности воплотился в «стиле настроения» (mood style), отличающемся утонченностью и изысканностью оркестрового колорита, мягкой лиричностью мелодики, блюзовой окрашенностью звучания. Влияние академической музыки, тяготение к пышной красочности оркестра, виртуозности солистов, монументальности и усложненности форм ощущается в композициях «концертного стиля» (concert style). Эллингтон является также автором балетов, оперы «Boola» (1946).
Введение в джаз крупных концертных форм, совершенствование джазовой техники композиции, опыты в сфере синтеза джаза и симфонической музыки, развитие традиционных джазовых стилей и разработка целого ряда новых самобытных стилевых концепций; создание оркестра импровизирующих солистов, использование приемов «инструментального пения» (трактовка голоса как виртуозного оркестрового инструмента), расширение и модернизация выразительных ресурсов джазового оркестра, обращение к латиноамериканским и африканским ритмам, эксперименты с мелодическими структурами (отказ от «квадратности» и симметричности тем-стандартов, от неизменно повторяемой гармонической схемы как основы для импровизации, применение системы звукорядных моделей, раскрепощающей мелодическую фантазию музыкантов-исполнителей) - вот далеко не полный перечень заслуг Эллингтона как джазового реформатора.
В данный публикации расскажем об американском руководителе джаз-оркестра, аранжировщике и джазовом композиторе Дюке Эллингтоне. Опишем его биографию, музыкальные достижения и последние годы жизни.
Ранние годы
Дюк Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне, США. Отец мальчика работал дворецким в Белом доме, а немного позже сменил место работы и стал копировщиком. Мать будущего композитора была верующая и отлично играла на пианино. Присутствие в семье религии и музыки положительно сказалось на воспитании и будущем Дюка.
В возрасте 7 лет Дюк Эллингтон начал посещать занятия по музыке, а в 11 лет мальчик начал сочинять музыку самостоятельно.
Образование Дюк получал в школе по прикладным наукам и хотел стать художником, после окончания учебного заведения подросток участвовал в разработке плакатов. Однако желание работать с красками вскоре проходит и Эллингтон отказывается от предложенной вакансии в институте и решает стать музыкантом. В 1917 году он обучается музыкальному искусству в Вашингтоне, а после становится руководителем местного ансамбля.
Музыка композитора в кино и награды
Во время работы в группе Cotton Club Эллингтон принимает участие в мюзикле Show Girl.
В 1930 году песни Дюка Эллингтона звучат в кинокартине Check and Double Check, одна из которых становится хитом, исполнителем выступил Бинг Кросби. Спустя 4 года композитор пишет музыкальное сопровождение к еще одному фильму - Murder at the Vanities.
В июле 1941 года Дюк презентует публике мюзикл Jump for Joy, в дальнейшем спектакль исполнили 101 раз, а песня под названием I Got It Bad стала одной из самых популярных композиций данной постановки.
Пройдет некоторое время, и Эллингтон вместе с участниками своего оркестра напишет новый мюзикл Beggar’s Holiday. Премьера данной постановки пройдет в декабре 1942 года.
За свою карьеру Дюк Эллингтон был награжден Орденом свободы, Золотой президентской медалью, Орденом Почетного легиона Франции, Императорской звездой Эфиопии, а также был удостоен почетной степени доктора Йельского университета и посмертно награжден одной из самых престижных премий США - Пулитцеровской.
Последние годы жизни
Во время сочинения музыки для очередного фильма "Обмен разумов" Эллингтон чувствовал себя плохо, однако не уделил этому должного внимания. Пройдет некоторое время, и композитору поставят диагноз рак легких, а спустя год он заболеет пневмонией.
24 мая 1974 года джазмен скончался, похороны состоялись через три дня на нью-йоркском кладбище Вудлон. На первых полосах газет появлялись публикации о смерти величайшего композитора Америки, президент Ричард Никсон выступил с речью, в которой говорил, что память об Эллингтоне будет жить во многих поколениях.
Безусловно, не будет преувеличением сказать, что если бы в джазовой музыке XX века не было Дюка Эллингтона, ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Его волевой характер и несокрушимая вера в собственную исключительность были настолько сильны, что возвели Эллингтона на самую вершину, откуда он свысока смотрел на остальных исполнителей. Обладая упорством, отчаянной решимостью и сложным характером, он не признавал авторитетов, и именно это позволило ему подняться над всеми и оставить после себя огромнейший пласт джазовой музыки, востребованный и до сих пор исполняемый по всему миру. Необыкновенная харизма Эллингтона и его тонкое чувство стиля сделали свое дело – нет более почитаемого джазового музыканта. И это вполне закономерно, ведь именно к этому он стремился всю свою жизнь – стать мировой знаменитостью, человеком, которому поклоняется весь мир.
Краткая биография
Как ни странно, «Дюк» – не родное имя музыканта. Семья, в которой 5 января 1897 года родился мальчик, назвала его Эдвард Кеннеди Эллингтон. Именно с этим именем он прожил все свое детство и юношество, ощущая свое превосходство над окружающими. Считая себя выдающейся личностью, маленький мальчик называл себя благородным дюком (дворянским титулом), и это прозвище прочно пристало к нему на всю жизнь. Настолько прочно, что фактически стало его настоящим именем.
Детство Эллингтона проходило в атмосфере всеобщей любви и процветания. Отец – Джеймс Эдвард, не жалел своих сил, чтобы заработать как можно больше денег, которые он тратил поистине с неимоверной легкостью. Мать – Дейзи Кеннеди, никогда ни в чем не нуждалась, так что вполне закономерно, что детство Дюка Эллингтон было благополучнее, чем у многих «цветных» того времени. Именно Дейзи Кеннеди внушила мальчику, что он станет мировой знаменитостью, и именно благодаря этому внушению ему это удалось.
В семилетнем возрасте Дюка стали обучать музыке и игре на фортепиано, к которому он не проявлял абсолютно никакого интереса, занимаясь ровно столько, столько просили. Впрочем, эти занятия способствовали тому, что когда Эллингтон все-таки заинтересовался музыкой и выбрал именно этот музыкальный инструмент.
В 14 лет он начал по-настоящему увлекаться музыкой и достиг определенных успехов. Не обладая виртуозной техникой и достаточным образованием, Дюк Эллингтон тем не менее стал завсегдатаем посещаемых баров, в которых он имел немалый успех, как исполнитель.
Дюк никогда не проявлял к учебе интереса, поэтому получить нормального образования он так и не смог. Обучаясь в Средней технической школе Армстронга, Дюк бросил занятия и стал жить в свое удовольствие.
В 17 лет он начал посещать Дом истинных реформаторов, где собирался небольшой ансамбль. В скором времени юноша стал его постоянным участником и заодно постепенно узнавал некоторые основы теории. Именно с этим коллективом в 1922 году Эллингтон отправится на покорение Нью-Йорка.
Благодаря кларнетисту Уиллу Суэтмену весь ансамбль уже в 1923 году работал в престижнейшем заведении Нью-Йорка – театре «Лафайетт-тиэтр». К сожалению, закрепиться в городе им не удалось, так что коллективу пришлось вернуться в родной Вашингтон ни с чем.
Решив продолжить начатое, ансамбль берет себе звучное название «Washington Black Sox Orchestra» и вскоре им удается найти работу в Атлантик-сити. В скором времени, благодаря знакомству с певицей Адой Смит, ансамбль снова перебирается в Ньй-Йорк, на этот раз в «Barrons Exclusive Club» – место сосредоточения негритянской элиты. Через некоторое время они устраиваются на работу в «Голливуд Инн», и руководителем ансамбля становится Дюк Эллингтон, который начинает работать над изменением состава и стилем исполняемой музыки. Подыскивая исполнителей преимущественно из Нового Орлеана, он следовал влиянию времени, так как в моде были люди, игравшие в манере хот-стайл. В это же время он пробует сочинять музыку, познакомившись с Джо Трентом – поэтом и композитором с большими связями. 22 февраля 1924 года Эллингтон становится официальным руководителем ансамбля «Вашингтонцы».
К сожалению, все выдающиеся негритянские музыкальные коллективы и отдельные исполнители того времени находились под покровительством гангстеров. Так что Эллингтону пришлось задуматься, как же выбираться из этого подневольного положения. Как нельзя кстати пришлось знакомство с Ирвингом Миллсом – очень энергичным издателем, разглядевшем в Дюке будущую знаменитость. Он стал для Эллингтона могущественным покровителем, и он же со временем сделал его звездой, известной всему миру. Без его помощи «Вашингтонцы» так и довольствовались бы выступлениями по ночным клубам и случайными подработками. Именно благодаря Миллсу Эллингтон стал сочинять собственные композиции в гораздо большем количестве, что сыграло немаловажную роль в известности коллектива. К 1927 году коллектив стал называться «Дюк Эллингтон и его оркестр» – теперь все решения принимал только Эллингтон, а участники не имели никакого права голоса. Но ни один из них не ушел из оркестра, и один только этот факт говорит о большом мастерстве Дюка, как руководителя.
В скором времени выступления оркестра переместились в «Коттон-клаб» – самый популярный ночной клуб Гарлема.
В 1929 году оркестр Эллингтона становится очень известным, его имя часто мелькает в газетах, а музыкальный уровень коллектива оценивается очень высоко. С 1931 года оркестр начинает гастрольную деятельность, путешествуя и давая концерты по всей Европе. Дюк начинает писать собственные произведения и получает признание, в том числе и как композитор.
В 1950 году происходит непоправимая вещь для Эллингтона – из-за того, что джаз постепенно уходил в забвение, его оркестр оказался никому не нужным, и из него начинают уходить талантливые музыканты. Но уже через 6 лет все изменилось – вновь вспыхнувший интерес к джазу позволил Дюку вернуть себе былую славу. Новые контракты, гастроли и концертные записи приносят Эллингтону мировую славу.
Все последующие годы Элингтон концертировал со своим оркестром по всему земному шару, давая выступления в Японии, Великобритании, Эфиопии, США, Советском Союзе и многих других странах.
Эллингон дожил до 75 лет, до самого последнего момента оставаясь верным музыке, считая ее единственным, что достойно любви. Он скончался в 1974 году от рака легких, и эта смерть стала трагедией для всего мира.
Интересные факты
- Первой учительницей, обучавшей Дюка музыке, была Мариетта Клинкскейлз, проживавшая в соседнем доме (clink – звон бокалов, scale – музыкальная гамма).
- Дюк ненавидел официальное образование. Поэтому на предложения окончить какое-либо музыкальное учебное заведение всегда отвечал отказом.
- Зачастую он выбирал солистов для конкретных произведений исключительно из-за свойственной им манеры исполнения.
- Первым музыкальным наставником Эллингтона был пианист Уилли «Лайон» Смит. От него Дюк перенял некоторые характерные особенности своего исполнения.
- Гастролируя по всему миру, своим домом он считал Ньй-Йорк – место, где он впервые почувствовал себя частью элитного общества.
- Его женой была Эдна Томпсон – соседская девушка, с которой он познакомился еще в школе. Поженившись в 1918 году, уже через год они отмечали рождение сына, которого назвали Мерсером.
- Стиль игры ансамбля Эллингтона «Вашингтонцы» во многом сформировался благодаря влиянию трубача Баббера Майли – именно он стал для Дюка источником новых идей, выдавая великолепные музыкальные фразы и обороты.
- Дюк просто обожал власть и свое положение лидера. Музыканты, работавшие с ним, отмечали, что он всегда оставался хозяином положения, что бы ни происходило вокруг.
- Фредди Гай – исполнитель на банджо – играл с Эллингтоном вместе целых 24 года. Он был единственный из участников, кому Дюк разрешал бывать у себя в гостях.
- Дюк крайне редко хвалил своих музыкантов.
- Благодаря кларнетисту Сиднею Беше ансамбль Эллингтона смог освоить джазовый стиль Нового Орлеана, что способствовало быстрому успеху этого коллектива.
- Эллингтон прекрасно водил автомобиль, но предпочитал пользоваться водительскими услугами своего музыканта – Гарри Карни.
- Импресарио Дюка – Ирвинг Миллс – безбожно наживался на Эллингтоне, получая деньги не только за издательскую деятельность, но и за авторские права. Каждая сочиненная Дюком вещь по контракту принадлежала Миллсу.
- Одно время его менеджером был Джо Глейзер – человек с криминальными связями, работавший с такими звездами, как Луи Армстронг и Билли Холлидэй .
- Он 11 раз становился победителем и награждался премией «Грэмми» за лучшую музыку.
- Эллингтон написал свою единственную книгу – автобиографию «Музыка – моя возлюбленная». За нее он посмертно получил Пулитцеровскую премию.
- Известнейший тромбонист и композитор Хуан Тизол 15 лет проработал в оркестре Дюка Эллингтона. Обладая огромным музыкальным опытом, зачастую он проводил репетиции оркестра вместо Дюка.
- Многие музыканты Дюка были родом из бедных семей, разговаривали на жаргонном языке, не чурались спиртного и наркотиков. Но из-за своего исполнительского мастерства и великодушия Эллингтона они на протяжении многих лет работали в его оркестре.
- В последние свои дни Эллингтон держался только благодаря уколам, продолжая непрерывно работать над музыкой.
Лучшие композиции
«Take The "A" Train» – замечательная мелодия с легко узнаваемой имитацией поезда в самом начале у медных духовых сразу же полюбилась слушателям и стала одной из вещей, находящихся в репертуаре каждого джазового коллектива.
«Take The "A" Train» (слушать)
«Satin Doll» – неторопливая тема саксофонов, прерываемая вставками медных духовых, а затем внезапным «tutti», оставляет впечатление какой-то недосказанности. Поистине необычная джазовая композиция.
«Satin Doll» (слушать)
«C-Jam Blues» – в самом названии уже заложена суть произведения – это незатейливые опевания и секвенции вокруг ноты «до», исполняемые различными инструментами.
«C-Jam Blues» (слушать)
«Караван» - наиболее известная композиция, написанная в 1936 году.
«Караван» (слушать)
Музыка – вот что помогает отвлечься от суеты серых дней и найти силы даже в самых трудных ситуациях. Потому нет ничего удивительного в том, что композиторов, музыкантов и певцов почитали во все времена – как в минуты радости, так и в часы смуты.
Справедливо будет заметить, что лучше всего с поднятием настроения справляется бодрая ритмичная музыка, в частности, джаз. Этот факт объясняет, почему имена таких музыкантов, как , Рэй Браун, Билли Холидей и Дюк Эллингтон известны по сей день.
Детство и юность
Эдвард Кеннеди (так на деле зовут выдающегося джазмена) родился в столице Соединенных Штатов Америки. Произошло это 29 апреля 1899 года. Мальчику посчастливилось родиться в семье дворецкого Белого дома Джеймса Эдварда Эллингтона и его супруги Дейзи Кеннеди Эллингтон. Должность отца оградила мальчика от тех проблем, с которыми довелось столкнуться чернокожему населению Америки тех лет.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/2017/11/7/04_eupPS5C.jpg)
Буквально с пеленок мать начала учить Эдварда игре на клавишных (она сама неплохо играла, а иногда даже выступала на церковно-приходских собраниях). В девятилетнем возрасте ребенку наняли более опытного преподавателя по фортепиано.
Собственные произведения мальчик начинает писать уже в 1910 году. Первое сохранившееся до нынешних дней произведение называется Soda Fontain Rag. Это композиция была написана в 1914 году. В Soda Fontain Rag можно заметить проявившийся в то время у Кеннеди интерес к танцевальной музыке (в частности, к рэгтайму).
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/2017/11/7/02_RVMiV3P.jpg)
После окончания специализированной художественной школы Эдвард устроился работать художником плакатов. Работа непыльная, заработок достаточный - молодому парню регулярно доверяли заказы, поступавшие от госадминистрации, но это занятие не приносило Кеннеди такого удовольствия, какое приносила игра на фортепиано. В результате Эдвард бросил художество, отказавшись даже от должности в институте Пратта.
С 1917 года молодой Кеннеди зарабатывает себе на жизнь музыкой, параллельно обучаясь нюансам мастерства у профессиональных столичных фортепианистов.
Музыка
Свой первый коллектив Эдвард сколотил уже в 1919 году. Помимо самого Кеннеди, в бэнд входили саксофонист Отто Хардвик и барабанщик Сонни Грир. Чуть позднее к ним присоединился трубач Артур Уотсол.
Однажды их выступление услышал владелец нью-йоркского бара, приехавший в столицу по делам. Он предложил парням контракт, согласно которому они несколько лет должны будут выступать у него, а владелец бара гарантирует музыкантам публику и хорошее вознаграждение. Кеннеди и компания согласились и уже в 1922 году начали выступать в гарлемском баре «У Бэррона» как квартет «Вашингтонцы».
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/2017/11/7/05_JTuw9Wa.jpg)
О парнях заговорили. Их стали приглашать выступать и в другие заведения, например, в «Клуб Голливуд», расположенный на Тайм-сквер. Гонорары позволили Эдварду продолжить обучение у местных признанных мастеров игры на клавишных.
Успех «Вашингтонцев» предоставил возможность участникам квартета познакомиться с местной публикой – как с людьми творческими, так и с влиятельными. Чтобы соответствовать ньюйоркцам, Кеннеди стал одеваться в яркие и дорогие одежды, за что получает от товарищей шутливое прозвище «Дюк» (переводится как «герцог»).
В 1926 году происходит знакомство Эдварда с Ирвином Миллсом, позднее ставшим менеджером музыканта. Именно Миллс посоветовал использовать парню вместо настоящего имени творческий псевдоним, основанный на прозвище и фамилии отца. Также по совету Ирвина Дюк переименовал разросшийся джазовый ансамбль «Вашингтонцы» на «Дюк Эллингтон и Его Оркестр».
В 1927 году Эллингтон со своей командой перебрался в нью-йоркский джазовый клуб Cotton Club, где и выступал до первого концертного тура по стране. В этот период времени были написаны такие композиции, как Creole Love Call, Black and Tan Fantasy и The Mooche.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/2017/11/7/03_IC8MW77.jpg)
В 1929 году «Дюк Эллингтон и Его Оркестр» выступал в музыкальном театре Флоренца Зигфельда. Тогда же на звукозаписывающей студии RCA Records (ныне – часть Sony Music Entertainment) была записана хитовая композиция Mood Indigo, а другие композиции оркестра можно было частенько услышать по радио в прямом эфире.
В 1931 году состоялся первый гастрольный тур джазового ансамбля Эллингтона. Годом позднее Дюк с оркестром выступил в Колумбийском университете. Считается, что этот период жизни музыканта был входом в пик карьеры, поскольку именно тогда он написал свои легендарные произведения It don`t mean a thing («Все то бессмысленно») и Star-crossed lovers («Несчастные влюбленные»).
Фактически Дюк стал прародителем жанра свинг, написав в 1933 году композиции Stormy weather и Sophisticated Lady. Умело оперируя персональными особенностями музыкантов, Эллингтон добился индивидуального, ни с чем не сравнимого звучания. Главными музыкантами в команде Дюка становятся саксофонист Джон Ходжес, трубач Фрэнк Дженкинс и тромбонист Хуан Тизол.
В 1933 году Дюк со своими музыкантами отправляется в первое европейское турне, главным событием которого стало выступление в лондонском концертном зале «Палладиум». Во время выступления Дюка Эллингтона и его оркестра в зале присутствовали персоны королевских кровей, с которыми Дюку довелось пообщаться после.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/2017/11/7/06_JsHeRih.jpg)
Вдохновившись успехом европейского тура, музыканты отправляются в новый – на этот раз сначала по Южной Америке, а затем по Северной. По окончании тура Эллингтон пишет новый хит – композицию Caravan («Караван»). После ее выхода Дюк получает звание первого подлинно американского композитора.
Но затянувшуюся белую полосу сменила черная – в 1935 году умерла мать Дюка. Это серьезно отразилось на музыканте – у Эллингтона начался творческий кризис. Тем не менее, Дюк сумел его побороть, написав композицию Reminiseing in Tempo, которая серьезно отличалась от всего, что Дюк делал ранее.
В 1936 году Эллингтон впервые написал музыку для кинокартины – этой лентой стала комедия Сэма Вуда с юмористами братьями Маркс в главных ролях. В 1938 году Дюк подрабатывал дирижером филармонического симфонического оркестра, выступавшего в отеле «Сен-Реджис».
Годом позднее в команду Эллингтона вливаются новые музыканты в лице тенор-саксофониста Бена Вебстера и контрабасиста Джима Блентона. Двое парней изменили звучание оркестра Дюка, что вдохновило его на новый европейский тур. Мастерство музыканта высоко оценили английский дирижер Леопольд Стоковский и российский композитор .
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/2017/11/7/08_54ET0QS.jpg)
В 1942 году Эллингтон пишет музыку для ленты «Хижина в облаках», а в январе следующего года собирает в Нью-Йорке полный концертный зал «Карнеги-холл». Выручка с концерта пошла на поддержание Советского Союза в период Второй мировой войны.
После Второй мировой интерес публики к джазу стал падать – люди были погружены в состояние депрессии и постоянного опасения. Некоторое время Дюку удавалось выступать и выплачивать гонорары артистам (порой даже из своего кармана), но, в конце концов, разочаровавшиеся во всем музыканты разошлись. Эллингтон стал зарабатывать на жизнь подработками в виде написания музыки для фильмов.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/2017/11/7/07_pSqJgPG.jpg)
Тем не менее, в 1956 году Дюк сумел эффектно вернуться в джаз, выступив на жанровом фестивале в Ньюпорте. Совместно с аранжировщиком Уильямом Стрэйхорном и новыми исполнителями Эллингтон порадовал слушателей такими композициями, как Lady Mac и Half the Fun, основанными на произведениях .
Шестидесятые годы прошлого столетия стали вторым пиком в карьере музыканта – в этот период Дюка наградили одиннадцатью премиями «Грэмми» подряд. В 1969 году Эллингтона наградили Орденом свободы. Награду Дюку вручил сам президент США . Стоит отметить, что тремя годами ранее Эллингтон был лично награжден другим президентом – .
Личная жизнь
Дюк женился достаточно рано – 2 июля 1918 года (на тот момент парню было девятнадцать). Его женой стала Эдна Томпсон, в браке с которой Эллингтон прожил до конца своих дней.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/2017/11/7/09_7TJAVI3.jpg)
Смерть
Впервые Дюк почувствовал себя плохо во время работы над музыкой для фильма «Обмен разумов», но тогда музыкант не обратил на то серьезного внимания. В 1973 году у Эллингтона диагностировали рак легких. В следующем году он подхватил пневмонию и слег.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/2017/11/7/10_qMosP3V.jpg)
24 мая 1974 года джазмена не стало. Эллингтона похоронили через три дня на старейшем нью-йоркском кладбище Вудлон, расположенном в Бронксе.
Посмертно Дюка наградили Пулитцеровской премией, а в 1976 году был создан Центр его имени при лютеранской церкви святого Петра. Центр украшен фотографиями, освещающими яркие моменты биографии музыканта.
Дискография
- 1940 год – The Okeh Ellington
- 1944 год - Black, Brown & Beige
- 1952 год - This Is Duke Ellington And His Orchestra
- 1957 год - In A Mellotone
- 1959 год - Festival Session
- 1964 год - The Great London Concerts
- 1964 год - One O"Clock Jump
- 1968 год - And Mother Called Him Bill
- 1972 год - The Ellington Suites