Названия оркестров русских народных инструментов. Особенности инструментовки для оркестра русских народных инструментов

Инструменты русского народного оркестра Презентация Федотова Алексея о бучающегося объединения «Солисты» МОУ ДОД «ЦДОД» Заводского района города Саратова Руководитель: Федотов Игорь Юрьевич

Первый оркестр русских народных инструментов О ркестр русских народных инструментов - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них. Современные оркестры русских народных инструментов - серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Группа балалаек Название «балалайка» происходит от слова «балакать», «пустозвонить ».

Балалайка прима Балалайка секунда

Балалайка альт Балалайка бас

Контрабас

Группа домр Домра – с таринный струнный щипковый инструмент.

Домра пикколо Домра малая

Домра альт Домра бас

Баян Бая́н - русский язычковый кнопочно -пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники.

Гусли Гу́сли (др.-рус. гусли, связанное с гудеть) - различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты.

Гусли клавишные Гусли крылавидные

Группа духовых инструментов П ринцип игры основывается на посылании направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование.

Жалейки Свирель

Группа ударно-шумовых инструментов Звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Музыкальные ложки Рубель

Трещотка Круговая трещотка

Спасибо за внимание

В Древней Греции оркестрой (orchestra ) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор.

Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты.

Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов.

Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них - симфонический оркестр . Слышали вы, разумеется, и духовой и эстрадный оркестры, оркестры русских народных инструментов .

В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.

Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые - деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели одинаково: слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на "главном месте"), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей исполняемого произведения. Но одно остается неизменным: инструменты расположены по группам - все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба) друг около друга, все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.

Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых - от восьми до шестнадцати, альтов - от шести до четырнадцати, виолончелей - от шести до двенадцати, контрабасов - от четырех до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Сравните, например, звучание скрипки и тромбона: если они будут играть одновременно, скрипку совсем не будет слышно, как бы громко ни старался играть скрипач. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. Поэтому же и располагаются струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.

С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных в оркестре бывает по два или три основных или еще по одному дополнительному, который называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя - английский рожок, бас-кларнет и контрафагот. Из медных инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных духовых может быть и больше.

Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта.

Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях. Они сопровождают шествия, марши, а во время праздничных гуляний звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе - на площадях, в садах и парках. Звучность их особенно мощная и яркая. Основные инструменты духового оркестра - медные: корнеты, трубы, валторны, тромбоны. Есть и деревянные духовые - флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные - барабаны, литавры, тарелки.


Схема размещения духового оркестра:
1 -кларнеты; 2 -флейты; 3 - гобои; 4 - фаготы; 5 - бассеты; 6 - саксофоны; 7 - валторны; 8 - кларнеты; 9 - альты;
10 - теноры; 11 - баритоны; 12 - басы; 13 - трубы; 14 - тромбоны; 15 - контрабасы; 16 - литавры; 17 - ударные

Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто им исполняются симфонические произведения, переоркестрованные для духового состава. Есть и такие сочинения, в которых, наряду с симфоническим оркестром, предусматривается участие духового, как, например, в увертюре Чайковского "1812 год".

П. И. Чайковский. Торжественная увертюра "1812 год"
Исполняют Берлинский филармонический оркестр (дирижер Герберт фон Караян)
и Хор донских казаков под руководством Сергея Жарова.
Запись 1967 года.

Особый вид духового оркестра, так называемая "банда" (итальянское слово banda означает отряд ). Это ансамбль медных, духовых и ударных инструментов, который иногда вводится дополнительно к симфоническому оркестру в оперных спектаклях. Он появляется на сцене, когда происходит какая-то торжественная церемония или движется шествие.

В 1887 году известный музыкант, энтузиаст изучения русского народного творчества и народных инструментов В. В. Андреев организовал "Кружок любителей игры на балалайках". Первый концерт этого кружка состоялся в 1888 году. Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек в него вошли домры, гусли и другие древнерусские инструменты. Возник "Великорусский оркестр" - так стал он называться. После Великой Октябрьской социалистической революции его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева , появилось и много других подобных коллективов. Главную роль в них играют струнные щипковые инструменты (прочтите о них в рассказе "Струнные инструменты"), есть баяны, флейты и другие духовые инструменты, большая группа ударных.


Схема размещения оркестра русских народных инструментов:
1 - домры альт; 2 - домры бас; 3 - балалайки; 4 - бас балалайки; 5 -флейты; 6 - кларнеты;
7 - рожки; 8 - баяны; 9 - литавры; 10 - ксилофон; 11 - бубен; 12 - ударные; 13 - гусли

Музыку для этих оркестров писали советские композиторы. Играют они также переложения классических произведений и обработки народных песен. В наше время оркестры народных инструментов существуют во многих союзных республиках и странах. Конечно, они очень разные: на Украине в них входят бандуры, в Литве - старинные канклес, в кавказских оркестрах играют зурны...

Эстрадные оркестры наиболее разнообразны по своему составу и размерам - от больших, похожих на симфонические, таких как, например, оркестры Всесоюзного и Ленинградского радио и телевидения, до совсем маленьких, похожих скорее на ансамбли. В эстрадные оркестры часто включаются саксофоны, гавайские гитары, много ударных.



1 - скрипки; 2 - контрабас; 3 - кларнеты; 4 - саксофоны; 5 - валторны; 6 - тромбоны;
7 - трубы; 8 - туба; 9 - ударные; 10 - рояль; 11 - арфа; 12 - аккордеоны; 13 - органола

От автора
Первая часть пособия посвящена инструментальному составу русского
народного оркестра; в ней даются описания народных инструментов (домр, балалаек, гуслей, баянов и других видов гармоник, народных духовых и ударных инструментов), а также сведения о составах оркестров и о внешнем виде партитуры.
Автор сердечно благодарит членов кафедры народных инструментов Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, а также товарищей А. Александрова, П. Алексеева, Г. Голанцева, А. Илюхина, П. Куликова, М. Маранцлихта, В. Хватова и других за предоставленные ими сведения и ценные критические замечания, которые немало помогли автору при написании данного пособия.
Г. Тихомиров

ВВЕДЕНИЕ
Оркестры и ансамбли русских народных инструментов пользуются широкой популярностью среди русского народа. Самодеятельные народные оркестры имеются при многих клубах и домах культуры. В больших городах существуют профессиональные оркестры русских народных инструментов.
Как для самодеятельных коллективов, так и для профессиональных оркестров создается оригинальная литература, делаются переложения различных произведений русской, зарубежной музыки, а также советских композиторов. Однако репертуар народных оркестров все еще недостаточен и создание для них новых произведений и переложений—почетная задача советских музыкантов.
Датой рождения русского народного оркестра можно считать 1888 год, когда впервые выступил «Кружок любителей игры на балалайках» под управлением Василия Васильевича Андреева. Основатель русского народного оркестра В. В. Андреев (1861 — 1918) усовершенствовал народную балалайку и создал целую группу балалаек от примы до контрабаса.

Позднее В. В. Андреев ввел в состав оркестра группу трехструнных
домр (также усовершенствованную им), гусли, свирели, жалейки (брелки), бубны и накры.
В 1908 году Г. П. Любимовым, совместно с С. Ф. Буровым, была сконструирована четырехструнная домра. С этого времени параллельно существуют андреевские трехструнные домры и четырехструнные домры Любимова.

После Великой Октябрьской революции в составы русских народных оркестров все чаще стали вводиться баяны и другие народные инструменты, а также инструменты симфонического оркестра.
В настоящее время в инструментальный состав русского народного оркестра входят домры, балалайки , гусли, баяны и другие виды гармоник, народные духовые и ударные инструменты. Однако не все виды народных инструментов одинаково
широко распространены в составах русских народных оркестров. Некоторые используются в большинстве оркестров, а другие применяются лишь в немногих из них.

  • СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
    • Общие сведения
    • Глава первая. ДОМРЫ
      • Общие сведения
      • Группа трехструнных домр
        • Малая домра
        • икколо домра
        • Меццо-сопрановая домра
        • Альтовая домра
        • Теноровая домра
        • Басовая домра
        • Контрабасовая домра
      • Группа четырехструнных домр
        • Домра прима
        • Домра пикколо
        • Домра альт
        • Домра тенор
        • Домра бас
        • Домра контрабас
    • Глава вторая. БАЛАЛАЙКИ
      • Общие сведения
      • Группа балалаек
        • Балалайка прима
        • Балалайка секунда
        • Балалайка альт
        • Балалайка бас
        • Балалайка контрабас
    • Глава третья. ГУСЛИ
      • Гусли клавишные
      • Гусли щипковые
      • Гусли звончатые
  • ГАРМОНИКИ, БАЯНЫ, ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
    • Глава первая. ГАРМОНИКИ
      • Общие сведения
      • Баян (с готовыми аккордами)
      • Правая клавиатура баяна
      • Левая клавиатура баяна
      • Соотношение правой и левой клавиатуры баяна
      • Выборные баяны
      • Оркестровые гармоники
      • Тембровые гармоники
    • Глава вторая. НАРОДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
      • Общие сведения
      • Рожки (владимирские)
      • Свирель
      • Жалейка
      • Брелка
      • Кувычки (кугиклы)
    • Глава третья. НАРОДНЫЕ УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
      • Накры
      • Ложки деревянные
      • Трещотки
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • Составы русских народных оркестров
    • Струнный состав
    • Струнный с баянами состав
    • Большой состав

Цели урока :

  • познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
  • учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться её эмоциональным содержанием, делать посильный разбор произведения;
  • формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
  • побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
  • воспитывать чувство единения, любовь к музыке.

Оборудование :

  1. Изображение инструментов симфонического оркестра (с обратной стороны доски)
  2. Мультимедийное оборудование
  3. Музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, домра, шумовые.
  4. Словарь эмоциональных терминов.
  5. Подарок на каждого «чудо – остров».
  6. Гр. записи:
  • Приветствие.
  • «Светит месяц», р.н.п.;
  • «Калинка», р.н.п.;
  • «Во поле берёза стояла», р.н.п.;

Ход урока

I. Организационный момент .

1. Музыкальное приветствие.

2. Слово учителя.

Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!

ІІ Основная часть урока .

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь.

А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем?

Заглянем туда?

Давайте заглянем.

Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?

2. Работа с загадками.

Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.

Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить?

Давайте попробуем:

В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь, баян )

А это что за инструмент? Угадаете?

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
(Б алалайка, домра )

Молодцы! Хорошо справляетесь! А сейчас послушайте ещё одну загадку:

Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете.
(Дудочка, рожок, жалейка )

Несколько слов об этих инструментах.

Ребята, а может кто то из вас знает, к какому виду музыкальных инструментов все они относятся?

Правильно! Конечно же все эти инструменты входят в состав народного оркестра.

Несколько слов о народном оркестре.

Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?

Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат?

Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали.

3. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

4. Беседа по прослушанному.

Звуки каких музыкальных инструментов вы услышали?

Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?

Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны?

Итак, слушаем загадку:

Слушаем следующую загадку:

Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки )

Несколько слов об этом инструменте.

Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то что мы слышим?

Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещётки, и маракасы, и колокольчики.

Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.

Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Калинка».

5. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Калинка».

6. Беседа.

Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?

А каким стало ваше настроение?

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?

Так, значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.

Наши девочки для праздника готовили хоровод под музыку р.н.п. «Во поле берёза стояла». Давайте попросим их, чтобы они показали нам своё выступление, а мы с вами подпоём им и подыграем с помощью инструментов, которые у вас на столах. Согласны?

Итак, приготовились.

7. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Во поле берёза стояла».

8. Беседа.

- Ну как, понравилось вам?

Да, ребята, как же хорошо нам на этом чудо-острове, но всё таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили?

Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.

Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

ІІІ. Итог урока .

Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

Что вам запомнилось больше всего?

(Отметить детей.)

Весь урок мы пели и плясали,
И от счастия кружится голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была.
Пусть музыка повсюду путь нам открывает,
Ни капли грусти и фальшивых нот,
А только радостный, уверенный аккорд.
Пусть вечно длится музыки урок!

На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!

Оркестр русских народных инструментов - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек , а также гусли , баяны , жалейки и другие русские народные инструменты.

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п.

Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Современные оркестры русских народных инструментов - серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Состав

Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):

  • Трёхструнные домры : пикколо, малые (6―20), альтовые (4―12) и басовые (3―6)
  • Духовые инструменты:
    • Русского происхождения - свирели , жалейки , волынки , владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра)
    • Европейские - флейты , гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.
  • Оркестровые гармоники - в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные - басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т. д.
  • Ударные инструменты:
    • Русского происхождения - бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п.
    • Европейские - литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру)
  • Гусли клавишные и звончатые
  • Балалайки : примы (3―6), секунды (3―4), альтовые (2―4), басовые (1―2) и контрабасовые (2―5)