Школьная энциклопедия. Типы пейзажей в литературе

Билет №16. Пейзаж в творчестве передвижников. Анализ творчества И. Левитана, А. Куинджи, И. Шишкина (по выбору)

В творчестве художников-передвижников значительное место занимал пейзаж. На этих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теплотой изображали различные уголки русской природы.

Один из родоначальников русского реалистического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) родился в Москве в семье купца. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет - преподавателем воспитавшего его училища. Саврасов много путешествовал: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Товарищества передвижных выставок

На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принёсшее ему известность, - «Грачи прилетели» (1871 г.). Необычайно светлая по колориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. Художник показал начало весны в захолустном уголке Костромской губернии. На переднем плане кривые берёзы и грязный талый снег, справа лужа, в середине облупленная церквушка с колокольней. Перед ней щербатый сарай и покосившийся забор. Из облаков вот-вот пойдёт снег, и даже грачи не оживляют убогого вида: их тёмные силуэты словно пятна на полотне, а гнёзда неуютны и растрёпанны.

Иван Иванович Шишкин (1832- 1898) родился в городе Елабуге в семье образованного и влиятельного купца. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а затем Академии художеств в Петербурге (с Большой золотой медалью) он был отправлен в поездку по Европе. В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком. Точность рисунка, суховатая живопись и пристрастие к монументальным композициям выделяют его среди других русских пейзажистов.

Настоящую славу Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», в 1872 г. получившая первую премию на выставке Общества поощрения художников. Впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дали, а величавую чащу с громадами стволов. Трещины коры, травинки, камни выписаны с наблюдательностью учёного-натуралиста, без поэтического трепета. Однако внимание зрителя привлекают и унылые пни по сторонам ручья на переднем плане, и наклонившаяся сосна в центре картины, которую поддерживает вершиной соседка, и забавная жадность двух медведей, заглядевшихся на высоко висящую борть (улей). Шишкин всегда создавал свои произведения на основе нескольких мотивов, увиденных в разных местах. На картине «Рожь» (1878 г.) он написал сказочной высоты колосья - по плечи идущим вдалеке крестьянам; а посередине широко раскинувшегося поля могучие сосны, которым здесь не место: их корни не дали бы его вспахать. Эти намеренные ошибки живописца создают тем не менее убедительный образ изобилия и богатырской мощи русской природы. Картину «Утро в сосновом лесу» (1889 г.) Шишкин создал вместе с другом, художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844-1905), который изобразил на переднем плане медведицу с тремя медвежатами, играющими на упавших гнилых деревьях, и туман над оврагом справа. Сосновый бор написал Шишкин. Ни тот ни другой художник не считали картину творческой удачей. Однако публика полюбила её, наверное за то, что медведям здесь присущи вполне человеческие отношения: дети балуются, а мама ворчит.

Своеобразный талант художника оценили и представители Академии художеств, и члены Товарищества передвижных выставок.

Пейзажист Архип Иванович Куинджи (1841 - 1910) родился в Мариуполе на побережье Азовского моря. Его отец, грек по происхождению, был сапожником. Куинджи не получил систематического художественного образования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии, а в конце 60-х гг. переехал в Петербург. С друзьями, будущими передвижниками, художник много работал на природе. В 1873 г. Куинджи написал картину «На острове Валааме». Ещё незаконченной она привлекла внимание знатоков. Каменистая земля с редкими деревьями справа окаймлена озером. От горизонта надвигается тёмная мгла, поглощая дальний лес. Хмурое небо почти всё озарено необыкновенным светом с переливами, напоминающими сияние драгоценных камней. Мрачные пейзажи Русского Севера впервые были показаны так прекрасно и странно. На деньги, уплаченные за это произведение коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым, Куинджи совершил поездку в Европу. Здесь он набрался опыта, особенно его привлекли полотна французских живописцев барбизонской школы. В своих работах художник прежде всего стремился передать освещение, контрасты света и тени. Пространство картины «Вечер на Украине» (1878 г.) тонет в сумраке, последние солнечные лучи освещают белые хаты на тёмном пригорке среди садов. Не все художники одобряли своеобразную живопись Куинджи, однако зрители ждали его произведений с нетерпением. В их числе необычная по композиции картина «Берёзовая роща» (1879 г.). На первом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них - силуэты кустов и деревьев, а вокруг - изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды. В 1881 г. Куинджи выставил пейзаж, вопреки ожиданиям публики написанный в спокойных светлых тонах, - «Днепр утром». Сквозь туманную дымку слева виден пригорок. Справа извивается лента реки, а над ней простирается бесконечная глубина неба. Эта лирическая работа была последней из тех, которые публика увидела при жизни Архипа Куинджи. Вскоре художник затворился в своей мастерской и до самой смерти почти никому не показывал новых произведений.

В литературных произведениях неизменно присутствуют и, как правило, попадают в центр внимания читателей образы людей, а в отдельных случаях – их подобий: очеловеченных животных, растений («Attalea princeps» В.М. Гаршина) и вещей (сказочная избушка на курьих ножках). Существуют разные формы присутствия человека в литературных произведениях. Это повествователь-рассказчик, лирический герой и персонаж , способный явить человека с предельной полнотой и широтой. Этот термин взят из французского языка и имеет латинское происхождение. Словом «persona» древние римляне обозначали маску, которую надевал актер, а позднее – изображенное в художественном произведении лицо. В качестве синонимичных данному термину ныне бытуют словосочетания «литературный герой» и «действующее лицо». Однако эти выражения несут в себе и дополни(159)тельные значения: слово «герой» подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека, а словосочетание действующее лицо» –тот факт, что персонаж проявляет себя преимущественно в совершении поступков.

Персонаж – это либо плод чистого вымысла писателя (Гулливер и лилипуты у Дж. Свифта; лишившийся носа майор Ковалев у Н.В. Гоголя)" либо результат домысливания облика реально существовавшего человека (будь то исторические личности или люди, биографически близкие писателю, а то и он сам); либо, наконец, итог обработки и достраивания уже известных литературных героев, каковы, скажем, Дон Жуан или Фауст. Наряду с литературными героями как человеческими индивидуальностями, порой весьма значимыми оказываются групповые, коллективные персонажи (толпа на площади в нескольких сценах «Бориса Годунова» А. С. Пушкина, свидетельствующая о мнении народном и его выражающая).

Персонаж имеет как бы двоякую природу. Он, во-первых, является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. Именно с этой стороны подошел к персонажной сфере В.Я. Пропп в своей всемирно известной работе «Морфология сказки» (1928). О сказочных героях ученый говорил как о носителях определенных функций в сюжете и подчеркивал, что изображаемые в сказках лица значимы прежде всего как факторы движения событийных рядов. Персонаж как действующее лицо нередко обозначается термином актант (лат . действующий).Во-вторых, и это едва ли не главное, персонаж имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета (событийного ряда): он выступает как носитель стабильных и устойчивых (порой, правда, претерпевающих изменения) свойств, черт, качеств (см. с. 35–40 «Типическое и характерное»).

Образ - картина человеческой жизни, которая мыслится очень широко: это и человек, и все то, что его окружает. Различают такие виды образов: образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-интерьер, образ-символ. Образ-персонаж основной и самый распространенный в литературе образ, так как человек является основным предметом художественного изображения. Он имеет ряд разновидностей:

1) Герой (персонаж, характер, тип) - основной вид образа-персонажа.

2) Лирический герой – носитель мыслей и чувств, выраженных в лирическом произведении.

4) Образ читателя

5) Коллективный герой – собирательный образ, воплощающий определенную общность людей, объединенных общим действием и настроением.

6) Образ-пейзаж - картина природы.

7) Образ-интерьер - картина мира вещей, окружающих героя.

8) Образ-символ - образ предмета или явления, воплощающего определенную идею.

Образ-вещь Материальная культура (от лат. materia и cultura - возделывание, обрабатывание) как совокупность предметов, создаваемых человеком, входит в мир произведения. Однако для обозначения изображаемых в литературе предметов материальной культуры нет единого термина. Так, А. Г. Цейтлин называет их «вещами», «деталями житейской обста­новки, тем, что живописцы и включают в понятие "интерьер"» 1 . Но материальная культура прочно вписана не только в интерьер, но и в пейзаж (за исключением так называемого дикого пейзажа), и в портрет (поскольку костюм, ювелирные украшения и пр.- составная его

). А.И. Белецкий предлагает термин «натюрморт», под которым подразумевает «изображение вещей - орудий и результатов производ­ства -искусственной обстановки, созданной человеком...» 2 . Этот тер­мин из области живописи в литературоведении не привился. А для А.П. Чудакова «вещь в литературе» очень широкое понятие: он не проводит различия между «природным или рукотворным» предметом 3 , что снимает уже на терминологическом уровне чрезвычайно важную лшозицию: материальная культура/природа. Здесь под вещами име-отся в виду только рукотворные предметы, элементы материальной культуры (хотя последняя не сводится к вещам, включая в себя также многообразные процессы).

Вещный мир в литературном произведении соотносится с предме­тами материальной культуры в реальной действительности. В этом смысле по творениям «давно минувших дней» можно реконструировать материальный быт. Так, Р.С. Липец в книге «Эпос и Древняя Русь» 1 убедительно доказывает высказанное еще С.К. Шамбинаго 2 предполо­жение о генетической связи быта былин с обиходной жизнью русских князей. Реальность белокаменных палат, золоченых крыш, неизмен­ных белодубовых столов, за которыми сидят богатыри, выпивая из братины питья медвяные и принимая богатые дары князя за верную службу, доказана и археологическими раскопками. «Несмотря на обилие поэтических образов, метафор, обобщенных эпических ситуа­ций, несмотря на нарушенность хронологии и смещенность ряда событий, былины все являются превосходным и единственным в своем роде историческим источником...» 3

Изображение предметов материальной культуры в литературе эво­люционирует. И это отражает изменения в отношениях человека и вещи в реальной жизни. На заре цивилизации вещь - венец челове­ческого творения, свидетельство мудрости и мастерства. Эстетика героического эпоса предполагала описания вещей «предельного совер­шенства, высшей законченности...» 4 .

Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота.

(Былина «Волъга и Микула»)

Сказители всегда внимательны к «белокаменным палатам», их убранству, ярким предметам, к тканям, на которых «узор хитер», ювелирным украшениям, великолепным пиршественным чашам.

Нередко запечатлен сам процесс создания вещи, как в гомеровской «Илиаде», где Гефест выковывает Ахиллу боевые доспехи:

И вначале работал он щит и огромный и крепкий, Весь украшая изящно; кругом его вывел он обод Белый, блестящий, тройной; и приделал ремень серебристый. Щит из пяти составил листов и на круге обширном Множество дивного бог по замыслам творческим сделал...

(Песнь XVIII. Пер. Н. Гнедича)

Отношение к предметам материальной культуры как достижению человеческого разума демонстрирует в особенности наглядно эпоха Просвещения. Пафос романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»-гимн труду, цивилизации. Робинзон пускается в рискованные путешествия на плотах к севшему на мель кораблю, для того чтобы перевезти на берег необитаемого острова необходимые ему вещи. Более одиннад­цати раз он перевозит на плотах многочисленные «плоды цивилиза­ции». Подробнейшим образом описывает Дефо эти веши. Самая «драгоценная находка» героя -ящик плотника с рабочими инстру­ментами, за которую, по его собственному признанию, он отдал бы целый корабль с золотом. Есть здесь и охотничьи ружья, пистолеты, сабли, гвозди, отвертки, топоры, точила, два железных лома, мешок с дробью, бочка с порохом, сверток листового железа, канаты, провизия, одежда.

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

Любое литературное произведение так или иначе воспроизводит реальный мир - как материальный, так и идеальный: природу, вещи, события, людей в их внешнем и внутреннем бытии и т. п. Естествен­ными формами существования этого мира являются время и простран­ство. Однако художественный мир, или мир произведения, всегда в той или иной степени условен: он есть образ действительности. Время и пространство в литературе, таким образом, тоже условны.

По сравнению с другими искусствами литература наиболее свобод­но обращается со временем и пространством. (возможность мгновенно переходить из одного пространства в другое, что к тому же не требует специальной мотивировки. В частности, могут изображаться события, происходящие одновременно в разных местах; для этого повествователю достаточно сказать:дискретность (прерывность). Применительно ко времени это особенно важно, поскольку литература оказывается способной не воспроизводить весь поток времени, но выбирать из него наиболее существенные фрагменты, обозначая пропуски («пустоты», с художе­ственной точки зрения) формулами типа: «долго ли, коротко ли», «прошло несколько дней» и т. п. Такая временная дискретность (издавна свойственная литературе) служила мощным средством дина мизации, сначала в развитии сюжета, а затем -психологизма.Фрагментарность пространства отчасти связана со свойствами художественного времени, отчасти же имеет самостоятельный харак­тер. Так, мгновенная смена пространственно-временных координе" (например, в романе И.А. Гончарова «Обрыв» - перенесение действи из Петербурга в Малиновку, на Волгу) делает ненужным описаю промежуточного пространства (в данном случае -дороги). Дискрет ность же собственно пространства проявляется прежде всего в том, чч оно обычно не описывается подробно, а лишь обозначается с помощь отдельных деталей, наиболее значимых для автора. По особенностям художественной условности время и простран­ство в литературе (во всех ее родах) можно разделить на абстрактное и конкретное, особенно данное разграничение важно для пространства. Абстрактным будем называть такое пространство, которое в пределе можно воспринимать как всеобщее («везде» или «нигде»). Оно не имеет выраженной характерности и поэтому, даже будучи конкретно обоз­наченным, не оказывает существенного влияния на характеры и поведение персонажей, на суть конфликта, не задает эмоционального тона, не подлежит активному авторскому осмыслению и т. п. «Всеоб­щее» пространство свойственно, например, многим пьесам Шекспира, хотя действие происходит в них в разных местах: вымышленных («Двенадцатая ночь, или Что угодно», «Буря») или имеющих реальный аналог («Кориолан», «Гамлет», «Отелло»). По замечанию Ф.М. Достоевского, «его итальянцы, например, почти сплошь те же англичане» 3 «Всеобщее» пространство господствует в драматургии классицизма.

Напротив, пространство конкретное не просто «привязывает» изо­браженный мир к тем или иным топографическим реалиям (вообще т опонимы не мешают пространству быть всеобщим: Дания в «Гам­лете» - это весь мир), но активно влияет на суть изображаемого. Например, грибоедовская Москва-художественный образ. В «Горе дх ума» постоянно говорят о Москве и ее топографических реалиях (Кузнецкий мост, Английский клоб и пр.), и эти реалии - своего рода метонимии определенного уклада жизни. В комедии рисуется психо­логический портрет именно московского дворянства: Фамусов, Хлестова, Репетилов возможны только в Москве («На всех московских есть особый отпечаток»), но не, скажем, в европеизированном, деловом Петербурге.

Движение сюжета в художественном произведении происходит одновременно во времени и пространстве. Для обозначения взаимосвязи временных и пространственных отношений М.Бахтин предложил термин хронотоп. Художественное время не является прямым отражением реального времени, а возникает путем монтажа определенных представлений о реальном времени. Реальное время движется необратимо и только в одном направлении - от прошлого к будущему, а художественное время может тормозиться, останавливаться и двигаться в обратном направлении. Возвращение к изображению прошлого называется ретроспекцией. Художественное время представляет собой сложное сплетение времен повествователя и героев, а нередко сложное наслоение времен разных исторических эпох («Мастер и Маргарита» М.Булгакова). Оно может быть закрытым, замкнутым в самом себе, и открытым, включенным в поток исторического времени. Пример первого «Ионыч» Л.Чехова, второго -«Тихий Дон» М.Шолохова.

Презентация «Пейзаж в творчестве передвижников» познакомит с творчеством выдающихся русских художников-пейзажистов: Саврасова, Шишкина, Васильева, Куинджи, Поленова и Левитана.

Пейзаж в творчестве русских художников-передвижников

Во второй половине XIX века пейзаж в русской живописи переживает рассвет. В отличие от жанровой живописи передвижников, в которой акцент в основном ставился на отрицательных явлениях жизни, пейзажисты стремились найти в окружающей действительности позитивные ценности. Интересно сравнить пейзажи наших передвижников с картинами природы в творчестве . Идеи передвижников не могли не отразиться в выборе сюжетов художниками-пейзажистами. Чаще всего они выбирают простые мотивы, в которые включают элементы бытового жанра.

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймёт и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Фёдор Тютчев

Несколько слов нужно сказать о моей презентации. Основной приём, который позволил создать интерактивную композицию, – это гиперссылка. Переходы между частями осуществляются, в основном, с помощью кнопок (иногда – по-щелчку). Минимум текста и максимум изображений с музыкальным сопровождением порадуют тех, кто будет просматривать презентацию в программе PowerPoint.

Лирические пейзажи А.К. Саврасова

Основоположником новых идей в русской пейзажной живописи считается Алексей Кондратьевич Саврасов, лирические пейзажи которого хочется назвать пейзажами настроения.

Эпические пейзажи И.И. Шишкина

Ивана Ивановича Шишкина отличает от его собратьев по кисти особый, объективный взгляд на природу. За потрясающее знание леса он получил прозвище «леший». Шишкин не стремится передать состояние природы, её движение, подчёркивая постоянство и полноценное её бытие. Его сюжеты – это бескрайние просторы, могучие деревья, лесные дебри и светлые поляны.

Романтические пейзажи Ф.А. Васильева

«Щедро он был одарён могучим и дивным талантом,

Чудною силою чувства и красок владел он в искусстве».

Такую оценку дали художники своему молодому товарищу, написав эти слова на его могиле. Фёдор Васильев прожил всего двадцать три года, но оставил замечательный след не только в русской, но в мировой живописи. Он дружил с Иваном Шишкиным, работал с ним на пленэре, но его отношение к природе сильно отличается от объективного отношения его старшего товарища. Стремясь писать пейзажи реалистично, наш художник в душе оставался романтиком, выбирая яркие, моменты в жизни природы. Возможно, стоит вспомнить характерные черты чтобы лучше оценить гений этого молодого пейзажиста.

Сияющие пейзажи А.И. Куинджи

Романтический взгляд на природу сближает творчество Архипа Ивановича Куинджи с пейзажами Фёдора Васильева. Куинджи ставил задачу изобразить яркие эффекты света и цвета. Этюды, написанные им на пленэре, в мастерской он превращал в яркие декоративные картины, не слишком заботясь о реалистичности пейзажей, которые напоминают часто театральные декорации.

Мир радостный и прекрасный в пейзажах В.Д. Поленова

Поленов, как никто из его современников (за исключением Репина), преуспел в овладении принципами пленэрной живописи. Он использовал цветные тени, фиксировал оттенки цвета, его переходы, подчёркивал зависимость цвета от света, тонко чувствуя ослабление цветовой интенсивности по мере удаления предмета от первого плана.

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».
В.Д. Поленов

Пейзажи настроения И.И. Левитана

Завершает мою презентацию о пейзаже в творчестве передвижников рассказ о одном из любимейших живописцев Исааке Левитане. От его удивительно лиричных пейзажей веет грустью. творчество Левитана завершает развитие русского пейзажа ХIХ столетия, обогатив его новыми живописными открытиями, но сохранив при этом те принципы лирического восприятия природы, которые нашли своё воплощение в творчестве передвижников.

«До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошёл в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдёт ли кто после».

А.П. Чехов

Использованная литература:

  • Искусство. Малая детская энциклопедия. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
  • Энциклопедия. Пейзаж. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2002.
  • Великие художники. Том 5. Архип Иванович Куинджи. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  • Великие художники. Том 15. Исаак Ильич Левитан. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  • Великие художники. Том 31. Василий Дмитриевич Поленов. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  • Великие художники. Том 22. Алексей Кондратьевич Саврасов. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  • Великие художники. Том 9. Иван Иванович Шишкин. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  • Соловьёв В.М. Золотая книга русской культуры. ‒ М.: Белый город, 2007.

Если, мой уважаемый читатель, у вас возникнет желание глубже погрузиться в тему, рекомендую заглянуть на сайт Gallerix.ru . Именно там я нашла большую часть иллюстраций для своей презентации.

Удачи!

Балахонова Анастасия Александровна

Христова Татьяна Юрьевна
студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного исследовательского университета, Россия, г. Белгород

Аннотация: В статье рассматриваются функции городского пейзажа на примере лирики А.Н. Некрасова. Представлена характеристика Петурбурга, как города контрастов.
Ключевые слова: город, пейзаж, Н.А. Некрасов, Петербург

Motives of urban landscape in N.A. Nekrasov`s lyrics

Balakhonova Anastasia Alexandrovna

Khristova Tatiana Yurievna
5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of the Belgorod State Research University, Russia,Belgorod

Abstract: The article considers the functions of the city landscape using the example of A.N. Nekrasov. The characteristic of Peturbourg is presented, as cities of contrasts.
Keywords: city, landscape, N.A. Nekrasov, Peturburg

Пейзажем в литературе называется изображение картин природы как средства образного выражения замысла автора. В произведении пейзажные зарисовки выполняют определённые функции. Во-первых, пейзаж обозначает место действия. Во-вторых, он способствует формированию характера героев. Также, отношение к природе может раскрывать определённые черты характера персонажей.

Зачастую местом действия в произведениях становится город. В литературе он обладает такими же функциями, как и природный пейзаж. Город также способен оказывать воздействие на характер и психику героев. Так, существует термин «городской пейзаж». Город в любом произведении имеет свой неповторимый образ, созданный автором. Обратимся к образу Петербурга. По мысли А.С. Пушкина, Петербург явился превосходным синтезом великих замыслов Петра Первого и талантливости русских мастеров, в то же время, это «город униженных и оскорблённых». «Петербург – воплощение общего отвлечённого понятия столичного города» – говорил А.И. Герцен, видя в нём собирательный образ города, состоящего из величия высшего общества, но с отголосками трагической судьбы . Петербург Н.В. Гоголя – это фантастический мир, полный мистики. Здесь правят власть и роскошь, а простой человек может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Для Л.Н. Толстого Петербург – источник искушения и всяческих бед человека.

Обращался к образу Петербурга и Н.А. Некрасов. Поэт провёл в этом городе сорок лет, был свидетелем того, как город капитализировался, сам он не раз испытывал голод, холод, спал в ночлежках, познавая жизнь петербургского бедняка, наблюдал, как рядом с красивыми особняками строились фабрики, доходные дома, как некрасивые, угрюмые здания с дворами-колодцами портили классические ансамбли, как столица теряла свой строгий, стройный вид. Очень рано узнал писатель жизнь обитателей «петербургских углов», видел весь ужас жизни городской бедноты. По мнению поэта, красота города принадлежит богачам, забравшим все хорошее у тех, кто создал эти богатства. Таким образом, Петербург Некрасова – город социальных контрастов. «Я узнал, что у великолепных и огромных домов, в которых замечал я прежде только бархат и золото, дорогие изваяния и картины, есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где на голых досках, на полусгнившей соломе в грязи, стуже и голоде влачатся нищета, несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые домы… И сильней поразили меня такие картины, неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все, что есть в тебе блестящего и поразительного!.. » – говорит он .

В своих стихотворениях поэт уделяет внимание не пышным кварталам или обитателям дворцов, а жизни обитателей трущоб, где всюду «смрад и копоть». На Петербург автор смотрит глазами обездоленных, голодных тружеников, у которых «жизнь трудовая» начинается «ни свет ни заря» .

Поэт глубоко чувствует и передаёт красоту городского пейзажа. Так, прекрасен город зимой, когда «улицы, зданья, мосты при волшебном сиянии газа получают печать красоты» . Однако Некрасов отмечает, что у бедняков, замерзающих в мороз, нет возможности любоваться красотой зимнего города.

Писатель видит человека, несущего детский гроб и сурово плачущего, женщин, провожающих молодого человека-рекрута со слезами на глазах, бедняка, «без сапогов, в дырявом сюртуке», укравшего калач от безысходности .

Нищие, ремесленники, голодные дети нескончаемой вереницей проходят перед читателем в стихотворениях Некрасова о городе.

«Мерещится мне всюду драма!» – восклицает поэт. Некрасов видит в жизни обитателей города множество ужаса и горя . Поэт может быть назван одним из зачинателей городской поэзии, поэтическим предшественником многих писателей, посвящающих свои произведения жизни города.

Городские стихи Некрасова всегда будут волновать читателя скорбью и гневом, которыми они пронизаны, и суровой жизненной правдой, которую он стремится донести до читателей.

Список литературы

1. Герцен, А.И. Москва и Петербург [Электронный ресурс] / А.И. Герцен. – Электрон. текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2000. – Режим доступа http://gertsen.lit-info.ru/gertsen/public/moskva-i-peterburg.htm, свободный.
2. Некрасов, Н.А. Полное собрание сочинений в трёх томах / С.А. Рейсер. – Л.: Советский писатель, 1967. – 702с.
3. Некрасов, Н.А. / В.А. Смирнов. – М.: Советская литература, 1978. – 351с.
4. Скатов, Н.Н. Некрасов / Н.Н. Скатов. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 400с. С. 118.