Рукавишниковы. Проклятый род

Будет отложен как минимум на три дня — Трамп встретится с ним в ближайший четверг.

«По просьбе заместителя генерального прокурора Рода Розенштейна он и президент Трамп провели расширенный разговор для обсуждения недавних новостей. Поскольку президент в настоящий момент находится на и имеет плотный график встреч с лидерами многих стран, они [Трамп и Розенштейн] встретятся в четверг , когда президент вернется в США», — написала она.

В понедельник сразу несколько американских СМИ сообщили, что заместитель генерального прокурора США Розенштейн собирается подать в отставку.

Как отмечают издания,

тучи над Розенштейном сгустились после публикации , в которой со ссылкой на источники утверждалось, что чиновник обсуждал возможное применение к Трампу 25-й статьи конституции США. В ней говорится о возможности импичмента в отношении главы Белого дома в связи с недееспоспособностью.

Правда, как отмечает телеканал CNBC, заместитель генпрокурора говорил об этом в саркастическом ключе и произнес это в дружеском кругу.

Однако в издании также было отмечено, что Розенштейн вел тайную запись всех переговоров президента США в Белом доме.

В то же время президент США Дональд Трамп недавно дал понять, что может в ближайшее время уволить заместителя генерального прокурора.

Уход Розенштейна может серьезно смешать карты специальному прокурору Роберту Мюллеру, который занимается расследованием «российских связей» Трампа. Чиновник из минюста выступает куратором этого расследования.

Кроме того, уход Розенштейна может стать спусковым крючком и для отставки генпрокурора США и главы , который может посчитать недоверие своему первому заместителю поводом для отставки. Известно, что Трамп давно точит зуб на генпрокурора и отзывался о нем «за глаза» весьма нелицеприятно.

Не исключено, что когда новый человек займет его место и будет входить в дела, расследование может затянуться. Не исключено и то, что тот, кто сменит Розенштейна в кресле заместителя генпрокурора, будет менее заинтересован в расследовании дела.

Розенштейн, напротив, был довольно активен. Он лично инициировал расследование в отношении персонального адвоката Трампа Майкла Коэна, которого обвиняют в налоговых преступлениях. Ранее адвокат заявил, что может дать показания против президента США.

При этом Розенштейн сообщил Трампу, что он не фигурирует в расследовании специального прокурора Роберта Мюллера в отношении Коэна.

Недавно он заявил, что Минюст США планирует уведомлять общественность, американские компании и частные организации, когда какие-либо иностранные субъекты нацелены на политический процесс в США.

«Некоторые критики выступают против судебного преследования лиц, проживающих в иностранных государствах, которые вряд ли выдадут своих граждан. Это недальновидный взгляд», — заявил замгенпрокурора США.

Спецпрокурор Мюллер вряд ли прекратит расследование после ухода Розенштейна, однако, как отмечают американские СМИ, отставка чиновника может нанести серьезный удар по его репутации.

Свое расследование «российского следа» комиссия Мюллера начала осенью 2017 года. Согласно отчету , к марту 2018 года его группой было потрачено около $2,7 млн, которые пошли на зарплаты сотрудникам и другим работникам. Личные траты Мюллера на расследование составили $4,5 млн. При этом министерство юстиции США уже планирует свои траты на 2019 год — в бюджете заложена сумма в $10 млн.

У экспертов есть предположения, что Мюллер может выступить с какими-то заявлениями незадолго до промежуточных выборов в конгресс США, которые пройдут в ноябре 2018 года.

За время работы комиссии Мюллер добился привлечения к расследованию десятков свидетелей, а также выдвинул обвинения против технолога кампании Трампа . Недавно своими опасениями, что он вскоре может предстать перед комиссией Мюллера, поделился с журналистами и другой соратник Трампа Роджер Стоун. Он даже создал фонд для сбора денежных средств на юридические услуги. В обращении к сторонникам он пожаловался, что стал «мишенью» Мюллера.

На что посмотреть в Нижнем Новгороде, подробно рассказывают справочники, путеводители и рекламные проспекты многочисленных туристических агентств. Один из древнейших городов Европы с каждым годом привлекает к себе все большее количество туристов. История Нижнего Новгорода очень интересна, особенно страницы, связанные с купечеством.

Знаменитая фамилия

Фамилия Рукавишников в России очень известная - миллионеры-меценаты, писатели, поэты, артисты и космонавт. В царское время было как минимум две известнейшие династии, одна из них нижегородская. Они оставили о себе память не только в литературе и справочниках. Осталась прекрасная усадьба Рукавишникова. Нижний Новгород в своих окрестностях (в селе Подвя́зье, Богородском районе) имеет еще одну усадьбу, носящую фамилию династии, которая тоже является историческим и архитектурным памятником. Очевидно, можно для уточнения, о каком именно особняке идет речь, в скобках указывать город или село, в котором она находится.

«Из грязи - в князи»

Династия Рукавишниковых, имеющая отношение к Нижнему Новгороду, началась с Михаила Григорьевича (1811-1874), который был купцом I гильдии, входил в попечительский комитет о тюрьмах. Кроме того, он был удостоен почетного звания мануфактур-советника, которое соответствовало VIII классу в табеле о рангах и давало право на потомственное дворянство (дед Михаила Григорьевича был простым крепостным, который нажил первоначальный капитал благодаря своей смекалке). Присваивалось звание крупным промышленникам и купцам России. По другим данным, основатель династии был владельцем первого в этом городе сталелитейного завода и крупным ростовщиком-процентщиком.

Имение за проценты

В результате именно этого вида его разносторонней деятельности к нему в 1740 году за долги отошел особняк купца III гильдии Серапиона Везломцева, который в наше время известен как Музей-усадьба Рукавишниковых. Нижний Новгород, пятый по численности город России, и в те времена не был заштатным городишком. Новгородские купцы даже III гильдии могли позволить себе иметь особняки, в которых потом 37 лет будет проживать богатейшая семья города. Один из сынов, пошедший по стопам отца, а именно Сергей Михайлович Рукавишников, будучи не только миллионером, а одним из самых решил перестроить особняк, превратив его во дворец.

«По купцу и товар»

Для этой цели был приглашен архитектор П. С. Бойцов, а из Санкт-Петербурга был выписан художник М. О. Микешин, специалист по дворцовому оформлению усадеб. Цель, поставленная перед мастерами, - максимально показать и подчеркнуть возможности и мощь владельца. Пристроенные крылья и возведенный 3-й этаж вместе со старым домом должны были обеспечить наличие 50 комнат, в которых стала бы проживать семья из 8 человек. Цель была достигнута, именно этот особняк на Верхне-Волжской набережной, известный как усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород), на долгие годы (презентация состоялась в 1877 году) стал самым роскошным домом в городе, знаменитым далеко за пределами

Роскошь, как самоутверждение

Дворец ничем не уступал столичным собратьям. Здесь было все, что олицетворяло собой роскошь, - мраморная лестница и атланты, поддерживающие балкон, внутренний дворик с фонтаном и верандой, получившийся в результате присоединения продолженным вторым этажом двухэтажного каменного флигеля. Фасад украшали горельефные (фигура на плоскость выступает более чем на половину объема) изображения кариатид, богатая лепнина и роспись. С дворцами его роднил и двухцветный, бело-голубой окрас. Даже в столицах обсуждались общая художественная цельность особняка, высокое эстетическое качество интерьеров, стильность и насыщенность отделок здания, его архитектурные особенности. Одним словом, усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) стала «притчей во языцех».

«Мы пойдем другим путем…»

Однако сыновья Сергея Михайловича, Иван и Митрофан, выросшие в этой роскоши, мало того что не пошли по стопам отца (один стал писателем, второй скульптором), так первый из них, прозаик и поэт-символист, написал роман «Проклятый род», ставший, как сказали бы сейчас, бестселлером и лишивший его миллионного наследства. Иван Рукавишников считался среди поэтов Серебряного века «мастером триолета» (стихотворение из восьми стихов на две рифмы), ну, то есть совсем не купец. Его брат Митрофан, ставший известным скульптором, знаменит тем, что вместе с Кольцовым по собственному проекту изготовили муз для ниш Большого театра после их уничтожения в 1942 году в результате попадания бомбы.

Дом-памятник

Семья распалась, а дом остался, и даже не пострадал в революцию, а в 1924 году особняк на Нижегородском спуске стал краеведческим музеем и больше никогда не менял хозяев. Разве что его переименовали в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Перестроечные годы не обошли его стороной - с 1994 года в течение 16 лет особняк был закрыт. И вот, великолепно отреставрированный, в 2010 году он распахивает свои двери посетителям и становится одной из главных достопримечательностей города. В народе его называют Музей Рукавишниковых, потому что и Митрофан, и Иван Сергеевичи сделали все, что могли для открытия его в 1896 году (сначала в Дмитриевской башне кремля). В нынешнем своем виде восстановленный во всем великолепии особняк представляет собой очень хорошо сохранившийся большой городской усадебный комплекс, относящийся к последней трети XIX века. Его фонды насчитывают 300 тысяч экземпляров, накопленных за почти 100-летнюю историю существования, а 8 филиалов разбросаны по всей области.

«…Ладно ль за морем иль худо, и какое в свете чудо…»

Сама усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) является памятью и об удачливых купцах - в некоторых залах на постоянной основе действует выставка под названием «Пристойны быть по торгам своим…». Конечно, особняки должны были соответствовать оборотам капитала и положению владельца в обществе. Выставка рассказывает о самых ярких новгородских купцах и предпринимателях - Каменских, Сироткиных и Рукавишниковых. Купечеством Россия (особенно Новгород) славилась всегда. Его воспевали в былинах (легендарный новгородский купец Садко). Часто купцы бывали дипломатами и первооткрывателями (Афанасий Никитин), очень часто меценатами (Третьяков, Морозов, братья Щукины - все выходцы из купечества или «темного царства» по Добролюбову).

Еще одно, не менее знаменитое владение

Как отмечалось выше, в Новгородской области была еще одна усадьба Рукавишниковых. Подвязье - село, расположенное в 15 км от районного центра Богородска. История ее последнего облика такая же, как и у городской. «Миллионщик» Сергей Рукавишников выкупает у дворян Приклонских имение и перестраивает его сообразно своему статусу и миропониманию. Но получилось это не сразу, а только в 1879 году. Имение, с начала XVI века принадлежало боярам Сколковым, первым хозяином из рода Приклонских был Михаил Васильевич, еще в XVIII веке был директором Московского университета, и последняя его хозяйка (женщина совсем не бедная, ее муж Козлов составлял конкуренцию соседу Шереметьеву) наотрез отказывалась продавать «дворянское гнездо» холопскому потомку.

Красавец-объект, заждавшийся реставрации

Усадьба Рукавишниковых (Богородский район) не менее знаменита, чем поместье на Верхне-Волжской набережной. Славный русский дворянский род Приклонских, среди представителей которого были и декабристы, остался в истории имения, которое так и называется - Усадьба Приклонских-Рукавишниковых. Так, в честь победы над Наполеоном на территории родового гнезда тогдашним хозяином Андреем Приклонским был выстроен необычайный для православия храм-ротонда. Однако новый владелец, помня нанесенную ему обиду, с присущим ему размахом перестроил почти все. О необычной роскоши усадьбы говорит хотя бы такой факт. Здесь было четыре оранжереи, оборудованные в соответствии с последними научными и техническими возможностями того времени. На зависть всем соседям, особенно известному агроному-селекционеру А. В. Португалову, здесь произрастали самые диковинные овощи и фрукты. Сейчас эта уникальная, сказочной красоты (о которой можно судить даже по такой малости, как сохранившаяся часть главного входа) усадьба ждет своего восстановления.

Кроме легендарных владений купцов Рукавишниковых, есть много еще того, на что посмотреть в Нижнем Новгороде просто необходимо. Десятки интереснейших объектов ежедневно посещаются тысячами туристов. Это Дом Петра Первого и «Домик Каширина», описанный в «Детстве» Горького, Михайло-Архангельский собор и Нижегородский кремль, музеи Нижегородской интеллигенции и Речного флота, и Нижегородский художественный. Здесь есть памятники Чкалову, Евстигнееву, Минину и Пожарскому. И, конечно же, в Нижнем Новгороде многое связано с Максимом Горьким, имя которого населенный пункт носил с 1932 по 1990 год. «Под городом Горьким, где ясные зорьки…» - даже нынешнее поколение знакомо с этой строчкой из популярнейшей когда-то песни. Но слава о Нижнем Новгороде гремела по стране задолго до рождения великого пролетарского писателя.

Уникальное место расположения

Есть что посмотреть в Нижнем Новгороде - основанный Юрием Всеволодовичем, князем Владимирским, в 1221 году как фортификационное сооружение на месте слияния Волги и Оки, город столетиями был крупнейшим торговым центром России. Новгородская ярмарка прославилась в веках - именно здесь определялись цены на ходовые товары. Безусловным достоинством города из-за его места положения (историческая часть расположена на у подножья которых находится Стрелка - место слияния Волги и Оки) являются видовые панорамы. Обзор с 80-метровой высоты позволяет любоваться уникальными видами, лучшие из которых открываются изнутри Кремля и от «Аллей любви», расположенных по его периметру, с упомянутой выше Верхне-Волжской набережной и парка «Швейцария». Красивый старинный город. Об этой, почти 800-летней, его истории и рассказывают многочисленные Фото, в большом количестве представленные в разнообразных источниках, не оставили без внимания ни одного уголка этого легендарного города, и показывают его старинную и современную красоту в различных ракурсах.

Будущий дом велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат. И зал в два света. И лестница - мрамор, какого нет нигде. И будет тот дворец стоить ровно миллион…Пусть весь город ахнет. Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются. Где стоять дворцу тому? Не в улице же узкой, где дома по обе стороны. А на набережной на верхней…
Так написал И.С. Рукавишников в романе «Проклятый род» о мечте своего отца.

Рукавишниковы - одна из тех громких фамилий, с которыми Нижний Новгород связан исторически: купцы, заводчики, банкиры Рукавишниковы в XIX веке были известны по всей России.
Родоначальник династии Григорий Михайлович Рукавишников не родился предпринимателем. Он был обычным кузнецом посёлка Красная Рамень Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Предпринимательская жилка проявилась у него позднее: перебравшись в 1817 году вслед за Макарьевской ярмаркой в Нижний Новгород, он купил несколько лавок и начал довольно бойко торговать железом. Дело шло хорошо - количество лавок росло, капитал множился, и довольно скоро Григорий Михайлович основал собственный железоделательный завод. В 1836 году за свою деятельность он был даже награжден медалью от департамента мануфактур и внутренней торговли.
На детях Григория Рукавишникова природа тоже не отдыхала. При его сыне Михаиле Григорьевиче дело достигло своего высшего расцвета. Михаил унаследовал от отца острый смекалистый ум и бесконечное трудолюбие. Он не выносил безалаберности, лени, держал в сильных руках не только тех, кто на него работал, но и себя самого. Под конец жизни за свой характер Михаил Григорьевич получил прозвище Железный старик.
Приняв от отца дело, Михаил Рукавишников сумел так его поставить, что очень скоро стал монопольным поставщиком железа в Нижегородской губернии. Его деловая репутация была настолько непоколебима, что владельцы уральских горных заводов - князья Голицыны, Строгановы, Абамелек-Лазаревы - предпочитали иметь контакты только с фирмой Рукавишникова. Состояние фамилии росло как на дрожжах. Михаил Григорьевич открыл крупные лавки-склады в Нижнем Новгороде, большой конный завод в Подвязье на Оке, а также сталелитейный завод в Канавине, производивший едва ли не лучшую сталь в России: продукция Канавинского сталелитейного завода поставлялась как во многие русские губернии, так и за границу. Побывавший на заводе высокий столичный чин со знанием дела заявил: «Я имел случай убедиться, что стальная фабрика господина Рукавишникова опередила многие другие». В течение всей жизни Михаил Рукавишников совершенствовал производство, перенимая лучший опыт у своих же конкурентов. Почётный гражданин Нижнего Новгорода, мануфактур-советник, член губернского попечительского о тюрьмах комитета, первой гильдии купец Рукавишников был одним из самых влиятельных лиц в городе.
Говорят, гены не спрячешь. Напомню, основатель купеческого рода Григорий Рукавишников изначально был кузнецом и, вероятно, кузнецом не бесталанным: наклонности к прекрасному проявились уже в ближайших его потомках. Его внук, сын Железного старика, Митрофан Михайлович был знатоком и собирателем предметов искусства. Многие картины из его частной коллекции («Ковер-самолет» Васнецова, «Дама под зонтиком» Крамского) и сегодня украшают залы Нижегородского художественного музея. Брат Митрофана, Сергей Михайлович Рукавишников оставил память по себе строительством великолепных зданий, которые и сегодня являются украшением Нижнего Новгорода, в том числе усадьба Рукавишниковых на Верхневолжской набережной.

Глава купеческого рода Михаил Рукавишников в 1840 году купил у купца Серпиона Везломцева двухэтажный дом на Откосе. Его сын Сергей унаследовав дом, решил превратить его во дворец. Он решил превратить скромный по меркам миллионера двухэтажный дом в роскошную усадьбу в стиле итальянского палаццо. Архитекторы и художники помогли купцу осуществить его задумку. К зданию достроили третий этаж, крылья фасада, парадную лестницу из мрамора.
Строительством заведовал приглашенный из Москвы архитектор Петр Бойков, скульптуры выполнил знаменитый художник Михаил Микешин. В усадьбе первой в городе появилось электричество, работал лифт.

Кстати, старый двухэтажный дом Сергей Рукавишников спрятал в своей царственной усадьбе во время постройки. Это одна из тайн дома, которую обязательно нужно знать. Есть много версий такого решения хозяина. Первая – Рукавишниковы были расчётливыми, и им экономически более выгодно было сохранить старый дом, надстроив вокруг него новый. Вторая более интересна - владелец усадьбы поддался на уговоры матери, которая пожелала, чтоб старый дом был сохранён. А в своем романе Иван Рукавишников подробно рассказывает историю тётушки, которая категорически отказывалась покидать дом. Тогда купец выкупил у неё часть земли и построил новый дом, сохранив целыми и невредимыми тёткины комнатки с низкими потолками.

С внешней стороны здание украшено лепниной, атланты поддерживают балкон, горельефные фигуры кариатид занимают оконные простенки.

После завершения строительства дом оценивался в 15000 рублей. С владельца в городскую казну ежегодно брался налог 1933 рубля - самая значительная в Нижнем Новгороде сумма.

Первое, что видишь попадая в это здание - это широкая парадная лестница с огромными зеркалами и росписями.

Фотографировать разрешили только в трёх местах. Это сиреневая гостиная.

Выглядит шикарно. Кстати, в доме проживала семья из восьми человек. Хорошо быть миллионером!

И наконец - бальный зал. С хорошей акустикой, огромнейшим зеркалом и местом для оркестра.

И всё это было для шика. Не будем забывать, что Рукавишниковы - старообрядцы, для которых на первом месте - семья. Жили они на третьем этаже, где были простые обои, добротная мебель. Почти весь третий этаж был отдан детям, которых в семье было много. Да и сам хозяин дома редко пользовался помпезным кабинетом на первом этаже. Миллионера-старообрядца легко можно было узнать по добротному, но скромному костюму тёмных тонов, отсутствию дорогих украшений. Он отличался умеренностью в употреблении пищи и часто избегал шумных светских увеселений. Вот на что старовер денег не жалел – это на совершенствование своего бизнеса – научные разработки и инновации, и, конечно, на благие дела.

Это роскошное здание на Верхневолжской набережной сразу бросается в глаза - нигде в Нижнем Новгороде вы не увидите ничего подобного. Дом Рукавишниковых - одно из красивейших зданий Нижнего с богатой историей, и его часто называют Нижегородским Эрмитажем.

Конечно, кто был в настоящем Эрмитаже могут только тихонько усмехнуться над сравнением, но в богатстве убранства усадьбе на Волжском откосе не откажешь.

Историческая справка

Каменный особняк принадлежал роду купцов-миллионеров Рукавишниковых. Эта фамилия в истории Нижнего Новгорода занимает особое место: крупные промышленники и меценаты, Рукавишниковы оказали огромное влияние на жизнь города. Иван Михайлович Рукавишников был почетным мировым судьей и гласным городской думы, а его брат, Сергей Михайлович, активно занимался строительством и многие его здания украшают Нижний Новгород и в наши дни. Его дети посвятили свою жизнь искусству: старший сын, Иван Сергеевич, стал известным поэтом-символистом, а кроме того, написал автобиографический роман "Проклятый род" который принес ему известность, а заодно рассорил со всей семьей и лишил наследства. Младший брат, Митрофан Сергеевич, занимался скульптурой и участвовал в реставрации Большого Театра после войны. Что характерно, после войны оба брата принимали активное участие в судьбе усадьбы и формировании в ней городского музея.

Но самый известный из этого рода - Михаил Григорьевич Рукавишников, основатель династии, купец-сталепромышленник, прозванный в романе своего внука "железным стариком". Именно он выкупил усадьбу на Верхневолжской Набережной за долги у купца третьей гильдии Серапиона Везломцева. Правда, изначально она выглядела куда скромнее.

Сын железного старика, Сергей Михайлович, продолжил дело отца и полностью перестроил усадьбу, пригласив лучших петербургских художников и архитекторов, в том числе М.О. Микешина - автора памятника Екатерине II в Петербурге. От старого дома остались только несущие стены, был надстроен третий этаж, два крыла и все это украшено пышной отделкой. Так дом на набережной превратился в роскошный особняк в стиле итальянского палаццо.

С. М. Рукавишников ставил перед собой определенную цель: построить самую роскошную усадьбу в Нижнем Новгороде, и надо сказать, ему это удалось. Здание обильно декорировано: украшено лепниной, скульптурами и художественной росписью, балконы второго этажа поддерживают статуи атлантов, а простенках установлены фигуры кариатид. В уютном внутреннем дворике расположена беседка и фонтан. Внутреннее убранство ничуть не скромнее внешнего: огромные зеркала высотой в несколько метров, пол, устланный узорным паркетом из редких пород дерева, ручная роспись, лепнина на стенах, резная мебель, огромные хрустальные люстры. Особой красотой отличаются холл с парадной лестницей из мрамора и Большая гостиная, где практически каждый сантиметр украшен лепниной.

В конце XIX века палаццо Рукавишниковых по роскоши не было равных в городе.

После революции особняк перешел в ведение государства и в 1924 году здесь расположился Нижегородский краеведческий музей, а в 1994 дом был закрыт на реставрацию на долгие 16 лет. И вот, в 2010 году, обновленная усадьба открыла свои двери в качестве одного из филиалов Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника и теперь сюда может попасть любой желающий.

Дом Рукавишниковых в наше время

Сегодня усадьба Рукавишниковых является объектом культурного наследия регионального значения и одним из культурных центров города. Экскурсии здесь проводятся постоянно, проходят различные мероприятия. В музее работают временные и несколько постоянных экспозиций. Особенно интересна "Особая кладовая": здесь представлены предметы культуры и быта, церковная утварь из золота и серебра, с VII по XX век, как и стандартные бытовые предметы, так и изделия, выполненные на заказ. Большинство экспонатов ранее не выставлялось на всеобщее обозрение.

Любопытна экскурсия "По местам рода Рукавишниковых": в нее входит не только костюмированная экскурсия по дому на Волжском откосе, но и выезд в загородную вотчину Рукавишниковых в селе Подвязье, что в 40 км от Нижнего Новгорода. Сотрудники музея поведают историю знаменитого купеческого рода, его расцвет и упадок, историю уже вышеупомянутого романа И. С. Рукавишникова "Проклятый род", который прославил автора и рассорил его с семьей, расскажут о нравах нижегородского купечества, об их буднях и праздниках.

Кроме того, работают специальные программы выходного дня: в эти дни в главном зале особняка можно послушать академическую музыку и посмотреть на костюмированные танцевальные представления, специальные просветительно-развлекательные программы проходят в праздники, а уж в ежегодную Ночь Музеев вокруг усадьбы творится бешеный ажиотаж.

Ну и разумеется, живописная усадьба пользуется огромных спросом у молодоженов прочих любителей прекрасного: периодически здесь проходят свадебные церемонии и костюмированные фотосессии.

Музей работает шесть дней в неделю, выходной - понедельник и последний четверг каждого месяца. Возможно как самостоятельное посещение, так и экскурсионное.

  • Click to open image! Click to open image!
  • Click to open image! Click to open image!
  • Click to open image! Click to open image!
  • Click to open image! Click to open image!

Именно под таким громким названием (без указания фамилии) издал в 1912 году роман о трех поколениях купеческой семьи Иван Сергеевич Рукавишников. Отпрыск этой самой семьи, внук «железного старика», одного из самых богатых людей Нижнего Новгорода середины XIX века.
Владелец первого сталелитейного завода в НН, крупный «процентщик», Михаил Григорьевич, не только основал знаменитую династию, но и оставил городу один из самых красивейших памятников-особняков.

Стоящий на Верхневолжской набережной дом был когда-то гораздо меньше. Сын Михаила Григорьевича и отец неблагодарного потомка, Сергей Михайлович Рукавишников сделал из обычного купеческого дома настоящий итальянский палаццо. Роскошь особняка поражала даже видавших виды новгородцев.


Ну как не вырасти в такой обстановке обличителем язв капитализма?
За последние 100 лет усадьба видала всякое, много лет была закрыта на реставрацию, но сейчас - прошу!


Я побывала в Нижнем в мае этого года. Для туристов Мостурфлота музей открыл свои двери утром выходного понедельника. Дом Рукавишниковых поражает сразу, как только входишь на лестницу


Потолок

Пол


Даже не понятно, куда интереснее смотреть! А за окнами Волга

Фотографировать в музее нельзя, разрешают только в нескольких залах.


В Сиреневой гостиной можно!


Семья, даже после лишения Ивана Сергеевича миллионного наследства за такое поругание чести рода, своего творческого потенциала не растеряла. И в ХХ веке целее было стать поэтом или скульптором, нежели купцом. Так что все потомки фамилии - творческие люди.
Александр Иулианович - двоюродный внук писателя, российский скульптор. Его работы выставлены в семейном особняке


Дом таит в себе тайны, загадки и обманы


Можно посмотреть, как его хитро перестроили, сохранив при этом старые стены внутри нового прекрасного дома. А вокруг красота....


И ах..... бальный зал


Сколько света


Экскурсия была прекрасная! Но лестница... достаточно ее одной


И она даже действующее лицо романа!


Касса и гардероб музея в подвальчике


Можно «наковать» сувенирных монеток самим на специальном автомате


Выдь на Волгу, чей стон раздается?


Прощаемся с прекрасным домом и идем дальше по Верхневолжской набережной


С купеческими родами в НиНо все было в порядке. Следовательно, и с особняками на самой престижной набережной города