Произведение аполлинария васнецова написанное во франции. Аполлинарий Васнецов: «универсальный человек» XX века

Мы сами выбираем наши мысли, которые строят нашу дальнейшую жизнь. 98

Для того, чтобы научиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. 120

Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. 118

Когда в жизни случается неприятность, нужно только объяснить себе ее причину - и на душе станет легче. 59

Мир скучен для скучных людей. 104

Учитесь у всех, не подражайте никому. 122

Если наши жизненные дорожки с кем-то расходятся, значит, этот человек выполнил свою задачу в нашей жизни, а мы – в его. На их место приходят новые люди, чтобы научить нас чему-то еще. 162

Труднее всего человеку дается то, что дается не ему. 60 - фразы и цитаты о жизни

Живешь только раз, и даже в этом нельзя быть уверенным. Марсель Ашар 59

Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь, что не промолчал. 61

Жить хочется лучше, а приходится веселее… Михаил Мамчич 28

Сложности начинаются там, где пытаются упростить. 3

Ни один человек не может нас бросить, потому что изначально мы не принадлежим никому кроме нас самих. 67

Единственный способ изменить свою жизнь - это зайти туда, где тебя не ждут 62

Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни. 44

Жизнь имеет цену только потому, что кончается, малыш. Рик Риордан (американский писатель) 24

Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь. Ж. Санд 15

Если что-то не успеваешь, значит и не должен успевать, значит нужно тратить время на что-то другое. 53

Весело жить не запретишь, но можно сделать так, что смеяться не захочется. 24

Бесплодна жизнь, лишенная иллюзий. Альбер Камю, философ, писатель 22

Жизнь тяжела, но, к счастью, коротка (p.s. оч. известная фраза) 12

В наши дни людей не пытают каленым железом. Есть благородные металлы. 30

Очень легко проверить, окончена ли твоя миссия на Земле: если ты жив - она продолжается. 32

Мудрые цитаты о жизни наполняют ее определенным смыслом. Когда их читаешь – чувствуешь, как мозг начинает шевелиться. 40

Понять - значит почувствовать. 82

Это так просто: нужно жить до тех пор, пока не умрешь 16

Философия не дает ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его. 33

Все, что неожиданно изменяет нашу жизнь, - не случайность. 43

Смерть не страшна, а грустна и трагична. Бояться мертвых, кладбищ, моргов - верх идиотизма. Нужно не пугаться покойников, а жалеть их и их близких. Тех, чья жизнь прервалась, не дав свершить что-то важное, и тех, кто остался вечно оплакивать ушедших. Олег Рой. Паутина лжи 40

Мы не знаем, как поступить с нашей коротенькой жизнью, но все-таки желаем жить вечно. (p.s. ох, как верно!) А. Франс 23

Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперед. 58

В слезах, которые каждая из женщин пролила по милости мужчин, любого из них утопить можно. Олег Рой, роман: Мужчина в окне напротив 30 (1)

Человек всегда стремится быть собственником. Людям необходимо иметь дома, оформленные на их имя, машины с правом владельца, собственные компании и супругов, прикованных штампом в паспорте. Олег Рой. Паутина лжи 29

Вот уже и интернет у всех есть, а счастья все нет… 46

Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933)

Аполлинарий Михайлович Васнецов

В отличие от своего знаменитого брата, Виктора Васнецова, Аполлинарий Васнецов гораздо больше времени и внимания уделял пейзажу. И если старшего брата привлекали человеческие образы (богатыри, полководцы, князья, витязи, боярышни), то младший преуспел в области исторического пейзажа.

Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово Вятской губернии. Первым его учителем стал брат, В. М. Васнецов, а затем уроки живописи и рисунка художник получил у мастера Эльвиро Андриолли, расписывавшего в Вятке новый собор. Живя вместе со старшим братом в Петербурге, Аполлинарий увлекся идеями народничества и, вернувшись в Вятскую губернию, некоторое время работал учителем в одной из сельских школ.

Выросший в северном селе, Васнецов с детства любил и понимал природу, ставшую главной темой его творчества. Художник писал: «Природа, окружавшая меня в детстве, воспитала во мне пейзажиста. Местность моей родины, с. Рябово, была живописна и разнообразна».

При создании пейзажей молодой художник пользовался советами своего земляка, знаменитого живописца И. И. Шишкина. Позднее он обращался за консультациями к таким известным мастерам, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов.

Ранние произведения Васнецова, отразившие впечатления художника от поездок по стране (в 1880–1890-х годах он побывал на Украине, в Крыму, на Кавказе, путешествовал по Уралу), передают его увлечение монументальными, обобщенными образами природы («Родина», 1886; «Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895 - все в Третьяковской галерее, Москва).

Поэтическое восприятие природы отразилось в зрелых работах мастера - таких, как пронизанное тонким лиризмом полотно «Лесное озеро» (1902, Третьяковская галерея, Москва). Умение чувствовать и понимать красоту природы сказалось и в произведениях Васнецова с исторической тематикой.

В 1897 году Аполлинарий занимался созданием эскизов декораций к опере М. П. Мусоргского «Хованщина». В этих работах («Красная площадь», «Стрелецкая слобода», «Скит» - все в Третьяковской галерее, Москва), очень точно передающих стилистику музыкального произведения, Древняя Русь предстала именно такой, какой видел ее знаменитый композитор.

А. М. Васнецов. «Новгородский торг», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Возможно, именно вступление к опере Мусоргского («Рассвет на Москве-реке») и навеяло замысел исторической картины Васнецова «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот» (1900, Третьяковская галерея, Москва). Удивительно точно художник воссоздает облик города, величественную красоту древнего Кремля, башен, колокольни Ивана Великого, торжественно возвышающихся над низкими деревянными домами горожан. Лунный свет, падающий на ночной город и спокойную гладь воды, придает изображению поэтический вид.

Заинтересовавшись историей, Васнецов начал изучать все, что относится к прошлому России. Он познакомился с документами, археологическими открытиями, сделанными на территории Московской Руси, изучал старинную утварь, исторические костюмы XVII столетия.

Картины Васнецова очень достоверно и в то же время эмоционально и лирично отражают облик старинной Москвы. Название картины точно передает место действия: «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века» (1900, Русский музей, Санкт-Петербург), «Москворецкий мост и Водяные ворота» (1900, Третьяковская галерея, Москва). На многих своих исторических картинах мастер изобразил и людей, живших в ту эпоху. Человеческие фигуры - не просто дополнение к пейзажу, его украшение. Герои полотен Васнецова живут своей жизнью, занимаются обычными, будничными делами.

А. М. Васнецов. «Монастырь в Московской Руси», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Не менее выразительны акварели и иллюстрации Васнецова. Они еще более наглядно, чем картины, передают контраст между белокаменными кремлевскими постройками и деревянным московским зодчеством: «Книжные лавки на Спасском мосту», «Площадь Ивана Великого в Кремле» (1903, Исторический музей, Москва).

В 1900-х годах Аполлинарий Васнецов вместе с другими художниками принял участие в создании «Картин по русской истории» издательства И. Кнебеля. Одна из композиций серии, получившая название «Новгородский торг», изображает торговую площадь в Великом Новгороде в эпоху его могущества. Художник показал храм Иоанна Предтечи на Опоках (в его подвалах бережно хранились самые важные документы Новгородской республики, городская казна, ценные товары), торговые лавки и склады, расположенные по краям площади.

Здесь вели свой торг русские и заморские купцы. Рядом с храмом Иоанна Предтечи стояли весы, служившие эталоном для всех новгородских земель. На заднем плане картины автор изобразил детинец - огражденную центральную часть города с боярскими теремами и собором Св. Софии, куда от площади через реку Волхов вел деревянный мост.

Интересна и композиция «Монастырь в Московской Руси», также выполненная для издательства И. Кнебеля. Васнецов знакомит зрителей с историей создания на Руси монастырей, ведущих начало от маленьких скитов, выстроенных монахами-отшельниками на севере и востоке Московского государства.

К отшельникам присоединялись монахи и послушники, а вместо небольшой часовни строился красивый деревянный храм с колокольней. Монахи жили собственным трудом, они сеяли и обрабатывали землю, несли знания и давали советы мирскому населению, завоевывая уважение окружающих.

Со временем князья отдавали монахам в пользование земли, крестьян, и таким образом из маленького скита монастырь превращался в большое феодальное владение.

Художник прекрасно знал историю Древнерусского государства. В 1901 году вышла в свет книга «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря, в которой была напечатана статья Аполлинария Васнецова «Облик старой Москвы». В ней рассказывалось не только об архитектуре, но и о жизни городского населения.

В 1901 году Васнецова пригласили преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник играл активную роль в организации выставок «36 художников», являлся учредителем Союза русских художников. С 1918 года живописец стоял во главе Комиссии по изучению старой Москвы.

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

Русская троица Васнецов Виктор ВаснецовБогатыри.1881–1898Холст, масло. 295,3 х 446 смГосударственная Третьяковская галерея,МоскваБудь я конем, картина “Три богатыря” была бы мне иконой. Кони у Васнецова вышли лучше людей. Первые занимают на холсте больше места, чем вторые, и

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Из книги автора

Виктор Васнецов 1848-1926 В 1858 году десятилетний Виктор Васнецов, сын сельского священника, отправился на учебу в Вятское духовное училище. Его деды и прадеды были священнослужителями, старший брат, также посвятил свою жизнь служению Богу.«Будущая ваша жизнь принадлежит и

Из книги автора

Михаил Врубель 1856-1910 Валентин Серов говорил о Врубеле: «Вот художник, который, как никто, может делать все одинаково хорошо: картину, декорацию, иллюстрацию к книге». Девочка на фоне персидского ковра«Девочка на фоне персидского ковра» написана совсем молодым художником

Из книги автора

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) В 1867 году, оставив Вятскую духовную семинарию, Васнецов приехал в Петербург поступать в Академию художеств. На экзамене ему предложили сделать рисунок с гипсовой модели. Юноша быстро справился с заданием, но усмешку одного из

Из книги автора

Франц Алексеевич Рубо (1856–1928) В преддверии столетней годовщины Бородинской битвы, ставшей переломным моментом Отечественной войны 1812 года, художник-баталист Франц Рубо начал работу над грандиозной панорамой «Бородинская битва». Тогда же был создан и специальный

Из книги автора

Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) Едва ли не самый лучший портрет великого русского певца Ф. И. Шаляпина был создан Кустодиевым. Тяжело больной художник писал его, сидя в кресле, и холст приходилось все время наклонять, чтобы мастер мог достать до него кистью. Кустодиев

Из книги автора

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) Аленушка Васнецов вольно интерпретирует сказку о сестре Аленушке и братце Иванушке, создавая собирательный сказочно-поэтический образ. Одинокая грустная крестьянская девочка в цветастом сарафане присела на камень, склонила голову

Из книги автора

Врубель Михаил Александрович (1856–1910) Царевна-лебедь Эта картина – сценический портрет Н. Забелы в роли Царевны-Лебедь в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Павою она проплывает мимо нас по сумрачному морю и, обернувшись, бросает тревожный прощальный

Из книги автора

Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927) Портрет Ф. И. Шаляпина Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, – вспоминал Шаляпин. – Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии

(1856 – 1933)

«Каждому значительному художнику дано сказать своё слово, никем лучше не сказанное и неповторимое. В этом смысле художественное наследие Аполлинария Михайловича Васнецова представляет редчайшее явление.

Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, — понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа.

А.М.Васнецов принадлежит к группе русских художников, искусство которых глубоко национально…».

Эти слова, принадлежащие художнику Константину Юону, как нельзя точно характеризуют положение и место Аполлинария Васнецова в русском искусстве.

Родной брат знаменитого живописца Виктора Васнецова, он сумел обрести свой, совершенно своеобразный творческий путь. Превосходный мастер-пейзажист, А.М.Васнецов особенно прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы.

Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающие реальный образ древней русской столицы.

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 25 июля (6 августа) 1856 в селе Рябово Вятской губернии. Из семьи священника, младший брат художника В.М.Васнецова.

Учился в Вятке в духовной семинарии (1866-1872), занимался рисованием у художника Э.Ф.Андриолли. В 1872-1875 жил в С.-Петербурге и под руководством брата готовился к поступлению в Академию Художеств; пользовался советами П.П.Чистякова.

Отказавшись от поступления в ИАХ, в 1875-1878 учительствовал в селе Быстрица недалеко от Вятки. С 1878 жил в Москве. Здесь он сблизился с членами Абрамцевского кружка, пользовался советами И.Е.Репина и В.Д.Поленова, участвовал в рисовальных вечерах Репина.

Совершил поездки в Финляндию (1881), Украину (1885-1891), в Крым (1886), по Среднему и Южному Уралу (1890, 1891), на Кавказ (1895).

Неоднократно выезжал за границу – был в Италии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии. Участвовал в российских и европейских выставках. В 1900 был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже, в 1913 – золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене.

В конце 1890-х – 1900-е Аполлинарий Васнецов работал в качестве художника в театрах Москвы и С.-Петербурга – в русской частной опере С.И.Мамонтова, Большом театре, Оперном театре С.И.Зимина, в Мариинском театре.

С середины 1890-х занимался изучением истории Москвы. С 1900 года участвовал в работе Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, с 1912 года – Комиссии по изучению старой Москвы. Автор ряда трудов по истории и теории искусств, археологии Москвы, астрономии.

В 1900 Аполлинарий Васнецов был удостоен звания академика. В 1903 избран действительным членом ИАХ. Преподавал в МУЖВЗ (1901-1918), в Кустарно-промышленном техникуме (1923-1930). Член ТПХВ (с 1888), СРХ (с 1903), ОХР (с 1930).

В Москве открыт Мемориальный музей-квартира А.М.Васнецова (филиал Государственной Третьяковской галереи).

Аполлинарий Васнецов. Портрет работы Виктора Васнецова

Ни на одном из полушарий,
Ни днём, ни ночью с фонарём,
Как Васнецов Аполлинарий -
Таких людей мы не найдём.
И.К. Линдеман

Даже если ты младший брат и протеже старшего, это не значит, что ты должен идти по его стопам. Это значит, что благодаря поддержке близкого человека у тебя появляется возможность раскрыть собственный потенциал. Так случилось и с Аполлинарием Васнецовым, младшим братом известного художника-сказочника Виктора Васнецова. Благодаря Виктору юный Аполлинарий получил пропуск в мир искусства и большие возможности, но вскоре нашёл свой путь, совершенно уникальный и весьма плодотворный. Его гений проявился на стыке различных дисциплин - точнее, на стыке науки и искусства, - что всегда ведёт к отменным результатам и свежим открытиям, становящимися поворотными в развитии человеческой мысли.

Он известен как авторитетный историк и талантливый живописец, серьёзный археолог и неподражаемый график, создатель собственной техники рисунка и основоположник нового жанра в станковой живописи, а ещё - теоретик искусства, философ и первооткрыватель неизвестных до этого фактов по истории Москвы.

Картины Аполлинария Васнецова хранятся в музеях разной специфики - художественных и исторических, - потому что принадлежат одновременно и искусству, и науке. Их выдаёт Google на первой странице, если забить в строку поиска «история Москвы» или «древнерусский город» - в качестве иллюстраций реального облика улиц, зданий, городского ландшафта и бытовой жизни Москвы XII-XVII веков. Однако критики не считают работы Аполлинария только лишь документальной фиксацией фактов, а говорят о его картинах и акварелях как о «редчайшем явлении в жизни русского искусства» (К.Ф. Юон), талантливом «синтезе научных исследований и художественной фантазии» (П.В. Сытин) и, наконец, как об уникальном воплощении «археологического материала в яркие художественные образы» (М.Г. Рабинович).


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
«Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века»

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в 1856, умер в 1933 году, застал императорскую Россию, революцию, Гражданскую войну, становление новой власти и вплетённую во всё это интереснейшую историю искусства, с резкими скачками от реализма к модерну и от модерна к авангарду; с триумфом национального в живописи, архитектуре и интерьере в период последних Романовых; с активной интернационализацией культуры в раннее советское время, а затем возвращением вновь к народным истокам.


Красная Площадь во второй половине XVII века. 1925 Старорусский город. 1899

Большую часть жизни художник прожил в Москве, где его природный интерес к древности оформился в научную деятельность с участием в Московском археологическом обществе, а именно в Комиссии по сохранению древних памятников и в Комиссии по изучению старой Москвы. «Старая Москва» представляла собой серьёзную научную организацию, образованную при Николае II, успешно просуществовавшую под разными наименованиями вплоть до 1930-х годов и в дальнейшем вошедшую в состав общей системы областного краеведения. В Комиссию входили историки, археологи, этнографы, географы и другие специалисты, которые занимались археологическими раскопками, сбором различных документальных данных и их интерпретацией, изучением памятников архитектуры и прикладного искусства, реставрацией и сохранением особо ценных сооружений во время нового строительства в столице.

В итоге все накопленные материалы оказались весьма востребованы широкой аудиторией и разошлись в экспонатах по музеям Москвы, в подтверждённых научных фактах - по учебникам истории и москвоведения, в сборниках и докладах - влились в общий поток исторической науки и отечественной культурологии. Огромная роль в этом принадлежит Аполлинарию Михайловичу Васнецову.


Строительство деревянных стен Кремля. XII век. 1903
Старая Москва, 1896
Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век, 1918

Васнецов занимал в «Старой Москве» видное место - не только по степени вклада в науку и уровню подачи своих исследований (об этом позже), но и вполне буквально - занимая должность председателя, а затем почётного председателя - в общей сложности в течение 12-ти лет (с 1918 по 1930).

Фактически он руководил всей работой по сохранению культурного наследия столицы, включая экспертизы архитектурных памятников, составление экскурсионных маршрутов, создание карты мемориальных мест, посвящённых выдающимся личностям и т.д.

Научная работа и организаторская деятельность сочетались у него с постоянным художественным творчеством, которое было высоко оценено современниками и признано критиками в России и за рубежом.


Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке. 1902
Московский застенок. Конец XVI века. Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков, 1912

Это был самый настоящий «универсальный человек» , всюду успевающий достигнуть высот, даже в качестве писателя и астронома. Не имея в силу обстоятельств художественного академического образования, он прекрасно «самообразовался», выучившись у лучших русских художников кон. XIX - нач. XX века, имел звание академика Императорской Академии художеств и долгие годы успешно преподавал в художественных учебных заведениях пейзажную живопись и академическое рисование.

Будучи создателем нового жанра в живописи - «исторического пейзажа» и оставив после себя более 350 картин и 1000 этюдов, он в числе других членов Комиссии по сохранению древних памятников активно участвовал в общественной жизни и, в частности, добился запрета на строительство электростанции рядом с Кремлём в 1900 году. Неугомонный Аполлинарий, уже в 1920-х годах, будучи 60-ти с лишним лет, самолично лазил по траншеям, тоннелям и подземельям во время строительных работ в разных частях Москвы, отыскивая в земле новые древности, зарисовывая, зачерчивая и открывая их миру. Как он везде успевал? Непонятно. Наверное, так же, как Михаил Ломоносов или Леонардо да Винчи. Универсальный человек потому и универсален, что его интересы не только крайне разносторонни, но и имеют конечный результат - реальные открытия, достижения и ценности.


Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке, 1922 Москва. Конец XVII века, 1902
Л.О. Пастернак. Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902. Первый справа - Ап.М. Васнецов

Вот как проходила работа Аполлинария Васнецова над очередной картиной в жанре «исторического пейзажа» - изображения древнего города с его архитектурной средой и народным бытом, где центральным художественным образом была сама старинная архитектура. После того как художник-историк определялся с темой, он погружался в глубокое исследование, посещая библиотеки, архивы, музеи, археологические раскопки, консультируясь со специалистами.

Чтобы максимально реалистично воссоздать конкретное место в конкретный период русской истории, Васнецов досконально изучал древние карты, планы, летописи, иконы, гравюры, жития святых, труды историков, рассказы иностранных путешественников, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, остатки древних зданий, мостовых, храмов… Иногда эти поиски заводили так далеко, что в итоге «выливались» в оформленные научные работы наподобие статей «Способы передвижения на улицах Москвы в XVII-XVIII веках» и «Лесной торг в Старой Москве», или, например, наподобие статьи «Облик старой Москвы» в «Истории русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря (1910).


Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке. 1926

Старинные карты с большой лупой, принадлежащей Аполлинарию, и сейчас можно увидеть на письменном столе в его Музее-квартире в Москве (Фурманный переулок, д. 6). Однажды он даже поднялся на воздушном шаре и облетел вокруг Первопрестольной, чтобы лучше уяснить ландшафт местности. После сбора и систематизации найденного материала художнику-учёному оставалось сделать главное: художественно выразить исторические данные на холсте или бумаге - так, чтобы зритель не только смог представить, как выглядел деревянный Кремль при Иване Калите, но и прочувствовать дух той эпохи, словно побывать в прошлом. Поэтому, помимо собственно исторических исследований, Аполлинарий Васнецов много трудился и как истинный художник, бесконечно создавая варианты этюдов и эскизов, экспериментируя с освещением и временем года, в результате долгих поисков находя нужную композицию и верный колорит.


Московский Кремль при Иване Калите. 1921
Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900 На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века, 1900

Когда картина была готова, он брал её с собой на очередное заседание Комиссии по изучению старой Москвы. Картину открывали, и Аполлинарий Михайлович начинал рассказывать о том, что ему удалось найти по теме, показывая каждое здание, мост или площадь и доказывая выдержками из достоверных источников их расположение, внешний вид и функциональную принадлежность. Здания не просто информировали о былой архитектуре и быте - они представали в конкретно-историческом облике: со следами пожаров, войны или обветшалые от времени - в зависимости от того, какой период демонстрировался и что ему предшествовало согласно историческим документам.

По сути, это была иллюстрированная презентация новых фактов по истории Москвы или других древних русских городов. Слушатели - а это были серьёзные люди и опытные специалисты - во время доклада Аполлинария Васнецова затихали и теряли ощущение времени. Один из очевидцев вспоминал:

«Все мы сами вошли в его картину, слушали, как читает дьяк, глазели на проезжающего боярина… Показывали же старину многие художники, но в их картинах жили только люди, а здесь живёт, дышит и рассказывает каждый камень стены, каждая маковка церкви, каждое бревно сруба» (С.Д. Васильев).

Базар. XVII век. 1903
Площадь в городе Московских времен. 1908-1909
Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году, 1917

К картинам Васнецов прилагал «объяснительные чертежи», на которых схематично дублировал рисунок, дополняя его видом сверху, делал условные обозначения и подписи, указывая где какие здания находились. При этом чёрными линиями он обозначал сооружения, которые не сохранились до наших дней, красными - реально существующие - так, что можно было визуально отследить произошедшие за века изменения панорамы Москвы. Эти чертежи вместе с картинами и акварелями, к которым они относятся, хранятся сейчас в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2).


Фото:

Аполлинария Васнецова сегодня можно было бы назвать научным визуализатором Древней Руси. Он не придумывал волшебные архитектурные сказки, а создавал реалистичный мир прошлого, крепкий сплав исторической достоверности и художественной выразительности. За всем этим, безусловно, стоит редкий талант, недюжинный ум и кропотливый труд.


Серпуховская крепость. 1920
Крытый Воскресенский мост в конце XVI века. 1921

Личную историю Аполлинария Васнецова можно рассматривать как настоящий пример успеха: помимо продуктивной самореализации художник-учёный при жизни получил широкое признание в обществе. Он работал не только в жанре исторического пейзажа, но и как пейзажист эпических полотен, изображающих монументальную природу России, - именно они прославили его ещё до того, как Аполлинарий увлёкся Москвой. Картины Васнецова приобретал для своей галереи, они выставлялись на российских и европейских выставках, получая награды и восхищённые отзывы.

В 1907 году Васнецов принял участие в конкурсе архитектурных проектов и получил первую премию за проект жилого дома в русском стиле. Того самого дома П.Н. Перцова, который в итоге был реализован по другому проекту - художника Сергея Малютина, потому что заказчик предпочёл его, хотя мнение авторитетного жюри относительно победителя и не оспаривалось.


Доходный дом Перцовой на Пречистенской набережной в Москве. Фото: sentstory.ru

Аполлинарий был знатным перфекционистом, однако это нисколько не мешало делу - наоборот, можно сказать, что именно природный перфекционизм помог ему найти себя и раскрыть свою индивидуальность. Первые работы Васнецова на тему средневековой Москвы, с которых всё началось, - это иллюстрации к поэме «Песня про купца Калашникова», сделанные в 1891 году. 35-летний художник получил заказ изобразить Москву XVI века и сразу решил, что рисунки не могут быть фантазийно-мифическими, а должны быть максимально реалистичными. Для этого он начал «копать» материал по библиотекам и музеям и в конце концов настолько увлёкся историей, что стал делать научные исследования профессионально, как историк и археолог.

Затем был ещё ряд театральных декораций к операм на тему русской истории - и тот же подход дотошного перфекциониста, серьёзно относящего к поставленной задаче, напряжённая и качественная работа ради безупречного результата.


Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Хованщина». 1897
Площадь перед церковью (Улица в городе). Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Опричник». 1911

Чтобы максимально точно передать мысль и образ, Аполлинарий разработал собственную технику, которая сочетала акварельную воздушность и чёткость линий карандаша: поверх угольного или карандашного рисунка он наносил акварельные краски, передавая таким образом архитектурный пейзаж в мельчайших деталях, будь то резьба на деревянных постройках или кладка каменного моста.


Сад при хоромах князя Жемчужного. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского Опричник. 1911

Научный подход лёг в основу проектирования мебели , которым также занимался Аполлинарий. Прежде чем нарисовать эскиз, по которому затем изготавливали предмет, он изучал историю не только подобного вида мебели, но и всей окружающей обстановки - то есть, фактически, был специалистом по интерьеру Древней Руси. Вот почему его стулья и буфеты особо выделяются среди других предметов в русском стиле.

Здесь, так же как и в живописи, мы сталкиваемся с уникальным явлением в искусстве: синтезом глубокого знания учёного и личного таланта художника.

«Междисциплинарный» Аполлинарий создавал предметы, которые одновременно исторически достоверны и творчески оригинальны, принадлежат русскому стилю и индивидуальному стилю автора. На сегодняшний день они являются большой редкостью и счастливой находкой для ценителей эпохи модерна.

Увидеть вживую мебель Аполлинария Васнецова можно в Москве: в Мемориальном музее-квартире, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и Государственном историческом музее.


В горнице древнерусского дома московских времен XVI-XVII веков. 1908-1909

В качестве искусствоведа Аполлинарий известен своим трактатом «Художество», вышедшим в разгар борьбы старого и нового в мировом искусстве - в 1908 году. К слову, в нём автор громил модное увлечение формализмом и утверждал, что живопись не может быть чисто декоративна - она всегда неразрывный сплав внешней формы и внутреннего содержания. С текстом трактата и сейчас каждый желающий может ознакомиться в Национальной электронной библиотеке РФ . Кроме того, Васнецов участвовал в работе над различными сборниками по искусству - например, написал статью «Происхождение красоты» для книги «Вопросы теории и психологии творчества», изданной в 1923 году.


Аполлинарий Михайлович Васнецов. Московский Кремль. 1897 г.

Аполлинарий Михайлович проявил себя ещё и как философ . Он писал о состоянии духовности в современном обществе, о пагубности атеизма и истоках оптимистического отношения к жизни - и оставил после себя философский труд, имеющий три рабочих названия: «Странствования для обретения правды и истины, или Философия самосознания, или Идеалистический материализм». До сих пор рукопись хранится в музейном архиве и ждёт своего издателя, а нам пока остаётся только удивляться многогранности автора и гадать, что же она в себе таит.


Старший брат Виктор Васнецов всегда так наставлял младшего: «Не размазывайся, работай обдуманно и не мечись». Аполлинарий следовал совету брата, работал много и основательно, однако не довольствовался чем-то одним, а постоянно имел целый спектр увлечений, в каждом из которых преуспевал. Брался за различные, как бы сейчас сказали, «проекты» и все их доводил до конца - даже, например, иллюстрировал детскую Азбуку и участвовал в создании первого художественно-исторического музея на севере России (сегодня Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров).


Родина 1886
Озеро. 1902

На надгробном памятнике Аполлинария Михайловича высечена краткая, но очень ёмкая эпитафия: «Художнику, учёному, мыслителю».

Редко какому человеку искусства или человеку науки удаётся совмещать в себе эти противоположные способы восприятия действительности, ведь мир делится на мыслящих образами и оперирующих фактами. Иногда природа решает нас удивить, и тогда рождаются такие люди, как Аполлинарий Васнецов - не только талантливые интеллектуалы, но и цельные характеры, обладающие завидной силой воли и отменным трудолюбием.

Аполлинарий Васнецов

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .