Васнецов аполлинарий михайлович. Сочинение-описание картины Васнецова «Новгородский торг Описание картины И

По замыслу художника, картина изображает торговую пло­щадь в Новгороде в период расцвета его политического и тор­гового могущества. Перед нами сердце купеческого Новгоро­да - площадь у храма Иоанна Предтечи на Опоках, на Торго­вой стороне города, разделенного рекой Волховом.

Вокруг церк­ви объединялась главная купеческая корпорация, «Иванское сто». В церковных ларях хранились торговые документы Нов­города, грамоты и договоры, в подклетах - общественная казна и ценнейшие товары.

Слева, у церкви, видны городские весы, гарантировавшие единую меру веса по всей Новгород­ской земле: Водской, Обонежской, Бежецкой, Шелонской, Де-ревской пятинах, волостях Заволочья, Перми, Печоры, Югры.

Кроме «Иванского ста» в городе были другие торговые объеди­нения, постоянные и временные артели купцов : сухопутных, речников и наиболее уважаемых мореходов, прославлявших «Господин Великий Новгород» в самых далеких землях.

На картине торговая жизнь города представлена менялой за столом для сортировки монет и драгоценных металлов, поселянином, выгружающим с воза укруги воска, купчиной, торгующимся с лавочником, ганзейскими купцами, покупаю­щими у охотника мех, обозами с товаром, движущимися к тор­говым судам на реке и обратно, рядами лавок, протянувшихся с обеих сторон моста.

Следует уточнить, что заграничная торговля в Новгороде была оптовой, нередко весьма крупными пар­тиями. На западе Новгород уже в XI веке вел обширную тор­говлю. В XII веке русские купцы обосновались в Любеке, а Не­мецкий двор отстроился в Новгороде.

Судя по договорам с Ган­зейским союзом , западные купцы не имели права розничной торговли своим товаром - металлами, сукном, солью, ремес­ленными изделиями, пивом, сельдью - и должны были заку­пать меха, воск, сало, лен, коноплю, русский хлеб и различное сырье, восточный шелк, драгоценные камни и другие заморские товары у новгородских оптовиков.

Торговая сторона делилась на два «конца»: Плотницкий и Славенский, одноименный «граду Славенску, что ныне зовет­ся Великий Новгород», возникшему более двух тысячелетий назад на северном узле великих торговых путей «из варяг в греки» и по Волге на Восток.

Напротив древнейшего Славенска, за Волховом, видны стены Детинца и башня с курантами, а дальше - собор св. Софии со звонницей, по которому вся сто­рона называлась Софийской. На торговой стороне на Ярославовом дворище проходило вече.

Оно избирало посадника (управителя города) и тысяцкого (военного предводителя) на весь город и «пригороды»: Псков и десятки городов, основанных отважными новгородскими «охотниками» на огромном про­странстве от Балтики и Карелии до Урала.

Вечевой Новгород был аристократической республикой, основную роль в ней игра­ли бояре, в число которых попадали и купцы. За ними следовали владельцы городских дворов, называвшиеся «житьими людь­ми». Ремесленники, земледельцы, промышленники, охотники, поморы и прочий люд, создававший своими руками славу и бо­гатство Новгорода, назывались «черными людьми ».

Продолжение следует.

Находящееся в частной коллекции полотно «Прошлое Великого Новгорода» было продано за 848,7 тысячи фунтов (1,1 миллион долларов). Изначально она оценивалась в 350-450 тысяч фунтов.

На торгах Christie"s в Лондоне был установлен рекорд стоимости картин Аполлинария Васнецова (1856-1933).

Новгородский торг» -


В 1900 году директор Императорских театров предложил Аполлинарию Васнецову создать эскизы декораций для постановки оперы Николая Римского-Корсакова «Садко» в Мариинском театре. В процессе работы Васнецов предпринял две поездки в Великий Новгород. Картина «Прошлое Великого Новгорода» является одной из двух масштабных работ, выполненных в это время, более поздняя работа выставлялась на торги в 2005 году.

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых, ведущей свое начало из новгородских земель («Васнецы с новгородского подворья»). Живописи учился у своего брата, Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В.Д. Поленов, И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Максимов. В 1901-1918 гг. руководилпейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В эти годы А.М. Васнецов много работает над выполнением ряда архитектурных проектов (склеп-часовня М.А. Морозова в Покровском монастыре, 1906; неосуществленный эскизный проект здания Государственной Думы, названный им «Вечевой колокол» и др.) и для театра, создавая декорации и костюмы к оперным и драматическим спектаклям, преимущественно на темы русской истории («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Царская невеста», «Иван Сусанин», «Опричник» и др.). Художник с большим интересом работал над изучением материалов к этим спектаклям. При создании облика средневековой Москвы А.М. Васнецов сверялся со старинными планами города и гравюрами, широко использовал современные археологические данные (с 1906 г. он являлся действительным членом Археологического общества).

В период работы над декорациями к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для Мариинского театра художник дважды побывал в Новгороде, сделал там множество зарисовок старинной архитектуры и деталей быта, писал пейзажи с натуры на берегах озера Ильмень, стараясь передать своеобразный северный колорит Великого Новгорода (этюды: «Спас-Нередица в половодье», «Новгород Великий. Детинец», «Новгород»,


«Башня в Валдайском монастыре», «Валдайское озеро»). Исторический Новгород запечатлен А. Васнецовым в картинах: «Варяжские корабли в Великом Новгороде»,

«Новгородский Торг», «Прошлое Великого Новгорода», «Пристань в Великом Новгороде. XV век», «Мост через реку Волхов и Святая София» "Новгородское вече"


История одного шедевра

«Новгородский торг» А. М. Васнецов

Это восьмая из серии «Картин по русской истории» - «Новгородский торг» А. М. Васнецова. Как и все его произведения на историческую тему, она наполнена жизнью, движением, множеством деталей. Мы как бы оку­наемся в повседневный размеренный и разумный быт далеких времен. Основная мысль картины - пока­ зать значение торговли в жизни Новгорода Великого. Это наглядная иллюстрация (не только примени­тельно к данному тексту, но и другой научной литературе) того, что Нов­город был не только феодальной и боярской республикой, но и важным торговым центром, тесно связанным с русскими землями и многими за­падными странами - прежде всего с Ганзейским союзом, игравшим большую роль в средневековой Ев­ ропе.

В очерке С. А. Князькова делает­ ся упор на то, что торговля была главным делом Новгородской рес­публики и в первую очередь самого господина Великого Новгорода. О прочих занятиях он упоминает вскользь, как о неосновных. Однако нужно отметить, что земледелие, осо­ бенно животноводство, играло су­щественную роль в жизни новгород­ских земель, где существовали об­ширные боярские вотчины, произво­дившие немало сельскохозяйствен­ной продукции. Да и охота, рыбо­ловство, прочие промыслы давали ощутимую прибавку к столу нов­городцев. Хотя автор прав, конечно, в том, что Новгороду постоянно не хватало хлеба - его ввозили, как го­ ворили тогда - «снизу», из По­ волжья, Рязанской земли.

Больше и подробнее можно было бы рассказать не только о купече­ских артелях - таких, как «Ивано­ во сто», но и о существовании про­фессиональных ремесленных и цехо­вых объединений, о чем довольно много говорится в трудах наших историков Б. А. Рыбакова и М. Н. Ти­хомирова. Хотя это были и менее развитые организации по сравнению с западноевропейскими купеческими гильдиями и ремесленными цехами, но они все же существовали.

Наконец, помимо явлений, связан­ ных с хозяйственной жизнью, С. А. Князьков говорит о том, как активная торговая деятельность го­ рода отразилась в новгородской культуре - былинном эпосе. К по­ вествованиям о Ваське Буслаеве и знаменитом Садко надо добавить (в литературе об этом говорилось не раз), что главным действующим лицом последней былины служит, вероятно, реальное историческое ли­ цо - богатый новгородский гость, которого звали Сотко Сытинич. И это было распространенным в устном народном творчестве, когда за фан­ тастическими подчас персонажа­ ми стояли реальные прототипы - в некоторых случаях один чело­ век, в других - несколько, кото­ рые затем обобщались в былинный образ.

В. БУГАНОВ,

доктор исторических наук

Картина изображает тор­говую площадь в Новго­роде Великом времен расцвета его политиче­ского и торгового могу­щества. Перед нами пло­щадь около наиболее чтившейся в торговом мире древнего Новгорода церкви святого Иоанна, что на Опоках. Эта церковь существует и до сих пор в Новгороде, но новгородец XII или XIII веков, если бы он чудом встал из вековой могилы, не узнал бы теперь своего святого великого Ивана, что на Петрятином дворище,- так сильно пострадала и изменилась церковь от многочисленных грубых и неумелых пристроек, поправок, «реставраций». Площадь у храма святого великого Ива­на, что на Опоках, была средоточием и торговой, и политической жизни Великого Новгорода. С берега, на ко­тором она стоит, отступая несколько десятков сажен от реки, открывался широкий довольно вид-панорама на центральную часть старого вечевого города. Картина воссоздает эту пано­раму. Вдали, на заднем плане возвы­шаются стены «детинца» - Новгород­ского кремля, за которыми виднеются главы Софийского собора, Евфимьева башня и звонница собора. Проезжие, или Водяные, ворота детинца выходят к мосту через Волхов, поставленному на «клетях» - опущенных в воду сру­бах, наполненных камнем. Мост сое­диняет детинец и всю Софийскую сторону с Торговой, на которой во главе моста стоит каменная башня с воротами. На водяной башне детинца видны часы немецкой работы, состав­лявшие гордость Новгорода. От моста к воротам детинца идут низкие дере­вянные ряды-балаганы, где сидели торговцы всякой мелочью. На время осады и мост и эти ряды, конечно, уничтожали. На Волхове, который, судя по снегу, должен скоро покрыть­ся льдом, видны последние суда тор­говых людей, спешащих грузить их, чтобы до мороза уйти на Ладогу, где стоят, дожидаясь их, немецкие кораб­ли.

Первый план картины изображает «Великий ряд» - постоянные лавки и торговые амбары, с «торгом» перед ними, где продавался товар с возов «возниками», прибывшими со всех концов обширных новгородских владе­ний. У самого храма видны город­ские весы, где особый городской чи­новник собирал «весчее» - сбор за взвешивание товара: городские весы гарантировали правильность взвеши­вания и доставляли доход святому Ивану. Направо в самом углу картины изо­бражен меняла с кожаной сумой для денег через плечо, стоящий за своим столом-прилавком, на котором стоят маленькие весы для взвешивания руб­лей. Рубля в качестве целой отчека­ненной монетной единицы тогда еще не существовало, и рублем называли счетную меру. Налево стоит воз с укругами воска, которые привезший также во избежание промедления в доставке товара, новгородское прави­тельство установило постоянную таксу за провоз товара от берега до немец­кого двора. До двора немецкого пола­галось 10 кун с воза, а до готского - 15 кун.

Кроме этого пути, немцы могли во­зить свои товары через Псков и через Нарву по сухому пути; это был пре­имущественно зимний путь. Возить иноземный товар другими дорогами в Новгород запрещалось, и товары, привезенные не указанными путями, отбирались в казну.

Немецкий двор был обнесен высо­кой стеной, и его охраняла масса цепных собак и немецкая стража. По договорам новгородцы не могли строить здания около этого двора и держать здесь товар, не могли даже собираться возле и играть в свайку. Во дворе стояла церковь и большое здание с обширной палатой - «грид­ницей», где собирались иностранные купцы; около этой комнаты была мень­шая для слуг, тут же помещались и отдельные спальни. Кругом всего зда­ния были выстроены клети или амбары для склада товара; но товаров приво­зили такое множество, что они не помещались в амбарах и свали­вались в общей комнате и даже в церкви.

Благодаря тем привилегиям, какими немцы сумели обставить себя в Нов­городе, и тяжелому кулаку Ганзы, которая не скупилась показывать его слабейшим друзьям и союзникам новгородская торговля с заграницей скоро совершенно очутилась в неме­цких руках, и роль новгородских куп­цов свелась к покупке того, что при­возили немцы, и перепродаже внутрь страны. Немецкие купцы заранее уго­варивались между собой и покупали товар у новгородцев по тем ценам, по каким хотели, и новгородцы ничего не могли с этим поделать, несмотря на то, что некоторые товары, напри­мер, восточные, немцы только от нов­городцев и могли получить. Лучшая организация, как всегда, побеждала. Иностранные товары Новгород поку­пал, конечно, не только для себя, но и для перепродажи в другие русские области. Новгородские купцы постоян­но ездили в Суздаль, Владимир, Киев, Чернигов, Галич, даже в Литву. Явля­ясь продавцами иноземных товаров, новгородцы были в то же время и по­купателями туземных для загранично­го рынка.

Самым важным предметом торговли Новгорода с другими русскими кня жествами был хлеб, в котором Новго­род нуждался не только для перепро­дажи иноземцам, но и для себя, так как болотистая новгородская почва родила хлеба мало. Хлеб шел в Нов­город из Рязани, по Оке и Москве-ре­ке на Волоколамск, а с верхнего По­волжья на Тверь и Торжок. Неуро­жаи и войны, стеснявшие доставку хлеба в Новгород, бывали иногда причиной страшных голодовок в Нов­городской земле. Так, в 1187 году цены на хлеб в Новгороде поднялись так, что родители продавали немцам своих детей, только бы спасти их от ужаса голодной смерти. Такая зависимость Новгорода в столь существенном во­просе, как хлеб насущный, от других русских земель была причиной того, что сильные князья, как Андрей Бого-любский, а впоследствии и москов­ские, могли держать Новгород в пови­новении, не прибегая к оружию: сто­ило им только прекратить доставку хлеба на новгородские рынки, и сми­ренный ожиданием голода Господин Великий Новгород шел на уступки даже перед побежденным в открытом бою противником, державшим в своих руках ключи от житниц Поволжья и Рязани.

Крайняя небезопасность тогдашней торговли, отдаленность рынков, труд­ность дороги к ним, необходимость быть сильными и вооруженными при торгово-промысловых экспедициях в страны дикарей,- все эти обстоя­тельства заставляли новгородских купцов вести свою торгово-промыс-ловую деятельность артелями или ком­паниями. Купеческих артелей было в Новгороде много; разделялись они или по товару, которым участники их торговали, или по местности, куда они ходили; сообразно с этим в Новго­роде были артели купцов низовских, то есть торговавших с Низовой зем­лей, как тогда в Новгороде называли Суздальскую область; поморскими купцами звались те, которые ходили на Балтику или на Белое море; купцы, торговавшие солью, назывались пра­солы.

Особенное значение имела в Новго­роде артель купцов, соединившихся около храма св. Иоанна Предтечи, или, по-новгородски, у Ивана Велико­го в Опоках. Всякий купец, пожелав­ший вступить в «Иваново сто», дол­жен был внести вклад -50 гривен и, кроме того, пожертвовать 29/2 грив­ны в пользу церкви св. Ивана на Опо­ках. Такой купец уже навсегда делал­ся участником Ивановой сотни и пе­редавал это право своим детям. В от­личие от других купцов его называли «пошлым», то есть старинным купцом, и в этом заключалось много гордости и довольства для тогдашнего купца; принадлежность к Ивановой сотне сильно способствовала кредиту и по­ложению купца в торговом мире. Куп­цы, записавшиеся в «Иваново сто», имели большие привилегии; так, они имели право получать от города воен­ный отряд для конвоя их торговых экспедиций, отправляющихся, на­пример, на Урал; в минуты торговых затруднений, грозивших ивановско­му купцу «изгойством», то есть банк­ротством, он получал из общест­венной кассы подмогу, которая рас­кладывалась на всех участников сотни.

У Ивана Великого на Опоках нахо­дился общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары и где в особой «гриднице», то есть обширной палате, они собирались для рассуждений об общих делах. Для ведения текущих дел общества они вы­бирали из своей среды старосту, кото­рый сам выбирал себе помощников. Общественная касса помещалась в са­мой церкви. На хорах церкви св. Ива­на находились лари - вделанные в стену шкапы, где хранились торго­вые книги, документы, все новгород­ские грамоты и договоры; церковь св. Ивана являлась, таким образом, государственным архивом для всего Новгорода вместе с храмом св. Со­фии, где хранились еще и духовные грамоты. В подвалах церкви св. Ивана складывались товары и находилась общественная касса. Около церкви помещался рынок, торг, и стояли весы, на которых вешали товары; при весах состояли особые выборные присяж­ные чины, которые производили взве­шивание и наблюдали за правиль­ностью веса и торговли; за взвеши­вание, как и при продаже товара, взималась с покупателя особая пош­лина. Рядом с большими весами на­ходились еще малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли тогда чекан­ную монету. При церкви св. Ивана со­стоял и торговый суд, председателем которого был тысяцкий. Таким обра­зом, церковь св. Ивана на Опоках, возле которой объединились богатей­шие купцы, являлась как бы центром всей новгородской торговли.

Успешная торговая деятельность подняла необыкновенно силу и зна­чение Великого Новгорода; торговлей жило все новгородское население, и торговый человек в Новгороде - са­мая большая сила; никакой договор, никакое решение не проводится на ве­че без согласия купца; предприимчи­вая, полная опасностей, удачи и не­удачи торговая жизнь вырабатывала из новгородцев и людей предприим­чивых, упорных, настойчивых, дерз­ких и смелых. Новгородские былины о Ваське Буслаеве и о Садко рисуют яркими красками надменную и бесша­башную удаль новгородского купца-богача. Эта удаль и отвага, не нахо­дя себе исхода на родине, заставляла многих новгородцев уходить на сторо­ну, на Волгу, главным образом в стра­ну старинных врагов Новгорода - суздальцев, чтобы грабить здесь лю­дей и торговые суда. Эти разбойни чьи походы новгородских удальцов-ушкуйников часто бывали причиной больших и опасных для Новгорода недоразумений с соседями. В 1375 го­ду какой-то новгородец Прокоп собрал ватагу в 2000 человек и из Двинской земли прошел на Волгу. Здесь ушкуй­ники напали на Кострому. Велико­княжеский воевода бежал, и Прокоп с товарищами разграбил город, на­брал много всякого добра, пленил жи­телей, не щадя женщин и детей, и по­шел вниз по Волге, где пограбил ок­рестности Нижнего Новгорода, раз­грабил множество купеческих судов, перебил бесерменских, то есть татар­ских, персидских и бухарских купцов. В г. Булгарах он продал татарам весь свой полон и добрался до Астра­хани, где какой-то татарский князь пе­ребил всю ватагу Прокопа. Новго­родских ушкуйников знали и в Перми и в Заволочье, на своих лодках про­никали они на Белое море и грабили северные берега Норвегии.

С . А . КНЯЗЬКОВ

«Новгородская земля» - Берестяная грамота. Форпост – передовой пост. Важное значение Новгорода как посреднического торгового центра Руси. Особенности политического устройства. Анализ художественных и документальных источников. Вопрос: В чем состояли особенностиновгородской торговли? Вечевой строй Новгородской республики. Особенности новгородской торговли.

«Великие художники» - За последние 70 дней жизни ван Гог написал 70 картин. Сальвадор Дали. В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту - умирает Саския. Весёлый единорог 1977г. В "голубой период", объектами творчества Пикассо были бедняки, изгои общества. Пикассо Пабло (Picasso, Pablo) (1881-1973 гг.), французский художник, испанец по происхождению.

«Британские художники» - Peter Lely studied painting in Haarlem. John Flaxman and William James Linton. Most famous non-portrait work Lely is probably Nymphs by a fountain in Dulwich Picture Gallery. Self-portrait. John Flaxman draws his pictures with strong love. Lely owns exceptional style of painting fabric. Lely becomes a master of the Guild of Saint Luke in Haarlem in 1637.

«Художник Андрей Рублёв» - Все изображение проникнуто кроткой и печальной мольбой, заступничеством «за род человеческий». Иконостас Успенского собора включал иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов. Андрей Рублев в Третьяковской галерее. На центральной иконе Деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле.

«Суриков художник» - В 1869 переехал в С.-Петербург. С 1881 по 1907 Суриков В.И.- член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Суриков получил денежную премию за эскиз "Пир Валтасара". Родился в Красноярске в семье губернского регистратора. Все - за исключением одной. Суриков В.И. Автопортрет. 1913.

«Нисский художник» - На картине Г.Г. Нисского представлена зима в Подмосковье. Зима заканчивает свое существование. Снег нарисован слежавшимся и давно не было. Полустанок. Вечер в заливе. Целую сюиту картин Нисский посвятил изображению канала имени Москвы. Основная тематика – индустриальный пейзаж, а также батальные сцены и маринистика.

Художник, археолог, академик. Известный русский живописец, автор пейзажей, видов древней Москвы, эскизов театральных декораций. Младший брат художника В.М. Васнецова.

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых, ведущей свое начало из новгородских земель («Васнецы с новгородского подворья»).

Живописи учился у своего брата, Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В.Д. Поленов, И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Максимов. С 1883 года Аполлинарий Васнецов - в рядах художников-передвижников, активно участвует в работе Товарищества передвижных художественных выставок. В 1885-98 гг. художник путешествует по России, Украине, Крыму, Франции, Италии и Германии.

В 1900 году Васнецов становится академиком Петербургской Академии художеств. В 1903 г. участвует в организации Союза русских художников. В 1901-1918 гг. руководит пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В эти годы А.М. Васнецов много работает над выполнением ряда архитектурных проектов (склеп-часовня М.А. Морозова в Покровском монастыре, 1906; неосуществленный эскизный проект здания Государственной Думы, названный им «Вечевой колокол» и др.) и для театра, создавая декорации и костюмы к оперным и драматическим спектаклям, преимущественно на темы русской истории («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Царская невеста», «Иван Сусанин», «Опричник» и др.). Художник с большим интересом работал над изучением материалов к этим спектаклям. При создании облика средневековой Москвы А.М. Васнецов сверялся со старинными планами города и гравюрами, широко использовал современные археологические данные (с 1906 г. он являлся действительным членом Археологического общества).

В период работы над декорациями к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для Мариинского театра художник дважды побывал в Новгороде, сделал там множество зарисовок старинной архитектуры и деталей быта, писал пейзажи с натуры на берегах озера Ильмень, стараясь передать своеобразный северный колорит Великого Новгорода (этюды: «Спас-Нередица в половодье», «Новгород Великий. Детинец», «Новгород», «Башня в Валдайском монастыре», «Валдайское озеро»). Исторический Новгород запечатлен А. Васнецовым в картинах: «Варяжские корабли в Великом Новгороде», «Новгородский Торг», «Прошлое Великого Новгорода», «Пристань в Великом Новгороде. XV век», «Мост через реку Волхов и Святая София».

С 1918 г. возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 г. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.

Уступая в известности своему старшему брату, Аполлинарий Михайлович Васнецов, тем не менее, занимает в русском искусстве свое особое место, как национальный живописец, художник своих тем: русской природы и русской истории. Его пейзажи «дышат первобытной, таинственной свежестью… объяты широким эпическим духом» (А. Бенуа), а исторические полотна полны любования русской стариной и безукоризненно точны в деталях.

P.S. В 2005 г. на лондонском аукционе картина А.М. Васнецова «Пристань в Новгороде», изображающая средневековый Торг, была продана за 299 тыс. фунтов стерлингов (550 тыс. долларов).

Литература:

Васнецов Аполлинарий Михайлович // Художники и Новгородский край: биобиблиографический словарь / составитель Л.А. Вересова; Новгор. обл. б-ка. - Новгород, 1997. - С. 10-11.
. Беспалова Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. - М.: Искусство, 1956. - 172 с.
. Беспалова Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. - М.: Искусство, 1983. - 229 с.
. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. - М.: Директ-медиа, 2010. - 48 с. - (Великие художники. Вып. 61).
. Васнецов А. Новгородский торг: автолитография // Васнецов А.М. Альбом. - М., 1980. - ил. № 48.
. Васнецов А.М. Валдайский монастырь: этюд // Воронежский областной музей изобразительных искусств. - М., 1984. - ил. № 51.
. Васнецов А. Вече; Новгородский торг // Картины по русской истории из издания И.Н. Кнебеля. Москва 1908-1913. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - листы №№ 16, 8.
. Торчинская М. Картины по русской истории // Юный художник. - 1990. - № 1. - С. 10-15.
. «Пристань в Новгороде» продали // Новгородские ведомости. - 2005. - 25 мая.