Происхождение имени санта клаус. Дед Мороз: кто такой и где обитает? Как Святой Николай превратился в Санта Клауса

для более приятного просмотра
страницы включите музыку

Прообразом Санта Клауса был Святой Николай, который родился в III веке в городе Патара (малая Азия, Ликия)

у весьма состоятельных родителей. Святой Николай - один из самых почитаемых христианских святых.

Честь эта выпала ему за великую доброту к людям и за многие творимые им чудеса. Позднее он стал епископом

в городе Мира (ныне – Демре, небольшой городок неподалеку от Финикии), поэтому получил имя

Мирликийский. В этом городке ему даже воздвигли памятник. В некоторый странах рассказывают, что

Святой Николай подбрасывал в дома бедняков набитые золотом кошельки, причем многие считают, что

святой подбрасывал кошельки через дымоход, и они попадали в башмаки, которые оставляли сушиться у очага.

Поэтому во многих западно-европейских странах и сегодня принято новогодние подарки, особенно детям,

прятать в сапожки, туфельки, или башмачки. Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в

VII и XVIII веках, привезли c собой туда и предания о Святом Николае. Одной из первых церквей, построенных

в тогдашнем Нью-Йорке, была Синтер Клаас или Синт Николас, позднее получившая название "Санта Клаус".

Где родился Санта Клаус

Современный образ добродушного толстячка Санта Клауса появился в США сравнительно

недавно, в Рождество 1822 года. Именно тогда Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого

Николая", в которой Святой предстал жизнерадостным и веселым эльфом с круглым тугим

брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде, и с курительной трубкой. В

результате перевоплощения святой Николай слез с ослика, обзавелся восемью оленями и в руках у него

появился мешок с подарками.

Где живет Санта Клаус

Многие северные страны до сих пор ведут спор, где живет Санта Клаус. Одни считают, что он живет

на серерном полюса, другие – что он поселился в местечке Рованиеми на севере Финляндии.

В современной Финляндии даже существует специальная служба для ответов от лица Санта Клауса,

и это понятно, т.к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем от детишек разных

стран с просьбами и пожеланиями.

Английское Санта Клаус пошло от прозвания Sinterklaas (от слова "зола") св. Николая

православной традиции Николая-Угодника) первыми голладскими поселенцами в Америке.

Он считался покровителем мореходов и детей, для которых весь год готовил подарки, а в рождественскую

ночь развозил их и оставлял в подготовленных для подарков чулочках. Правда, так стало считаться

позже, а у голландцев Sinterklaas был, скорее, суровым воспитателем, ибо насыпал золу в чулки тем

детям, которые вели себя не так, как надо.

Особую популярность главный рождественский герой приобрел

после того, как американский профессор греческой и восточной литературы Клемент Кларк МУР в

1822 году написал к празднику для своих детей стихотворение о святом Николае, который появляется

в предрождественскую ночь, когда засыпают даже мыши, и спускается по каминной трубе с мешком,

полным подарков, чтобы оставить их детям. В шубе, с белой бородой и красным носом он разъезжает на

упряжке из восьми оленей, а о его приближении можно узнать по скрипу полозьев и мелодичному

звону колокольчиков, привязанных к оленьим шеям.

Стихотворение быстро разошлось и стало популярным, что несколько обидело профессора,

так как был очень серьезен и не одобрял веселья, в которое превратилось празднование рождества.

А лет через сорок карикатурист Томас Наст нарисовал Санта Клауса, и образ приобрел

завершенность: красные шуба и головной убор, широкий кожаный пояс и сверкающие черные сапоги.

Русский Дед Мороз выглядит чуть иначе, а его история восходит к Морозко из славянского фольклора.

Если Санта Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз у это великан, богатырь, обходящий дозором

свои владения, сковывающий льдом реки и озера, а заодно и одаривающий детей. Его минус - зачастую

просит исполнить что-нибудь для себя. Не из-за жадности - просто душа просит. Но для безголосых,

безногих, страдающих склерозом все окупается тем, что у нашего Деда есть Снегурочка – она не только одарит, но и поцеловать может.

Американизированный образ Санта Клауса был детально разработан иллюстратором Томасом

Настом в журнале "Harper"s" в 1860-1880 годах. Наст добавил такие атрибуты, как северный

полюс и список хороших и плохих детей.

Лишенного нимба христианского святого одевали во всевозможные разноцветные полушубки,

пока в 1931 году известная фирма Coca Cola не начала своей новой рекламной кампании, главным

персонажем которой был избран Санта Клаус. Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного

белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды с бутылкой газированного напитка

в руках. Так и появился на свет всем нам знакомый современный образ Санта Клауса.

В 1939 году появился Рудольф - девятый олень с большим блестящим красным носом.

Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой

частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка,

штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями

санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой

или в специальном носочке, но только послушным детям.

В наше время многие американцы считают, что современный образ Санта Клауса был

одет в красно-белый костюм, а именно эти цвета являются фирменными цветами компании "Кока-кола", а

"Санта Клаус тоже пьет Кока-колу" лишь в 1931-м году. Кроме бутылки Кока-колы ничего нового в

образ Санта Клауса компания "Кока-кола" не внесла. Она лишь популяризовала его благодаря своей

из истории дат

В 1822-м году другой житель Нью-Йорка Клемент Кларк Мур написал серию

сказок, где описал, что Санта Клаус прибывает на восьми северных оленях. Клемент Кларк Мур

также придумал способ попадания Санта Клауса в дом - через дымоход.

В 1841 году в Филадельфии некий коммерсант Паркинсон для привлечения в магазин

клиентов нанял человека и одел его Санта Клаусом. Первый живой Санта Клаус сидел

на крыше дома, где располагался магазин, рядом с дымоходом.
В 1863 году карикатурист Томас Наст изобразил Санта Клауса с огромными бакенбардами и

одетым в мех с головы до пят.

В 1869 году вышли стихи Жоржа Вебстера, где в качестве жилица Санта Клауса указывался Северный полюс.
Издатель Луис Пранг распространил в Америке английскую традицию слать друзьям и родственникам

на Рождество поздравительные открытки. В 1885 году он выпустил поздравительную открытку, на которой

был нарисован Санта Клаус в красном костюме. С тех пор Санта Клауса все чаще стали рисовать именно в

красной мантии, а не в мехах или мантии какого-либо другого цвета.


Вот как описывает Санта Клауса газета "Нью-Йорк Таймс", датированная 1927

годом: "Перед юными жителями Нью-Йорка предстал Санта Клаус: огромного роста,

в красной мантии, шапочке и белыми бакенбардами, мешком, полным подарков,

Санта Клаус – легендарный герой Рождества, добрый старичок, приносящий подарки детям на Рождество и Новый год . Как правило, его изображают веселым пухлым дедушкой с белой бородой, одетым в окаймленный белым красный кафтан. Он летает по воздуху на санях, полных игрушек и запряженных восьмеркой оленей. Говорят, что в Сочельник Санта (а также Святой Никола или Святой Ник) проникает в дома через трубу и кладет подарки под Рождественскую елку и в чулки всех детей, которые на протяжении года вели себя хорошо. Хотя привычный для нас образ Санта Клауса и является североамериканским изобретением XIX века, в нем все же заложены древние европейские корни, и это оказывает большое влияние на празднование Рождества во всем мире.

Происхождение легенды.
В истории Святой Никола впервые появляется в христианских легендах, в которых его боготворят за спасение выброшенных во время шторма моряков, покровительство детей и преподношение щедрых подарков бедным. Не смотря на то, что подлинность многих историй о Святом Николе сомнительна (рассказывают, например, как он однажды принес бедной семье мешок золота, закинув его через окно), легенда о нем распространилась по всей Европе, придав ему образ героя, преподносившего детям подарки. Христианский Святой Никола изменялся или превращался в разнообразные языческие образы, такие, как итальянский Бефана, или немецкая Берхта. Святого называли SanktNikolausв Германии и SanctHerrNicholaasили SinterKlaasв Голландии. В этих странах Святой Никола иногда изображался скачущим по небу на коне. Представлялся он в мантии епископа и временами был в сопровождении Черного Петра – эльфа, который должен был шлепать непослушных детей. Празднование Дня Святого Николы – дня, когда люди обменивались между собой подарками, – обычно проходило 6 декабря. После Реформации немецкие протестанты признали почитание сына Христа и создали для него собственный день торжества – 25 декабря. Когда традиция широко распространилась, ее начали тесно связывать с Рождеством.



Американское происхождение.
Американский Санта Клаус получил свою вдохновляющую идею и имя из датской легенды о Sinter Klaas, которую привезли с собой основатели Нью-Йорка в XVII веке. Сначала имя Санта Клауса появилась в американской прессе в виде St. AClaus, а известный писатель Вашингтон Ирвинг стал первым, кто рассказал подробную историю о датском Святом Николе. В своей книге «История Нью-Йорка», опубликованной в 1809 году под псевдонимом Дидриха Кникербокера, Ирвинг описывал появление Святого на коне в сопровождении Черного Петра каждый год в канун праздника Дня Святого Николы. Этот датско-американский образ Святого Ника стал полностью национальным для американского народа в 1823 году после выхода поэмы Клемента Кларка Мура «A Visit From Saint Nicholas» больше известной как «TheNightBeforeChristmas» («Ночь перед Рождеством»). Мур добавил такие подробности, как имена оленей, смех, кивки и подмигивание Санты, а также описал способ, с помощью которого Санта, словно эльф, возвращался обратно из трубы (истолкование Мур брал не из головы, а ссылаясь на работы Ирвинга 1809 года).

Просыпаясь новогодним или рождественским утром, малыши всего мира первым делом несутся к украшенной ёлке или праздничным носочкам, развешенным у камина, чтобы с радостным визгом найти там подарки...

Как выглядит Санта Клаус, в какой стране живёт, есть ли у него семья? Эти вопросы волнуют не только детей, но и взрослых, от всей души желающих продолжать верить в красивую новогоднюю сказку.

Кем на самом деле был Святой Николай

Интересно знать, что прообразом нынешнего Санта Клауса был реально существовавший исторический персонаж. прозванный Мирликийским, на самом деле был христианским епископом родом из города Миры в Ликии (современная Турция). Он жил в IV веке и прославился благотворительностью и добрыми делами.

О нём сложено множество легенд. Так, узнав, что один из жителей города настолько обнищал, что собирается продать в публичный дом трёх своих дочерей, Святой Николай тайно подбросил ночью в окно дома этого человека три мешка, полных золота. Согласно другому поверью, он чудесным образом оживил троих детей, убитых и заточенных в бочке. Потому он считается защитником малышей, покровителем заблудших и невинных, а также оберегает в странствиях путешественников и моряков.

В России этот святой также очень почитаем. Его называют Угодником, или Чудотворцем.

Внешность Святого Николая

Изучив мощи Святого Николая с разрешения Ватикана, учёные Британии с помощью компьютерных технологий воссоздали облик этого святого. Благодаря им стало достоверно известно, как выглядит "Санта Клаус", существовавший на самом деле.

Святой Николай был невысокого роста - 168 сантиметров, имел оливковую кожу, короткую седую бороду, тёмно-карие глаза и Не так уж много общих черт с современным сказочным героем, приносящим рождественские подарки…

Почему Санта Клаус приносит подарки в Рождество?

Санта Клаус стал рождественским персонажем далеко не сразу. Первоначально на территории Европы подарки детям дарили 6 декабря - в день почитания Святого Николая. Однако в период Реформации эта традиция претерпела изменения. Персонажем, одаривающим детей, стал считаться младенец Христос, а праздник, когда это происходило, был перенесён на канун католического Рождества.

После победы Контрреформации подарки детям вновь стал приносить Святой Николай, однако по-прежнему на Рождество, в конце декабря. Хотя, к примеру, в Нидерландах этот святой (здесь его зовут Синтерклаас), порой радует сюрпризами малышей на оба праздника.

История Санта Клауса в Америке

Английские пуритане, первыми начавшие осваивать североамериканский континент, вовсе не отмечали рождественские праздники. История Санта Клауса на этих землях начинается с середины 17-го столетия, когда голландскими колонистами было основано поселение Новый Амстердам (впоследствии ставшее Нью-Йорком).

В начале 19-го века Вашингтоном Ирвингом была написана "История Нью-Йорка", в которой он упоминал обычай чествования в Новом Амстердаме Святого Николая. В развитие этой темы спустя 14 лет из-под пера Клемента Мура вышла книга "Ночь перед Рождеством, или Визит Святого Николая". В ней он впервые описал, как выглядит Санта Клаус, как он разъезжает по небу на и что происходит, когда он в сочельник навещает дома с подарками.

Эта поэма существенно повлияла на представление о Санта Клаусе во всём англоязычном мире. И сегодня она входит в число самых любимых американцами рождественских сказок.

Именно с этого времени образ персонажа, раздающего детям подарки, окончательно перестал ассоциироваться со святым.

Как выглядит Санта Клаус

В сочинении Клемента Мура Санта Клаус предстаёт в образе жизнерадостного эльфа с толстым брюшком, покуривающего трубку и любящего вкусно поесть. Художнику-карикатуристу Томасу Насту первому удалось исполнить желание взрослых и детей узнать, как выглядит этот Двадцать четыре года он изображал Санта Клауса на рождественской обложке еженедельного издания "Харперс Уикли", пользовавшегося большой популярностью. Однако Санта Клаус в исполнении Наста был чёрно-белым, хотя и шуба, и широкий пояс, и головной убор, и сверкающие сапоги были практически такими же, как мы привыкли видеть их сейчас.

Раскрасил шубу сказочного дедушки в красный цвет в конце 19-го века издатель Луи Пранг, который первым в Америке начал выпускать цветные литографические открытки к Рождеству.

В 1930 году американская компания "Кока-Кола", желая, чтобы их напитки пользовались одинаковой популярностью и зимой, и летом, включила Санта Клауса в свою рекламную кампанию. Работу поручили чикагскому художнику Хэддону Сандблому. На протяжении тридцати лет он создавал образы "рождественского дедушки", который приносит детям подарки. Прототипом Санта Клауса, сегодня известного всему миру, послужил друг и сосед художника, Лу Прентис.

Изображения, где Санта Клаус выглядел уже не эльфом, а добрым улыбчивым великаном, пришлись по нраву людям. Хорошо восприняли также и Рудольфа - придуманного художником нового, девятого оленя в упряжке Санты.

Есть ли у Санта Клауса семья?

Часто можно услышать вопрос, не дающий покоя многим: "Семья Санта Клауса существует ли, или же "рождественский дедушка" живёт один?"

Ответ на него покрыт завесой тайны. Согласно классической католической традиции, "исторический" Санта Клаус, то есть Святой Николай, был священнослужителем, то есть определённо семьи не имел. Но что касается нынешнего сказочного персонажа, то вовсе не исключают того, что он вполне может пребывать в счастливом браке.

По одним данным, впервые информация о миссис Клаус появилась на страницах американского журнала "Арфист" в 1881 году. По другой версии, на восемь лет позже эту даму выдумала писательница Кэтрин Ли Бейтс, посвятившая ей забавную песенку.

Так или иначе, но, по самой распространённой версии, супруга Санта Клауса является обычной человеческой женщиной. Её "сказочный возраст" - около шестидесяти лет. Настоящее имя миссис Клаус никому не известно - одни источники зовут её Гуди, другие - Вильгельминой, третьи - Джессикой... Она - пухленькая, весёлая и очень общительная, почти всё время носит красное платье, поскольку обожает этот цвет, надевает очки, а также закручивает седые волосы в пучок на затылке. Она часто печёт вкусные плюшки и любит наблюдать за тем, как эльфы - верные помощники Санта Клауса - изготавливают игрушки для детских подарков. Говорят, что однажды, когда Санта Клаус сильно заболел как раз накануне Рождественских праздников, миссис Клаус надела его шубу, нацепила искусственную бороду и отправилась сама развозить подарки для малышей.

Где живёт Санта Клаус?

Холодная "страна Санта Клауса" - Лапландия, царство вечного снега и льда - на самом деле северная провинция Финляндии. Однако резиденция "рождественского дедушки" там существует на самом деле! Находится она в столице провинции - Рованиеми.

Добрый седобородый господин в красном принимает здесь гостей круглый год. С центральной почты Санта Клауса можно отправить открытку в любой уголок мира. А мечты взрослых и детей о празднике оживают в сказочном Санта-Парке и Рождественской деревне.

Санта Клаус и Дед Мороз

Образ Санта Клауса, столь популярный в телепередачах и рекламе, не сходит с наших экранов и витрин магазинов в декабрьские-январьские дни. Зачастую дети попросту отождествляют Санта Клауса с исконно славянским Дедушкой Морозом. Однако, помимо того что в зимние праздники оба этих сказочных персонажа приносят малышам подарки, у них не так уж много общего, как может показаться на первый взгляд.

Так чем отличается Санта Клаус от Деда Мороза? Прежде всего тем, что последний не имеет к Святому Николаю никакого отношения. История нашего Деда Мороза корнями уходит к фольклору восточных славян. Там он представлен в образе сказочного богатыря, великана, сковывающего реки и озёра морозом и льдом.

Со временем образ Мороза менялся. Из грозного сурового персонажа он постепенно превратился в доброго и справедливого Деда, одаривавшего подарками детей. Компанию ему традиционно составляет внучка, милая и любимая всеми Снегурочка.

Образ Деда Мороза

Внешне Дед Мороз тоже смотрится по-иному - совершенно не так, как выглядит Санта Клаус. Фото ниже позволяет в полной мере представить эти отличия.

Дедушка Мороз могуч и крепок, внушительного роста, носит окладистую белую бороду. Одет он в длинную шубу до самой земли, на голове носит боярскую шапку, на ногах - непременно валенки. Он не носит очков. В отличие от Санта Клауса, средство передвижения Деда Мороза - не сказочные олени, а русская конная тройка. В дома он проникает вовсе не через камин, а необъяснимым магическим способом, присущим волшебному существу. Да и подарки в носок он никогда не кладёт, предпочитая прятать их под ветвями ёлки.

То, что эти разные, ни в коей мере не означает, что кто-то из них лучше, а кто-то хуже. Просто не стоит забывать, что в зимние праздничные дни наравне со знаменитым на весь мир Санта Клаусом величаво шествует по своим владениям и наш Дедушка Мороз, с лёгкостью неся за спиной огромный мешок с подарками…

В Дании его зовут Синтерклаас, в Германии - Рождественский Дед, в России его имя Дед Мороз. У этого персонажа много имен и множество стран утверждают, что именно их территория является родиной Санта-Клауса или Деда Мороза. Однако одна из стран претендентов недавно стала на шаг ближе к праву называться родиной любимого рождественского персонажа.

Кто такой Санта?

Святой Николай - щедрый святой раннего христианства считается прототипом Санты. По свидетельствам историков и представителей церкви, он был церковным руководителем в небольшом римском городке, расположенном на территории современной Турции.

Место его захоронения до сих пор точно неизвестно. По некоторым данным, он погребен в Италии, а по другим - в Ирландии. В октябре 2017 года турецкие археологи обнаружили гробницу в фундаменте церкви Святого Николая в провинции Анталия, неподалеку от того места, где в IV веке стоял город Мира, тот самый, в котором служил Святой Николай. Археологи сразу же выдвинули предположение, что гробница принадлежит Николаю Чудотворцу.

Если Турции удастся получить звание родины Санта-Клауса, на карте любителей Рождества может появиться новое место. Однако в спор за Санту готова вступить его «вторая родина».

Финский Санта

Если вы спросите любого финна, где, по его мнению, живет Санта-Клаус, он без тени сомнения ответит вам, что Санта родом из Лапландии и живет среди холмов Корватунтури.

Эти холмы, а точнее трехглавая сопка, почти всегда покрыты снегом и являются домом для кочующих северных оленей. Именно там, как уверены финны, и сокрыта секретная мастерская Санта-Клауса. И, несмотря на то что это место связали с Сантой лишь в начале ХХ века, финская рождественская традиция намного старше.

Традиция и фольклор

До того как христианство пришло в эту северную страну, финны праздновали Йоль - праздник зимнего солнцестояния, популярный среди германских племен. В день Святого Кнута, 13 января, который до сих пор считается в скандинавских странах концом зимних праздников, особенные «демоны» по имени Нуттипукки («козлы святого Кнута»), одетые в маски из березовой коры и меховые шубы, стучали в дома и требовали подарков и праздничной еды.

Когда на смену терроризирующим демонам пришел щедрый Святой Николаус, его образ смешался с традиционным, и финского Санту стали звать Йоулупукки («козел Йоля, или Рождества»).

Йоулупукки, одетый в красную одежду, стучит в дверь вечером и спрашивает, есть ли в доме послушные дети. Если дети есть, он дарит им подарки и уходит.

В ноябре 2017 года финское министерство культуры и образования признало эту рождественскую традицию живым наследием государства. ЮНЕСКО согласилось с решением. И пусть фактически ЮНЕСКО не сможет признать Санта-Клауса за Финляндией, все равно признание своих древних традиций является для Финляндии важным достижением.

Рождественский дух

Так зачем же сражаться за признание Санта-Клауса соотечественникам? Хотя, правильнее всего спросить, почему не все страны мира пытаются сделать этого персонажа своим достоянием? В конце концов, Санта-Клаус олицетворяет собой дух Рождества - веселый, дружелюбный, щедрый и миролюбивый персонаж, всеми силами стремящийся зажечь в детях огонь добра и радости. И пусть скептики считают его лишь коммерческим трюком, направленным на то, чтобы заставить нас потратить больше денег, нельзя не согласиться с тем, что без Санты нет духа Рождества.

Туризм

Кроме того, дом Санты привлекает немало туристов. Согласно статистическим данным, визиты в Лапландию в этом году увеличились на 18%. Конечно, люди приезжают не только ради Санта-Клауса, но и ради северного сияния, снежных красот Лапландии и лыжного курорта Рованиеми, однако дом Санты все равно остается одной из главных достопримечательностей региона.

Если Святой Николай действительно окажется родом из Анталии, Турции все равно придется уступить Финляндии, у которой есть не только свой Санта, но и идеальный зимний пейзаж, который его окружает, - снег, северные олени и полярное сияние. С этим не поспорить даже пляжам Анталии.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)