Использование музыкально-компьютерных технологий в деятельности музыкального руководителя. Реферат: Информационные технологии в музыке

Педагогические технологии в музыкальном образовании

Байқожаева Үміт Мұхамырқызы

Учитель музыки

КГУ ОШ №181 города Алматы, Казахстан

Современное общество в условиях социокультурных преобразований и глобальной информатизации предъявляет принципиально новые требования к качеству школьного образования в целом и к профессиональной подготовке учителя в частности. Требуется специалист с высоким уровнем развития интеллектуального и творческого потенциала, с научной культурой мышления, с оформившейся компетентностью в сфере информационно-коммуникационных технологий. Развернувшаяся информатизация и компьютеризация учебного процесса вынуждает современного учителя быть готовым к использованию информационно-компьютерных технологий в обучении своему предмету.

Но успешность и эффективность их применения в преподавании можно гарантировать только в том случае, когда учитель имеет широкий кругозор и владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, способен определить место ИКТ в методической системе преподавания предмета.

Вашему вниманию предлагается педагогически новый подход к обучению детей музыкальной грамотности, ориентированный на современного ребенка, воспитанного в значительной степени под влиянием компьютерной логики и эстетики и телевидения. Основой восприятия такого ребенка становится зрительная информация, зрительные впечатления, а мотивацией к познанию – интерес, а не необходимость. Появилась возможность предложить новые технологии обучения музыке в общеобразовательной школе – это музыкальный компьютер. Компьютеризация музыкального образования может стать, с одной стороны, необходимой мотивацией современного ребенка к различным видам учебной деятельности, с другой стороны, такое обучение позволяет расширить понимание возможностей информационно-компьютерных технологий и быть как средством обучения и так средством для раскрытия и воспитания творческих способностей, для удовлетворения и самореализации через музыкальное искусство. Обучающая музыкальная компьютерная программа может использоваться в различных вариантах. Такая программа для музыкального компьютера в общеобразовательной школе позволяет привлечь максимальное число детей к сфере музыки, независимо от уровня их музыкальных способностей, стать ведущим способом музыкальной деятельности, общедоступным способом музицирования.

Музыка должна научить свободно и непосредственно выражать свое чувство в звуках и сочувствовать всем голосам и всем зовам, которые только звучат в мире... К каждому возрасту искусство должно подойти в соответственном его пониманию и умению виде, для каждого должно стать его собственным достоянием, его собственным языком... Привыкнув свободно говорить, двигаться, слышать, видеть, действовать, ребенок в своей жизни будет без смущения, легко пользоваться этими уменьями для выполнения своей творческой воли, будет знать дорогу, чтобы дать исход этой воле... Через искусство должна воспитаться творческая воля детей, их воля к действию; где слушая, смотря или исполняя художественные произведения, сделанные другими, дети должны как бы вновь их создавать, внутренне переживать ту сильную волю и то сильное чувство, которое создало это произведение... Такое направление эстетического воспитания совсем не похоже на обучение искусству в старой школе, где детей учили только слушать, смотреть и исполнять намеченное, соглашаться с тем, что было сделано до них, приучать свой вкус к старым, условным образцам...». Теоретические знания и методики, характеризующие новые технологии в музыкальном образовании на примере моделирования художественно-творческого процесса позволяют музыкальному руководителю достигнуть главной цели – сформировать представление воспитанника о деятельности Музыканта - композитора, исполнителя, слушателя - как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека и мира.

В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легко возбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода.

Главная задача учителя музыки - бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»;

игровые моменты).

Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

На современном этапе развития педагогической мысли личностно- ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Помимо этого, сегодня перед школой стоит важная задача- создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства.

Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные технологии в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.

Казалось бы, не так много лет прошло с того времени, когда первые компьютеры, занимавшие целые комнаты и при этом абсолютно не предназначенные для написания музыки, превратились в небольшие персональные компьютеры, сочетающие в себе возможности работы не только с расчетами, но и с графикой, видео, звуком и многим другим. В условиях роста во всех сферах деятельности, кажется, абсолютно логичным введение компьютера в образовательный процесс не только как такового, но и как вспомогательного средства для обучения.

Проведем краткий экскурс в историю возникновения первых попыток соединения бездушных машин с искусством.

Очень давно, еще со времен Пифагора, а может быть, и раньше, математики обратили внимание на формальную сторону организации музыки – временную и частотную шкалы. Однако механизмы, воспроизводящие музыку по программе, появились до механизмов-калькуляторов, поэтому мы рискнули бы назвать музыкантов самыми первыми программистами. Впрочем, и в письменном наследии древних культур, пожалуй, нотные записи как описание временного процесса, ближе всего к текстам программ. И в той и в другой форме есть блоки, условия, циклы и метки, только далеко не все программисты и музыканты знают об этих параллелях. Но если помнить о них, уже нельзя удивляться тому, что, создавая самые первые ЭВМ, инженеры заставляли их воспроизводить мелодии. Правда, музыканты не могли относить машинную музыку к настоящей, возможно, потому, что в ней не было ничего, кроме «мертвых» звуков или плана. Да и сам машинный звук, являвшийся на первых шагах простым меандром, был крайне далек от звучания акустических инструментов. Однако многочисленные эксперименты с электронными машинами, способными извлекать звук, привели к возникновению различных способов написания музыки, а отсюда и к появлению разнообразных стилей и направлений. Новое звучание, необычное и непривычное уху стало новаторством в музыке. Многие известные современные композиторы, например, К. Штокхаузен, О. Мессиан, А. Шнитке, несмотря на сложность работы с техникой, создавали произведения с применением новых электронных инструментов или только на них.

Следующим этапом развития музыкальных компьютерных технологий стали исследования и разработки методов синтеза звука.

Инженеры обратились к анализу спектров акустических инструментов и к алгоритмам синтеза электронных тембров. Вначале расчет звуковых колебаний выполнялся центральным процессором, но, как правило, не в реальном времени. Поэтому на первых ЭВМ создание музыкального произведения было очень утомительным процессом. Надо было закодировать ноты и назначить тембры, затем запустить программу для расчета звуковой волны и подождать несколько часов, чтобы послушать результат. Если музыкант, а точнее, программист-оператор, вносил какое-то изменение в партитуру-программу, ему снова до прослушивания приходилось несколько часов ждать. Понятно, что такая музыкальная практика не могла быть массовой, но исследователям феномена музыки хотелось пойти дальше, чем простое применение машины в качестве электронной музыкальной шкатулки. Так возникло другое – вполне естественное – направление в музыкальном использовании ЭВМ: порождение, генерация самого нотного текста.

Уже в 50-х годах, используя самые первые ЭВМ, ученые делали попытки синтезировать музыку: сочинять мелодию или аранжировать ее искусственными тембрами. Так появилась алгоритмическая музыка, принцип которой был предложен еще в 1206 году Гвидо Марцано, а позднее применен В. Моцартом для автоматизации сочинения менуэтов – написание музыки согласно выпадению случайных чисел.

Созданием алгоритмических композиций занимались П. Булез, Я.Ксенакис, К. Шеннон и др. Автором знаменитой «Иллиак-сюиты» (1957 г.) был, прежде всего компьютер, а соавторами – композитор Лейярен Хиллер и программист Леонард Айзексон. Три части близки к музыке строгого стиля, а в четвертой применены математические формулы, никак не связанные с музыкальными стилями. П. Булез и Я. Ксенакис создавали специальные программы для своих произведений, каждую к конкретному сочинению. Первым сочинением Я. Ксенакиса, демонстрирующим стохастический (или алгоритмический) метод музыкального сочинения, стал «Метастасис» (1954 г.) – произведение, в котором Я. Ксенакис вычислил алгоритм, примененный затем им, для осуществления архитектурного проекта Корбюзье в виде павильона «Филипс» на Всемирной выставке в 1958 году.

История развития музыкальных компьютерных технологий во многом связана с российскими учеными и исследователями. Л. Термен, Е. Мурзин, А. Володин создали уникальные средства синтеза звука не «после», а «до» западных коллег. Над проблемами распознавания и автонотировки работал А. Тангян. Анализу и генерации нотных текстов, созданию алгоритмических композиций посвятил свои исследования Р. Зарипов, «сочинявший» музыкальные пьесы на машине «Урал». Основой таких алгоритмов был детально прописанный процесс для различных элементов музыкальной фактуры (форма, ритм, звуковысотность и т. д.). Зарипов вывел целый набор математических правил для составления таких мелодий. «Уральские напевы», как назвал он эти мелодии, были одноголосными и представляли собой либо вальс, либо марш.

Причем это лишь имена тех исследователей, работы которых признаны за пределами России. Однако было много и других, локальных разработок. Не единственная, но одна из заметных – первая отечественная звуковая карта и MIDI-интерфейс для ПЭВМ «Агат-7» (аналог Aplle II) со своим музыкальным программным обеспечением. Все это было еще в середине 80-х гг. XX века, когда IBM-XT были еще далеко не во всех технических вузах, а рядовой пользователь понятия не имел о торговых марках Sound Blaster (Creative Labs, http://www.creat.com ) и Voyetra (Voyetra Technologies, http://www.voyetra.com ).

Как и в других областях (например, в графике и анимации), в музыкальных компьютерных технологиях разрабатывались два принципиально разных подхода. Первый связан с управлением параметрической моделью звука, партии, произведения, второй – с оперированием аналогом реального объекта. Оба подхода имеют как преимущества, так и недостатки и постоянно развиваются. В то время как одни инженеры добивались максимального правдоподобия в синтезе акустических тембров, другие разрабатывали методы оперирования реальным звуком. Если первые решали задачи оптимизации параметров синтеза и исполнительского управления, то вторые работали над компрессией и декомпрессией данных, т. е. над проблемами звуковых волн. Но для инженера всегда привлекательнее параметрические модели объектов, они значительно лучше подходят для оперирования и трансформации. Весь вопрос в том, насколько точно модели описывают реальный объект, если целью является достижение правдоподобия. Из исследований в области психологии восприятия известно, что особую роль в процессе распознавания образов играют пороги достоверности и механизмы восстановления образов. Непрофессионал сейчас уже не сможет отличить синтезированный тембр рояля от настоящего именно потому, что не обладает высоким порогом достоверности. И вполне возможно, что будущее музыкальных компьютерных технологий – за параметрическим моделированием.

Существующее сегодня огромное количество программ/сред основаны на трех базовых методах: стохастический, некоего фиксированного алгоритма и систем с искусственным интеллектом.

Стохастический метод основан на генерировании произвольных серий звуков либо музыкальных отрывков и может быть представлен как с применением компьютера, так и без него, как например, в творчестве Штокхаузена.

Собственно алгоритмический метод представляет собой набор неких алгоритмов, реализующих замысел композитора. Алгоритм может быть представлен как композиционная техника, так и модель, генерирующая звук. Возможно и объединение этих двух функций. Уникальной системой программирования звука является программа CSound, которая является основным инструментом музыкантов-элетроакустиков. Программа использует практически любой тип синтеза, включая FM, AM, субтрактивный и аддитивный, физическое моделирование, ресинтезис, гранулярный, а также любой другой цифровой метод. На основе CSound создано множество других систем (AC Toolbox, CYBIL, Silence и др.). Для музыканта создание композиций в такой среде несколько затруднено, так как требует навыков и знания по программированию (хоть разработчики и уверяют в обратном). Композитор записывает команды в два текстовых файла, один из которых отвечает за описание самого тембра/инструмента, во втором должна находиться собственно партитура. В программе существует бесчисленное количество операторов, тех кирпичиков, из которых и складывается программируемое нами звуковое пространство.

Не менее популярной средой для программирования виртуальных инструментов и создания алгоритмов интерактивного исполнения является программа MAX/MSP, разработанная парижским Институтом электронной музыки (IRCAM). Реализована она в виде программного приложения с объектно-ориентированным пользовательским интерфейсом. Возможности такой среды включает в себя в первую очередь создание интерактивной музыки (во время выступления, написанный заранее программный модуль взаимодействует с исполняемой музыкой посредством MIDI-интерфейса). Работать в такой среде – одно удовольствие, так как она дает полную свободу действий, как композитору, так и исполнителю. Эта программа широко используется во время живых концертов – звучание одной и той же пьесы на разных концертах будет другим, неизменным остается только алгоритм взаимодействия компьютера и исполнителя. Программу используют многие крупные композиторы такие, как Ричард Буланже (Richard Boulanger) и Дрор Файлер (Dror Feiler).

Наконец, возможно использование систем, применяющих искусственный интеллект. Это также системы, основанные на правилах, но главной их особенностью становится способность к обучению. Целью является создание композиций, обладающих чувством, тонкостью и интеллектуальной притягательностью. Созданный в результате алгоритм может быть как собственно автономной, но искусственно созданной, музыкальной системой, так и основанной посредством анализа творчества какого-либо композитора. Анализируя то или иное сочинение, выводится некий набор композиционных правил, инструкций по тематическому развитию, тембровому, фактурному. И здесь возникает парадоксальный случай, с одной стороны, мы имеем машину, способную выдавать продукт, более-менее приближающийся к человеческому эталону, но, с другой – несущую на себе печать техники данного композитора. То же можно сказать и о композиторах, создавших свои алгоритмические программы. В таких сочинениях четко разделяются функции композитора и собственно «композиторский процесс» программы.

Сегодня машина пока еще не способна превзойти человеческий интеллект и превратить свой продукт в искусство. Та или иная система не способна самостоятельно порождать мысли, чувства. При любой степени совершенства она никогда не станет не только «гениальным», но и «талантливым» композитором. Даже идеальная машина не сможет обрести то неуловимое, что всегда будет разграничивать живую природу и неживую (пусть и доведенную до идеальной степени совершенства). Однако она стала хорошим подспорьем в руках мастера, ком­позитора, избавив его от потери огромного количества времени на технологические расчеты и построения, которые усложняются в нарастающей прогрессии по мере расширения сферы выразитель­ных средств музыки.

Таким образом, сегодня для музыкантов компьютер открывает широкие возможности для творческого поиска. В таком специфическом виде деятельности, как музыкальное искусство, компьютер является не только отличным помощником, но, в некоторых случаях, советчиком и учителем. Можно перечислить лишь некоторые возможности музыкального компьютера: запись, редакция и печать партитур; запись, редактирование и дальнейшее исполнение паpтитуp при помощи компьютерных звуковых карт или внешних синтезаторов, подключенных с помощью интерфейса MIDI; оцифровка звуков, шумов, имеющих различную природу, и дальнейшая их обработка и преобразование с помощью программ секвенсоров; гармонизация и аранжировка готовой мелодии с применением выбранных музыкальных стилей и возможностью их редакции вплоть до изобретения своих собственных (стилей); сочинение мелодий на случайной основе путем последовательного выбора музыкальных звуков; управление звучанием электронных инструментов путем введения определенных параметров до начала исполнения; запись партий акустических инструментов и голосового сопровождения в цифровом формате с последующим их хранением и обработкой в пpогpаммах-pедактоpах звука; пpогpаммный синтез новых звучаний при помощи математических алгоритмов; запись звуковых компакт-дисков.

Все эти многообразные возможности компьютера позволяют использовать его как в области музыкального образования, так и в области профессионального творчества композиторов, звукорежиссеров, аранжировщиков.

В последнее время появился значительный интерес общества к электронной музыке и, в частности, к музыкально-компьютерным технологиям. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, компьютерные технологии проникают во все сферы деятельности, привнося новые возможности самореализации.

Во-вторых, многогранность, фантастическая безграничность в совершенствовании, глобальная применимость электронной музыки поднимают обучение на новый уровень, стимулируют стремительное развитие интеллекта, делают занятия музыкой востребованными в широких кругах любителей искусства и творчества.

В-третьих, совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, способствуя, таким образом, развитию творческого потенциала учащихся и укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.

Всякий, кому небезразлично, что будет происходить в нашей стране с музыкальным образованием в ближайшие десятилетия, согласится, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное не только теоретическое, а уже и исполнительское образование - это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации. В последние годы компьютерные и коммуникационные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки.

Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер появился в нашей жизни, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности, как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.

Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку - будь-то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, кинофильму, теле и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развернутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодежи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.

Цифровой инструментарий завоевывает все более уверенные позиции и в музыкальном образовании. В детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования открываются классы и отделения электронного музицирования; к данной деятельности все чаще прибегают и на уроке в общеобразовательной школе; в разных городах России проводятся фестивали музыки для электронных музыкальных инструментов. При этом у многих педагогов цифровые инструменты вызывают противоречивые чувства. Возникающие вопросы схожи. Каково предназначение синтезатора и компьютера на музыкальных занятиях - они призваны облегчить процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности или нужны для электронного музыкального творчества? Использовать в музыкальной деятельности компьютеризированные инструменты - не означает ли это заведомо ограничивать ее рамками электронной музыки экспериментального, по сути элитарного направления? Рамками поп или рок-музыки, в большинстве случаев построенных на примитивных штампах? Ведь подобные жанровые или стилистические ограничения неизбежно приведут к снижению уровня музыкальной культуры учащихся.

Активные процессы модернизации образования молодежи проходят в учебных заведениях многих регионов России. В ближайшем будущем электронные музыкальные инструменты и музицирование займут прочное место не только в массовом - начальном музыкальном образовании, но и в современном профессиональном образовании, в частности, его среднего звена.

Музыкально-компьютерные технологии в последние годы стали очень привлекательными для огромного числа любителей музыки, у которых, к сожалению, нет достаточного образования, чтобы профессионально заниматься музыкальным творчеством, но есть желание сочинять, экспериментировать со звуками, отдавать все свободное время музицированию. Это поистине благородные устремления. Среди таких любителей немало людей с техническими профессиями: инженеров, специалистов в области информатики, акустики, звукозаписи, компьютерных технологий. Ряд современных компьютерных программ создания и аранжировки музыки, действительно, рассчитан на то, что их пользователи не владеют профессиональным музыкальным образованием. Большей частью эти программы ориентированы на современные песенно-танцевальные жанры в европейских и латиноамериканских массовых культурах.

Конечно, когда композиция рождается из набора заготовок-семплов или из ритмофактурных элементов тех или иных жанровых шаблонов, такой вид "творчества" может быть лишь неким промежуточным этапом на пути к постижению основ настоящего искусства. Но и здесь творческая натура способна преодолеть штампы, извлечь для себя-либо интуитивно, либо осмысленно-определенные законы, правила композиторских технологий, чтобы в результате любитель музыки мог нащупать свои приемы творчества.

Значительно большой простор для композиторской фантазии дает работа в секвенсорных программах типа: Cakewalk, Cubase, Ableton Live, FL. Studio. Поздние версии этих программных продуктов, рассчитанные на мощные быстродействующие компьютеры, интегрируют в себе различные функции секвенсорных MIDI-редакторов, многодорожечных цифровых аудио студий, виртуальных синтезаторов.

Для музыкантов эти программы трудны множественностью и "навороченностью" своих опций; от любителей музыки, напротив, они требуют безусловного профессионального музыкального образования.

Очевидно, что на повестку дня поставлена проблема движения навстречу друг другу двух векторов образовательных технологий в музыке: научить музыкантов всем премудростям компьютерного программирования современного звукового "полотна", а специалистам в сфере информационно-компьютерных технологий, звукового дизайна обучить грамотному пониманию законов музыкального творчества. Отдельного серьезного обсуждения заслуживают вопросы преподавания музыки в общеобразовательных школах. Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно - мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), заводные ритмы громкой танцевальной музыка, с одной стороны. Но, с другой, как нелегко втолковать им в этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважение к истинно великим музыкантам.

Возможно, наличие музыкального компьютера в классе общеобразовательной школы, инициативный учитель пения, владеющий такими компьютером так же свободно как клавиатурой фортепиано. Умеющий увлечь свой класс разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром благодаря компьютерным технологиям, - все это преобразит уроки музыки.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор или интерактивная доска, а к ним всевозможные музыкальные программы, компьютер, синтезатор. Синтезатор-инструмент с безграничными электронными возможностями. По мнению П.Л. Живакина, у него большое будущее. Он справедливо отмечает: "В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Наступит день, когда схожую роль сыграет и синтезатор".

К примеру, необходимым видом музыкальной деятельности на традиционных уроках музыки было и остается слушание, которое предполагает знакомство с произведениями композиторов различных эпох и народов. Педагог, выбрав музыкальное произведение, может использовать метод сравнения, который заключается в исполнении произведения на фортепиано, затем на синтезаторе и прослушивании этого же произведения в электронной версии аранжировщиков. Учащиеся, восприняв одно и то же произведение в разном исполнении, могут сделать сравнительный анализ, выделить положительные стороны и преимущества каждого инструмента.

Немаловажным видом деятельности на уроках музыки является хоровое пение. При этом мы предполагаем использование аккомпанемента синтезатора или программы "Караоке". Записав "минусовку" песни, педагог сможет направить все внимание на работу с детским хором. Караоке сможет прекрасно влиться и во внеклассную работу. Такие аранжировки будут прекрасным фоном музыкально-ритмических игр и т.д. Сам учитель может придумать массу приемов и методов применения караоке в своей работе по музыкальному воспитанию детей.

Появление обучающих компьютерных программ, игра, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке.

В музыкальных классах, где проводятся уроки музыки, существует необходимость в установлении мультимедийного проектора либо интерактивной доски. Данные технологии позволят обогатить музыкальный процесс уроков яркими и интересными событиями по музыкальному искусству, и демонстрируемый материал будет усваиваться учащимися глубже.

Наконец, в профессиональном музыкальном образовании, если иметь в виду сложность приобщения талантливого музыканта к премудростям современных компьютерных технологий, то, вероятно, следует начинать его (это приобщение) на более ранней стадии, еще в музыкальной школе или колледже. Но здесь педагогу важно проявить чувство меры, чтобы техническое начало не подавило в юном музыканте художника-творца с тонким и хорошо воспитанным музыкальным слухом.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе - по Интернету).

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики 21 века является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

Во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей;

Во-вторых, для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Методы, открытые в электроакустической музыке, формируют новую композиторскую технику. Современные профессиональные требования к композитору предполагают его знания в области акустики, электроакустики, звукозаписи. Для будущих композиторов важно изучение программного обеспечения, методов звукового синтеза, языка звукового программирования. Необходимо его ознакомление с методами управления отдельными параметрами звуков, моделированием резонанса, сознанием фактурных пластов. Компьютерные технологии дают также возможность композитору проводить техническую работу: осуществлять звуковой коллаж, "сводить" разные фрагменты, редактировать записанный материал.

В консерваториях уже накоплен определенный опыт в преподавании студентам специальности "композиция" учебных дисциплин соответствующей направленности. В ряде вузов (Москва, Санкт-Петербург) электронные технологии применительно к музыкальному творчеству изучаются факультативно, а как предмет учебного плана - в Уральской консерватории (курс "Электронная и компьютерная музыка"). Практическая работа студентов, а так же композиторов Екатеринбурга (Т. Комарова, В. Галактионов, О. Пайбердин и др.), осуществляется в студии электроакустической музыки. Здесь на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые "словари", создаются музыкальные композиции с привлечением световых и цветочных спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. (Т. Комарова. "Осенние отражения" для голоса и электронных инструментов; "Reflections", "Sensations" для синтезаторов и компьютера. О. Пайбердин. "Цивилизация" для синтезатора и компьютера).

Компьютерные программы применимы в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.

Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий в курсе истории музыки. Для многих дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой. Персональный компьютер дает возможность регулировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объёмом выполняемой работы. И, несмотря на то, что не все методические проблемы еще решены, различные методические пособия издаются в разной системе нотной записи и далеко не во всех учебных заведениях страны ведутся занятия по синтезатору и музыкальному компьютеру, электронные музыкальные инструменты в учебном процессе доказывают свое право на самостоятельность.

Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету).

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо:

· во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,

· во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с использованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал.

Следует отметить, что применение компьютерных технологий направлено на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает специфике занятий музыкой. Персональный компьютер позволяет варьировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объемом выполняемой работы.

УДК 78+159.9

Р.Н. Слонимская

Технологии обучения в музыкальном образовании

В статье рассматриваются гуманитарные технологии обучения в музыкальном образовании. Дается краткая характеристика существующих технологий и их применение в музыкальном обучении. Предлагается, опираясь на сложившуюся практику и системный подход в отечественном музыкальном образовании, изучать, обобщать и включать музыкально-компьютерные технологии в повседневный учебный процесс, используя интерактивные формы обучения.

Ключевые слова: гуманитарные технологии обучения, музыкальное образования, рефлексивное, проективное обучение, развитие критического мышления, проблемное обучение, технология «кейс-стади», игровое, модульное обучение, организация самостоятельной работы студента.

R.N. Slonimskaya

Learning technologies in music education

The article deals with human learning technology in music education. A brief description of the existing technologies and their application in music education. Invited, with the current practice of a systematic approach in the national music education, study, compile and include music and computer technology in everyday learning process by using interactive forms of learning.

Keywords: humanitarian technology education, music education, reflexive, projective learning, critical thinking, problem-based instruction, the technology of "case studies", playing, modular training, organization of independent work of the student.

Развитие образования становится одним из важных жизненных ценностей в современном обществе. Развитие человека - это одно из условий прогресса современного общества. Актуализация современных технологий в обучении во многом связана с социально-экономическими изменениями, происходящими в России. Современное профессиональное образование сегодня понимается как интегрированное понятие непосредственно связанное с рынком труда, выражающего способность индивида самостоятельно применять в определенном контексте различные элементы знаний и умений. А это определенным образом отражает понятие «компетенция», понимаемое как область полномочий управляющего органа, должного лица или же знаний, опыта в какой-либо отрасли. Освоение определенного уровня компетенции есть способность учащегося использовать и сочетать знания, умения в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или возникшей проблемы.

Освоение инновационных методов в подготовке специалистов реализуется через образовательные программы для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, программ дополнительного образования и повышения квалификации. Определяющим фактором инновационного развития образования являются информационно-коммуникационные технологии, опирающиеся на

научные исследования, поскольку компьютерные сети связывают образовательные ресурсы с участниками этого процесса.

Обозначим и охарактеризуем основные современные гуманитарные технологии, которые применяются в музыкальном образовании.

Наиболее развита в отечественном музыкальном образовании технология рефлексивного обучения. Она связана с возрастанием роли субъектности и самостоятельности, необходимости обучения «через всю жизнь». Ее можно обозначить как ведущую в музыкальном образовании современного мира. Это связано с увеличением роли рефлексии в обучении. Она использовалась на всех уровнях музыкального начального, среднего (профессионального) и высшего образования. В использовании этой технологии у нас имеются определенные приоритеты и достижения, которые во многом отражаются в ведущей роли отечественных музыкантов в культурной жизни планеты. В технологии рефлексивного обучения субъектная позиция становится определяющим фактором образовательного процесса. Личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей, поэтому особое значение приобретает интериоризация - психологическое понятие, означающее формирование умственных действий внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальными формами общения . Интериоризация предметных знаний в органическом единстве с рефлексивно-методологическими и культурологическими основами создает условия для развития рефлексивных умений учащихся. В технологии рефлексивного обучения создаются условия для формирования умений, навыков и способностей посредством собственного личного опыта учащегося. Практически все методики и техники исполнительского искусства основаны на рефлексивной технологии.

Технология проективного обучения - достаточно новая форма в отечественном музыкальном образовании. Она основана на гуманитарной технологии и обеспечивает актуализацию личностного отношения к учебным и научным проблемам, изучаемым предметам и участникам образовательного процесса. Она помогает субъектам образовательного процесса реализовывать свой личностный потенциал. Реализация личностного потенциала учащегося наиболее эффективна именно в технологии проективного обучения. В отечественном гуманитарном образовании эта технология чаще использовалась в системе высшего музыкального образования.

Технология развития критического мышления применялась в отечественном общем музыкальном образовании на уровне профессионального обучения. Ее можно было бы охарактеризовать словами Д. Брауса и Д. Вуда, которые считали, что критическое мышление - «разумное, рефлексивное мышление, способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности» .

Проблемная ситуация психологического состояния интеллектуального затруднения учащегося возникает в случае, если он не может объяснить но-

вый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми ему способами, а поэтому должен найти новый возможности. Такая гуманитарная технология представлена проблемным обучением. Методы проблемного обучения задаются степенью поисковой и креативной самостоятельностью студента. В технологии проблемного обучения особую роль играет эвристический метод.

Эвристическое обучение ставит цепью конструировать собственный смысл, цель и содержание музыкального образования. Сюда входит и процесс его организации, диагностики и осознания результата этого обучения. Этой технологией в музыкальном образовании учащийся пользуется достаточно часто, если не сказать повседневно, особенно - в исполнительской практике в процессе регулярных репетиций.

Технология «кейс-стади» в отечественном музыкальном образовании достаточно новая и перспективная форма обучения. В основе данного метода лежит теория практикующего научения . «Кейс-стади» - это метод конкретных ситуаций, ситуационного анализа, т.е. обучения, использующего описания реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Учащийся должен проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучший из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Технология игрового обучения достаточно разработана в отечественном музыкальном образовании, и существует в самых различных формах обучения. Более сорока лет технологию игрового обучения использует Детский музыкальный театр «Вокруг рояля», бессменным руководителем которого в Санкт-Петербургском Охтинском центре эстетического воспитания является Л.М. Борухзон . По игровым технологиям защищены не одна диссертация, и ее авторы продолжают совершенствовать эту форму обучения. Следует отметить, что любая технология игрового обучения имеет несколько этапов развития.

1-й этап - введение в игру. Он включает: определение содержания данной игры; анализ полученной информации; инструктирование о целях проведения игры и о том, чему с ее помощью можно научиться; формирование игровых групп и распределение ролей.

Во 2-й этап входят: конструирование описания разрабатываемого объекта, который предполагает ролевое общение в группах и описание объекта изучения.

3-й этап подразумевает оценку проектов групп или обсуждение представленных проектов в виде дискуссии.

4-й этап - это экспериментальная реализация представленных проектов. Он включает оценку проектов и деятельности игроков, разбор самой игры.

Технология групповой дискуссии предполагает управление ходом групповой дискуссии, а также обращает внимание на соответствие содержания

дискуссии теме, цели, поставленным проблемам. В технологию группового обучения входят структурированность дискуссии, соблюдение ее регламента и правил. Вторым участником этой технологии, кроме преподавателя, является группа учащихся, которые активно и заинтересованно подключаются к обсуждению каждого ее элемента.

Технология модульного обучения особенно широко стала применяться в музыкальном образовании в последние десятилетия, и связана с интенсивным внедрением компьютерных технологий в сферу образования. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала в форме стандартного пакета (комплекта), состоящего из следующих компонентов: банк информации, методическое руководство, практические занятия, резюме, контрольные (проверочные) работы разных типов для обучающих и инспекторских целей.

Последняя, достаточно востребованная в музыкальном образовании и на современном этапе, эффективно включающаяся в современный учебный процесс - технология организации самостоятельной работы студента. По характеру познавательной деятельности учащихся все самостоятельные работы делятся на три типа. Первый тип - репродуктивный. Он включает следующие элементы: воспроизводящие, тренировочные и обзорные. Второй тип - поисковые работы. Они включают: лабораторно-практические и логи-ко -поисковые формы обучения. К третьему типу технологии организации самостоятельной работы студента относятся творческие работы. Это различные виды художественно-творческих, конструктивно-оформительских и продуктивно-технологических работ.

Адаптация гуманитарных технологий применительно к музьгкальному образованию, их осознание, осмысление, свободное использование и формирование системного подхода в технологических процессах позволит не только обогатить обучение учащихся, но сделает его креативным, откроет интерактивные возможности в перспективе непрерывного образования.

Примечания

1. Советский энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. М.: Совет, эн-цикл., 1980. 1600 с.

2. Браус Дж.А., Вуд Д. Энвайронментальное образование в школах: пер. с англ. №ЛЛЕЕ, 1994. 97 с. См. также: Загашев И.О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. 2-е изд. СПб.: Альянс «Дельта»: Речь, 2003. 192 с.

3. Метод кейсов - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

4. Борухзон Л.М. Детский музыкальный театр «Вокруг рояля». СПб.: Композитор, 2009. 40 с.