Пастух и пастушка краткое анализ. Анализ произведения «Пастух и пастушка» Астафьева

выяснить, как пишет о войне Виктор Астафьев, в чем своеобразие его повести "Пастух и пастушка."

История создания повести

В. Астафьев работал с 1967 по 1971г. "14 лет я носил в себе эту маленькую повесть, несколько лет писал и переписывал..."; опубликована в 1971 году, имеет подзаголовок "Современная пастораль" . Повесть "Пастух и пастушка" была неожиданной для литературной критики. Почему? В. Астафьев впервые обратился к теме войны; уже сложившийся облик В. Астафьева-рассказчика, работающего в жанре социально-бытового повествования, на глазах менялся, приобретая черты писателя, стремящегося к обобщенному восприятию мира, к символическим образам. Каким было ваше первое восприятие повести?

Пастораль как жанр

СЭС 1983 г. дает следующее определение пасторали: от французского pastorale... от латинского pastoralis - пастушеский: жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-17 веков, связанная с идиллическим восприятием ; опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни; вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта .

Словарь Ожегова (1990 г.) дает более лаконичное определение: пастораль - в европейском искусстве 14-18 веков драматическое или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

Пастораль в искусстве

В эпоху раннего Возрождения в пасторали выражались гуманистические идеи, прославлялась земная любовь, передавалось чувство природы - Ф. Саккетти ”Горные пастушки", Дж. Боккаччо "Фьезоланские нимфы.”

В период кризиса ренессанского гуманизма (15-16 века) в пастораль проникают идеи о сохранении внутреннего покоя лич­ности, усиливаются аристократические тенденции . Воспеваются безмятежная жизнь, возвышенные чувства, утонченные наслаждения на лоне природы (М. Сервантес «Галатея", Ф.Синди "Аркадия").

В конце 16 века в Италии появляется музыкальная пастораль "Дафна" поэта Ринуччини и композитора Я. Пери, положившая начало опере.В 17 веке пастораль стала одним из характерных жанров аристократической литературы, воспеваются изысканные чувства, доступные только избранным. Природа превращается в изящную декорацию для галантных диспутов "пастушков" - аристократов.


Пасторальные образы встречаются и в литературе 18 века, трактуется в основном в манере сентиментализма.

В России пастораль появляется в 18 веке и носит преимущественно песенный характер).

Наша задача:

выяснить, в чем писатель остается верен традициям жанра пасторали, в чем отступает от них и с какой целью это делает.

Работа пойдет по следующему плану:

  1. Хронотоп (время и пространство) пасторали.
  2. Особенности сюжета и композиции.
  3. Система образов.
  4. Идейное своеобразие повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка".

1. Хронотоп пасторали. Пастораль в искусстве.

В статье "Формы времени и хронотопа в романе" (1937-1938, с дополнениями в 1973 г.) М.М. Бахтин называет идиллический хронотоп , и мы решили воспользоваться этим определением. В идиллическом хронотопе вся жизнь прикреплена "к родной стране со всеми ее уголками, к родным горам, родному долу... родному дому". Именно здесь человек бывает счастлив. На картине Франсуа Буше "Пастушеская сцена" (1703-1770 г.) изображен ясный день. Безоблачное небо не грозит ненастьем. Все залито теплым солнечным светом. Действие происходит на лоне природы, на освещенной солнцем поляне. На заднем плане изображен лес, непременно лиственный. Яркие цветы выделяются на фоне живительной зелени, символизируя красоту и гармонию окружающего мира. Символом благополучия являются плоды винограда. Символом беспечности являются фигуры животных. Художник изобразил овечек - эти домашние животные имеют удивительно мягкие округлые формы.
Вывод: Таким образом, в традиционной пасторали хронотоп представлен в виде космоса, т.е. модели мироздания, где все находится в гармонии (от греческого связь, стройность, соразмерность). В качестве основных пространственно - временных координат выступают образ залитой летним солнцем поляны, образ родного дома, образы животных и птиц.
Воображение зрителя позволяет создать звуковой аккомпанемент к картине: с голосами птиц удивительно сочетается звук пастушеской свирели.

Время и пространство в художественном мире Астафьева

имеет приметы реального мира : автор рассказывает о событиях 1944 года, о разгроме немецкой группировки под пунктом Корсунь- Шевченковский "Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск,командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции." Именно в этот период войны враг стал другим: "Немцы иные: оголодалые, деморализованные окружением и стужею".
В отличие от традиционной пасторали, в пасторали В. Астафьева время действия - ночь, зимняя ночь. "Орудийный гул опрокинул и смял ночную тишину. Просекая тучи снега и тьму, мелькали вспышки орудий, и под ногами качалась, дрожала, шевелилась растревоженная земля вместе со снегом, с людьми, приникшими к ней грудью".

Используя аллитерацию и ассонанс, автор дает нам возможность услышать звуки боя : [о],[а],[э] характеризуют звуки пролетающих снарядов ; помогают услышать свист снарядов, рассекающих воздух; [ж],[ш],[ч"] передают дрожь земли , разбуженной ночным боем.

Кажется, весь мир пришел в движение . Создать иллюзию всемирного движения помогает обилие существительных, обозначающих конкретные предметы (одушевленные: связисты, эрэсовцы, пехота, тыловики - и неодушевленные: "катюши" - "сами машины как будто присели на лапах перед прыжком..."; стволы наших пушчонок ), и обилие глаголов, передающих динамику боя : машины... метались, связисты ругались, ракеты вспыхивали.

Это описание удивительно напоминает описание Полтавского боя в поэме "Полтава" А.С. Пушкина:

Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят
Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
И снова Астафьев: "Ракеты, много ракет взмывало в небо. В коротком, полощущем свете проблесками возникали лоскутья боя, и в столпотворении этом то сближались, то проваливались во тьму, зияющую за огнем, тени людей, табуны людей, кучи людей, закруженных водоворотом боя" .

Образ разорванной в клочья ночи ; образ дороги , по которой идут, ползут солдаты, защищая родной дом, родную природу; образ степи , заснеженной или припорошенной семенами трав; образ чужого дома, где можно "прикорнуть" пару часов, если будет возможность; наконец, образ водоворота боя - воронки , которая затягивает все живое и неживое, разрывает привычные связи, тянет в бездну - все это работает на создание иной модели мироздания - ХАОСА, картины вселенского разрушения .
Цветовое решение усиливает ощущение контраста с традиционной пасторалью: "Черная злоба, черная ненависть, черная кровь задушили, залили все вокруг: ночь, снег, землю, время и пространство."

2. Особенности сюжета и композиции.

Сюжет - это основная схема событий в последовательности их развития. В основе сюжета - художественный конфликт. Конфликт - это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами, в сознании героя; может быть явным и скрытым. Мы же охарактеризовали хронотоп пасторали как идиллический, то есть изображающий идеализированную, безмятежную жизнь, в которой нет и не может быть конфликтов. Чувства, которые испытывают герои, радостные, светлые. Отсутствие конфликта - в идеале.

В процессе развития жанра пасторали любовный конфликт проявляется все четче , любовный сюжет получает развитие и на картине Антуана Ватто "Затруднительное предложение" 1716 г.
В музыке пасторальный сюжет использует в 19 веке композитор П.И. Чайковский в опере "Пиковая дама" и строит композицию пасторальной сцены так:

Увертюра
1ч. - "Ожидание"
2ч. - "Свидание"
Финал

Пастораль В. Астафьева тоже имеет четкую композицию.

Есть вступление и финал - автор использует композиционный прием художественного обрамления с определенной целью: дает возможность взглянуть на войну со стороны - из жизни мирной, послевоенной, обращение к памяти героев как бы расширяет художественное пространство произведения. Сюжетное время, сжатое до двух суток, дополняется по психологии воспоминаний - событиями жизни Бориса (ранение и смерть) и Люси, которая всю жизнь искала своего любимого.

Любовный сюжет, казалось бы, заключен в двух частях: "Свидание" и "Прощание", но, кроме них, автор дает еще две части: "Бой" и "Успение". Для чего? Для того, чтобы показать, что любовный сюжет был окружен огненным кольцом войны, оттеняющим катастрофичность встречи возлюбленных ("Я приду встречать тебя в белом платье" - и тут же "Ничего этого не будет"). Каждая часть имеет эпиграф. Рассмотрим, какова его роль.

Роль эпиграфов

Iч. "Бой" - "Есть упоение в бою!" - какие красивые и устарелые слова! (Из разговора, услышанного в санпоезде).

Упоение - это состояние восторга, восхищения. Содержание I части служит опровержением этой фразы. Бой - это злоба, черная ненависть, смерть нравственная и физическая - не может быть красивым. Мы видим людей, потерявших человеческий облик : "Мохнаков бросил через себя одного, другого тощего немца, но тут выбился из тьмы еще один, и с визгом, по-собачьи впился в ногу старшины, и они клубком покатились в траншею, где копошились в снегу и комках земли раненые, от боли и слепой ярости воя и бросаясь друг на друга." Эпизод на поле боя, когда Борис пытается подорвать немецкий танк, пробирается по теплым еще телам товарищей, раздавленных этим танком, или сцена в медсанбате, где врач "стоит по колено в крови" удаляя ставшие ненужными части тел, поражают своим натурализмом, и возникает вопрос: "Зачем так мучаются люди? Война зачем? Смерти?" И невольно вспоминаешь слова Л.Н. Толстого о том, что "война есть состояние для человечества противоестественное". Не случайно в повести Астафьева возникает образ огромного человека, который "шевеля огромной тенью и развевающимся за спиной факелом, двигался, летел на огненных крыльях к окопу, крушил все на своем пути железным ломом. ...Казалось, это пророк небесный с нарастающим копьем низвергся на землю, чтобы наказать за варварство людей, образумить их".

IIч. "Свидание" - "И ты пришла, заслышав ожиданье..." (Я. Смеляков). Эпиграф дает романтический настрой: юные создания, живущие в ожидании чуда любви, чуда встречи. Но первое предложение II части не оправдывает надежду, оно нарочито приземленное : "Солдаты пили самогонку" . Вся глава посвящена описанию отдыха взвода Б. Костяева в доме Люси. Все в жизни оказывается не таким красивым, как в книгах, на картине или в кино : солдаты парят свою одежду, чтобы уничтожить вшей; снимают напряжение после боя, напившись самогонки; спят вповалку на соломе, брошенной на земляной пол. Интерьер избы до и после ночевки солдат, диалог солдат за столом, портрет Люси и Бориса, стычка с Мохнаковым - таково построение II части.

IIIч. "Прощание" -

Горькие слезы застлали мой взор,
Хмурое утро крадется, как вор, ночи вослед.
Проклято будь наступление дня
Время уводит тебя и меня в серый рассвет.

(Из лирики вагантов).

В отличие от традиционного построения пасторали война разлучает воз­любленных , лишая их возможности вновь и вновь испытать блаженство, от которого "душа делается податливой, мягкой. Жалостной, плюшевой делается душа". На войне душа черствеет . Мягкая душа - черствая душа. Что и как влияет на человеческую душу? Автор строит III часть повести, включая в сюжет воспоминание героев о прошлом : горькие об оккупации, о зверствах фашистов Люси - и это рождает гневный отклик в душе Бориса: "Бить!"; теплые, светлые воспоминания Бориса о родном доме, о маме с папой - и в унисон с ними звучат слова лирических отступлений ("Чем же все-таки пахнет утро в родном городишке? Чем? Росой и туманом - вот чем! Травянистыми росами, речным туманом. Туман даже губами слышно было..."), голос автора сливается с голосом героя , так как повесть автобиографична.

Не могут оставить нас равнодушными и

строки лирического отступ­ления, посвященные матерям:

"... Матери, матери: зачем вы покорились дикой человеческой памяти, примирились с насилием и смертью? Ведь больше всех, мужественнее всех страдаете вы в своем первобытном одиночестве, в своей священной и звериной тоске по детям. Нельзя же тысячи лет очищаться страданием, откупаться им и надеяться на чудо. Бога нет. Веры нет. Над миром властвует смерть. Кто оплатит ваши муки? Чем оплатит? Когда? И на что нам-то надеяться, матери?" Горько, что эти вопросы и сегодня остаются без ответа...

IVч. "Успение" –

И жизни нет конца,
И мукам краю.

Петрарка.


Великий поэт эпохи Возрождения, прославляющий бесконечную жизнь человека, наполненную сладкими муками любви - и снова по контрасту рассказ о гибели героев : бойцов взвода Б. Костяева и самого Бориса.

Вывод:

Таким образом, мы видим, что композиция современной пасторали В. Астафьева позволила соединить разные стилевые потоки: обобщенно-философский, реалистически - обытовленный и лирический. Война представала то в виде гиперболической картины вселенского варварства и разрушения, то в образе невероятно тяжелой солдатской работы, то возникала в лирических отступлениях автора как образ безысходного человеческого страдания. В отличие от традиционной пасторали, сюжет и композиция повести Астафьева позволяют выйти на характеристику конфликта.

Нравственный аспект конфликта касался отношений между солдатами, между людьми. Философский конфликт реализовался в противостоянии пасторального мотива любви и чудовищной испепеляющей стихии войны .


3. Система образов пасторали в искусстве.

Характеризуя систему образов пасторали, обратимся вновь к кар­тине Франсуа Буше "Пастушеская сцена". На переднем плане картины главные герои - пастух и пастушка . Это юноша и девушка брачного возраста, наделенные исключительной красотой. Мягкие волнистые линии, овальные формы, многочисленные складки на одежде - все указывает на умиротворенность, располагает к со­зерцательности, вызывает настроение легкости, беззаботности, бла­годушия.

Герои вполне счастливы, они живут в гармонии с собой, друг с дру­гом, с миром . Нет нерешенных вопросов, острых углов - даже рамка картины дана в виде медальона. Композиция картины такова, что рас­положенный в нижнем правом углу беспорядок не вносит дисгармонии в общее настроение картины. Пасторальные образы пастуха и пас­тушки использует и П.И. Чайковский в опере "Пиковая дама". В III кар­тине оперы он дает развернутую сцену "Искренность пастушки", в ко­торой главные действующие лица: Прилепа и Миловзор - исполняют дуэт. В эту сцену также включены хор пастушков и пастушек и танец "Сарабанда" пастушков и пастушек. Хор подводит итог всей сцене: "пришел конец мученьям", что знаменует победу любви. Возвещая о победе любви, на сцене появляются Амур и Гименей (персонажи древнегреческой мифологии), чтобы венчать Прилепу и Миловзора. Любовь дарует радость.

Система образов совеменной пасторали Астафьева.

Если в традиционном жанре пасторали главными героями являют­ся пастух и пастушка, то и Астафьев, следуя традиции, вводит эти об­разы, но делает это каждый раз неожиданно. Мы встречаемся с этими персонажами то благодаря воспоминаниям Бориса о своем детстве (IIIч.): "Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка бы­ла сиреневая. Простенькая, понятная и сиреневая...Я почему-то ус­лышал сейчас ту музыку, и как танцевали двое - он и она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пас­тушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные недоступны злу - казалось мне прежде." - пастух и пастушка становятся символами этого идеального, но беззащитного перед злом мира ; то в авторских описаниях долгожданной весны, когда скот вы­гнали на пастбища: "и не было возле скотины пастухов, а все пастуш­ки школьного и престарелого возраста" ," то в потрясающей сцене ги­бели старика и старушки , убитых в результате артподготовки: "Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику... Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час." Они становятся символом беззащитности в этом мире.
Противоестественной кажется эта гибель солдатам: "Солдату вроде бы как положено, а перед детьми и стариками..."

Русское воинство, представленное взводом Костяева, Астафьев "раскладывал" на

отдельные типы, традиционные для сельского мира:

  • мудрец-книжник (Ланцов);
  • трудяга-терпелец (Карышев, Малышев);
  • похожий на юродивого Шкалик;
  • "темный" человек, почти разбойник (Пафнутьев, Мохнаков);
  • праведник, хранитель нравственного закона (Костяев).

В роли пастуха и пастушки выступают командир взвода Борис Кос­тяев и хозяйка дома Люся.

Они молоды (ей 21 й, ему 20й), в них про­сыпается потребность любить и быть любимыми. Любовь яркой вспышкой освещает фронтовые будни. Он и она. Какие они, эти герои?

Как и в традиционной пасторали, Астафьев дает

портрет Бориса:

"Русые волосы лейтенанта волнистые от природы, взялись кучерявин-ками. Глаза ровно бы тоже отмылись. Ярче алела натертая ссадина на худой шее." Этот паренек с безгрешным взглядом более похож на вчерашнего школьника, по-мальчишески смущенного, но при всем том это окопный командир, прошедший через многие бои , получивший тя­желое ранение, постигший наконец, что "не солдаты за ним - он за солдатами!"

Портрет Люси

создан умелыми штрихами: припухшая нижняя гу­ба, нос ровный, с узенькими раскрылками, овсяные глаза прикрыты загнутыми ресницами. "Когда хозяйка открывала глаза, из-под куколь­ных ресниц этих обнажались темные, вроде бы тоже вытянутые, зрач­ки. Глаза делались загадочно-переменчивыми," - такой воспринимает Люсю Борис. Женщина с иконописными глазами - такой она останет­ся в его памяти. Некий картинный образ - и разрушение этого образа, возникшего в душе Бориса, своей обыденностью : нос, запачканный сажей, фартучек. В минуту прощания Люся напомнит Борису школь­ницу, трогательную и смешную, с ленточкой в пышной косе.

Мало времени отпущено возлюбленным: и первые знаки внимания, и первое признание в любви, и воспоминания о своем прошлом. Узна­вание друг друга. Воспитанный, ласковый, внимательный - в мать; упорный, честный, прямолинейный - в отца Борис. Люся почти не рассказывает о своем прошлом (училась в музыкальном училище), но невольно делится с Борисом горечью пережитого в дни оккупации: "На человека псина натравлена…перекусила девочке горло, будто птичке…” Борис не узнавал ту Люсю, восторженную, переменчивую настроением…

Вывод:

Война и любовь, смерть и жажда жизни. Что победит? В отличие от традиционной пасторали, герои Астафьева живут в ином мире и сами они другие: "Было в этом лейтенантишке что-то такое и этакое... Меч­тательность в нем угадывалась, романтичность. Романтики - народ порывистый! Они и гибнут в первую очередь. Этот вот юный рыцарь печального образа, совершенно уверенный - любят только раз в жиз­ни, и лучше той женщины, с которой он был, нет на свете и не бу­дет..." Без любви душа выгорает: "...Жить дальше? Зачем? Для чего? Убивать или быть убитым? Не-ет! Хватит!"


4. Идейное своеобразие повести В.П. Астафьева
"Пастух и пастушка."

Мы видим, что при построении хронотопа, сюжета и композиции, системы образов В.П. Астафьев использует прием контраста , противопоставляя пасторальный мотив любви , жизнелюбия, гармонии чудовищной, бесчеловечной стихии войны . Если традиционная пастораль прославляет жизнь в ее лучших проявлениях, и у зрителя, слушателя возникает удивительное чувство умиротворения, покоя, то Астафьев говорит о смерти , и после чтения современной пасторали у нас возникает ощущение холода, вечного покоя . Правы ли мы, говоря только о любви - горе, о смерти ?
Нет, такая формулировка неправильная, так как любовь -это особое состояние души, окрыленности, даже если это происходит во время войны.
На войне все чувства отлично оттачиваются, все переживается острее.. Удивительно, как могли юные бойцы, только входившие в жизнь, несмотря на бесчеловечную сущность войны, ломающей и ко­веркающей судьбы людей, как могли они воспитать и пронести в себе такие тонкие, светлые и трепетные чувства, как любовь, преданность, верность.., как могли они среди разрушения и смерти сохранить свою душу живой, а сердце неокаменевшим . Война, родившая зверства, бесчинства и беззаконие, поправшая всякую мораль, обесценила кровь человеческую, приучила к насилию и упрощенному пониманию слова "смерть." Но война же показала и необоримость человека, обретавшего жгучее желание жить, любить ... Именно поэтому, вопреки нравственным страданиям и душевной трагедии героев, вопреки смерти , мы говорим о жизнеутверждающем пафосе повести Астафьева, опираясь при этом на слова М. Горького: "А вы думаете, что единственное жизнеутверждающее чувство есть радость? Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление трагедии, преодоление смерти” Как видим, по Горькому, жизнеутверждение - это прежде всего преодоление всего антигуманного . А не это ли самое важное в условиях бесчеловечной войны?

Тема: «Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!..»

(Урок внеклассного чтения по повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка»)

Лапина Г.Н . учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2, пос. Сернур, Республики Марий Эл

Цель : 1) проанализировать повесть В.П.Астафьева «Пастух и пастушка», пробудить интерес к произведению, вызвать у детей размышления о прочитанном, эмоциональный отклик, неприятие войны и кровопролития;

2) совершенствовать навыки ведения аналитической беседы, умение анализировать текст, развивать речевые навыки; активизировать познавательную активность;

    воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, способность сопереживать, сочувствовать.

Оборудование урока: записи песен военных лет, портрет писателя В.П.Астафьева, выставка книг о войне и портреты писателей- фронтовиков, авторов этих книг, стенд «Ах, война, что ж ты , подлая, сделала: вместо свадеб - разлука и дым»;

иллюстрации, рисунки учащихся к повести «Пастух и пастушка».

Технические средства: магнитофон, аудиозаписи, компьютер, проектор.

Урок сконструирован с применением компьютерных технологий. Кадры военной хроники с помощью проектора выведены на экран и вызывают эмоциональный настрой учащихся. При исполнении песни «Эхо любви» использована программа караоке, электронная презентация.

Продолжительность урока: 45 минут

Методические приёмы : аналитическая беседа, выступления учеников с проектами, показ кадров военной хроники, анализ эпизодов, прослушивание песен о войне, чтение наизусть стихотворений, словарная работа, исполнение песни «Эхо войны» ученицей.

Эпиграф: Я не смогла сложить свои цветы

На холм могильный.

Прости меня, мой друг, прости

За то, что я найти бессильна

Последний твой надёжный дом.

    Звучит мелодия из кинофильма «Офицеры» и показываются кадры из фильма.

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, кто приняли смертный бой.

Стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых

Этот вечный огонь нам завещано одним

Мы в груди храним.

Вступление .

Каждый год в майские праздники народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, известных и неизвестных солдат, защищавших родину ценой своей жизни, кланяется живым. В этом году страна отмечает 70-летнюю годовщину со дня Победы. Все дальше и дальше уходят от нас героические события Великой Отечественной войны. Молодое поколение знает войну только по рассказам бабушек и дедушек, из учебников истории, из книг. В наше смутное время в повседневной жизни мы очень редко вспоминаем ветеранов, разве что 9 Мая. А их остается все меньше и меньше. Эти люди пережили очень трудные испытания на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной. И мы не вправе забывать об этом. Но самое страшное то, что война делает человека другим, калечит его душу, опустошает, исстрачивает.

На рубеже 50-х - 60-х годов в военную литературу входит целый ряд писателей - новая волна военной прозы (1920-1925гг. рождения): Б.Васильев , К.Воробьев. В.Быков, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, В.Астафьев . Онипервыми попали под военный призыв, были живыми свидетелями яростных боев, многие погибли, осталось в живых лишь 3% этого призыва. Оставшиеся в живых считали своим долгом рассказать о войне, о своих погибших друзьях. У них нет больших панорамных произведений. Чаще всего это рассказ или повесть. Главное для них - человек на войне. Война изображается как катастрофа, трагедия. Эти писатели не стремятся показать единичный подвиг за родину одного героя, они показывают рядового солдата, его способность выстоять в буднях войны. Произведения драматичные, с острыми внутренними конфликтами, психологические.

Сегодня на уроке речь пойдет о повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка». В этом произведении автор не только проклинает бесчеловечность фашизма, но и утверждает, что даже страшное испытание войной не исказило, не порушило в русских людях человеческого, не смогло задушить любовь.

    Краткая справка о писателе. (Проект ученицы).

В.П.Астафьев родился в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края в 1924 году. Семь лет ему было, когда погибла, утонув в Енисее, его мать. И началось беспросветное его сиротство. Воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После шестого класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, после окончания которой в 1942 году работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска.

Осенью 1942 года ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранило, контузило. Словом, на войне как на войне. «О войне писать трудно …, - говорил Виктор Петрович,. - До сих пор не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу . Счастлив тот, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: не знать ее никогда ». Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки».

Это одна из самых заветных книг писателя. Неспроста он переписывал ее тринадцать раз, начал работать над ней с 1967. Появилась впервые в журнале «Наш современник» в 1971 году. . Главная ее мысль - проклятие войне и тем, кто ее затевает.

В своем неприятии войны Виктор Петрович Астафьев следует за великим Львом Николаевичем Толстым, который считает: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они не совсем разумные создания, как у нас почему-то принято думать ».

Это была первая повесть победителя, где главное - это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины. Виктор Петрович показал в повести, какое разрушительное воздействие на человека оказывает война, как она рождает привычку к смерти, готовность убивать.

Так что эта повесть писалась не для тех, кто прошел войну, а для тех, кто живет сейчас, и кто будет жить после нас. Страстный призыв автор вложил в уста скромного героя своей повести Корнея Аркадьевича Ланцова: «Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война долна быть последней! Послед-ней! Или люди не достойны называться людьми! Не достойны жить на земле!...».

    Словарная работа

Утонченная психологическая повесть «Пастух и пастушка» - повесть-притча, романтическая в своей основе, призывает к осмыслению жизни. Современная пастораль - так определил писатель жанр своей повести

Обратимся к словарю литературоведческих терминов - ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastoralis ) - пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображающей деревенскую жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), в середине 20-го века исчезнувшей в русской литературе.

В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурная событиями эпоха не является содержанием пасторали.

В основе же «современной пасторали» Астафьева - один из катаклизмов 20-го века - Великая Отечественная война. В повести соотнесены и противопоставлены два несовместимых явления: любовь, то есть созидание, жизнь, и война - разрушение, смерть

IV Аналитическая беседа по повести «Пастух и пастушка».

-Расскажите краткое содержание повести . (Рассказ ученика).

Вывод учителя.

Много их еще до сих пор ненайденных, безымянных могильных холмов, затянутых травою, сравнявшихся с землею, по России, по Европе….

Перед таким холмом опустилась на колени женщина, героиня повести Виктора Астафьева, большую часть своей жизни потратившая на то, чтобы у полосатого железнодорожного столбика с цифрой, на сигнальном кургане, отыскать могилу с пирамидкой. Немолодая уже женщина, потому и шла она тяжело, и дышать ей было трудно, и сердце то частило, то отваливалось в беззвучье, и глаза ее, когда-то «невзаправдашно» красивые - уже отцвели.

Что вело ее сюда? В чем находила она силы, чтобы отыскать? Что помогало ей?

Любовь и только любовь.

Повесть имеет кольцевую композицию. Начинается и заканчивается данной сценой. В повести рассказывается о большой любви двадцатилетнего лейтенанта Бориса Костяева и Люси. В перерыве между тяжелыми боями в одной из деревень встретил Борис свою Люсю. История их любви - лирический план повести. Встреча с Люсей открыла для Бориса целый мир, неизведанный и сложный. Повесть наполнена глубоким философским смыслом. Тяжела и горька была разлука с Люсей. Война продолжалась. Шли ожесточенные бои, калечились судьбы людей. Погибают бойцы взвода Костяева: любимый им Карышев, молоденький солдат Шкалик, бросается под танк опытный старшина Мохнаков. Судьба отрывает Бориса от взвода, от войны, от любимой. Умер он в санитарном поезде и был похоронен на безвестном маленьком полустанке в центре России.

- Почему повесть называется «Пастух и пастушка»?

Ответ: Первая часть повести заканчивается описанием гибели старика и старухи, которые до войны пасли колхозный табун.

Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убиты пастух и пастушка, но … «они лежали, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в смертный час». Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе навеки вечные - в этих строках доказательство той великой силы любви, которая неподвластна войне, несущей смерть.

Пастух и пастушка - символ повести. Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны.

- Какой видит писатель войну? Как изображает ее? Что она для него?

Война беспрестанный изнуряющий труд. Труд физический и главное - душевный. Наверное, неслучайно первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада…

Виктор Астафьев взял один из драматических эпизодов войны, когда немецкая группировка войск, почти задушенная советскими войсками, отказалась принять ультиматум о безоговорочной капитуляции и с отчаянием обреченных бросилась в контратаку в надежде прорваться под покровом беспросветной ночи. Но назад им ходу нет. «Казалось, вся война была здесь, в этом месте, кипела в растоптанной яме траншеи, исходя удушливым дымом, ревом, визгом осколков, звериным рычанием людей». В этом повседневном напряжении подлинный героизм людей.

Командир еще чересчур молод, неопытен, его бесстрашие порой переходит в сумасбродство. Это выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему баловали. И если бы не старшина Мохнаков, не остаться бы ему в живых.

- Не психуй! Пропадешь ! - рычал он Борису. Дивясь его собранности, этому жестокому и верному расчету, Борис и сам стал видеть бой отчетливей и понимать, что взвод его жив и дерется.

- Расскажите один из самых ярких эпизодов .

Командир взвода Борис Костяев нащупал у себя на поясе единственную противотанковую гранату в тот момент, когда вражеский танк нахально утюжил наши окопы. В ярости бросился он за танком, «а ноги, ровно бы вывернутые в суставах, не держали взводного, и он падал, запинался об убитых, раздавленных людей. Он утерял где-то рукавицы, наелся земли, но держал гранату, как рюмку, боясь расплескать ее, и плакал от того, что не может настичь танк и ноги не владеют у него». Он совершает подвиг, но сколько нелепого, ребячьего видится в его жестах, движениях («приподнялся и, ровно в чику играя, кинул »). И рядом с ним спокойный, уверенный, мужественный, бывалый воин - старшина Мохнаков. Всюду, где он появляется, он делает то, что больше всего нужно людям: «увидел девушку-саниструктора без шапки, снял свою и небрежно насунул ей на голову, а потом раздобыл ей меховые офицерские рукавицы; слазил в немецкий танк, отыскал там флягу с водкой, распределил раненым». В каждом его поступке - уверенность, спокойствие, мужество и доброта. Геройски погибает старшина.

Много в повести сцен боя, в которых раскрывается характер, психология героев: рукопашная схватка в траншее, богатырь-старшина, бросающий через себя тощих немцев, взгляду открывается усеянная техникой снежное поле, стволы пушек, торчащие из снега. Густо, как немытая картошка, насыпанные на снег солдатские головы в касках и шапках…Мир войны жесток и страшен. Каждое мгновение человек подвергается смертельному риску.

- Расскажите сцену захоронения пастуха и пастушки .

(Рассказывает один из учеников).

IV Обратимся к кадрам хроники … (Показываются кадры из фильма «От Кремля до Рейхстага».

V . - Что вы можете рассказать о любви героев?

Среди жестокости, крови, смерти, наперекор войне, вспыхивает чудеснейшее из чувств, самое великое - любовь. Любовь нежная и пламенная, преданная и высокая, прекрасная и трагическая. Любовь обрушилась на Бориса. Она проходит через страх, смущение, любопытство, интерес, желание проявить лучшие свои человеческие качества. «Женщина! Так вот что такое женщина….». Как чудо вошла в жизнь и судьбу Бориса Люся. Вошла как самая непостижимая загадка. «Никак она не постигалась, эта женщина или девушка…все в ней вроде бы и близко, а не схватишь, все вроде бы доступно - просто, но и одного взгляда хватало, чтобы убедиться, как пугающе глубоко и далеко что-то скрыто в ней… ».

В повести «Пастух и пастушка» обстоятельства встречи героев и возникновения любви чрезвычайные, исключительные. Всего одна ночь, и в описании этой ночи, чистой и страстной, мы слышим гимн любви. Их отношения чисты, целомудренны, нравственны. Кажется, что Борис и Люся в своем неожиданном и прекрасном чувстве были предназначены друг для друга.

- Я всю жизнь, с семи лет, может быть, даже раньше, любила вот такого худенького, лупоглазого мальчика и всю жизнь ждала его. И вот он пришел!..

- И ты знаешь, знаешь, с тех пор я начал чего-то ждать!..

После недавнего боя в Борисе все испепелилось, и только власть женщины вывела его из состояния гнетущего одиночества и пустоты. Он как будто преобразился, казнясь, стыдясь и радуясь своему чувству: «Люся! Что же она с ним сделала?»

Н о прислушаемся, о чем они чаще всего говорят и думают:

Увы, о смерти.

Люся от счастья восклицает: «Умереть бы сейчас!» А в Борисе при этом слове сразу все оборвалось. «В памяти отчетливо возникли старик и старуха, седой генерал на седых снопах кукурузы, обгорелый водитель «катюши», убитые лошади, раздавленные танками люди, мертвецы, мертвецы…».

На простой вопрос Люси, не боится ли он смерти, Борис хорошо, разумно ответил: «Беда не в этом….страшно привыкнуть. Примириться с нею страшно, страшно, когда слово «смерть» делается обиходным, как слова «есть, спать, любить». Люся и Борис, наивные, запрещают себе говорить о смерти, но взорвалась противотанковая мина, сотряслось все вокруг, и невольно вырвалось: «еще чьей- то жизни не стало…».

Астафьев показывает, как из ада войны и смерти, наперекор им произрастает любовь. Мы рождены друг для друга… Вот появилась на свете душа, которая может чувствовать ее печаль, жалеть ее и слышать все-все, что есть в ее душе…Прижавшись к друг другу, сидели они, соединенные этой душевной тягой».

- Что мы узнаем о прошлом героев, что их объединяло?

Письмо матери и чтение его Борисом в такой, казалось бы неподходящий момент- художественная находка писателя. Сквозь слезы, с затаенной болью, передана в нем вся атмосфера, в которой жил и воспитывался Борис и которая предвещала ему совсем иное будущее.

Рассказ ученика о письме.

Письмо никого утешить не могло, более того, оно вызвало обжигающую откровенность Люси: «Зачем война? Смерти? Зачем? - и смятение: страшно-то как жить!» - и авторское негодование: «Нельзя же тысячи лет очищаться страданием и надеяться на чудо!».

Духовной, просветляющей любовью озаряются герои Астафьева. Любовь эта становится единственной на всю жизнь в судьбе Бориса и Люси.

Шла война. Разлука неизбежна. Тяжка и горька она. Борис уехал вместе со своим взводом воевать дальше.

Часто, очень часто герои произведений поступают вопреки свои чувствам. И здесь, на войне, любовь торжествует над ужасами, страхами, смертью. Любовь всемогуща. Но мы видим, как сдерживают свои чувства люди, стесняются любить на войне, ставя превыше всего, чувство долга перед Родиной. Не могут они быть счастливыми, когда кругом война сеет ужас и смерть.

VI . Далее события развиваются очень стремительно. Группировка окруженных немцев разбита, уничтожена : «…кучами лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар. Они хватались за ноги … Обороняясь от жалости и жути, Борис, зажмуривая глаза, про себя твердил как заклинание: «Зачем пришли, кто вас звал?»

Все правильно понимал Борис: их никто не звал, они получили по заслугам. Но жалость и жизнь - чувства неистребимо человеческие - не заглушили голос рассудка.

Немецкого генерала, покончившего жизнь самоубийством, он мысленно допрашивал: «Чему служил? Ради чего умер? И кто он такой, чтобы решать за людей - жить им или умереть.

И снова встают перед Борисом вопросы мирового масштаба. Одно желание у него было: скорее уйти из этого хутора, от изуродованного, заваленного трупами людей поля, и увести с собой остатки взвода.

Но это еще не все, что обрушилось на Бориса в тот день:

Солдат в истерике расстреливает пленных немцев.

Раненые, свои и чужие, вповалку, и врач по шею в крови.

Бездомная собака, жрущая внутренности убитой лошади.

Стало рвать лейтенанта, и накатило на него, навалилось «чувство гнетущего, нелегкого покоя», он стал казаться себе жалким и одиноким. В сущности, с этих минут и началась та болезнь Бориса, которая и привела его к гибели от легкой раны, болезнь, рожденная войной.

Смерть солдата Карышева, которого Борис любил; гибель Мохнакова, который добровольно бросился под танк; собственная неосмотрительность, приведшая к гибели солдата Шкалика. Все это давит и давит душу Бориса. В довершение ко всему - тоска по матери и дому.

После расставания с Люсей Бориса ранило в правое плечо осколком мины. Ранило не в первый раз и не очень опасно, но Борис не проявляет воли к жизни и умирает. Почему?

VI / Мозговой штурм с целью активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Вывод: На этот вопрос отвечает сам

«Жажда жизни рождает неслыханную стойкость - человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все - остался от человека мешок с костями».

Смерть героя определили не физические, а духовные, нравственные причины. Любовь - символ жизни. А война, противная человеческой природе, ежечасно и ежеминутно эту жизнь убивает. Борис думает: « Зачем? Для чего? Убивать или быть убитым? Нет, нет, нет!» Жизнестойкость уходит.

Смерть поселилась в Борисе, потому что он устал от войны. В довершение ко всему нечуткость, грубость людей, внушивших ему, что он чье-то место в госпитале попусту занимает. Нести свою душу Борису сделалась еще тяжелее. Невыносимо жить со свинцом в груди… Покорность судьбе и смерти, безысходность, поселяются в нем.

Последние силы оставляют Бориса. Он, потерявший веру в жизнь, перестал сопротивляться. Умер он в санитарном поезде, похоронили его на безвестном маленьком полустанке, в степи, посреди России.

Звучит стихотворение в исполнении ученика.

Луна взошла, светла пшеница,

Чуть золотеет сизый дым.

Я вновь пришел тебе присниться,

В цветах, с гармошкой, молодым.

И ни повестки, ни вокзала,

И смех, и губы не на срок.

И ты сама зубами развязала

Солдатский узел всех дорог…

А я еще на Брянском фронте

Убит с полротой по весне

Под утро спящих вдов не троньте -

Они целуют нас во сне.

Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека: «Как долго я искала тебя!»

Маленький безвестный полустанок в степи, могила с пирамидкой, могильный холм, через годы и годы сросшийся с «большим телом земли». Что значит этот холм для пришедшей сюда женщины с печальными древними глазами ?

В нем ее счастье и ее любовь.

Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а освятила всю жизнь и память человека.

А память неподвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время. Она преодолевает любовь - поэтому любовь нетленна. Чувство Люси к Борису живо, живы ее преданность и желание соединиться с любимым: «Совсем скоро мы будем вместе, там уже никто не в силах разлучить нас.

В.П.Астафьев создал остро современное необходимое сегодня произведение. Оно о трудной судьбе поколений, участвовавших в Великой Отечественной войне.

«Эта война должна быть последней! Последней! Или люди не достойны называться людьми», - на пределе человеческого произносит светлый парень Борис Костяев.

Но та война не стала последней.

И сегодня, когда в мире льется кровь, Виктор Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной войны, страстным словом своей пасторали призывает людей жить в мире. И любить

VII . Звучит песня « Эхо любви » в исполнении ученицы .

Домашнее задание : написать сочинение-эссе: «Такое легкое ранение, а он умер». Как эта фраза связана со всем содержанием повести и ее названием?

Астафьев назвал свое произведение «современная пастораль». Но это не соответствует тематике. Воспевание чистых чувств изображается не на фоне жизни пастухов, а на фоне кровавой войны. Любовь героев также далека от идеала, это лишь случайная встреча на одну ночь. Однако автор утверждает вечные ценности, значение которых герои познают условиях войны.

Повествование весьма реалистично. Фронтовая жизнь изображена с позиции ее очевидца. Рассказчик описывает все до мельчайших деталей, передает атмосферу сражений.

В образе главного героя, Бориса Костяева и солдат его взвода, автор воплощает всю стойкость и мужество русского войска. Среди них «мальчишка» Шкалик, боец Ланцов, образованный человек, рассуждающий о судьбе народа, алтайцы Карышев и Малышев, всем недовольный Пафнутьев, и человек «диковинной стойкости» старшина Мохнаков. Их подчас противоположные качества характеризуют наш национальный характер.

Во 2 и 3 частях разворачивается центральное сюжетное событие повести. Случайная встреча Бориса и хозяйки дома, Люси, где остановился его взвод, пробуждает в молодых людях чувства друг к другу. В Борисе просыпается жизнь, его одолевают воспоминания. Зарождается любовь, которая соединяет героев так же, как пастуха и пастушку, которых Борис видел в московском театре, в своем детстве. Начинает проявляться характер Костяева. Он рассказывает Люсе о себе, читает письмо матери, делится с ней самыми сокровенными воспоминаниями. Рядом с любимой он нова слышит «сиреневую музыку» своего детства.

Наивысшего напряжения действие достигает в 4ой части. Герои теряют смысл жизни, настолько они устали от войны. Мохнаков бросается с миной под танк, подрывается на мине Шкалик, погибает неосторожный Карышев. Лейтенант Костяев ранен в плечо осколком. Тяга к жизни постепенно в нем угасает. Он морально опустошен, ему надоело убивать, терять бойцов. Ему не суждено дожить до конца войны. Астафьев изображает войну как общенародную трагедию. Она ломает как судьбы отдельных людей, так и судьбу всего человечества в целом. Но и в этих условиях люди сохранили духовные ценности, такие как любовь и братство. Но вместе с тем автор приближает нас к каждому отдельному человеку, давая тем самым прочувствовать его неповторимость, переживать о том, какой будет его среди общих.

Анализ подготовила для Вас Strange

Если домашнее задание на тему: » В. Астафьев «Пастух и пастушка» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Сочинение по произведению на тему: Краткий обзор творчества В. Астафьева. В. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Детство было Твір по добутку на тему: Короткий огляд творчості В. Астафьева.В. Астафьев народився в 1924 році в Красноярськом краї. Дитинство було Аналіз В. Астафьев «Пастух і пастушка» Астафьев назвав свій добуток «сучасна пастораль». Але це не відповідає тематиці. Оспівування чистих почуттів зображується Сочинение по произведению на тему: Любовь в грохоте войны Я поля влюбленным постелю, Пусть поют во сне и наяву! Я дышу
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Урок 6. Обсуждение повести В.П. Астафьева

«Пастух и пастушка»

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приёмы: сообщение преподавателя, анализ текста, беседа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Повесть В.П. Астафьева «Пастухи пастушка» относится к тем произведениям, которые воссоздают правду о войне. Виктор Петрович Астафьев сам прошел войну - начал и закончил ее рядовым, получил тяжелое ранение. Был шофером, связистом, артразведчиком. Астафьев изображает войну, не делая масштабных обобщений, он не показывает действия армий, его героями являются простые люди, которые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодолевать страх смерти, ответственностью за чужую жизнь, способностью сохранить в тяжелейших условиях приверженность добру, духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.

Сам автор говорил о своей повести (1989 г.): «Больше других люблю «Пастуха и пастушку». Это было первое крупное произведение Астафьева о войне. Понадобилось более четырех десятилетий, чтобы со значительного временного расстояния оглянуться на пережитое и осмыслить его роль в своей судьбе и в судьбе страны. Четырнадцать лет писатель работал над повестью, сделал пять ее редакций. Это говорит о том, какое значение Астафьев придавал этой вещи, объясняет его особое отношение к «Пастуху и пастушке». Это очень требовательное отношение, связанное с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны.

II. Аналитическая беседа

Каков жанр «Пастуха и пастушки»? Как жанр соотносится с названием и с тематикой повести?

(Астафьев определил жанр своей повести как «современную пастораль». Для традиционной пасторали (от лат. pastoralis - пастушеский) характерно изображение мирной пастушеской жизни, воспевание красоты, чистоты и верности чувств на лоне природы.

Авторское определение жанра вторит названию, обещающему именно пасторальный сюжет, чувствительную повесть. Однако тематика повести резко контрастирует и с названием, и с авторским определением жанра. Писатель действительно воспевает чистоту и верность чувств, но на каком фоне? Вместо мирных пасторальных пейзажей - кровавый фронтовой быт. Любовь героев далека от красивой сказки, и конец этой любви трагичен.)

Где и когда происходит действие повести?

(Ни время, ни место действия прямо в повести не указаны. Это лишь один эпизод войны, подобный мог произойти в любое время и в любом месте военных действий. Отсутствие указания на конкретное время и место придает повествованию обобщающий характер.)

Справка. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории Великой Отечественной войны.

Каков событийный фон повести?

(В центре повествования - малая войсковая единица, взвод пехоты, которым командует девятнадцатилетний Борис Костяев. Взвод Костяева участвует в ликвидации взятой в тиски большой группировки немецких войск. Фашистское командование отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции.)

Как изображает Астафьев боевые действия и главное - чело века на войне? (Зачитаем и прокомментируем эпизоды.)

(Первая часть повести называется «Бой». Писатель показывает жестокую битву: немецкие танки утюжат наши окопы. Видя, как гибнут люди, юный командир, крича и плача, «натыкаясь на раздавленных, еще теплых людей», бросается на танк с гранатой: «Его обдало пламенем и снегом, ударило в лицо комками земли, забило все еще вопящий рот землею, катануло по траншее, будто зайчонка. Как жахнула граната, он уже не слышал, воспринял взрыв, боязно сжавшись нутром и сердцем, чуть было неразорвавшимся от напряжения».

Обратим внимание, что в описании взводного соединяется изображение его героизма и естественной реакции человека на происходящее: «вопящий рот», «боязно сжавшись нутром и сердцем». Герой сравнивается с зайчонком не потому, что он труслив, как заяц, а потому, что против танковой мощи человеческий организм бессилен. И все же Борис побеждает, удивляясь тому, что сделал: «Борис недоверчиво посмотрел на усмиренную громаду машины: такую силищу - такой маленькой гранатой! Такой маленький человек! Слышал взводный еще плохо. Во рту у него хрустела земля...»

Часто писатель изображает картины войны натуралистично, что характерно для его творческого почерка: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи.

Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: «Зачем пришли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?»

В этом описании «изувеченные деревца» вызывают не меньшую жалость, чем изувеченные люди. Жалость к людям необходимо подавить, и Борис ищет себе оправданий: «Зачем пришли сюда?» «Обороняться» приходится не только от врагов, но и от естественных человеческих чувств, которые живы в Борисе - «от жалости и жути».

Борис из интеллигентной учительской семьи, по матери - потомок декабриста Фонвизина, человек невоенный по своей сути. Но он выполняет на войне свой долг и не теряет при этом лучших человеческих качеств.)

Очень сильно написана Астафьевым сцена, когда у разбитого хутора в толпу греющихся у огня пленных врывается солдат в маскхалате с автоматом и расстреливает немцев очередями, крича: «Маришку сожгли-и! Селян всех... всех загнали в церковь. Всех сожгли-и-и! Мамку! Крестную! Всех! Всю деревню... Я их тыщу... Тыщу кончу! Резать буду, грызть!..»

С этой сценой контрастирует другая: «в ближайшей полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки...»

Здесь встает извечный вопрос: что нужно проявлять к побежденному врагу - месть или милосердие? Месть оправданна, но милосердие выше.

Как соотносится с военной темой тема любви? Как изображается любовь?

(Любовь возникает прямо в военном аду, вопреки ему. Это великая, единственная любовь, которая дается далеко не каждому. Автору удается совместить возвышенную романтику и даже сентиментальность с грубым реализмом войны.

У читателя не возникает сомнений в возможности молниеносного возникновения любви на войне. Автор использует для этого разнообразные средства. Например, интертекстуальность (цитирование в тексте других текстов): «На заре ты ее не буди…»; мимолетное виденье, «которое явилось и вознесло однажды поэта на такую высоту, что он задохнулся от восторга». Пасторальный мотив пастуха и пастушки, свойственный сентиментализму, преобразуется в символ. Заявленный в названии, он вызывает ожидания читателя. Вскоре оказывается, речь идет о двух стариках: в освобожденном хуторе Борис и его взвод видят страшную картину - убитых пастуха и пастушку, приехавших в деревню из Поволжья в голодный год.

Старики пасли колхозный табун, когда их накрыла страшная смерть: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты... Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе на веки вечные…»

Эта картина соединяет два символа - символ жестокости войны и символ вечной любви.)

Каковы особенности астафьевского символа?

(Символ развивается, обогащается. В единственную ночь, подаренную влюбленным, Борис вспоминает убитых деревенских пастухов. Это воспоминание вызывает в памяти детские впечатления, когда он с матерью ездил к тетке в Москву и был в театре. Борис рассказывает Люсе, своей возлюбленной: «Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая... Я почему-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое - он и она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белье. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдилась любви и не боялись ее. В доверчивости они были беззащитны».

Пасторальная сцена могла бы показаться неестественной, слишком сладенькой и сентиментальной, если бы она не относилась к детским впечатлениям Бориса, если бы не его чуть снисходительное отношение к этим воспоминаниям: «Простенькая такая, понятная и сиреневая…» Обратим внимание на цветовое восприятие музыки, ясные и чистые цвета, контрастирующие с темными красками войны.

И еще раз символические образы пастуха и пастушки, убитых войной, всплывают в угасающем сознании Бориса, когда его раненого везет в тыл санитарный поезд.)

Каково значение этого символа?

(С помощью символа Астафьев подчеркивает чувствительность, ранимость, неординарность главного героя, его способность к возвышенной любви. В то же время символ помогает созданию антивоенного пафоса повести, показывает несовместимость естественных человеческих чувств и войны, античеловеческую сущность войны, утверждает мысль о преодолении смерти.)

В чем особенность образа Люси?

(Для создания образа возлюбленной Бориса Астафьев использует приемы романтизма. Читателю неясно, кто она и откуда. По отдельным деталям становится понятно, что Люся не деревенская женщина, что она начитанна, музыкальна, чутка. В ней есть присущие романтической героине глубокая затаенность и грусть и даже виноватость в чем-то». Портрет Люси несколько расплывчат: убегающий взгляд, невзаправдашние глаза, которые делаются иногда загадочно-переменчивыми, «то темнея, то светясь, и жали как бы отдельно от лица». Писателю важно изобразить не конкретные черты лица, не четкий облик героини, а ее таинственную сущность, ее способность любить.

Героиня, правда безымянная, действует в зачине и эпилоге повести. Читатель догадывается, что это Люся, через годы отыскавшая могилу Бориса. Она пронесла любовь через всю жизнь. Ее обещание вскоре воссоединиться со своим возлюбленным навечно тоже становится символом вечной любви.)

Какое значение имеют эпизодические персонажи?

(В повести множество эпизодических героев, изображенных писателем выразительно и ярко. Это комбат Фалькин, родом из семиреченских казаков; партизанский связной Хведор Хвомич, у которого фашисты сожгли и дом, и семью; солдат Корней Аркадьевич Ланцов, из рабочих, который в детстве на клиросе пел, а потом к атеистически настроенному пролетариату присоединился. Это он читает молитву над могилой убитых стариков - пастуха и пастушки.

Есть в повести и отрицательные персонажи. Это злой, хитрый, ловкий солдат Пафнутьев, но лучше бы во взводе его не было: он угождает штабному офицеру, перебирается подальше от передовой, порой и мародерствует. Это «зажратая пэпэжэ» - походно-полевая жена врача госпиталя. О ней писатель говорит с презрением: Не одного еще такого вот мямлю-мужика обретает такая вот святоликая боевая подруга. Удобно устраиваясь на жительство, разведет его с семьей, увезет с собой после войны в южный городок, где сытно и тепло, да помыкать простофилей будет лет еще десять-двадцать, пока тот не помрет с надсады».

Антиподом Бориса изображен помкомвзвода старшина Мохнаков, живущий по принципу: все дозволено, война все спишет. В то же время он «как родимый тятя, опекал и берег лейтенанта Война погубила его душу, и он сам понимает это: «Светлый ты парень! Почитаю я тебя. Зато почитаю, чего сам не имею... Я весь истратился на войне. Весь! Сердце истратил... Не жаль мне никого. Меня бы палачом над немецкими преступниками, я бы их!..» Старшина принимает роковое решение - погибнуть, так как жестокость не дает ему жить. Он бросается с миной под немецкий танк.

Это очень сильный образ, показывающий сложность, неоднозначность человеческой натуры. Война даже у таких сильных людей может отнять душу, погубить в них человеческое. И все же Мохнаков - герой.)

(Астафьев пишет очень эмоционально, взволнованно, порой напрямую обращаясь к своему герою-солдату: «Бейся, вояка, и не метусись... Боже упаси ослабить огонь!»; «Что же ты хотел, чтобы при ранении и никакой боли?» Порой встречается юмористический тон. Например, когда Астафьев пишет о солдате, который ползет в окоп, но при этом даже сматериться ему нельзя, облегчить душу: «Никакого богохульства позволить себе сейчас солдат не может - он между жизнью и смертью». Сцены, посвященные любви героев, написаны в лирическом ключе, тон становится приподнятым, сентиментальным, возвышенным.)

(Сам Астафьев пишет об этом так: «Мне хотелось несколько упредить время и сказать, что наступят дни, не могут не наступить, когда образование, культура приведут, не могут не привести человека к противоречию с той действительностью, когда люди убивают людей. Не моя и не героя повести вина, а беда, коли действительность, бытие войны раздавили его. Быть может, замысел опередил события и времена, но это уже право автора - распорядиться замыслом…»)

Высказывание Астафьева пронизано высоким гуманистическим пафосом. Он обходится без возвышенной лексики - сам тон автора, повторяющиеся синтаксические конструкции («не могут не наступить», «не могут не привести») придают словам писателя выразительность, уверенность, становится очевидной бесспорность победы человеческого разума над безумием войны.

Задания

1. Соотнесите литературные реминисценции повести с их источниками (в скобках дается правильный ответ):

А) Борис, обнаружив, что заснул на ходу, говорит: «Если зайца долго лупить, он спички зажигать научится...». Кто автор этой фразы? (А. П. Чехов )

Б) Взгляд Люси сравнивается с виденными в детстве «давным-давно, в тридевятом царстве, в зимнем государстве» печальными, «беззащитными» глазами «лошадки». Откуда пришел этот образ? (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

В) Люся прошептала: «На заре ты ее не буди». Кто автор этой строчки? (А. А. Фет)

Г) Из какого произведения взята строка эпиграфа к первой части: «Есть упоение в бою»? (А. С. Пушкин, «Пир во время чумы»)

3. Какие литературные традиции продолжает Астафьев в повести «Пастух и пастушка»? Какие отвергает? В чем новаторство Астафьева?

4. Какую роль играют названия четырех частей повести: «Бой». «Свидание», «Прощание», «Успение»?

5. Прочитайте сцену смерти Бориса. Какие художественные средства придают ей силу?

6. В чем особенность изображения Астафьевым времени и пространства в повести?

"Какую песню о победе,
Какой сложить о вас рассказ?
Богатыри, язык мой беден,
Чтобы воспеть, прославить вас!"

А. Твардовский

Произведение, о котором мне бы хотелось рассказать, писалось Виктором Астафьевым с 1967-го по 1974 год. Это маленькая повесть "Пастух и пастушка", рассказывающая о годах Великой Отечественной войны. Повесть писалась в то время, когда литература стремилась сосредоточить внимание читателей на конкретном человеке, показать его чувства и жизнь до мельчайших подробностей. Причем, если великие классики (Толстой, Достоевский) не только рассказывали о жизни героев, но в лирических отступлениях говорили о своем отношении к происходящим событиям, то для прозы послевоенных лет была характерна лаконичность изложения и предоставление читателю возможности самому домыслить исход жизни героев. Как, например, в рассказе Воробьева "Гуси-лебеди", заканчивающемся многоточием.

Тема войны занимала далеко не последнее место в русской литературе второй половины XX века. "Пастух и пастушка" – лишь одно из произведений, освещающих ее. Я люблю эту повесть за то, что она вселяет в читателя надежду, веру и любовь. Только любовь помогает людям пережить смерть близких, тяжелые травмы, страх, боль. Для всех повестей Астафьева свойственны реалистичность и автобиографичность. Правда, немного обособленно среди них стоит повесть "Пастух и пастушка". Писатель и сам отличает эту обособленности, вынося в подзаголовок такое определение своей повести: "Современный пастораль".

Повесть состоит из четырех частей: "Бой", "Свидание", "Прощание", "Успение». Каждая часть имеет свой эпиграф. Так, еще не прочитав их, можно понять, о чем пойдет речь. К первой части ("Бой") эпиграфом взяты слова, слышанные автором в санитарном поезде. Речь пойдет о бое, об отрешенности солдат от всего, что не касается боя, о самоотверженности и смелости. Слова Ярослава Смелякова "И ты пришла, заслышав ожиданье…" послужили эпиграфом ко второй части повести "Свидание". В этой части повести главный герой Борис Костяев знакомится с девушкой Люсей. Они влюбляются друг в друга.

Во второй части – завязка произведения. С этого момента чувства нарастают, а уже в третьей части наступает кульминация – сцена прощания. Третьей части предшествуют строки, напоминающие влюбленным, что наступает утро, сказочная, неповторимая ночь уходит в небытие и влюбленных ожидает горестный момент прощания и длительная разлука. "И жизни пет конца и мукам – краю" – эпиграф к четвертой части повести "Успение", в которой читатель станет свидетелем смерти полюбившегося героя, его товарищей, увидит переполненные санитарные поезда, услышит крики, мольбы о помощи – страшные последствия войны.

Главным героем повести является Борис Костяев – командир взвода. Борис – молодой человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. Внешность у него привлекательная: высокий худощавый блондин. С товарищами строг, в бою – решителен и порой безрассуден. Зачастую без надобности вылезал из окопа, кричал "Ура", рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали. Астафьев немало внимания уделяет описанию внешности и краткому рассказу о жизни героев, даже эпизодических, для того чтобы показать, что сотворила с людьми война. Так, рассказывая о Хведоре Хвомыче, сельском трактористе, Астафьев подробно описал его телогрейку, надетую прямо на нижнюю рубаху, прикрученные онучами к ногам опорки. Всю семью его истребили немцы. Или солдат Ланцет: в детстве на клиросе пел, работал в крупном издательстве, а во время войны стал пить. А ведь он мог бы сделать неплохую карьеру.

Центральное место в повести занимает любовь. Солдату необходимо высокое чувство, вера в то, что его ждут. Не хватало этого чувства и Борису. Да, он защищал Родину, боролся за ее освобождение, за спокойную и счастливую жизнь русского народа, Но подсознательно он чувствовал необходимость сильной, бескорыстной женской любви. Не каждому человеку выпадает в жизни такое чувство. Но Борис заслужил его своей отвагой, верностью родной земле и силой воли. С Люсей взводный познакомился в избушке, где ночевала часть взвода. Ей шел двадцать первый год, волею судьбы она оказалась в деревушке, занятой полком.

Тяжелая судьба солдата развела Бориса с Люсей, но в памяти его потом всплывали моменты счастья рядом с ней, ее длинная русая коса, коротенькое желтое платьице. Будучи смертельно раненным, Борис боялся умереть. Но доброта, милосердие медсестры санпоезда Арины и лицо женщины, смотревшее на израненного Костяева через оконное стекло, такое близкое и сочувствующее, позволили ему умереть спокойно, "с потайной улыбкой на губах", тихо, но с достоинством, как умеет умирать только русский солдат. Подзаголовок повести позволил взять повествование в некоторое обрамление, начав и закончив его сценами, оторванными от основного сюжета. Они усугубляют общее настроение произведения. Пастораль на фоне войны – это, по существу, открытие Астафьева. Он сумел увидеть и передать нам нечто на первый взгляд невероятное: топкость, боязливость и детскость чувств воюющего человека. Лейтенант Борис Костяев не только солдат с ног до головы, но и солдат в душе, до конца был уверен в победе и своей готовности погибнуть ради нее. И в то же время он подвержен глубокому чувству любви, робкому, лирическому и пасторальному.

Взвод Костяева только что занял небольшую деревню, где солдаты находят там старика и старушку, "преданно обнявшихся в смертный час". От других жителей солдаты узнали, что эти старики пасли колхозных коров – пастух и пастушка. Их наскоро похоронили, и Астафьев не скажет о них больше ни слова. В повести просматриваются, хотя и неотчетливо, противопоставления: идиллическая картина из античных времен – стадо овец на зеленой лужайке, прекрасная пастушка и пастух и убитые старик и старуха с изможденными лицами, вместе прожившие суровую жизнь и вместе погибшие. Именно они навеяли писателю мысль о жизни и любви другого мужчины и другой женщины, о внезапной и сильной любви и горестной разлуке.

Любовь эта краткая, но будет сопровождать их до конца жизни. Ему жить недолго, он умрет от раны, но ее мы еще увидим много лет спустя рядом с его могилой. Да, война ожесточает людей, лишает их семейного крова, обычных человеческих отношений и чувств. И все-таки война властна не над всем и не над всеми. Не властна она, например, над Люсей и Борисом, не властна над их любовью. Жизнь и смерть – вот основная тема произведения. Не раз на протяжении повести автор заставляет героев задуматься над ней. Зачем так мучаются люди? Зачем войны? Смерти? За одно только горе матерей, переживших своих сыновей и дочерей, нам никогда не расплатиться.