Николай николаевич фигнер. Вера Фигнер: биография и интересные факты из жизни

Знаменитый русский оперный певец (тенор). Родной брат В. Н. Фигнер, потомок по боковой линии партизана Отечественной войны 1812 года А.С. Фигнера.


Николай Николаевич Фигнер родился в маленьком имении своего отца, лесничего. В детстве Фигнер провалил переходные экзамены в гимназии, после чего был отдан в Морской кадетский корпус в Петербурге, в 1878 году стал морским офицером (участвовал в кругосветном путешествии) и, не помышлял о сцене. Если бы не «семейные неисправности» (так Фигнер называл свою женитьбу на бонне-итальянке, что было запрещено в офицерском сословии), возможно, он не стал бы артистом.

Оставив службу в чине лейтенанта, Фигнер учился в Петербургской консерватории (у И. П. Прянишникова, Ж. Эверарди), но был изгнан; начинающего артиста уверяли в том, что у него отсутствует талант вокалиста. Пользуясь субсидиями разных лиц, Фигнер дважды бывал в Италии, где учился Неаполитанской консерватории у Франческо Ламперти , которого вместе с семьёй спас во время пожара в театре, и у некоего хормейстера Де Рокаса.

Дебютировал в Неаполе в 1882 году в опере «Филемон и Бавкида» Гуно, в спектакле, поставленном в частном кругу. Затем в открытом спектакле молодой артист успешно исполняет партию Фауста в одноименной опере Ш. Гуно. Так в 1882 году начался пятилетний зарубежный период артистической карьеры Фигнера. В 1883 году пел с успехом в Милане в опере «Фра-Дьяволо». Сначала он выступает в театрах Италии, как крупных, так и незначительных, затем поёт в Мадриде, Бухаресте и многих других городах. Он выступает на тех же подмостках, где поют корифеи.

В 1887 году Фигнер впервые выступил в Петербурге, на сцене Императорской русской оперы. В 1887 - 1907 солист Императорских театров.

В 1895 году Фигнер получил звание Солиста Его Величества.

После октября 1917 года Н. Н. Фигнер оказался на Украине, где преподавал пение вплоть до своей кончины.

Семья

Из его семьи вышли ещё несколько известных деятелей. Среди предков артиста (по боковой линии)- герой Отечественной войны 1812 года А. С. Фигнер (1786-1813), чьи подвиги и некоторые личностные черты отразились в эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Сестра Николая - Вера Фигнер - русская революционерка. В 1883 году она была осуждена на пожизненное заключение в Шлиссельбурге. Лишь через двадцать лет певцу удалось добиться её освобождения. Еще три сестры артиста, также связанные с народовольческим движением, провели долгие годы в сибирской ссылке.

Вторая жена, Медея Фигнер (прежняя фамилия - Мэй), - знаменитое русское сопрано, по происхождению - итальянка. В Италии знаменитая чета - Николай Николаевич и Медея Фигнер - имела виллу, которую часто посещали начинающий Л. Собинов, А. Вяльцева, композиторы Пуччини, Дж. Верди.

У Фигнера был ребёнок от первого брака и четыре - от второго.

Творчество

В 1887-1903 и в 1907 году пел в Мариинском театре.

Первый исполнитель партий Германа («Пиковая дама») и Водемона («Иоланта») в операх П. И. Чайковского.

Артистическим талантом Фигнера восхищался П. И. Чайковский, посвятивший ему шесть романсов, опус 73. Фигнер первый из русских оперных певцов соединил драматическое, сценическое и вокальное в единую систему оперного действия. Именно так оценивали музыковеды творчество Фигнера в сопроводительной статье к пластинке-гиганту фирмы «Мелодия», изданной в конце 70-х годов прошлого века. По словам выдающегося дирижёра Николая Малько Фигнер был эпохой, школой, реформистом и, может быть, революционером. Лучшие годы сценической жизни певца предварили и подготовили почву для реалистического искусства Ф. И. Шаляпина, И. В. Ершова и их современников. Особенно выразительно драматическое искусство Фигнера проявилось в партии Германа в «Пиковой даме», которую П.Чайковский написал специально для Николая Николаевича. Пётр Ильич надписал Николаю Николаевичу клавир «Пиковой дамы»: «Виновнику существования этой оперы от благодарного автора».

Известный юрист А. Кони, много позже в своих мемуарах признавал, что был уверен в гениальности Фигнера, показавшим очень правдоподобную картину сумасшествия Германа с навязчивыми идеями. С 1890 по 1900 год в русских театрах, по признанию современников, Фигнера в партии Германа никто не мог превзойти.

Как утверждает ЭСБЕ, «не обладая выдающимся по красоте голосом, Фигнер одарён большим талантом передавать исполняемое».

Фигнер Вера Николаевна

1852-1942

ГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Биографический указатель

Фигнер Вера Николаевна (1852, с. Никифорове Казанской губ. - 1942, Москва) - народница. Род. в дворянской семье. Училась дома, в 1863 поступила в Родионовский ин-т в Казани - закрытое учебное заведение, не удовлетворившее Фигнер полученным образованием. Огромное впечатление на убежденную атеистку Фигнер произвело Евангелие. ("Некоторые принципы которого - как отдача себя всецело раз избранной цели, - до сих пор сохранили в моих глазах свою великую ценность. Да и все другие высшие моральные ценности я получила из этой книги", - писала она в автобиографии.) Окончив курс, Фигнер вернулась домой, вышла замуж за судебного следователя А.В. Филиппова, с к-рым уехала в Швейцарию. Там занималась на медицинском ф-те в Цюрихском, затем Бернском ун-тах. Здесь Фигнер увлеклась соц. учением, познакомилась с П.Л. Лавровым , М.А. Бакуниным . В 1875 вернулась в Россию по призыву рев. организации и, сдав экзамены на звание фельдшерицы, разводясь с мужем, приняла активное участие в рев. движении. Участвовала в Казанской демонстрации в Петербурге, вела рев. пропаганду в Самарской и Саратовской губ., являясь членом общества "Земля и воля". В 1879 после раскола организации Фигнер вошла в Исполнительный комитет "Народной воли". Н.К. Михайловский писал о ней: "В чем состояла эта сила, это обаяние, которым она пользовалась, трудно сказать. Она была умна и красива, но не в одном уме было дело, а красота не играла большой роли в ее кругу; никаких специальных дарований у нее не было. Захватывала она своей цельностью, сквозившей в каждом ее слове, в каждом ее жесте: для нее не было колебаний и сомнений". Активная участница подготовки ряда покушений на Александра II , после убийства имп. в 1881 и разгрома организации Фигнер, единственная из оставшихся на свободе членов Исполнительного комитета, попыталась восстановить "Народную волю", вела рев. работу в Одессе и Харькове, но в 1883 была выдана полиции С. П. Дегаевым. После 20 мес. заключения в Петропавловской крепости Фигнер была приговорена к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Наказание отбывала в одиночной камере одной из самых ужасных росс. тюрем - Шлиссельбургской крепости - в течение 20 лет. В 1964 была выслана в Архангельскую, а затем в Казанскую губ. В 1906 получила разрешение выехать за границу. В 1907 вступила в партию эсеров, но впоследствии писала, что "не могла слиться с ними и чувствовала себя лишней и бесполезной в их среде". В 1908, после разоблачения Е.Ф. Азефа , Фигнер вышла из партии. Организовала большую работу по сбору средств для рус. ссыльных и каторжан. Не желая оставаться во время начавшейся первой мировой войны на чужбине, Фигнер в 1915 вернулась в Россию и была арестована; находилась в Нижнем Новгороде под надзором полиции. В конце 1916 приехала в Петроград и была свидетельницей Февральской рев. 1917. Участвовала в работе просветительского общества "Культура и Свобода". Была избрана членом Исполкома Всеросс. совета крестьянских депутатов и подписала "Воззвание старых революционеров ко всем гражданам России" с призывом продолжать войну до победного конца. Не приняв Октябрьскую рев., испытав чувство глубокого унижения после разгона большевиками Учредительного собрания, членом к-рого она была, Фигнер тем не менее не уехала за границу, соблюдала лояльность по отношению к большевикам, как это ей подсказывали жизненный опыт и полит, трезвость. Возглавляла или принимала участие в работе свыше 15 общественных организаций, связанных с историческим просвещением, народным образованием, оказанием помощи голодающим и др. В 1927 Фигнер с группой старых рев. обращалась к Сов. правительству с требованием прекратить полит, репрессии и освободить политзаключенных. Большую часть времени отдавала лит. занятиям (см.: Полн. собр. соч. 2-е изд. М. 1932. Т. 1 - 7). Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
Фигнер Вера Николаевна (25 июня 1852, Мамадышский у. Казанской губ.,- 15 июня 1942, Москва). Из дворян. В 1871 занималась в Казан, ун-те. В 1872-75 обучалась в Цюрихском и Бернском ун-тах, входила в рев. кружок рус. студенток. В дек. 1875 вернулась в Россию, в 1876 сдала экзамен на фельдшера. Участвовала в "хождении в народ". Чл. "Земли и воли". С сент. 1879 чл. исполкома "Народной воли" и её военного центра, участница покушений на Александра II в Одессе (1880) и Петербурге (1881). В дек. 1881 в Одессе организовала покушение на воен. прокурора, наладила работу типографии "Нар. воли". В февр. 1883 арестована, по сент. 1884 находилась в Петропавл. крепости: приговорена к смертной казни, замененной бессрочной каторгой: 20 лет отбывала одиночное заключение в Шлиссельбургской крепости. В 1904-1906 в ссылке в Архангельской, Казан. губ., Н. Новгороде. В 1906 эмигрировала. В сер. 1907 вступила в партию эсеров, после разоблачения провокатора Е.Ф. Азефа вышла в янв. 1908 из партии. В 1910 инициатор создания Парижского к-та помощи полит, каторжанам. В февр. 1915 при возвращении в Россию арестована и выслана в Н. Новгород. В дек. 1916 приехала в Петроград. После Февр. рев-ции 1917 с нач. марта пред. к-та Об-ва помощи освобожденным политическим, к-рый организовал приём пожертвований, устраивал общежития, оказывал мед. и юрид. помощь, выдавал единоврем. ден. пособия и бесплатные билеты на родину. 19 марта участница манифестации солдат и работниц, требовавших равноправия женщин и защиты их интересов. 21 марта на приёме, устроенном мин.-пред. Г.Е. Львовым делегации Лиги равноправия женщин, выступила с речью о предоставлении женщинам избират. прав для выборов в Учред. Собр. 31 марта на организац. собрании Об-ва распространения парт. лит-ры эсеров выбрана почётным пред. 7 апр. почётный чл. Всерос. съезда учителей (в речи обрисовала положение нач. образования в России). 8 апр. на 2-м Всерос. съезде Трудовой группы призвала к объединению всех народнич. групп в одну партию. 11 апр. в газ. "Речь" выселила за создание дома-музея в память борцов за свободу России. 4 мая на Всерос. съезде представителей Советов КД выбрана почётным пред. (наряду с В.М. Черновым и Е.K.Брешко-Брешковской ) и произнесла приветств. речь. 19 мая избрана чл. Исполкома Всерос. Совета КД. 18 июля подписала "Воззвание старых революционеров ко всем гражданам России" за продолжение войны до победного конца. 27 июля Исполкомом Всерос. Совета КД выбрана канд. в чл. Учред. Собр. 21 сент., во время работы Демокр. совещания, писала двоюродной сестре Н.П. Куприяновой: "Все утомлены фразой, бездействием и вязнем безнадёжно в трясине наших расхождений. Только большевики плавают, как щука в море, не сознавая, что своей необузданностью и неосуществимыми приманками тёмных масс постыдно предают родину немцам, а свободу - реакции ". И далее: "Ни у кого нет и следа подъёма благородных чувств, стремления к жертвам. У одних потому, что этих чувств и стремлений у них вообще нет, а у других потому, что они измучены духовно и телесно, подавлены величиной задач и ничтожеством средств человеческих и вещественных для выполнения их. У меня лично, конечно, от того, что в прошлом был громадный, тяжёлый опыт, разбивший бесполезные иллюзии относительно духовного облика средних людей,- с самого начала не было радостного возбуждения, великого чаяния, что свобода будет водворена без тяжких потрясений, а Россия не раздавлена несчастной войной " (ЦГАЛИ, ф. 1185, оп. 1, Д. 231, л. 115-16 об.). 7 окт. присутствовала на открытии Врем. Совета Рос. Республики. 24 окт. на заседании Предпарламента воздержалась при голосовании эсеровской резолюции (принятой большинством), осуждавшей подготовку восстания и возлагавшей на большевиков ответственность за разгул контррев. сил и срыв Учред. бобр. Фигнер не приняла Окт. рев-цию. 27 нояб. присутствовала на митинге "Вся власть Учред. Собр."; 5 янв. 1918 участвовала в его работе. Позже она вспоминала: "Переворот 25 окт. ст. ст., к-рым началась наша социальная рев-ция, и всё последовавшее затем я переживала крайне болезненно. К борьбе соц. партий - этих родных братьев - я была неподготовлена... Я была чл. "Предпарламента", оценивала его, как говорильню, к-рую стоит уничтожить, тем не менее, когда пришли солдаты с приказом очистить Мариинский дворец, я чувствовала себя глубоко униженной и была в числе меньшинства, голосовавшего за то, чтоб не расходиться и быть удалёнными силой. Роспуск Учред. Собр. был новым унижением заветной мечты мн. поколений и наивного благоговения веривших в него масс..." (Гранат. с. 253-54). В нач. апр. 1918 выбрана тов. пред. (пред - М. Горький ) об-ва "Культура и Свобода", созданного в память Февр. рев-ции. 7 апр. пред. первого публич. собрания об-ва, определила его задачу - стать культ.-просвет. центром по пропаганде истории рев. движения в России. Фигнер отошла от политики и посвятила себя лит. занятиям. В 1926 спец. постановлением СНК Фигнер была назначена персональная пенсия. Использованы материалы статьи Л.И.Деминой в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993. Фигнер, Вера Hиколаевна. (24.06(07.07).1852 - 15.06.1942) Из дворян. Училась в Швейцарии в университете. Там вступила в один из русских социалистических кружков. В 1877 г. участвовала в самарском, а с осени 1878 до весны 1879 г, в новосаратовском поселении.В 1875 г. уехала в Россию для работы в народе. Видя невозможность революционной работы в условиях царизма и неподготовленность крестьянства к идеям социализма и революции, Фигнер после раскола Земли и Воли вступила в Народную Волю. Принимала участие во всех террористических предприятиях партии, а также в ее пропагандистской работе. После 1 марта работала по восстановлению центра партии. Когда в 1882 г. вожди Народной Воли были арестованы, вся тяжесть работы легла на Фигнер, избегшей ареста. Организовала покушение на Стрельникова, устроила типографию в Одессе. Арест. 10 февраля 1883 г. По процессу 14-ти в сентябре 1884 г. была приговорена к смертной казни, замененной бессрочной каторгой, которую отбывала в Шлиссельбурге до 1904 г. Выехала за границу в 1906 году. Она выполняла различные задачи партии эсеров в разных странах. После дела Азефа, вышла из партии эсеров. Основала в начале 1910 г. Парижский комитет помощи политическим каторжанам в России. В 1911 году она написала брошюру "Les prisons russes". Вернулась в Россию в феврале 1915 года без разрешения правительства, но благодаря усилиям ее брата, солиста Императорских театров Николая Фигнера, ей удалось избежать репрессий. После революции жила в Москве, занималась литературной работой. В.Н.Фигнер: "Как отец, так и мать были люди очень энергичные, деятельные и работоспособные; крепкие физически, они отличались и волевым темпераментом. В этом отношении они передали нам хорошее наследие." 1872 г. Цюрих
"По приезде в Цюрих я была поглощена одной идеей -- отдаться всецело изучению медицины,-- и перешагнула порог университета с благоговением. Два года лелеяла я одну и ту же мысль... Мне было 19 лет, но я думала отказаться от всех удовольствий и развлечений, даже самых невинных, чтоб не терять ни минуты дорогого времени, и принялась за лекции, учебники и практические занятия с жаром, который не ослабевал в течение более чем трех лет."
1876 г. "Над прошлым был бесповоротно поставлен крест. И с 24 лет моя жизнь связана исключительно с судьбами русской революционной партии" В моем развитии и духовной жизни вообще Салтыков-Щедрин никакого влияния не имел..." И далее: "Роман "Что делать?" [Чернышевского] не произвел на меня никакого впечатления. Заинтересовал только Рахметов, его аскетизм... Позднее писателем любимым и близким для нас был Гл. Ив. Успенский: искренность и проникновенная любовь к мужику, к деревне роднили его с нами..." Работа в Саратовской губернии: "Бедный народ стекался ко мне, как к чудотворной иконе, целыми десятками и сотнями; около фельдшерского домика стоял с утра до позднего вечера целый обоз; скоро моя слава перешла пределы трех волостей, которыми я заведовала, а потом и пределы уезда". Вскоре была открыта и первая школа, "собралось сразу 25 человек учеников и учениц... Во всех трех волостях моего участка не было ни одной школы".
"Каждую минуту мы чувствовали, что мы нужны, что мы не лишние. Эти сознание своей полезности и было той притягательной силой, которая влекла нашу молодежь в деревню; только там можно было иметь чистую душу и спокойную совесть"
1879 г. Воронежский съезд М.Р.Попов: "...Одного согласия Веры Николаевны достаточно, чтобы она стала членом организации....предложил ей ехать в Воронеж и приготовить все нужное к приему съезжавшихся на съезд землевольцев." 1879 г. Организация "Народной Воли" "...Так как я не попала в число лиц, назначенных для организации покушений, которые я одобряла, и так как для меня была невыносима мысль, что я буду нести только нравственную ответственность, но не участвовать материально в акте, за который закон угрожает товарищам самыми тяжкими карами, то я употребила все усилия, чтобы организация дала и мне какую-нибудь функцию при выполнении ее замыслов."
"Процесс 14-ти": "Последнее слово! Сколько значения, и какого значения, этой краткой формуле! Подсудимому дается случай, единственный по необычной, трагической обстановке, и последний, быть может, последний в жизни случай -- выявить свой нравственный облик, выяснить нравственное оправдание своих поступке и, своего поведения и во всеуслышание сказать то, что он хочет сказать, что он должен сказать и что может сказать.
...Могла ли моя жизнь идти иначе, чем она шла, и могла ли она кончиться чем-либо иным, кроме скамьи подсудимых? И каждый раз я отвечала себе: Нет!" Н. К. Михайловский: "В чем состояла эта сила, это обаяние, которым она пользовалась, трудно сказать. Она была умна и красива, но не в одном уме тут было дело, а красота не играла большой роли в ее кругу; никаких специальных дарований у нее не было. Захватывала она своею цельностью, сквозившею в каждом ее слове, в каждом ее жесте: для нее не было колебаний и сомнений. Не было, однако, в ней и той аскетической суровости, которая часто бывает свойственна людям этого типа". И.И. Попов: "С конца 1881 года имя В. Н. Фигнер уже было достоянием широких кругов общества и было окружено особым ореолом. Для нас, примкнувших к революции, В. Н. явилась, я бы сказал, сверх-революционером. Много говорилось о ее красоте, изяществе, воспитанности, уме, умении держать себя во всех кругах общества, не исключая аристократических. Как революционер, она являлась для нас идеалом, женщиной с железной волей, одним, а с 1882 г. единственным вождем и водителем партии "Народной воли", не желающим покидать Россию и обрекшим себя на служение народу." Стогова И.Э., мать А.Ахматовой, член "НВ": "Вера Николаевна была такая красивая, как точеная, ей надо было ехать - я дала ей свою парижскую шубку". Л.А.Тихомиров: "Фигнер сама по себе была очень милая и до мозга костей убежденная террористка. Увлекала она людей много, больше своей искренностью и красотой. Но, собственно, она ровно ничего не смыслила в людях, в голове ее был большой сумбур, и, как заговорщица, она хороша была только в руках умных людей (как А. Михайлов или Желябов). "Старые" деятели терроризма пришли бы в ужас от одной мысли, что Фигнер руководит делами.
Она была незаменимая агитаторша. В полном смысле красавица, обворожительных, кокетливых манер, она увлекала всех, с кем сталкивалась. Между прочим, она принимала большое участие в создании петербургской военной организации. Но у нее было полное отсутствие конспиративных способностей. Страстная, увлекающаяся, она не имела понятия об осторожности. Ее близким другом сделался Дегаев, который впоследствии выдал ее самым бессовестным образом." В.Н.Фигнер: "Кто строг к другим, должен быть строг к себе, даже строже к себе, чем к другим: к себе надо быть прямо беспощадным...Отказаться от намеченной цели, остановиться на полдороге -- не в моем характере." А.В.Тырков: "Из моих воспоминаний о Вере Николаевне Фигнер приведу небольшой эпизод встречи с ней в день акта в университете, когда министру народного просвещения Сабурову были нанесено оскорбление. Идя по Невскому, по направлению к университету, я встретил Фигнер. "Что вы тут делаете? Ведь вам давно надо быть в университет". Я сказал, что мне эта история не нравится, потому не тороплюсь... "Не нравится?.." -- бросила она мне решительно и кратко, повернулась и побежала дальше. У нее всегда был бодрый, смелый вид; гордость женщины соединились в ней с гордостью бойца; движения были быстры и решительны. Она обладала при этом таким звучным, музыкальным разговорным контральто, что ее речь лилась, как музыка. Такого голоса я никогда не слыхал. Низкие, грудные тоны его сообщали характер особенного мужества и глубины всему ее существу. Все вместе взятое было удивительно красиво." В.Н.Фигнер: "После Шлиссельбурга, в архангельскую ссылку Александра Ивановна Мороз привезла мне прекрасную большую гравюру с картины Сурикова "Боярыня Морозова Она привезла ее, потому что знала, какое большое место в моем воображении в Шлиссельбурге занимала личность протопопа Аввакума и страдалица за старую веру боярыня Морозова, непоколебимо твердая и вместе такая трогательная в своей смерти от голода." Н.А.Морозов: "Я и Вера были друзья с самой нашей юности. Я встретился с ней впервые в Женеве, где я был самым молодым из всех политических эмигрантов, а она студенткой Бернского университета. Я тотчас в нее влюбился, но скрывал это от всех и в особенности от нее. Я считал себя, прежде всего, недостойным ее и, кроме того, уже обреченным на эшафот или вечное заточение, так как непременно хотел возвратиться в Россию и продолжать с новыми силами и с новыми знаниями начатую борьбу с самодержавным произволом, беспощадно душившим свободную мысль. Потом мы встретились с ней оба на нелегальном положении в России и работали вместе в "Земле и воле" и в "Народной воле" и, наконец, очутились рядом в Шлиссельбургской тюрьме." С.Иванов: "Есть натуры, которые не гнутся, их можно только сломить, сломить насмерть, но не наклонить к земле. К числу их принадлежит Вера Николаевна... М.Ю Ашенбреннер: "Лучший, любимый, самоотверженный товарищ, нравственное влияние которого было так спасительно для изнемогающих... Г.А Лопатин: "Вера принадлежит не только друзьям -- она принадлежит России". В.Розанов: "... Вера Фигнер была явно революционной "богородицей", как и Екатерина Брешковская или Софья Перовская... "Иоанниты", всё "иоанниты" около "батюшки Иоанна Кронштадтского", которым на этот раз был Желябов. Полковник Каиров, рапорт: "Арестантка N 11 составляет как бы культ для всей тюрьмы, арестанты относятся к ней с величайшим почтением и уважением, она, несомненно, руководит общественным мнением всей тюрьмы, и ее приказаниям все подчиняются почти беспрекословно; с большой уверенностью можно сказать, что проявляющиеся в тюрьме протесты арестантов в виде общих голодовок, отказывания от гуляний, работ и т. п. делаются по ее камертону" И.А.Бунин: "Вот у кого нужно учиться писать!" В.Вересаев: "В.Н.Фигнер - великолепный экземпляр сокола в человеческом образе." В.Н.Фигнер - Н.П.Куприяновой, 21 сент. 1917 г., во время работы Демокр. совещания: "Все утомлены фразой, бездействием и вязнем безнадёжно в трясине наших расхождений. Только большевики плавают, как щука в море, не сознавая, что своей необузданностью и неосуществимыми приманками тёмных масс постыдно предают родину немцам, а свободу - реакции... ...Ни у кого нет и следа подъёма благородных чувств, стремления к жертвам. У одних потому, что этих чувств и стремлений у них вообще нет, а у других потому, что они измучены духовно и телесно, подавлены величиной задач и ничтожеством средств человеческих и вещественных для выполнения их. У меня лично, конечно, от того, что в прошлом был громадный, тяжёлый опыт, разбивший бесполезные иллюзии относительно духовного облика средних людей,- с самого начала не было радостного возбуждения, великого чаяния, что свобода будет водворена без тяжких потрясений, а Россия не раздавлена несчастной войной." В.Н.Фигнер: "Переворот 25 окт. ст. ст., к-рым началась наша социальная рев-ция, и всё последовавшее затем я переживала крайне болезненно. К борьбе соц. партий - этих родных братьев - я была неподготовлена... Я была чл. "Предпарламента", оценивала его, как говорильню, к-рую стоит уничтожить, тем не менее, когда пришли солдаты с приказом очистить Мариинский дворец, я чувствовала себя глубоко униженной и была в числе меньшинства, голосовавшего за то, чтоб не расходиться и быть удалёнными силой. Роспуск Учред. Собр. был новым унижением заветной мечты мн. поколений и наивного благоговения веривших в него масс..." П.Н.Кропоткин - В.И.Ленину, 1918, после объявления "красного террора": "...В 1794 г. "Террористы Комитета Общественной Безопасности оказались могильщиками народной революции.
..Неужели не нашлось среди вас никого, чтобы напомнить, что такие меры - представляющие возврат к худшим временам средневековья и религиозных войн - недостойны людей, взявшихся созидать будущее общество на коммунистических началах. Даже короли и папы отказались от такого варварского способа самозащиты, как заложничество. Как же вы, проповедники новой жизни и строители новой общественности, можете прибегать к такому оружию для защиты от врагов? Не является ли это признаком, что вы считаете свой коммунистический опыт неудавшимся и вы спасаете уже не дорогое вам дело строительства новой жизни, а лишь самих себя.
Я верю, что для лучших из вас будущее коммунизма дороже собственной жизни. Один помысел об этом будущем должен заставить вас отвергнуть такие меры". В.Н.Фигнер - П.А.Кропоткину, 20.12.1918: "Твое письмо о заложниках я прочла и удивилась, что ты предлагал сделать замечания: ибо письмо превосходно. Сначала, когда я прочла его только глазами, оно не произвело сильного впечатления, но вчера я прочла его вслух, с толком, и оно показалось мне прекрасным. Таково же было впечатление Муравьевых - мужа и жены, Кусковой и Прокоповича, и мы единодушно говорим тебе - нужно его послать.
Жаль, что недели три прошло уже со времени этого распоряжения. И когда, собравшись на совет, мы обсуждали, какое мы могли бы сделать выступление, то было постановлено теперь уже не выступать, так как время упущено. Но впредь вменяется в обязанность президиуму реагировать тотчас же. Что касается твоего письма - мы все думали, что оно так хорошо, что необходимо пустить его в дело, тем более, что оно исходит от тебя". Э.Гольдман, американская анархистка: "Я высказала свое удивление тем, что Короленко оставляют на свободе, несмотря на его частые выступления против власти. Г-же X (П.С.Ивановская)это не показалось странным. Она объяснила мне, что Ленин очень умный человек. Он знал, где у него козырные карты - Петр Кропоткин, Вера Фигнер, Владимир Короленко, -- с этими именами надо было считаться. Ленин понимал, что пока можно указывать на них, остающихся на свободе, удастся успешно опровергать обвинение в том, что при его диктатуре пользуются лишь ружьем и кляпом. И весь мир проглотил эту приманку и молчал, пока распинали истинных идеалистов". П.А.Кропоткин, из дневника 15 июля 1920 г.: "Только что проводил Веру Фигнер. Та же прекрасная, достойная поклонения!" В.Н.Фигнер, 8 февраля 1922 года, на годовщину смерти П.А.Кропоткина: " Стыдно перед другими, больно за себя, что я не сумела взять от него всего того, что он мог дать." В.Н.Фигнер, на вечере памяти Кропоткина, 9 декабря 1924: "Со времен Христа очень мало, кто идет по пути, начертанному Христом, который учил, что самопожертвование есть высшее, к чему способен человек. Основа нравственности состоит в стремлении к наибольшему счастью наибольшего числа людей, и в каждом человеке для осуществления такого строя должна происходить какая-то внутренняя серьезная работа над самим собой". В.Н.Фигнер, 27 января 1924 г.: "Сегодня схоронили Владимира Ильича, имя и деятельность которого волновали весь мир, возбуждая великие чаяния и энтузиазм в одних, ненависть и злобу -- в других..." В.Н.Фигнер, 11 апреля 1925, газета российских рабочих организаций США и Канады "Рассвет": "Вы спрашиваете, -- что делать? Нужна революция. Да, снова революция. Но наша задача слишком грандиозна. Революция слишком необычна, и надо серьезно готовиться к ней. Что толку, если снова угнетенные сядут на место бывших властников? Они сами будут зверьми, даже, может быть худшими. ...Нам надо сегодня же начать серьезную и воспитательную работу над собой, звать к ней других.... Когда человек поймет в человеке, что он высокая индивидуальность, что он большая ценность, что он свободен также, как и другой, тогда только станут обновленными наши взаимоотношения, только тогда совершится последняя светлая духовная революция и навсегда отпадут заржавленные цепи". В.Н.Фигнер, Е.Фигнер, М.Шебалин, Л.Дейч, М.Фроленко, А.Якимова-Диковская, заявление в Президиум ЦИК СССР, конец 1925 г.: "Вот в эти торжественные дни столетия восстания декабристов, совпадающего с двадцатилетием революции 1905 года, мы обращаемся к ЦИК СССР с нашим словом, посвященным тому, что волнует и тревожит ежедневно и не дает покоя.
Тысячи русских граждан заполняют тюрьмы и самые отдаленные и глухие, лишенные малейших признаков культурной жизни углы нашей страны, ссылка в которые по политическим мотивам при старом порядке самым решительным образом осуждалась общественным мнением демократически настроенных передовых кругов всех государств мира. Сотни, тысячи других находятся за рубежом своей родины.
Поэтому мы думаем, что всеобщая политическая амнистия - мера самая лучшая, самая существенная, наиболее отвечающая духу свободы, который одушевлял как первых организаторов восстания против самодержавия в 1825 г., так и поднявших знамя восстания в 1905 году.
Второй проблемой является расстрел и прежде всего расстрел без гласного суда и даже вообще без суда.
Такой порядок не может и не должен продолжаться. Это не нужно Советской власти. Это не нужно и мешает ее росту. Это деморализует сознание граждан. Это отравляет и портит жизнь наиболее чутких и честных из них.
Итак, мы, которые долго боролись за революцию, перенесли многие, многие тюрьмы и каторги, подчас были лицом к лицу с самою смертью, мы, во имя той же Революции и ее окончательного торжества, просим: отменить расстрел и по крайней мере его внесудебное применение. Просим широкого помилования всех политических заключенных, просим смягчения режима ссылки, просим уничтожения административных репрессий с тем, чтобы только суд назначал меры социальной защиты." В.Н.Фигнер - Е.Е.Колосову, 1930 г.: "В некоем царстве, в некотором государстве совершилось падение монархии, образовалось временное правительство, но оно не объявляет республики... Что же, мы, революционеры, хвалить его будем? Вот настоящие широко-общественные деятели -- не какие-нибудь якобинцы! Или, несмотря на народный вековой взгляд, что земля ничья, божья, и должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает, несмотря на полувековой стон народа: "Земли, земли!", -- в разгар революции, когда фактически он уже завладел землей, -- временное правительство, из боязни узурпировать права будущего народного представительства, не решается и не декретирует, что частная собственность на землю упраздняется... Что? Это неякобинство тоже наиболее соответствует истинно-революционному сознанию?
Если голос народа ясно и определенно говорит, то революционное временное правительство своим декретом только санкционирует Народную Волю"". Письмо от землячества бывших шлиссельбургских узников, 1932 г.: "Когда после разгрома революции пятого года нас ввергли в оставленные народовольцами одиночки Шлиссельбургской крепости, когда слуги реакции обрушились на нас своими притеснениями и издевательствами, когда царские тюремщики хотели убить в нас честь революционера, мы всегда вспоминали Вас, Вера Николаевна, и Ваших товарищей. Ваш энтузиазм, Ваша смелость и выдержка, Ваша вера в конечное торжество идеалов, за которые десятки и сотни Ваших друзей шли на виселицу и на каторгу, вселяли в нас огромную бодрость, будили в нас готовность к борьбе." Ф.И.Седенко-Витязев - В.Н.Фигнер, май 1933 г: "Вы пишете о Шлиссельбурге. Но ведь Вы исключение и эпоха Ваша исключительная. А исключение не может быть правилом. А главное, зачем сравнивать несравнимое? Вы боролись, а удары врага даже сладостны. При всех ужасах, которые были в Шлиссельбурге, он имел огромный смысл и значение. Я помню себя юношей в 1902-1903 г. Ах, если бы Вы знали -- какой сладостной, притягивающей к себе романтикой был обвеян Шлиссельбург! Как нас волновало Ваше имя, имя женщины, сипящей на пустынном острове. И я хорошо помню, как я и мои товарищи по гимназии страшно боялись, что вот вдруг падет самодержавие, а мы не успеем с ним побороться, пострадать за революцию. Видите, мы хотели страдания, ибо осмысленное страдание никогда не страшно. Теперь возьмите мое положение. Я никогда не был врагом ни революции, ни советской власти. Я, издавший в 1919 году в разгар Гражданской войны "Парижскую коммуну" Лаврова40, и вдруг объявлен контрреволюционером! Что за нелепость! Я много сидел при самодержавии и одну ночь провел в камере смертников, ожидая приговора военно-полевого суда. Но там все было ясно: я бил -- меня били. А здесь меня бьют, сажают, объявляют своим врагом -- на деле же я совсем не враг, никогда им не был и не буду. Жил революцией и умру с пожеланием скорейшего осуществления ее идеалов. Ну, скажите -- разве может быть более глупое и дурацкое положение? Психология Шлиссельбурга и моя теперешняя -- это несравнимые, совершенно разные вещи. Родная Вера Николаевна, я согласен перенести все, что угодно, но осмысленно. Быть же экспонатом человеческой глупости, простите меня -- на эту роль я не гожусь. Вы 22 года сидели в Шлиссельбурге, в этом был глубокий смысл -- и в прошлом, и в наши дни. Я 22 года сидел за Лавровым и окончил тем, что эти годы оказались бессмысленными." Н.А.Островский - В.Н.Фигнер, 9 декабря 1933 г.: "Хочу лишь одного, чтобы мое письмо передало хотя бы частичку того глубокого чувства уважения и гордости за Веру Фигнер, переживаемого мной сейчас, когда мне читают Ваши книги.
Вам, наверное, много пишут, и мое письмо может затеряться в Вашей памяти. Я его пишу как привет...
Мне 29 лет. В прошлом я -- кочегар. Не окончил начальную школу. Стал наемным рабочим с двенадцати лет. Пятнадцати лет вступил в Комсомол и в Революционную армию. Два года боев. Два тяжелых ранения, потеря глаза, тяжелая контузия. Затем опять мастерские, работа в комсомоле. С двадцать восьмого года я парализован, неподвижен, потерял последний глаз. Пять лет напряженной работы, и как результат, две книги о былом, о нашей мятежной юности. Я -- один из Молодой гвардии большевиков. Железная партия воспитала нас. Мы -- рожденные бурей...
Примите же этот горячий привет от одного из Ваших "партийных внучат". Залитое кровью бойцов знамя "Народной воли" -- наше знамя.
Сжимаю Ваши руки. Н. Островский." Когда в начале войны ей предложили эвакуироваться и врачей тревожило, выдержит ли переезд почти не покидавшая постели девяностолетняя женщина, Вера Николаевна сказала: "Пусть заботятся о живых". Сочинения: Полное собрание сочинений, 2 изд., т. 1-7, М., 1932. Литература: Павлюченко З.А., В.Н. Фигнер, М., 1963; Войнович В.Н., Степень доверия, М., 19721 Красовский Ю.А. Женщина русской революции. Литературные и психологические аспекты архива Веры Фигнер // Встречи с прошлым. М., 1982. Вып. 4; Незапечатленный труд: Из архива В.Н. Фигнер / Публ. Я.В. Леонтьева и К.С. Юрьева // Звенья: Исторический альманах. М. - СПб., 1992. Вып. 2. Использован материал с сайта "Народная Воля" -

Вера Николаевна Фигнер

Запечатленный труд

Воспоминания

в двух томах

Вера Николаевна Фигнер и ее «Запечатленный труд»

В русском революционном движении женщины сыграли выдающуюся роль. Провозвестницами явились декабристки, далекие от революции и политики, но мужественно разделившие тяжесть изгнания с мужьями-революционерами. Бурный процесс женской эмансипации в России 60-х годов породил первых, еще немногочисленных активных борцов среди женщин. Лучшие из них - Е. Л. Дмитриева, А. В. Корвин-Круковская - стали защитницами первой в мире пролетарской революции - Парижской коммуны 1871 года.

Эпоха «действенного народничества» активизировала роль женщины в общественном движении в еще невиданных размерах. Имена трех стали известны всему миру: Софьи Перовской, первой женщины, казненной царем в 1881 году по политическому процессу; Веры Засулич, выстрел которой в петербургского градоначальника Трепова послужил сигналом к новому подъему в народническом движении; Веры Фигнер…

Замечательная русская революционерка-народница Вера Николаевна Фигнер прожила долгую и необыкновенную жизнь. Родилась она в 1852 году - в царствование Николая I. Лучшие годы жизни отдала борьбе с его наследником Александром II. Александр III и Николай II «наградили» ее десятилетиями крепостей, ссылки, гонений.

Фигнер было 9 лет, когда отменили крепостное право. И лишь несколько месяцев не дожила она до 25-й годовщины Советской власти.

Тяжкие испытания, выпавшие на долю Веры Николаевны, - полная опасностей жизнь в революционном подполье, утрата близких людей, гибель любимого дела и крушение многих идеалов, 22-летнее одиночное заключение - не сломили ее. Лучшее свидетельство тому - воспоминания Веры Фигнер «Запечатленный труд».

В. Н. Фигнер удалось «запечатлеть» - и запечатлеть ярко, талантливо - целый период в истории русской освободительной борьбы. Ее воспоминания незаменимый исторический источник.

Блестящая плеяда революционеров-народников дала много мемуаристов. Воспоминания О. В. Аптекмана, Н. А. Морозова, М. Ф. Фроленко и других широко известны. Но среди различных воспоминаний есть такие, которые собирают и концентрируют все самое характерное своего времени, становятся как бы зеркалом эпохи. Для 30-60-х годов XIX века такой книгой была «Былое и думы» А. И. Герцена, для 70-х - начала 80-х годов - «Запечатленный труд» В. Н. Фигнер, получивший не только всероссийское, но и всемирное признание.

Вера Николаевна писала так же, как говорила: глубоко правдиво, просто, сдержанно, сурово. Полное драматизма содержание книги, связанное единым стилем и настроением; мастерство художника, оживляющего картины прошлого и людей, давно ушедших из жизни; одухотворенность и моральная чистота автора выдвигают «Запечатленный труд» в число выдающихся историко-литературных произведений.

В. Н. Фигнер была по существу «особенным человеком» - из числа тех, которые, по словам Н. Г. Чернышевского, «двигатели двигателей», «соль соли земли». Он писал, что встретил за свою жизнь восемь таких людей, в том числе двух женщин, что в их характерах не было ничего общего, кроме одной главнейшей черты - целеустремленности.

Совесть, честность, образ мышления Веры Фигнер были, как у многих. Но образ мышления ее никак и никогда не разделялся с образом действий. Ее цель - революция, уничтожающая царизм и приносящая освобождение народу, и на пути к цели не было страха и колебаний. Поэтому нет сомнений в искренности слов революционерки, написанных уже из тюрьмы в ожидании смертного приговора: «Сказать по правде, я считаю, что моя жизнь была счастливой (с моей точки зрения), и больше я и не требую».

***

Семья, детские годы, учеба, противоречивые влияния юных лет, формирование характера и мировоззрения, вступление в революционное движение и, наконец, «сердцевина» воспоминаний, 1876–1883 годы, - время активной революционной деятельности В. Н. Фигнер, кончающееся арестом, - таково содержание первой книги «Запечатленного труда».

Вера Николаевна вышла из замечательной семьи. Шестеро детей - и никто не прошел по жизни бесследно. Три сестры - Вера, Лидия и Евгения - стали революционерками. Младшая Ольга пошла за мужем в ссылку, в Сибирь, и много сил отдала культурно-просветительной работе. Брат Николай стал выдающимся певцом, другой брат, Петр, - крупным горным инженером.

В детстве и юности будущей революционерки трудно найти обстоятельства, давшие толчок для развития исключительных качеств, - так, как она, жили и воспитывались сотни девушек из дворянских семейств. Среди других ее отличали характер - прямой, честный и живой, прекрасные способности, острый, любознательный ум. Благоприятное окружение прогрессивно мыслящих людей (хотя и в рамках умеренного либерализма) и передовая литература довершили дело.

Вера Николаевна принимает решение стать врачом, поселиться в деревне и лечить крестьян. Ей казалось, что именно на этом поприще она сумеет принести наибольшую пользу народу, облегчить его жизнь. Но двери высших учебных заведений России были закрыты для женщин, и Фигнер едет в Швейцарию, где в 1872 году становится студенткой Цюрихского университета.

В начале 70-х годов Швейцария была центром русской эмиграции. В 1870 году группа революционеров во главе с Н. И. Утиным создала в Женеве Русскую секцию I Интернационала, представителем которой в Генеральном Совете стал Карл Маркс. В Швейцарию приезжали наиболее видные лидеры революционного народничества: П. Л. Лавров, теория которого о неоплатном долге народу была весьма популярна среди передовой интеллигенции; М. А. Бакунин - кумир молодежи, анархист-бунтарь, побывавший в саксонских, австрийских и русских тюрьмах, бежавший из далекой Сибири; русский бланкист П. Н. Ткачев.

Эмиграция была своеобразным проводником западноевропейских революционных идей в России. Деятельность I Интернационала, руководимого К. Марксом и Ф. Энгельсом, Парижская коммуна имели большой резонанс в революционно-демократических кругах России.

70-е годы XIX века были временем победоносного утверждения марксизма в Западной Европе.

В России 70-х годов, недавно вступившей на путь капиталистического развития, где пролетариат начинал формироваться в самостоятельный общественный класс, а рабочее движение было в зародыше, главным направлением освободительного движения стало народничество. Народники довольно широко были знакомы с «Капиталом» Маркса, но считали идеи его приемлемыми только для Западной Европы. Те из них, которые глубже разобрались в учении Маркса, не находили вокруг себя общественной силы, на которую можно было бы опереться, и, следовательно, оказывались в бездействии.

ФИГНЕР Николай Николаевич (9(21).2.1857, Мамадыш, Казанской губ. - 13(26).12.1918, Киев) - оперный певец (лирико-драматический тенор), антрепренер, вокальный педагог. Муж певицы М.И.Фигнер.

Фигнер Медея Ивановна (урожденная Мей) (4 (16) апреля 1859, Флоренция - 8 июля 1952, Париж) - русская певица (драматическое сопрано). По национальности итальянка. Солистка Его Императорского Величества. (1894).

Н.Фигнер получил прекрасное образование в кадетском корпусе в Петербурге, по окончании служил во флоте. Непродолжительное время занимался пением в Петербургской консерватории. Продолжил совершенствование вокального мастерства в Италии, где начал сценическую деятельность. В 1887 году, после многократных выступлений на европейских сценах, дебютировал в Мариинском театре в Петербурге в главных партиях в операх "Аида" Верди и "Фауст" Гуно. С 1904 Н.Фигнер пел в частных оперных труппах России, в московском Большом театре, выступал в собственных антрепризах (Нижний Новгород, Тбилиси). В 1910-15 солист, художественный руководитель и директор оперной труппы Петербургского народного дома. В 1891 организовал благотворительный концерт в Петербурге, которым дирижировал П.И.Чайковский. С 1915 занимался педагогической деятельностью, в том числе в Киевской консерватории.

Творческую биографию М.Фигнер составляют две главы: первая связана с Италией, вторая - с Россией. Увлечение пением, театром началось с детства. В 14 лет М.Мей поступает во флорентийскую консерваторию. Через несколько месяцев занятия были прерваны - юная певица потеряла голос, а год спустя вновь предстала перед своим преподавателем. В 16 лет М.Мей дебютировала в партии Азучены ("Трубадур"). Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду. Она с триумфом гастролирует по городам Италии, Испании, в странах Южной Америки, поет в ансамбле с корифеями оперной сцены. Во время гастрольных скитаний М.Мей встретилась с русским певцом Н.Н.Фигнером. В 1887 году она приехала в Петербург, и "непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной", - писала певица. Она покорила театральный Петербург.

Вначале М.Мей выступала под своей девичьей фамилией. В 1889 году, связав свою жизнь с Н.Н.Фигнером, она приняла фамилию мужа. Так сложилась "неразделимая чета Фигнер", блиставшая на сцене и в жизни, которой суждено было составить целую эпоху в истории русской оперы. И, хотя впоследствии брак певцов Фигнер распался, Медея до конца жизни носила фамилию Фигнер, под которой и вошла в историю русской оперы. Заканчивала М.Фигнер сценическую карьеру одна. На сцене Мариинского театра она пела до 1912 года. Покинув сцену, продолжала давать концерты, до преклонного возраста сохранив красоту своего неповторимого голоса. В 30-х годах певица переехала во Францию, где занималась педагогической деятельностью и изредка выступала.

С именами супругов Фигнер связаны две последние оперы Чайковского - "Пиковая дама" и "Иоланта" . Они были главными исполнителями, можно сказать для них и в расчете на их вокальные и сцениеческие возможности Чайковский писал эти произведения. Сочиняя "Пиковую даму", композитор писал партию Германа применительно к таланту Фигнера. И даже в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал "Фигнер". В последний год жизни Чайковский посвятил Фигнеру свой цикл из 6 романсов, ор.73 (на стихи Ратгауза). На клавире оперы "Пиковая дама" Чайковский сделал дарственную надпись, назвав Н.Фигнера виновником возникновения этой оперы.

Партии Германа и Лизы разучивались под руководством П.И.Чайковского. Свои впечатления о посещении семьи Фигнер в их имении Лобынское (Тульской губернии) в июле 1890 он изложил в письме к М.И.Чайковскому : "Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии, говорит о ней со слезами на глазах - хороший признак! Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям". "Ездил к Фигнеру проходить с ним партию Германа. Он будет великолепен" - писал Чайковский в письме к А.И.Зилоти . По воспоминаниям М.Фигнер, занятия с Чайковским были для нее подлинным наслаждением. Композитор же, учитывая пожелания первой исполнительницы, сделал изменения в партии Лизы в соответствии с индивидуальными особенностями ее голоса. Роль Лизы удалась М.Фигнер и в драматическом и в вокальном отношении. На премьере "Пиковой дамы", состоявшейся 7 декабря 1890 года "чары сильного, свежего голоса" М.Фигнер оказывали на всех присутствующих в зале "магическое действие".

"Направник в управлении оперой, Фигнер в роли Германа превзошли себя и, несомненно, больше всех содействовали громадному успеху оперы", - написал о 1-м представлении "Пиковой дамы" 7 дек. 1890 года М.И.Чайковский.

6 декабря 1892 года супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере Чайковского "Иоланта". М.Фигнер столь правдиво воплотила роль слепой девушки, что ей задавали вопрос, не испытала ли она подобного страшного недуга в жизни. 17 и 22 февраля 1894 года супруги Фигнер приняли участие в спектаклях, посвященных памяти П.И.Чайковского, сбор с которых был направлен на сооружение памятника на могиле композитора и в Петербургской консерватории.

Николай Николаевич (9 (21) II 1857, Мамадыш Казанской губ. - 13 (26) XII 1918, Киев) - рус. певец (лирико-драм. тенор). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1878), служил во флоте, в 1881 вышел в отставку в чине лейтенанта. В 1879 недолго занимался в Петерб. консерватории у В. М. Самуся; брал также уроки пения у И. П. Прянишникова и Ж. Эверарди (жены К. Эверарди). Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти, Э. де Роксаса и др. педагогов. В 1882 дебютировал в Неаполе (в операх Гуно "Филемон и Бавкида" и "Фауст"). В 1882-87 с успехом гастролировал в странах Зап. Европы и Юж. Америки. В 1887 дебютировал в партиях Радамеса; Фауста; Рауля: ("Гугеноты") на сцене Мариинского т-ра в Петербурге, где он работал до сезона 1903/04. Затем выступал на частных оперных сценах в разных городах России, в моск. Большом т-ре, в собств. антрепризах (Ниж. Новгород, Тбилиси), а также в концертах. В 1907 вернулся в Мариинский т-р, где в том же году состоялся его прощальный бенефис (пел партию Ромео в опере "Ромео и Джульетта" Гуно). В 1910-15 солист, худ. рук. и директор оперной труппы Петерб. нар. дома (под его рук. поставлены оперы "Борис Годунов", "Снегурочка", "Князь Игорь"). Стремясь к высокой постановочной культуре спектакля, к слаженности сценич. ансамбля, привлёк к работе в труппе известного реж. А. А. Санина. В 1915 оставил сцену, занялся педагогич. деятельностью. В 1917 поселился на Украине, в 1918 преподавал в Киевской консерватории (вёл оперный класс). Творчество Ф. - яркая страница в истории рус. оперного т-ра. Его голос не отличался красотой и силой (был несколько суховатого тембра), однако благодаря великолепной вок. школе Ф. был первоклассным певцом. Он в совершенстве владел иск-вом бельканто: широким, свободным дыханием, превосходным mezzo voce, филировкой, тончайшими градациями звука от легкого piano до мощного forte, кантиленой. Он умел формировать и разнообразить тембры, придавать голосу то мягкость и нежность, то суровость и мужество. Его пение отличали точность интонации, гибкость я изящество фразировки, отчётливая дикция. Ф. уделял большое внимание не только вок. стороне партии, но и её сценич. воплощению. Экспрессивность, яркий темперамент сочетались в его исполнении с художеств. тактом. Стремясь к правдивому раскрытию образов, Ф., однако, не был свободен от оперных штампов. Певец не достигал полного перевоплощения, он подчёркивал лишь преобладающую черту создаваемого образа.
Ф. был первым исполнителем мн. партий в рус. операх, в т. ч. Германа (1890, разучивал партию под рук. П. И. Чайковского), Водемона (1892), Владимира Дубровского (1895). Долгое время был лучшим Ленским (до созданного Л. В. Собиновым классич. образа Ленского). Среди др. партий - Синодал, Самозванец, Иоанн Лейденский, Фра-Дьяволо, Хозе, Вертер, Альфред, Герцог, Лоэнгрин. Дж. Верди высоко оценил исполнение Ф. роли Отелло. Чайковский посвятил ему цикл романсов ор. 73. Ф. перевёл на рус. яз. либретто ряда иностр. опер.
Литература : Двадцать пять лет славы в опере, сост. Фигнерист, СПБ, 1907, "Русская музыкальная газета", 1912, No 1 (посв. Ф.); Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера, Л.-М., 1940; Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962; Фигнер М., Брат и сестра, "Театр", 1964, No 1; H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. 1873-1889, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904, Л., 1974. А. П. Григорьева.

  • - , деятель революционного движения 1870-80 х гг. Сестра Н. Н. Фигнера. В 1876 приехала в Петербург...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Фигнер - известный партизан. Воспитывался во 2-м кадетском корпусе...

    Биографический словарь

  • - Фигнер - русская политическая деятельница. Родилась в 1852 году в дворянском семействе в Казанской губернии; окончила курс казанского института для благородных девиц...

    Биографический словарь

  • - его жена, Медея Ивановна - также известная певица-сопрано; родилась в 1860 г., музыкальное образование получила в Италии...

    Биографический словарь

  • - Медея Ивановна - рус. певица. По национальности итальянка. Пению училась в консерватории во Флоренции у Бьянки и Г. Панофки, одновременно занималась у певицы К. Кароцци-Цукки...

    Музыкальная энциклопедия

  • - Николай Николаевич II 1857, Мамадыш Казанской губ. - 13 XII 1918, Киев) - рус. певец. Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге, служил во флоте, в 1881 вышел в отставку в чине лейтенанта...

    Музыкальная энциклопедия

  • - известный партизан. Воспитывался во 2-м кадет. корпусе...
  • - русская политическая деятельница. Род. в 1852 г. в дворянском семействе в Казанской губ.; окончила курс Казанского института для благородных девиц...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Фи́гнер Александр Самойлович, герой Отечественной войны 1812, полковник. Окончил 2-й кадетский корпус. Участвовал в экспедиции русского флота в Средиземном море...
  • - герой Отечественной войны 1812, полковник. Окончил 2-й кадетский корпус. Участвовал в экспедиции русского флота в Средиземном море. В 1810√11 участвовал в русско-турецкой войне 1806√12 и отличился под Рущуком...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Фигнер Вера Николаевна, русская революционерка, народница, член Исполнительного комитета «Народной воли», писательница. Из дворянской семьи...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Фигнер Медея Ивановна, русская певица, по национальности итальянка. В 1877√87 пела в Италии и др. странах Европы и Юж. Америки. В 1887√1912 солистка Мариинского театра в Петербурге...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Вера Николаевна, российская революционерка, мемуаристка...

    Современная энциклопедия

  • - герой Отечественной войны 1812, полковник. Успешно руководил партизанским отрядом, под видом французского офицера вел разведку в занятой противником Москве и под видом итальянского купца - в Дрездене...
  • - российская революционерка, писательница. Член Исполкома "Народной воли"...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российская певица, по происхождению итальянка. Жена Н. Н. Фигнера. Пела в Мариинском театре. Первая исполнительница партий Лизы, Иоланты и др. С 1930 жила за рубежом...

    Большой энциклопедический словарь

"Фигнер Н. Н." в книгах

Вера Фигнер

Из книги Воспоминания автора

УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА МАРИНЫ ФИГНЕР

Из книги Курьезы холодной войны. Записки дипломата автора Дмитричев Тимур Федорович

УДИВИТЕЛЬНАЯ СУДЬБА МАРИНЫ ФИГНЕР При возвращении из первой командировки в Москву мы смогли наконец поселиться в нашей собственной квартире кооператива «Киноработник», которую строили для себя родители моей жены. Однако в связи с рождением внука они решили уступить её

Вера Фигнер

Из книги Том 5. Воспоминания автора Вересаев Викентий Викентьевич

Вера Фигнер Я с нею познакомился, помнится, в 1915 или 1916 году. На каком-то исполнительном собрании в московском Литературно-художественном кружке меня к ней подвел и познакомил журналист Ю. А. Бунин, брат писателя. Сидел с нею рядом. Она сообщила, что привезла с собою из

ФИГНЕР Вера Николаевна

автора Фокин Павел Евгеньевич

ФИГНЕР Вера Николаевна 25.6(7.7).1852 – 15.6.1942Деятельница революционно-народнического движения, член исполнительного комитета «Народной воли», поэтесса, мемуаристка. Стихотворные сборники «Стихотворения» (СПб., 1906), «Под сводами» (СПб., 1909). Сестра Н. Фигнера.«Она невысокого

ФИГНЕР Николай Николаевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ФИГНЕР Николай Николаевич 9(21).2.1857 – 13.12.1918Русский певец (лирико-драматический тенор), режиссер-постановщик, переводчик-либреттист, музыкальный деятель, пропагандист оперного искусства. Певческую карьеру начал в 1882 в Неаполе. На русской сцене с 1887. Пел в Мариинском театре

ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА

Из книги 50 знаменитых террористов автора Вагман Илья Яковлевич

ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА (род. в 1852 г. – ум. в 1942 г.) Видная фигура в русской политической жизни конца XIX – начала XX вв. Участница революционного движения 1870–1880-х годов, член Исполнительного комитета «Народной воли», организатор и исполнитель нескольких покушений на

Три жизни Веры Фигнер

Из книги Сила слабых - Женщины в истории России (XI-XIX вв.) автора Кайдаш-Лакшина Светлана Николаевна

Три жизни Веры Фигнер

Фигнер Вера Николаевна

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Фигнер Вера Николаевна 1852–1942Русская революционерка, член Исполнительного комитета «Народной воли».Вера была старшей дочерью в семье дворянина Николая Александровича Фигнера, штабс-капитана в отставке с 1847 года. Он служил в Казанской губернии, получил чин губернского

Фигнер Александр Самойлович

БСЭ

Фигнер Вера Николаевна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Фигнер Медея Ивановна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Фигнер Николай Николаевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

Партизан ФИГНЕР

Из книги От Аустерлица до Парижа. Дорогами поражений и побед автора Гончаренко Олег Геннадьевич

Партизан ФИГНЕР В № 3 (апр. 1952 г.) Генеалогического листка «Baltische Familiegeschichtiche Mitteilungen», издававшегося в Германии русскими балтийцами бар. Вальтером Майделем и г. Альфрейдом фон Гансеном, помещена заметка г. Амбургера о происхождении русского партизана 1812 г. Фигнера. Привожу

А. С. Фигнер

Из книги автора

А. С. Фигнер Александр Самойлович Фигнер (1787–1813) – полковник русской армии, отличившийся в войне 1812-го года, создатель партизанского (диверсионного) отряда, действующего в тылу французской армии на территории России, Польши и Германии, потомок старого немецкого рода,

«Н. Н. и М. И. Фигнер»

Из книги Статьи, рецензии, заметки. 1881 - 1902 автора Чехов Антон Павлович

«Н. Н. и М. И. Фигнер» Сегодняшний концерт супругов Фигнер можно отнести к удачнейшим концертам этого сезона. Мариинский театр был полон, и публика встречала и провожала своего любимца шумными аплодисментами. Особенно понравилась «Падучая звезда» Кналя, пропетая г.