Михаил барышников и джессика лэнг их дочь. Михаил Барышников, Влад Доронин и другие — русские, покорившие западных красавиц

0 27 января 2012, 09:00

[...]Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, -
земля везде тверда; рекомендую США.

Эти строки посвятил нашему сегодняшнему имениннику Нобелевский лауреат (и тоже "невозращенец") Иосиф Бродский. Давайте в 64-ый день рождения великого танцовщика вспомним, как он покидал СССР, как становился звездой на Манхэттене и как играл в любовников с .

Михаил Николаевич Барышников родился 27 января (согласно некоторым источникам - 28-го) 1948 года в Риге, в семье советского офицера Николая Петровича Барышникова и Александры Васильевны Григорьевой. Связь мальчика с матерью всегда была намного крепче, чем с отцом, мало заинтересованным в воспитании сына. Гибель Александры Васильевны (мама увезла 12-летнего Мишу на лето к бабушке и, в его отсутствие, покончила с собой) Барышников перенес тяжело и в новой семье Николая Петровича не прижился.

Учился Миша в общеобразовательной школе №22 - впрочем, этот пункт его биографии можно было бы и опустить. Приверженец философии танцора self-made, Барышников всегда утверждал:

Никто не рождается танцором. Чтобы стать им, надо захотеть этого сильнее всего в жизни.

И сам следовал своему совету - с детства. Первым учителем на танцевальном поприще для Михаила стал Юрис Капралис, а после Рижского хореографического училища, где его одноклассником и товарищем был небезызвестный Александр Годунов, Барышников поступил в аналогичное учебное заведение в Ленинграде. Там его наставником стал Александр Пушкин, в свое время выучивший Рудольфа Нуриева.

Именно в Ленинграде Барышников обрел свое первое профессиональное пристанище - на протяжении почти семи лет, вплоть до 1974 года, он выступал на сцене театра оперы и балета имени Кирова (то есть прославленной питерской "Мариинки"). Врожденный талант и нечеловеческое трудолюбие, граничащее с перфекционизмом, стали залогом того, что, едва поступив в театр, Михаил "проскочил" стадию кордебалета и сразу был принят на солирующую позицию.


Михаил Барышников и Алла Сизова

Однако, в целом, в театральной среде того времени наблюдался застой и реакционизм, что так не гармонировало с ищущей, жаждущей эксперимента натурой Барышникова. Выдающемуся танцовщику приходилось работать вдвое больше, чтобы заслужить одобрение консервативно настроенного руководства или хотя бы убедить его смотреть сквозь пальцы на свои новые прочтения классики вроде партии Альберта в "Жизели".

Усилия окупились с лихвой - в 1973 году Михаил удостоился звания заслуженного артиста РСФСР, но главное, как лучший исполнитель труппы, был награжден бенефисом с возможностью самостоятельно подобрать репертуар. "Блудный сын", "Дафнис и Хлоя", "Дивертисмент" - таков был выбор "премьера", уже тогда стремившегося через диалог классики с модерном продемонстрировать настоящую творческую и личную свободу художника.

Вечер прошел с оглушительным успехом, но, как водится, за подъемом наступил спад - нет, в профессиональном плане Барышников все так же оставался безусловной звездой отечественного балета номер один, но напуганные излишним свободолюбием танцовщика руководители театра постарались "затянуть ошейник" потуже и даже ответили отказом на предложение известного европейского хореографа Ролана Пети поставить балет специально "для Миши".

Еще во время своих выступлений в России танцовщик познакомился с американской балериной Гелси Керклэнд и предложил девушке стать его сценической партнершей. Позже Керклэнд рассказывала, что испытала разочарование, увидев Барышникова в первый раз - щупленький парень, ростом даже чуть ниже 170 сантиметров, сдержанный и скромный, он совсем не походил на ту "советскую звезду" и "нового гения балета", о котором шумела западная пресса. Но стоило Мише начать свой танец...

Во время выезда "Кировцев" с постановками в Канаду (1974 год), Барышников "дезертировал" в местный Национальный балет, а затем перешел в ставший родным Американский театр балета. Танцовщик тяжело переживал свою эмиграцию: на родине оставались не только друзья, но и гражданская жена Татьяна Кольцова, тоже танцовщица театра имени Кирова.


Михаил Барышников и Роб Бессерер глазами Энни Лейбовиц

Однако жизнь не стояла на месте - после триумфа "Жизели" с Натальей Макаровой на сцене Metropolitan Opera (под оглушительные крики публики: "Миша! Миша!" - занавес поднимали 24 раза), Михаил стал "премьером" Американского театра балета. Здесь ему было суждено и впервые примерить на себя роль хореографа - Барышников представил на суд зрителей свою версию балета "Щелкунчик" Чайковского.


Михаил Барышников и Наталья Макарова


Михаил Барышников и Мерле Парк

Но не только в танце Михаил искал себя - так, в 1977 году на большие экраны вышел фильм "Поворотный пункт", где танцовщик сыграл написанную специально "под него" роль второго плана. За своего Юрия, русского артиста балета, в постели которого побывало больше знаменитых балерин, чем на любой сцене мира, Барышников был номинирован на "Оскар" и "Золотой глобус". Кстати, всего картина собрала 11 номинаций на главную премию Киноакадемии - но, увы, не выиграла ни одной.

Что же до скандальной репутации Михаила как, мягко говоря, сердцееда (и завсегдатая легендарной Studio 54), сам артист говорил:

Я - не первый и не последний танцор с традиционной ориентацией.

В то же время, Барышников всегда признавал, что не понимает всеобщего ажиотажа вокруг его личной жизни. И вообще, не приемлет этого "помешательства" на сексуальной почве.

Я - секс-символ? Это абсолютная ерунда! Вообще, люди как-то слишком много внимания уделяют этой теме. А по-моему, хорошая партия в гольф или беседа с друзьями куда интереснее.

В 1978 году Барышников перешел в труппу легендарного Джорджа Баланчина в New York City Ballet. Возраст хореографа (на момент появления Миши "в команде" Баланчину было 74 года) уже не позволял создать нечто новое - зато новое звучание вдохнул Барышников в его прежние постановки "Аполлон" и "Блудный сын". В NYCB танцовщику довелось поработать и с другим замечательным постановщиком Джеромом Роббинсом, создавшим "под него" свой "Опус 19. Мечтатель".

Работая с великими хореографами (кстати, сотрудничество Миши и Ролана Пети все же состоялось, но уже в Америке), Барышников руководствовался собственной метафорой:

Быть танцором и участвовать в постановке - все равно, что быть хорошим солдатом. Четко исполняешь приказ и ни в чем не перечишь генералу.

1981 год ознаменовался важным событием в жизни Михаила - рождением его первой дочери Александры. Мамой стала актриса Джессика Лэнг, с которой танцовщик познакомился в первые годы своей "американской жизни" - тогда Барышников еще плохо говорил по-английски и влюбленные общались исключительно на "языке любви" (не подумайте лишнего, мы имели в виду французский, которым Миша владел в совершенстве). Кстати, несмотря на последовавшее расставание, теплые дружеские отношения артисты поддерживают и по сей день.


Джессика Лэнг, Михаил Барышников и Марк Моррис

В 1988 году Барышников вернулся в Американский театр балета - теперь не только как солист, но и как художественный руководитель. За недолгое время управления театром Михаил успел создать постоянную труппу и поставить свои версии "Золушки" на музыку Прокофьева и "Лебединого озера" на музыку Чайковского. Впрочем, одним местом работы разносторонний Миша не ограничивался - уже через год танцовщик был номинирован на "Тони" за свою роль в бродвейских "Метаморфозах". В том же, 1989 году, родился первый сын Барышникова от балерины Лизы Райнхарт (прочный союз с которой длится и по сей день) - мальчика назвали Питер Эндрю.


Лиза Райнхарт и Михаил Барышников

К 1990 году Миша оставил театр - среди причин было и нежелание постоянно согласовывать планы с косным руководством, отчитываться в своем художественном видении, и возраст. Ведь, покинув пост хореографа, Барышников простился и с собственными выступлениями в классическом балете - перфекционист в своей работе, танцовщик почувствовал, что подходит к той грани, за которой уже не сможет оставаться лучшим. И хотя, на наш взгляд, физической форме Михаила до сих пор может позавидовать любой юноша, в 1990 году звездный танцовщик ушел с большой сцены "непобежденным".

Далее последовало создание собственного White Oak Dance Project, присуждение почетной награды Kennedy Center за вклад в развитие национального (американского) искусства - кстати, кроме перечисленных наград, Барышников трижды становился обладателем "Эмми" за участие в документальных передачах о себе самом - и рождение еще двоих детей от Лизы, дочек Анны Катерины и Софии Луизы.


Вручение почетной награды Kennedy Center


С младшей дочерью Софией Луизой

В профессиональном плане Миша "переключился" на танец-модерн, где наконец обрел полную свободу самовыражения. Его сольные выступления по сей день собирают лучшие залы мира "битком" - несмотря на то, что Барышников не идет на поводу у публики и сам выбирает темы для интерпретации, подчас весьма сложные к восприятию (вспомним хотя бы постановки Сэмюэла Беккета).

Но не танцем единым - Барышников успешно выступил в роли ресторатора, открыв в Нью-Йорке заведение "Русский самовар" (между прочим, на пару с Бродским). А прекрасная половина человечества помнит танцовщика по роли Александра Петровского, русского художника и последнего любовника Кэрри Брэдшоу.


"Секс в большом городе"

Мнение заслуженного деятеля искусства часто спрашивают как передовые издания, так и мировые таблоиды. Вот лишь некоторые из его "крылатых" высказываний:

Суть занятий искусством в том, что ты получаешь удовольствие, доставляя его.

Прожив в Америке много лет, я несколько разочаровался в Штатах и, в частности, в Нью-Йорке. Объясню, почему: я приезжаю в Европу и вижу молодые таланты, вижу новую поросль, неравнодушную к искусству. Потом я возвращаюсь в США, где простой билет в оперу стоит от 150 долларов и у молодежи с улиц, у одаренной молодежи, просто нет шанса стать причастными к тому миру, куда они тянутся. Коммерческий интерес страны перекрывает им дорогу в будущее.

Я не стараюсь танцевать лучше всех. Только лучше себя самого.

Просто подставь вместо "танцевать" свое главное увлечение - и жизненное кредо готово!

Источник IMDb

Источник Peoples.ru

Фото Gettyimages.com/Fotobank.com

Фото кадры из фильмов

27 января великий танцовщик Михаил Барышников отмечает свой 69-й день рождения. В это сложно поверить: Барышников и выглядит минимум на 20 лет моложе, и полон энергии. ELLE собрал факты биографии человека, которого в США называют единственным стопроцентно узнаваемым русским эмигрантом.

Барышников Родился в Риге в семье офицера. Отец был равнодушен к искусству - в отличие от мамы: именно она привила сыну интерес к музыке и отдала в балетную студию. Когда мальчику было 12, мать отвезла его на лето к своей матери, вернулась домой и покончила с собой. Причины, толкнувшие ее на это, неизвестны. Вскоре отец Миши женился вновь, но отношения с ним и приемной матерью у будущей звезды не складывались. Вскоре, в пятнадцатилетнем возрасте, он перебрался в Ленинград, поступил в Вагановку и перестал общаться с отцом.

Артист остался на Западе в 1974 году, когда труппа Большого находилась на гастролях в Канаде. Его старый приятель Александр Минц предложил ему войти в состав знаменитого American Ballet Theatre (его Барышников возглавит спустя шесть лет). Отказаться было невозможно, и было ясно, что официально его работать туда никто не отпустит. Надо было бежать. После заключительного выступления Барышников вышел на улицу, и тут же был окружен толпой желающих получить автографы. Тем временем Минц ждал его в машине, припаркованной за несколько кварталов от здания театра. «Желающих получить автограф было довольно много, и я сказал: «Извините, я должен на минуту уйти, но я вернусь». И побежал. Но они побежали за мной. Я начал смеяться, остановился, еще несколько раз подписался», - вспоминал он потом. Через месяц Барышников дебютировал на сцене «Метрополитен-опера» в «Жизели».

В 1978 году Михаил возглавил легендарный New York City Ballet, затем девять лет, с 1980-го по 1989 год, руководил не менее знаменитым American Ballet Theatre. Последние десять лет Барышников управляет арт-центром, носящим его имя. Задача этой организации - дать возможность артистам попробовать нечто новое. В Центре три этажа и шесть залов, и цены на аренду минимальные, чтобы начинающие труппы и постановщики могли себе это позволить. Часто там выступают российские артисты, например, Театр Фоменко. Ради запуска Центра Барышников продал одну из картин своей обширной коллекции - «Вид на Санкт-Петербург» Петра Верещагина. Картина ушла с молотка за 740 000 долларов.

Несколько лет назад Барышников устроил в Нью-Йорке выставку своей коллекции - картины и рисунки Бенуа, Кокто, Бакста. Ее также можно было увидеть в Москве осенью 2013 года в Музее изобразительных искусств.

Он увлекается фотографией и занимается ею последние тридцать лет. У Барышникова-фотографа регулярно случаются выставки. На это занятие его вдохновил Леонид Лубяницкий, снимавший для известных глянцевых изданий.

Барышников, а также Лубяницкий, Минц и другие персонажи русской богемы Нью-Йорка 70-х выведены в романе Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». Барышников там фигурирует под фамилией Ладыжников.

Был другом Барышникова и Иосиф Бродский. Ему посвящены несколько стихотворений Бродского, таких как «Раньше мы поливали газон из лейки…» и «Классический балет есть замок красоты…». В последнем есть такие строки:

Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,

Барышникова зреть. Талант его не стерся!

Усилие ноги и судорога торса

с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа

как в девках заждалась, готовая озлиться!

Говорят, что их отношения не были традиционными рабочими отношениями двух творческих людей, а основывались на человеческом взаимном интересе.

Вот что говорил Бродский о Барышникове: «Мы с ним видимся довольно часто - просто потому, что он совершенно потрясающий человек. Человек потрясающего ума и интуиции... Он на меня произвел - и производит - колоссальное впечатление. Причем вовсе не своими качествами танцовщика, тем более что в этой области я специалистом ни в коем роде не являюсь. А прежде всего своим совершенно невероятным природным интеллектом. Я вообще отношусь к людям, которые меня моложе, с некоторым - как бы это сказать? Ну, как старшеклассники относятся к приготовишкам? Такой взгляд сквозь пальцы, да? А Барышников моложе меня почти на десять лет. Но Барышников - это существо абсолютно уникальное. Он родился день в день с Вольфгангом Амадеем Моцартом. И у них, я думаю, масса общего».

Сергей Довлатов приводит в «Записных книжках» четверостишие, которым Бродский подписал свою книгу, подаренную Барышникову: «Пусть я - Аид, а он - всего лишь - гой, и профиль у него совсем другой, и все же я не сделаю рукой того, что может сделать он ногой!»

Как и в свое время Иосиф Бродский, Михаил Барышников не стремится в Россию - он ни разу не был здесь за все время, проведенное в эмиграции. Поступающие предложения приехать с гастролями он также отвергает: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него [Бродского]. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии - точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».

Фильмография Барышникова весьма разнообразна. Несколько картин с его участием вышли еще в Советском Союзе, но это были либо документальные ленты, посвященные балету, либо постановки, в которых Барышников играл практически себя. Зарубежный дебют состоялся в 1977 году - это был фильм «Поворотный пункт», также посвященный миру балета. Картина, в которой снималась еще и Ширли Маклейн, пользовалась большим успехом и получила массу номинаций на «Оскар». Номинирован - как лучший актер второго плана - был и Барышников. Правда, не выиграл.

После трех киноверсий классических балетов - «Щелкунчик», «Кармен» и «Дон Кихот» Барышников появился в триллере «Белые ночи», где сыграл беглого советского танцовщика, случайно оказавшегося на родине. Вышедшие в разгар холодной войны «Белые ночи» были типичным продуктом этой поры, при этом вполне удачным. Номер Барышникова под песню Высоцкого «Кони привередливые» - настоящий шедевр: это стоит посмотреть.

Затем был фильм «Танцоры» (названный знаменитым кинокритиком Роджером Эбертом одним из худших фильмов года), крайне странная лента «Кабинет доктора Рамиреса» и конечно, сериал «Секс в большом городе» , благодаря которому многие впервые услышали и узнали, что есть такой человек - Барышников. Некоторые, впрочем, до сих пор так реагируют на великого танцовщика: «А, этот, из «Секса».

Cара Джессика Паркер отзывается о Барышникове как о единственном из мира балета, чье имя вызывает у нее трепет. «Для нас была большая честь - что он согласился сняться в нашем проекте», - говорила позже актриса, считающая русского танцовщика tough boy, «крутым парнем».

Он не стремится танцевать лучше других, но он хочет танцевать лучше самого себя - в этом весь Михаил Барышников. Его назвали величайшим артистом балета прошлого века. Он один из избранных русских, который повлиял на судьбу мирового балета.

Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. Семья переехала в Латвию, куда отца Михаила, советского офицера, направили проходить службу. Барышников-старший был человеком жестким, с крутым нравом. Отношения с женой и сыном у него были сложные. Мать Миши, напротив, старалась привить сыну любовь к искусству, ходила с ним в театр, в филармонию. Мальчик был очень привязан к матери. Когда ему было 10 лет, Барышников уже определил собственную биографию - мальчик заявил, что хочет заниматься в балетной школе и уже записался на экзамен.

Дальше была учеба в хореографическом училище Риги. Михаил Барышников мечтал солировать на сцене, но проблемой был его маленький рост. Как-то педагог Хелена Тангиева сказала ученику, что ему нужно дорасти. Каждый день Барышников выполнял сложнейшие упражнения, превозмогая боль в суставах, и подрос почти на 4 сантиметра. Сегодня рост танцора составляет 168 см.

В 12 лет мать отвезла Мишу к бабушке на Волгу, а сама вернулась в Ригу. Там она покончила с собой. Причина самоубийства так и осталась загадкой. Сын какое-то время прожил с отцом, но тот вскоре женился во второй раз, Мише в новой семье места не нашлось.


Через несколько лет Барышников переехал в Ленинград, с того времени с отцом он не общался. В 1964 году Латвийская национальная опера была на гастролях в Ленинграде. В некоторых спектаклях был занят и Михаил Барышников. Один из артистов привел его в Ленинградское училище хореографии. Так он стал учеником знаменитой школы русского балета, а вскоре – солистом прославленной Мариинки.

Балет

В Мариинский театр Михаил Барышников поступил сразу после училища, в 1967 году. Он работал там на протяжении 7 лет. Барышников моментально стал знаменитым. Хореографы и артисты отмечали его уникальный талант, безупречное исполнение, идеальную координацию. Правда, внутри театра царил застой. Советские чиновники, курировавшие культуру, тормозили развитие. В Мариинский театр была заказана дорога новаторам хореографии. Барышников стремился танцевать в балетных постановках, которые были интересны ему, но таких спектаклей было только всего два - «Вестрис» и «Сотворение мира».


В 1973 году артисту позволили организовать творческий вечер и самостоятельно выбрать репертуар. Он пригласил современных хореографов для постановки балетных танцев в одном акте. На вечере он исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Дафниса и Хлою» – это была вершина его творчества в России.

Летом 1974 года Михаил Барышников не вернулся с гастролей по Канаде и стал «невозвращенцем».

Артист попросил политического убежища, хотя решение остаться на Западе далось ему сложно. Также Барышников получил приглашение присоединиться к труппе Американского театра балета, где стал премьером коллектива, а затем и руководителем. 27 июля того же года артист впервые выступил перед американскими зрителями в Нью-Йорке, это была партия в балете «Жизель» на сцене Метрополитен – оперы. Зрители кричали от восторга. С тех пор Михаил Барышников стал популярным танцовщиком Америки.

Он танцевал в классических и современных постановках, поставил собственную версию «Щелкунчика», работал со многими хореографами в разных направлениях. В 1978 году Барышников перешел в балетную труппу NYCB, а через десять лет вернулся в АБТ, с которого начинал путь в США, как солист и художественный руководитель. Ему удалось создать сильную труппу, поставить оригинальную версию «Золушки» и «Лебединого озера». Через год Михаил Барышников ушел из АБТ, потому что не хотел согласовывать творческие планы с дирекцией, а в 1990 году он совместно с хореографом Марком Моррисом во Флориде создал WODP - проект «Белый дуб».


С уходом из АБТ Михаил Барышников ушел и из классического балета. Его следующим этапом стал модерн, который в Америке ценится так же, как классический балет. И здесь он превзошел себя, показав новый уровень мужского танца, наполнив его эстетикой и красотой. Многие его сольные балеты – это монологи-исповеди, в которых на первый план выходят темы скоротечности жизни, неизбежности смерти, размышления о творчестве.

Фильмы

В 1974-2002 годах Михаил Барышников снялся в шести художественных фильмах. За роль в картине «Поворотный момент», снятой в 1977 году, он был номинирован на «Оскар» за роль второго плана. Он также сыграл в картинах «Танцовщики», «Это танец!», «Кабинет доктора Рамиреса», «Динозавры». Зрителям запомнилась роль Михаила Барышникова в картине «Белые ночи», популярность получил фрагмент фильма, где артист танцует под песню «Кони привередливые».

Специально для танцора пять лет подряд создавались телевизионные программы, в которых он принимал участие.

В начале 2000-х Барышников снимался в телесериале «Секс в большом городе», исполнив роль художника Александра Петровского, возлюбленного Кэрри Брэдшоу, в последних сериях шестого сезона. Затем были роли в кинолентах «Джек Райан. Теория хаоса» и «Мой папа Барышников».

В 2002 году «Белый дуб» закрылся, и артист сосредоточился на создании собственной площадки. В 2005 году артист открыл «Арт-центр Михаила Барышникова» в Нью-Йорке. Центр выступает в роли креативной лаборатории, образовательного учреждения и площадки для экспериментальных постановок. Также арт-центр поддерживает в работе информационный официальный сайт и аккаунт в «Инстаграме », где выкладываются как промо-, так и атмосферные фото.

Личная жизнь

Первые месяцы в эмиграции давались Михаилу Барышникову сложно. В Советском Союзе осталась балерина Татьяна Кольцова, с которой он жил в гражданском браке. Барышников не знал английского языка, что также осложняло его пребывание за рубежом. Но вскоре жизнь наладилась.


Весной 1976 года Михаил познакомился с актрисой , вскоре у них родилась дочь Александра. В их союзе страсти бушевали с самого начала, поэтому он был обречен. Журналисты поговаривали о частых изменах Джессики, а Джессика говорила, что Барышников сводил ее с ума, заставляя готовить русские блюда и принимать гостей среди ночи.

Во второй раз танцор и хореограф женился на балерине Лизе Райнхарт. В этом браке родились трое детей - сын Петр и дочери Анна и София.

Его жизнь в Америке не похожа на страдания эмигранта. Михаил Барышников лично знал , дружил с . Ему принадлежит популярный ресторан русской кухни «Самовар» в центре Нью-Йорка. У артиста есть завод по производству пуантов и одежды для балета, его именные духи продаются так же хорошо, как билеты на выступления.


Балет – не единственное творческое занятие Барышникова. Артист также увлекается фотографией, работы танцора размещались в музее изобразительных искусств имени .

Михаил Барышников сейчас

В октябре 2016 года появился скандальный слух, что артист ненавидит Россию. Позже выяснилось, что такими громкими заголовками журналисты обозначили давний статус Барышникова как «невозвращенца». Также осенью этого года танцор стал героем выставки фотографа Роберта Уилтмена «Михаил Барышников. Метафизика тела» в Центре фотографии .


В августе 2017 года танцор попал в Топ-100 влиятельных русских этого столетия, названных «Forbes».

В 2017 году Барышников . Сейм Латвии единогласно проголосовал по этому вопросу.

Партии

  • 1969 - «Вестрис» Л. В. Якобсона
  • 1969 - «Ромео и Юлия» И. А. Чернышова, музыка Гектора Берлиоза
  • 1970 - «Гамлет» К. М. Сергеева, музыка Н. П. Червинского
  • 1971 - «Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, музыка А. П. Петрова
  • 1974 - «Дафнис и Хлоя» М. Мурдмаа, музыка Мориса Равеля
  • 1976 - «Гамлет: сопутствующие» Дж. Ноймайера, музыка А. Копленда
  • 1976 - «Па Дюка» А. Эйли, музыка
  • 1976 - «От пробы к делу» Туайлы Тарп, музыка
  • 1976 - «Другие танцы» Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, музыка
  • 1979 - «Опус 19», Дж. Баланчина, Дж. Роббинса, музыка
  • 1978 - «Пиковая дама» Р. Пети, музыка
  • 1983 - «Маленький балет» Туайлы Тарп, музыка Александра Константиновича Глазунова
  • 1984 - «Сюита Синатры» Туайлы Тарп, музыка
  • 1985 - «Месяц в деревне» Ф. Аштона, музыка Петра Ильича Чайковского
  • 2015 - «Письмо человеку» Роберта Уилсона

Фильмография

  • 1968 - «Город и песня»
  • 1969 - «Сказ о холопе Никишке»
  • 1970 - «Молодой балет мира»
  • 1971 - «Фиеста»
  • 1977 - «Поворотный пункт»
  • 1977 - «Щелкунчик»
  • 1980 - «Кармен»
  • 1984 - «Дон Кихот»
  • 1985 - «Белые ночи»
  • 1987 - «Танцоры»
  • 1991 - «Кабинет доктора Рамиреса»
  • 1991 - «Дело фирмы»
  • 2004 - «Секс в большом городе (Сезон 6)»
  • 2011 - «Мой папа Барышников»
  • 2014 - «Джек Райан. Теория хаоса»

28.04.2013 7802

Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. В 1974 году уехал на гастроли в Канаду и решил там остаться. Был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус».

Биография

Михаил Барышников родился в семье советского офицера. Семья Барышниковых переехала в Латвию, когда отца Михаила отправили на службу. Барышников-отец был человеком жестоким, отношения с женой и сыном не сложились. Мать Миши стремилась привить ему любовь к прекрасному: ходила с ним в театр, филармонию. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он заявил, что хочет учиться в балетном училище и планирует сдать экзамен. Михаил начал учиться в Рижском хореографическом училище. Он хотел солировать на сцене, но препятствием был небольшой рост. Однажды педагог Хелена Тангиева сказала ему, что нужно вырасти. Михаил Барышников ежедневно выполнял сложные упражнения, превозмогая боль. Так будущий артист вырос на 4 сантиметра.


Михаил Барышников, фото в молодости

В 12 лет мама отвезла Мишу к бабушке на Волгу, а сама вернулась обратно в Ригу, где покончила с собой. Что послужило причиной этого поступка до сих пор неизвестно. Отец в скором времени женился во второй раз. Жизнь Михаила в новой семье отца была непростой. Михаил Барышников уже в молодости показал себя как сильная и целеустремленная личность. Он переезжает в Ленинград, и с того времени не общается с папой.

В 1964 году Латвийская национальная опера приезжает на гастроли в Ленинград. На афишах было имя и Михаила Барышникова. Один из артистов привел его в Ленинградское училище хореографии. Сначала Михаил стал учеником в знаменитой школе русского балета, а потом - солистом Мариинки. В Мариинский театр Михаил Барышников поступил в 1967 году и прослужил там 7 лет.

В 1973 году получает звание Народного артиста РСФСР.

В 1974 году в составе труппы Большого театра он едет на гастроли в Канаду. Он решает не возвращаться в СССР и просит политического убежища и становится «невозвращенцем». Решение остаться на Западе ему далось нелегко.

27 июля 197 4 года артист впервые вышел к американским зрителям. Он танцевал партию «Жизель» на сцене Метрополитен-опера.

С 1974-1978 он трудится в труппе «Американского театра балета».

С 1980-1989 годы работает там же, но уже в статусе директора, балетмейстера и солиста.

С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» во Флориде. Труппа была организована совместно с Марком Моррисом.

С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова».

Балет

Михаил Барышников - выдающийся танцовщик XX века. Виртуозная техника, чистый стиль и невероятная физическая сила - все это сделало его одним из самых знаменитых представителей мужского танца в XX веке. Михаил Барышников - мигрант, которым гордится Россия. Он отвоевал свое место на сцене благодаря тому, что мог прыгать выше и приземляться ниже, чем другие танцоры.

Балетная миниатюра «Вестрис»

Это номер, с которым Михаил Барышников выступал на Первом международном конкурсе артистов балета в Москве в 1969 году. Тогда он завоевал первое место и золотую медаль. Майя Плисецкая как член жюри поставила ему 13 баллов из 12 максимально возможных. Миниатюра была навеяна образом легендарного танцовщика XVIII века Гаэтано Вестриса, которого прозвали «богом танца».


Фурор в России

В 1973 году Михаилу Барышникову было разрешено организовать творческий вечер и самому выбрать репертуар в Мариинке. Он пригласил современных хореографов, чтобы поставить балетные танцы в одном акте. В тот вечер танцовщик исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Данфиса и Хлою». Это событие стало вершиной его творчества в России.

Балет А. Адана «Жизель»

В роли принца Альберта Барышников вышел на сцену Метрополитен-опера через месяц после своего «побега» на Запад в 1974 году. Его партнершей стала Наталья Макарова. Спектакль имел невероятный успех: на первом представлении занавес поднимали 24 раза. Прочтение образа принца у Михаила Барышникова отличалась от принятой в советском балете: он играл трагедию высокой романтической любви, а не социальную драму. Зрители были восхищены его безупречной техникой, одухотворенностью и харизмой, мощь которой влияла на остальных артистов.



Балет Л. Минкуса «Дон Кихот»

Во время работы в Американском театре балета сделал свою постановку классического произведения, которая была основана на хореографии XIX века. Сам танцовщик называет ее «хаотичной, но любимой».

В такой интерпретации «Дон Кихот» позже шел во многих театрах мира. Михаил Барышников выступил в этом спектакле в роли цирюльника Базиля. Его «Танец с кубками» признан одним из шедевров мирового балетного искусства.

Балет И. Стравинского «Аполлон»

Спектакль легендарного хореографа Джорджа Баланчина, который был впервые поставлен им во времена «Русских сезонов» Дягилева. Он был задуман как образец балетной неоклассики. В центре спектакля - образ Аполлона и его отношения с тремя нимфами: Терпсихорой, Каллиопой и Полигимнией. Михаил Барышников в роли Аполлона воплотил образ Бога-творца, который обретает свое величие с помощью искусства.


Нью-Йоркский городской балет

В 1978 году Михаил Барышников начал работу с Баланчиным в Нью-Йоркском городском балете. Тогда театр зависел от расположения приглашенных звезд. Но Михаил Барышников неожиданно заявил, что он не будет заключать контракты со знаменитостями. Его хореография «Щелкунчика» и «Дон Кихота» понравилась публике, но в 1984 году его «Золушка» попала под атаку критиков, несмотря на то, что была весьма популярна и подарила возможность освободиться от долгов. Критическими были отзывы и на «Лебединое озеро», что повергло Михаила Барышникова в депрессию. Неудачи были временны. Уже через год Михаил Барышников блистательно танцевал в кино.


Спектакль «Бродский / Барышников»

Театр - еще одна сфера интересов Михаила Барышникова. Он принимал участие в различных постановках, но особенного внимания заслуживает спектакль «Бродский / Барышников». Это моноспектакль в исполнении танцовщика и актера Михаила Барышникова, который специально под артиста создал художественный руководитель Нового Рижского театра Алвис Херманис. В основе постановки - стихотворения нобелевского лауреата Бродского.

Иосиф Бродский и Михаил Барышников познакомились в Нью-Йорке в 1974 году и дружили до самой смерти поэта. Он поздравил Михаила Барышникова с Днем рождения в 1996 накануне своей кончины. «Барышников / Бродский» - стихотворное путешествие сквозь жизнь поэта, рассказ о смерти, об аде одиночества и изгнания, о русском народе, о невозможности вернуться в Россию. А еще он о трогательной дружбе Михаила Барышникова и Бродского.

Проникновенная поэзия Бродского и потрясающая пластика Михаила Барышникова, который, по признаниям зрителей, «двигается как Бог», заставляют пережить настоящий катарсис. 23 июня 2017 года спектакль будут давать в Цюрихе. Клуб путешествий Михаила Кожухова организует на это поистине удивительное событие в сопровождении известных людей. Прогулка по городу, знакомство с культурой Германии и посещение спектакля в приятной компании - мечта, которая может стать реальностью.


Фильмы

Фильмография Михаила Барышникова весьма разнообразна. Свой путь в кино он начал с советских фильмов, документальных и тех, где он играл практически себя.

· В 1968 году дебютировал в фильме-концерте «Город и песня», сыграв роль танцора.

· 1969 год запомнился ролью Никишки в фильме-балете «Сказ о холопе Никишке».

· В 1970 году артист украсил документальный фильм «Молодой балет мира».

· В 1971 году Михаил Барышников сыграл матадора Педро Ромеро в телеспектакле по роману Э.Хемингуэя «Фиеста».

· 1977 год стал значимым благодаря роли танцора Юрия Копейкина в фильме «Поворотный пункт». Михаил Барышников был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. В этой картине артист доказал, что может играть драматические роли так же талантливо, как и танцевать. За что и получил номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». В одном из эпизодов киноленты Михаил Барышников играет на гитаре и исполняет песню своего близкого друга Владимира Высоцкого «Дом хрустальный».


· В 1977 году Михаил Барышников сыграл Принца в «Щелкунчике».

· 1980-й запомнился ролью Хосе в «Кармен».

· 1984-й подарил возможность сыграть Базиля в «Дон Кихоте».

· В 1985 году Михаил Барышников сыграл в танцора Колю Родченко в фильме «Белые ночи», который во многом автобиографичен: герой Михаила так же, как когда-то он сам, бежит на Запад в поисках свободы. В картине есть кадры, снятые на улицах Ленинграда, - их специально для картины тайно снимали финские операторы. Самые известный эпизод киноленты - невероятный танец Михаила Барышникова под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».


· 1987-й год подарил роль Тони в картине «Танцоры».

· В 1991 году Михаил Барышников перевоплотился в Сезара для фильма Питера Селларса «Кабинет доктора Рамиреса» (ремейк фильма «Кабинет доктора Калигарри»).

· В том же году Михаил Барышников сыграл Петра Ивановича Грущенко в фильме «Дело фирмы».

· В 2004 году Михаил Барышников украсил финал 6-го сезона сериала «Секс в большом городе», сыграв русского художника Александра Петровского. Александр - возлюбленный героини Сары Джессики Паркер - Кэрри Брэдшоу.

Как потом призналась Паркер, команда переживала, гадая, согласиться ли «крутой парень» на съемки. Одна из сцен «Секса в большом городе» была снята в ресторане артиста «Русский самовар». За девять часов работы в помещении продюсеры заплатили $10 000. Герой Михаила Барышникова, художник Александр Петровский предложил своей возлюбленной национальный напиток - чай с вишней.

· В 2011году вышел фильм о мальчике, который мечтал танцевать - «Мой папа Барышников».

· В 2014 году Михаил перевоплотился в министра внутренних дел России Сергея Сорокина для фильма «Джек Райан: Теория хаоса».


Книги

В интернете вы найдете множество статей и разрозненных фактов о танцовщике, однако наиболее полное представление о его личной и профессиональной жизни можно получить из книг.

· Аловерт Н. Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. - 344 с.

Эта первая российская книга о прославленном русском артисте балета, который с середины 70-х прошлого века стал кумиром Америки. Автор книги - балетный фотограф и критик Нина Аловерт. Она - свидетельница творческого пути Михаила Барышникова, который начался в Ленинграде, продолжился в Кировском театре, а затем - на Западе.

Книга увлекательно рассказывает о любви, быте, друзьях и коллегах артиста, о непростых взаимоотношениях в труппе, о причине, заставившей остаться на Западе и многом другом.

Нине Аловерт удалось создать удивительную фотолетопись - от момента окончания Ленинградского хореографического училища до драматического спектакля «Доктор и Пациент», которым Михаил Барышников отметил 30-летие своей творческой жизни на Западе.

· Красовская В. Михаил Барышников //Профили танца. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 1999. - С. 331-352. - 400 с.

Сборник крупнейшего балетоведа Веры Красовской объединяет статьи разных лет о судьбах выдающихся артистов, окончивших Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой. Эта книга создает история Школы и Театра в лицах. Михаилу Барышникову отводится целая глава. В ней можно найти интересные факты о творческой жизни артиста.


Личная жизнь Михаила Барышникова

Актриса Джессика Лэнг была одной из главных женщин в жизни Михаила Барышникова. Они познакомились в ресторане. Когда Михаил Барышников узнал, что Джессика - «девушка Кинг Конга», решил добиться ее расположения. В этом союзе появилась дочь Александра. Михаил Барышников и Лэнг прожили вместе достаточно долго, но в итоге расстались. В 1982 году она покинула Мишу ради актёра Сэма Шепарда и забрала с собой дочь.


Джессика Лэнг и Михаил Барышников

Позднее Михаил говорил о расставании с сожалением: «Она - одна из очень немногих женщин, которых я любил».

Еще одна значимая женщина - Лайза Минелли. После каждого спектакля, который проходил в Нью-Йорке, она летела на самолете к гению (как она его называла) в Вашингтон. После расставания бывшим влюбленным удалось сохранить дружеские отношения.

Уже более 20 лет артист балета живет в браке с бывшей балериной Лизой Рейнхарт, внучкой выдающегося театрального режиссера Макса Рейнхарта. Плодами этой любви стали дети Михаила Барышникова: Питер, Анна и София. Анна Барышникова - актриса. На премьерах фильмов ее нередко сопровождает знаменитый отец.

Интересные факты

    Имя Михаила Барышникова упоминается в молодежной комедии «Американский пирог». На банкете по случаю свадьбы один герой говорит другому: «Я научу тебя танцевать как Барышников».

    Имя артиста балета неоднократно называли в американском мультсериале «Симпсоны».

    Сергей Довлатов часто упоминал Михаила Барышникова в своем дневнике.

    Михаил Барышников появляется в произведении Э.Лимонова «История его слуги» как Лодыжников.

    Об артисте писал Стивен Кинг в романе «Нужные вещи».

    Иосиф Бродский посвятил своему другу несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» (сборник «Часть речи») и «Раньше мы поливали газон из лейки…» (книга «Пейзаж с наводнением»).

    Танцора «вспоминают» в песне Guacala Que Rico, которую исполняет мексиканская группа Molotov.

    Михаил Барышников дружил с Владимиром Высоцким.



Михаил Барышников и Владимир Высоцкий

    Вместе с близким другом, поэтом Иосифом Бродским и литературоведом Романом Капланом в конце 80-х Михаил Барышников открыл ресторан «Русский самовар». Михаил вложил все свои накопленные деньги, а Бродский - Нобелевскую премию по литературе.

    Михаил Барышников был номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм не получил ни одной из 11 номинаций, в которых был представлен.

    Будущая принцесса Уэльская Диана не пропускала ни одного выступления артиста. Однажды стояла в очереди, чтобы получить автограф танцора.

    Михаил Барышников пробовал заниматься и другим, не ресторанным бизнесом: выпускал парфюм Misha, марку одежды для танцовщиков Baryshnikov.

    Для того чтобы открыть свой центр, Михаил Барышников продал картину из своей обширной коллекции - «Вид на Санкт-Петербург» кисти Петра Верещагина. Картина была продана за 740 000 долларов.

    В апреле 2017 Михаил Барышников получил латвийское гражданство.

    19 апреля 2017 года пуанты Михаила Барышникова c его автографом были выставлены на аукционном вечере «Искусство ради жизни», организованном благотворительным фондом «Обретая Возможность» в московском ресторане La Prima. Целью организаторов стал сбор средств для строительства жилого корпуса реабилитационного центра «Чайка», который помогает людям с ограниченными возможностями и ДЦП.

    Балетные туфли Михаила Барышникова ушли с молотка за 1 000 000 рублей.

Стих Иосифа Бродского - Михаилу Барышникову

Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты.

В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад,
и, крылышкуя скорописью ляжек,
красавица, с которою не ляжешь,
одним прыжком выпархивает в сад.

Мы видим силы зла в коричневом трико,
и ангела добра в невыразимой пачке.
И в силах пробудить от элизийской спячки
овация Чайковского и Ко.

Классический балет! Искусство лучших дней!
Когда шипел ваш грог, и целовали в обе,
и мчались лихачи, и пелось бобэоби,
и ежели был враг, то он был -- маршал Ней.

В зрачках городовых желтели купола.
В каких рождались, в тех и умирали гнездах.
И если что-нибудь взлетало в воздух,
то был не мост, а Павлова была.

Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, --
земля везде тверда; рекомендую США.

Личная жизнь Михаила Барышникова складывалась непросто - в детстве его воспитанием, в основном, занималась мама, но, когда Мише исполнилось двенадцать лет, она умерла, и он остался с отцом, отношения с которым у него не складывались. После того, как отец женился, Михаил отправился в свободное плавание. Его мама, влюбленная в театр, успела приучить к нему и сына — Михаил принял решение поступить в Рижское хореографическое училище.

На фото — Михаил Барышников и Джессика с дочерью Александрой

Танец стал для Барышникова смыслом жизни - он постоянно тренировался, делал растяжки, занимался акробатикой, выполнял самые сложные задания в училище. Вместе с другими учениками Михаил танцевал в спектаклях Латвийской национальной оперы, с которой в 1964 году приехал на гастроли в Ленинград. Там на него обратил внимание один из артистов театра им. Кирова и привел к преподавателю Ленинградского хореографического училища Александру Пушкину. С этого и началась карьера будущего солиста театра им. Кирова.

На фото — Михаил и Лиза Райнхарт

Личная жизнь Михаила Барышникова была полностью посвящена балету и творческим амбициям, заставившим его в 1974 году во время гастролей театра в Канаде принять сложное решение не возвращаться на родину, где ему было тесно в рамках репертуара российского академического театра. Позже из Канады Михаил Барышников перебрался в США и поступил в труппу «Америкен Балле Тиэтр», а через какое-то время стал ее руководителем. На Западе его карьера развивалась не только в балете - он снимался в кино, выступал на телевидении, принимал участие в драматической постановке и даже вместе с Бродским основал ресторан «Русский самовар».

На фото — Барышниклв с дочерью Софией

Личная жизнь Михаила Барышникова всегда была очень насыщенной. Перед тем, как он остался в Канаде, Михаил жил в гражданском браке с балериной Татьяной Кольцовой. На новом месте он создал новую семью - с актрисой Джессикой Лэнг. Они нашли общий язык, несмотря на то, что тогда Барышников совсем не знал английского, и со своей возлюбленной первое время он общался на французском. У них родилась дочь Александра, но они не смогли сберечь своих отношений, и семья распалась. Говорят, что причиной развода стали измены Джессики, к тому же, они были слишком заняты карьерой, не оставлявшей времени на личную жизнь. Следующей избранницей выдающегося артиста стала балерина Лиза Райнхарт, родившая ему троих детей - Петра, Анну и Софию.