Умер художественный руководитель мариинского театра. Казнь балетмейстера

Некролог

На 56-м году жизни скоропостижно скончался Сергей Вихарев - премьер и педагог-репетитор Мариинского театра, хореограф, открывший России ее балет XIX века.


В историю русского балета он войдет как человек, подаривший нам «Спящую красавицу» - ту, настоящую, феерическую постановку Петипа XIX века, на которой заболел балетом мальчик Бенуа, написавший потом в своих мемуарах: «Едва ли я ошибусь, если скажу, что не будь тогда моего бешеного увлечения “Спящей”... если бы я не заразил своим энтузиазмом друзей, то не было бы и Ballet Russes, и всей порожденной их успехом “балетомании”». Действительно, Сергей Дягилев, главный из друзей Александра Бенуа, покорил русской балетной избыточностью целый мир. Кроме России и ее преемника СССР. На родине «Спящей красавицы» имелся свой взгляд на балетный театр - в нем, как и в советской жизни, не было места излишествам, умеренность и аккуратность академической классики стали аксиомой на долгие десятилетия.

Пока накануне XXI столетия Сергей Вихарев не совершил два своих исторических подвига: первым в России прочитал хореографический текст балета, расшифровав добытые из Гарвардского университета записи современника Петипа, режиссера Императорского балета Николая Сергеева. И пробил стену консерватизма в родном Мариинском театре, добившись восстановления исторического облика спектакля на сцене, где эталоном почиталось скудное благообразие постановки 1950-х годов. Вихаревская «Спящая» предстала ошеломляющим каскадом аттракционов. В их галопирующем потоке оказались уравнены в правах знакомые классические ансамбли и невиданно затейливые костюмы Ивана Всеволожского; горящие камины, бьющие настоящей водой фонтаны и виртуозные антраша Голубой птицы. Грандиозный вальс цветов, как и 100 лет назад, танцевали 72 человека, многолюдные шествия сказочных персонажей конкурировали со скрипичным соло восстановленного музыкального антракта, и в конечном счете прима-балерина оказалась лишь одной из деталей сложной конструкции феерического балета.

И если бы Сергей Вихарев не создал в жизни ничего, кроме этой великой реконструкции, его имя все равно было бы вписано в балетные анналы. Однако его влияние на балетный мир неизмеримо шире и разнообразнее. Поступив в Мариинсий театр в 1980-м, он опередил время на два десятилетия, оказавшись одиноким виртуозом-стилистом среди поколения безнадежного героического балетного застоя. Но ему повезло: Мариинский (тогда еще Кировский) театр начинал меняться, и убежденный «классик», купавшийся в хитросплетениях самых изощренных комбинаций, нашел свою нишу в его огромном репертуаре: в балетах Бурнонвиля и Баланчина, в романтической «Жизели» и стилизованной «Шопениане», в тогда еще стерильной «Спящей» и мирискусническом фокинском «Карнавале».

К концу исполнительской карьеры проявился еще один дар Вихарева: он оказался потрясающим педагогом, способным превратить в бабочку даже медведицу. В Мариинском театре своих педагогов было пруд пруди, фантастическая «Спящая» Вихарева резала консерваторам глаза, его реконструкцию «Баядерки» в театре приняли в штыки, и столичный эстет отправился в Новосибирск. Годы его руководства (1999–2005) стали золотым веком Новосибирского балета: труппа затанцевала как никогда, на постановки самого Вихарева съезжались балетоманы со всей России. Новосибирская реконструкция старинной «Коппелии» была признана эталонной, завоевала «Золотую маску». Большой театр выпросил у Вихарева ее копию и, получив из рук балетмейстера, преобразился: затанцевал изящно, грациозно, тонко и точно.

Так было повсюду, где бы он ни появился,- в Астане, Токио, Милане. Грандиозная реконструкция старинной «Раймонды» стала мировым триумфом театра «Ла Скала». Вихарев, следуя за Петипа, поставил балет с имперским размахом, задействовав в спектакле не только всю труппу и балетную школу, но даже пожарных и навербованных с улицы статистов - под его руководством все они задвигались-затанцевали с куртуазностью истинных придворных.

На родине его уникальные дарования были востребованы едва ли на треть, но грядущий в 2018 году юбилей Петипа обещал переломить эту прискорбную практику. Уже этой осенью Большой театр пригласил Вихарева восстановить его образцовую «Коппелию», а через год он должен был стать одним из постановщиков грандиозного юбилейного гала Большого. Теперь праздниками Петипа займутся последователи (и отчасти оппоненты) Вихарева - Юрий Бурлака и Алексей Ратманский, тоже работающие с записями Сергеева и восстанавливающие облик старинных балетов. Правда, первый из них чрезмерно педантичен и лишен полета фантазии, а второй слишком увлечен хореографической стороной дела. Так что феерий у нас больше не будет: балетный маг исчез с этого света одним прыжком - безмерным и окончательным.

Татьяна Кузнецова

В прошлую пятницу, второго июня, на сайте Мариинского театра появилась информация о том, что известный балетмейстер-репетитор Сергей Вихарев ушел из жизни. Коллектив, с которым мужчина проработал десятилетие, приносил искренние соболезнования его родным и близким. Однако на протяжении нескольких дней ничего не сообщалось о причинах смерти деятеля искусства. Сегодня Следственное управление сообщило, что в минувшую пятницу Вихарев находился на приеме у стоматолога в одной из клиник Санкт-Петербурга. По их информации, именно во время оказания медицинских услуг мужчина скончался.

По сообщениям СМИ, организм балетмейстера не выдержал введенной в вену анестезии – врачи не смогли вернуть его из медикаментозного сна. Вихарев обращался в клинику для того, чтобы удалить зубы и установить импланты. Медицинскую помощь мужчине оказывала бригада из трех человек. После того, как они заметили, что сердце Вихарева остановилось, его срочно реанимировали. Однако спасти пациента не удалось – спустя полчаса констатировали смерть.

«В настоящее время проводится комплекс проверочных мероприятий, направленных на выяснение всех обстоятельств произошедшего. Изъяты медицинские документы, назначена судебно-медицинская экспертиза с целью установления обстоятельств и причины смерти», - заключили в Следственном комитете.

Поклонники не могут поверить в кончину талантливого балетмейстера. Зрители восхищаются его постановками в главном театре Санкт-Петербурга. Они поспешили принести свои соболезнования родственникам артиста.

«Видел его первые постановки, хорошие», «Наши соболезнования родным выдающегося мастера балета», «Это имя очень много говорит тем, кто связан с балетом. И почти ничего, увы, широкой публике. Для балета в целом, и для Петербурга, и для отечественной культуры эта потеря невосполнима», «Жаль, когда люди умирают так рано», - писали неравнодушные в соцсетях.

Как сообщается, прощание с Сергеем Вихаревым пройдет восьмого июня в 10.30 в фойе бельэтажа Мариинского театра (историческая сцена). Чуть позже состоится церемония захоронения, сразу после прощания на Серафимовском кладбище.

Заслуженного артиста России и балетмейстера Мариинского театра Сергея Вихарева не стало 2 июня – мужчина скончался на 56 году жизни . В Мариинском театре смерть Вихарева назвали «скоропостижной». Больше – никаких подробностей. Ходили слухи о том, что он погиб на гастролях в Екатеринбурге . Дескать, не выдержало сердце...

Сегодня выяснилось, что артист скончался все-таки в Северной столице. В стоматологическом кресле.

В то утро он пришел на прием к зубному , чтобы удалить зубы и установить импланты. Операцию планировали заранее.

Улыбку Вихарева должны были преображать три медика – под общим наркозом. Но как только пациенту ввели препарат (речь идет об анестетике пропофол), он перестал подавать признаки жизни. Остановилось дыхание, затем – сердце.

Реаниматологи пытались откачать 55-летнего мужчину. Тщетно. Около тридцати минут врачи старались вернуть мужчину к жизни, но его сердце так и не забилось. В итоге медики констатировали смерть.

Следователи ГСУ СК Росссии по Петербургу проводят проверку. Назначено несколько экспертиз, изъяты медицинские документы. Сыщикам предстоит выяснить, от чего именно наступила смерть мужчины в расцвете сил. По информации «КП », у Вихарева могли быть проблемы с сердцем.

Прощание с Сергеем Вихаревым пройдет в Мариинском театре 8 июня. Балетмейстера похоронят на Серафимовском кладбище.

«Комсомолка» следит за развитием событий.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Главный реаниматолог-анестезиолог Министерства здравоохранения РФ Игорь МОЛЧАНОВ:

– Для предупреждения аналогичных случаев есть нормативная база и четкие инструкции, в том числе предварительная диагностика пациента. Чаще всего такие инциденты происходят либо по причине индивидуальной непереносимости препарата, либо от неправильных действий врачей. Других вариантов тут быть не может! Что касается анестетика, то сваливать вину на него я бы не стал. Пропофол – очень популярный препарат для наркоза. Он не опаснее своих аналогов, более того – это один из лучших препаратов в этой области! Главное, чтобы его применяли в специализированных условиях. А такие должны быть во всех стоматологических клиниках.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Сергей Вихарев не первый петербуржец, погибший на приеме у зубного. Аналогичный случай произошел 6 июня в одной из стоматологических клиник на улице Маршала Казакова : там скончалась 71 летняя пенсионерка. Следов насилия на теле пожилой женщины не обнаружили. Труп находится в морге, причины смерти устанавливаются.

Еще один трагический инцидент произошел в 2012 году, когда родители привели в одну из частных клиник 3-летнюю дочку. Малышка боялась лечения, поэтому ей решили сделать наркоз. Как итог – анафилактический шок, два дня в реанимации, остановка сердца. Оказалось, у ребенка было редкое генетическое заболевание, несовместимое с компонентами наркоза.

Похожий случай произошел в 2013 году – на приеме у зубного умерла 42-летняя петербурженка. События развивались по той же схеме – анестезия, затем смерть. Оказалось, что у женщины была сильная аллергия на активные вещества медицинского препарата.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Друзья – о Сергее Вихареве: В жизни он бы невероятно обаятельный и остроумный!

В феврале балетмейстер отметил 55-летие и был полон планов на жизнь.

– Он был фантастическим танцовщиком, с невероятным чувством стиля, – рассказывают друзья Сергея Вихарева. – И он был одарен как педагог, восстанавливал легендарные балеты Мариуса Петипа . Благодаря ему мы увидели все их великолепие и роскошь. В будущем году будут отмечать 200-летие Петипа (француз из Марселя, посвятивший жизнь Петербургу, родился 12 марта 1818 года. – Ред .), и у Сергея Вихарева были огромные планы в связи с этим. Он был уникальным танцовщиком и хореографом, поэтому так невосполнима эта потеря для всего балетного мира.

В жизни – невероятно обаятельный, остроумный, беззлобный, щедрый. Безумно, катастрофически жаль. Он только-только в феврале отметил 55-летие…

СПРАВКА «КП»

После окончания хореографического училища имени Вагановой в 1980 году его приняли в труппу Ленинградского театра оперы и балеты имени Кирова , ныне Мариинский театр. Станцевал множество ролей в спектаклях классического репертуара: «Сильфида», «Спящая красавица», «Шопениана», «Жизель», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта». Танцевал в спектаклях Независимой труппы Аллы Сигаловой , а также в балетах Бориса Эйфмана , Александра Полубенцева , Вадима Карелина .

В Мариинском театре восстановил «Спящую красавицу», «Баядерку», «Пробуждение флоры», «Карнавал», «Петрушку», ставил танцы в опере «Жизнь за царя» и балетные сцены в опере «Джоконда » в Италии , много работал в Астане и Токио , в Ла Скала поставил «Раймонду» Петипа.

С 2007 года Сергей Вихарев – балетмейстер-репетитор Мариинского театра. Лауреат многих международных конкурсов. Заслуженный артист России.

Артист скончался прямо в кресле врача

В балетной среде Петербурга траур. «2 июня на 56-м году жизни скоропостижно скончался балетмейстер-репетитор Мариинского театра, заслуженный артист России Сергей Геннадьевич Вихарев», - сухо и официально сообщает театр. В первых сообщениях говорилось, что Вихарев скончался в Екатеринбурге, где он в Театре оперы и балета работал над постановкой «Тщетная предосторожность». Однако петербургский СК сообщил, что балетмейстер скончался в стоматологической клинике в Санкт-Петербурге.

Июньским утром Вихарев отправился в частную стоматологию, где ему должны были ставить импланты. Операцию готовились провести несколько специалистов, пациенту ввели обезболивающее. Но организм Вихарева, очевидно, слишком резко отреагировал на препарат – балетмейстер впал в медикаментозную кому, из которой его, несмотря на получасовые реанимационные мероприятия, не удалось вывести. Следственный комитет оперативно начал проверку – из клиники изъяты все медицинские документы, назначена судмедэкспертиза для установления точных обстоятельств и причины смерти балетмейстера. По итогам будет принято процессуальное решение.

Вероятно, здесь имел место случай внезапной аллергической реакции на препарат, либо передозировка – это выяснят эксперты. Сама клиника у метро «Черная речка», где произошла трагедия, после сообщения СК не горит желанием рассказывать о произошедшем. Администратор сообщила корреспонденту «МК», что директор подготовит комментарий не раньше завтрашнего дня, и вообще у него сегодня не приемный день, хотя сама клиника работает.

Между тем коллеги и поклонники Вихарева скорбят из-за внезапной и невосполнимой утраты. «В это невозможно поверить, но это так, - пишет на странице балетмейстера в соцсети поклонница его таланта Елена Мошинская. - 2 июня 2017 года ушёл из жизни блистательный танцовщик, уникальный балетмейстер и замечательный педагог-репетитор Сергей Геннадьевич Вихарев. Ещё в декабре 2016 года на встрече в Театральном музее он рассказывал зрителям о своих творческих планах, коих было превеликое множество. Его уход для меня - личная трагедия. Забыть его невозможно!».

В сети выкладывают программки спектаклей 80-х годов с участием Вихарева, соболезнования поступают даже из-за океана. «Гарвардская Театральная коллекция скорбит о потере блестящего танцовщика и хореогрфа и удивительного человека. Как настоящий театральный волшебник, Сергей превратил страницы, полные загадочных значков, в живой театр, в сказку, которой нам бы всем наслаждаться и наслаждаться, - пишет на странице Вихарева хранитель балетных архивов Гарвардской Театральной коллекции Ирина Клягина. - Надеюсь, его постановка вернется на сцену Мариинского театра. Я лично оплакиваю уход чудесного, яркого, благородного и нежного человека. Попрощайтесь с ним, пожалуйста, в четверг от Гарвардской Театральной коллекции и от меня».

Прощание с балетмейстером пройдет 8 июня в 10:30 утра в фойе бельетажа исторического здания Мариинского театра. После прощания – церемония захоронения на Серафимовском кладбище.

Обстоятельства смерти стали известны только 6 июня. Ранее пресс-служба Мариинского театра подтвердила, что балетмейстер-репетитор, заслуженный артист РФ Сергей Вихарев ушел из жизни ещё в пятницу. Прощание пройдёт 8 июня в 10.30 в Фойе бельэтажа Мариинского театра (историческая сцена). Церемония захоронения - после прощания на Серафимовском кладбище.

Сергей Вихарев. Причина смерти
По факту смерти балетмейстера Мариинского театра следственный комитет проводит проверку. Дело в том, что 2 июня Сергей Вихарев находился на приёме у стоматолога, сообщает пресс-служба ведомства. Во время оказания стоматологической помощи ему ввели внутривенно обезболивающий препарат. Из медикаментозного сна Вихарева вывести не смогли, уточняет "Фонтанка ".

6 июня СМИ сообщили, что Сергей Вихарев пришел частную стоматологическую клинику в Приморском районе (недалеко от станции "Чёрная речка") утром 2 июня для удаления зубов и установки имплантов. Операцию проводила бригада из трех специалистов. Во время общего наркоза балетмейстер перестал дышать - остановилось его сердце. Через полчаса реанимационных мероприятий была констатирована смерть.

Следственными органами была проведена медицинская экспертиза. По факту проверки будет принято процессуальное решение. Дело может быть возбуждено по статье "оказание услуг ненадлежащего качества".

Сергей Вихарев. Мариинский театр. Биография

Сергей Вихарев окончил Ленинградское академическое хореографическое училище им. А.Я. Вагановой в 1980 году и был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (с 1992 - Мариинского театра). Первый исполнитель партий в балетах "Витязь в тигровой шкуре", "Броненосец Потемкин", "Петрушка". Также танцевал в балетах "Сильфида", "Спящая красавица", "Шопениана", "Жизель" и многих других, сообщается на сайте Мариинского театра.
Сергей Вихарев танцевал в балетах Б. Эйфмана, А. Полубенцева, В. Карелина. Участвовал в спектаклях Независимой труппы Аллы Сигаловой.

В 1987-1988 был педагогом-репетитором Донецкого государственного академического театра оперы и балета (ныне им. А.Б. Соловьяненко). В 1999-2006 являлся главным балетмейстером Новосибирского театра оперы и балета, где осуществил девять постановок.