М в добужинский художник биография. Объединение художников «Мир Искусства » никогда не выражало своей «идеологии», смело избегая каких - либо платформ

Мстислав Добужинский

Мстислав Валерианович Добужинский родился 2 августа 1875 г. в Новгороде в семье офицера (впоследствии генерал-майора) и оперной певицы. Вскоре после рождения сына его родители разошлись, и воспитанием Мстислава занялся отец. Именно он, сам одаренный талантом рисовальщика, впервые заметил художественные способности в сыне и начал приучать его к творчеству оригинальным способом: просил проиллюстрировать только что прочитанную книгу. Рисование скоро стало настоящей страстью Мстислава, и еще до гимназии он посещает рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств. Необходимую будущему художнику наблюдательность развивали постоянные переезды по месту службы отца - Кишинёв, Вильно, Тамбов, Петербург…

После окончания Виленской классической гимназии и первого курса юридического факультета Петербургского университета Мстислав дважды пытался поступить в Императорскую академию художеств, но не был принят и в 1899-м решил продолжать обучение в Мюнхене, в знаменитой художественной школе словенского живописца А. Ашбе. Именно Ашбе, полагавший, что талант каждого художника должен раскрываться индивидуально, без «подсказок» со стороны, придал Добужинскому уверенности в своих силах.

Вернувшись в 1901-м из Мюнхена в Петербург, Добужинский заинтересовался художественным объединением «Мир искусства» и вскоре стал самым молодым, но и одним из самых видных мирискусников. По собственному признанию мастера, в начале пути на него оказали большое влияние К. А. Сомов и А. Н. Бенуа, а также ведущие мастера модного тогда югендштиля. Городские пейзажи Добужинского 1900–1910-х гг. ярко передают образ Петербурга начала ХХ в. - странного, причудливого города, где архитектурная классика пушкинских времен соседствует с доходными домами в стиле модерн, проходными дворами, окраинными фабриками, обшарпанными заборами. Этот Петербург зыбок, призрачен, иногда даже пугающ. Так, на гуаши «Старый домик» (1905) трогательный деревянный особнячок зажат в кольцо несколькими бездушными каменными громадами. Одновременно создается и образ «нового горожанина» начала века - замкнутого, отгороженного от окружающего его мира. Таков «Человек в очках» (1906) - портрет критика и поэта К. А. Сюннерберга. Хрупкий немолодой интеллигент изображен на фоне унылого петербургского предместья - хаоса фабричных труб, огородов, безликих жилых многоэтажек. Скованная поза, непроницаемое лицо, «слепые» глаза за стеклами очков подчеркивают одиночество и враждебность человека бездушному, уродливому городу.

М. В. Добужинский. Художник О. Э. Браз. 1922 г.

Полнее всего талант Добужинского раскрылся в театре и книжной графике. После удачных дебютов в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской в 1909 г. его приглашает в Московский Художественный театр К. С. Станиславский - оформить постановку «Месяца в деревне» И. С. Тургенева. Безусловной вершиной Добужинского - театрального художника считаются декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по «Бесам» Ф. М. Достоевского. «Лучшего живописца трудно пожелать», - отзывался Станиславский о Добужинском. Книги художник начал оформлять в 1906-м («Станционный смотритель» А. С. Пушкина). Впоследствии именно Пушкин стал его любимым «героем» - Добужинский создал иллюстрации к «Барышне-крестьянке», «Графу Нулину», «Скупому рыцарю». Успешно пробовал он себя и в карикатуре, и в оформлении почтовых открыток.

В 1906–1911 гг. Добужинский преподавал в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, в 1911–14 гг. - в Новой художественной мастерской при Петербургском университете. Первая мировая война застала художника в Лондоне. Вернувшись на родину, он создал цикл фронтовых зарисовок, а с 1916-го служил в Главном управлении Красного Креста.

Февральскую революцию Добужинский, как и большинство его современников, принял восторженно, в марте 1917-го начал сотрудничать в Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов. Благожелательно он встретил и октябрьские события: активно участвовал в оформлении революционных праздников, стоял у истоков Театра трагедии, где заведовал художественной частью. В ноябре 1918 г. по заданию отдела изобразительного искусства Северо-Западного округа художник выехал в Витебск, где жил и работал около года. За это время им были основаны Витебский художественный музей и Витебское художественное училище (20 декабря 1918 г. Добужинский стал его первым директором). В ноябре 1919 г. в Петрограде Добужинский создал собственную художественную студию, параллельно преподавал в Петроградском Доме искусств и Академии художеств, писал декорации для Большого драматического театра, создал великолепный цикл литографий «Петроград в 1921 году» - своего рода летопись голодного, скованного холодом города первых лет Советской власти. К этому времени относятся и многочисленные стихотворения Добужинского (первые стихи он написал еще в 1903-м). Большим поэтом ему не суждено было стать, и единственный сборник «Тайны» так и остался неизданным.

В 1923-м Добужинский отправился в зарубежную командировку - сначала в Германию, где в Дрезденской опере он ставит оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, затем в Литву. В 1924 г. при поддержке знаменитого поэта-символиста, посла Литвы в СССР Ю. Балтрушайтиса Добужинский получил литовское гражданство. Этот выбор был связан с тем, что род Добужинских имел литовские корни - сам художник связывал происхождение своей фамилии с деревней Дабужяй, что недалеко от Укмярге. В отличие от большинства других русских эмигрантов, воспринимавших свое изгнание как «нравственную и физическую каторгу», а страну, давшую им приют, - как «неродную мать», Добужинский глубоко и искренне любил Литву, посвятил ей немало картин и стихотворений, мечтал о том, чтобы город Вильно, в 1920–1930-х входивший в состав Польши, стал литовским Вильнюсом. Художник даже вошел в состав комиссии по созданию государственного герба молодой республики.

1926–1929 годы Добужинский проводит в Париже, сотрудничая с «Летучей мышью» Никиты Балиева и преподавая в Школе декоративного искусства, а с 1929 г. работает главным художником Литовского государственного театра в Каунасе - тогдашней столице Литвы. В это время им были оформлены спектакли «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Радзивилл Перкунас» Ю. Карнавичюса. Мастера часто приглашали и другие театры - брюссельские «Де ля Моннэ» и «Да Парк», амстердамский «Рикка Хоппер», Латвийская национальная опера, Чехословацкий национальный театр. В 1928-м состоялся дебют Добужинского в кино - им был оформлен французский фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля».

Именно к 1920-м гг. относятся высшие достижения Добужинского - книжного графика. Это иллюстрации к «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина и «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922) и «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925). Замечательны также его рисунки к детским книгам - «Примусу» О. Э. Мандельштама и «Бармалею» К. И. Чуковского (1925). К художнику приходит международная слава: его работы выставляются в Амстердаме, Копенгагене, дважды - в Брюсселе и Париже, трижды - в Риге, а ставший ему родным Каунас устраивал выставки Добужинского целых шесть раз.

В 1939 г. Михаил Чехов пригласил художника в США для оформления спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Вернуться в Европу не позволила начавшаяся Вторая мировая война. В январе 1940-го 64-летний мастер успешно сдал экзамены на театрального художника-декоратора и начал профессиональную карьеру в Америке. К наиболее значимым постановкам военных лет относятся посвященный «Храбрым русским солдатам Второй мировой войны» балет «Русский солдат» С. С. Прокофьева (1941) и «Бал-маскарад» Д. Верди (1942). В 1945-м Добужинский дебютировал в качестве либреттиста - им был создан балет на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Д. Шостаковича, выполнены эскизы декораций к этому балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. К сожалению, эта постановка не была осуществлена.

После войны старый художник жил попеременно в Нью-Йорке и Европе - Риме, Париже, Лондоне. Он успешно работал в миланском театре Ла Скала, неаполитанском Сан-Карло, лондонском «Рамбер Мари». В 1950-х его выставки не раз проходили в крупнейших залах Европы и Америки. А вот на родине о нем практически не вспоминали - первая выставка Добужинского в СССР состоялась только в 1963 г. в Вильнюсе. Московская публика увидела работы мастера еще позже, в 1975-м.

Но до этого момента художнику не суждено было дожить. В ноябре 1957 г. 82-летний Добужинский направился в США, чтобы обменять паспорт. Во время плавания он тяжело заболел и 20 ноября скончался в Нью-Йорке, в квартире своего младшего сына. Могила Добужинского находится на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

МСТИСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ РОСТРОПОВИЧ /1927/ 27 марта 1927 года в Баку у супругов Ростроповичей родился сын Мстислав. Его отец был преподавателем Бакинской консерватории, поэтому Леопольд Витольдович, рано заметивший музыкальные способности сына, и стал его первым учителем.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЯ) автора БСЭ

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская Величайший музыкант современности Мстислав Ростропович родился в 1927 году в Баку. Его отец, Леопольд Витольдович, преподавал в Бакинской консерватории. Стремление дать детям лучшее образование побудило семью переехать в

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги 100 великих русских эмигрантов автора

Мстислав Келдыш В 1998 году многие информационные агентства сообщили о следующей дате: 20 лет назад в собственном гараже, отравившись выхлопными газами, покончил жизнь самоубийством самый талантливый ученый XX века в области прикладной математики, всемирно известный

Из книги 100 великих подвигов России автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Мстислав Келдыш В 1998 году многие информационные агентства сообщили о следующей дате: 20 лет назад в собственном гараже, отравившись выхлопными газами, покончил жизнь самоубийством самый талантливый ученый XX века в области прикладной математики, всемирно известный

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Мстислав Ростропович (1927–2007) Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 г. в Баку в семье известного виолончелиста, профессора Азербайджанской консерватории Леопольда Витольдовича Ростроповича и его жены Софьи Николаевны, урожденной Федотовой. Семья

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

С пистолетом на пулемет: Виктор Покровский, Мстислав Плонский 18 июля 1915 г.Виктор Леонидович Покровский родился 14 сентября 1889 года в Нижегородской губернии. В 1906 г. закончил Одесский кадетский корпус, в 1909-м - Павловское военное училище. С 6 августа 1909 г. служил в 10-м

Из книги автора

Из книги автора

Мстислав Владимирович Mstislav Vladimirovich 1125-1132 Мстислав Владимирович - старший сын Мономаха - после смерти отца занял киевский престол. Его правление было недолгим, но славным.Половцы, укрощенные Мономахом, узнав о его смерти, напали на Русь, но Мстислав, получивший ратный

Название картины: Провинция 1830-ых . 1907-09


Биография Добужинского

ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ (1875-1957), русский художник. Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера. Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии Добужинского. Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884-1885), а также (1899-1901) в Мюнхене у А.Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш.Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Член «Мира искусства» с 1902. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918-1919 в Витебске, в 1924-1926 и 1929-1938 в Каунасе, в 1926-1929 в Париже, в 1938-1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету - Человек в очках (портрет поэта и критика К.А.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905-1906, Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900-1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде гигантского паука; «Золотое руно», 1907); помимо «Золотого руна» он работал для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов. Его книжно-журнальному дизайну бывает, однако, присущ и юмор, и затейливое, игровое узорочье. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров; среди них - оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1923) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1925).

Добужинский был и выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом. Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976, в Москве в 1987).

. 1902

Двор . 1903


. 1903


. 1904

. 1905

. 1905


. 1905


. 1905


. 1905


. 1906-07

. 1906

. 1906


. 1908

. 1915?


. 1910


. 1911


. 1912


Воронеж. Ворота . 1912


Поцелуй (Двое в городе) . 1918

. 1919


. 1920


Из жизни Петрограда 1920 года . 1920


. 1924


Иллюстрация к повести Достоевского «Белые ночи» . 1922

Зеленая диванная. Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне» . 1909


Сад. Эскиз декорации к балету Глазунова «Раймонда» . 1933


Грот. Эскиз декорации к опере Вагнера «Тангейзер» . 1930


"Автопортрет"

Мстислав Валерианович Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899.



Закончив университет, Добужинский поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена. Вернувшись в 1901 в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей.

"Умиротворение". 1905

Дебютировал Добужинский в графике: рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX века. Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.


«Городские типы (Гримасы города)». 1908

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал сначалав частной художественной школе Званцевой вместе с Бакстом , затем в других учебных заведениях. После 1917 доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять хранителем Эрмитажа и читать популярные лекции по искусству.

В 1907 начались переговоры Станиславского и Немировича-Данченко с деятелями «Мира искусства» о творческом сотрудничестве. Выбор мхатовцев пал на Мстислава Валериановича Добужинского, возможно, потому, что в его творчестве ощущалось то необходимое для театральных принципов сочетание достаточной умеренности стиля с декоративностью, удивительной способности передать настроение несколькими деталями с чувством композиции и ритма. Так возникла идея постановки тургеневской пьесы «Месяц в деревне» со сценографией Добужинского.

«Весна 1908». Эскиз-вариант виньетки для журнала Аполлон. 1909

Станиславский поставил перед художником задачу: «чтобы декорация отвечала духу пьесы и смыслу ее - в данном случае - картине уютной и тихой помещичьей жизни, где в доме все места «насижены», всё устойчиво и куда врывается буря...»

Результатом совместной работы стал блестящий спектакль, премьера которого состоялась в 1909. О спектакле емко сказал тонкий знаток прекрасного Муратов:

«... в быте того времени было понято нечто большее, чем исторический характер, - было понято и показано зрителям то прекрасное, что составляло его душу» .

"Зеленая диванная". Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне». 1909

Дебютировав на театральной сцене в 1907 (средневековая пастурель Адама де ла Аля «Игра о Робене и Марион», поставленная Евреиновым в «Старинном театре»), Добужинский после успеха спектакля «Месяц в деревне» активно работал в жанре сценографии, продолжая оформлять спектакли МХТ.


«Провинция. Воронеж». 1912

С 1914 Мстислав Добужинский начал сотрудничать с Дягилевым, участвуя в постановке ряда балетов. Первым опытом работы на оперных подмостках стал «Фауст» в Государственном Большом оперном театре (бывший петербургский Народный дом). Этим спектакль (постановка Грановского, дирижер Самосуд) 29 апреля 1919 ознаменовал открытие обновленного музыкального театра. Однако, до эмиграции Добужинский более в опере не работал.



В 1923 Добужинский уезжает из России и перебирается по совету друга, поэта Балтрушайтиса в Каунас, на родину предков. Начинается 15-летний литовский период творчества мастера, прерываемый лишь кратковременными выездами за рубеж. Именно в это время им созданы работы, которые по праву могут считаться значительными достижениями в области музыкального театра .

Эскиз декорации к опере Вагнера "Тангейзер"

В 1924 году Добужинский участвует в постановке «Евгения Онегина» в Дрезденской опере, которую осуществил выдающийся дирижер Добровейн. В 1925 он оформил спектакль в Каунасском театре: «Пиковая дама» , который имел оглушительный успех, во многом, благодаря художнику. На премьере Добужинского многократно вызывали, что само по себе было редким явлением.

Эскиз костюма к опере "Пиковая дама"

В 1929-30 одна за другой следуют каунасские постановки «Паяцев» (1929), «Бориса Годунова», «Андре Шенье» Джордано и «Тангейзера» (все в 1930). Особой зрелищностью и стильностью выделялись декорации к вагнеровской опере. В них ощущается сочетание современной декоративности с изысканной музыкальностью живописного письма. Но вершиной оперной сценографии Добужинского по праву может считаться моцартовский «Дон Жуан» (1933, Каунас). Сочетание черно-красной живописной фактуры с белым каллиграфическим узором рисунка поверх нее бесподобно передает характер музыкальных «кружев» зальцбургского гения, его «веселой драмы».

Эскиз декорации к опере "Пиковая дама"

Среди других работ художника в Каунасском театре «Луиза» Шарпантье (1932), «Вертер» (1934), «Князь Игорь» (1934), «Евгений Онегин» (1935), «Лоэнгрин» (1937), «Русалка» Дворжака (1937), «Манон» (1939).

Из спектаклей на других сценах можно отметить «Пиковую даму» в «Театре де ла Монне» Брюсселя (1931) в постановке, с участием знаменитого тенора украинского происхождения Иосифа Рогачевского и лондонского «Бориса Годунова» (1935).

Эскиз декорации к опере Мусоргкого "Борис Годенов"

Из-за националистических демаршей рижской художественной интеллигенции, к сожалению, осталась не поставленной на сцене Латвийской национальной оперы «Волшебная флейта», создаваемая в соавторстве с великим режиссером Михаилом Чеховым. Ряд эскизов к этому спектаклю хранится в Риге, Лондоне и Париже.

Эскиз декорации к опере Гуно "Фауст"

В 1939 году завершился литовский период творчества Добужинского. М. Чехов, с которым художника связывала творческая дружба, предложил ему совместную работу в Англии в своем театре над постановкой «Бесов» по роману Достоевского. Однако, начавшаяся мировая война, бомбардировки Лондона, сделали её невозможной Владелец театра решил перевести его в Америку. Так начался последний, американский период творчества Добужинского. До конца жизни он прожил в США, временами выезжая в Европу. Активность Добужинского на поприще музыкального театра в Америке была не так велика. Тем не менее, ряд постановок заслуживают внимания. В 1940 для театра «Метрополитен» он оформил спектакль «Бал-маскарад» (дирижер Купер).

Эскиз декорации к опере Верди "Бал-маскарад"

В нью-йоркской «Новой оперной компании» вместе с Чеховым в 1942 Мстислав Валерианович Добужинский осуществил постановку «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. К 1947 относятся эскизы неосуществленной «Войны и мира» Прокофьева. Эти работы несут черты позднего, более «сурового» стиля Добужинского , на которого несомненное влияние оказала война и жизнь на чужбине. Это особенно касается эскиза занавеса «Война» к «Войне и миру». И даже занавес «Мир», несмотря на достаточно светлую палитру, выглядит несколько тяжеловесным и многословным.

Среди последних работ Добужинского в опере - «Воццек» Берга в Нью-Йоркской опере (1952), постановка осуществлялась совместно с Комиссаржевским, с которым в начале века Мстислав Валерианович начинал творческую деятельность в театре.

belcanto.ru ›dobuzhinsky.html



Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский (1875, Новгород - 1957, Нью-Йорк) - русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.

Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка, певица и либералка уехала. Отец забрал сына на воспитание, и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885-1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899-1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.

Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса .

Первый директор Витебского художественного училища (1919).

Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 года был профессором Академии художеств в Петрограде.

В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из СССР. В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год - для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». С 1929 года Добужинский был ведущим художником литовского Государственного театра (Каунас). Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.

Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» № 536 (Великая Ложа Франции). Посвящён в степень ученика - 20 октября 1927 года, возведён в степень подмастерья - 21 июня 1928, в степень мастера - 17 января 1929 года. Оставался членом ложи по 1938 год.

С 1939 года жил в США. Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому.

Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Жена (с 1899 года) - Елизавета Осиповна Волькенштейн (26 июля 1876 - 12 октября 1965), племянница известных адвокатов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859-1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858-1935), гимназических товарищей А. П. Чехова; двоюродная сестра драматурга В. М. Волькенштейна, адвоката Ф. А. Волькенштейна и публициста О. А. Волькенштейн.

В начале творческого пути (1902-1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века - А. Н. Бенуа и К. А. Сомова . По стилю Добужинский был близок к символистам.

По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» - закоулки, дворы и тому подобное.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»). Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.

Добужинский работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.

В 1941 году Добужинский писал декорации для балета Михаила Фокина «Русский солдат».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Б. Григорьев. Портрет М.В.Добужинского. 1917

Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский (1875-1957) - живописец, график, мастер городского пейзажа, входил в объединение «Мир искусства», иллюстратор, театральный художник, художественный критик, мемуарист. Первый директор Витебского Народного художественного училища .

Биография

Родился в Новгороде 2(14) августа 1875 в семье офицера-артиллериста. После гимназии учился в частных студиях Петербурга и Мюнхена. С 1902 года в "Мире искусства". Прославился как график своими работами в журналах. Преподавал рисунок в петербургской частной студии Званцевой. В этой школе у него учились А. Ромм (1908-1910) и М.Шагал (1909-1910)

В ноябре 1918 Добужинский по заданию Отдела изобразительных искусств при Комиссариате северо-западных областей прибыл в Витебск организовывать Народное художественное училище.
Возможно, к этому его подтолкнуло то, что в Витебске всё еще оставался отец художника, генерал-лейтенант Добужинский Валериан Петрович (24.06.1844- 27.06.1921, Вильно), служивший и.д. помощника начальника окружного арт. управления Двинского военного округа . Только в самом начале 1919 генерал перебрался в Вильно (он был родом из Литвы).

В конце декабря 1918 М. Добужинский официально вступил в должность директора училища , а уже в начале февраля 1919 вернулся в Петроград, где всё это время оставалась его семья. Официально он числился заведующим ВХУ до 15 марта. После него эту должность занял Марк Шагал, до этого бывший руководителем живописной мастерской. (Хотя в списке служащих ВХУ, датированном мартом-апрелем 1919, должность заведующего училищем занимал И.Х.Тильберг .)

По документам за время пребывания в Витебске М.Добужинский заседал в декабре в жюри конкурса вывесок для школ, оформил сцену в городском театре в память об К.Либкнехте (убит 15 января 1919) и участвовал в торжественном открытии Народное художественного училища 28 янв 1919.
Так же осталось несколько рисунков и акварелей с видами зимнего Витебска, подписанных 1919 и 1923 годами.

С 1925 года Добужинский жил в Литве, а позже в Англии, Франции, США. Занимался оформлением спектаклей. Умер 20.11.1957 в Нью-Йорке.

Галерея

Примечания

Источники

  • Николай Гугнин. Из истории Витебской художественной школы. Шагаловский сборник. Материалы I-V Шагаловских дней в Витебске (1991-1995). Витебск: издатель Н. А. Паньков, 1996. С. 101-115.
  • Воспоминания Г.Я. Юдина. Записала Алла Никитина. Бюллетень Музея Марка Шагала. Выпуск 19-20. Витебск: Витебская областная типография, 2011. С. 33-43.
  • Изобразительное искусство Витебска 1918-1923 гг. в местной периодической печати/ сост. В.А.Шишанов. - Минск: Медисонт, 2010. - 264 с.
  • Ян Брук. Марк Шагал и Александр Ромм. Письма М.Шагала к А. Ромму. 1910 - 1915. Шагаловский сборник. Вып. 3. Материалы X -X IV Шагаловских чтений в Витебске (2000-2004). Минск: Рифтур 2008. С. 19-26.
  • Двинский военный округ на театре военных действий (1914 - 1918)
  • Лисов А.Г. «М.В.Добужинский в Витебске»/А.Г.Лисов//Малевич. Классический авангард. Витебск -12; – Мн.: Экономпресс, 2010.- С. 36-56