Кто сказал «не хочу учиться, а хочу жениться»? Не хочу учиться, хочу жениться, или как менялось образование в россии.

Вопросы обучения и воспитания всегда были и остаются актуальными для любого общества. Поэтому лучшая комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», написанная им еще в 1782 году, до сих пор является востребованной. Ее ставят в театрах, обсуждают в школе, а нерадивых детей частенько называют недорослями или Митрофанушками, по имени главного героя пьесы, которое стало почти нарицательным… Надо сказать, что школьники вполне объективно воспринимают этого вымышленного героя, в котором, увы, довольно часто угадываются черты наших юных современников:

Всем известный Митрофан
Говорил своей маман:
«Не хочу учиться, а хочу жениться».
Легче неучем прожить,
С головою не дружить.
Жизнь у всех у нас одна.
Для того ль она дана? (Из школьного сочинения)

Премьера «Недоросля» состоялась в Петербурге и имела большой успех. Поговаривали, будто после спектакля к Фонвизину подошёл сам князь Потемкин, который якобы был в восторге от пьесы, и сказал автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Но исследователи отрицают этот факт, потому что Потёмкина в этот момент не было в Петербурге. Но кто-то же это сказал! Поэтому есть и другая версия — что эти слова принадлежат знаменитому в то время поэту Державину. К слову, Николай Васильевич Гоголь, будучи учащимся Нежинской гимназии, часто принимал участие в студенческих постановках и в пьесе «Недоросль» играл роль Простаковой, матери Митрофанушки.

Эту фразу мы знаем с детства, а откуда она, многие уже хорошенько подзабыли.Давненько не освежали мы в памяти бессмертное произведение Фонвизина "Недоросль", которое с таким интересом читали и изучали еще в школе. Современным детишкам - школьникам повезло - оперетта-водевиль А. Журбина по пьесе Д. Фонвизина "Недоросль" поставлена и идёт в Московском Государственном музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачёва. И как мастерски и с огоньком поставлена!

Немного о создании пьесы написано в . Сюжет же намного превосходит авторский замысел. В спектакле показано, как граф Правдин (Олег Зимин), помощник Екатерины II (Засл.артистка Анна Альт), российской императрицы, читает ей произведение некоего сочинителя, Дениса Ивановича Фонвизина - комедию "Недоросль".

На фоне беззаботно пляшущих с птичками крестьянок, патриархальных видов деревенского быта, всё на первый взгляд вполне себе достойно. Но постепенно происходит понимание бесправия и полной зависимости людей от прихоти их владелицы, помещицы Простаковой. Автор подверг осуждению в комедийной высмеивающей форме традиционное дворянское воспитание, проявления «злонравия», «дикости» провинциального дворянства.

Персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан - «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья - «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Под воздействием чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей нынешние школьники находились во время спектакля в оцепенении. Некоторые были очень поражены, все безотрывно следили за действием. В зале были курсанты военного училища в красивой форме, как девочки, так и мальчики. Благодаря живости музыкального диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться - хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды») действие перекликалось с современностью. Имена Митрофанушки (Сергей Каныгин) и Простаковой (Ирина Химина) давно стали нарицательными. Многие пороки (лень, жадность, злобность) и сейчас стараются искоренить.

Однако, никто не ожидал, что забитый, не имеющий права голоса, муж помещицы, Простаков (Евгений Башлыков) в конце пьесы исполнит целую арию с признанием в любви к супруге и пропоет, как она была хороша и мила в юности. Вот откуда берутся злобные стервы!

Все персонажи были понятными, прекрасными танцорами и певцами. Учителя Митрофанушки, Цыфиркин (Юрий Красов) и Кутейкин (Наталья Кармелюк), а также бесподобный Вральман (Григорий Захарьев) доставили много удовольствия и смеха своим видом, игрой. Особенно парочка Вральман и Еремеевна(Засл.артистка России Наталья Замниборщ), нянька Митрофанушки со своей как бы любовной историей заставили посмеяться от души не только школьников, но всех до одного взрослых в зале. Вральман выделывал такие коленца в задорном сумасшедшем танце с Еремеевной, что хотелось тоже пуститься в пляс.

Колоритной личностью, даже более симпатичной, чем отвратительной оказался Скотинин (Сергей Рязанов), такой он был обаятельный, что к нему я прониклась симпатией, несмотря на отрицательность его роли. Его любовь к свиньям
воплотилась в веселый танец, над которым мы тоже от души повеселились.

В танце участвовали все актеры - крестьяне Простаковых, среди которых был и Тришка, пошивший Митрофанушке прекрасный кафтан, который тут же злобная помещица объявила негодным и Тришку наказали. О костюмах надо сказать отдельно - таких великолепных платьев в народном стиле, сделанных из восхитительного материала, очень похожего на домотканый лён, я не видела ни в одном театре. А эти льняные волосы героев комедии, косы до пола девушек и буйные бороды мужчин - просто восторг. Такая находка и мастерство костюмеров и художников по костюмам! Льняные стёганые сарафаны и смоделированные из различных тканей рубахи и камзолы были чудесны.

Еще очень понравились музыкальные партии героев комедии. Все слова были понятны, голоса подобраны с большим вкусом. Несмотря на то, что в первом отделении пели без микрофонов под аккомпанемент фортепиано (что-то случилось со звуком), было слышно и понятно каждое слово. Особенно мне понравились женские голоса всех актрис - начиная с императрицы и всех-всех-всех, включая Еремеевну, которая была просто великолепна.

Прекрасные голоса молодой влюбленной пары Милона (Константин Скрипалёв) и Софьи (Жанна Андреева), которая заливалась соловьём, заставили меня прослезиться, когда они исполняли свой лирический дуэт. Комедия заблистала новыми оттенками в руках коллектива театра. Во втором отделении включился оркестр, доставивший своей игрой большое удовольствие. Особенно мне понравились духовые с их бархатным, мягким звуком.

Конечно, во времена Фонвизина не могли и мечтать о такой оперетте, которую подарил нам Театр под руководством Геннадия Чихачёва, иначе бы не посмели запретить такую роскошную вещь. Постановка тогда была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И. А. Дмитревский, Правдина - К. И. Гамбуров, Цыфиркина - А. М. Крутицкий, Скотинина - С. Е. Рахманов.


Иван Афанасьевич Дмитревский (1734–1821), актер, драматург, переводчик, в роли Стародума в спектакле «Недоросль». Портрет работы неизвестного художника. 1780-е годы /

О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при её первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Уже 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса. Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок. В 1926 году режиссёр Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам.

Вскоре Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. Она надолго запретила к постановке произведения автора.

О предстоящей премьере я узнала в сообществе

Не хочу учиться, хочу жениться. Ср. Часъ моей воли пришелъ: не хочу учиться, хочу жениться. Ты жъ меня взманила, пеняй на себя. Фонвизинъ. Недоросль. 3, 7. Митрофанъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Не хочу учиться, хочу жениться. См. УЧЕНЬЕ НАУКА …

Ср. Час моей воли пришел: не хочу учится, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Фонвизин. Недоросль. 3, 7. Митрофан … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

- (хочу, хочешь) что, чего. хотить (хочу, хотишь) южн., зап., костр. желать, волить, иметь охоту, охотиться, стремиться, побуждаться к чему, намереваться, собираться. Хочу половина могу, твердая воля. Не хочу есть, сыт. Не хочу учиться, хочу… … Толковый словарь Даля

Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Идти в науку терпеть муку. Без муки нет и науки. Учить в долбежку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Кто по толкам, а кто по складам.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Недоросль Жанр: комедия

Юмористический поэт и сотрудник разных журналов. Род. в Ярославской губ. 15 июля 1841; ум. в Москве 26 окт. 1891 г. Потомок старинного дворянского рода, он за заслуги отца, состоявшего членом Комитета о раненых, был после его смерти помещен… … Большая биографическая энциклопедия

Фонвизин Д.И. Фонвизин Денис Иванович (1744 1792) Русский писатель, драматург, публицист. Афоризмы, цитаты Фонвизин Д.И. биография Слава Богу, что на вранье пошлин нет! Ведь куда бы какое всем нам было разорение! Начинаются чины перестает… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Недоросль: пьесы, проза , Фонвизин Денис Иванович. Ничего обидного в слове "недоросль" в России Х VIII века не было - так именовали несовершеннолетних дворян, еще не поступивших на государеву службу. Но вот написал Денис Иванович Фонвизин…
  • Недоросль (аудиокнига МР 3) , Д. И. Фонвизин. "Недоросль" - шедевр русской драматургии, бессмертная комедия, знакомая нам еще со школьных лет. В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество.…

Не хочу учиться,
хочу жениться!»
«Недоросль» Д.И. Фонвизин.
Многие люди знают комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».Именно эта пьеса принесла своему автору мировую известность. Ведь именно в ней как нельзя лучше высмеиваются образы помещиков того времени и их отношение к старшим по званию, к близким и к подчинённым, в том числе и к крестьянам. Особенное внимание автор уделяет самому Недорослю, чьё настоящие имя – Митрофан. Он является сыном помещиков Простаковых. Ему около шестнадцати лет, он ещё не женат и не был зачислен в армию. И именно Митрофан является главным объектом сатиры Фонвизина.
По поведению человека обычно становится понятно, как его воспитывали. Воспитание митрофана оставляет желать лучшего. Возникает такое впечатление, будто Простаковы не просто не занимались его воспитанием, но и даже наоборот, учили его грубости, бессердечности и деспотизму. Г-жа Простаковы считает обучение подростков, в том и Митрофанушки, тягостной обузой, но просто вынуждена нанимать ему учителей, так как образование для дворянских детей тогда было обязательным. Но Митрофан растёт эгоистом и бездельником.
Преподаватели Недоросля стараются научить его хоть чему-нибудь, однако Митрофан даже не старается проявить себя ни в одной науке. Но и сами учителя обладают немногими знаниями. Одним из них был кучер, другой – дьячок в церкви.
Да и поведение Недоросля тоже, мягко говоря, не самое хорошее. Он постоянно грубит своей няне Еремеевне, обзывает её «старой хрычовкой» и другими ругательствами. Да и своих учителей он не очень-то жалует. В камеди «Недоросль» именно учителя слушаются Митрофана. а не наоборот. Создаётся ощущение, что не Кутейкин,Цыфиркин и Вральман учат Недоросля, а он их. «Не хочу учиться, хочу жениться!» - говорит Митрофан. А жениться он хочет на Софье, молодой девушке, попавшей из столицы в дом Простаковых. Г-жа Простакова внемлет жалобе своего сыночка и строит заговор, который заключается в похищении Софьи и в последующей женитьбе Митрофанушке на ней. Недорослю нравится этот план, и он охотно собирается приять в нём участие, но как только всё доходит до дела, он делает вид, что ни к чему не причастен, чтобы в случае провала на него не пали никакие подозрения или обвинения. В результате план провалился, а вот обвинения в причастности к похищению всё равно ему предъявили.
Надо ещё скачать, что и со своей матерью Митрофан был тоже довольно–таки груб. Даже ночью ему «всякая дрянь в глаза лезла: то матушка, то батюшка». А после того как мать не выполнила его требование, он и вообще перестал с ней разговаривать. Он был готов «куда велят» ехать, лишь бы оказаться подальше от матери. «Да отвяжись, матушка, как навязались...».
Теперь становится понятно, почему остриё сатиры Фонвизина направлено против Недоросля. Автор пытается добиться того, чтобы некоторые читатели (или зрители) узнали в Митрофане своих детей и попытались их исправить. Ведь Митрофан – будущее всей страны, будущий помещик и опора всего государства. А что же станет с государством, если им будут править такие наследники?

Иногда наше образование — следствие родительских амбиций или юношеского максимализма. Иногда же — полностью осознанный выбор, что бывает довольно редко. Ведь когда тебе 16−17 лет, трудно принять правильное решение, а тем более решение на всю жизнь. Для кого-то образование — это просто для «галочки», а кто-то получает его дважды и трижды. Но с чего же все начиналось, и как это было пару веков назад?



ХVIII век

«Не хочу учиться, хочу жениться!» — эта поговорка корнями уходит в петровскую эпоху. В 1714 году Петр I издал закон, который запрещал создавать семьи юношам, пока они не овладеют грамотой и не пройдут курс наук. Также он требовал, чтобы подданные обучали своих детей письму и чтению.

Поговорка «Не хочу учиться, хочу жениться!» придумана в эпоху Петра I


В первую очередь Петр I был ориентирован на Европу. Задача была подчинить образование государству, а не церкви. Поэтому приоритетной государственной миссией считалось развитие светского типа мышления, грамотности, всячески приветствовалась образованность в противовес церковной консервативности. С целью подготовки образованных людей из купеческих и дворянских семей были открыты государственные школы. Позже появилась система профессионального образования. Открылось множество школ: гарнизонные, цифирные, епархиальные школы, артиллерийская, инженерная, навигацкая.


XIX век

В начале века введена новая система народного образования и управления учебными заведениями. Бесплатность, бессословность (кроме крепостных крестьян) и преемственность учебных заведений были ее основными принципами.

Первый год ученик проводил в приходском училище. Там его два года готовили к следующему этапу — уездному училищу. А затем 4 года в гимназии готовили к поступлению в университет.

В приходских и уездных училищах проходили: Закон Божий, чтение, письмо, первые действия арифметики, рисование, география, история, чтение книги о должностях человека и гражданина. В гимназиях же не было предусмотрено изучение родного языка, отечественной литературы и Закона Божия. Предполагалось изучение новых иностранных и латинского языков, математики, географии, всеобщей и российской истории, естественной истории, философии, политической экономии, изящных искусств, технологии и коммерции.


Крестьяне и низшие сословия до 1861-го оставались безграмотными


Позже при гимназиях начинают открываться пансионы, где изучают французский язык, танцы, музыку, фехтование и верховую езду.


Россия была разделена на шесть учебных округов, в каждом из которых был свой университет. Кстати, девочки и дети крепостных крестьян не допускались до учебы в гимназиях и университетах. К тому же, почти все крестьяне и горожане низших сословий до 1861 года оставались безграмотными, так как количество начальных школ для народа было ничтожным.

После отмены крепостного права стала очевидна потребность в разработке новых учебных методик. Для всех слоев населения нужны были новые типы школ.

В 1864 году открылись два типа гимназий: классическая — давала право на поступление в университет, и реальная — не давала такого права. Высшие заведения того времени имели четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. Были установлены бессословные женские училища. Девушек знакомили с религиозно-нравственным и умственным образованием. Но в университет они все еще не допускались.



XX век

Для того, чтобы поднять уровень грамотности населения, стали возникать школы нового типа. Культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома. Стало развиваться техническое образование. Увеличилось количество учебных заведений, в том числе и для женщин. На тот момент Россия стала самой литературной страной. В 1913 году издавалось 874 газеты и 1263 журнала.


После 1920-х образование стало идеологически окрашенным


После двадцатых годов образование стало ярко идеологически окрашенным. Началось сокращение основного общего образования, и распространение фабрично-заводских училищ. Советская власть вытесняла старых преподавателей и заменяла их новыми, идеологически пригодными. Талантливых людей отстраняли, либо репрессировали. Это привело к тому, что в 1928 году было не занято около четверти вакансий профессоров и ассистентов. Кафедры философии и юридические факультеты были закрыты. А дети дворян, духовенства и буржуазии в вузы просто не принимались.



В школах вводились единые обязательные программы и планы. Развитие творческой личности ребенка было запрещено. Вместо этого главную роль занимала строгая дисциплина и послушание. Индивидуальные особенности детей попросту игнорировались. На всех уровнях образования не было права выбора и самостоятельного решения. Все контролировалось органами свыше. Все — и учителя, и ученик — были загнаны в жесткие рамки общеобязательного учебника.

В конце 80-х произошла еще она реформа, которая была основана на принципиально противоположной политике. Цель была возобновить развитие личности школьника, вариативности и свободного выбора на всех уровнях образовательной системы.


Система образования СССР запрещала развитие творческой личности ребенка

Также многие языки народов, которые были отменены ранее, получили письменность и возможность их изучения в школах. Что касается высшего образование, то основным содержанием были гуманизация и дальнейшее развитие демократизации и самоуправления в вузах.

На данный момент больше половины дипломированных специалистов идут работать не по своей профессии. Образование, которое делает упор на теорию, выпускает практически непригодные кадры. Число выпускников вузов растет, а рабочих мест — сокращается. При этом работодатели хотят видеть опытного сотрудника. В итоге молодой специалист остается не у дел.