Путешествие в волшебную страну сценарий интеллектуальной литературно познавательной программы. Сценарий литературной игры – путешествия «Там на неведомых дорожках Музыка для танцев

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.

· Практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени.

· Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

· В игре участвуют 3 команды по 6 человек (от каждого класса)

· Ведущий читает вопросы, играющие внимательно слушают его до конца. В течение 1 минуты команды советуются и принимают решение, кто будет отвечать.

· Капитан команды поднимает сигнал и называет имя игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос.

· Выигрывает та команда, которая даст правильный ответ раньше всех, не сделав при этом фальстарта.

· Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается соперникам.

· Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

Ход литературного ринга:

ВЕДУЩИЙ . Ничего на свете лучше нету, Чем читать журналы и газеты, С умной книгой каждый день встречаться, Знаний и умений набираться. Мы читаем про моря и страны, Про животных, птиц и великанов. В сказки тоже нам открыты двери- Мы пойдём за Машей и Емелей. Встречу эту все мы долго ждали, И немало книг мы прочитали. Соревнования сейчас устроим, Лень, тоску скуку мы прогоним.

Итак, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков литературы. На нашем литературном ринге вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 7 раундов, в которых команда получает очки за правильные ответы. В результате – определим, кто же станет победителем! В конце игры наши меценаты наградят победителей.

1 раунд «Разминка»: выявление степени готовности команд к состязанию.

1 .Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (Литература)

2 . Назовите жанры литературы? (Эпос, лирика, драма)

3 . Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин. (Фольклор)

4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности:

Зачин и концовку

Повтор эпизодов

3-х ступенчатое строение сюжета? (Сказка)

5. Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

7 . Во сколько лет П.П.Ершов написал сказку «Конек-горбунок»? (В 19 лет)

2. Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. А в этой сказке доказал нам, что подлинное исскуство – бессмертно.Имя сказочника и название сказки? (Х.К.Андерсен «Соловей»)

3. Имя брата Геракла? (Ификл)

4. За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

5 . Как называется произведение Н.В.Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с чертом? («Ночь перед Рождеством»)

6 . Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор – цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание – камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику? (Александр Сергеевич Пушкин)

7. Продолжите строчки:

«Славная осень! Здоровый, ядреный// воздух усталые силы бодрит…»? («…Лед неокрепший на речке студеной, // Словно как тающий сахар лежит»)

2. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин? (Миф)

3. Как назывался в Древней Греции певец-сказитель, поэт, инструменталист? (Аэд)

4. Назовите братьев Зевса? (Аид и Посейдон)

5 . Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита)

6. Арина Родионовна – няня А.С.Пушкина. Какая у нее фамилия? (Матвеева – в девичестве; Яковлева – в замужестве)

7 . Продолжите строчки:

«Буря мглою небо кроет,//вихри снежные кружа, …»? («… то,как зверь, она завоет, //то заплачет, как дитя»)

2 раунд «Начало боя»: выявление сильных и слабых позиций команд.

Задание: Определить героев литературных произведений.

1. «Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать» («Два Ивана крестьянских сына»)

2 . В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»? (Соловей из сказки Андерсена «Соловей»)

3. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом? (Старуха из сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

1 . Кто из героинь А.Пушкина «была воспитана на французских романах», жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, «считалась богатой невестой»? (Марья Гавриловна из «Метели» А.Пушкина)

2. Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»? (Солоха, ведьма, из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

3 . «Спереди – совершенный немец… но сзади он был губернский стряпчий в мундире» . Что это за герой? (Чёрт из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

1 .Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»? (Емельян Мерцалов из «Чудесного доктора»)

2 . «Лет 10-ти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого же цвета, как обложка журнала. Отчаянный хулиган и задира». Кто это? (Джонни Досерт из рассказа О Генри «Вождь краснокожих»)

3 . «Блажной мальчик», так сказал об этом герое дедушка Лодыжкин. (Трилли, герой рассказа А.Куприна «Белый пудель»)

3 раунд «Схватка капитанов»: борьба капитанов за звание лучшего.

1 .Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2 . Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима)

3 . Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ? (Королевич Елисей)

4 . Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»? (Ледовое побоище)

5 . Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского? («До колен борода»)

6 . Цвет волос спящей царевны? (Черные)

7 . Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»? (Стремянной)

8 . Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»? (Гусыня Мими)

9 . Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок? (В карман)

10 . Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена? (Соловей)

1. Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (А.Пушкину)

2. Как начинается сказка «Василиса Прекрасная»? («В некотором царстве жил-был купец»)

3 . Жанр «Руслана и Людмилы» А.Пушкина? (Поэма)

4 . Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

5 . К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

6 . Имя матери И.С.Тургенева? (Варвара Петровна)

7 . В каких отношениях с челядью находился Герасим, герой рассказа Тургенева «Муму»? («… в коротких»

10 . Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, ***, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон? (Н.Гоголь)

1. Какие глаза были у жабы из сказки В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»? (Злые и безобразные)

2 . Что выращивали на баштане герои повести Гоголя «Заколдованное место»? (Арбузы и дыни)

3 . Возраст Дины, героини повести Л.Толстого «Кавказский пленник»? (13 лет)

4 . В каком произведении Ф.Достоевского герой услышал тихий голос со словами: «Пойдем со мной на ёлку, мальчик!»? («Мальчик у Христа на ёлке»)

5 . Что осталось в наследство Кишу, герою рассказа Д.Лондона «Сказание о Кише», от отца? (Копьё)

6 . Время гаданий девушек из поэмы В.Жуковского «Светлана»? (Крещенский вечерок)

7 . Кто подарил Гераклу лук и стрелы? (Аполлон)

8 . Цвет глаз Вани Солнцева, героя повести В.Катаева «Сын полка»? (Синие)

9 . Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести А.Пушкина «Барышня-крестьянка»?(Прилучино)

10. Нелюбимый учебный предмет А.Пушкина? (Математика)

4 раунд «Кто сильнее?» (блиц-вопросы):

продолжение литературного ринга (вопросы болельщикам)

1. Назовите учителей литературы нашей школы. (Кузнецова Вера Викторовна, Наумова Марина Николаевна, Рожкова Лиля Ананиевна, Парутина Татьяна Борисовна)

2 . Номер кабинета Парутиной Татьяны Борисовны? (307)

3 (Правда)

4. Как называли сказочников в Древней Руси? (Бахарь)

5 (Арабскому)

6 . Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?

(11 чародеек)

7 . Прозвище младшего брата из сказки «Конёк горбунок»? ( Иван – дурак)

8 . Назовите имена родителей Геракла? (Зевс и Алкмена)

9 («… французы двинулись, как тучи,// И все на наш редут.// Уланы с пёстрыми значками,// Драгуны с конскими хвостами,// Все промелькнули перед нами.//Все побывали тут.»)

10. (Ф.Тютчев)

11 . Назовите композиционные элементы? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)

12 («Одинокий)

13. Закончите пословицы:

Не торопись отвечать – торопись…. (Слушать)

Не имей 100 рублей, а …. (Имей 100 друзей)

Маленькое дело лучше… (Большого безделья)

Делу время - … (Потехе час)

14 (Ямб и хорей)

15 (В.Жуковский)

5 раунд «Выявление лидера»: борьба продолжается.

Задание: Определите произведение и назовите автора по «набору» героев.

1 . Зеркало, королева, Снегурочка, егерь, Семеро карликов? («Снегурочка, немецкая народная сказка)

2 . Борис, Глеб, Святополк, бояре, князь? («Святые мученики князья Борис и Глеб»)

3 . Иван-царевич, Марья-царевна, царь Кощей, старик, старший повар, царь Берендей? («Сказка о царе Берендее» В.Жуковского)

4. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица? («Конёк горбунок» П. Ершова)

5. Император, капельмейстер, придворные, «серая птичка»? («Соловей» Х.Андерсена)

1 . Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай? («Руслан и Людмила». А.Пушкин)

2 . Левко, Голова, Ганна, ведьма? («Майская ночь, или Утопленница». Н.Гоголь)

3 . Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша? («Муму», И.Тургенев)

4 . Дуня, старый смотритель, служанка, Минский? («Станционный смотритель», А.Пушкин)

5 . Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод? («Левша». Н.Лесков)

1. Роза, жаба, мальчик, сестра Маша? («Сказка о жабе и розе», В.Гаршин)

2 («Кавказский пленник», Л. Толстой)

3 . Клош-Кван, Айкига, Уг-глук, Киш? («Сказание о Кише», Д.Лондон)

4 . Караколь, бабушка Тафаро, Клик-Кляк, Вероника? («Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах, Т.Габбе )

5 . Сержант Егоров, капитан Енакиев, капитан Ахунбаев, Ваня Солнцев? («Сын полка», В.Катаев)

6 раунд «Риторический»: проверка домашнего задания.

Каждая команда представляет на суд жюри выразительное чтение стихотворения школьной программы.

7 раунд « Завершающий»: выявление явных лидеров.

Задание: определить ХВС в данных отрывках.

«Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать»

(Эпитеты, олицетворение, гипербола,)

«Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит.

Кругом все смерклось, все дрожит,

И замерла душа в Руслане…» (Олицетворение, повтор, градация)

«Еще в полях белеет снег.

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…»

(Олицетворение, эпитет, анафора, повтор)

ВЕДУЩИЙ : Подведем итоги! Слово жюри.

(Выступление председателя жюри)

ВЕДУЩИЙ : Итак, наше путешествие в страну Литературию завершилось. Сегодня мы практически применили школьные знания, проверили способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени. Получили хороший результат.

(Награждение победителей и участников литературного ринга)

ВЕДУЩИЙ : Помните слова Л.Сеттембрини, что «книга – лучший друг человека». «Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека»,-так говорил А.Твардовский.

Вопросы для литературного ринга в 5-6 классах.

  • 1 .Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить?
  • 2 . Назовите жанры литературы?
  • 3 . Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин.
  • 4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности:
  • - зачин и концовку - повтор эпизодов - 3-х ступенчатое строение сюжета?
  • 5. Что в переводе с греческого означает слово «библия»?
  • 6. Как называются авторы житий?
  • 7 . Во сколько лет П.П.Ершов написал сказку «Конек-горбунок»?
  • 8. Имя, отчество, фамилия автора учебника «Литература 6 класс»?
  • 9. Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. А в этой сказке доказал нам, что подлинное исскуство – бессмертно.Имя сказочника и название сказки?
  • 10. Имя брата Геракла?
  • 11. За что Геракл должен был получить бессмертие?
  • 12 . Как называется произведение Н.В.Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с чертом?
  • 13 . Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор – цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание – камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику?
  • 14. Продолжите строчки: «Славная осень! Здоровый, ядреный// воздух усталые силы бодрит…»?
  • 15 . Имя, отчество, фамилия автора учебника «В мире литературы»?
  • 16. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин?
  • 17. Как назывался в Древней Греции певец-сказитель, поэт, инструменталист?
  • 18. Назовите братьев Зевса?
  • 19 . Какая богиня носит прозвище Пенорожденная?
  • 20. Арина Родионовна – няня А.С.Пушкина. Какая у нее фамилия?
  • 21 . Продолжите строчки: «Буря мглою небо кроет,//вихри снежные кружа, …»?
  • 22. «Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать»
  • 23 . В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»?
  • 24. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом?
  • 25 . Кто из героинь А.Пушкина «была воспитана на французских романах», жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, «считалась богатой невестой»?
  • 26. Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»?
  • 27 . «Спереди – совершенный немец… но сзади он был губернский стряпчий в мундире» . Что это за герой?
  • 28 .Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»?
  • 29 . «Лет 10-ти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого же цвета, как обложка журнала. Отчаянный хулиган и задира». Кто это?
  • 30 . «Блажной мальчик», так сказал об этом герое дедушка Лодыжкин.
  • 31 .Виды народных сказок?
  • 32 . Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»?
  • 33 . Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ?
  • 34 . Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»?
  • 35 . Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского?
  • 36 . Цвет волос спящей царевны?
  • 37 . Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»?
  • 38 . Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»?
  • 39 . Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок?
  • 40 . Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена?
  • 41. Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»?
  • 42. Как начинается сказка «Василиса Прекрасная»?
  • 43 . Жанр «Руслана и Людмилы» А.Пушкина?
  • 44 . Что такое «лукоморье»?
  • 45 . К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года?
  • 46 . Имя матери И.С.Тургенева?
  • 47 . В каких отношениях с челядью находился Герасим, герой рассказа Тургенева «Муму»?
  • 48. Назовите автора строк: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»?
  • 49. Автор рисунка «Парус», помещенного у вас в хрестоматии?
  • 50 . Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, ***, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон?
  • 51. Какие глаза были у жабы из сказки В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»?
  • 52 . Что выращивали на баштане герои повести Гоголя «Заколдованное место»?
  • 53 . Возраст Дины, героини повести Л.Толстого «Кавказский пленник»?
  • 54 . В каком произведении Ф.Достоевского герой услышал тихий голос со словами: «Пойдем со мной на ёлку, мальчик!»?
  • 55 . Что осталось в наследство Кишу, герою рассказа Д.Лондона «Сказание о Кише», от отца?
  • 56 . Время гаданий девушек из поэмы В.Жуковского «Светлана»?
  • 57 . Кто подарил Гераклу лук и стрелы?
  • 58 . Цвет глаз Вани Солнцева, героя повести В.Катаева «Сын полка»?
  • 59 . Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести А.Пушкина «Барышня-крестьянка»?
  • 60. Нелюбимый учебный предмет А.Пушкина?
  • 61 . Продолжите пословицу: «Сказка – ложь, а песня - …»?
  • 62. Как называли сказочников в Древней Руси?
  • 63 . Какому народу принадлежит сказка «Тысяча и одна ночь»?
  • 64 . Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?
  • 65. Прозвище младшего брата из сказки «Конёк горбунок»?
  • 66 . Назовите имена родителей Геракла?
  • 67 . Продолжите: «Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий…»?
  • 68. Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»?
  • 69. Назовите композиционные элементы?
  • 70 . Каким эпитетом «наградил» М.Лермонтов парус?
  • 71. Закончите пословицы:
  • -Не торопись отвечать – торопись…. -Не имей 100 рублей, а …. -Маленькое дело лучше… -Делу время - …
  • 72 . Назовите двусложные размеры стиха.
  • 73 . Кто подарил А.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»?
  • 74 . Зеркало, королева, Снегурочка, егерь, Семеро карликов?
  • 75 . Борис, Глеб, Святополк, бояре, князь?
  • 76 . Иван-царевич, Марья-царевна, царь Кощей, старик, старший повар, царь Берендей?
  • 77. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица?
  • 78. Император, капельмейстер, придворные, «серая птичка»?
  • 79 . Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай?
  • 80 . Левко, Голова, Ганна, ведьма?
  • 81 . Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша?
  • 82 . Дуня, старый смотритель, служанка, Минский?
  • 83 . Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод?
  • 89. Роза, жаба, мальчик, сестра Маша?
  • 90 .Жилин, Костылин, Дина, Абдулла?
  • 91 . Клош-Кван, Айкига, Уг-глук, Киш?
  • 92 . Караколь, бабушка Тафаро, Клик-Кляк, Вероника?
  • 93 . Сержант Егоров, капитан Енакиев, капитан Ахунбаев, Ваня Солнцев?

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа №6»

города Волжска Республики Марий Эл

СЕРТИФИКАТ УЧАСТНИКА

ЛИТЕРАТУРНОГО РИНГА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИТЕРАТУРИЮ»

НАГРАЖДАЕТСЯ ________________КЛАСС,

ПРИНЯВШИЙ УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНОМ МЕРОПРИЯТИИ,

ДИРЕКТОР МОУ СОШ №6: ___________ (ВОЛКОВ В.Б.)

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ: ______________ (НАУМОВА М.Н.)

Г.ВОЛЖСК

2009 Г.

1 раунд «Разминка

2 раунд «Начало боя»

3 раунд «Схватка капитанов»

5 раунд «Выявление лидера»

6 раунд «Риторический»

7 раунд «Завершающий»

Итого:

ИТОГИ СОСТЯЗАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ В 5-6 КЛАССАХ»

1 раунд «Разминка

2 раунд «Начало боя»

3 раунд «Схватка капитанов»

4 раунд «Кто сильнее?» (конкурс болельщиков)

5 раунд «Выявление лидера»

6 раунд «Риторический»

7 раунд «Завершающий»

Итого:

ИТОГИ СОСТЯЗАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ РИНГ В 5-6 КЛАССАХ»

1 раунд «Разминка

2 раунд «Начало боя»

3 раунд «Схватка капитанов»

4 раунд «Кто сильнее?» (конкурс болельщиков)

5 раунд «Выявление лидера»

6 раунд «Риторический»

7 раунд «Завершающий»

Итого:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Путешествие в страну Литературию. Подготовила Скворцова М.В.

Что за прелесть эти сказки Поэтическая тетрадь Страницы из рассказов 10 10 10 10 20 20 20 20 30 30 30 30 40 40 40 40 Писатели

Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

“Колобок”

Обладатель этого чудо-предмета всегда будет сыт

Скатерть-самобранка

Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата.

В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

“Каша из топора”

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения _______________ Мы с каждым годом любим всё сильней М.Исаковский О каком русском писателе строки поэта М. Исаковского?

Иван Андреевич Крылов

Сказки этого писателя – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительными сказочными персонажами, созданными гением великого русского поэта. О каком писателе идёт речь?

Александр Сергеевич Пушкин

Именно ему принадлежат слова: «Краткость – сестра таланта», «Умею коротко говорить о длинных вещах». Этого писателя называют мастером сатирического рассказа.

Антон Павлович Чехов

Этот человек – первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе; автор сказок и баллад, учитель русского языка принцессы Шарлотты (будущей императрицы Александры Фёдоровны) и наставник наследника престола будущего императора Александра II . Его учеником и близким другом был А. С. Пушкин.

Василий Андреевич Жуковский

А. С. Пушкин «Дубровский»

Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру… «Чего мне больше ждать?- говорил сам с собою кузнец. – Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова». Назовите автора и название произведения по отрывку:

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Назовите автора и название произведения по отрывку: Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил, он и ответил Платову: - Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю проверить. Поезжай на тихий Дон и поведи там с моими донцами междоусобные разговоры насчет их жизни и преданности и что им нравится. А когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают.

Н. С. Лесков. «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе)

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Назовите автора и название произведения по отрывку:

И.С Тургенев « Муму »

Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Белеет парус … В тумане моря … . Что ищет он в стране …, Что кинул он в краю …?

М. Ю. Лермонтов «Парус»

Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Белая берёза под моим … Принакрылась снегом, точно … . На пушистых ветках снежною … Распустились кисти белой … .

С. А. Есенин «Берёза»

Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Люблю грозу в начале …, Когда весенний, первый … , Как бы резвяся и … , Грохочет в небе … .

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Вставьте пропущенные слова в стихотворение. Назовите его автора и название. Мой первый друг, мой друг …..! И я судьбу ……., Когда мой двор ………., Печальным снегом ………, Твой колокольчик ….. .

А.С. Пушкин «И.И. Пущину»

Евгения Климентьева
Сценарий литературного праздника в подготовительной группе «Путешествие в страну Книг»

Цель : воспитание у детей бережного отношения к книге , развитие любознательности и интереса к чтению, развитие кругозора, приобщение к миру любителей книг .

Действующие лица : Ведущая, Королева Книг , Буратино, Красная Шапочка.

Ход развлечения:

Звучит негромкая музыка, дети проходят, встают в круг.

Ведущая : Мы стоим рука в руке,

Вместе мы большая сила.

Можем маленькими быть,

Можем мы большими быть,

Но никто один не будет.

Стук в дверь, принесли письмо от Королевы Книг .

Ведущая : (читает письмо) «Здравствуйте, дети. Я Королева Книг и живу в Стране Книг . Но меня заколдовала Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые она вам отправила. Спасибо вам заранее». Ребята, давайте поможем и совершим путешествие в Страну Книг . Ой, ребята, боюсь, что мы с вами одни не справимся. Если вы отгадаете 3 загадки, то узнаете, кто придёт к нам на помощь сегодня. (Артисты выходят после того, как дети отгадывают загадки)

К бабушке иду своей

И несу в лукошке

Масло сливочного ей

Да пирог с картошкой. (Красная Шапочка)

Молодцы, ребята! Вы узнали героиню сказки.

(Под песню появляется Красная Шапочка)

Красная Шапочка : Наконец- то вы примчались!

Что так долго добирались?

Ведущая : А вы нас ждали?

Красная Шапочка : А как же! Только и разговоров, что ребята в нашу деревню заедут. Я даже к бабушке не пошла. Все глаза проглядела, да песню любимую спела, чтобы скучно не было.

Ведущая : Мы очень торопились на встречу со сказочными героями. Но дорога была неблизкой.

Красная Шапочка : Да, долго вы шли. Все почти разбежались, только вещи их остались. Кто отгадает хозяина вещички, из какой он сказки и кто автор- тот от меня подарок получит.

Ведущая : Ну что, ребята, готовы? Показывай, Красная Шапочка.

(Красная Шапочка по очереди достаёт из корзинки предметы и предлагает детям отгадать, из какой они сказки)

Азбука (Буратино из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» );

Хрустальная туфелька (Золушка из сказки Ш. Перро «Золушка» )

Скорлупка грецкого ореха (Дюймовочка из одноимённой сказки Г. Х Андерсена) ;

Банка варенья (Карлсон из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» );

Игрушка утёнок (мама утка из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» );

Мыло и мочалка («Мойдодыр» К. И. Чуковский);

Яйцо («Курочка Ряба» русская народная сказка).

Красная Шапочка : Молодцы, ребята! Справились с моим первым заданием.

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На поляне есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Вот следующее задание (загадывает загадки)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная , злая, кто она такая? (Баба Яга)

Жили-были 7 ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла. (Козлята)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)

Посадил её дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьёй её тянули

Очень крупная была (Репка)

На сметане был мешен

В русской печке испечён.

Повстречал в лесу зверей

И ушёл от них скорей. (Колобок)

Красная Шапочка : Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы! Ну, порадовали вы меня! Спасибо! Дальше-то вам куда?

Ведущая : Мы идём в страну книг . Укажи нам правильный путь.

Красная Шапочка : За то, что вы правильно выполнили все мои задания у меня для вас есть подарок. (достаёт клубок)

Давайте бросим вдаль клубок

И нет сомненья даже,

Что нужную из всех дорог

Он сразу вам укажет.

Счастливого пути! (клубок катится к золотому ключику, на котором висит загадка про Буратино. Красная Шапочка уходит.)

Ведущая : Ребята, посмотрите куда привёл нас клубок! Что это такое? (ответы детей) . А к нему какая-то записка приклеена (читает загадку про Буратино)

Длинноносый и весёлый,

Деревянный озорник

В тайну ключика золотого

Нелегко, а всё ж проник!

Правильно, ребята! Это Буратино (входит Буратино) .

Буратино : Что это вы тут делаете?

Ведущая : Мы идём в страну Книг . Хочешь с нами?

Буратино : В какую страну ?

Ведущая : В Страну Книг .

Буратино : Не знаю такую. Там что, только книги читать надо ? Не-е, я это не люблю, я люблю играть!

Ведущая : Хорошо. А рифмы, например, ты умеешь подбирать?

Буратино : Я же поэт. Я могу к любому слову рифму подобрать.

Я вам прочту стихов начало,

А вы продолжить их должны.

(Буратино читает отрывки из известных стихотворений, а дети называют рифму в конце).

Плачет киска в коридоре,

У неё большое горе :

Злые люди бедной киске

Не дают украсть… (сосиски) .

Вместо шапки на ходу

Он надел… (сковороду) .

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака (виноград) .

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже… (брюки) .

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик) .

И пришёл к Айболиту Барбос :

Меня курица клюнула в … (нос) .

Буратино : Молодцы, ребята! А вот вам второе задание. Помогите ответить на вопросы.

Какая героиня сказки получила свое название благодаря головному убору (Красная Шапочка)

Какой серый зверь обидел нечетное количество маленьких детишек. (Серый волк)

Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея. (золушка)

Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка? (Дюймовочка)

Какой герой сказки лечит зверей? (Айболит)

Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её домой? (Маша)

Он не просто мальчик лук-он надежный верный друг? (Чеполлино)

Кто мальчишку с длинным носом смастерил? (папа Карло)

Кому служил серый волк? (Ивану-царевичу)

Как зовут друга Малыша, который живет на крыше? (Карлсон)

Буратино : Молодцы, ребята! Мне было очень весело, интересно с вами, но мне пора. Папа Карло меня ждет.

До свидания, до новых встреч!

Ведущая : Очень хорошо, друзья мои. А теперь нам надо двигаться дальше. А чтобы не было скучно в пути, давайте сделаем зарядку.

Три медведя в сказке жили,

В перевалочку ходили.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала :

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати : посмотри.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Ведущая : Ну вот мы и у цели. (дети подходят к ширме, за которой прячется Королева-Книга ). Здесь нас ждёт последнее испытание. Смотрите, ещё одна загадка. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

(Дети отгадывают загадку, выходит Королева-Книга ) .

Ведущая : Все загадки Бабы Яги отгадали и страну Книг расколдовали .

Королева-Книга : Здравствуйте дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Я рада вас приветствовать. В нашей стране царит тишина и порядок. Вокруг нас тысячи книг . И все они учат доброте и любви. Книги нужны , чтобы их читать. А вы, ребята, любите читать и слушать? А вот это я сейчас проверю.

1. Что потерял ослик Иа-Иа? (хвост)

2. Смерть свою он хранил на конце иглы (Кощей Бессмертный) .

3. С кем девочка Элли путешествовала в Изумрудный город ? (Тотошка, Страшила , Железный Дровосек, Трусливый Лев) .

4. Как звали девочку, которую нёс в коробке Медведь? (Маша) .

5. Как звали девочку, растопившую ледяное сердце? (Герда) .

6. Как звали последнюю знакомую Колобка? (Лиса) .

7. Прикольная бабушка, живущая в избушке на курьих ножках?

8. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба) .

9. Какое время года пропела попрыгунья? (Стрекоза) .

10. Большой овощ, который дед не мог вытянуть из земли? (Репка) .

11. Как звали вожака стаи в «Маугли» ? (Акела) .

Молодцы, ребята! Я рада, что многие из вас любят книги . А вы знаете, как надо со мной обращаться? Это мы сейчас проверим и

заодно повторим правила обращения с книгой . Предлагаю вам игру, которая называется «Да- нет» .

Что любит книжка?

Обложку – да.

Грязные руки – нет.

Закладку – да.

Дождик и снег – нет.

Бережное отношение – да.

Ласку – да.

Яичницу – нет.

Чистые руки – да.

Валяться на полу – нет.

Драться – нет.

Жить на книжной полке – да.

Любознательных читателей – да.

Королева – Книга : Теперь я точно знаю всё про вас :

Хорошие вы детки, много умниц среди вас.

Уж так и быть, дружить мы станем с вами,

Но прежде клятву верности должны нам дать.

Клянусь быть аккуратным и примерным читателем!

Клянусь беречь, любить и уважать книги !

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Ведущая : Наше путешествие подошло к концу . Пора прощаться.

Королева- Книга : Мы надеемся, что расставание будет недолгим, что многие из вас возьмут и прочитают интересную книгу . До свидания, ребята! До скорой встречи!

Курской области

Внеклассное мероприятие по литературе:

«Путешествие в страну Литературию»

(обобщающая игра по курсу литературы

5 класса)

Занятие подготовила и провела

Гельплинг Елена Михайловна

2012 год –

Путешествие в страну Литературию (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса )

Описание игры. Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды.

Цели:


  • организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний материала, изученного в курсе «Литература 5 класс» ;

  • активировать интерес к литературе;

  • способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, товарищества
Оборудование: иллюстрации к произведениям; портреты писателей и поэтов, которые упоминаются во время игры; 2 «ромашки» ; Разрезанные стихи для игры «Ералаш»; костюмы для инсценировки; кроссворды каждой команде; пазлы; призы.

Зато бороться научила

И не бояться трудностей и бед?

На острове безлюдном оказавшись,

И, за устройство быта взявшись,

Стал полноценной жизнью жить. (Робинзон.)


  1. Назовите транспортное средство путешественников из Волшебной страны в обычный мир в сказочной повести Л. Волкова «Волшебник Изумрудного города». (Серебряные туфельки.)

  1. Тип плавсредства, на котором совершили историческое путешествие по Миссисипи Гек Финн и Джим. (Плот.)

  1. Назовите имя опытного таежника, которого втянул в робинзонаду «проклятый глухарь». (Васютка. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро».)
Г. Финн. Стойте! Вы, кажется, забыли еще об одном приключенческом жанре - детективе. Каждый уважающий себя сыщик составляет специальную картотеку всех интересующих его людей. Азбука сыскного дела! В моей картотеке накопилось несколько фотороботов разных литературных героев.

Конкурс «Детектив идет по следу»

Учитель . Назовите литературного героя.


  1. Обыкновенный мальчишка 10 лет. Образование: начальная школа и иногда воскресная. Неунывающий фантазер и любитель приключений. Любимые вещи: зуб на ниточке, жук в коробке, книжка «Приключения Робина Гуда». Девиз: «Никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники».
(Том Сойер.)

  1. Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Транспортное средство: метла. Особые приметы: нос крючком.
(Баба-яга.)

  1. В одной стране для установления личности стали измерять специальной меркой ноги. Кого искали таким необычным способом?
(Золушку.)

  1. Суровая пожилая дама высокого роста, грузная, весьма решительная во мнениях и действиях. У нее несколько подбородков, злющие глаза и любимый кот в клетке.
(Фрекен Бок.)

Г. Финн . А теперь, ребята, попробуйте составить свой фоторобот литературного героя для команды-соперницы.

У ч и т е л ь . В этом году мы с вами очень много прочитали paзличных сказок: и народных, и литературных, поэтому следующий пункт нашего путешествия - проспект Сказочный. Известный итальянский писатель Джанни Родари учил детей развивать фантазию, сочиняя «салаты» из литературных сказок. Такой «салат» сейчас мы предлагаем вашему вниманию. Надеемся, что он вам понравится и у вас появится желание сочинить окончание этой сказки.

Определите, какие сказки стали «ингредиентами» нашего литературного «салата». Продолжите сказку.

Салат из литературных сказок «Как Филька стал добрым»

Ну, начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь (Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»). Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя». Филька был молчаливый , недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал ему сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!» (К. Паустовский. «Теплый хлеб»).

Отец с матерью ушли, а дочка посадила братца на травке под окошком, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. (Р.Н.С. « Гуси-лебеди»). Когда пир был на исходе, Иван- царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушачью кожу и спалил её на огне .(Р.Н.С. «Царевна-лягушка»)

И живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четверыхпо-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. («Муму» И.С.Тургенев)

Учитель. Как прекрасен Сказочный проспект!

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Конкурс «Доска объявлений»

Учитель . А вот и доска объявлений на Сказочном проспекте. Определите, какие сказочные персонажи написали эти объявления.


  1. Всем принцам! В ближайшие сто лет прошу не беспокоить своими поцелуями - очень спать хочется. (Спящая царевна.)

1. Имя мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в льдинку. 2. Кто смастерил волшебный горшок , который рассказывал, что едят в каждом доме? 3. Каким был утенок, пока не стал лебедем? 4. Девочка, совершившая ради друга далекое путешествие. 5. Что помогло принцессе стать женой принца? 6. Кто хотел менять хвост на ноги? 7. Кто улетел осенью зимовать в теплые страны? 8. Что искала старая ведьма в дупле?

(1. Кай. 2. Свинопас. 3. Гадкий. 4. Герда. 5. Горошина. 6.Русалочка. 7. Лебеди. 8. Огниво. Ключевое слово: Андерсен.)

Конкурс «В сказке часто так бывает»

Учитель . Назовите сказочных героев, о которых говорится в этом стихотворении. Команды на листочках записывают ответы. Получают по одному баллу за каждое правильно названное имя.

В сказках часто так бывает.

Что предметы в них летают,

А порою и герои

Вдруг взмывают над землей.

Назвать, конечно, ты готов

Этих чудо-летунов:

Она летает на метле,

А он на пушечном ядре.

Летала в домике своем,

Да не одна, а с верным псом.

Он на ковре взлетит всегда –

Была б сухою борода.

Моторчик на его спине,

Бывал он даже на Луне,

А этот сделался так мал,

Верхом на гусе он летал!

(Баба-яга, барон Мюнхгаузен, Элли и Тотошка, старик Хоттабыч, Карлсон, Незнайка, Нильс.)

Конкурс « Почта»

(Командам выдаются карточки с именем сказочного героя.)

Учитель . Напишите адреса сказочных героев, чтобы письма нашли своего адресата.

Филька Ну тебя. Деревня Бережки.

Василиса Премудрая. Тридевятое царство.

Том Сойер. США. г. Санкт-Петербург.

Калле Блумквист. Большая улица, 14, Линьчепинг.)

Учитель. Вот и остался позади Сказочный проспект. Кто сказку слушал, Тот меду покушал, А кто не слушал да зевал, Тот пустое блюдо лизал.

Наше путешествие по стране Литературии продолжается на площади Юмора, где не смолкает радостный смех. Всех, всех, всех, Кто любит смех, В жизни ждет всегда успех!

Наша литература - сокровищница смеха, доступ к которой вы получаете с детства , знакомясь с произведениями писателей - сатириков. Юмор бывает разный: немножко горький у Н.В. Гоголя, назидательный у И. А. Крылова, озорной - у Марка Твена и Астрид Линдгрен, иронический - у М.М. Зощенко. Но смеются писатели обязательно с любовью к людям.

Творческий конкурс

Учитель . Сочините и произнесите хвалебную речь, посвященную некоторым персонажам басен И.А. Крылова, занимающим в своей жизни активную позицию: Моське - за смелость в критике вышестоящих инстанций, Лебедю, Раку и Щуке - за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений, Муравью - за последовательную борьбу с тунеядством, Лисе - за борьбу с фактами незаконного приобретения продовольствия.

Учитель . Вспомните комические ситуации из разных художественных произведений. Расскажите, что произошло дальше.

1. «Мы пошли по дороге через лес. Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с огромным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я. Мы шли около часа. Наконец Степка сказал:

Мешок дьявольски тяжелый. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Леля недолго несла, потому что выбилась из сил...

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления... Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону». (Пройдя с мешком шагов десять , свалился в канаву. Причем сначала в канаву упал мешок, а вслед за мешком нырнул я. М.М. Зощенко. «Великие путешественники».)


  1. «Она оглянулась и ту же секунду схватила за край куртин мальчишку, который собирался улизнуть.

  • Ну, конечно! Мне следовало бы заглянуть в кладовую! Что ты там делал?

  • Ничего.

  • Ничего? Погляди на свои руки, погляди на свой рот. Чемты вымазал губы?

  • Не знаю, тетя.

  • А я знаю! Это варенье, вот что это такое! Сорок раз я тебе говорила, что, если ты не оставишь в покое варенье, я тебя высеку. Дай-ка сюда этот прут...» (Розга уже засвистела в воздухе. « Ай! Гляньте-ка назад, тетя!» - воскликнул Том. Старуха испуганно повернулась, а мальчишка пустился бежать. М. Твен. «Приключения Тома Сойера».)

  1. «- А что это у вас, великолепная Солоха? - И, сказавши это, дьяк отскочил несколько раз назад.

  • Как что? Рука, Осип Никифорович! - отвечала Солоха.

  • А это что у вас, дражайшая Солоха? - произнес он с таким же видом, приступив к ней снова и схватив ее слегка рукою за шею и таким же порядком отскочив назад.

  • Будто не видите, Осип Никифорович! - отвечала Солоха. - Шея, а на шее монисто.

  • А это что у вас, несравненная Солоха?..

    Неизвестно, к чему бы теперь притронулся дьяк своими длинными пальцами, как вдруг послышался в дверь стук и голос козака Чуба...» (Дьяк испугался, что его, особу духовного звания, застанут наедине с женщиной. Особенно он боялся своей жены , «которая и без того страшною рукою сделала из его толстой косы самую узенькую». Солоха спрятала его в мешок из-под угля. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».)
    Конкурс «Пазлы»

    Кто быстрее соберёт из «пазлов» (разрезанных иллюстраций к сказкам) картинку. Используются сказки «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля».
    Конкурс «Музей восковых фигур»

    За одну минуту создать образ литературного героя, которого изучали в 5 классе.

    Учитель . Вот наше путешествие по стране Литературии подходит к концу.

    Мы желаем всей душой,

    Вам, девчонки и мальчишки,

    С книжкой ладить и дружить.

    Пусть любовь к хорошей книжке

    С вами вместе будет жить.

    Подведение итогов. Награждение победителей.

    Литература:


    1. О.Г.Черных Игровые уроки по литературе, М, «Вако», 2008

    2. В.Я.Коровина, В.П.Полухина, В.И.Коровин Литература 5 класс учебник в двух частях, М, «просвещение», 2011

    3. М.И.Картавцева Уроки внеклассног чтения 5-9 классы, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2003

    4. Л.Г.Максидонова Литературные праздники и нетрадиционные уроки 5-7 классы, М, ОЛМА-ПРЕСС, 2002
  • БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЗЫВАЕВСКИЙ АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

    Сценарий

    литературного турнира «Путешествие в страну Читалию»

    Материал составила Бондарькова Татьяна Викторовна,

    преподаватель русского языка и литературы

    БПОУ «НАИТ»

    г. Называевск

    1. Ролик «Песенка читателей»

    Ведущий 1

    Не наяву и не во сне, Без страха и без робости Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе, На карту не насена, Но знаем ты и я, Что есть она, что есть она, Страна - страна Читалия.

    Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать Вас. Сегодня мы проводим литературный ринг между двумя командами, который будет состоять из трёх раундов на определённые темы.

    2. Ведущий 2: Прежде чем начать литературный ринг, представляю тех, кто будет принимать в нём участие. Справа находится команда, имеющая литературный девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» (студенты произносят его хором). Это слова из клятвы Сани Григорьева – героя книги «Два капитана» Вениамина Каверина, мечтающего отыскать остатки экспедиции капитана Татаринова. Опасности, временные поражения, но настойчивый, целеустремленный характер героя помогают ему сдержать данную себе еще в детстве клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

    (Демонстрируется буктрейлер «В. Каверин. Два капитана» библиотеки для молодёжи г. Щебекино. )

    3. Ведущий 1: Прошу вторую команду «Атос, Портос, Д’Артаньян и Арамис» назвать свой девиз: «Один за всех, и все за одного». Надеюсь, вы вспомнили роман «Три мушкетёра» Александра Дюма и фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра», в котором даже звучит песня "Все за одного и один за всех".

    Демонтрируется видео (на фоне кадров из фильма «Д Артаньян и три мушкетёра» звучит песня: Нас четверо, пока ещё мы вместе. Но дело есть – и это дело чести. Девиз наш – все за одного. И в этом наш успех.)

    4. Теперь представляем капитанов. Прошу их подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.

    1-я команда: А соперников мы уважаем. Честно сыграть пожелаем. Дружно на ринге сражаться, Бороться, искать, но не сдаваться.

    2-я команда: Вот и соперник есть у нас. С ним сразимся мы сейчас. Главное, ребята, не нужно унывать - Старание поможет победу одержать. Вспомним мушкетёров – другого не дано: «Один за всех и все за одного!»

    5. Ведущий 2: Надеюсь, что во время ринга команды узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше. Оценивать ответы команд будут члены жюри: Краснолобова Ирина Александровна, Портных Анна Владимировна, Новикова Наталья Аполлоновна.

    А эти слова мы адресуем, уважаемое жюри, Вам (обе команды хором по две строчки произносят ):

    Пусть улыбка без сомненья
    Вдруг коснется ваших глаз,
    А хорошее настроение
    Не покинет долго Вас!

    6. Ведущий 1: Объявляем первый раунд. Первый раунд мы посвящаем такой области в стране Читалии, с которой человек знакомится с детских лет. Это поэзия. Поэзия приходит в нашу жизнь в самом раннем детстве. Мы можем ещё не уметь читать и писать, но уже хорошо запоминаем нехитрые строчки из стихов Агнии Барто, Маршака, К.И. Чуковского. И помним их, как ни странно, всю жизнь:

    Гуси, гуси! – Га-га-га! Есть хотите? – Да, да, да! Ну, летите. – Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой. Это лирика, освещенная улыбкой. Став старше, сами разучиваем и читаем стихи. Они звучат и дома, и на школьных праздниках.

    Зачем нужны стихи? Кому какая польза
    От ритма, рифм и прочих пустяков?
    - А вы попробуйте запомнить столько прозы,
    Сколько на память знаете стихов! Н. Глазков

    Но, к сожалению, многие прекрасные поэтические произведения остаются непрочитанными. А ведь поэтические строки делают нас восприимчивее к тому, что нас окружает. Спасибо поэзии, что она не даёт уснуть всему лучшему, что есть в человеке.

    Команды приглашаются на разминку. Каждая команда хором продолжит стихотворение, первую строку которого я прочитаю. Уважаемое жюри оценивает знание текста и мастерство хорового исполнения . Начинает команда с девизом «Один за всех, и все за одного».

      Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч.

      Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, досточка кончается, Сейчас я упаду».

      Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу. Всё равно его не брошу, Потому что он хороший.

    Для второй команды:

      Муха, муха – цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

      Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

      Тили-бом! Тили-бом!

    Загорелся кошкин дом!

    Кошка выскочила,

    Глаза выпучила. Или: Аты-баты, шли солдаты,

    Аты-баты, на базар.

    Аты-баты, что купили?

    Аты-баты, самовар.

    7. Ведущий 1: Уважаемые гости, мы все сейчас собрались в своеобразном литературном салоне. Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы, модные куртизанки. Изредка салоны носили развлекательный характер. На них отсутствовал светский этикет, а были распространены светские забавы: шарады, каламбуры, составление остроумных рифм, постановка спектаклей сами участниками салона. В большой моде и в Москве, и в Петербурге, и в провинции были рукописные альбомы. Их клали на столики в гостиных, брали с собой на балы и, конечно же - в путешествия. Альбомы всячески украшали, вплетали в них листки розовой, голубой, желтой бумаги, заключали в переплеты алого сафьяна, зеленой или коричневой кожи с золотым тиснением, с позолоченными латунными накладками и замочками. Дамы и барышни, молодые люди и литераторы - у всех были альбомы. Без альбомной культуры невозможно представить салоны пушкинской эпохи. Светское воспитание требовало от молодого человека пушкинской поры умения написать в альбом мадригал, нарисовать цветок или пейзаж. В начале XIX века в моду вошли небольшие, изящно украшенные альбомы, легко помещавшиеся в дамской сумочке. В альбомных рисунках можно было обнаружить амуры, цветы, пылающие сердца, пейзажи, освещенные луной, руины, урны, надгробия, могильные холмы. Между листами альбома вкладывали засушенные цветы, пряди волос. Произведения, записываемые в альбомы, были по большей части стихотворными. Пушкин писал об альбомах в романе «Евгений Онегин», предложив читателю своеобразную их типологию: великолепные альбомы светских красавиц, альбом блистательной дамы и «уездной барышни альбом», альбом Ольги Лариной, заполненный стихами и рисунками Владимира Ленского, и еще - альбом Онегина, его «искренний журнал», не вошедший в окончательный текст романа. Светское воспитание требовало от молодого человека умения написать в альбом мадригал, нарисовать цветок или пейзаж.

    Мы предлагаем вам создать макет иллюстрированного литературного альбома в стиле начала 19 века. В него вы разместите стихи о любви известных поэтов 19 века, строчки которых разбросаны – их необходимо собрать воедино и украсить. Члены Жюри тоже могут участвовать.

    Пушкин Александр

    Я вас любил: любовь еще, быть может

    Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.

    Керн

    Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.

    8. Ведущий 1: Уважаемые болельщики, вы сейчас должны поучаствовать в подготовке игроков к выполнению следующего задания. Ваша задача – подобрать рифму к заданным словам: окно – темно, волокно, смешно; скачет – плачет, маячит, значит; зарница – ресница, темница, вереница;

    Ведущий 2: А сейчас команды выполнят ещё одно задание первого раунда. Звучат последние рифмующиеся слова строк стихотворений знаменитых русских поэтов, а задача команд – в течение минуты вспомнить и прочитать хотя бы одну строфу тех стихов, из которых они взяты, с указанием фамилии авторов.

    Белеет парус одинокий

    В тумане моря голубом.

    Что ищет он в стране далёкой?

    Что кинул он в краю родном? (Лермонтов М.Ю. «Парус»)

    У лукоморья дуб зелёный;

    Златая цепь на дубе том.

    И днём, и ночью кот учёный

    Всё ходит по цепи кругом. (поэма «Руслан и Людмила, А.С. Пушкин)

    9. Ведущий 2: Объявляю конец 1-го раунда. Пока жюри подводит итоги, я прошу Вас обратить внимание на обложки книг, расположенных на полке. Сейчас вы послушаете музыку и подумаете над тем, с героиней какой из этих книг она у вас ассоциируется. Звучит романс «Да святится имя твоё» в исполнении Михаила Аверина.

    («Гранатовый браслет» - прекрасная история любви, любви обреченной, мученической, но великой. Желтков и княгиня Вера Николаевна Шеина. По сюжету повести Гранатовый браслет» поставлен фильм и сыграны спектакли.)

    10. Объявление жюри итогов первого раунда.

    11. Начинаем второй раунд . Звучит музыка к фильму «Убойная сила» - «Прорвёмся, опера» (видеоролик). Думаю, нетрудно догадаться, что второй раунд посвящён области страны Читалии под названием «Детектив». Детективы любят все. Но я вряд ли ошибусь, если скажу, что среди всех персонажей, обладающих способностью распутывать самые сложные преступления, наиболее популярен сыщик из произведений писателя Конан Дойла - Шерлок Холмс. А знаете ли вы, что автор произведения скептически относился к своему герою? Он считал, что повести и рассказы о нём недолговечны. Но писатель ошибся. Холмс стал очень популярным героем. Дотошные исследователи разложили его жизнь по полочкам, раскопали о персонаже такие факты, о которых не подозревал даже сам Конан Дойл.

    Сейчас вам на время придётся стать сыщиками, как Шерлок Холмс, и расшифровать полученное письмо.

    Н…м ст…л… …зв…стн…,

    Чт… пр…здн…к у в…с,

    И н…м …нт…р…сн…

    Пр……х…ть с…йч…с,

    …в…д…ть р…б…т эт…х,

    …мн..х и м…л…х.

    Их зн…нь… пр…в…р…ть,

    Пр…в…р…ть их с…л…!

    (Нам сталоизвестно,

    Что праздник у вас,

    И нам интересно

    Приехать сейчас,

    Увидеть ребят этих,

    Умных и милых.

    Их знанья проверить,

    Проверить их силы!)

    (Герои книг)

    12. Во время выполнения идёт показ трейлера к фильму «Шерлок Холмс» (2009) с участием Роберта Дауни-младшего.

    13. В комнату находок страны Читалии поступало много различных вещей. Великие сыщики! Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит заглавие книги, героем которой является владелец данной вещи. (Все вещи, предметы показываются на экране в презентации.)

    1) Микроскоп, ланцет, мешок с лягушками.

    2) Духи в граненом хрустале;
    Гребенки, пилочки стальные,
    Прямые ножницы, кривые
    И щетки тридцати родов
    И для ногтей и для зубов.

    3) Газета «Весть», печатные пряники, засаленные карты.

    4) Прекрасные жемчужные серьги грушевидной формы, записная книжка, переделанная из молитвенника в бархатном переплёте, прикреплённая к тонкой венецианской цепочке.

    5) Волшебное зеркальце, умеющее говорить.

    6) Брошенный владельцем журнал с дневниковыми записями, начинающимися с повести «Тамань».

    7) Маленькая хрустальная туфелька.

    8) Рукопись, которая не горит.

    9) Разбитое корыто.

    10) Отвратительные жёлтые цветы.

    14. Вы знаете, что у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. В этом ящичке хранятся словесные портреты персонажей знакомых вам книг и интересные факты из жизни писателей. Я познакомлю вас с некоторыми. Вы должны назвать литературного героя по его словесному портрету, определить в каком произведении он действует, кто автор произведения – в первых двух вопросах. А 3-й и 4-й – ФИО писателя, о котором идёт речь.

    (По очереди командам читает ведущий отрывки.)

      Острижен по последней моде,

    Как денди лондонский одет –

    И наконец увидел свет.

    Он по-французски совершенно

    Мог изъясняться и писал;

    Легко мазурку танцевал

    И кланялся непринужденно.

    Чего ж вам боле? Свет решил,

    Что он умён и очень мил.

      "...громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами..." "...Теперь на шее у него оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у него были позолочены..." "...зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?.."

      А этот поэт покинул Россию в феврале 1920 г. через Одессу, через Константинополь, Софию и Белград попал в Париж, где он обосновался, проводя лето в городке Грас, в приморских Альпах. Для него всё кончено с «великой Россией» уже после февраля 1917 г. Он решительно и категорически отверг Временное правительство и его лидеров, видя в них жалкие фигуры, способные привести Россию лишь к пропасти. Решительно не приемлет он и большевистское руководство, и короткое пребывание своё сперва в красной Москве, а затем в красной Одессе назвал «Окаянными днями». А всё же самое лучшее написано о России, но вне России. Ему первому из русских писателей присуждена Нобелевская премия.

      А этот поэт как бы берёт на себя все наши заботы, отвечает на наши вопросы, успокаивает нас, и учит, и вселяет надежду. Фронтовик. Родился 9 мая. Он скончался в военном госпитале под Парижем в 1997г. При отпевании священник отец Георгий сказал, что стихи этого человека могут быть прочитаны, как псалмы, потому что едва ли не в каждом из них чувствуется жажда коленопреклонения и воспарения. Его «Молитву» повторяли тысячи людей, никогда не умевших молиться и не открывавших Евангелие. Кто же он?

    Звучит «Молитва» Б. Окуджавы (видеоклип в исполнении Жанны Бичевской).

    15.Закончился 2-й раунд. Пока жюри подводит итоги , ведущий говорит: Однажды у Аристотеля спросили: «Как же преуспеть ученикам?» «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», - быстро ответил тот. И был, конечно, прав. Итак, смелее, догоняйте первых, чтобы не оказаться последними. Пока такая возможность есть.

    16. Третий раунд нашего ринга называется «блиц-аукцион». Конечно же, путешествуя в страну Читалию мы не можем не заглянуть в сказки. Он для капитанов команд.

    1-я команда

    1. Учёный житель Лукоморья. (Кот)

    2. Профессия старика, поймавшего золотую рыбку. (Рыбак)

    3. Какая часть лица пострадала после укуса шмеля? (Нос)

    4. Кого спас царевич, убив стрелой чародея? (Лебедь)

    5. Стал работник «верёвку крутить да конец её в море мочить». Кто вышел после этого из моря? (Бес)

    6. Что бросила царевне в руки нищая чернавка? (Яблоко )

    7. Волшебная жидкость, бывает живая и мертвая. (Вода)

    8. Все в том городе богаты, изб нет, одни …. (Палаты)

    9. Какой предмет доставил на пустынный остров царицу с сыном? (Бочка)

    10.Кто просил себе в награду шамаханскую царицу? (Мудрец)

    2-я команда

    1. Мимо какого острова проплывали торговые люди? (Буян)

    2. Ткачиха, повариха, сватья баба … (Бавариха )

    3. Сколько братьев богатырей сваталось к красавице-царевне? (Семь)

    4. Самое скромное желание старухи, жившей у самого синего моря? (Корыто)

    5. Кому приказано «весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую, под сосной оставить там на съедение волкам»? (Чернавке)

    6. Что хранила говорящая голова? (Меч)

    7. Кто пытался спасти царевну, пока богатыри охотились? (Пёс)

    8. Птица-чародей, убитая стрелой царевича. (Коршун)

    9. В тот же день стал княжить он

    И нарёкся: князь … (Гвидон)

    10.Какое дерево украсила златая цепь? (Дуб)

    17. Подведение итогов литературного ринга. Вручение грамот и призов.

    Викторина «Кто на чем летает?» (можно для болельщиков)

    Она летает на метле (Баба Яга) А он – на пушечном ядре (Барон Мюнхгаузен) Моторчик на его спине (Карлсон) Бывал он даже на Луне (Незнайка) Он на ковре взлетит всегда Была б сухою борода (Хоттабыч) А этот, если налетит, Из всех голов огнем палит (Змей Горыныч) На ласточке летит она, От страшной свадьбы спасена (Дюймовочка) Его воздушный шар несет К заветной цели – это мед! (Винни Пух)

    Она б летала и летала, когда бы рта не открывала. (Лягушка- путешественница) А этот сделался так мал, Верхом на гусе он летал.(Нильс) Летала в домике своем, Да не одна, а с верным псом. (Элли с Тотошкой) За сверхтопливом ведет Еѐ разумный звездолет. (Алиса Селезнева)