Критикуем: Основной проект V биеннале молодого искусства.

Этим летом Москва превратилась не только в футбольную столицу мира, куда съехались более полумиллиона гостей из тридцати с лишним стран. В российскую столицу отправились и многие любители современного искусства, но совсем по другой причине — с 8 июня по 31 июля здесь уже в шестой раз проходит Московская международная биеннале молодого искусства — единственный в своем роде молодежный арт-форум.

Московская молодежная биеннале проводится начиная с 2008 года и со временем стала одним из самых амбициозных и масштабных проектов в области современного искусства в России, в рамках которого представлены новейшие художественные и кураторские стратегии. C прошлого года возраст не только художников, но и кураторов не должен превышать 35 лет. Выставки и другие мероприятия в рамках биеннале охватывают несколько площадок, в том числе и корпуса некогда знаменитой мебельной фабрики «Мюр и Мерилиз», а ныне отреставрированного делового квартала «Рассвет» на Красной Пресне, где развернут основной проект. На должность куратора основного проекта биеннале 2018 была выбрана 27-летняя Лукреция Колабро Висконти — независимый куратор из Италии, которая и является автором оригинальной выставочной концепции под названием «Абракадабра» . В ходе открытого конкурса она выбрала 58 работ молодых художников из более чем 1500 заявок со всего мира. Основной проект продолжают стратегические выставки: одна под названием «Ведутся революционные работы» в ММОМА на Гоголевском бульваре (куратор Барбара Куэто), посвященная роли искусства в мире технологий, а вторая — «Спасибо, пожалуйста, извини» (куратор Женя Чайка) —состоится в Государственном центре современного искусства. Кроме того, в программе — специальные проекты, параллельная и образовательная программы.

Наш обозреватель Елена Рубинова побеседовала с куратором Лукрецией Колабро Висконти и молодыми художниками Сабриной Чоу (США ) и Василисом Папагеоргиу (Греция) о концепции основного проекта биеннале, месте национального и интернационального в современном искусстве, а также о том, что для молодых художников означает «мягкая сила» в эпоху глобализации.

Как появилось это понятие абракадабры в вашей концепции? Что оно означает в данном случае?

Лукреция Висконти: Мне как куратору нужно было найти способ визуализации явлений, которые на первый взгляд кажутся не связанными друг с другом: ипохондрия, внимание, разочарованность, близость, сон, недосказанность, и понятие абракадабра оказалось такой формулой, которая вмещает в себя все те многообразные формы художественного исследования, которые мы отобрали для основного проекта. «Абракадабра» — слово, употребляющееся во многих языках, в том числе и в русском, и мы часто его используем, но не всегда задумываемся, откуда оно произошло. И в разных культурах и эпохах оно наделено разными смыслами. Лингвистически оно выражает и древнее магическое заклинание, и в то же время является перформативным понятием, обладающим силой воздействия на окружающую реальность. До приезда в Россию я совсем не знала о том, как это слово понимается в русском: что оно означает «чепуха», «ерунда» и что в Советском Союзе это была одна из самых популярных песен Steve Miller Band, которую ставили на дискотеках.

На протяжении почти целого года, пока готовился проект, вы плотно работали с 50 представителями вашего поколения — молодыми художниками из разных стран. Как вам видится культура диалога и взаимодействия в эпоху той самой «Абракадабры », которую исследует проект? Насколько она важна сегодня?

Лукреция Висконти : Я убеждена, что современное искусство, и особенно выставочный процесс, дает превосходную возможность для выстраивания диалога, это платформа для взаимодействия разных культур. В данном случае проект позволил еще и всем художниками приехать в Москву для участия в монтаже экспозиции, лично познакомиться и пообщаться. И хотя «абракадабра» — это бессмыслица, которая точно описывает современный информационный мир, где кажется, что границы стерты, а общение уходит в виртуальность, никто не станет отрицать, что развивать взаимоотношения и живое общение художников разных стран не менее актуально. В Москве собрались все — и иностранные участники, и российские, в том числе из других городов. Такую редкую возможность трудно переоценить.

Выстраивание такого общего языка и культурных мостов как-то отличается для вашего поколения, и если да, то чем?

Лукреция Висконти : Безусловно. В экономике «присутствия», в которой, согласно Ж. Деррида, мы все существуем, события происходят в разы быстрее, и в определенных обстоятельствах это позволяет развернуться горизонтально — к примеру, если мне нужно найти кого-то в Японии, то сделать это намного проще и быстрее, чем, например, 25 лет назад. Но в то же время глубина не достигается — ведь, если все происходит на скорости, то как погрузиться в содержательную беседу и найти способ глубже узнать друг друга? И молодое поколение ищет эти новые формы коммуникации.

В ходе работы над этим проектом сталкивались ли вы с ситуацией, когда художники сомневались или решали не принимать участие в проекте по политическим причинам? Ведь сейчас не самые простые времена в отношениях России и многих стран Запада…

Лукреция Висконти : Когда был объявлен открытый конкурс для участия в биеннале, я поделилась этой информацией со всеми своими коллегами, и для некоторых художников вопрос участия действительно стал дилеммой, которую каждый решал для себя по-своему. В большинстве случаев я сумела убедить их, ведь участие в таком проекте — это еще и вопрос доверия к куратору. Нужно сказать, что я не испытывала никакого давления со стороны организаторов биеннале — Министерства культуры и РОСИЗО, все было выстроено в высшей степени доверительно. Я убеждена, что молодым художникам просто необходимо выстраивать культурные мосты, и они хотят это делать, ведь политическая ситуация меняется и быстро, а им предстоит еще долгий профессиональный путь в искусстве.

Сабрина Чоу : Не скрою, что на каком-то этапе я задумалась о том, стоит ли ехать в Москву. Но мне очень понравилось работать с Лукрецией, как, собственно, и сама концепция выставки, так что, в конечном итоге, я решила участвовать и очень этому рада. Искусство ведь может функционировать по- разному: с одной стороны — это часть глобального мира и глобальной политики, а с другой стороны — арт-процесс может быть и особым пространством, где временами можно укрыться и найти момент для того, чтобы обрести успокоение.

Василис Папагеоргиу: Как современный художник, я работаю в самых разных обстоятельствах и странах — много езжу с выставками, особенно по Европе, живу в арт-резиденциях. Для меня возможность участвовать в московской биеннале — это возможность показать свою работу, и если в ней есть содержание, то политическая ситуация или контекст не столь важен.

Что для вас, как представителей молодого поколения тридцатилетних, означает понятие «мягкой силы»? Мы видим, что в современном обществе пост-постмодерна, который, собственно, и исследует нынешняя биеннале, определенные понятия сместились…

Сабрина Чоу :На мой взгляд, понятие «мягкой силы», столь популярное в 80-е и 90-е годы, действительно изменилось, прежде всего потому, что и люди иначе идентифицируют себя. Наряду с подъемом националистических тенденций во многих странах, сами художники все чаще выступают от своего имени, нежели позиционируют себя как представителей той или иной нации или страны. Я помню, что еще лет десять — пятнадцать назад наше правительство больше поддерживало художников, а сегодня, в эпоху глобализации, люди существуют гораздо более фрагментировано. Мне это очень заметно — я из Лос-Анджелеса, хотя сейчас живу в Лондоне, а до этого какое-то время жила и училась в Голландии. Все эти процессы похожи, где бы ты ни находился, но культурный диалог помогает преодолевать эти процессы.

Василис Папагеоргиу : Могу только согласиться с таким мнением. Если говорить о национализме, то лучше всего для художника не идентифицировать себя в терминах принадлежности к нации, а сконцентрироваться на саморепрезентации. В Греции нам пришлось за последние десять лет заново осмыслить понятия национального и интернационального после вхождения страны в Евросоюз. Но теперь все уже привыкли к «новой нормальности». И молодое поколение адаптировалось к новой реальности, оттолкнувшись от изменений и выстроив, соответственно, свой мир.

Что для вас означает этот проект и совместная работа, в том числе и с молодыми российскими художниками?

Лукреция Висконти : Для меня этот масштабный и очень амбициозный проект стал своеобразным тестом — на образ мышления и моей собственной способности думать шире, вне привычных рамок. Я очень благодарна, что мне довелось на нем работать.

Василис Папагеоргиу : Я здесь впервые, и очень бы хотелось остаться в Москве подольше — к сожалению, мы мало успели посмотреть, потому что были все время заняты на монтаже выставки. Москва — город с фантастической энергетикой, и я очень надеюсь побывать здесь еще раз.

Площадка: Государственный центр современного искусства

Организаторы: Государственный центр современного искусства, РОСИЗО, Московский музей современного искусства.

Более 55 выставок увидят зрители V Московской международной биеннале молодого искусства этим летом. Основной проект биеннале "Глубоко внутри" будет представлен в пространстве Трехгорной мануфактуры. Выставки двух Стратегических проектов пройдут в Государственном центре современного искусства и Московском музее современного искусства. Специальные проекты можно будет увидеть в Мультимедиа Арт Музее, Центре современного искусства "ВИНЗАВОД", Центре дизайна ARTPLAY, а также в Московской области, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ижевске и на других площадках. Свои проекты представляют в Москве города Санкт-Петербург ("Безместье"), Воронеж ("В славном городе Воронеже") и Ижевск ("Говорит Ижевск. Часть 3").

Среди участников этого года шесть учебных заведений: Российский государственный гуманитарный университет, Институт "База", программа "Школа молодого художника" Фонда "ПРО АРТЕ" и Северо-Западного филиала ГЦСИ, Екатеринбургская академия современного искусства, Московская школа фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и Школа современного искусства "Свободные мастерские" Московского музея современного искусства. В параллельную программу биеннале вошло 40 выставок. Также посетителей ждет обширная дискуссионно-образовательная программа.

СТРУКТУРА БИЕННАЛЕ

Основной проект "Глубоко внутри"

2 Стратегических проекта

16 Специальных проектов

40 выставок в рамках параллельной программы

Дискуссионно-образовательная программа

ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ

Тема: "Глубоко внутри" (Deep Inside)

Место: выставочные пространства Трехгорной мануфактуры

Куратор: Надим Самман

Участники: 87 молодых художников и художественных объединений, представители 36 стран

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Название: Время обоснованных сомнений

Место: Государственный центр современного искусства

Кураторы: Сильвия Франческини и Валерия Манчинелли

Участники: 10 молодых художников из 9 стран

Подробности в пресс-релизе.

Название: Г И П Е Р С В Я З И

Место: Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке

Куратор: Жуан Лаия

Участники: 18 молодых художников из 16 стран

Подробности в пресс-релизе

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

В хронологическом порядке по дате открытия

02.06 — 04.09

19/92 Сначала. Предвкушение 25-летия Школы современного искусства "Свободные мастерские" ММОМА

04.06 — 02.07

Говорит Ижевск. Часть 1

Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск

04.06 — 02.07

Говорит Ижевск. Часть 2

Музей истории города Ижевска

02.06 — 31.07

Говорит Ижевск. Часть 3

23.06 — 24.07

Прокрастинация

Московский музей современного искусства, Гоголевский 10

27.06 — 19.09

ПРО ШР. 10 лет Школе Родченко

Мультимедиа Арт Музей, Москва

01.07 — 31.07

Бар "Радость"

Центр творческих индустрий "ФАБРИКА"

04.07 — 21.08

Мастерская 2016. Личные связи

Московский музей современного искусства на Тверском бульваре

12.07 — 28.08

Сырое / Вареное

Московский музей современного искусства, Гоголевский 10

16.07 — 04.12

Жизнь живых

Государственный центр современного искусства, Волго-Вятский филиал, Нижний Новгород

28.07 — 28.08

Между нами. Пространство воспоминаний

Московский музей современного искусства, Гоголевский 10

21.07 — 10.08

Предметы быта

Студия КОП

29.06 — 31.07

В славном городе Воронеже

Центр современного искусства "ВИНЗАВОД"

07.07 — 10.08

Внутри искусства

Универмаг "Цветной"

23.06 — 24.07

Уровень ядра

Галерея уличного искусства "Свитер", Екатеринбург

01.07 — 17.07

Безместье

Центр дизайна ARTPLAY

09.06 -19.06

Постфактум

Музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница"

Дом-дворец-салон-отшиб-музей-америка

(проект проходит на нескольких площадках)

23.06 — 31.07

Московский музей современного искусства, Гоголевский 10

15.07 -31.07
Салон, Костомаровский пер. 3, стр. 12

23.07 — 31.07
Дом творчества архитекторов, Московская обл., Ленинский р-н, г. Видное, дер. Суханово

04.07 — 19.07
Центральный Дом архитектора

02.07 — 31.07
Виктор Скерсис (квартирная выставка), 880 Laurel Drive, Bethlehem, PA, 18017, USA

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В рамках параллельной программы биеннале пройдет 40 выставок.

Список проектов доступен в приложении.

ДИСКУССИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

1 июля в 12:00 и 14:00 в Тех-Хабе "Ключ" на Трехгорной Мануфактуре пройдет серия портфолио-ревью. Художникам, желающим принять участие, предлагается продемонстрировать свое портфолио ведущим специалистам в области современного искусства на мировой арт-сцене: директору и главному куратору Музея современного искусства в Герцлии Айе Лури; художественному критику и куратору музея современного искусства Аструпа Фернли в Осло Терезе Мёлленхофф. Портфолио-ревью предоставляет возможность обсудить реализованные и находящиеся на стадии реализации проекты, узнать мнение и получить комментарии международно известных кураторов, за плечами которых десятилетия опыта работы с молодыми художниками.

Желающих просим прислать свое портфолио на адрес проекта: [email protected] в срок до 20 июня.
Отбор участников осуществляется на конкурсной основе куратором дискуссионно-образовательной программы, искусствоведом, заместителем директора ГЦСИ, инициатором и председателем Экспертного совета Московской международной биеннале молодого искусства Дарьей Пыркиной.

Подробности на сайте

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 7 июля – 6-я Московская международная биеннале молодого искусства.

Гость передачи – комиссар биеннале, глава дирекции РОСИЗО по специальным проектам Екатерина Кибовская.

Итак, в Москве в очередной раз проходит Московская биеннале молодого искусства (что означает участие художников не старше 35 лет). Она моложе биеннале «взрослой», но тоже имеет за плечами достаточную историю. Тем более, что у «молодежки» был и предшественник – фестиваль молодого искусства «Стой, кто идет?», проводившийся Госцентром современного искусства совместно со школой «Свободные мастерские». Молодежная биеннале по сравнению с ним выросла в статусе – получила поддержку министерств и департаментов. А также обрела разветвленную и достаточно сложную структуру.

«Абакадабра» – это никоим образом не «оценочное суждение», а название основного проекта биеннале. Кроме него имеются два проекта «стратегических», изрядное количество «специальных» и, наконец, «параллельная программа».

Под стратегическими проектами организаторы понимают поиск основных направлений развития молодого искусства.

Без текстов на молодежных выставках действительно не обходится, куда в большей степени, чем на выставках «взрослых». Действительно, как-то даже неприлично не написать что-нибудь об апроприации и подрыве институциональных правил и не процитировать Бодрийяра. :)

Специальные проекты многочисленны и разнообразны. Часть из них представляет работы учащихся нескольких школ современного искусства.

Проекты молодежной биеннале размещены везде – и в индустриальных пространствах, и в отдельных выставочных залах, и в музеях. Причем в последнем случае – не только в залах для временных выставок. Есть и проекты, существующие по принципу «интродукции» – произведения молодых авторов внедрены непосредственно в постоянную музейную экспозицию. Как, например, в музее-квартире Аполлинария Васнецова, где задействована даже новомодная «дополненная реальность».

Параллельная программа – наиболее вольная часть общего проекта. Собственно, это даже не часть проекта, а собственные программы галерей и прочих институций, лишь причисленные оргкомитетом, при совпадении формальных критериев, к собственному расписанию. Эти выставки также разбросаны везде – от музейных залов и солидных галерей до симпатичных крошечных подвальчиков.

Идет молодежная биеннале практически все лето. Какие-то выставки уже закрылись, другие надо поспешить посмотреть. Немало проектов еще впереди – так что следите за новостями (в том числе на сайте самой молодежной биеннале).

Текст: Татьяна Пелипейко

Александр Баженов. «Буся и Мявчик». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Московская международная биеннале молодого искусства проводится уже в шестой раз, став привычным и ожидаемым событием в художественной жизни столицы. В этом году более 50 художников со всего света, не достигших 35 лет, покажут свои работы в основном проекте. Главная тема биеннале интригует своей неопределенностью — выставка «Абракадабра» станет рассуждением о современности, где стираются границы между частной, профессиональной и общественной сферами жизни. Помимо основной выставки, у биеннале будут еще два важных сопутствующих проекта, а также масса интересных событий в параллельной программе.

Андрес Барон. «Печатный закат». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

У VI Молодежной биеннале женское лицо: и основной, и стратегические проекты курируют женщины, — и, судя по анонсам, эта биеннале будет отличаться повышенной эмоциональностью. Главным проектом будет дирижировать молодой куратор Лукреция Калабро Висконти. Ей нет и 30, она не так давно окончила факультет визуального и перформативного искусства Института архитектуры Венеции и магистратуру венецианского Университета Ка’Фоскари. Своим главным достижением она считает организацию некоммерческого выставочно-исследовательского пространства CLOG в Турине. Работала ассистентом у таких мэтров, как Франческо Бонами и Маурицио Каттелан. Самостоятельно курировала несколько проектов в Амстердаме: «Почему все такие милые? в арт-институте De Appel, где училась по кураторской программе, и в Университете Амстердама — «Удачи, увидимся после революции!». Висконти хорошо знает и любит русский авангард, а среди современных российских художников особенно выделяет группу «Что делать?» и Дмитрия Венкова, уже переросших возрастной ценз Молодежной биеннале.

Морешин Аллахиари. «Та, которая видит неизведанное». Видеоинсталляция. Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Нынешняя биеннале станет первым крупным международным проектом Висконти, уже никак не связанным с образованием. Для основного проекта она выбрала тему, вмещающую бездны смыслов. «Абракадабра» получила свое название по хиту 1980-х группы The Steve Miller Band, где речь идет о том, что «все крутится и вертится снова и снова, и когда это кончится — никому не известно». Висконти считает, что эта, в общем-то, бессмыслица, абракадабра, точно описывает нашу современность, где стерты любые границы. Что особенно актуально для территории искусства, на которой порой сложно понять, где кончается работа и начинается развлечение. Самая точная метафора современной жизни здесь — это танцпол, где «создается энергия». «В проекте я хочу рассказать о феномене ночной жизни. Здесь, в Венеции, это особенно очевидно: нет уже никакой разницы между походом на выставку в павильон на биеннале и походом на вечеринку после ее открытия», — объяснила в интервью The Art Newspaper Russia Лукреция Калабро Висконти. Все, кто хоть раз побывал в Венеции, могут засвидетельствовать, что дела обстоят именно так. И если куратору удастся создать в Москве еще и неповторимую карнавальную атмо-сферу Венецианской биеннале, скучно точно не будет.

Дорога Гаведа, Эгле Кулбокайте. «YGRG 14X: читать одной рукой». Перформанс. Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Среди участников основного проекта немало художников из России, некоторые из них уже успели довольно громко заявить о себе. Выпускник школы фонда «Про Арте» Илья Гришаев выдвигался на Премию Кандинского; выпускница Школы Родченко, скульптор и видеоартист Елена Артеменко недавно прозвучала с выставкой «Отчужденное тело»; медиа-художник Александра Аникина успела поучаствовать в нескольких международных биеннале; Светлана Воронцова-Вельяминова, известная как обозреватель моды, пробует себя в качестве художника, окончив Институт проблем современного искусства.
Первый стратегический проект биеннале — «Спасибо, пожалуйста, извини» — посвящен более прозаичным словам и отношениям, чем «Абракадабра». «Волшебные слова приходят из мира детства как способ преодолеть тотальный человеческий эгоизм и как приемлемый шаг к примирению», — считает его куратор Женя Чайка, занимающая должность заместителя директора Уральского филиала Государственного центра современного искусства.

Марк Джонсон. «Ультрафиолетовое». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Если в основном проекте будет воссоздана атмосфера танцпола, то в стратегическом экспозиция выстроится в форме дома, где можно будет заглянуть в спальню, гостиную, коридор и на чердак. Зрителю предстоит передвигаться как в квесте, обнаруживая в закоулках художественные скелеты в шкафу. В этом проекте есть очень известные российские художники, которые к Молодежной биеннале относятся разве что по возрасту и явно выбраны в качестве локомотивов. Татьяна Ахметгалиева была открытием еще I Молодежной биеннале, с тех пор поучаствовав не в одном статусном международном проекте. На выставке будет показано ее видео «Чешуя», снятое на графитовом заводе для IV Уральской индустриальной биеннале. А Тимофей Радя, которого называют русским Бэнкси, стал уже легендой стрит-арта. По большей части работы, выбранные для стратегического проекта, уже были показаны на выставках в российских регионах, но еще неизвестны в Москве. Серия фотографий Politefish Елены Аносовой впервые была представлена в Центре современного искусства «Заря» во Владивостоке. Анимационный фильм «Праздник» Нины Бисяриной участвовал в фестивалях анимации, и теперь впервые его можно будет посмотреть на выставке современного искусства. «Сервиз» Владимира Марина, созданный совместно с Сысертским фарфоровым заводом, также пока не видели в столице. А «Карта» самарского видеоартиста Андрея Сяйлева ждала своего часа целых пять лет.

Владимир Марин. «Сервиз». Фото: Московская международная биеннале молодого искусства

Второй стратегический проект — This Site is Under Revolution («Ведутся революционные работы») — курирует испанка Барбара Куэто. Так же как Лукреция Калабро Висконти, она окончила кураторскую программу в институте De Appel в Амстердаме. В ее багаже — сокураторство фестиваля в Утрехте, выставки в мадридском социально-культурном центре La Casa Encendida, в Музее современного искусства в Сеуле. Московский проект Куэто посвящен сопротивлению ограничениям свободы в виртуальном мире. На виртуальные баррикады поднимутся художники из Европы, а саму выставку будут сопровождать круглые столы и мастер-классы — как офлайн, так и онлайн.

Московский музей современного искусства,
Государственный центр современного искусства
VI Московская международная биеннале молодого искусства. Абракадабра
8 июня - 31 июля

Лукреция Калабро Висконти, куратор основного проекта 6-й Московской международной биеннале молодого искусства

Комиссар 6-й Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская 12 мая в Университете Ка"Фоскари в Венеции представила куратора основного проекта грядущей выставки, которая пройдет в Москве в июне. Им стала Лукреция Калабро Висконти — молодой независимый куратор из Италии, сооснователь некоммерческого исследовательского проекта CLOG, магистр философии Университета Ка"Фоскари. Выпускница факультета перформативных искусств Института архитектуры Венеции, Лукреция Висконти была ассистентом Маурицио Каттелана для проекта Shit and Die в Турине, также сделала выставки «Почему все такие милые?» и «Удачи, увидимся после революции» в Амстердаме. Висконти является автором множества статей об искусстве в международных изданиях и основателем таких онлайн-проектов, как Curatorshit, shitndie и Ketchup Drool.

Куратор основного проекта был выбран на заседании экспертного совета 6-й Московской международной биеннале молодого искусства. В обсуждении и голосовании приняли участие члены экспертного совета, в том числе заместитель директора ММОМА Алексей Новоселов, куратор международных выставок Музея современного искусства «Гараж» Екатерина Иноземцева, выпускник магистратуры Института Курто, соорганизатор выставки «Геометрия настоящего», ГЭС-2 Виктория Михельсон, заведующий научным отделом ММОМА Андрей Егоров, арт-критик и куратор Мария Кравцова, комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова и заместитель генерального директора по творческой и образовательной деятельности РОСИЗО-ГЦСИ Дарья Пыркина.

Куратор Лукреция Калабро Висконти и комиссар Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская

Лукреция Калабро Висконти посвятит биеннале молодого искусства в Москве абракадабре. «Я бы описала проект метафорой танцпола, где участники одновременно и развлекаются, и следуют определенным правилам, взаимодействуя самым неожиданным образом. Именно поэтому при выборе художников я собираюсь отдать предпочтение тем, кто работает с перформативными практиками, видео и звуком», — уточняет Висконти, описывая свое видение основного проекта. По ее замыслу, название темы — это не только отсылка к магическому заклинанию, но и реверанс диско-хиту Стива Миллера Abracadabra, популярному в 1980-е годы.

Отбор художников 6-й биеннале начнется осенью этого года на сайте www.youngart.ru . В этом году, по словам комиссара биеннале Екатерины Кибовской, большое внимание будет уделено авторам из регионов. Кураторы могут подать заявку на участие в стратегическом проекте, но, как и художники, они должны быть не старше 35 лет.

Напомним, что Московская международная биеннале молодого искусства проходит с 2008 года. Начало проекту положил ежегодный фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?», который проводился Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) ежегодно с 2002 по 2006 год в сотрудничестве со школой современного искусства «Свободные мастерские» Московского музея современного искусства (MMOMA). Проект приобрел новый статус в связи с нарастающим к нему интересом молодых художников, кураторов и критиков. Совместными усилиями ГЦСИ и МMOMA была разработана концепция биеннале молодого искусства. Если раньше кураторами биеннале выступали выбранные организаторами проекта известные международные специалисты (Дарья Пыркина, Дарья Камышникова, Катрин Беккер, Дэвид Эллиотт) вне зависимости от их возраста, то с 2015 года куратор биеннале, как и ее участники, — представитель новой генерации. В прошлом году куратором стал 32-летний британец Надим Самман. Партнеры биеннале — культурные институции, заинтересованные в развитии молодого искусства.