Конспект о леонардо да винчи. Леонардо да винчи биография

Леонардо да Винчи, крупнейшая фигура итальянского Высокого Возрожденияпрекрасный пример универсального человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства - живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем. Появился на свет он 15 апреля 1452 года неподалеку от Флоренции, в небольшом городке Винчи (отсюда его имя). Леонардо был сыном зажиточного нотариуса и крестьянки (многие биографы считают, что внебрачным) и воспитывался с малых лет отцом. Он питал надежды на то, что подросший Леонардо пойдет по его стопам, однако общественная жизнь не казалась тому интересной. В то же время не исключено, что ремесло художника было выбрано по той причине, что незаконнорожденным детям не были доступны профессии юриста и врача.

Как бы там ни было, после переезда их с отцом во Флоренцию (1469) Леонардо устраивается подмастерьем в мастерскую Андреа дель Верроккио, одного из наиболее известных флорентийских живописцев того периода. Технологии работы художника флорентийской мастерской в те времена подразумевали технические эксперименты. Сближение с Паоло Тосканелли, астрономом, стало еще одним фактором пробуждения у Да Винчи серьезного интереса к различным наукам. Известно, что в 1472 г. он являлся членом Флорентийской Гильдии художников, а к 1473 г. относят его первую датированную самостоятельную художественную работу. Через несколько лет (в 1476 или 1478 г.) у да Винчи появляется собственная мастерская. Буквально с первых полотен («Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов») он заявил о себе как великий живописец, а дальнейшее творчество лишь увеличивало его славу.

С начала 80-х гг. биография Леонардо да Винчи связана с Миланом, работой у герцога Людовика Сфорца в качестве живописца , скульптора, военного инженера, устроителя празднеств, изобретателя разнообразных механических «чудес», которые прославили его хозяина. Да Винчи активно работает над собственными проектами в разных сферах (например, над подводным колоколом, летательным аппаратом и др.), однако Сфорца не проявляет к ним никакого интереса. В Милане Да Винчи прожил с 1482 по 1499 г. – до тех пор, пока войска Людовика XII не захватили город и не вынудили его отбыть в Венецию. В 1502 г. его берет к себе на службу военным инженером и архитектором Чезаре Борджиа.

В 1503 г. художник вернулся во Флоренцию. К этому году (ориентировочно) принято относить написание, пожалуй, самой известной его картины - «Мона Лиза» («Джоконда»). На протяжении 1506-1513 гг. да Винчи снова живет и работает в Милане, на этот раз он служит французской короне (под контролем Людовика XII тогда находился север Италии). В 1513 г. переезжает в Рим, где его творчеству покровительствуют Медичи.

Последний этап биографии Леонардо да Винчи связан с Францией, куда он в январе 1516 г. переезжает по приглашению короля Франциска I. Поселившись в замке Кло-Люсе, он получил официальное звание первого королевского художника, архитектора и инженера, стал получателем крупной ренты. Работая над планом монарших апартаментов, главным образом, выступал в ипостаси советника и мудреца. Через два года после приезда во Францию он серьезно заболел, ему было сложно передвигаться одному, правая рука онемела, и в следующем году он полностью слег. 2 мая 1519 г. великий «универсальный человек», окруженный учениками, умер; похоронили его в расположенном неподалеку королевском замке Амбуаз.

Помимо произведений, являющихся общепризнанными шедеврами («Поклонение волхвов», «Тайная вечеря», «Святое семейство», «Мадонна Литти», «Мона Лиза»), да Винчи оставил после себя порядка 7000 не связанных между собой рисунков, листов с записями, которые были после смерти мастера сведены воедино его учениками в несколько трактатов, дающих представление о мировоззрении Леонардо да Винчи. Ему принадлежит заслуга многочисленных открытий в области теории искусства, механики, естественных наук, математики, внесших весомый вклад в развитие наук и инженерной мысли. Леонардо да Винчи стал воплощением идеала итальянского Ренессанса и последующими поколениями воспринимался как своеобразный символ творческих устремлений, присущих тому времени.

Гениальный изобретатель, художник, ученый был рожден в апреле 15-го числа в 1452 году в Италии (близ Флоренции). Также он был отличным писателем. Многие ученые считают его одним из гениальных людей не только эпохи Возрождения, но и за всю историю человечества.

Его отец (Пьеро) являлся богачом, нотариусом, а мама обычной крестьянкой, из-за чего Пьеро ушел из семьи, женившись на женщине из знатной семьи. Поначалу Леонардо жил с мамой, но позже отец забрал его к себе из-за проблем с заведением детей с новой женой. Пьеро всеми силами хотел заинтересовать сына семейным делом, но у него это не получилось.

Будучи юношей Леонардо проявил огромный талант в области рисования. Он был способен одинаково работать обеими руками. Вдобавок к его склонности как к естественным, так и к гуманитарным наукам, он был отличным поваром, вскоре создавшим свое фирменное блюдо.

В 1466 г. отправлен отцом во Флоренцию, где его учителем стал Андреа Верроккьо. Тут Леонардо изучил общественные науки, химию, рисование и т.д. В 20 лет был награжден квалификацией мастера от Гильдии Святой Луки.

В 1473-74 гг. он помогал своему учителю рисовать картину "Крещение Христа". Также употреблял масляные краски, что были новинкой. Его дебютная самостоятельная работа - полотно "Просвещение".

В 1478 г. Леонардо представил всем собственную мастерскую и начал увлекаться образом Мадонны. Он создал множество работ на эту тему, какая-то часть их осталась незавершенной, вследствие чего Леонардо некоторое время воспринимали как человека, недоделывающим свои работы.

В 1481 г. он начал рисовать картину "Поклонение Волхвов", которую не закончил. Из-за плохих отношений с главенствующей семьей во Флоренции, был вынужден покинуть город.

Через год приехал в Милан, решив служить у Лодовика Сфорца изготовителем оружий, но получил отказ.

В 1483 г. ему поручили первый заказ в Милане. Этот заказ он выполнял три года, потом последующие 25 лет шел суд из-за оплаты.

Через некоторое время получил заказ от Франческо Сфорца и берется за работу над его бронзовой статуей. Но эта статуя осталось незавершенной, потому что заказчик решил пустить весь металл на изготовление орудий.

Когда ему исполнилось 32 года, он начал работать над своей "Трактата о живописи". Над ней он работал всю жизнь.

Для Сфорца им была изобретена специальная машина, производящая напильники, и прокатный стан, но заказчику они не были интересны.

Леонардо вложил большой вклад в развитие города: придумал канализационную систему города, эскизы храмов и многое другое.

В 1498 г. завершил работу "Тайная вечеря", над которой он начал работать три года назад и роспись Сала делле Ассе.

В 1499 г. Милан был захвачен французскими войсками, поэтому Леонардо вновь вернулся во Флоренцию и к работе над образом Мадонны.

Через три года Чезаре Борджиа нанимает его своим архитектором и инженером. Дополнительно разрабатывал военные карты и проектировал каналы осушения болот.

С 1503 г. начал работать над картиной Моны Лизы. И вплоть до 1513 г. практически перестал писать, уделяя больше времени алгебре, геометрии, механике и анатомии.

В 1512 г. создал свой знаменитый автопортрет, вызвавший множество споров.

В 1513 г. вместе с Джулиано Медичи переезжает в Рим. Тут он занимается математикой, обследует производство зеркал и голос людей. Но через четыре года Медичи умирает, и Леонардо переезжает в Париж, где стал придворным художником. В этом городе у него сложились дружеские отношения с Франциском I (король).

Ушел из жизни в 1519 г. 2 мая. Могила находилась в церкви Сен Флоран-тен, однако из-за многих войн потеряна.

По датам интересные факты

Биография Леонардо да Винчи творчество

Леонардо да Винчи был одним из выдающихся деятелей времен эпохи Возрождения. Талант его был многогранен. Был он и художником, и философом, и архитектором. Не все его изобретения были признаны в современном ему обществе. Большинство из них так и остались начерченными на бумаге. А все свои чертежи и записи оставил Леонардо после смерти ученикам.

Родился он в окрестной деревушке Милана (Италия), в 1452 году 15 апреля. Был он незаконным ребенком нотариуса. Его отец и мать, в силу своего разного происхождения, не могли вступить в брачный союз. К тому времени, как мальчику исполнилось 3 года, отец его уже женился на знатной девушке. Но, брак их был бесплоден. И он взял к себе Леонардо.

Позже они переезжают во Флоренцию. Там будущий художник поступает в обучение к известному мастеру. Там он и получает необходимые знания и навыки. Обучался он с пристрастием, жадно впитывая все, что было доступно.

Потом Леонардо попадает в Милан. И, около 17 лет, он находится на службе в придворном штате при герцоге Сфорце в качестве инженера и художника.

В этот период Леонардо разрабатывает проект строительства «идеального города», который был отвергнут. Позже по этим чертежам будет построен Лондон.

Этому же времени принадлежат и знаменитые картины «Дама с горностаем» и «Тайная вечеря».

Во время французского вторжения в Милан, художник возвращается во Флоренцию. Там он служит у герцога Чезаре Борджиа. В этот период была написана «Джоконда».

1506 год – вновь Милан. Позже – Рим. И, наконец, – Франция. Там Леонардо проведет свои последние годы в подаренном ему королем Франциском замке с виноградными угодьями и хорошим жалованьем. Там он спокойно занимался своими любимыми делами.

В наследии, оставленном своим ученикам, вместе с землями, есть чертежи аэропланов, парашютов, телескопов. Оставил он в своих записях притчи и знаменитые афоризмы. Настолько многогранна была личность этого человека. Да Винчи с большим интересом изучал строение человеческого тела. Наблюдал он за полетами птиц, мечтая о том, что и человек, однажды, совершит полет.

В свои последние годы художник страдал от паралича и перенес инсульт. Повторный кризис и считают причиной его смерти в 1519 году.

Интересные факты и даты из жизни

Леонардо да Винчи (полное имя - Леонардо ди сер Пьер да Винчи) появился на свет в 1452 г. в селении Анкиано, что близ Флоренции, в семье нотариуса и крестьянки. В детстве будущего творца разлучили с матерью, её образ он всю жизнь стремился воссоздать в своих полотнах.

Искусство

Современному поколению Леонардо известен, прежде всего, как художник. При том, что итальянский гений считал себя именно учёным. В живописи он работал немного, но успел внести огромный вклад в развитие изобразительного искусства. Леонардо да Винчи сумел создать новую живописную технику. До него пейзаж на картине был вторичен, линия чётко очерчивала предмет, холст представлял собой раскрашенный рисунок. Леонардо же сумел увидеть и запечатлеть размытую линию, показать явление рассеяния света в воздухе.

Самые известные картины художника: «Мона Лиза», «Дама с горностаем», «Иоанн Креститель».

Наука и инженерия

Как конструктор Леонардо да Винчи во многом опередил свою эпоху. Он создал немало проектов, ставших прообразами выдающихся достижений в последующие столетия. При жизни же мастера признание получило только одно изобретение инженера - колесцовый замок для пистолета.

Особенно интересовали Леонардо проблемы полёта. Он детально изучал летательный механизм птиц разных пород, был уверен, что изобретёт-таки выдающийся летательный аппарат. Первая идея аэроплана принадлежит именно ему.

Руке выдающегося учёного своего времени принадлежит и схема зрительной трубы (телескопа). Приписывают Леонардо да Винчи и такие изобретения, как парашют, катапульта, робот, прожектор, велосипед и даже танк.

Медицина и анатомия

Немало интересовало этого талантливого человека и строение человеческого тела. За свою жизнь Леонардо сделал тысячу заметок и рисунков, посвящённых анатомии, но издать их ему так и не удалось. Мастер делал вскрытие животных и людей, описывал строение организма в мельчайших деталях. Специалисты утверждают: эти записки Леонардо настолько уникальны, что опережают своё время на триста лет.

Гения интересовали и другие сферы жизни и творчества: музыка, литература, архитектура, философия, естествознание. Свои мысли по вопросам этих областей он подробно изложил в своём дневнике. Своеобразную энциклопедию Леонардо расшифровывают до сих пор.

В конце жизни Леонардо да Винчи переехал во Францию, служил там придворным художником, механиком и архитектором. В 1519 году он умирает от болезни. Загадочная личность гения эпохи Возрождения и сегодня волнует умы исследователей. К счастью, у Леонардо были ученики, которые стали преемниками его идей и открытий.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Леонардо, прозванный да Винчи по месту своего рождения, горной деревне Винчи, близь Эмполи, в провинции Флоренции – гениальный живописец итальянского Возрождения , зодчий, инженер и ученый. Он родился в 1452, в семье нотариуса флорентийской сеньории Пьеро. Первоначальное художественное образование даровитый мальчик получил у флорентийского художника Андреа дель Веррокьо (1435–1488), на картине которого, изображающей крещение и находящейся во флорентийской академии, сохранилось первое произведение Леонардо да Винчи – исполненная им фигура ангела.

Крещение Христа. Картина Верроккьо, написанная им вместе с учениками. Правый из двух ангелов - работа Леонардо да Винчи. 1472-1475

Между 1472 и 1478 гг. Леонардо уже неоднократно упоминается в известиях современников, но из его юношеских произведений сохранились только следующие, несомненно принадлежащие его кисти: подмалевка «Поклонения волхвов » в галерее дворца Уффици во Флоренции, «Святой Иероним» в ватиканской галерее в Риме. «Благовещение», находящееся также в галерее Уффици и раньше приписывавшееся также Леонардо да Винчи, в настоящее время с большим вероятием приписывается Ридольфо Гирландайо (1483–1561). Много юношеских набросков и рисунков Леонардо, сделанных пером и мелом, хранится в виндзорской библиотеке, в Лувре, в венецианской академии, в галерее Уффици, в амброзианской библиотеке в Милане, в Британском музее и альбертинской галерее в Вене. Между ними отдельную группу составляют карикатуры, представляющие результат физиономистических занятий и наблюдений Леонардо и отзывающиеся несколько аффектированной оригинальностью. Они несколько раз издавались в гравюрах, между прочим, в прекрасном исполнении известного чешского гравера XVII века Венцеслава Голлара.

Леонардо да Винчи. Автопортрет, ок. 1510-1515

Кроме живописи, Леонардо да Винчи изучал во Флоренции также пластику, архитектуру, математику, физику и механику и рано возбудил удивление окружающих редкой многосторонностью своей гениальной натуры. Выдающийся музыкальный талант и дар поэтической импровизации дополняли его широкое развитие и гармонировали с красотой, силою, ловкостью и блестящим остроумием.

Миланский период творчества Леонардо да Винчи

Вскоре после 1480 г. Леонардо да Винчи покинул Флоренцию, предпринял путешествие на восток и некоторое время состоял на службе у каирского султана. Около 1484 г. герцог Людовик Мавр (Lodovico il Moro) призвал Леонардо в Милан, где он прожил до 1499 г., предавшись широкой и плодотворной художественной деятельности. Одно из главных его произведений этого миланского периода была колоссальная конная статуя герцога Франческо Сфорца, которую современники признали чудом искусства и которая до окончания своего была разрушена французскими стрелками во время нашествия 1499 г. Проекты и рисунки этого памятника сохранились в виндзорской библиотеке. Вместе с тем Леонардо руководил постройкой миланского собора и инженерными работами по проведению мартезанского канала.

Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера, ок. 1490

Из картин Леонардо да Винчи к миланскому периоду относятся: мужской поясной портрет в естественную величину и небольшой женский портрет в профиль (в амброзианской библиотеке); прекрасный женский портрет, известный под именем «Прекрасная Ферроньера» и находящийся в Лувре; Мадонна с барельефом (оригинал которой принадлежал лорду Уорвику), «Мадонна в скалах » (две копии, в Лувре и в галерее лорда Суффолка); воскресший Христос между святыми Леонардом и Лучией (в берлинской галерее, по-видимому, неоконченный).

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1480-1490-е

Леонардо да Винчи – Тайная вечеря

При всех своих редких достоинствах эти картины Леонардо да Винчи затмеваются главным художественным произведением миланского периода – написанной до 1499 г. «Тайной вечерей ». Это великое произведение кисти, занимающее главную стену ресектория доминиканского монастыря Santa Maria delle grazie, имеет 28 футов длины, содержит фигуры в полтора раза увеличенные. Оно исполнено масляными красками, с течением времени сильно пострадавшими от небрежности и грубой реставрации, так что первоначальная редакция картины более известна по копиям ученика Леонардо да Винчи, Марко д"Оджонно (из которых одна хранится в лондонской галерее) и по снимкам голов апостолов, написанным пастелью и принадлежавшим великой герцогине саксен-веймарской. В «Тайной вечере» поразительны необыкновенно богатое и отчетливое воспроизведение главнейших мотивов человеческой души и строгая красота линий, проникающая все формы. Все типичное, напоминающее портрет, отброшено, и создана идеальная группа, которая в такой же степени жизненна и правдива, как возвышенна и глубоко задумана. Кроме того, миланскому периоду принадлежит значительное количество разного рода рисунков и картонов, набросанных Леонардо для его учеников и в их исполнении иногда принимавшихся за его подлинные произведения.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1498

Художественные теории Леонардо да Винчи

Хранительницей художественных теорий Леонардо да Винчи и очагом его широкого влияния на современную живопись явилась основанная им в Милане академия, руководителем и главою которой он был. Свои теоретические взгляды на живопись Леонардо высказал в сочинении «Trattato della pittura», написанном для его учеников. Леонардо рекомендует им придерживаться природы, а не античных образцов, и придает важное значение изучению перспективы и анатомии. Около 1494 г. он издал рисунки различных частей тела, служившие анатомическим атласом в его преподавательской практике; том из 235 больших анатомических таблиц Леонардо хранится в лондонской библиотеке. Дальнейшее развитие теоретических взглядов Леонардо да Винчи содержит переработанное им сочинение математика Луки Пачоли о перспективе и пропорциональном строении человеческого тела, снабженное 60 рисунками Леонардо и изданное им в 1509 г. под заглавием «De divina proportione». Ближайшими учениками и последователями Леонардо да Винчи были: Чезаре да Сесто, Франческо Мельци, Марко д"Оджонно, Андреа Салайно, Бернардино Фальсоло, Гауденцио Феррари и другие.

Флорентийский период творчества Леонардо да Винчи

После низвержения герцогов Сфорца в 1499 Леонардо да Винчи покинул Милан и с 1503 поселился во Флоренции по приглашению гонфалоньера Пьетро Содерини, оказавшего прославленному художнику радушный прием и назначившего ему ежегодное содержание. Первым произведением этого второго флорентийского периода был неоконченный картон для престольного образа церкви сервитов, изображающий Мадонну с младенцем, малолетним Предтечею и святой Анной и хранящийся в лондонской галерее. К этому же времени относится портрет Моны Лизы , известной своею красотою супруги Франческа дель Джоконды (Лувр), и утраченный портрет Джиневры, жены Америго Бенчи.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда), ок. 1503-1505

По заказу городского совета, Леонардо да Винчи написал на конкурс со своим знаменитым современником Микеланджело большую картину для залы совета, изображающую битву между флорентийцами и миланцами при Ангиари в 1440 году. Работа над этим произведением, начатая в 1503, по обстоятельствам часто прерывалась и не была окончена; долгое время сохранялся её картон, считавшийся шедевром батальной живописи, но от него уцелела только центральная группа картины, представляющая конную схватку вокруг штандарта. В Лувре сохранилась копия этой картины, приписываемая Рубенсу. Тем временем слава художника распространилась далеко за пределы его родины; в 1509 г. король французский Людовик XII пожаловал Леонардо звание придворного художника с содержанием. Исходу второго периода деятельности Леонардо принадлежат «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом » и «Иоанн Креститель » (в Лувре).

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. Картина Леонардо да Винчи, ок. 1510

С 1515 г. Леонардо да Винчи состоял в свите французского короля Франциска I , за которым в 1518 г. последовал во Францию, где мало работал, и умер 2 мая нового стиля 1519 года в замке Клу, близ Амбуаза.

Значение Леонардо да Винчи

Художественная гениальность Леонардо да Винчи спорила с его ученой славой и глубокомыслием. История знает немного примеров такого полного и богатого развития человеческой личности. Главная художественная заслуга Леонардо да Винчи перед европейской живописью заключается в том, что он поставил ее на твердые основания анатомии и первый обратил внимание на освещение телесных форм. Он стремился к возможному совершенству моделировки и к полусветлому тону, стараясь достигнуть этого нежными переходами контуров и тонов (sfumato). Своеобразная полуулыбка, свойственная его женским лицам, составляла одну из красот его кисти и впоследствии вдохновила Корреджо. Леонардо искусно изображал самые оригинальные сочетания человеческих форм с животными и пользовался этими причудливыми соединениями для политической сатиры.

Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари, 1503-1505 (деталь)

Но особенного совершенства достиг Леонардо да Винчи в портретной живописи: верная передача мельчайших психических движений на изображаемых им лицах была беспримерна, и в его произведениях портретная живопись впервые достигла самостоятельности и одухотворения. Мощь и глубина его творческого духа особенно рельефно выразилась в его «Тайной Вечере» и в сцене битвы при Ангиари, тогда как свойственная его кисти чарующая грация и прелесть отпечатлелась на ликах его святых. Строгое отношение к своей работе и постоянная жажда полного совершенства объясняют, почему Леонардо да Винчи оставил сравнительно немного произведений и в том числе много неоконченных.

Леонардо как учёный и изобретатель

Почти не менее картин Леонардо да Винчи замечательны и ценны его физические и математические труды. И в этом отношении он опередил и вел вперед свое время, В механике ему известны были, между прочим, законы сил, действующих на плечо рычага в косвенном направлении, взаимное противодействие плеч рычага, законы трения, влияние центра тяжести на тела движущиеся и находящиеся в состоянии покоя и т. д. В оптике он раньше Порта дал описание так называемой camera optica, объяснил сущность и свойства цветных теней, движения радужной оболочки, влияние длительности ощущения на зрительный аппарат.

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи, 1474-1478

Богатые научные и артистические сокровища Леонардо да Винчи в форме 16 больших томов его рукописей и рисунков до 1796 г. хранились в амброзианской библиотеке в Милане. В 1796 г. французы унесли все 18 книг в Париж, где они и находились в библиотеке французского института, за исключением 1-го тома, возвращенного в Милан после низложения Наполеона I , и 3 томов, хранящихся в британском музее и виндзорской библиотеке.

Леонардо да Винчи – величайший художник и гениальный ученый, заслуги которого трудно сравнить с чьими-либо. Родился 15 апреля 1452 года вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии).

Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», «Мона Лиза» и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.

Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики.

Конец Жизни

За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе.

Дневники

На сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся в разных коллекциях. Сначала бесценные заметки принадлежали любимому ученику мастера, Франческо Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII-XIX вв. Поначалу они не встретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки. Но когда учёные установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка - плод одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении.

Великое искусство

«Мо́на Ли́за», она же «Джоко́нда». Полное название - Портре́т госпожи́ Ли́зы дель Джоко́ндо - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж,Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире.

Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся - как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».

После жизни

В 1485 году, после страшной эпидемии чумы в Милане, Леонардо предложил властям проект идеального города с определёнными параметрами, планировкой и канализационной системой. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Прошли века, и власти Лондона признали план Леонардо совершенной основой для дальнейшей застройки города. В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Испытания парашютов и дельтапланов, выполненных по эскизам мастера, подтвердили, что только несовершенство материалов не позволило ему подняться в небо.

  • Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещённых частиц воздуха, которая расположена между Землёй и находящейся наверху чернотой».
  • Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
  • Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
  • Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника.