Жил пабло пикассо. Пабло Пикассо – биография, факты, картины – великий испанский живописец

"Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой,
по-моему ощущению это должно быть сказано". Пабло Пикассо.

Когда он родился, акушерка думала, что он мертворожденный.
Пикассо спас его дядя. «Врачи в то время курили большие сигары, и мой дядя
не был исключением Когда он увидел меня лежащим без движения,
он выпустил дым мне в лицо На что я,с гримасой, издал рев ярости ".
Вверху: Пабло Пикассо в Испании
Фото: LP / Роже-Виолле / Rex Features

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в городе Малага, анадалузской
провинции Испании.
При крещении Пикассо получил полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула
Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима
Тринидад Руис и Пикассо - что по испанскому обычаю являлось чередой имен
почитаемых святых и родственников семейства.
Пикассо - фамилия матери, которую и взял Пабло, поскольку фамилия отца
казалась ему слишком обыденной, к тому же отец Пикассо, Хосе Руис,
сам был художником.
Вверху: художник Пабло Пикассо в Мужен, Франция в 1971 году,
за два года до его смерти.
Фото: AFP / Getty Images

Первое слово Пикассо было "Пиз" - которые является сокращением от "La piz",
что означает карандаш, на испанском языке.

Первая картина Пикассо была названа "Пикадор",
человек верхом на лошади в корриде.
Первая выставка Пикассо состоялась, когда ему было 13,
в задней комнате магазина зонтиков.
В возрасте 13 лет Пабло Пикассо с блеском поступил в
Барселонскую Академию художеств.
Но в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадрид,для занятий в Школе искусств.


"Первое причастие". 1896 г Картина была создана 15-летним Пикассо


"Автопортрет". 1896 г
Техника: Холст, масло.Коллекция: Барселона, Музей Пикассо


"Знание и милосердие". 1897 г Картина написана 16 летним Пабло Пикассо.

Уже будучи взрослым и посетив как-то выставку детских рисунков, Пикассо сказал:
"В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь,
чтобы научиться рисовать как они".


Пабло Пикассо написал свой шедевр в 1901 году,
когда художнику было всего 20 лет.

Пикассо один раз был допрошен полицией на то, что он украл Мону Лизу.
После того, как картина пропала из Лувра в Париже в 1911 году, поэт и "друг"
Гийом Аполлинера указал пальцем на Пикассо.
Ребёнок и голубь, 1901. Pablo Picasso (1881-1973)
currently on display as part of the Courtauld Gallery"s Becoming Picasso exhibition.
Picture: Private collection.

Пикассо сжёг несколько своих картин, когда был начинающим художником в Париже,
для того чтобы согреться.
Вверху: Любительница абсента 1901 года. Пабло Пикассо (1881-1973)

Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Пабло Пикассо.Гладильщица.1904г
Якобы в этой работе замаскированный автопортрет Пикассо!

Сестра Пикассо Кончита умерла от дифтерии в 1895 году.

Пикассо встретил французского художника Анри Матисса в 1905 году
в доме писательницы Гертруды Стайн.
Вверху: Гном-Dancer, 1901 Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Курто галереиСтать Пикассо выставки.
Фото: Музей Пикассо, Барселона (gasull Fotografia)


Пабло Пикассо.Женщина с вороной.1904г

У Пикассо было много любовниц.
Женщины Пикассо - Фернанда Оливье, Марсель Умбер, Ольга Хохлова,
Мария Тереза Вальтер, Франсуаза Жило, Дора Маар, Жаклин Рок...

Первой женой Пабло Пикассо была русская балерина Ольга Хохлова.
Весной 1917 года поэт Жан Кокто, сотрудничавший с Сергеем Дягилевым,
предложил Пикассо сделать эскизы костюмов и декорации к будущему балету.
Художник отправился работать в Рим, где влюбился в одну из танцовщиц Дягилевской труппы -
Ольгу Хохлову. Дягилев заметив интерес Пикассо к балерине, счел своим долгом
предупредить горячего испанского повесу о том, что русские девушки непростые -
на них надобно жениться...
Они поженились в 1918 году.Венчание состоялось в Париже православном соборе
Александра Невского, среди гостей и свидетелей были Дягилев, Аполлинер, Кокто,
Гертруда Стайн, Матисс.
Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт
вошла статья о том, что их имущество - общее.
В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.
А в 1921-м у них родился сын Поль.
Однако жизнь супружеской пары не сложилась...
но это была единственная официальная жена Пабло,
они не были разведены.


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова.


Пабло Пикассо.Ольга.

Пикассо много ее рисовал в манере сугубо реалистической, на чем настаивала сама
балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи.
«Я хочу, - говорила она, - узнавать свое лицо».


Пабло Пикассо.Портрет Ольги Хохловой.

Франсуаза Жило.
Эта удивительная женщина сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои.
Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия — это не утопия,
но реальность, существующая для свободных и любящих людей.
Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали
обладателями части его состояния.
Точку в своих отношениях с художником Франсуаза поставила сама, узнав о его неверности.
В отличие от многих возлюбленных мастера, Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой.

Почувствовав, что любовная история подошла к концу, она сама ушла от Пикассо,
не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин.
Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника,
но обрела всемирную известность.


Франсуаза Жило и Пикассо.


С Франсуазой и детьми.

У Пикассо было четверо детей от трех женщин.
Вверху: Пабло Пикассо с двумя детьми своей любовницы Франсуазы Жило,
Клод Пикассо (слева) и Палома Пикассо.
Фото: REX


Дети Пикассо.Клод и Палома.Париж.

Мария-Тереза Вальтер родила ему дочь Майю.

На своей второй жене -Жаклин Рок, он женился, когда ему было 79 (ей 27).

Жаклин остается последней и верной женщиной Пикассо и ухаживает за ним,
уже больным, ослепшим и плохо слышащим, до самой его смерти.


Пикассо.Жаклин со скрещенными руками, 1954

Один из многих муз Пикассо была такса Лумп.
(именно так, на немецкий манер. Lump по-немецки - "каналья").
Собака принадлежала фотографу Дэвиду Дугласу Дункану.
Умерла за неделю до Пикассо.

В творчестве Пабло Пикассо несколько периодов:голубой,розовый,африканский...

К "голубому" (1901-1904)периоду относят работы, созданные в промежутке между 1901 и 1904 гг.
Серо-голубые и сине-зеленые глубокие холодные цвета, цвета печали и уныния, постоянно
присутствуют в них. Пикассо называл голубой "цветом всех цветов".
Частые сюжеты этих картин - изможденные матери с детьми, бродяги, нищие, слепые.


«Нищий старик с мальчкиком» (1903 г.) Музей изобразительного искусства.Москва.


"Мать и дитя" (1904, Музей Фогга, Кембридж, штат Массачусетс, США)


Завтрак слепого". 1903 гКоллекция: Нью-Йорк, Музей искусства Метрополитен

"Розовый период" (1904 - 1906) характеризуется более жизнерадостными тонами - охристыми
и розовыми, а также устойчивыми темами изображений - арлекинами, бродячими актерами,
акробатами
Очарованный комедиантами, ставшими моделями его картин, он часто посещал цирк Медрано;
в это время арлекин - любимый персонаж Пикассо.


Пабло Пикассо, два Акробаты с собакой, 1905


Пабло Пикассо, Мальчик с трубкой, 1905

"Африканский" период (1907 - 1909)
В 1907 году появилась знаменитые "Авиньонские девицы". Над ними художник работал больше года -
долго и тщательно, как не работал до этого над другими своими картинами.
Первая реакция публики - шок. Матисс был в бешенстве. Даже большинство друзей не приняли эту работу.
"Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином", -
говорил художник Жорж Брак, новый друг Пикассо. Скандальная картина, название которой дал
поэт А. Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают
ее отправной точкой современного искусства.


Королева Изабелла.1908г.кубизм Музей Изобразительных искусств.Москва.

Пикассо также был писателем. Он написал около 300 стихотворений и две пьесы.
Вверху: Арлекин и Companion, 1901. Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Галерея Курто вСтать Пикассо выставки.
Фото: Государственный музей А. С. Пушкина, Москва


Акробаты.Мать и сын.1905г


Пабло Пикассо.Влюблённые.1923г

Картина Пикассо "Обнаженная, зеленые листья и бюст", на которой изображена его
любовница Мари-Терез Вальтер, была продана на аукционе за $ 106,5 миллиона.
Этим побив рекорд для картин продающихся на аукционе,
который был установлен картиной Мунка "Крик".

Крали картины Пикассо чаще,чем любого другого художника.
550 его работ числятся пропавшими без вести.
Вверху: Плачущая женщина 1937 года Пабло Пикассо
Фото: Гай Bell / Alamy

Вместе с Жоржем Браком, Пикассо основал кубизм.
Также он работал в стилях:
Неоклассицизм (1918 - 1925)
Сюрреализм (1925 - 1936) и др.


Пабло Пикассо.Две читающие девушки.

Пикассо подарил обществу свои скульптуры в г. Чикаго, США в 1967 году.
Друзьям он дарил картины неподписанные.
Он говорил:иначе вы их продадите,когда я умру.

Ольга Хохлова в последние годы жила в Канне в полном одиночестве.
Она долго и мучительно болела и 11 февраля 1955 года скончалась от рака
в городской больнице. На похороны пришли только ее сын и несколько друзей.
Пикассо в это время в Париже заканчивал картину «Алжирские женщины» и не приехал.

Две любовницы Пикассо- Мари-Терез Вальтер и Жаклин Рок (которая стала его женой)
покончили с собой. Мария-Тереза повесилась через четыре года после его смерти.
Рок застрелилась в 1986 году, через 13 лет после смерти Пикассо.

Мать Пабло Пикассо говорила: «С моим сыном, который создан только для самого себя
и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина»

Вверху: Сидящий Арлекин, 1901. Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Галерея Курто вСтать Пикассо выставки.
Фото: Музей Метрополитен Музей Метрополитен / Art Resource / Scala, Флоренция

Согласно пословицы Испания это страна, в которой мужчины презирают секс,
но живут ради него. «Утром - церковь, днем - коррида, вечером - бордель» -
этого кредо испанских мачо свято придерживался Пикассо.
Сам же художник говорил, что искусство и сексуальность это одно и то же.


Пабло Пикассо и Жан Както на корриде в Валлорисе.1955г


Вверху: Герника Пабло Пикассо, Museo Nacional Centro де Arte Reina Sofia в Мадриде.

Картина Пикассо "Герника" (1937). Герника - это маленький городок басков на севере Испании, практически стертый с лица земли немецкой авиацией 1 мая 1937 года.

Однажды гестапо устроило обыск в доме Пикассо. Нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил: "Это вы сделали?". "Нет" - ответил художник - "это сделали вы".


В годы второй мировой войны Пикассо живет во Франции, где сближается с коммунистами-
участниками Сопротивления (в 1944 Пикассо даже вступает во Французскую компартию).

В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого "Голубя мира" на плакате
Всемирного конгресса сторонников мира в Париже.


На фото: Пикассо рисует голубя на стене своего дома в Мужене. Август 1955.

Последними словами Пикассо были «Пейте ради меня, выпейте за мое здоровье,
вы знаете, я не могу больше пить."
Он умер, когда он и его жена Жаклин Рок, развлекали друзей за ужином.

Пикассо был похоронен в основании замка,который он купил в 1958 году
в Vauvenargues, на юге Франции.
Ему был 91 год. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даром
художник сказал:
«Моя смерть станет кораблекрушением.
Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку».

Так и произошло. Его внук Паблито просил разрешить ему присутствовать на похоронах,
но последняя жена художника Жаклин Рок ответила отказом.
В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном - обесцвечивающей химической
жидкостью. Спасти Паблито не удалось.
Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги.

6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо.
Его двое детей - Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклин
и еще трое внебрачных детей - Майя (дочь Мари-Терез Вальтер),
Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) - были признаны наследниками художника.
Начались долгие баталии за наследство

Марина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне,
живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами.
Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которому
все ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей.
Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошимина
деревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот.

«Любовь к детям, - подчеркивает Марина, - я унаследовала от бабушки.
Ольга была единственным человеком из всего клана Пикассо, кто относился к нам, внукам,
с нежностью и вниманием. И свою книгу «Дети, живущие на краю света» я во многом
написала для того, чтобы восстановить ее доброе имя.

Безусловно, является величайшим художником ушедшего XX века. Влияние, которое он оказал на развитие современного искусства, позволяет поставить его в один ряд с гениями эпохи Возрождения. Родился художник в Малаге, Испания, 25 октября 1881 года.

При крещении Пикассо получил полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо - что по испанскому обычаю являлось чередой имен почитаемых святых и родственников семейства.
Пикассо - фамилия матери, которую и взял Пабло, поскольку фамилия отца казалась ему слишком обыденной, к тому же отец Пикассо, Хосе Руис, сам был художником.

Отец Пабло - Хосе Руис Бласко (Пикассо - фамилия матери художника, ранние работы он подписывал Пабло Руис или Руис-Пикассо), учитель рисования и куратор местного музея, возлагал на сына большие надежды и надеялся, что тот сделает карьеру в области академического искусства. Первая выставка Пикассо состоялась, когда ему исполнилось 13 лет.

Пабло Пикассо. Портрет матери художника. Период: Ранние годы. 1896. . Барселона. Испания

"Первое причастие". 1896 г Картина была создана 15-летним Пикассо

В 14 лет он поступил в школу изящных искусств Ла Лонха в Барселоне. Затем учился в мадридской Королевской академии художеств Сан-Фернандо, но не завершил курс обучения. Пикассо было девятнадцать лет, когда он приехал в Париж в 1900 году, чтобы посетить Всемирную выставку, где в Гран Пале, в разделе, посвященном испанскому искусству, была выставлена его большая картина «Последние мгновения», исполненная в академической манере. В 1901 году открылась его персональная выставка на улице Лаффит, известной своими престижными художественными галереями. Юноша был практически неизвестен в то время за пределами Барселоны, но уже создал сотни картин. Работы молодого художника были с восторгом приняты французскою публикой и получили благожелательные отзывы придирчивых парижских критиков. Пабло возвращается на родину, но сердце его в Париже. В 1904 он снова приезжает в Париж, чтобы обосноваться там окончательно.

В 19 лет художник отправился покорять Париж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!» Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами.

На личном фронте дела складывались куда лучше. Женщины всегда обожали Пикассо.

А вот сам художник цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног».

Причем всех своих богинь Пикассо быстро превращал в тряпки.

Он был потрясающим мужчиной: маленького роста — всего 158 сантиметров, — с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Особая аура Пикассо была окрашена его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью.

Любовь его была безжалостной и даже с садистским оттенком. Поэтому многие женщины Пикассо либо кончали с собой, либо сходили с ума. Повесилась Мария-Тереза Уолтер, ушла в монастырь, а затем застрелилась Жаклин Рок, помешалась Ольга Хохлова. Проанализировав почерк испанца, Поль Элюар сделал вывод: «Любит страстно, но его любовь убивает».

А когда одна из последних любовниц гения Женевьев Лапорт рассталась с Пикассо, Жан Кокто сказал ей: «Вы вовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь».

Работы Пикассо, более 50 000 картин, рисунков, гравюр, скульптур, керамики, созданных более чем за 80 лет творческой активности, принято разделять на периоды, которые по времени часто перекрываются.

Париж - Голубой период. 1902—1903

Пабло Пикассо написал свой шедевр "Ребенок и голубь" в 1901 году,
когда художнику было всего 20 лет.

Гном-Dancer, 1901 Пабло Пикассо Музей Пикассо, Барселона

Пабло Пикассо. Голова женщины. Период: Голубой период. 1902—1903. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия

Картина написана в голубой период творчества Пикассо, начавшийся с самоубийства его близкого друга, Карлоса Касагемаса. «Скорбь составляет фон жизни», считает в этот период молодой Пикассо. Пабло живет между Барселоной и Парижем, в преддверии окончательного переселения в столицу Франции

Пабло Пикассо. Женщина с веером - модель Фернанда Оливье (1881—1966). Период: Голубой период. 1905. искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США

Первая возлюбленная - Розовый период (1904—1912)

Натурщица Фернанда Оливье была первой женщиной Пикассо (ей было 18, ему 23 года) , с которой у него установились долгосрочные отношения (1904—1912). Пикассо познакомился с ней в 1904 году, после того как поселился в Париже. Художник изобразил Фернанду на многих картинах розового периода. В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать. Несмотря на то, что Фернанда была замужем, она оставалась с Пикассо в течение девяти лет. В 1900—1905 годах Оливье была профессиональной натурщицей, но когда она переехала к Пикассо, тот запретил ей позировать другим художникам.

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье на Монмартре с собаками. 1906

После знакомства с Фернандой мрачную, почти монохромную живопись с трагичными, депрессивными персонажами сменяют исполненные изящества, тонкости и очарования картины в жизнерадостных тонах, преимущественно красного, оранжевого, розового, и серого оттенков

Фернанда Оливье и Бенедетта Каналье.

Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее. Как считают исследователи, она была моделью и для создания «Авиньонских девиц», одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века.

Вместе с Жоржем Браком, Пабло Пикассо является основоположником кубизма и с этой картины начинается увлечение художника кубизмом


Также он работал в стилях:
Неоклассицизм (1918 - 1925)
Сюрреализм (1925 - 1936) и др

«Авиньонские девицы», 1907

1909 TИte de femme (Fernande Olivier )

Пабло Пикассо. Женщина с грушами (Фернанда). Период: Кубизм. 1909. Метрополитен. Нью-Йорк. США

Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило о себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился.

Фернанда оставила Пикассо в 1912 году, после того, как Пикассо увлекся Марсель Умбер, известной в парижских богемных кругах, как Ева Гуэль. Когда в мае 1913 года умер отец Пикассо, Ева переехала к нему, ее поддержка и участие помогли художнику преодолеть депрессию. Пикассо был опустошен ранней смертью Евы в декабре 1915 году.

Пабло Пикассо. Женщина в сорочке, сидящая в кресле (Ева). Период: Синтетический кубизм. 1913. Частная коллекция

Брошенная Фернанда так и не смогла найти своего счастья, она закончила свои дни в бедности и одиночестве. После похорон в ее квартирке обнаружили шкатулку для драгоценностей, в которой лежало лишь зеркальце в форме сердца, подаренное когда-то Пикассо. До своего последнего дня она любила неистового Пабло.

Первая жена - Период классицизма (1917—1925)

В 1917 Пикассо познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой (1891—1955). В то время он оформлял балет «Парад» в Риме и отвечал за костюмы и оформление декораций. .

Эскиз постановки для балета "Парад" 1917 год

С сыном Полем

В творчестве Пикассо начинается период классицизма.

Портрет Ольги Хохловой. 1918


Пабло Пикассо.Портрет Ольги Хохловой.

Пабло Пикассо. Мадам Пикассо. Период классицизма. (1917—1925). 1923. Национальная галерея искусств. Вашингтон. Округ Колумбия. США

Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. Период классицизма (1917—1925). 1917. . Париж. Франция

Пабло Пикассо. Ольга в мантилье. Период классицизма (1917—1925). 1917. Музей Пикассо в Малаге. Малага. Испания

Пабло Пикассо. Период: 1908-1918: 1917 Olga Kokhlova.

Пабло Пикассо. Задумавшаяся Ольга (Портрет мадам Ольги Пикассо). Период классицизма (1917—1925).1923. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция

Пабло Пикассо. Портрет Марии Пикассо Лопес. Период классицизма. (1917—1925). 1923. Коллекция картин Пикассо в Музее Реаттю. Арль. Франция

Художник представил ее своей семье, и по легенде, мать Пикассо предостерегла ее от брака со своим сыном: «Ни одна женщина не может быть счастлива с ним, он любит только себя и своё искусство». Жизнь покажет, что мать была права.

Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном Соборе Александра Невского. Три года они были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях. 4 февраля 1921 года у Ольги родился сын Пауло (Поль). С этого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.

Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающим там же заказы.

Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи с угрожающими длинными острыми зубами или лошади.

Пикассо так видел свою жену

фото тех лет

В 1927 году, когда Пикассо было 46 лет, он сбежал от Ольги к 17-летней Марии-Терезе Вальтер.

Мать его второго ребенка -Период: Конец 30-х и война (1937—1945)

Время любви к Марии-Терезе Вальтер было особенным — и в жизни, и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Период Марии-Терезы Вальтер, особенно до рождения дочери, является вершиной его творчества.

Мария-Тереза Вальтер на пляже, Динар, Франция, август 1928

Мари-Терез Вальтер с собакой своей матери, 1932. Фото Пикассо. Коллекция Майи Пикассо

набросок Пикассо

Пабло Пикассо. Женщина с желтыми волосами. Период сюрреализма (1925—1937). 1931. . Нью-Йорк. США

Пабло Пикассо. Портрет Мари-Терез. Период: Конец 30-х и война (1937—1945). 1937. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция

Париж. Франция

Пабло Пикассо уже увлечен новой женщиной, у него роман с Дорой Маар, однако его тайная семья прошлого десятилетия — Мария-Тереза Вальтер и их общая четырехлетняя дочь Майя — в поле его внимания. Дора Маар вспоминает, что дважды в неделю Пикассо уезжал к ним, проводил с ними целые дни и, конечно, рисовал их. От того времени остался этот замечательный нежный портрет матери Майи, который сейчас хранится в личной коллекции дочери

Пабло Пикассо. Облокотившаяся Мария-Тереза. Период: Конец 30-х и война (1937—1945). 1937. Коллекция Майи Руиз-Пикассо. Париж. Франция

Мария Тереза Вальтер в шляпе. 1936 год

Пикассо П. Мария Тереза. 1927 г

Пабло Пикассо. Мари-Терез в венке. Период: Конец 30-х и война (1937—1945). 1937. Коллекция Майи Руиз-Пикассо. Париж. Франция

В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза беременна. Взяв с собой Пауло, она немедленно уехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовали французские законы, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах. Пикассо не поехал на похороны. Он просто вздохнул с облегчением.

У Пикассо и Марии- Терезы родилась дочь Майя , но поскольку в это время он был все еще женат, то девочка оказалась незаконнорожденной, а Пабло был зарегистрирован лишь как ее крестный отец. При крещении малышка получила имя Мария де ла Консепсьон. Мария — по имени матери Пикассо, а Консепсьон звали его умершую в раннем детстве сестру, с смертью которой у него были связаны самые сильные переживания. В семье же девочку звали Майя и фамилию отца она получила только после его смерти, став по новому французскому законодательству законной наследницей Пабло Пикассо.

Хотя в детстве Майи Пикассо и не жил с ее матерью, он не выпускал их из поля зрения, полностью обеспечивая свою неофициальную семью, два дня в неделю Пабло встречался с дочерью и рисовал ее; портреты Майи с куклами - известные картины этого периода времени. После того, как дочери исполнилось 20 лет, они почти не виделись.

Пабло Пикассо. Майя с куклой. Период: Конец 30-х и война (1937—1945). 1937. Национальный музей Пикассо. Париж. Франция

Портрет дочери Майи. 1939

А для Марии-Терезы Пикассо стал любовью всей жизни. Даже утратив статус любовницы, она старалась поддерживать с ним отношения, втайне надеясь на то, что рано или поздно художник женится на ней. Оставленная злым гением в возрасте 24-х лет с ребенком на руках, Мария так и не смогла создать семью, полюбить кого-либо кроме неистового испанца. Спустя 4 года после смерти великого художника его бывшая возлюбленная повесилась в гараже у своего дома.

Самый известный и влиятельный художник XX века, пионер жанра кубизма и испанский экспатриант Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года.

Родители Пикассо

Пожалуй, самый известный художник, чье до нелепого длинное имя стало нарицательным, родился в октябре 1881 года в городе Малага, Испания. В семье было три ребенка — мальчик Пабло и его сестры Лола и Консепсьон. Отец Пабло, Хосе Руиз Бласко, работал профессором в школе изящных искусств. Про мать Пикассо известно очень мало: донна Мария была простой женщиной. Однако сам Пикассо часто упоминал про нее в своих интервью. Например, он вспоминал, что мать, обнаружив его неординарный талант к вязанию, произнесла слова, которые он запомнил на всю жизнь: "Сынок, если ты пойдешь в солдаты, ты станешь генералом. Если ты уйдешь в монастырь, ты вернешься оттуда Папой". Тем не менее, как иронично отмечал художник, "я решил пойти в художники и стал Пабло Пикассо".

© Sputnik / Сергей Пятаков

Репродукция картины "Девочка на шаре" работы Пабло Пикассо

Детство Пикассо

Несмотря на то, что школьная успеваемость Пикассо оставляла желать лучшего, он демонстрировал уникальные навыки в рисовании, и в 13 лет уже мог соревноваться с отцом. Хосе часто запирал его в комнате с белыми стенами и решетками в качестве наказания за плохую учебу. Со свойственной ему иронией, Пикассо позже рассказывал, что сидеть в клетке ему доставляло огромное удовольствие: "В камеру я всегда проносил тетрадь и карандаш. Я сидел на скамье и рисовал. Я бы мог там сидеть вечно, сидеть и рисовать."

Начало творческого пути

Будущая легенда художественного искусства впервые заявила о своей претензии на гениальность, когда семья Пикассо перебралась в Барселону. В 16 лет он поступил в Королевскую Академию Святого Фернанда. Экзаменаторы были потрясены, когда Пабло за сутки прошел вступительные испытания, рассчитанные на целый месяц. Но вскоре подросток разочаровался в местной системе образования, которая, на его взгляд, "была слишком зациклена на классике". Пикассо начал прогуливать занятия и бродить по улицам Барселоны, попутно делая наброски зданий. В свободное время он знакомился с богемой Барселоны. В то время все известные деятели искусства собирались в кафе "Четыре Кота", где Пикассо стал завсегдатаем. Его неподражаемая харизма заработала ему широкий круг связей, и уже в 1901 году он организовал первую выставку своих картин.

© Sputnik / В. Громов

Репродукция картины П. Пикассо "Бутылка перно (столик в кафе)"

Кубизм, синий и розовый периоды Пикассо

Отрезок между 1901 и 1904 годами известен как синий период Пикассо. В работах Пабло Пикассо тех времен доминировали мрачные синие тона, и меланхоличные темы, точно отражавшие его душевное состояние — художник пребывал в тяжелой депрессии, которая подписывала его творческие порывы. Этот период ознаменовался двумя выдающимися картинами Старый Гитарист (1903) и Жизнь (1903).

Репродукция картины Пабло Пикассо "Нищий с мальчиком"

Во второй половине 1904 года происходит радикальная смена парадигмы его творчества. Полотна розового периода исполнены розовых и красных красок, а цвета в целом гораздо нежнее, тоньше и деликатнее. Архетип розового периода — картина La famille de saltimbanques (1905).

В жанре кубизма Пикассо работал с 1907 года. Это направление отличается использованием геометрических форм, которые дробят реальные объекты на примитивные фигуры. "Авиньонские девицы" — первая значительная работа кубического периода Пикассо. На этом полотне лица изображенных людей видны одновременно в профиль и в анфас. В дальнейшем Пикассо придерживался именно такого подхода, продолжая дробить окружающий мир на отдельные атомы.

© Sputnik / А. Свердлов

Картина "Три женщины" художника П. Пикассо

Пикассо и женщины

Пикассо был не только выдающимся художником, но и довольно известным донжуаном. Он был женат дважды, но имел бессчетное количество связей с женщинами самого разного уровня и нравственности. Сам Пикассо резюмировал свое отношение к женскому полу следующим образом: "Женщины — это машины для страдания. Я делю женщин на два вида: любовницы и тряпки для вытирания ног". Неизвестно, связано ли открытое презрение Пикассо к прекрасному полу с тем, что две из семи самых важных женщин художника покончили с собой, а третья умерла на четвертый год совместной жизни.

Неоспоримым фактом остается то, что Пикассо не был привязан ни к одной из десятков или, возможно, сотен любовниц и жен, но активно использовал их, в том числе и финансово. Среди его законных жен была амбициозная советская танцовщица Ольга Хохлова. Брак с влиятельной женщиной не помешал ему заводить отношения на стороне. Так, с молодой любовницей Дорой Маар Пикассо познакомился в баре, когда та искромсала свои пальцы в кровавое месиво, пытаясь ножом попадать в промежутки между пальцев. Это глубоко впечатлило Пикассо, и он прожил с Дорой еще несколько лет втайне от Хохловой.

© Sputnik / Алексей Свердлов

Репродукция картины Пабло Пикассо "Свидание"

Душевные расстройства Пикассо

На протяжении его жизни и даже после смерти, Пикассо приписывали целый букет психических заболеваний. Впрочем, для этого не обязательно быть психиатром. Чрезмерно завышенная самооценка Пикассо, чувство абсолютного превосходства и уникальности, и крайний эгоцентризм соответствуют критериям нарциссического расстройства личности, описанного в Международной Классификации Болезней (МКБ) четвертого издания. Шизофренический статус Пикассо подвергается серьезным сомнениями со стороны медицинского сообщества, так как не представляется возможным диагностировать по картинам настолько сложное заболевание, но достоверно известно, что Пикассо страдал тяжелой формой дислексии — нарушение способности читать и писать при сохранении нормального интеллекта.

Картина Пикассо "Алжирские Женщины" — самая дорогая картина, когда-либо сошедшая с аукциона. В 2015-м ее приобрели за 179 миллионов долларов.

Пикассо ненавидел водить из страха повредить свои руки. Его роскошным лимузином Hispano-Suiza всегда управлял личный водитель.

У Пикассо был роман с Коко Шанель. Как вспоминала мадемуазель Шанель, "Пикассо был единственный мужчина во втором тысячелетии, который меня возбуждал." Однако сам Пикассо опасался ее, и часто жаловался, что Коко была слишком известная и непокорная.

Про самовлюбленность и астрономическую самооценку Пикассо ходят легенды. Впрочем, некоторые слухи вовсе таковыми и не являются. Легендарный художник однажды сказал другу : "Бог — это тоже художник… как и я. Я — Бог".

«Каждый раз, когда я меняю женщину, – говорил Пикассо, – я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость»
Пабло Пикассо

Когда речь заходит о Пабло Пикассо, в первую очередь на ум приходят его картины и слова «самый дорогой художник XX века». Не сразу и не у всех всплывают в памяти скандальные истории, связанные с личной жизнью художника. А между тем описание любовных переживаний Пабло Пикассо может стать шедевром, сравнимым по мощности с его творениями. Будучи гением, Пикассо был гениален во всем, в том числе и в любви. Но если в творчестве его гениальность была созидающей, то в делах сердечных она имела оглушительную деструктивную силу.

Как бы грубо, кощунственно и вульгарно это ни звучало, но (и это признавал сам художник) для Пикассо существовали лишь 2 категории женщин: богини и подстилки. Преклоняясь перед богинями, он пытался превратить их в обычных женщин, любви которых он достоин. Но, не различая полутонов, не зная меры ни в чем, в том числе и в страсти, не признавая средних положений, каждую свою «богиню» он рано или поздно превращал в подстилку.

По свидетельствам современников Пикассо обладал поразительной сексуальной притягательностью для женщин. А еще - невиданным чутьем, позволяющим из многочисленного «племени» дочерей Евы выбирать тех, кто получает мучительное удовольствие от эмоциональных страданий, кто готов полностью раствориться в любимом, отдавая тому свою энергию и жизненные силы. Сколько таких женщин было в жизни гениального художника, не знает никто, но известно, что 7 из них оказали на Пабло особое влияние, даря ему вдохновение, формируя эмоции и мироощущение в разные периоды жизни.

Любовь и отношения с женщинами занимали большое место в жизни Пабло Пикассо. Несомненное влияние на жизнь и творчество мэтра оказали семь женщин. Но ни одной из них он не принёс счастья. Он не только «калечил» их на полотнах, но и доводил до депрессии, психлечебницы, самоубийства.

Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге не юге Испании, в семье художника Хосе Руиса. В 1895 году семья переехала в Барселону, где юный Пабло без труда был зачислен в художественную школу Ла Лонха и стараниями отца обзавёлся собственной мастерской. Но большому кораблю - большое плаванье, и уже в 1897 году Пикассо отправляется в Мадрид, учиться в Королевской академии Сан-Фернандо, которая, впрочем, разочаровала его с первых же шагов (музей он посещал гораздо чаще, чем лекции). И уже в это время совсем ещё ребёнок Пабло лечится от «дурной болезни».

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье

В 1900 году, убегая от печальных мыслей после самоубийства своего друга Карлоса Касагемаса, Пабло Пикассо оказывается в Париже, где вместе с другими бедынми художниками снимает комнаты в ветхом доме не площади Равиньян. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье, или «Прекрасную Фернанду». Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо . С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом.

Обращение к кубизму приносит Пабло Пикассо успех даже за океаном, и в 1910 году они с Фернандой переезжают в просторную квартиру, проводят лето на вилле в Пиренеях. Но роман их подходил к концу. Пикассо встретил другую женщину - Марсель Умбер, которую он называл Евой. С Фернандой Пикассо расстался дружески, без взаимных обид и проклятий, так как Фернанда в это время уже была любовницей польского живописца Луи Маркуссиса.

Фото: Фернанда Оливье и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Лежащая обнажённая» (1906)

Пабло Пикассо и Марсель Умбер (Ева)

О Марсель Умбер известно мало, так как она рано умерла от туберкулёза. Но её влияние на творчество Пабло Пикассо неоспоримо. Она изображена на полотне «Моя красавица» (1911), ей посвящена серия работ «Я люблю Еву», где нельзя не заметить хрупкости, почти прозрачной красоты этой женщины.

В период отношений с Евой Пикассо рисовал фактурные, сочные полотна. Но продолжалось это недолго. В 1915 году Ева умерла. Пикассо не смог жить в той квартире, где жил вместе с ней, и переехал в маленький дом в предместье Парижа. Некоторое время он жил уединённой, затворнической жизнью.

Фото: Марсель Умбер (Ева) и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина в сорочке, лежащая в кресле» (1913)

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Спустя некоторое время после смерти Евы у Пикассо завязывается тесная дружба с писателем и художником Жаном Кокто. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету «Парад». Так, в 1917 году труппа вместе с Пикассо отправляются в Рим, и эта работа возвращает художника к жизни. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете.

Ей минуло уже 27 лет, не за горами был конец карьеры, и она достаточно легко согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо . В 1918 году они обвенчались. Русская балерина делает жизнь Пикассо более буржуазной, пытаясь превратить его в дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала . А так как живопись Пикассо всегда была связана «с музой во плоти», что имелась у него на данный момент, он вынужден был отойти от кубистической стилистики.

В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Стихия отцовства временно захлестнула 40-летнего Пикассо , и он без конца рисовал жену с сыном. Однако рождение сына уже не могло скрепить союз Пикассо и Хохловой, они всё более отдалялись друг от друга. Дом они поделили на две половины: Ольге было запрещено посещать мастерскую мужа, он же не наведывался в её спальни. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Остаток жизни она провела в одиночестве, страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, но оставалась законной женой Пикассо до своей смерти от рака в 1955 году.

Фото: Ольга Хохлова и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Портрет женщины с горностаевым воротником» (1923)

Пабло Пикассо и Мари-Терез Вальтер

В январе 1927 года Пикассо повстречал 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. На предложение поработать для него моделью девушка не отказалась, хотя о художнике Пабло Пикассо никогда не слыхала. Через три дня после знакомства она уже стала его любовницей. Пикассо снял для неё квартиру неподалёку от собственного дома.

Пикассо не афишировал свои отношения с несовершеннолетней Мари-Терез, но полотна его выдавали. Самая знаменитая работа этого периода - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» - вошла в историю как первое полотно, проданное дороже, чем за 100 миллионов долларов.

В 1935 году Мари-Терез родила дочь Майю. Пикассо пробовал получить у жены развод, чтобы жениться на Мари-Терез, но эта попытка не увенчалась успехом. Отношения Мари-Терез и Пикассо продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь. Даже после расставания, Пикассо продолжал поддерживать её и их дочь деньгами, а Мари-Терез надеялась, что он, любовь всей её жизни, в конце концов женится на ней. Этого не случилось. Спустя несколько лет после смерти художника Мари-Терез повесилась в гараже своего дома.

Фото: Мари-Терез Вальтер и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932)

Пабло Пикассо и Дора Маар

1936 год ознаменовался для Пикассо знакомством с новой женщиной - представительницей парижской богемы, фотографом Дорой Маар. Это произошло в кафе, где девушка в чёрных перчатках играла в опасную игру - стучала острием ножа между расставленными пальцами. Она поранилась, Пабло попросил её окровавленные перчатки и сохранил их на всю жизнь. Так, с крови и боли начались эти садомазохистские отношения.

Впоследствии Пикассо говорил, что запомнил Дору, как «плачущую женщину». Он находил, что слёзы чрезвычайно идут ей, делают её лицо особенно выразительным. Временами художник проявлял по отношению к ней феноменальную нечуткость. Так, однажды, Дора пришла в слезах к Пикассо сказать о смерти своей матери. Не дав ей договорить, он усадил её перед собой и начал писать с неё картину.

В период отношений Доры и Пикассо произошла бомбардировка фашистами города Герника - культурной столицы Басконии. В 1937 году появилось на свет монументальное (3х8 метров) полотно - обличающая нацизм знаменитая « ». Опытный фотограф Дора зафиксировала различные этапы работы Пикассо над картиной. И это помимо множества фотопортретов мастера.

В начале 1940-х годов «тонкая душевная организация» Доры перерастает в неврастению. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или самоубийства, Пабло отправляет Дору в психиатрическую лечебницу.

Фото: Дора Маар и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Плачущая женщина» (1937)

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило

В начале 1940-х годов Пабло Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило. В отличие от других женщин, ей удалось «держать оборону» целых три года, после чего следовал 10-летний роман, двое общих детей (Клод и Палома) и полная простых радостей жизнь на побережье.

Но Пикассо не мог предложить Франсуазе ничего большего, чем роль любовницы, матери его детей и модели. Франсуаза же хотела большего - самореализации в живописи. В 1953 году она забрала детей и уехала в Париж. Вскоре она выпустила книгу «Моя жизнь с Пикассо », по которой был снят фильм «Прожить жизнь с Пикассо ». Таким образом, Франсуаза Жило стала первой и единственной женщиной, которую Пикассо не раздавил, не сжёг.

Фото: Франсуаза Жило и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина-цветок» (1946)

Пабло Пикассо и Жаклин Рок

После ухода Франсуазы у 70-летнего Пикассо появилась новая и последняя любовница и муза - Жаклин Рок. Поженились они только в 1961 году. Пикассо было 80 лет, Жаклин - 34. Жили более, чем уединённо, - во французской деревне Мужен. Бытует мнение, что именно Жаклин не жаловала посетителей. Даже дети не всегда допускались на порог его дома. Жаклин поклонялась Пабло , как богу, и превратила их дом в подобие личного храма.

Это было именно тем источником вдохновения, которого не хватало мастеру с предыдущей возлюбленной. 17 из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме неё. Каждая из последних картин Пикассо - это уникальный шедевр. И очевидно, что стимулировала гений Пикассо именно молодая жена, обеспечивая старость и последние годы художника теплом и самоотверженной заботой.

Умер Пикассо в 1973 году - на руках Жаклин Рок. В качестве памятника на могилу установили его скульптуру «Женщина с вазой».

Фото: Жаклин Рок и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая Жаклин в турецком головном уборе» (1955)

По материалам:

«100 человек, изменивших ход истории. Пабло Пикассо ». Выпуск №29, 2008

А также, http://www.picasso-pablo.ru/