Конспект НОД по восприятию художественной «Кто хозяин? Конспект нод по ознакомлению с художественной литературой стихотворение И. Мазнина «Осень


Конспект НОД по восприятию художественной «Кто хозяин?»
Автор: Малько И.А., воспитатель, ДС№186 «Вазовец»
АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти
2014г
Задачи: ОО «Социализация»: формировать соответствующую морально- оценочную лексику(например, «справедливо»-«несправедливо», «смелый»-«трусливый», «вежливый»-«невежливый»(грубый) и др.)
ОО «Коммуникация»: оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях.
ОО «Чтение художественной литературы»: развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний; способствовать развитию творческого потенциала: додумывание эпизода.
ОО «Безопасность»: расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе.
Приемы:
-«эмоциональное отношение к героям»
-беседы по иллюстрациям.
Технологии: кейс -иллюстрации, здоровьесберегающиеМатериал, оборудование: портрет В.А.Осеевой, выставка книг В.А.Осеевой и иллюстрации к ним, ноутбук, кейс- иллюстрации к рассказу, магнитная доска, Таблица с эмоциями.
Предварительная работа: знакомство с творчеством В.А.Осеевой, (рассматривание книг, иллюстраций к ним, чтение рассказов « Волшебное слово», «Плохо», «Сыновья», «Лекарство», «Просто старушка»).Ход НОД:Воспитатель вместе с детьми приветствует приглашённых гостей, и предлагает помочь разместить гостей по местам. Дети провожают на стульчики всех взрослых. Далее воспитатель приглашает детей в круг.1. Вхождение в игровую деятельность.собрались все дети в кругЯ – твой друг и ты мой другКрепко за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся. (Дети стоят в кругу)
2. Пальчиковая гимнастика.1,2,3,4,5, начинаем мы мечтать,Сложим вместе мы ладошки и тихонько словно кошкиВсе направимся в страну книжной я ее зову)Вот стоим возле дверей, постучимся в них скорейТук-тук-тук нам открывают и в мир книги приглашают.
-Ребята, но чтобы узнать, что нас ждет дальше. Мы должны открыть конверт, в который нам прислала книжная фея.Воспитатель открывает вместе с детьми конверт:-Смотрите ребята, здесь разрезные картинки, это значит, что нам нужно их собрать, и мы узнаем, что приготовила книжная фея.Воспитатель раздает конверты с заданиями. Дети проходят на свои места и собирают картинки.-Ну что ребята, справились с заданием? Что же у вас получилось? Вы узнали героев своих картинок? Из каких они произведений? Ответы детей.Воспитатель обращается к детям:-А как вы думаете, кто автор этих произведений?Ответы детей: «В.А.Осеева.»-Очень хорошо вы справились с заданием, и сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением В.А.Осеевой «Кто хозяин?»3. Воспитатель читает рассказ с сопровождением кейс - иллюстраций. Большую черную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.- Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!- Нет, моя! – сердился Ваня. – Я перевязал ей лапу и кормил ее. Никто не хотел уступить.-Моя! Моя! – кричали оба. Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:-Спасайся! Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.-Чья собака? - сердито закричал он.-Моя, - сказал Коля. Ваня промолчал4. Обсуждение по прочитанному рассказу
После прочитанного рассказа воспитатель обращается к детям:-Ребята, о чем этот рассказ?Дети отвечают: « О дружбе, о справедливости, о заботе к животным, и т.д.-Да верно, а я, вам предлагаю описать главных героев Ваню и Колю. Не смотря на то, что они были друзья, они все же были разные.Воспитатель обращается к детям:-Вы согласны со мной? Я приготовила вам задание, выполнив его, вы сможете мне доказать, что они разные.-У вас на столах лежат таблицы с главными героями, нам нужно соединить линиями эмоции какие подходят мальчикам.Дети выполняют задание.Воспитатель обращается к детям:-Ребята закончили, подходите ко мне и мы вместе с вами проанализируем главных героев.Дети подходят к магнитной доске, на которой висит такая же эмоциональная таблица с главными героями.Воспитатель вместе с детьми соединяет линиями эмоции, которые называют дети и проговаривают, почему именно эта эмоция подходит Ване и Коле.-Вот мы и выявили образ Вани и Коли.-Ребята, что же у нас получилось? Мальчики какие – разные?Ответы детей: Коля – смелый, отважный, храбрый.-Ваня – трусливый, жалкий.-А что у них было общего? Ответы детей: « Они были оба заботливые, добрые, веселые и т.д.»Воспитатель обращается к детям:-Ребята, что я заметила, когда читала этот рассказ – что они оба хотели помочь, только Ваня другу, когда крикнул: «Спасайся!», а Коля собаке.-Так как вы думаете, почему Ваня промолчал на вопрос лесника – Чья собака?Ответы детей: «Потому, что ему стало стыдно».-А почему стыдно?Ответы детей: «Он испугался собак и залез на дерево, он струсил и бросил друга одного».Воспитатель:-Ребята с каждым из нас в жизни может произойти разные ситуации, вот поэтому надо не пугаться, не теряться, а искать выход. Вот какой урок мы с вами вынесли из этого рассказа. -Как же называется рассказ В.А.Осеевой? Ответы детей:- «Кто хозяин?»-Как вы считаете, пригодится нам такой урок? Возьмем его себе?Рефлексия: - Чему научил вас рассказ В.А.Осеевой «Кто хозяин?»
Ответы детей: (помогать друзьям и животным в беде, не пугаться, а искать выход в трудной ситуации).-Книжная фея прислала вам на память вот по такому щенку, теперь вы хозяева этих щенков, вы можете дать им имя, разукрасить, нарисовать им домик и т.д.Воспитатель достает из конверта картинки с изображением щенка и раздает детям. После прочитанного рассказа воспитатель обращается к детям:-Ребята, о чем этот рассказ?Дети отвечают: « О дружбе, о справедливости, о заботе к животным, и т.д.-Да верно, а я, вам предлагаю описать главных героев Ваню и Колю Не смотря на то, что они были друзья, они все же были разные.


Приложенные файлы

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО"

Средняя группа

ЦЕЛЬ: Продолжать работу по формированию у детей интереса к книге.

ЗАДАЧИ: Продолжать приучать детей внимательно слушать сказку, помогать им правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; отвечать на вопросы по содержанию сказки словами и фразами из текста. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: вводить в активный словарь детей уменьшительно-ласкательную форму существительных.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: презентация картинок - коса, косарь, кузница, кузнец, хозяйка доит корову.

Рассматривание бобов, сортировка бобовых - горох, фасоль, бобы. Чтение русских народных сказок, выставка книг в книжном уголке.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительная беседа: - Ребята, вы любите читать книги?

Какие произведения вам больше нравятся? (рассказы, стихи, сказки)

Если любите сказки, то легко угадаете героев. (показываю иллюстрации книги " Из какой мы сказки ")

К нам пришёл сказочный герой. угадайте, какой?

ПТИЦА ХОДИТ ПО ДВОРУ,

БУДИТ ДЕТОК ПО УТРУ.

НА МАКУШКЕ ГРЕБЕШОК,

КТО ЖЕ ЭТО?

(ПЕТУШОК)

Показываю игрушку-петушка:

Полюбуйтесь, какой красавец! Петя-петушок, мы про тебя потешку знаем.

Пальчиковая гимнастика:

ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ, дети сжимают и разжимают кулачки

ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ!

КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ хлопают в ладоши, затем кулачками

КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ!

МОЛОТОК ТУК-ТУК, правым кулачком бьют по левой ладошке,

МОЛОТОК ТУК-ТУК! левым кулачком бьют по правой ладошке

ПОМОГАТЬ ИДЁТ ПЕТУХ! указательным и средним пальцами "идут" по коленям

Ребята, а в каких сказках мы встречали петушка, кто помнит?

("Зимовье зверей", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса")

Послушайте ещё одну сказку. Называется она "Петушок и бобовое зёрнышко"

Показываю книгу, титульный лист, читаю сказку.

ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ:

Понравилась сказка?

Кто помнит, как она называется?

Что случилось с петушком?

Почему такая беда приключилась?

Кто помогал петушку?

Чему учит нас сказка? Как надо вести себя во время еды?

Молодцы, вы правильно поняли сказку и запомнили её содержание.

ФИЗМИНУТКА "ПЕТУШОК"

ПЕТЯ, ПЕТЕНЬКА, ПЕТУХ! идут по кругу, взявшись за руки

ЧТО ЗА ПЕРЬЯ, ЧТО ЗА ПУХ! в круг лицом, бьют руками по бокам

РАЗНОЦВЕТНЫЙ ВЕСЬ, ЦВЕТНОЙ, идут по кругу, руки сцепить в замок за спиной

И КРИЧИТ, КАК ЗАВОДНОЙ! остановиться, повернуться лицом в круг

КУ-КА-РЕ-КУ!

Повторное чтение сказки, рассматривание иллюстраций на интерактивной доске.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО"

Ребята, вы обратили внимание, как много в сказке "ласковых" слов: хозяюшка, коровушка...

Становитесь в круг, поиграем с вами в игру "Назови ласково". Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы будете возвращать мне его вместе с " ласковым" словом.

НОД по восприятию художественной литературы в подготовительной группе «Лисичкин хлеб»

Программные задачи:

Образовательные: Познакомить с рассказом М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Продолжать формировать умение правильно выделять главную мысль. Формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Продолжать упражнять детей в умении «оживлять отрывок из рассказа». Формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям рассказа.

Развивающие:
Развивать речевое внимание, мышление (умение рассуждать, любознательность).

Воспитательные:
Воспитывать умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к книге.

Методы и приемы:
Сюрпризный момент - приход Старичка-Лесовичка
Беседа о лесе
Рассматривание книги, обложки, чтение названия книги.
Чтение произведения, работа по тексту.
Вопросы по прочитанному.
Разыгрывание отрывка из произведения.
Игра «Правда-неправда».
Подведение итога, анализ.

Словарная работа: Хохолок, копуля, добыча, обомлела.

Материалы: книга «Лисичкин хлеб», корзина, презентация, музыкальное сопровождение, сюрприз.

Предварительная работа: Рассматривание тематического альбома «Лес - наше богатство». Беседа о тетереве, рябчике. Знакомство с травами: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста; с ягодами: костяника, черника, брусника. Разучивание пословиц о хлебе. Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб», рассказа М. Глинской «Хлеб».

Ход НОД:

В группу входит Старичок-Лесовичок, здоровается с детьми.

Старичок-Лесовичок: Я пришёл к вам издалека. Угадайте, где я живу?
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Ребята, а кто-нибудь из вас был когда-нибудь в лесу?

Вам понравилось там находиться? Давайте мы с вами сейчас отправимся в лес!

Какой воздух в лесу?

А какие звуки вы слышите? (пение птиц)

Да, в лесу живут не только птицы, но и животные. Вы знаете какие? Вот зайчишка проскакал, а вот волк по его следу бредет. Медведь лег отдохнуть. А вот наша красавица леса вышла на охоту.

Лесовичок: Вы знаете, в моём лесу, каких только чудес не бывает. Вот вчера Лиса оставила такую чудесную книгу. Я ее для вас принес. Давайте рассмотрим ее. Что вы видите на обложке? Кто на ней изображен? Обратите внимание на название! Какие буквы вы видите? А давайте прочитаем название книги вместе. Правильно ребята, наша книга называется «Лисичкин хлеб». Это рассказ, который написал писатель М. Пришвин.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством М.М. Пришвина. За годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. М.М. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе. В книгах М. Пришвин открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Как вы думаете, почему он большое внимание уделял природе? (портрет М.М. Пришвина в презентации)

И сегодня мы познакомимся с произведением М.М. Пришвина, а называется рассказ «Лисичкин хлеб».
Показывает картинку, где изображена иллюстрация из книги.

В рассказе вам встретятся незнакомые и непонятные слова. Давайте, познакомимся с ними, узнаем, что они обозначают, чтобы вам был понятен рассказ.

Старичок-Лесовичок знакомит детей с толкованием этих слов.
Хохолок - это уменьшительно-ласкательное слово от хохол, обозначающее торчащий клок волос или перьев (в лобной части головы).

Копуля - это ласковое слово, обозначающее копушу, человека, который возится, долго собирается.

Добыча - это жертва, которая попалась или охотнику или животному-хищнику.

Обомлела - удивилась, ахнула, озадачилась.

- Интересно, почему М. Пришвин так назвал свой рассказ? Тогда слушайте :

«Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. (Как вы думаете с какой?). Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
- Это что за птица? - спросила Зиночка.
- Терентий, - ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника.Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
- Кто же их там лечит? - спросила Зиночка.
- Сами лечатся, - ответил я. (Интересно, как же они лечатся?)
- Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно, а возьму - забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела: (Интересно, что же она подумала ?)
- Откуда же это в лесу взялся хлеб? (А вы поняли, откуда взялся этот хлеб?)
- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
- Заячья...
- А хлеб - лисичкин. Отведай. (Как вы думаете, она отведала?)
Осторожно попробовала и начала есть:
- Хороший лисичкин хлеб!»
И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берег, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
- Лисичкин хлеб куда лучше нашего!»

Старичок-Лесовичок: Понравился вам рассказ?
О какой птице рассказывает автор?

Какие грибы и ягоды принёс он Зиночке?

Какие названия трав вы запомнили?

Что увидела Зиночка под заячьей капустой? Как охотник назвал этот хлеб?

Почему «лисичкин хлеб» кажется Зиночке вкуснее обычного?

Почему писатель так назвал свой рассказ?

Как вы думаете, зачем писатель рассказал нам эту историю?

А хлеб есть полезно? В нем есть польза? А вы знаете пословицы о хлебе?

Лесовичок: Молодцы, какие вы! А теперь давайте, ребята, поиграем в одну игру. А я проверю вас, как вы запомнили этот рассказ!

Игра «Правда - неправда» (Дети отгадывают, где, правда, а где ложь в утверждениях).

Рассказчик проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей?
-В лесу он поймал медведя?
-Охотник рассказал Зиночке про тетерева?
-Рассказал про синичку, показал ей, что она серенькая, с хохолком.
-Еще он принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
-Под заячьей капустой лежал кусок батона?
- А Зиночка, когда увидала под заячьей капустой батон, так и заплакала.
-Лиса отдала свой хлеб?
-Зиночка съела этот хлеб? Она поверила, что хлеб лисичкин?
Давайте сейчас мы с вами разомнемся. Сходим, погуляем по лесу.

Физкультминутка
Мы по лесу прогулялись
И немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали,
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И нисколько не устали!

Лесовичок: Ребята, а вы любите театр? И я страсть как люблю. Давайте, мы с вами превратимся в актеров и попробуем разыграть сюжет из рассказа. Возьмем мы сюжет, в котором Зиночка нашла лисичкин хлеб. Кто хочет попробовать первый разыграть?

Хорошо, мне понравилось, как вы сыграли, как будто в театре побывал.

Ребята, вы поняли, о чем М. Пришвин нам хочет рассказать в этом рассказе? (О том, что дедушка схитрил, и приучил Зиночку кушать хлеб)

А вам понравился этот рассказ? Что нового вы узнали? А хотели бы вы еще познакомиться с произведениями М.М. Пришвина? Хорошо, в следующий раз я приду к вам с новым рассказом. А сейчас подошло время мне с вами прощаться. Вам понравилась наша встреча? Какое новое произведение вы узнали? А что мы с вами сегодня вспомнили?
Я приготовил вам сюрприз - корзину шишек! Шутка! За то, что вы такие смекалистые и догадливые, вот вам подарочки от меня, Старичка-Лесовичка.
До свидания, до новых встреч!

ЗАДАЧИ:

Закреплять знания о признаках осени;

Воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы;

Формировать умение выражать свои впечатления в образном слове;

Предварительная работа : Наблюдение на прогулке за живой и неживой природой осенью, отгадывание загадок по теме, рассматривание осенних листьев с разных деревьев, разучивание имитационных движений, прослушивание музыкальных произведений об осени.

ОБОРУДОВНИЕ: ИКТ, иллюстрации с осенними пейзажами (разными по настроению), рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», музыка Чайковского «Времена года. Осень»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель вносит кленовый листок в группу и говорит, что нашла листок на улице перед входом в детский сад, но этот листок необычный: кто его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку…

Пусто в поле, дождь идет. Ветерок срывает листья.

С севера туман ползет,

Тучи грустные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся милый друг,

Что за время года?...

Дети отвечают: Осень

Воспитатель обращает внимание на тропинку из листочков и говорит:

Ребята, посмотрите, на что это похоже выложенные листочки…

Дети отвечают.

Правильно, вы знаете, что дорожка, которая ведет в лес называется тропинка. Давайте, отправимся по этой тропинке в гости к ОСЕНИ (дети змейкой проходят к ИКТ)

На ИКТ изображена девушка в наряде осени, которая встречает их в лесу, Приветствуя их (демонстрируется слайды с осенними пейзажами и сезонными изменениями) дети отправляются в путешествие в осенний лес, звучит мелодия Чайковского «Времена года. Осень»

После просмотра звучит музыка дождя…

В.:-приглашает на физкультминутку

Физкультминутка:

Меж еловых мягких лап Дети поочередно то поднимают,то опускают руки перед собой Дождик тихо кап,кап, кап! ладонями вверх

Где сучок давно засох, Медленно приседают с опущенными прижатыми к корпусу

Вырос серый мох, мох, мох! руками. кисти рук слегка отведены в стороны, ладони смотрят

Вниз

Где листок к листку прилип, Дети медленно поднимаются, держась, руками за голову, как за шляпку

Появился гриб, гриб,гриб.

Кто нашел его друзей? Стоят прямо,пожимая плечами.

Это я, это я, это я! Прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой

В.: Ребята, занимайте в лесу удобные места на пенечках. Вы наблюдали за изменениями, которые происходят в природе осенью. Что давайте их вспомним и назовем.

Дети отвечают.(меняют цвет листья и опадают на землю, солнце меньше греет, часто идет дождь, дует холодный сильный ветер, птицы улетают в теплые края, поспевают урожаи грибов и ягод, дикие животные делают запасы на зиму).

В.: Осень можно изобразить не только с помощью красок, не только с помощью музыки и движений, но также с помощью слов, как это делают поэты, вот послушайте сами стихотворение об осени.

Дети отвечают.

В.: Послушайте стихотворение И. Мазнина «Осень». Подумайте, о каком периоде осени говорится в этом стихотворении.

ОСЕНЬ

Что ни день-то резче вечер

Рвет в лесу листву с ветвей …

Что ни день-то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко как-будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро

Над землей почти в обед. И. Мазнин

После чтения стихотворения воспитатель задает вопросы.

В.:-О каком периоде осени написал стихотворение поэт? Почему вы так думаете?

Как об этом говорится в стихотворении?

Дети отвечают.

В,:- Вспомните, как говорится о ветре. Что он делает? Как вы понимаете эти слова? Что сказано о солнышке?

Дети отвечают. Воспитатель повторно читает стихотворение.

В.:-Как вам кажется, какое это стихотворение по настроению?

В.:-Как его надо рассказывать?

Дети отвечают.

Воспитатель читает стихотворение, давая установку на запоминание.(в дальнейшем заучиваем стихотворение).

Воспитатель: А теперь давайте стихотворение, которое мы учили попробуем рассказать ОСЕНИ.

Дети отвечают.

Осень благодарит детей и уходит дальше украшать деревья в лесу.

В.: Ребята, и нам с вами пора возвращаться по тропинке в детский сад,чтобы всем рассказать о нашем увлекательном путешествии.

Вернувшись в детский сад воспитатель предлагает вспомнить то, что увидели и услышали дети во время путешествия.

План - конспект

по восприятию художественной литературы и фольклора.

(Подготовительная к школе группа)

Составил

воспитатель ГКОУ для детей- сирот

Петрова С.И.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение: К.Ушинский «Слепая лошадь»

И. О.О.: Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

ОО Речевое развитие»

1.Формировать основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.

2. Учить детей внимательно слушать литературное произведение;

3.Формировать навыки анализа художественного произведения с точки зрения его жанра;

4. Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение;

5. Развивать кругозор, способствовать обогащению словарного запаса, развитию устной речи;

ОО «Социально - коммуникативное развитие»

1. Воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения;

2. Выявить отношение детей к таким нравственным категориям, как сострадание, добро, зло.

ОО «Физическое развитие»

1. Формировать потребность в двигательной активности.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание художественной литературы с сказками, рассказами К.Д.Ушинского

Словесные: загадки, речевое общение, поощрения, вопрос, сообщения об авторе.

Практические: динамическая пауза.

Материалы и оборудование: портрет и выставка книг К. Д. Ушинского, заготовки контуров лошадей, карандаши, презентация с иллюстрациями к сказке.

Словарная работа.

Рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, князь, стреха, единодушно.

Логика образовательной деятельности

I ч. Оргмомент

Вос-ль загадывает загадки о книге и о том, где живут книжки.

Предлагает посетить групповую библиотеку, выставку книг

К. Д. Ушинского.

Задает вопросы: «Какие произведения К.Д. Ушинского вы знаете?», « О ком эти произведения?», «А что объединяет все эти книги?»

Отгадывают загадки.

Рассматривают книги.

Отвечают на вопросы.

Мотивация детей к предстоящей деятельности.

Выяснение о начальных представлений детей о книгах К.Д.Ушинского.

II ч. Рассказ о К.Д. Ушинском.

Вос-ль кратко знакомит детей биографией К.Д.Ушинского.

Задает вопросы.

Вос-ль предлагает познакомиться с еще одним произведением К.Д.Ушинского

«Слепая лошадь»

Слушают воспитателя.

Отвечают на вопросы.

Соглашаются.

Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского.

Проявление интереса.

Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы взрослого

III ч. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь».

Вос-ль читает сказку.

Дети слушают сказку.

Формирование умения слушать новое литературное произведение.

IV ч. Динамическая пауза

Организовывает динамическую паузу

« Конь меня в дорогу ждет».

Выполняют движения в соответствии стихотворному тексту.

Активизация двигательной активности.

V ч. Беседа по содержанию

Задает детям вопросы по содержанию сказки К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»

Отвечают на вопросы по содержанию сказки.

Формирование навыков анализа худ. произведения с точки зрения его жанра;

Развитие умения делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение.

VI ч. Рефлексия

Задает вопросы.

Предлагает вспомнить, какие пословицы дети знают о дружбе, доброте, о честности.

Знакомит еще одной пословицей «Друга ищи, а найдешь, береги!»

Отвечают на вопросы.

Дети рассказывают пословицы.

Знакомятся с новой пословицей.

Формирование умение отвечать на вопросы.

Развитие памяти. Воспитание доброты, чуткости, сострадания.