Как надо писать чтобы стать хорошим писателем. Где черпать вдохновение

1 085 0
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о том, с чего начать, если вы хотите реализовать себя в писательском искусстве, как добиться успеха в этой сфере и какие советы дают именитые акулы пера.Даже в современном мире, где искусственный интеллект внедрился полностью в человеческую жизнь, люди продолжают читать книги. А что делать, если хочется встать по другую сторону этого удивительного мира? Всплывает главный вопрос – как стать писателем, какими навыками нужно обладать, с чего начинать и как удивить будущего читателя? Что скрывает под собой профессия писателя?

Кроме врожденного таланта грамотно и интересно излагать свои мысли, необходимо иметь еще желание, упорство, выдержку, усидчивость, трудолюбие и стремление к самообразованию.

Чтобы стать писателем, необходимо познать азы искусства:

  1. Определитесь с жанром, в который будете вкладывать душу.
  2. Составьте график работы. Писатели индивидуальны в своих предпочтениях – кто творит ночью в полной тишине, кто нуждается в музыке, а кому необходимо находиться в шумной толпе, чтобы творить шедевры. Как только вы определитесь с собственным графиком, организм подстроится и все пойдет своим чередом.
  3. Читайте, чтобы писать. Это правило очень важное для начинающего писателя – читая, анализируйте написанное, изучайте строение мыслей другого автора, черпайте вдохновение, стройте предположения о написанном.
  4. Станьте настоящим исследователем. Замечайте мелочи, разгадывайте загадки, оглядывайтесь вокруг, детализируйте увиденное.
  5. Заведите и носите с собой дневник или диктофон, в который будете записывать собственные мысли, высказывания других людей, впечатления от увиденного и т. д. Делайте фотографии, зарисовки, наброски – все это поможет в дальнейшей писательской работе.
  6. Черпайте вдохновение от близких по духу людей – обменивайтесь информацией и идеями. Не бойтесь критики, она только помогает совершенствоваться.

Когда ведущие этапы для начинающего писателя сформированы, приходит черед следующего вопроса – как грамотно выплеснуть вдохновение в письменную форму?

Основные советы при написании первого собственного произведения:

  • заинтересуйте внимание читателя собственными чувствами и эмоциями, через призму которых будете писать произведение;
  • грамотно продумайте структуру и определитесь, от какого лица будет вестись диалог с читателем;
  • используйте простые слова, не закручивайте предложения и не выстраивайте их слишком длинными;
  • задавайте динамику глаголами, опасайтесь лишних прилагательных;
  • выражайте правильно и однозначно свои мысли;
  • пользуйтесь словарями;
  • пишите так, словно в последний раз, вкладывайте в дело все силы;
  • стойко переносите отказы;
  • уделяйте своему делу не менее 5 часов в неделю;
  • не бойтесь поучать читателя через письмо, только делайте это тонко, через лирику/юмор.

Писательский труд, как известно, совсем не такой, как кажется далеким от этого призвания людям. Это колоссальная работа, которая требует много сил и терпения от автора.

О чем писать и как выбрать жанр

Стать писателем в наше время несложно, но для успешного старта важно определиться с нишей, которую займут ваши работы. Сейчас настолько рынок переполнен различными направлениями, что легко остаться незамеченным и раствориться в книжном потоке. Потому что сегодня предложение значительно превышает спрос. Какая литература самая востребованная? На этот вопрос отвечают люди, которые зовутся паблишерами, они есть в каждом издательстве. Можно ли основываться только на приведенной статистике? Только отчасти!

Поэтому первым делом задумывайтесь над тем, о чем хотите писать.

Мысленно составьте психологический портрет читателя. Если понятия размыты и определиться с жанром не удается – поставьте себя на место читателя: что бы вы хотели прочесть? Этот ответ и станет отправной точкой для начала работы.

Главное правило писателя – «пиши, о чем знаешь »! Доктор не станет дочитывать книгу, в сюжете которой найдет нестыковки описанных симптомов и лечения. Поэтому важно писать только о тех вещах, в которых вы действительно разбираетесь. Это поможет в полной мере описать чувства, ситуации и действия, а значит, поможет читателю всей душой погрузиться в вашу историю. А в деталях, как правило, кроется успех. Если необходимой информации недостает – интересуйтесь материалом, читайте соответствующую литературу, получайте информацию от квалифицированных специалистов.

Самые популярные жанры на сегодняшний день:

  • мистика;
  • мелодрама;
  • детектив;
  • фэнтези.

На книжном рынке спрос не падает на детскую литературу, поэтому стоит задуматься над тем, как стать детским писателем. Для этого направления необходимо иметь фантазию и любить детей. Как известно, часто детскими писателями становятся любящие родители, которые для своих малышей сочиняют и рассказывают сказки.

В любом случае пишите о том, к чему лежит душа. Думайте, ищите, развивайтесь, но делайте это с удовольствием. Из-под палки бестселлеры не рождаются.

Умения и навыки писателя

Итак, с чего начать писательское ремесло, и предпочтительные жанры мы уже выяснили. Какими же навыками и умениями, кроме таланта и ремесла, должен обладать писатель?

  1. Хороший слог. Он должен легко читаться, быть живым и полезным. Отличное пособие представила Нора Галь «Слово живое и мертвое» для изучения и усовершенствования письма.
  2. Уметь грамотно, ярко, связно и интересно выражать собственные мысли.
  3. Иметь оригинальную манеру изложения.
  4. Писать захватывающе и увлекательно даже о скучных вещах;
  5. Иметь красивый, но простой почерк.
  6. Иметь навык наблюдения, быть внимательным, подмечать мелочи.
  7. Уметь работать с фантазией и воображением.
  8. Обладать чувством юмора.
  9. Уметь делать логические выводы.
  10. Уметь анализировать события и явления, написанные тексты других людей.

Писатель должен быть целеустремленным, стрессоустойчивым, дисциплинированным и искренне верить каждому своему слову.

Как стать известным писателем

Чтобы стать известным писателем, придется серьезно потрудиться. Все великие писатели начинали с малого, некоторые писали бесплатно, некоторые тиражировались еще и за собственный счет. Труд, сила воли и бешеное желание должны бить ключом для достижения положительного результата.

Основные правила для будущего известного писателя:

  1. Работайте каждый день, пишите только на интересные вам темы. Пусть это выливается в небольшие рассказы. Учитесь грамотно распределять собственное время – корректируйте написанное в самом конце.
  2. Подберите для себя легко запоминающийся и легкий псевдоним. Псевдоним – друг известности.
  3. Выкладывайте небольшие работы в блоги, группы, социальные сети. Поклонники – начало успеха.
  4. Не отказывайтесь от сотрудничества с изданием, каков бы ни был по масштабности предложенный вариант.
  5. Не стесняйтесь себя показывать и предлагать. Скрывая свои работы можно так и остаться сидеть дома за компьютером. Если так и не удается опубликоваться, ищите помощи в интернете, сейчас есть много литературных благотворительных организаций, которые поддерживают писателей.
  6. Не опускайте рук и не сдавайтесь. Критика неприятна, но если она конструктивная, то пойдет только на пользу. Любая оценка, даже негативная направляет нас на верный путь. Сегодня хорошо, а завтра еще лучше!

О том, как стать популярным писателем, как написать запоминающуюся и яркую книгу делятся и мировые акулы пера.

Известнейший король ужасов Стивен Кинг явил миру огромное количество бестселлеров. Он дает рекомендации в своем творении «Как писать книги», которое поможет авторам попадать в цель.

Основные его советы:

  • описание должно начинаться у вас в голове, а заканчиваться в воображении читателя;
  • всегда старайтесь писать лучше, помните о наречиях;
  • пусть письменный стол стоит в углу и каждый раз, садясь за работу, напоминайте себе, почему он стоит в углу, а не посередине комнаты;
  • все просто: если вы не находите времени на чтение, тогда вам не стоит и писать.

Рэй Бредбери делится советами в своей книге «Дзен в искусстве писательства».

Основные моменты в его суждениях:

  • читайте только ту литературу, которая акцентирует внимание на восприятии цвета, образа, формы и мирового масштаба;
  • относитесь к собственным идеям и мыслям как к кошкам – пусть они следуют за вами.

Известный английский фантаст Нил Гейман делает ударение на следующих рекомендациях:

  • не прекращайте писать, постоянно ищите подходящие слова и записывайте их;
  • не бросайте начатое, всегда доводите дело до логического завершения;
  • вносите коррективы в свои произведения, часто для идеального состояния текста его необходимо на некоторое время отложить;
  • читайте свой текст как в первый раз, относитесь к нему объективно;
  • развивайте свое остроумие и наслаждайтесь им;
  • пишите свои тексты искренне, хорошо и помните, что уверенность в своих силах и своей работе обязательно воплотит в жизнь самые заветные мечты.

Марк Твен делится своими известными изюминками:

  • попробуйте употреблять вместо слова «очень» — «чертовски», редактор будет его вычеркивать и тогда ваш текст станет ровно таким, каким вы бы хотели его видеть;
  • идеи посещают каждого, но не каждый в силе их выразить;
  • великие работы оцениваются по сути и стилю написанного, а не по грамматике.

Эрнест Хемингуэй делится секретами собственных мыслей:

  • для известности нужен большой талант, самодисциплина, совесть, интеллект, бескорыстие и умение выжить;
  • нужно смотреть на слова, как будто до этого никогда их не видел;
  • успех книги – ее правдоподобность и реальность, когда читатель заканчивает ее с ощущением, будто это все происходило с ним;
  • никакой халтуры.

Американский писатель Курт Воннегут поделился основными секретами для последователей коротких рассказов:

  • не растрачивайте напрасно время читателя;
  • каждый герой рассказа должен чего-нибудь хотеть, неважно чего;
  • начало пусть будет близко к логическому завершению;
  • предложение не должно быть пустым;
  • создайте героя, который легко воспримется читателем;
  • пишите для одного читателя;
  • не гонитесь за интригой, давайте читателю все и сразу;
  • пусть с вашими героями происходит что-нибудь ужасное.
  • пишите ту книгу, которую сами бы прочли;
  • вы не должны знать историю своей книги до финала, пусть все идет своим чередом;
  • не бойтесь экспериментировать с подачей, читатель умнее, чем вам кажется;
  • если совершенно нет желания писать, поставьте таймер на 1 час и садитесь за работу, если после сигнала вы чувствуете такую же неохоту – отдохните.

Есть еще множество видеоуроков от известных писателей, в которых они делятся собственными секретами популярности. Суть вы уловили. Главные принципы – уважение к работе и читателю. Вырабатывайте собственный почерк и стиль!

Как издать книгу

Когда уже все получилось, готова большая собственная рукопись, автор преодолел все сомнения по поводу своей работы, встает следующий главный вопрос – как издать книгу? Конечно, писатель располагает на положительный ответ от редакции, когда презентует свою работу. Но нужно быть готовым ко всему.

Редакция обычно рассматривает рукопись долго и внимательно. Итог, разумеется, не всегда положительный, ну не может быть каждый человек хорошим писателем, поэтому иногда ему следует вовремя это осознать и свернуть на нужную дорожку.

Редакция часто дает сухой ответ о том, что статья не несет материальной выгоды (коммерческого интереса). Не нужно отчаиваться! Да, это обидно, не оценили, возможно, проворонили свое счастье! Но и понять редакцию можно, издательство книги – дорогое удовольствие, поэтому они хотят быть на 100 % уверены, что механизм сработает на всю катушку!

Издать книгу можно 3 способами:

  1. За счет издательства (благо, их у нас предостаточно).
  2. За собственный счет. Если автор уверен в качестве и востребованности своего произведения – ничего зазорного нет в том, чтобы самому вложиться в свой проект.
  3. Найти спонсора, который оценит работу и оплатит услуги типографии. В случае успеха лучше будет вернуть человеку часть затраченных им денег.

Издательство лучше выбирать то, у которого есть своя сеть книжных магазинов. Это убережет писателя от лишней заботы и головной боли. Часто авторы, чьи книги напечатались, получают гору своих произведений на руки и далее не знают, что с ними делать. Заниматься самостоятельно сбытом своей литературы не такой простой процесс – книжные магазины, как правило, просто не хотят иметь дело с индивидуальным автором. Но при желании все обязательно получится!

Когда твой труд лежит в виде готовой книги – остальные задачи уже не кажутся такими трудными!

Конечно, все это очень сложно. Но если вы настроены серьезно, то все возможно. Для начала, свой писательский опыт можно опробовать на биржах копирайтинга. Там вы поймете, что сейчас интересно молодежи, какие требования для хорошего текста существуют. Для этого, советуем вам прочитать статью:

Как выжить на рынке искусства

Не стоит, садясь за ручку или клавиатуру уже мечтать о баснословных гонорарах. Можно выпустить одну книгу и при этом стать гениальным писателем или же трудиться не покладая рук и остаться незамеченным.

К сожалению, сегодня литература стала рынком, большим бизнесом. И в бизнес этот не всем вымощена дорожка.

Зарубежные писатели, как правило, чаще признаются на литературном поприще. А как стать писателем в России, чтобы держаться на плаву в этом искусстве? Как показывает опыт наших успешных писателей – в нашей стране сложно, даже невозможно, иметь доход только с тиражей собственных произведений. Авторы просто совмещают писательство с преподавательством или другой деятельностью, приносящей стабильный доход.

Главный принцип писателя – работа, идущая от сердца, формирующая любовь. Но это дело отнимает много времени, поэтому автор всегда стоит перед сложным выбором: писать или зарабатывать деньги? Если нужны деньги – нет времени писать, а если писать – некогда зарабатывать.

Ничего не бойтесь, слушайте свое сердце, следуйте за своими мечтами!

22 ошибки начинающих писателей

Полезные статьи:

Спросите окружающих: как стать писателем? Что для этого требуется? Подавляющее большинство ответит: литературный талант. А что такое талант? Врожденные данные? До некоторой степени - да. Но как абсолютный слух не делает человека музыкантом, так и природные способности к литературе не сделают автора Мастером.

Если бы талант являлся ключевым фактором, то Толстой лет в шестнадцать написал бы «Войну и мир»: зачем ждать, если все и так при тебе?

Роль врожденных способностей

Писательские способности, вернее, склонность излагать мысли в письменном виде, - это важное, но далеко не единственное условие. Жизненный опыт, образование и навыки играют ничуть не меньшую роль.

Невозможно впервые надеть коньки и тут же выиграть олимпийскую медаль. Точно так же невозможно сесть за стол и сразу, без подготовки, написать хорошую книгу.

Роль обучения

Многим кажется, что если ты достаточно много читаешь, то это гарантия того, что ты сможешь хорошо писать. Но никто не заиграет на фортепьяно после посещения чужого концерта; никто не научится рисовать после просмотра альбома с репродукциями великих художников. То же самое происходит и в сфере литературы: если мы хотим научиться писать, нам нужно пройти через стадию обучения.

Теория и практика

Как и любой вид искусства, литература основывается на четких правилах. Некоторые писатели осваивают их интуитивно - и это занимает годы, однако тот же объем информации можно получить гораздо быстрее - из учебников.

Разумеется, одной теории мало: обязательно нужна практика. Мы все начинаем с нуля: учим буквы, складываем слова в предложения, - но кто-то останавливается в развитии на уровне школьного сочинения, а кто-то идет дальше.

Что такое успех в литературе?

Золотое правило успеха: каждое ваше произведение должно быть лучше предыдущего. Тогда рано или поздно вы доберетесь до цели - просто потому, что не сойдете с дистанции. Добиться этого можно только в одном случае - если вы страстно любите свое дело. Любите не просто писать, а расти над собой и постоянно учиться новому.

Выживание на рынке искусства

Мастер работает не за деньги, не ради славы - он работает из любви. Но искусство всегда отнимает массу времени, и автору приходится решать извечную дилемму: если зарабатывать деньги, то некогда писать по-настоящему, а если писать и не зарабатывать, кто будет кормить семью?

Что нужно знать начинающему автору?

Сегодня книжный рынок затарен: книг и писателей намного больше, чем он может потребить. Поэтому выделиться из общей массы невероятно трудно. Вы потратите годы на то, чтобы написать Книгу Всей Жизни, месяцами, если не годами, будете пристраивать ее в издательство, а она выйдет тиражом в три тысячи экземпляров и растворится в книжном потоке. Так что железные нервы - совершенно необходимое качество для писателя: иначе в этой профессии не выжить.

Казалось бы, невелико счастье издаться крошечным тиражом за смешные деньги. Но новичку пробиться в печать отнюдь непросто, даже если у него великолепная рукопись. Единственное, что ему поможет, - знание издательского рынка. Тогда он будет действовать с точным расчетом, понимая, кто и при каких условиях может купить права на его произведение.

Крайне важны навыки бизнесмена . Рукопись - это товар, и ее надо уметь продать. Причем не только издателю, но и читателю. Если вы не будете активно продвигать свое произведение, вполне возможно, о его существовании узнают только работники книжных складов да несколько сотен случайных покупателей.

Чем вам может помочь «Справочник писателя»?

Справочник писателя - это то, чему я научилась за 15 лет в литературе. Вы не найдете здесь абстрактных теорий - все советы неоднократно проверены опытом. Моя точка зрения может не совпадать с классическим литературоведением, но я и не выступаю здесь как литературовед. Моя цель - дать полезную информацию.

Разумеется, я не утверждаю, что писать надо только так и никак иначе. Справочник писателя - это ориентиры, на которые стоит обратить внимание, а уж автор должен сам решать, в какую сторону ему идти.

Этот сайт для тех, кто хочет сделать карьеру в литературе. Кто влюблен в свою профессию, кто не представляет жизни без черновиков и авторских экземпляров. Для тех, кто готов учиться, преодолевать трудности и совершать невозможное.

На самом деле, чтобы стать писателем, все, что вам нужно делать, - это писать. Но есть и другой совет: не стоит раздавать всем подряд свои визитные карточки и рекламировать свое имя. Например, - известный писатель, он создает захватывающие книги, одной из которых является публицистическое произведение "Неординарные: История успеха". В нем Малкольм рассказывает о так называемом правиле 10 000 часов. Проще говоря, он отметил, что всех успешных людей объединяет то, что каждый из них посвятил своему делу более 10 000 часов. Поэтому, уделяя в день час или два писательской карьере, вы вряд ли увидите свое творение в списках самых захватывающих бестселлеров года. Но все-таки как становятся писателями? Именно этой теме посвящена данная статья.

Конечно, важно не только количество часов, которые вы тратите на писательство, нужно еще и иметь какие-то исходные навыки, а затем постоянно их совершенствовать. Необходимо уметь грамотно выражать свои мысли, при этом делать это ярко, чтобы сюжет и характер произведения были интересными. Запомните, что эрудиция и наблюдательность - ваши лучшие друзья.

После того как вы изучили всевозможные статьи на тему "как становятся писателями", или прежде чем начать писать будущий бестселлер, нужно, соответственно, найти исходный материал. В любом случае лучше писать о знакомой тематике, о том, в чем вы ориентируетесь. Сразу свыкнитесь с тем, что придется читать много литературы, изучать новую информацию, много времени уделять сбору материала. Без этого ваша будущая книга может получиться сумбурной, и читатель, скорее всего, не уловит ту самую мысль, которую вы своим произведением пытались до него донести.

Представьте, что вы пишете статью, только очень большую. Систематизируйте все, что делаете, работайте так, как вам удобно. Но при этом помните, что нельзя просто сказать три слова "хочу стать писателем" - и сразу же оказаться обладателем литературной премии "Золотое перо Руси". Нужно непременно работать, стараться, изучать произведения других писателей, постоянно развивать свою наблюдательность и индивидуальность. Бестселлерами становятся уникальные книги, лучшие в своем жанре, в которых есть что-то такое, чего нет в других, поэтому вырабатывайте собственный стиль, собственный почерк.

Написав произведение, не нужно торопиться сдавать его в издательство. Перечитайте текст несколько раз, подредактируйте, приведите его к идеальному, на ваш взгляд, состоянию и только тогда, когда вы уже точно будете уверены в том, что это творение готово "выйти в свет", сдавайте его в печать.

Примерно так пишется хорошая книга. Но мы все еще не ответили на вопрос, как становятся писателями. Мы только объяснили сам процесс. А как становятся писателями? На самом деле, не существует определенного секрета, при помощи которого вы за считанные дни станете писать захватывающую мистику или душераздирающие романы. Все требует времени и правильного подхода, все только в ваших руках. Поэтому запаситесь терпением, соответствующей литературой, положительными эмоциями и начинайте трудиться, так вы точно сможете стать современным Джеймсом Джойсом или Джоан Роулинг.

Как стать писателем - 25 практических советов

Как стать писателем ?

1. Уделите пристальное внимание окончанию глав, это важные места произведения.

2. Разместите пред своим рабочим местом шпаргалку и постоянно обращайтесь к ней - это поможет совершенствовать ваше мастерство писателя.

В шпаргалку внесите все ваши промахи, которые вы допускаете, как писатель, возможно, просто увлекшись сюжетом и те особые , которыми вы намереваетесь наделить свое произведение.

3. Запомните! Ключевое слово всегда ставилитератся в конце фразы.

4. Вы - создатели виртуальных реальностей!

Сейчас очень модно говорить к месту и не к месту о виртуальной реальности, при этом всегда имеется в виду нечто навороченное, с массой сложных приборов, человек находится чуть ли не внутри суперкомпьютера, весь опутан проводами, почему-то именуемыми чипами, видимо, для эффектности, проводов масса, хотя я уже сейчас пользуюсь беспроводной клавой и бесхвостым грызуном, словом, почему-то все мы, давно живя в виртуальном мире, все еще имеем его на других планетах.

Книга - тот же виртуальный мир, мы погружаемся туда, прекрасно понимая, что на самом деле рыцари короля Артура были грязными оборванными дикарями, а не нашампуненными красавцами в полных рыцарских доспехах XVI века, в костюмах от лучших дизайнеров, с идеально ровными и белыми зубами, разговаривающими так, как нужно писателю, то есть вам, а вовсе не «по правде», как требует дурачок… не стану называть его имя, вы сами его знаете, у каждого из вас есть такой прилипчивый придурок.

Повторяю, читателю совсем не важно, как было «на самом деле», он охотно включается в созданный вами виртуальный мир, принимает все правила игры, не обращает внимания на анахронизмы, ведь это игра, социокультурная игра, а натурализмом он и в реальной жизни обожрался, он ему осточертел, достал, он охотно принимает ваш придуманный мир!.. Читатель жадно воспринимает действие, следит за оживленным диалогом, сопереживает, хотя и понимает наигранность некоторых сцен, ненатуральность поведения: «в жизни так не бывает!» - однако он не хочет, чтобы вы изображали так, «как в жизни», он требует, чтобы вы создали для него интересный виртуальный мир!

Как стать писателем ? Создавайте миры… интересные. Захватывающие. В которых интересно жить. В которых вы станете лучше. Все остальные требования - мусор.

5. Настройтесь на долгий и упорный труд. Тем, кто его выдержит, можно ну почти что гарантировать, что будут и большие тиражи, и большие деньги, даже очень большие, и признание, и просьбы дать интервью для ведущих изданий планеты.

6. Пишите, сколько сможете. То есть побольше.

7. У вас всего два пути в литературе. Как, впрочем, и в жизни. Либо вы работаете над собой, становитесь ценностью, и тогда к вам бросаются все менеджеры с просьбой почтить своим присутствием их фирму, либо сразу же начинаете завязывать связи с «нужными людьми», льстить им (читайте Карнеги), кланяться, носить в зубах за ними тапочки, смеяться их шуткам, подставлять свой зад, делать вид, что все это вам очень нравится, вы просто в восторге… а не посмотрите ли в перерыве между актами мою рукопись?

Сразу скажу, что по первому пути идет меньше одного процента искателей, по второму - абсолютное большинство.

8. Читатель должен видеть себя, любимого

Читатель хочет сопереживать. Потому главного героя надо наделить либо теми качествами, которые есть у самого читателя, либо же, что намного действеннее, теми, которые он хотел бы иметь. Особенно это удобно в фантастике и фэнтези. Там автор наделяет героя способностью читать мысли, сверхсилой, неуязвимостью или еще чем-то, а то и всем сразу, затем выпускает в мир удивлять соседей и соседскую Люську, что до этого дня не обращала на него внимания.

9. Поучать, развлекая. Иначе не получится. Иначе можно только развлекать, а это уже не литература. Клоунада-с!

10. Не только большой роман, но и повесть, рассказ, даже юмореску можно писать кусками: хоть с конца, хоть с середины!

11. Как сделать чтобы получился интересный герой

Мне кажется, что я говорил раньше, но это было давно, несколько лет назад, так что повторю. Одно из обязательных требований литературы - не отождествлять себя с героем. Не влюбляться, что свойственно всем начинающим писателям. С холодной беспристрастностью выбирать только то, что надо для интриги, сюжета, обрисовки образов.

12. Сколько в русском языке времен?.. А двадцать девять не хотите?

Как стать писателем . Вдогонку, раз уж речь зашла о таких мелких кирпичиках, то вскользь упомяну о таких тонкостях, что будут доступны вам много позже. Много-много позже!.. Всего несколько слов о временах, которыми писатель должен уметь пользоваться лучше, чем депутат или член правительства. Взглянем на прошедшее время. Итак:

Прошедшее длительно повторяющееся, давно прошедшее: хаживал, куривал, любливал, пивал… Записали?.. Дальше - непроизвольное мгновенное энергичное: приди. Запоминайте, запоминайте, можно и выписать, потом будете пытаться применить… Императивное - приходил, результативное - пришел…

Прошедшее время может быть как совершенного вида - махнуть, так и несовершенного - махать. Записали? Есть непроизвольное - и махни, произвольное - мах… рукой, к примеру. Давнопрошедшее - махивал, начинательное: ну махать… Многовато? Да, начинающему это ни запомнить, ни использовать. Я это только для того, чтобы поняли: я вам пока что предлагаю только базовое. И то, чувствую, у многих голова пухнет и тоска зеленая в глазах. И все симпатии к этим, которые так хорошо и сладко поют, что учиться писать не надо, это само…

Ладно, для тех, кто еще может учиться:

Из настоящих времен стоит упомянуть пока что не больше двух: общее - планеты обращаются вокруг Солнца, Вселенная расширяется, и тому подобное, и активное - она красит губы, орел со мною парит наравне, а из будущего тоже пару времен для начала, но на самом деле русский язык очень богат, времен в нем двадцать девять… Итак, совершенное - махну, несовершенное: буду махать. Еще раз предупреждаю, это уже филигранная доводка, на которую мало кто решается. Мало у кого остаются силы и время… а надо еще выдержать давление издательств, родни, читателей и особенно пустого кармана!..

Понимаю, почему у вас такие вытаращенные глаза. Никто никогда, ни в школе, ни в вузах не говорил вам, что в русском языке времен больше, чем эти школьные три: прошедшее, настоящее и будущее, а здесь я столкнул вам на головы такую лавину!

13. Деление на жанры

Как известно, кроме таких слов, как «проза», «поэзия», «фантастика» и другие, встречаются и такие вроде бы понятные, как «комедия», «трагедия», «драма».

Почему вроде бы? Разве с самого начала не понятно? Еще со школьной скамьи застряли между ушей эти названия. Что-то даже навязло в зубах, несмотря на нелепость определений.

Но в чем разница между этими жанрами? Понимаю, велик соблазн сказать, что комедия - когда смеются, драма - когда страдают, а трагедия - когда погибают! В смысле, главные герои, а мелочь вообще не в счет. Да еще желательно, чтоб погибали в красивых позах и с высокими словами на устах. Я сам учился по таким учебникам, и сейчас ничего в них не изменилось.

Бред, бред полнейший. Из той оперы, когда опрятная домохозяйка в ужасе называет трагедией, если разобьет чашку. Увы, герои могут погибнуть все, но это еще не трагедия.

Но… что тогда трагедия? А трагедия - когда обе стороны правы!

14. Теперь, к слову, о литприемах профессионала. Каждый со временем обрастает любимыми, но я назову наиболее характерные, самые простые и в то же время самые надежные. Не забывайте про них, они делают сухое изложение живым и образным.

К примеру, простое сравнение. Можно, к примеру, долго и подробно описывать нос своего героя, а можно написать коротко: «как у пеликана», «как у поросенка», и у читателя сразу возникают определенные образы. С этим приемом соседствует еще один: преувеличение. Понятно, что не бывает у людей пеликаньих носов. Не бывает и человечьих такой длины. Даже вполовину пеликаньего не найти! Но все же сразу возникает образ человека с длинным вытянутым рубильником.

15. За века уже было найдено золотое число персонажей. Один - хорошо, здорово, можно выписать со всех сторон, внимание читателя не будет потеряно. Недостаток - надо держать только в населенных пунктах, дабы могли свершаться диалоги. Двое - уже лучше, могут общаться друг с другом, даже при переходе через пустыню или дремучий лес. Правда, общение несколько линейное: вопрос - ответ. Трое персонажей - прекрасный вариант: в памяти держатся все три с легкостью, зато общение приобретает объем. Четверо - тоже прекрасно, читатель все еще держит в памяти четыре образа, но уже малость труднее выписывать их автору. Пятеро… гм… трудновато. А уж шестеро так и вовсе… если не провал, то непрофессионализм!

По-вашему, откуда все это: три мушкетера, три богатыря, три солдата Киплинга, три медведя, три поросенка?.. Нет, религия здесь ни при чем, даже Троица стала троицей, а не двоицей или четверицей только потому, что безымянный писатель четко понимал этот закон, который я вам выкладываю на блюдечке.

С четверыми уже потруднее, разве что трое мушкетеров с примкнувшим к ним гасконцем. С пятью совсем туго! Думаю, вы мало вспомните героев, где пятеро. Нет, не пятеро персонажей, не надо называть романы Васи Пупыркина, я имею в виду пятерых героев. А уж шестеро… Совет старого крокодила: не умножайте ни героев, ни событий без острой необходимости.

Лучше один эпизод расписать ярко и красочно, чем сказать о трех скороговоркой. Лучше повести одного-двух-трех героев, но описать их всех, наделить жизнью, чем перечислить сотню крутых бойцов, которые будут отличаться только по именам.

16. Имена должны быть не только разные, а… очень разные. К примеру, за фамилиями: Ноздрев, Собакевич, Коробочка, Плюшкин, Хлестаков - явно вырисовываются и разные люди. А вот другие примеры: Иванов, Петров, Сидоров, Ерофеев… При всей разности они кажутся одним человеком. Как и - Гордон, Диксон, Рольсон, Пальсен, Ульсон… Или имена каких-то фантастических персонажей: Ультанахбегуэ, Эльтуганхкегеке, Онтакрукегекеза, Куоткугакабе и так далее.

То есть имена должны быть разными даже по визуальному ряду: длине, разным окончаниям, ударениям

17. Да, все мы пишем гусеницами. Но это не значит, что их нужно оставлять. Вот только что написал фразу «Олег начал присматриваться к деревьям, нахмурился, посмотрел по сторонам, затем пустил коня в чащу» («Возвращение короля»). Это нормально, у всех так пишется. Плохо, что абсолютное большинство в таком виде и оставляет.

Если убрана гусеничность, сразу выдающая малограмотность автора, и появился взгляд с трех точек, что придает любой фразе объемность.

18. Самое важное, над чем должны работать, это новизна темы, идей или хотя бы образов. Образ - на последнем месте, понятно, тема или идея важнее, но все же как трудно найти новый образ! Зато когда найден и удачно прописан, то достаточно произнести лишь слова «Обломов», «Отелло», «Дон Кихот», «Дон Жуан», чтобы сразу встали образы во всей титанической мощи!.. Человека можно назвать хоть лодырем, хоть обломовым, всяк поймет, что имеется в виду. А сколько прекрасных образов, с точки зрения профессионала, вывел Гоголь? Собакевич, Чичиков, Манилов, Плюшкин, Хлестаков, Коробочка, Тарас Бульба, Хлестаков…

19. Совет: сорняки удобно убирать, когда «не пишется». Все равно ведь время идет, текст стоит, как примерз, а взгляд скользит по строкам, абзацам, там и сям цепляется за шероховатости. Самое время исправлять, подчинять текст. А исправлять будет гораздо легче, если будете знать, что именно вымарывать.

Там внизу как-нибудь соберусь и дам поразвернутее список слов-сорняков, которые надо убирать и убирать.

Одному правилу следуй упорно: чтоб словам было тесно, а мыслям просторно! ©Кто-то из классиков.

20. Друзья вопреки поговорке правду не скажут. Всяк предпочтет сохранить хорошие отношения… Оценка ваших вещей должна быть анонимной.

21. Уэллс вошел в классику еще потому, что в каждой вещи было одно-единственное фантастическое допущение. «Человек-невидимка» - приключение ставшего невидимым в привычном реальном английском городке. «Война миров» - марсиане высаживаются в Англии… и все. Больше фантастичных допущений нет. Дальше страшная реальность. И так в каждом романе, рассказе, повести.

22. Засилье хеппи-эндов - хорошо или плохо?

Хеппи-энды - чума нашего времени. Сплошь и рядом, везде и всюду торжествуют счастливые концовки фильмов, игр, книг, пьес. Что, собственно, и понятно: везде победила демократия, то есть ма-а-а-аленький меленький человечек, о котором так заботились Достоевский и прочие русские гуманисты. К власти пришел человечек с его меленькими интересиками, запросиками, потребностями.

Трагедии уже ему недоступны, он искренне считает, что в литературе должно все изображаться «как надо». И все должно завершаться счастливой концовкой и нравоучением, что вот, мол, добро побеждает всегда, надо только за него бороться.

23. Совет: все же попытайтесь описать поход в булочную. Или не в булочную. Научитесь делать интересными бытовые сценки. И чтоб обходилось без крика, мата, рвания рубах на груди. В этих простых сценах заметнее ошибки, промахи, которые могут проскочить мимо сознания в динамичном боевике, но потом все же царапнут и оставят осадок.

Если этим языком, настоящим писательским, напишете потом хоть боевик, хоть ужастик, хоть фэнтези - цены не будет такому произведению. И его никогда не забудут. Как не забывают «Мастера и Маргариту», «31 июня», «Властелина колец» и многие другие книги, написанные знатоками языка.

Обходитесь без фейерверков в текстах. И без компьютерной графики.

24. Запишите: утверждение всегда сильнее, чем отрицание! Всегда. Не боритесь с этой закономерностью нашей психики, используйте ее.

25. Ориентируйтесь только на читателей! Еще раз: ориентируйтесь на читателей, на читателей, только на читателей! Вы должны завоевывать их, только их. Никто уже не помнит, да никого и не интересует, получал ли Булгаков или Олеша какие-то литературные премии, но «Мастера и Маргариту» и «Три толстяка» читают, читают, издают и переиздают, а вот множество лауреатов той поры так и остались сверхгениями и светочами только друг для друга в то недоброе время.

Многие из вас пробовались в литературе, хотя бы в качестве мемуариста, но задумывались ли вы всерьез о карьере писателя? Если да, то вы наверняка в ней разочаровались. Эта профессия – одна из самых низкооплачиваемых в мире, кроме того, первые шаги занимают очень долгое время, и тем не менее она подразумевает свободный график, профессиональное саморазвитие и, конечно же, признание и любовь читателей.

Как стать писателем? Писательское будущее требует многих вложений, но вода камень точит. Постепенные занятия и терпение могут обернуться крупным успехом, так почему бы не сделать литературное поприще повседневной рутиной? Вот несколько советов, которые помогут вам в продвижении.

Подготовка к работе

Для успешного творческого пути нужно вооружиться не только текстовым редактором или письменными принадлежностями. Вам также понадобится два словаря: толковый и синонимов.

Язык, который вы используете для общения, отличается от письменного, поэтому если вы умеете связно и красиво говорить, это не значит, что ваше перо так же умело. Вы можете пользоваться ресурсами для проверки орфографии и пунктуации (напр. orfogrammka.ru), но они далеки от совершенства, поэтому все премудрости языка лучше осваивать самостоятельно. В этом вам поможет сайт gramota.ru, который на примерах объясняет правила письма.

С чего начать и что продолжать

Так же, как любой талант начинается с образования, будущий писатель – это заядлый читатель. Нельзя написать хорошую книгу не ознакомившись с основами и техниками литературной работы и современными тенденциями, и чем больше вы читаете, тем более искусным автором вы становитесь.

Чтобы писать хорошо, вы должны понимать суть литературы. Клод Гельвеций сказал: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов». Тот, кто понимает принципы, может писать гениально прочитав всего несколько книг, а кого-то автором не сделают и сотни лучших произведений мира. Кажется, что все это очень абстрактно, но желание учиться и понимать делает любую науку простой и очевидной.

Писательские навыки требуют долгой практики, а для этого нужно обзавестись двумя качествами – терпением и постоянством. Настоящий писатель понимает, что первый успех может ждать его несколько лет, а признание заслуг и всю жизнь, поэтому если вы всерьез заинтересованы в писательстве, вы должны принять этот факт. Но терпение без организованного труда ничего не стоит. Почву будущего успеха нужно ежедневно поливать литературной работой, и каждый день простоя убивает росток, поэтому писательство будет вашей обязанностью. Даже норма в 250 слов принесет в конце года один крупный или два средних романа.

Выбор формы

Рассказ (1 000 – 25 000 слов) – это небольшое произведение, в котором главную роль играет идея, а сопровождающие ее элементы зачастую служат едва заметным фоном. Он является продолжателем устных фольклорных жанров, поэтому структуру и основы этой формы нужно представлять так, как если бы автор рассказывал о чем-то в жизни или адаптировал длинные истории для разговора сокращениями и пересказом.

Рассказ уделяет последовательности событий больше внимания, чем их описанию, а чувства героев чаще всего являются результатом произошедших событий, нежели сопровождающими элементами повествования. Ключевую роль в этой форме играет история, с которой читатель без запинки должен пройти произведение от начала до конца. Дотошные детали и дробленые сюжетные линии только отвлекают от этой цели, поэтому первые нужно сводить к минимуму, а от вторых избавляться.

Повестью (20 000 – 50 000 слов) в русской традиции долгое время называлось все, что недотягивает до объема романа, но в дальнейшем она отмежевалась и от рассказа. В центре этого жанра находиться главный герой (или несколько, но единых в повествовании), переживания которого являются основной задачей автора. Писатель должен создать персонажа, судьба которого заинтересовала бы читателя, а этого можно добиться концентрацией внимания на его личности и чувствах. События повести разворачиваются на небольшом общем промежутке времени, то есть сюжет может продлиться в целом несколько дней, но это время может разделяться месяцами и десятилетиями.

Роман (30 000 слов – не ограничено) – самая крупная и разнообразная литературная форма. Если в двух предыдущих жанрах автор соблюдает определенный писательский стиль, то в такой свободной форме он может реализовывать все, что ему вздумается. Целью романа может быть все что угодно – становление главного героя, стремительное приключение, фокусирование на мелких элементах для передачи повседневной жизни и т. д. Писатель сам определяет процент тех или иных элементов в своем труде, главное, чтобы повествование получилось гармоничным.

Структуры этих форм очень разные, поэтому если вы наловчитесь в написании рассказов, это не значит, что вместе с этим вы преуспели в большой прозе, поэтому вам лучше сразу определиться, в каком жанре вы будете работать. Конечно, писатель должен владеть всеми формами, но в начале творческого пути лучше сконцентрироваться на одной, чтобы быстрее в ней преуспеть.

Выбор жанра

Существует огромное количество жанров, и в каждом хороший писатель может проявить себя. Нетребовательность читателей и посредственность исполнения сформировали определенные тенденции: среди женщин популярна сентиментальная литература и детективы, среди мужчин – фантастика и остросюжетные боевики. В каком бы жанре вы ни работали, правило одно – хорошего автора, который умеет не только писать, но и продавать, заметят в любом случае.

Построение повествования

Скелет современного литературного произведения состоит из пяти частей.

Экспозиция – это стартовая площадка сюжета. Здесь преподносится обстановка, в которой происходит действие, вводятся персонажи, описываются происходящие события и их обстоятельства, которые дают толчок сюжету.

Завязка – начало сюжета. Вовлекает событием или конфликтом в читательский процесс.

Развитие – этап, который содержит суть действия. Автор может развивать уже имеющийся материал или вводить новые сюжетные линии, которые должны связывать две предыдущие части работы с последующими.

Кульминация – это итог развития, в котором разрастающиеся и усложняющиеся элементы сюжета подводили к определенному повороту. Представьте, что разработка – это таймер бомбы. Кульминацией будут последние секунды, за которые ее можно обезвредить.

Развязка – это ноли на таймере. Автор накалял атмосферу напряжения, которая высвобождается в результат, в решение всей проблематики произведения. Кульминация не может длиться вечно, поэтому ей нужно трансформироваться в новый вид энергии, а таких всего два – удовлетворение или разочарование, и пропорции этих энергий зависят от мастерства писателя.

Если вы претендуете на публикации, эти элементы должны быть высечены на каменных скрижалях. Конкуренция на литературном рынке непомерно большая, поэтому в первую очередь ваша книга должна быть продуктом, который хочется купить, а для этого ей следует увлекать с первых страниц и сохранять интерес до самого конца. Шутники и карикатуристы подмечают, что редкий классик сможет опубликоваться в нашу эпоху, поэтому апеллировать к Толстому и Гюго не нужно. Вы должны быть интересны всем, а все – это современный массовый читатель, который воспитан новыми художественными порядками.

Чувство меры

Повествовательных элементов слишком много, чтобы их перечислять, к тому же это не нужно, ведь вы сами их усвоите во время читательской практики, так что вернемся к принципам, один из которых – чувство меры. Если вы выбираете бодрый темп, то не стоит посвящать каждому описанию по полстраницы, будто вы живете в 19-ом веке и вам платят пословно, и не обделяйте персонажей вниманием, если вы пишете длинный психологический роман. В описаниях и деталях, в количестве персонажей и проблемах их взаимоотношений, в сюжетных поворотах и ветках развития – во всем должна быть мера, поэтому если она не была соблюдена в момент написание, это исправляет редактура. Иоганнес Брамс говорил, что вычеркивать лишние ноты труднее, чем сочинять музыку, и это главная проблема автора. Писатель должен смотреть на свои труды читательским взглядом и без сожаления отбрасывать все лишнее, будто он критикует чужую работу.

Работа с издательством

Книга оканчивается последним словом, но не рукопись (здесь и дальше – электронная версия книги!). Перед отправкой нужно тщательно ее отредактировать. Ваша работа – это коврик, на котором каждая ошибка воплощается пятном. Стали бы вы покупать замаранную вещь? Редактор тоже так думает. Первое, что вам нужно усвоить при подготовке рукописи это то, что корректировка это ваша работа! Пренебрежительное отношение к правилам письма может привести к тому, что ридер просто не захочет пропускать рукопись. Идеальная орфография и пунктуация – это свидетельство того, что автор относится к работе ответственно.

Перечитав книгу раз пять и сделав все правки, вы ищите площадку для публикации. На сайтах многих издательств есть кнопка под названием «Авторам» или «Издать книгу». Внимательно читайте все, что содержит эта страница, и делайте все в точности, о чем вас просят! Если вы думаете, что это бессмысленный совет, ваша рукопись претендует на то, чтобы получить молчаливый отказ, не дойдя до редакторских глаз.

Внимательно ознакомившись с информацией, вы приступаете к написанию письма. Учтите, что вы разговариваете не о «бессмертном шедевре», а о товаре, поэтому излагайте мысль кратко и без панибратства. Общий вид обращения таков:

«Здравствуйте (если знаете имя редактора, обращайтесь по имени)!

Разрешите предложить вашему издательству роман «На посошок!». Произведение повествует о том, как два медведя напились хозяйской водки, утопили трактор в пруду, а во всем виноват Чубайс.

Название: На посошок!

Жанр: Роман / Сказка (для самых маленьких 18+)

Синопсис (очень краткий пересказ): каждый из описанных ранее 5 пунктов повествования вы передаете 1-2 предложениями + те идеи, на которых вы акцентируете внимание.

Адрес: страна, город, улица, квартира

Email: [email protected]

Телефоны: мобильный и домашний с кодами страны и города.

С уважением,

Антон Толстоевский»

К письму вы прилагаете отдельными файлами: синопсис, развернутый синопсис (1-4 страницы), письмо с информацией и дублируете его в файл с произведением на первую страницу. В колонтитуле самой работы указываете свое имя и email, страницы нумеруете, главы оформляете навигационными заголовками, выставляете интервалы (6 перед и 6 после) и отступы (2-3 см).

Интересоваться судьбой рукописи после отправки не нужно, это только отвлекает работников. Если редактор соизволил дать вам совет, обязательно поблагодарите его, но без вопросов и просьб. Отказывая, издательство не отвечает!

Посылать рукопись сразу во все издательства, которые вы отыщите, можно и нужно. Несколько предложений – это возможность выбора наилучших условий, главное учитывать перспективы: 6 процентов крупного издательства больше, чем 12 маленького, но, возможно, менее выгодны, чем 9 процентов среднего. На большее, кстати, можете не надеяться. Выплаты для новых авторов не превышают 12%.

Большинство из них принимает только оригинальный неопубликованный материал. Любопытно, что «Эксмо» считает популярность произведения в интернете плюсом, поэтому здесь будьте крайне осторожны, к тому же рукопись могут просто украсть.