Факультативные занятия по литературе. Методика факультатива "современные тенденции развития русской литературы"

Факультативные занятия по русс. лит. направлены на развитие интереса к предмету, формирование учебно-исследовательской деятельности и креативного мышления школьников, их духовного обогащение. Школьные программы основного курса не могут удовлетворить всё возрастающий поток информации, как в литературоведении, так и в смежных дисциплинах. Поэтому образовательные и воспитательные функции факультативов постоянно возрастают.

Факультативные курсы решают след. задачи:

Углубляют интерес учащихся к словесному искусству, знакомят их с более значительными явлениями в литературе, закономерностями литературного процесса;

Повышают уровень художественного восприятия литературных произведений в единстве логико-интеллектуального и эмоционального осмысления;

Учат рассматривать художественное произведение как межкультурный универсум, анализировать в контексте диалога культур и цивилизаций;

Развивают креативные способности и мышление, формируют художественный вкус.

Практика факультативов в школе даёт основание определить их содержательную и организационную структуру. Это, во-первых, дополн. материал к программным темам; во-вторых, спецсеминары, углубляющие тот или иной раздел основного курса; в-третьих, спецсеминары по межнациональным литературным связям; в-четвёртых, художественно-творческие факультативы (лит.-творческие семинары, практикумы по художественному переводу и др.).

Факультативы первого типа предполагают более углубленное ознакомление с творчеством выдающихся русских художников слова, представленных в основном курсе. В ряде случаев участники факультатива обращаются к художественному наследию тех авторов, имена которых в основной программе не названы и их произведения вообще не изучаются, или даются в обзоре.

Факультативы второго типа – спецкурсы – ориентированы на углубленное изучение какого-либо программного раздела. По своей структурно-содержательной направленности спецкурсы могут представлять собой: а) монографическое освещение жизни и творчества писателя; б) раскрытие специфики интерпритации и анализа худ. произведения в поликультурном образовательном пространстве; в) обзорное рассмотрение художественно-стилевых течений в русской поэзии ХХ1 века.

Факультативы третьего типа формируют представления об основных закономерностях литературного процесса 21 века.

Факультативы четвёртого типа способствуют развитию художественно-творческих потенций старшеклассников, совершенствуют восприятие литературных произведений.

Если ученики планируют дальнейшее обучение в гуманитарных факультетах, тогда целесообразны факультативы первого типа. Если возникает необходимость придать занятиям поисковый, исследовательский характер, максимально активизировать самостоятельную работу, тогда предпочтение нужно отдать факультативам второго и третьего типа. Факультативы, стимулирующие литературное творчество, результативны в гимназиях, лицеях, где школьники обладают художественными данными и стремятся проявить себя в сочинении стихов, очерков, рассказов и т.д.

Успех факультатива во многом обусловлен не только педагогически мотивированным выбором его содержания, но и обоснованными организационно-педагогическими решениями.

Факультативная группа формируется из числа учащихся одного класса или параллельных. В сельской местности, где недоступны практикумы в музеях, архивах, научно-исследовательских учреждениях, могут быть предложены семинары по основам теории и практике художественного перевода, сопоставительному анализу русских и национальных текстов, межнациональным литературным отношениям.

Если факультативные группы создаются в каждом из старших классов, становится целесообразной циклизация занятий. И здесь важно подчинить одной концепции все три года обучения в факультативном курсе по одной проблеме, которая будет дополняться новым литературным материалом из года в год. Это будет системный и целостный курс по изучению современной лит-ры, рассчитанный на 3 года обучения.

Методика факультатива “Современные тенденции развития русской литературы”

ВВЕДЕНИЕ.

1.Задачи и специфика факультативов.

2.Виды заданий на факультативных занятиях.

3.Факультатив в старших классах.

4. Формы учебного процесса на факультативных занятиях по литературе.

ГлаваII. Факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

Тематический план факультатива “Современные тенденции в развитии русской литературы”.

Планы семинарских занятий факультатива.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом в нашем обществе увеличиваются потребности в специалистах высокообразованных, поэтому и растут требования к качеству образования. Оно постепенно становится более узким, специализированным, увеличиваются объемы изучаемого материала. Появляется много специализированных средних учебных заведений, дающих уже в процессе получение среднего образования учащимся профессиональную, техническую или гуманитарную направленность. Это помогает человеку раньше определиться в жизни и все силы направить на получение знаний, впоследствии нужных. В учебных заведениях, имеющих узкую направленность, нужны соответствующие ей предметы, а также факультативные курсы. Последние расширяют кругозор учащихся, дают основы научной работы, помогают определиться в дальнейшей деятельности.

Мы считаем, что факультативный курс, нами предложенный, очень нужен в гуманитарных гимназиях, лицеях, специализированных школах. Его тема“Современные тенденции в развитии русской литературы” направлена, в основном, на рассмотрение эстетики русского постмодернизма. Авторы и произведения этой эстетики в последнее время становятся очень популярными, особенно В.Пелевин и его романы, Вен.Ерофеев, поэзия Д.А.Пригова и др.

Это явление сравнительно новое и еще мало изучено, нет общей теории по этому вопросу. Но, несмотря на это, велико влияние его художественных и философских принципов на литературу, искусство, мировоззрение. Постмодернизм способен воздействовать на юные умы неадекватно, поэтому необходимо знакомить учеников с этой новой тенденцией, к тому же обещающей оставить след в нашей культуре.

Школьные программы не учитывают этой важной тенденции.

Постмодернизм как явление и произведения, написанные в этой эстетике, не изучаются в школе. Отсюда возникает проблема : Каким образом можно познакомить учащихся с этим ярким явлением в литературе?

Данное исследование имеет целью : Разработать факультативный курс “Современные тенденции в развитии русской литературы” и методические рекомендации к нему.

Постмодернизм в литературе изучается немногими исследователями, в том числе В.Курицыным, М.Липовецким, В. Лавровым, А.Генисом и др. Проблема изучения постмодернизма в школе почти не разрабатывается.

Объектом нашего исследования будут особенности факультативного курса по литературе в старших классах.

Предметом : разработка факультатива по заданной теме.

Мы выдвигаем гипотезу : цели и задачи данного факультативного курса лучше всего будут выполнены в 11-х классах специализиро-

ванных учебных заведениях с гуманитарным уклоном.

Задачи исследования:

1. Определить особенности (задачи, умения, временные рамки, оценка учащихся) факультатива по литературе.

2. Выявить основные формы учебной деятельности на факультативном курсе.

3. Раскрыть особенности отбора содержания факультатива.

4. Разработать цели, задачи, тематический план факультативного курса “Современные тенденции в развитии русской литературе”.

5. Составить примерные конспекты нескольких занятий факультативного курса (на выбор).

Для решения данных задач были использованы следующие методы:

1)Изучение методической литературы.

2)Изучение критической литературы, касающейся темы курса.

Глава I. Факультативные занятия по литературе.

Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. Факультативные занятия ведутся по программам, утвержденным Министерством просвещения и служат дополнением к основному курсу литературы; они нужны для углубления знаний учащихся,развития их интересов и способностей; они содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей-словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Выпускники школы, учавствовавшие в факулитативном изучении литературы, в какой бы сфере ни работали, обычно сохраняют высокую читательскую активность и культуру.

Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе.Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем,что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий.

Работая с относительно небольшим числом заинтерисованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке,может осуществлять дифференцированный подход,подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.

Факультативные занятия предпологают высокий уровень творческой самостоятельности школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес для науки: “художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников”. [ ;111]

Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории – на уроке, на вечере, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.

Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения, его жизнь на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссера и актера – такого рода работа широко применяется на факультативных занятиях.

Факультативы создают благоприятные условия для того, чтобы школьники почувствовали общественную ценность учебного труда:

участники их, как правило, “Становятся творческим активом класса на уроках по основному курсу, инициативны и деятельны во внеклассной работе, являются ближайшими помощниками учителя и библиотекаря в пропаганде книги.” [ ;323]

В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы. [ ;325]

1. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

2. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

3. Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

4. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

6. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.

7. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.

8. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи, и т.д.

На первом вступительном занятии учитель, знакомя школьников с программой факультатива, говорит об организации их работы.

Задания выстраиваются как бы по спирали: основные виды работы повторяются, но сложность их возрастает.

Дадим краткую характеристику типичных заданий (;8-9)

Работа с хронологической таблицей. ( от темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям);

Выразительное чтение текста (при изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя);

Организация факультатива по литературе в 11 классе «Миниатюра в русской литературе второй половины ХХ века»

Факультатив как составная часть литературного образования школьников

1. Задачи и специфика факультатива

Одним из важнейших средств нравственно-эстетического воспитания школьников являются уроки литературы. Цели литературного образования в школе можно определить следующим образом:

воспитательные:

воспитание и формирование эстетического вкуса как условия приобщения к постижению художественной культуры;

воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой ценности;

образовательные:

формирование и развитие умений творческого, т. е. эстетического чтения, приводящих к формированию читательской самостоятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса литературы всех классов.

Факультативные занятия по литературе - одна из трех составных частей процесса литературного воспитания школьников, они взаимодействуют с основным курсом, с внеклассной работой и занимают промежуточное положение между ними.

До сих пор, однако, среди методистов и учителей-словесников нет единства во взглядах на цели и задачи факультативных занятий по литературе. Часто можно услышать мнение о том, что эти занятия не должны иметь учебный, научно-систематизированный характер, а должны приближаться к свободным чтениям, беседам кружкового (студийного, клубного) типа с необязательным, не зафиксированным программами содержанием и образовательними задачами, иметь как можно меньше общего с уроками литературы. Между тем, как показывает школьная практика, для углубленного изучения литературы в высшей степени актуальна и другая сторона проблемы - общность процессов литературного образования во всех его организационных формах, прежде всего, единство факультативных занятий с уроком литературы.

Общим для основного и факультативного курсов являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, воспитания и развития, сама структура учебного предмета. Можно с уверенностью сказать, что не существует каких-то особых методов и приемов факультативного обучения, так же как и форм организации учебного процесса, которые в тех или иных сочетаниях не применялись бы на уроках литературы, во внеклассной работе. Специфическими признаками факультативного изучения литературы являются:

свободный выбор учениками литературы как предмета изучения;

целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого толкования творчества писателей и литературного процесса;

усвоения дополнительных теоретико- и историко-литературных знаний;

развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину и концептуальность художественного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных фактов и явлений.

Здесь четко проявляется основное предназначение факультативов - совершенствование результатов изучения литературы по основной программе, прямые и обратные связи урока и факультатива, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление их на новом материале.

В отличие от внеклассной работы факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой и т.д. Вместе с тем, на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы - элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, литературные композиции, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

2. Организация факультатива в старших классах

Тот или иной факультативный курс выбирается учениками в начале года. (Обычно на выбор предлагается несколько факультативов по разным предметам и на различные темы). Учебная группа формируется из 15 - 25 человек и сохраняется в течение всего изучения данного курса. Минимальное число часов, выделяемых на факультатив - 18, занятия ведутся по расписанию, один час в неделю или два часа в две недели, ведется журнал занятий. Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибалльная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойным того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного, открытия - все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.

Работая с относительно небольшим числом заинтересованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и способностей учеников. Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности школьников, так как интересы их в основном уже определились и способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. У большинства школьников заметно стремление завоевать внимание, уважение товарищей и взрослых. Факультативные занятия предоставляют для этого широкие возможности. В относительно небольшой группе каждый его член может принимать активное участие почти на каждом занятии, также действуют те стимулы, которые подчеркивают общественную ценность познавательного труда. Благодаря этому он приобретает существенное значение для воспитания трудолюбия и общественной активности школьников.

Стремление ученика изучить интересующий его вопрос необходимо поддерживать, поэтому в качестве темы для факультатива надо избирать не частный, а существенный для эстетического развития вопрос, который объединяет все занятия курса общей и содержательной мыслью. При этом характер проблемы необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, в первую очередь их интересующих (2; 114). Именно интерес стимулирует познавательную способность ученика. Он, в свою очередь, поддерживается постановкой проблемного вопроса. Лучше всего, если он будет заявлен в теме занятия. Обсуждение станет для ученика отправной точкой дальнейшего исследования, выяснения сущности проблемы. Исследовательский метод современная дидактика рассматривает как высший в системе методов. Но характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес и для науки: «художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность, научная пытливость школьников» (2 ,11).

В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы (цитировано по Альбетковой Р. И.):

умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;

умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;

умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

умение соотнести характер чтения со стилем писателя;

умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного;

3. Формы учебного процесса на факультативных занятиях

Учебный процесс на факультативных занятиях включает в себя все основные виды учебных занятий в классе и некоторые формы внеклассной работы. Говоря об учебном процессе, мы подразумеваем под ним систему организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; учебный процесс направлен на достижение целей обучения и воспитания; он включает в себя все формы обязательных учебных занятий и внеклассной работы учащихся (10, 99).

К основным формам учебного процесса на факультативных занятиях обычно относят беседу, лекцию, практическое занятие и семинар. (При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются в основном те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основного курса литературы).

Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) открывается возможность участия в беседе большинства учеников, при этом создается обстановка непосредственности общения учителя и учеников. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает познавательную активность учащихся и эффективность обучения.

Лекция учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания. Готовность и умение слушать и конспектировать лекцию составляют предмет специальных обучающих воздействий со стороны учителя (в том числе в форме заданий по составлению плана, тезисов и конспекта лекции учителя и своей собственной).

Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико-литературных знаний; школьники выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий. Здесь обогащаются и совершенствуются принципы и методы анализа литературного произведения в целом и отдельных его сторон, приемы работы с художественным текстом, критическими статьями, научными текстами, мемуарами, развиваются библиографические навыки и умения.

Семинары - форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара. Кроме того, для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме. Так, например, приступая к изучению миниатюр отдельных авторов, на факультативе, разработанном нами, учитель в целях научно-библиографической информации должен провести визуальное знакомство учеников с различными изданиями миниатюр, научными исследованиями творчества этих писателей. Вступительную лекцию или беседу желательно предварить читательской анкетой, выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель сможет дать основные ориентиры для знакомства с современной литературой и творчеством писателей, миниатюры которых будут далее изучаться, а также продемонстрировать ученикам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет издания типа «НЛО», «Книжное обозрение», «Знамя», «Литературная жизнь», «Вопросы литературы» и т.д.

Для того, чтобы ученики овладевали навыками самостоятельной работы с критическими и научными источниками, учитель проводит общую консультацию, на которой знакомит слушателей с элементами библиографической работы (каталоги, справочники, правила цитирования, ссылок и др.), демонстрирует рабочие материалы (самого учителя или учащихся прошлых лет): подборки литературы по вопросу, картотеки выписок, конспекты, тезисы и варианты доклада, сам доклад с подборкой цитат. Здесь же актуализируются и систематизируются знания учащихся об основных отличительных признаках аннотации, конспекта тезисов, доклада, реферата. Школьники знакомятся с основными требованиями к докладу (реферату): соответствие теме, глубокое ее раскрытие, наличие плана изложения (в том числе деления текста на части - главы, параграфы, абзацы); выделение главных мыслей, формулирование основных положений (желательно приложение тезисов), стилистически и грамматически правильное оформление текста, правильное оформление цитат и ссылок; приложение списка использованной художественной и критической литературы.

Учитель не может полностью полагаться на самостоятельность ученика при подготовке им первого сообщения, доклада, реферата, да и во второй - третий раз, если тема достаточно сложная, ученик нуждается в помощи учителя. Поэтому индивидуальные консультации имеют очень важное обучающее значение. На первой из них учитель помогает докладчику определить предмет и границы темы, рекомендует литературу (или дает ученику необходимые книги и указывает нужные фрагменты). На второй консультации, после того, как ученик прочитал и законспектировал материал, учитель помогает выработать «концепцию» доклада, выделить круг проблем, составить план. На третьей консультации учитель знакомится с текстом доклада и выступает его редактором; эта консультация для опытных докладчиков уже необязательна.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3-5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Учитель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях мы относим также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников. По групповым заданиям проводится подготовка литературных композиций, обзоров текущей литературы и периодики, выставок, викторин, литературных бюллетеней и других подобных работ, которые затем демонстрируются на факультативных и классных занятиях, школьных вечерах и т.п.

Работа с хронологической таблицей. От темы к теме повышается объем пояснений к датам, событиям, именам, названиям;

Выразительное чтение текста. При изучении драматических произведений вводится чтение по лицам, чтение с элементами инсценирования, режиссерской работы; при изучении прозаических жанров - литературный монтаж; в итоговые занятия по темам включаются выступления концертного характера, конкурсы на лучшего исполнителя;

Программа факультативного курса по литературе (7 класс)

1. Пояснительная записка

На сегодняшний день задача образования - «...воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью». Программа факультативного курса Час чтения «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» способствует осуществлению поставленных задач по формированию общей культуры личности и её творческого и социального развития. Программа рассчитана на 35 часов.

Очень часто учитель - словесник сталкивается с проблемой прочтения текста художественного произведения детьми, привлечения внимания учащихся к миру искусства слова того или иного автора. Анкеты, проводимые мной в начале учебного года в каждом классе, показывают, что между школьной программой по литературе и кругом чтения школьников наблюдаются существенные различия.

Так, например, учащиеся 7 класса (около 65%) читают литературу, затрагивающую в той или иной степени нравственные и этические проблемы. Это объясняется уровнем читательского развития восьмиклассников, который условно назван методистами «периодом нравственного самоуглубления». В связи с этим возникает проблема знакомства школьников с лучшими образцами литературы, приобщения их к подлинным произведениям словесного искусства.
В 2013 году во всех регионах органы государственной власти, представители науки, библиотечного сообщества проводили опросы и формировали свои региональные списки из 100 книг, которые могли бы быть рекомендованы школьникам. Поскольку сквозной темой школьной программы по литературе для 7 класса является тема «Герой и время», то я постаралась выбрать такие произведения, которые бы соответствовали нравственным исканиям семиклассников и давали возможность решать жизненно важные для этического и идеологического воспитания проблемы, повысить уровень духовно - нравственного развития школьников.
Таким образом, объединение в рамках факультативной программы достаточно широко известных произведений современной русской литературы опирается на общие цели обучения, читательский круг школьников, их возрастные особенности и приоритеты современного образования.

2. Цели и задачи курса.


Задача курса литературы - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя росту личности.
Главная цель обучения восьмиклассников - открыть законы литературы как особого вида искусства. Поэтому теория литературы и нравственно - исторический аспект выдвигаются здесь на первый план.

В связи с вышесказанным задачей учителя будет развитие следующих умений у учащихся :
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;
следить за развитием сюжета в эпическом произведении;
сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторской позиции;
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
написать отзыв (рецензию) на инсценировку, на экранизацию произведения.


Основа литературного развития школьников - освоение эстетических законов искусства.

Поэтому развивающими задачами будут:
формирование взгляда на литературу через призму личности и художественного мира писателя;
освоение законов эстетического постижения эпических произведений.
Воспитывающая цель литературного образования- способствовать росту личности. Данная программа факультативного курса будет служить этому, если:
пробуждать в читателях-восьмиклассниках эмоциональный отклик на духовно - нравственные, социальные, этические проблемы, поднятые в произведении;
гуманистическое содержание современной русской литературы сделать достоянием подростков.


3. Содержание курса.


Программа факультативного курса составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (послереволюционная эпоха, Великая отечественная война 1941-1945гг., современная реальность), подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.
Выделение проблемы «Герой и время» помогает проследить развитие темы «Мой ровесник на страницах современной русской литературы» в духовно - нравственном, этическом и социальном аспектах.


4. Межпредметные связи.


На третьем этапе литературного развития, которому соответствует программа по литературе для 7 класса, необходимо открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства. Поэтому становится необходимым сопоставление литературы с другими видами искусства.

Так, например, при изучении произведений Р. Фраермана «Дикая собака Динго», В. Каверина «Два капитана», А. Грина «Алые паруса» можно обратиться к их киноверсиям, сопоставить эпизоды фильма и текст с точки зрения выражения авторской позиции. Полезным будет привлечение на уроках иллюстраций художников для составления портретной характеристики героя, для отработки умения сопоставлять стиль текста и иллюстраций к нему.

Нельзя упускать из виду связь литературы с историей. Знания учащихся о Великой отечественной войне 1941-1945гг., о событиях революции 1917года, о происходящем во второй половине XX века в нашей стране помогут лучше понять литературное произведение.
5. Система творческих заданий.


Целью творческих заданий является развитие литературного творчества учащихся. Им важно учиться смотреть на мир глазами художника. Отработке этого умения призваны такие работы: сочинения по идеологическим, духовно - нравственным проблемам; на материале литературного произведения и по жизненным впечатлениям; сравнение литературных произведений и героев в целом; рецензия на театральный спектакль, на экранизацию эпического произведения.

Для проверки литературно - творческих способностей учащихся можно практиковать сочинения в жанре предисловия к повести или отзыва на сборник рассказов.
Также предусмотрена система работ по развитию устной речи. На этих занятиях учащиеся совершенствуют свои умения по культуре составления планов сочинений по предложенным темам, выбирают материал из текста в соответствии с поставленной на уроке задачей, дают рецензию на ответ одноклассника. Все ученики, посещающие курс, ведут «Читательский дневник».

6 . Содержание программы

Вводное занятие (1ч.) Знакомство с программой курса Час чтения «мой ровесник на страницах современной русской литературы»

Теория литературы Понятие о современной литературе.

Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго» .(2ч.) Первая любовь всегда неожиданна. Случается даже, что она поначалу похожа на ненависть. В красивой и грустной повести, написанной Рувимом Исаевичем Фраерманом (1891-1972) и давно ставшей классикой, нашли отражение тревоги и сомнения, свойственные юности, ее потребность в любви и надежда встретить когда-нибудь, в своем удивительном взрослом будущем, австралийскую собаку динго…

Теория литературы Повесть.

А. Грин. «Алые паруса».(2ч.) Произведения Александра Грина проникнуты тонким психологизмом, гуманны и поэтичны. Это очень романтическая и красивая сказка. Она совсем небольшая, но очень насыщенная событиями и героями - не по количеству, а по качеству. Сказка о том, как можно воплотить мечту в жизнь! О том, что нам всем всегда следует верить своим мечтам и идти к ним.

Теория литературы Феерия.

В. Каверин. «Два капитана».(3ч.) «Два капитана» - роман, положенный в основу двух прекрасных фильмов, бесчисленного множества инсценировок и даже самого знаменитого российского мюзикла. Книга, не подвластная времени и ходу истории.
Приключения Сани Григорьева и его возлюбленной Кати Татариновой, смело идущих к намеченной цели и рискующих жизнью, чтобы найти следы исчезнувшей экспедиции бесстрашного отца Кати, капитана Ивана Татаринова, завораживали и продолжают завораживать все новые поколения юных и взрослых читателей.

Теория литературы Роман.

А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».(3ч.) Повесть А. Приставкина о детдомовцах-близнецах Кузьмёнышах, отправленных во время Великой Отечественной Войны из Подмосковья на Кавказ. Написана она была еще в 1981-м году, но смогла увидеть свет только в конце 80-х. Книга о войне, об изломанных войной детских судьбах вряд ли кого-то оставит равнодушным.

Повесть А.Приставкина - громкий призыв к справедливости и ответственности взрослых за судьбы детей. Ответственности в любое, даже самое тяжелое для страны время.

Теория литературы Герой и время в литературном произведении.

В. Тендряков. «Весенние перевертыши».(3ч.) Повесть о подростке, о первой влюбленности, об активной позиции человека в жизни, о необходимости отстаивать свои идеалы.

Теория литературы

А. Алексин. «Третий в пятом ряду».(3ч.) О судьбах людских с их радостями и горестями, с их надеждами, борениями и, конечно, с любовью, без которой нет жизни. Это та редкая проза, которая заставляет плакать и смеяться, исподволь учит сочувствовать, сопереживать, любить... У каждого учителя были такие ученики, образ которых не сотрется из памяти. И почему-то это самые хулиганистые и отчаянные ребята. Один из таких учеников пожилой учительницы. Ваня Белов давно уже вырос, но рассказы о его проделках до сих пор развлекают Елизавету - единственную внучку бывшей учительницы.

Теория литературы Конфликт в эпическом произведении.

.(2ч.) Очень страшно когда понимаешь, что маленький ребенок во время войны потерял своих родителей, пережил страдания и голод. И как же поразил поступок Леки, когда она, гуляя во дворе детского дома, отдала свой сухарик пленному немцу.

Теория литературы Сюжет и характер в эпическом произведении.

В. П. Астафьев. «Последний поклон» (рассказы по выбору) (2ч.) « Последний поклон " В.Астафьева - масштабный цикл автобиографических рассказов и повестей о трудном, голодном, но прекрасном деревенском детстве. В повестях и рассказах - благодарность судьбе за возможность общения с природой, с людьми, умевшими жить "миром", спасая ребятишек от голода, воспитывая в них трудолюбие и правдивость и умение радоваться малому даже в самые горькие дни своей жизни.

Теория литературы Жизненный материал в литературном творчестве.

В. П. Астафьева. «Людочка». (2ч.) Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева “Людочка” описана жестокая реальность жизни .

Ю. Поляков. «Сто дней до приказа» (3ч.) Когда повесть " Сто дней до приказа " была впервые опубликована, ее назвали клеветой на Советскую армию. Между тем речь в ней идет об обычных мальчишках, на два года превратившихся в солдат, об их казарменных буднях, о том, как нормальная легко уживалась здесь с жестокостью так называемых неуставных отношений. Ну и конечно же, о письмах, которые решали, порой бесповоротно, чью-то судьбу.

А.Геласимов. "Нежный возраст" (2ч.) Маленький рассказ в виде дневниковых записей подростка. Уже буквально с первых записей вырисовывается портрет мальчишки: непостоянный, эгоистичный, сумасбродный максималист, да еще и злой на весь мир. Но ему повезло. Он встречает человека, который открывает для него другой мир: мир прекрасного и мир вечного. Мир, где есть хорошие фильмы, прекрасная музыка, интересные книги и чудесные женщины. Мир, где можно говорить о смысле жизни простыми понятными словами. И мальчишка начинает меняться. Не сразу, не кардинально, но необратимо. И все это благодаря одной старой женщине.

Теория литературы Проблема взаимоотношений родителей и детей.

В. Железняков. «Чучело» (2ч.) Знаменитая повесть, по которой был снят одноименный фильм, в свое время вызвавший целую лавину откликов и споров. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством, вряд ли кого оставит равнодушным. Потому что далеко не каждому в подобной ситуации удается выстоять и победить.

Теория литературы Уроки доброты.

Ю. Нагибин. «Беглец» (3ч.) Оказывается, попасть в мир, населенный эльфами и гномами, совсем нетрудно. Достаточно поехать в пансионат, а затем удачно заблудиться в лесу. И вот тебя уже взяли в плен эльфы, и готовятся принести в жертву Ритуальному дереву.
Как известно, «любопытство сгубило кошку», но программист Алексей – не кошка, и ему удается выходить сухим из воды, спасая принцессу гномов от преследования и разрушая все коварные планы претендента на королевский престол.

Мир прекрасен, особенно если ты владеешь магией, навыками боя на мечах, умеешь стрелять из лука, и у тебя полным-полно золотых монет. И есть еще невзрачное медное колечко, притаившееся в кармане до поры…

А. П (1ч.) В областном городе умерла старуха. Ее муж, семидесятилетний рабочий на пенсии, пошел в телеграфную контору и дал в разные края и республики шесть телеграмм однообразного содержания: «Мать умерла приезжай отец». Пожилая служащая телеграфа долго считала деньги, ошибалась в счете, писала расписки, накладывала штемпеля дрожащими руками. Старик кротко глядел на нее через деревянное окошко красными глазами и рассеянно думал что-то, желая отвлечь горе от своего сердца. Пожилая служащая, казалось ему, тоже имела разбитое сердце и навсегда смущенную душу

Заключительная игра-викторина (1ч.) Игра-викторина по произведениям, изученным в течение года.

7. Учебно – тематический план

Тематический блок

Количество часов

Из них:

Всего

Теория

Практика

Проект

Введение

А. Грин «Алые паруса»

В. Каверин «Два капитана»

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

В. П. Астафьева «Людочка»

А.Геласимов "Нежный возраст"

Владимир Железняков «Чучело»

Ю. Нагибин «Беглец»

А. П

Итого

35

19

14

2

Литература.

Для учителя:

    Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

    Белова М.Г. и др. Читаем рассказы//Методические рекомендации для учителей литературы 5-11 классов. – С- Петербург, 1995.

    Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. – М., 1991.

    Гринёва С. П. Актуальные проблемы методики преподавания литературы.-Белгород, 1998.

    Ершов Л. Ф. История русской литературы XX века. – М., 1988.

    Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно –воспитательного процесса//«Воспитание школьника», 1993, № 4.

    Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе. Журнал «Русский язык в школе», 1998 г., №1

    Кутьёва Л. В. Педагогические этюды о литературном образовании. М., 2000.

    Межпредметные связи и проблема организации сопереживания учащихся с произведением искусства. – Белгород, 1996.

    Методика преподавания литературы//Под. Ред. О. Ю. Богдановой. – М., 2000

    Нестандартные уроки литературы. – Севастополь, 1995.

    Педагогические технологии в школе и вузе. – Рязань, 1996

    Смелкова 3. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. – М., 1999.

    Современная русская литература// Под. Ред. А. Г. Бочарова и Г. А. Белой.- М., 1987

    Троицкий В. Ю. Словесность в школе.- М., 2000.

    Урок литературы и проблемы воспитания читателя. – Якутск, 2002.

    Шолпо И. Е. Урок литературы – урок искусства.- М., 1995.

Для учащихся:

    Большая литературная энциклопедия: для школьников и студентов / Красовский В. Е. и др. - М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

    Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах. Методическое пособие. «Дрофа», М., 2005 г.

    Энциклопедия для детей. Т. 9: Русская литература. Ч. 2: XX век. - М.: Аванта+, 1999 (и другие издания).

Интернет – ресурсы

    Википедия

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    Про Школу ру - бесплатный школьный портал

Приложение 1

«Мой читательский дневник»

Делаем читательский дневник

Для начала, понадобится тетрадь в клетку или листы формата А. Действуем по пунктам:

    На первой странице пишем "Читательский дневник", фамилию, имя ребенка и в каком классе он учится. Титульную страницу ребенок может украсить по своему вкусу.

    На второй странице перечисляется вся литература, прочтенная за лето.

    Следующие страницы оформляются уже по прочтенным книгам. Для удобства их лучше пронумеровать.

На страницах читательского дневника записываются:

    Основные герои. Им можно дать краткую характеристику.

    Сюжет произведения.

    Любимый эпизод.

    Отзыв о произведении и героях.

Замечательным дополнением могут стать рисунки к прочитанному произведению. В конце дневника можно записать словарь синонимов. Этот словарь значительно упростит школьнику пересказ практически любых текстов и написание сочинений.

Приложение 2.

АНКЕТА

Юный читатель!

Прими участие в опросе «Читательские предпочтения художественной литературы 7 класса». Ответы помогут нам составить твой личный читательский дневник.

1. Представься, пожалуйста:

Ф.И.О._________________________________________________________

Возраст__________

2. Читаешь ли ты художественную литературу?

Да

Нет

3. Если да, то как часто:

Каждый день

Раз в неделю

На каникулах

4. Какие литературные жанры тебя привлекают (можно отметить несколько):

Классика

Фантастика

Романы о любви

Исторические романы

Детективы, боевики

Приключения

Фэнтези

Мистика

Триллеры и ужастики

Сказки

Народный эпос

Басни

Драматургия

Поэзия

Другое____________________________________________________________

6. Как ты думаешь, для чего нужно читать художественную литературу?_____________________________________________________________________

7. Где ты берешь книги для чтения? (можно отметить несколько вариантов)

В библиотеке гимназии

В личной библиотеке

У друзей или знакомых

Другое__________________________________________________________

8. Обсуждаешь ли ты прочитанное с другими?

Да

Нет

9. Кто обычно советует тебе прочитать ту или иную книгу?__________________________________________________________________________

10. Хотел (а) бы ты узнавать от учителя или библиотекаря о самых интересных книгах?

Да

Нет

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Календарно - тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Теория литературы

Виды деятельности

Дата

Методы

По плану

По факту

Введение


Понятие о современной литературе

Беседа

Участие в диалоге


Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго»

Развитие понятия о повести

Познавательная беседа

Практикум

Практическая работа. Отзыв на экранизацию

А. Грин «Алые паруса»

Понятие о феерии

Беседа.

Практикум

Письмо литературному герою

В. Каверин «Два капитана»

Понятие о романе

Дебаты

Практикум


Отзыв о романе

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Герой и время в литературном произведении

Беседа

Практикум

Посещение соц. приюта

Сочинение «В чём смысл жизни человека?»

В. Тендряков «Весенние перевертыши»

Практикум

Рецензия на повесть

А. Алексин «Третий в пятом ряду»

Развитие конфликта в эпическом произведении

Беседа

Практикум

Сочинение «История жизни, рассказанная внукам»

Сбор информации, составление презентации

Сюжет и характер в эпическом произведении

Беседа

Практикум

Письмо другу о том, почему надо прочитать рассказ «Детский дом. Лека…»

В. П. Астафьев «Последний поклон» (рассказы по выбору)

Устный журнал о жизни и творчестве Астафьева

Практикум

Сбор информации о ближайших родственниках, Проект «Моя родословная»

Сочинение «Моя родословная».

В. П. Астафьев «Людочка»

Жизненный материал и художественный

Практикум

Легко ли быть милосердным? (сочинение-рассуждение).

Ю. Поляков «Сто дней до приказа»

Беседа

Практикум

Сочинение «Как должен поступать гражданин?»

А.Геласимов "Нежный возраст"

Проблема взаимоотношений родителей и детей

Беседа

Практикум

Сочинение - миниатюру «Каков герой нашего времени?» или дневник одного дня.

Владимир Железняков
«Чучело»

Уроки жизни, уроки доброты…

Обсуждение фильма

Практикум.

Отзыв на экранизацию

Ю. Нагибин «Беглец»

Этическая беседа

Дебаты

Сочинение «Моя мечта»

Беседа,

Практикум

Отзыв на рассказ


Заключительная игра-викторина

Интеллектуальная игра

Участие в викторине

с. Сонское

Раздел 1. Пояснительная записка.

Рабочая программа факультатива по литературе «Вокруг тебя – Мир» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности основной основного общего образования МБОУ "Сонская СОШ" и дополняет содержание по литературе.

Рабочая программа факультатива создана на основе учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…» для 5-8 классов авторов К. Сухарева-Дериваз, И. Бурж, В. Ю., Выборновой и др. Указанный УМК разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ» Министерством образования Российской Федерации, Международным Комитетом Красного Креста, Российским обществом Красного Креста и призван решать задачи литературного образования, нравственного воспитания и правового развития.

Рабочая программа факультатива духовно-нравственного направления учитывает требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основные идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная программа внеурочной деятельности основана на единых принципах, целях и задачах, школы – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.

Вся работа по программе проходит с опорой на междисциплинарные связи, практическую деятельность школьников, их жизненный опыт.

Рабочая программа факультатива по литературе «Вокруг тебя – Мир» адресована учащимся 5-6 классов и учитывает возрастные особенности школьников 11-12 лет. Срок реализация программы – 2 года, рассчитана на 34 часа в неделю.

Раздел 2. Общая характеристика курса

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вокруг тебя - МИР…», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литература» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся с богатым миром отечественной и зарубежной литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника.

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

    ориентация на читательские интересы ребенка; разнообразие тематики и жанров литературных текстов; разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по , не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения; важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.

В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества: сочинительство, коллективное обсуждение творческих работ, графическое иллюстрирование, инсценирование.

Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых первых занятиях по внеклассному чтению учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им провести рефлексию своих читательских предпочтений, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению книги. Актуальность рабочей программы факультатива заключается в том, что наряду с решением основной задачи – расширение читательского кругозора обучающихся, закрепление базовых литературных знаний и развитие личностных и метапредметных компетентностей – лона решает и задачи, связанные с распространением знаний о международном гуманитарном праве.

Раздел 3. Место курса «Вокруг тебя - МИР…» в учебном плане.

На курс «Вокруг тебя - МИР…» учебным планом основного общего образования выделяется 34 часа (1 час в неделю).

Раздел 4. Планируемые результаты.

В результате освоения программы факультатива по литературе « Вокруг тебя – Мир» учащиеся должны достичь определённых уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности и личностных, метапредметных, предметных результатов.

Уровни воспитательных результатов: по итогам освоения программы факультатива обучающиеся должны достичь трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; о роли гуманных правил в жизни человеческого общества; о деятельном сострадании, милосердии, ответственности, уважении достоинства; о существовании разнообразных правил и обычаев, которые регулируют людей; о том, что соблюдение определенных правил способствует защите людей; о взаимном уважении достоинства вне зависимости от различий как основы правил, по которым должны строиться отношения между людьми; о том, что даже на войне возможно проявление гуманности; о сострадании, уважении достоинства других людей, лежащих как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.

Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников): развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, ее истории и культуре, населяющим ее народам, героическим страницам его прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; к Знаниям, науке и ; к Миру, ненасилию, сотрудничеству; к Человеку, к людям, другим и иным людям (иной этнической или культурной принадлежности), к человеческой жизни вообще.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

Личностные результаты:

    воспитание российской гражданской идентичности: па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических принципов; формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование основ осознанного, уважительного и доброжелатель­ного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззре­нию, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диа­лог с другими людьми и достигать в нём ; освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном са­моуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, соци­альных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, фор­мирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по­ступкам; формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности; формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и забот­ливого отношения к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

    умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и , развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять элементарный контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рам­ках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной зада­чи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по анало­гии) и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта инте­ресов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответ­ствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; умение планировать и регулировать свою деятельность; владение устной и письменной речью; моно­логической контекстной речью; смысловым чтением; формирование и развитие компетентности в области ис­пользования .

Предметные результаты:

    иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, об источниках МГП, об истории создания Международного Комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста;
    понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
    знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции; основные направления деятельности МККК (защита и оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов: раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, гражданскому населению);
    уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней; писать сочинения по прочитанным произведениям уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
    уметь правильно употреблять основные понятия МГП; анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.

Раздел 1. Введение (1 час)

Проблематика курса факультатива. В центре внимания значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого общества. Дополнительная информация исторического и правового характера. Роль Анри Дюнана в создании Международного Комитета по оказанию помощи раненым - будущего МККК. Пирогова в создании Российского общества Красного Креста.

Первое знакомство с гуманитарной деятельностью МККК и основными источниками международного гуманитарного права - четырьмя конвенциями.

Вводимые понятия: деятельное сострадание, милосердие, ответственность, уважение достоинства; Международный Комитет Красного Креста, Российское общество Красного Креста, эмблема движения Красного Креста и Красного Полумесяца, конвенция, военнопленный.

Раздел 2. О правилах (4 часа)

Гуманистический компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.

Литературоведческий компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.

Основные : пересказ текста, рассказ от первого лица; обогащение словарного запаса; выполнение заданий в ситуации диалогического общения, решение речевой задачи.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: правила, ограничение, запрет.

Сказка «Общее счастье» (из фольклора народов Северного Кавказа) (1 час). Цели: общая - начать разговор с учениками о роли правил в жизни людей и взаимном уважении как основе этих правил; частная - углубить представление учеников о поучительности как жанровом признаке сказки.

Т. Александрова «Светофорчик» (сказка) (1 час). Цели: общая - продолжить разговор о роли правил, по которым строится жизнь людей; частная - расширить представление о литературной (авторской) сказке, о композиции сказки.

Раздел 3. Об уважении и сострадании (12 часов)

Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.

Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса, составление устного рассказа; выполнение заданий ситуации диалогического общения, формулирование основной мысли произведения; обучение дискуссионной речи.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.

Е. Носов «Трудный хлеб» (рассказ) (1 час) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»; частная - расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам.

А. Платонов «Неизвестный цветок» (сказка-быль) (2 часа) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства; частные - расширить представление о литературной сказке и композиции художественного произведения; познакомить с как малым жанром.

О. Уайльд «Мальчик-звезда» (сказка) (3 часа) Цели: общая - привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание»; частная - расширить представление об авторской сказке, и троекратном повторе как жанровом признаке сказки, развитии умения составлять аргументацию тезисов.

Практическая деятельность (7 часов): сочинение-рассуждение, создание сказок, разработка сборника сказок, обучение созданию презентаций; разработка индивидуального маршрута подготовки итоговых проектных работ.

Раздел 4. О войне (9 часов)

Гуманистический компонент. Даже на войне возможно проявление гуманности.

Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; развитие умения рассуждать; развитие исследовательских способностей (ассоциативного мышления, творческого воображения, умения сравнивать).

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.

Л. Толстой «Война и мир» (отрывки из романа) (3 часа) Цели: общая - обсудить с учениками вопросы, связанные с отношением к военнопленным и обращением с ними; частные - формировать умение собирать материал сравнительной характеристики героев; расширить представление о роли художественной детали в характеристике героев; развивать умение анализировать эпизод.

Д. Давыдов «1812 год» (отрывок из дневника) (1 час) Цели: общая - продолжить обсуждение вопросов, связанных с обращением с военнопленными; частные - познакомить учащихся с жанром дневниковых записей; развивать умение анализировать эпизод.

Ф. Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле» (1 час)

Практическая деятельность (4 часа): ведение дневниковых записей, анализ эпизода, создание презентаций.

Раздел 5. О деятельном сострадании (5 часов)

Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.

Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.

Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; самостоятельная работа учащихся с текстом; развитие навыков диалогового общения; развитие умения составлять устный рассказ; развитие умения сравнивать и совершенствовать написанное; развитие творческих способностей; развитие умения аргументировать.

Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.

А. Куприн «Чудесный доктор» (рассказ) (2 часа) Цели: общая - продолжить разговор о гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей; частная - расширить представление о композиции лирического произведения малой формы.

А. Дюнан «Воспоминания о битве при Сольферино» (фрагменты из мемуаров) (1 час) Цели: общие - продолжить обсуждение вопросов, связанных с проявлением деятельного сострадания; привлечь внимание к поступкам исторических личностей на войне; частные - познакомить учащихся с образцом мемуарной литературы; развивать умение составлять устный рассказ.

Урок развития речи. (1 час) Цели: общие познакомить с Женевскими конвенциями как источником международного гуманитарного права; частные - развивать умение сравнивать и совершенствовать написанное; развивать творческие способности; развитие умения аргументировать.

Практическая деятельность (1 час): дискуссия.

Раздел 6. Итог (3 часа)

Подведение итогов работы I этапа обучения. Цели: общая - подвести итоги обсуждаемых в течение года проблем; частные – демонстрация достигнутых результатов обучения.

Практическая деятельность (2 часа): презентация проектных работ.

Тогда и теперь. (3ч.)

Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких, которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное условие сохранения человечества. Гесиод «Пять веков». (1ч.)

Р. Киплинг. Сказка «Кошка, гулявшая сама по себе». (2ч.)

Главная героиня сказки – Кошка. Прием троекратного композиционного приема и его роль в раскрытии идеи сказки. Письменный ответ на вопрос: «Может ли жизнь человеческого общества быть организована по принципу «каждый сам по себе»?

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? (6ч.)

Правила, ограничивающие проявление насилия, жестокости в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

В. Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго». (1ч.)

Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Обучение работы в парах и группах по заданиям. Словарная работа с иноязычной лексикой.

А. Дюма. Роман «Три мушкетера». Гл.5. Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала. (2ч.)

Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

Г. Иванов «Отвратительнийший шум на свете». Последствия ситуаций вооруженного конфликта. (1ч.)

Право безоружного. (6ч.)

Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - больные, раненые, пленные, - нуждаются в защите.

Дж. Ф.Купер. «Последний из могикан». (фрагмент из романа). (2ч.)

Пленник и толпа. Работа над портретной зарисовкой колдуньи. Пленный и личность. Пленный и достоинство.

В. Гроссман «Жизнь и судьба». (2ч.) Понятия «достоинство» и «уважение достоинтва».

К. Воробьев. Рассказ «Немец в валенках» (2ч.)

Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев. Лексическая работа с понятиями нравственного характера.

Каждый, кто потерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи.

Готфрид-Август Бюргер. Баллада «Песнь о благородном человеке». (1ч.)

Человек и стихия. Люди в положении крайней опасности. Помощь людей в судьбе семьи таможенника. Подвиг героя.

Г. Бочаров. Статья «Что человек может». (2ч.)

Деятельность Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца

Жестокие игры. (6ч.)

Взрослеющий человек может оказаться в ситуации силового соперничества.

Л. Толстой «Детство»(2ч.)

Сложность взаимоотношений в группе.

В. Железников. «Чучело» (фрагменты из повести). (2ч.)

Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.

В. Распутин. «Уроки французского». (фрагмент из повести).(2ч.)

Главный герой повести. Птаха и компания. Конфликтная ситуация и поведение героев рассказа.

Твой выбор. (5ч.)

Выбирая ту или иную модель поведения без оружия в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.

А. Грин. Рассказ «Победитель». (2ч.)

Смысловые части рассказа. Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.

Е. Носов. Рассказ «Тридцать зерен». (2ч.)

Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», «гуманистический», «гуманитарный».

М. Жюно. «Воин без оружия». Глава 22. (2ч.)

Марсель Жюно – делегат МККК. Смысловая нагрузка некоторых цитат из его книги воспоминаний.

Вокруг нас - мир. Заключительные занятия. Подведение итогов курса. (3ч.)

Календарно-тематическое планирование 5 класс


Тема занятия

Общее кол-во часов

В том числе

Дата занятия

Теория/ виды деятельности

Практика/ виды деятельности

Введение (1 час)

Введение. Об изучении курса факультатива. Основные понятия. Цели, задачи, виды деятельности. Анри Дюнан – основатель Красного Креста

Лекция, беседа, презентация курса, устный рассказ об истории создания МККК и основных направлениях его деятельности

О правилах (4 часа)

О правилах. Правила и обычаи, регулирующие взаимоотношения людей.

Беседа, решение речевых задач

Народная сказка «Общее счастье».

Просмотр экранизации сказки, беседа, анализ текста

Поучительность сказок как жанровый признак.

Словарная работа, конспект

Т. Александрова «Светофорчик». Жанр литературной (авторской) сказки. Композиция сказок.

Беседа, решение речевых задач, анализ текста

Об уважении и сострадании (12 часов)

Е. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Способы выражения авторского отношения к персонажам.

А. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Композиция сказок.

Беседа с элементами дискуссии

Анализ сказки А. Платонова «Неизвестный цветок». Афоризм как малый жанр.

Работа с текстом, словарная работа с афоризмами

О. Уайльд. Сказка «Мальчик-звезда». Аллегория и троекратное повторение как жанровый признак сказок.

Работа с текстом, словарная работа

Беседа: «Что делает людей некрасивыми? Какая красота может изменить мир к лучшему»

РР Сочинение-рассуждение об уважении и сострадании.

Устное сочинение

РР Творческая мастерская. Сочини сказку.

Сочинение сказки по заданной теме

Разработка сборника сказок.

Создание сборника сказок

Обсуждение тем итоговых работ (проектов)

Составление индивидуального маршрута работы над итоговой работой

О войне (9 часов)

Презентация.

Практическая работа. Составление презентации по рабочим материалам на тему «Война 1812 года».

Практическая работа

Отрывки из романа «Война и мир». Исторический фон художественного произведения.

Беседа, устный рассказ

Война и дети. Анализ эпизода. Отношение к военнопленным.

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика героев. Роль художественной детали в характеристике героев.

Диалог, работа с текстом, составление сравнительной характеристики

Д. Давыдов. «1812» (отрывки из дневника). Жанр дневниковых записей.

Пересказ


Фёдор Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле»

Словарная работа. Подготовка устного рассказа.

РР Творческая мастерская. Ведение дневниковых записей.

Оформление дневниковых записей по рабочим материалам


О деятельном сострадании (5 часов)

А. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Поступки исторических личностей.

Пересказ, беседа, словарная работа

Композиция лирического произведения малой формы.

Лекция, работа с текстом

А. Дюнан. «Воспоминание о битве при Сольферине» (отрывки из мемуаров).

Устный рассказ

Женевская конвенция как источник международного гуманитарного права.

Лекция, беседа, решение речевых задач

РР Обучение дискуссии: «Деятельное сострадание в современном мире».

Дискуссия

Итог (3 часа)

Презентация проектов

Презентация творческих проектов

Итоговое занятие.

Беседа, мини-тест

Календарно-тематическое планирование 6 класс


Деятельность обучающихся

Форма организации учебного занятия

Дата по плану

Дата по факту

Введение

Введение. Уроки нравственности в произведениях писателей

Знакомство с целями и задачами курса «Вокруг тебя – мир» в 6 классе.

Тогда и теперь

Гесиод «Пять веков»

Характеристика века в переложении Гесиода. Обучение письменному развернутому ответу на заданный вопрос.

Р. Киплинг.

Р. Киплинг.(продолжение)

Работа с текстом беседа

Извечный спор: кто лучше? Кто сильнее? 6ч.

В. Скотт «Айвенго»

Обучение работы в парах и группах по заданиям. Словарная работа с иноязычной лексикой. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

Знакомство с нормами международного гуманитарного права. Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.