Имени гнесиных. Российская академия музыки имени Гнесиных (РАМ имени Гнесеных)

Метро Арбатская
Арбатская
Баррикадная Юридический адрес 121069, Поварская ул. ,
д. 30/36 Сайт gnesin-academy.ru

Академия является одним из двух базовых высших учебных заведений учебно-методического объединения России по образованию в области музыкального искусства, наряду с Московской консерваторией . Один из ведущих музыкальных вузов страны и мира. Академия является единственным вузом, в котором представлены все специальности и специализации различных музыкальных направлений, изучаемых в России.

История

Архитектура

Выступающая вперёд левая часть здания с парадным входом обрамлена двумя парами полуколонн с оригинально решёнными композитными капителями . Правая часть здания обработана аналогичными колоннами, между которыми расположены барельефные портреты русских композиторов. Над колоннами расположен аттиковый этаж. Здание оформлено в традиционной охристо -белой гамме и является типичным представителем сталинского классицизма .

Залы

Концертный зал

Концертный зал расположен по адресу Малый Ржевский пер. , дом №1. Вместимость - 432 места. Имеется 2 концертных рояля, 6 артистических комнат, современное звукотехническое и осветительное оборудование.

В 2004 году у входа в Концертный зал установлен памятник Елене Фабиановне Гнесиной . Скульптор - А. Бурганов.

Малый зал

Малый зал академии расположен на 4 этаже основного учебного корпуса. Вместимость зала - 100 мест. Имеется 2 рояля.

«Музыкальная гостиная дома Шувалова»

Помимо органа «Генри Джоунс», в Академии имеется учебный орган «Павел Чилин» в 74 классе (6/II/P, 2002), а также два цифровых (электронных) - трёхмануальный орган фирмы «Johannus» в 76 классе и четырёхмануальный орган фирмы «Makin» в Концертном зале Академии. В 2011-2013 годах в Академии находился в безвозмездном пользовании орган-позитив словенской фирмы «Шкрабл» с подвесной педалью (4/I/P).

Диспозиция органа «Генри Джоунс»

Орган является одним из старейших инструментов Москвы (предположительно 1871 года) и имеет 10 регистров, 2 мануала и педаль, в общей сложности 514 труб, механическую регистровую и игровую трактуры.

II. Swell
1. Oboe 8’
2. Gemshorn 4’
3. Vox Angelica 8’
4. Open Diapason 8’
Couplers
5. Swell suboctave
6. Swell to Pedal
7. Swell to Pedal
8. Great to Pedal
I. Great
9. Tremulant
10. Fifteenth 2’
11. Principal 4’
12. Rohr Flute 8’
13. Dulciana 8’
14. Open Diapason 8’
Pedal
15. Bourdon 16’

Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной

При строительстве Института (Академии) была изначально запланирована квартира, где проживали сёстры Елена и Ольга Гнесины. После смерти Елены Фабиановны Гнесиной, которая прожила в этой квартире последние восемнадцать лет жизни, в 1969 году был создан мемориальный музей - единственный в Москве музей-квартира, расположенный прямо внутри вуза . В музее полностью сохранена обстановка, архив и библиотека Гнесиной . Квартира Ел. Ф. Гнесиной является выявленным объектом культурного наследия .

Каждый сентябрь в музее проходит «посвящение в студенты» первокурсников Академии.

Факультеты

  • Фортепианный .
  • Оркестровый .
  • Народных инструментов - открыт в 1948 году. Первый в истории России факультет народных инструментов. Основатель - Александр Сергеевич Илюхин. С 2004 года факультет состоит из кафедры народных инструментов (балалайка , домра , заведующий кафедрой - А. А. Горбачёв) и кафедры баяна и аккордеона (заведующий кафедрой Фридрих Робертович Липс).
  • Фольклорного искусства - открыт в 2012 году. Состоит из кафедр «Хоровое и сольное народное пение» и «Национальные инструменты народов России» (гусли , русская гармоника). Первая заведующая кафедрой - Заслуженная артистка РФ, доцент Любовь Яковлевна Жук (гусли), ныне заведующий кафедрой - Александр Сергеевич Базиков. С июня 2017 года реорганизован в факультет фольклорного искусства и продюсерства.
  • Историко-теоретико-композиторский .
  • Вокальный .
  • Дирижёрский .
  • Продюсерский (реорганизован в факультет фольклорного искусства и продюсерства с июня 2017 года, последний выпуск по программам продюсерского факультета - в 2020 году).
  • Музыкального искусства эстрады .

Творческие коллективы

Руководители

Известные преподаватели и выпускники

См. также

Примечания

  1. Маяровская Галина Васильевна (неопр.) . РАМ им. Гнесиных . Проверено 3 ноября 2018.

Добрый вечер! В этом году абитуриентка на эстрадно-джазовое пение. Решила поискать отзывы(почему-то именно сейчас), странно, что их почти нет. Так вот, могу сказать следующее: ВУЗ считается самым престижным высшим музыкальным заведением, соответственно запросы у него самые большие. Поверьте, самые большие.
Окончила в 2013 году Сочинский колледж искусств, решила поступать туда. Прошла испытания по русскому зыку и литературе. ЕГЭ не сдавала из-за наличия, как вы поняли, среднего образования. Многие, кстати, несмотря на это, сдали ЕГЭ и по-моему сильно пожалели. НЕ СДАВАЙТЕ ЕГЭ, если два обязательных предмета можно сдать в виде вступительных. Вероятность получить ВЫСОКИЙ бал очень большая, при том, на ЕГЭ по той же литературе вы получите 70 как максимум, ну, если конечно, вы не мазохист:)Русский ЕГЭ легче, но согласитесь, написать диктант и получить 95 баллов намного проще, чем писать ЕГЭ по русскому? Всё это касается ребят, получивших среднее профессиональное образование, другим, если не ошибаюсь, придётся сдать ЕГЭ по русскому и литературе для поступления в музыкальные ВУЗы и не только. По литературе вступительный экзамен тоже несложный, если ты читал все произведения русской школьной литературы, ну и знаешь о чём речь в каждом произведении, без особого фанатизма, считай, что ты написал экзамен на порядочный балл! Очень несложный тест, по сравнению с ЕГЭ.
Что касается вступительных испытаний по теории музыки письменно и устно, то здесь дела обстоят гораздо(!) сложнее. В теории нужно купаться. Вот что они дают эстрадно-джазовому вокалу, по крайней мере, у нас было так сегодня, и я думаю, они не меняют требования каждый год: 1. написать диктант (преподаватель играет порядка 6 раз в подвижном темпе, диктант сложный, с постоянными хроматизмами); 2. письменная работа состоит из 5 пунктов - а) написать мажорную пентатонику от звука до, написать мелодически минор от звука до. Это несложно; б) даны интервалы, нужно их определить, указать тональности и разрешить в столько раз, сколько это возможно, опять-таки, просят без фанатизма; в) даны септаккорды, их нужно определить, указать тональности, разрешить аналогично; г) дана цепочка с обозначениями, к примеру: субдоминантовый секстаккорд, доминантовый квинтсекстаккорд, тоническое трезвучие и т.п. Нужно просто записать эти аккорды на нотном стане в заданной последовательности; д) дана мелодия, её нужно транспонировать на,например, хроматический полутон вниз. Вот и всё. В принципе ничего сложного, но сложность заключается в том, что все аккорды даны не в тональности, поэтому учите все интервалы пентатоники.
Послезавтра буду сдавать теорию музыки - устно (вы вы приходите в два разных дня, далее подводится итог как одного экзамена по теории музыки). На теории устно спрашивают на слух, требуют спеть с листа и т.д. Самый сложный экзамен, по словам Политковской Ксении Валерьевны, обещает быть специальность и коллоквиум. На специальности очень сложно набрать высокий балл. Как я поняла, не важно, какой у тебя голос или ты очень талантливая и т.д. Не знаю по каким критериям оценивается этот экзамен (о грязном интонировании и речи не может быть, конечно, там что-то другое, но пока не знаю что)Если по русскому средне ты получаешь 82 и в лит-ре 80(ну, это не средне, конечно, это высокие баллы, но тем не менее), то на специальности твой средний балл это 60 O_0 !
Коллоквиум сложен тем, что ты и сам знаешь насколько хорошо или не хорошо ты знаешь джаз, джазовую историю, создателей, множество фамилий, их биографии и т.д. Спрашивают всё, но джаз - это профильное, поэтому нужно знать, а если мы ещё про Майлза Девиса расскажем, то тут стереотип дубиноголовых вокалюг испарится и рассеется в воздухе окончательно:) ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО басню (ну, или необязательно, если, конечно, 60 баллов норма для тебя). Называть джазовые стандарты, великих певцов и певиц джаза. Она очень одобряема.
По поводу бюджетных мест, их ВСЕГО 4!!! В этом году 127 вокалистов, 20 мест всего, 16 платных, 4 бесплатных. И это ещё мало абитуриентов, как говорят. В общем, сами понимаете, на бюджет поступят, даже не знаю кто поступит, если честно, очень жду этого момента, чтобы понять эту тему, кто же поступит на эстрадно-джазовое пение в академию им. Гнесиных на бюджетные места... Наслышана от ребят, которые поступают во второй раз, что "они" пробивают студентов с колледжа на эти 4 места. Но в этом году нет студентов с колледжа... И, конечно, это несправедливо.
УЧИ ТЕОРИЮ и обогащай сои знания по истории джаза и не только.

30 мая 2014 года исполнилось 140 лет со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной. Она прожила 93 года.

В это сложно поверить, но 72 из них она возглавляла самое престижное в России музыкальное учебное заведение - знаменитую Гнесинку.

Из семьи обычного раввина

Об этом мало кто помнит, но история Гнесинки началась в Ростове-на-Дону в семье местного раввина. Отец знаменитых сестер Гнесиных Фабиан Осипович Гнесин был человек образованный. Родившись в одном из местечек Минской губернии, пешком отправился в Вильно учиться. Не чужда прекрасному была и мать, Белла Исаевна Флетзингер-Гнесина: она в свое время тоже получила образование, закончила курс у известного польского композитора Станислава Монюшко и, говорят, еще и прекрасно пела.

Однако семейная жизнь не дала Белле Исаевне сделать музыкальную карьеру. После замужества она родила двенадцать детей. Выжило пять девочек и четверо мальчиков. Применение своему музыкальному дару Белла Исаевна нашла дома - в их семье часто звучала музыка, дети с малых лет были приучены к фортепиано.

«Семья Гнесиных, конечно, поразительная, потому что только два старших брата не были музыкантами, не имели к музыке никакого отношения.

А дальше подряд родились пять сестер, и все они не только стали профессиональными музыкантами, но и всю жизнь посвятили одному и тому же делу - созданию музыкальных учебных заведений. И каждая из сестер вот сколько лет прожила, столько и проработала в этих учебных заведениях, с самого основания училища Гнесиных в 1895 году»,

Рассказывает Владимир Тропп, директор музея-квартиры Елены Гнесиной.

Но началось все с домашнего обучения. Белла Исаевна занималась музыкальным воспитанием детей, им наняли педагогов. Вскоре, правда, родители решили, что этого недостаточно. И старшую дочь, 14-летнюю Евгению, отправили совершенно одну в Москву учиться в консерватории. Следом за ней уехала и Елена. Несмотря на жесткую квоту на поступление евреев, существовавшую в то время во всех учебных заведениях, обеих сестер взяли в консерваторию.

Девочки быстро привлекли внимание педагогов прекрасными манерами и незаурядным талантом. Сначала Евгению приметил Василий Ильич Сафонов, который вскоре возглавил консерваторию, и взял в свой класс. Потом Елена оказалась под присмотром талантливого композитора и пианиста Ферруччо Бузони. Тот был в таком восторге от молодой пианистки, что позвал ее с собой за границу для совместных выступлений.

«Но я тогда была слишком юна для столь решительного шага»,

Напишет позже Елена Гнесина. Постепенно к старшим сестрам присоединились и младшие: одна за другой в Москву приехали Мария и Елизавета. Девочки оказались в самом сердце московской музыкальной жизни. Им преподавали лучшие педагоги в стране, их сокурсниками были Скрябин и Рахманинов, в консерваторию нередко захаживал Петр Ильич Чайковский.

В 1891 году отец Гнесиных, Фабиан Осипович, внезапно скончался. У семьи больше не было средств, чтобы оплачивать обучение сестер в консерватории. Девочки были в отчаянии, горевали по отцу, готовились покинуть любимую школу, чтобы быть рядом с матерью. На помощь пришли преподаватели талантливых учениц.

Именно они нашли Елене место учительницы музыки в гимназии Арсеньевых, навсегда определив ее судьбу. Елена окончила консерваторию с серебряной медалью, начала концертировать, но душа ее тянулась к ученикам. Ей удалось увлечь своей идеей старшую сестру, и юные пианистки задумали невероятное - создать музыкальное училище. На тот момент учиться музыке профессионально можно было только в консерватории. Существовало немало частных школ и курсов, но все они жили недолго, а уровень преподавания был невысок. У Гнесиных появилась мечта, казавшаяся на первый взгляд неосуществимой. Но вокруг были коллеги, которые верили в сестер.

«Смело беритесь за дело и открывайте школу! Вначале у вас будет 30 учеников, потом 60, а затем 100!»,

Подбадривал девушек профессор Кашкин, друг Чайковского. Преподаватели консерватории поддерживали Гнесиных не только словом. Они помогли получить официальное разрешение на открытие учебного заведения.

Девочки не спешили. Сначала открыли музыкальную школу в доме в Гагаринском переулке, где и жили все вместе. Занимались за одним роялем - на покупку еще одного денег не было. Все организаторские функции взяла на себя Елена, у которой обнаружилась необычайная деловая хватка и сила воли. Уже к середине февраля 1895 года, когда средняя сестра Мария окончила консерваторию и смогла присоединиться к предприимчивым родственницам, девушки открыли «Училище сестер Е. и М. Гнесиных» («Е» здесь - и Елена, и Евгения).

Дом и Дело

Для дочерей ростовского раввина училище стало не только делом, но и возможностью создать свой уютный мир. Мир, в котором музыка и тепло семейного очага оказались неразрывны. Такой мягкой, уютной, домашней была атмосфера учебных заведений Гнесиных долгие годы.

Вспоминает Маргарита Эдуардовна Риттих, долгие годы преподававшая в Гнесинке:

«Все, что я там увидела, никак не соответствовало моему представлению о прославленном учебном заведении. Конечно, здесь имел значение момент сравнительный. За годы ученья я уже привыкла к прекрасному, комфортабельному, предназначенному специально для учебных целей зданию консерватории. Здесь же все было иным.

Небольшой одноэтажный деревянный домик. Сени с шаткими ступеньками деревянной лесенки. Малюсенький вестибюльчик-передняя, в котором всегда толпилось много молодежи. Небольшая «раздевальня» с одной-единственной гардеробщицей средних лет, сухонькой, черноволосой женщиной, тетей Линой, которая вплоть до 1963 года оставалась на своем месте.

Ее особая уважительность, внимание и приветливость ко всем были таковы, что казалось, будто она встречала и провожала своих дорогих гостей, добрых друзей. Удивительно было и то, что возле гардероба, рядом с зеркалом, были… щетки для одежды. Щетки! Как дома! (в консерватории этого не было)

Вообще, уже здесь, в этой передней, сразу же возникало ощущение домашности и уюта, веяло чем-то теплым, родным и милым, в то время как в консерватории все было красиво, богато, даже по-дворцовому парадно, торжественно и официально».

Поначалу Гнесины не могли позволить себе приглашать наемных педагогов. Преподавали сами, все трое были пианистками, поэтому до 1901 года, пока их сестра Елизавета не окончила консерваторию, в училище не было других инструментов, кроме фортепиано. С приходом Елизаветы здесь зазвучала скрипка. Она создала классы оркестра и ансамбля и полвека возглавляла струнные подразделения училища и обеих музыкальных школ, открытых Гнесиными впоследствии. Уже через пять лет пророчество профессора Кашкина сбылось: число учеников достигло шестидесяти. Одной из первых выпускниц стала их младшая сестра Ольга.

Сестры перестали справляться с таким количеством учащихся. В училище потянулись не только юные музыканты: приходили сюда и взрослые студенты, которые готовились поступать в консерваторию. У Гнесиных они получали все, что им было нужно, - не только классы фортепиано и скрипки, но и полную теоретическую базу музыкального образования, чего не было ни в одной другой музыкальной школе Москвы. Училище так разрослось, что в маленьком домике сестер Гнесиных разместиться уже не получалось.

Пришлось искать новое помещение. Сняли деревянный особняк на Собачьей площадке, 5, где и прожили более полувека. По утрам здесь проходили занятия, по вечерам собирались за чаем, приходили друзья, поэты Серебряного века читали стихи, ученые спорили, философы размышляли, много говорили о тревожной ситуации в стране. Ольга писала картины.

В домике на Собачьей площадке бывали Ключевский, академик Виноградов, Гончаров, Модест Ильич Чайковский. Больше всего гости любили 15 февраля, когда Гнесины отмечали день рождения своего учебного заведения - устраивали концерты, веселые карнавалы, танцы. Академические концерты, на которых выступали ученики Гнесинки, приходили слушать давние друзья сестер Гнесиных - Рахманинов и Скрябин, Станиславский и Книппер-Чехова.

Елена Фабиановна была душой компании: она решала все организационные вопросы, заводила новые знакомства. На одном из концертов она познакомилась с Луначарским, который частенько скрывался от полиции в доме ее друга Гончарова. Это знакомство впоследствии обеспечит сестрам Гнесиным безоблачное существование уже при советской власти, когда Луначарский возьмется за формирование советской культуры. В 1919 году он даст училищу статус Государственной музыкальной школы.

За год до этого Гнесиных постигла болезненная утрата - умерла Мария Фабиановна. На подмогу к сестрам приехал их брат, композитор Михаил Гнесин. Судьбы сестер и Михаила сложились совершенно по-разному. Девушки довольно рано крестились и, в общем, отошли от своих корней, погрузившись в мировое музыкальное наследие и сделав делом своей жизни московскую музыкальную школу. Видимо, поэтому о них мы знаем так много, а Михаил Фабианович оказался почти забыт.

Еврейский Глинка

Между тем талантливый ученик Римского-Корсакова (в московскую консерваторию Михаила не приняли, и он поступил в Петербург) стал удивительным композитором, сочетавшим впитанные в юности еврейские традиции с основами мировой классической музыки. Гнесин в детстве был очень близок с дедом, отцом матери, которого звали Иешаягу Флетзингер. Был он народным музыкантом, рассказывал остроумные байки, научил внука слышать «душу народа».

Маленький Миша дружил и с кантором местной синагоги Элиэзером Геровичем. Тот был частым гостем в доме Гнесиных, исполнял у них гимны собственного сочинения, учил мальчика музыкальным азам.

Окончив консерваторию в Петербурге, Михаил тоже подался в преподаватели - вел музыкальные кружки, организовал в Ростове-на-Дону музыкальную школу, Донскую консерваторию, общество «Музыкальная библиотека им. Н. А. Римского-Корсакова».

Пока его сестры все ближе сходились с московской интеллигенцией, Михаил отправился в Палестину, где знакомился с разными общинами, слушал, записывал. Там впервые узнал музыкальный фольклор своего народа, влюбился в эти древние напевы.

«Еврейская музыка существует. Это замечательная музыка, и она ждет своего Глинку»,

Когда-то говорил ему Римский-Корсаков.

Вернувшись в Россию, Гнесин пишет «Вариации на еврейскую тему» - симфоническую фантазию, в которой переплетаются хасидские напевы, светские мелодии, молитвенные мотивы. С началом Гражданской войны становится не до музыки. В 1921 году Гнесин снова покидает Россию - путешествует по Грузии и Палестине, добирается до Германии. Вернувшись, снова пишет еврейское: «Пляски галилейских рабочих», оперу «Юность Авраама», сюиту «Еврейский оркестр на балу у городничего» к пьесе Гоголя «Ревизор».

«Элементы еврейской музыки так овладели моим музыкальным чувством и воображением, что и там, где я не ставил себе заданием поиски еврейского стиля, они стали проступать в моих сочинениях. Погружение в еврейскую народную музыку помогло мне понять язык народного искусства вообще, и я стал “демократичнее” как художник»,

Пишет Гнесин.

Михаил Фабианович пишет взахлеб: романсы «Песни Песней», вокальные циклы, фортепианные композиции. Присоединившись к сестрам в училище, он много преподает, создает «творческий отдел» музыкального техникума, пишет научные труды. До поры до времени советская власть благоволит Гнесину - то ли благодаря тому, что сестры его дружны с Луначарским, то ли потому, что не было еще такой злой ненависти ко всему еврейскому в Кремле и его окрестностях.

Однако к концу 40-х годов ситуация меняется. «Группа сотрудников» пишет Берии донос на Гнесина: пагубно, мол, влияет на уважаемую Елену Фабиановну, заставляет подбирать преподавателей «по признаку сосредоточивания в институте (тогда Гнесинка была уже институтом) кадров еврейской национальности». Ясное дело, сионист, пытается столкнуть бессменную руководительницу учебного заведения с пути истинного.

Из института Гнесин ушел. Писать теперь приходилось «в стол». Началась борьба с космополитизмом. Гнесин ни разу не предал, не покривил душой, не побоялся даже принять участие в конкурсе на создание гимна Израиля. Но любимой работы лишился и стал жить затворником.

Рост и тлен

Детище Гнесиных разрасталось. У властей удалось добиться строительства нового здания на улице Воровского (ныне Поварской). Елена Фабиановна мечтала превратить училище в высшее учебное заведение - власти сопротивлялись. Но веру в возможность достичь этой цели подорвало другое: умерла старшая сестра, Евгения, а через год началась война.

Гнесинку эвакуировали в Свердловск, Йошкар-Олу и Казань. Елена Фабиановна последней покидала московские стены, совсем как капитан тонущего судна. Далеко не все ее коллеги уехали из Москвы; те, кто решился остаться, посреди войны и разрухи возобновили занятия. Преодолев все препятствия, она рванула в столицу и пешком (в 68 лет!) шла до института от Казанского вокзала. Не просто вернулась, а стала добиваться строительства нового здания и нового статуса для своего детища. В 1944 году в Москве появился Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.

Она не останавливалась ни на минуту. Создавала все новые учебные заведения, строила общежития для «гнесинцев», выбивала строительство концертного зала и сама выбирала для него люстры и шторы. Но постепенно силы стали ее оставлять. Так же последовательно, как она создавала свою Гнесинку, она стала передавать бразды правления своим ученикам. Только им можно было по-настоящему доверять: в Гнесинке учили не только музыке - здесь учили чувствовать и вести себя с достоинством.

Но удары судьбы сыпались один за другим. Надломленный годами преследований, ушел из жизни Михаил Фабианович. Через шесть лет не стало и Ольги. Елена Гнесина осталась одна. И тут же смогла извлечь из своей утраты пользу для института - отказалась от верхней части квартиры, разместила там ректорат, кабинет сестры отдала новому директору.

30 мая 1967 года Елена Гнесина отпраздновала свой 93-й день рождения. А через пять дней умерла. Ровно через год после смерти любимого брата.

РАМ им. Гнесиных - это высшее музыкальное учебное заведение, находящееся в городе Москве. Адрес корпуса - улица Поварская, дом № 30/36. Академия имени Гнесиных - одно из ведущих в России музыкальных образовательных учреждений. РАМ имеет несколько концертных залов, где проходят различные мероприятия как для студентов, так и для слушателей и зрителей.

История РАМ

РАМ имени Гнесиных зародилась в 1895 году. В то время ещё не было разделения музыкальных учебных заведений на академии, школы и училища. Датой рождения РАМ считается 15 февраля 1895 года. Именно в этот день у сестёр Гнесиных появилась первая ученица в их частной музыкальной школе.

В 1946 году для этого учебного заведения было построено собственное здание. Когда помещение было открыто, то состоялось разделение образовательного учреждения Гнесиных на школу, училище и институт. Все они разместились в одном здании, на разных его этажах. Через некоторое время помещение было полностью отдано институту. А училище и школа переехали. Изначально институт готовил исключительно педагогов музыкальных дисциплин. Но многие студенты хотели посвятить себя исполнительскому искусству, а не преподаванию.

В 1950 году к учебному корпусу института был пристроен концертный зал. В 2011 году колледж из самостоятельного учреждения превратился в филиал Академии.

Сегодня РАМ им. Гнесиных готовит не только педагогов, но и концертирующих музыкантов и вокалистов.

Факультеты академии:

  1. Оркестровый, с кафедрами ударных, духовых и струнных инструментов.
  2. Вокальный, где обучаются сольному пению.
  3. Народных инструментов.
  4. Фортепианный, в который входят также кафедры клавесина, органа и концертмейстеров.
  5. Историко-теоретический и композиторский факультет.
  6. Дирижёрский, с кафедрами оркестрового и хорового дирижирования.
  7. Эстрадно-джазового пения и инструментального исполнительства.
  8. Фольклорного искусства, в который входят отделения сольного и хорового народного пения.
  9. Продюссерский факультет.

А также кафедры межфакультетские.

Залы РАМ

Главный концертный зал РАМ им. Гнесиных вмещает в себя 549 слушателей. Он оборудован по последнему слову техники. В его распоряжении два концертных рояля и электронный орган. Перед входом установлен памятник Е. Ф. Гнесиной.

Малый зал рассчитан на сто слушателей. Он располагает тремя концертными роялями. Музыкальная гостиная дома Шуваловой вмещает также сто слушателей. В её распоряжении два концертных рояля. Камерный зал рассчитан на пятьдесят зрительских мест. Он оснащён одним концертным роялем.

Органный зал рассчитан также на пятьдесят слушателей. Он оснащён несколькими инструментами. Главный из них - английский духовой орган «Генри Джоунс». До РАМ он находился в Лондонской церкви. Помимо него, здесь есть концертный рояль "Стейнвей", клавикорн и клавесин "Аммер".

Программа

Большое количество различных концертов можно послушать в РАМ им. Гнесиных. Афиша Академии во второй половине сезона 2015-2016 предлагает следующие мероприятия:

  1. «Фортепианная музыка С. С. Прокофьева».
  2. Концерт русской камерной музыки.
  3. Мастер-класс по музыкознанию на тему «Творческий путь В. А. Моцарта»
  4. Отчётный концерт кафедры музыкальной педагогики.
  5. Опера «Джанни Скикки» театра-студии им. Ю. А. Сперанского.
  6. Концерт студентов эстрадного факультета.
  7. Классный вечер студентов преподавателя Ю. В. Замятиной.
  8. Концерт симфонического оркестра Академии.
  9. Антология клавесинной музыки. Звучат произведения Доминго и Доменико Скарлатти.
  10. Отчетный концерт Струнного оркестра Колледжа.
  11. Монотематическое представление музыкального театра педагогических знаний Gradus ad Parnassum.
  12. Концерт-семинар ко Дню Победы.
  13. Музыкальный спектакль «Коронация Поппеи» в исполнении студентов вокального отделения.
  14. Отчётный концерт учащихся музыкальной школы при Академии.
  15. Фестиваль «Майские ассамблеи».
  16. Концерт классов композиции.

И многие другие.

Коллективы

В РАМ им. Гнесиных около двадцати различных коллективов. Это:

  1. Камерный оркестр, в репертуар которого входит музыка всех стилей и эпох.
  2. Ансамбль "Золотица", исполняющий народные песни.
  3. Концертный русский оркестр, в репертуар которого входит музыка ретро и популярная.
  4. Академический хор студентов заочного отделения.
  5. Джазовый оркестр "Академик-Бэнд".
  6. Ансабль Altro Coro, исполняющий современную хоровую музыку.
  7. Театр-студия имени Ю. Сперанского, в репертуаре которого - зарубежные и русские классические оперы.
  8. Ансамбль "Московская мандолина", работающий во всех имеющихся музыкальных направлениях.
  9. Духовой оркестр.
  10. Ансамбль гусляров "Купина", в репертуар которого входят русские народные произведения.
  11. Оркестр Ad Libitum, в состав которого входят баяны и аккордеоны, исполняющий классику и современную музыку.
  12. Ансамбль студентов отделения сольного и хорового народного пения, в репертуаре которого оригинальный и обработанный фольклор.
  13. Оркестр "Душа России", в состав которого входят русские исполняющий современную и ретро музыку.
  14. Академический хор студентов очного отделения Академии.
  15. Симфонический оркестр, исполняющий классическую и современную музыку.
  16. в репертуаре которого народная музыка в оригинальном звучании.

В РАМ им. Гнесиных в разные годы преподавали знаменитые личности. Это Арам Хачатурян, Рейнгольд Глиэр, Генрих Нейгауз, Иосиф Кобзон, Валентина Левко, Игорь Бриль, и другие. Немало знаменитостей и среди выпускников РАМ. Академию имени Гнесиных окончили: Любовь Казарновская, Александр Градский, Давид Тухманов, Людмила Зыкина, Варвара, Микаэл Таривердиев, Александр Журбин, Дима Билан, Тихон Хренников, Филипп Киркоров, Валентина Толкунова и др.

Адреса залов

Как уже было сказано выше, несколькими залами располагает РАМ им. Гнесиных. Адрес самого главного из них - Малый Ржевский переулок, дом № 1. Остальные несколько залов располагаются по улице Поварской, дом № 30/36. Это учебный корпус РАМ. Там находятся: музыкальная гостиная дома Шуваловой, Малый, Камерный и Органный залы. Располагаются они все на 4 этаже учебного корпуса, в аудиториях с номерами 73, 75 и 90.

О вузе

Российская академия музыки имени Гнесиных была создана в 1944 году по инициативе сестер Гнесиных, которые посвятили всю свою жизнь музыкальной педагогике. Многие выпускники академии завоевали признание музыкальных организаций России и всего мира, стали лауреатами различных конкурсов, исполнили музыкальные произведения на многих концертных площадках мира, стали руководителями музыкальных коллективов или солистами самых лучших оперных театров.

Образование в РАМ им. Гнесиных

В академии студенты могут получить качественное среднее (после 9, 11 классов) и высшее (после 11 класса) образование. Затем можно продолжить обучение в аспирантуре, где можно будет написать кандидатскую или докторскую диссертацию или поступить в ассистентуру, которая организовывает стажировки студентов в другие музыкальные учебные заведения.

Среднее профессиональное образование можно получить исключительно на очной форме обучения. Здесь обучают следующим специальностям:

  • теория музыки;
  • инструментальное исполнительство на одном из музыкальных инструментов;
  • вокальное искусство;
  • хоровое и сольное пение;
  • хоровое дирижирование.

Закончив обучение по программе высшего профессионального образования, студенты получают диплом государственного образца бакалавра, специалиста или магистра. При этом если в бакалавриате возможна не только очная, но и заочная форма обучения, то на специалиста или магистра можно учиться исключительно очно.

В бакалавриате студенты обучаются по специальностям:

  • музыкальное искусство эстрады;
  • музыкально-инструментальное искусство;
  • вокальное искусство;
  • искусство народного пения;
  • дирижирование;
  • музыкознание и музыкально-прикладное искусство.

В магистратуре доступны те же специальности, что и в бакалавриате, кроме искусства эстрады и музыкознания.

Специалисты получают диплом по направлениям:

  • искусство концертного исполнительства;
  • музыкальная звукорежиссура;
  • музыковедение;
  • композиция;
  • продюссерство.

В аспирантуре ребята обучаются специальностям «Искусствоведение» и «Образование и педагогические науки», чтобы в дальнейшем или стать преподавателям в различных учебных заведениях, или посвятить себя науке.

Структура РАМ им. Гнесиных

На данный момент академия имеет разветвленную многофункциональную структуру, где каждый ее элемент содействует качественному образованию, самообразованию и всестороннему развитию студентов. На территории вуза имеется:

  • проблемная научно-исследовательская лаборатория с собственной видеотекой и архивными фонограммами церковно-певческих и фольклорных записей, которые тщательно изучаются и исследуются студентами;
  • Мемориальный музей-квартира Елены Фабиановны Гнесиной, где сохранено все так, как было при ее жизни со всей ее бытовой обстановкой, музыкальными инструментами и библиотечным архивом;
  • собственный журнал вуза «Ученые записки», который издается в собственной редакции РАМ им. Гнесиных. Здесь печатаются работы студентов и преподавателей вуза об актуальных проблемах музыкальной педагогики и музыковедения, рецензии на новейшие книги о музыке, работы зарубежных авторов о музыке 19-20 веков и многое другое;
  • библиотека, общий фонд которой составляет 300000 экземпляров. Среди них есть нотные издания, книги об искусстве в целом и музыке в частности, учебные издания, методические пособия, а также художественная литература для отдыха и отличного времяпрепровождения;
  • фонотека, где собраны музыкальные произведения, отражающие развитие отечественной и зарубежной музыки от древних времен и до современности;
  • лаборатория аудио и видеозаписей, где ребята пробуют свои силы в создании этих записей и их монтаже на современном оборудовании;
  • общежитие для иностранных и иногородних студентов;
  • мастерские для ремонта музыкальных инструментов.

Концертный отдел в академии

Для организации концертной деятельности в РАМ им. Гнесиных, там был создан Музыкально-филармонический центр, который впоследствии был преобразован в Концертный отдел, дабы концертная деятельность вуза организовывалась еще на более высоком уровне.

Данный отдел способствует созданию в академии необходимых условий для реализации творческого потенциала студентов. Ведь чтобы стать отличным музыкантом, мало изучения теории, необходимо постоянно воплощать эти знания в практических занятиях, доводя свой музыкальный слух и стиль до совершенства. Кроме того, отдел занимается укреплением взаимовыгодных связей с концертными залами и центрами России и зарубежья, творческими обществами и союзами, известными музыкантами и музыкальными коллективами, дабы студенты вуза могли обмениваться с ними опытом.

Концертный отдел вуза организовывает выступления коллективов РАМ им. Гнесиных внутри академии перед всеми студентами и на различных концертных площадках России и зарубежных стран, чтобы они уже во время учебы узнали все о своей будущей профессии. Чтобы у ребят был постоянный стимул к творческому росту, коллектив отдела организовывает их участие в различных музыкальных фестивалях и конкурсах, а также федеральных программах «Диалог культур» и «Культура России». А помогают студентам оттачивать свой талант различные отечественные и зарубежные музыканты и исполнители, которые дают им свои мастер-классы и выступают перед ними в стенах академии.