Художественные миры романа Л.Н. Толстого и В.В

Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе "Война и мир" Лев Николаевич Толстой попытался представить и разработать свою философию. Он писал: "Историки описывают неверно и внешне, а надо для того, чтобы понять, угадать внутреннее строение жизни". А так как разработанная им философская концепция была нова и оригинальна, автор создал жанр, названный романом-эпопеей.

Первоначально Толстой хотел написать произведение о возвратившемся из ссылки декабристе, и уже было придумано название: "Все хорошо, что хорошо кончается". Но автор понял, что нельзя описывать явление без указания причин, вызвавших его. Это привело Толстого к более глобальному замыслу описания исторических событий в России начала XIX века. Вслед за изменением замысла меняется и название романа, приобретая более глобальный характер: "Война и мир". Это название не только иллюстрирует чередование и сочетание в романе военных и мирных эпизодов, как может показаться на первый взгляд, но и включает в себя различные значения слова "мир". "Мир" - это и состояние "без войны", и крестьянская община, и мироздание (то есть все, что окружает нас; среда физическая и духовная). Этот роман рассказывает о том, что есть война в жизни целого народа и в жизни каждого человека, какую роль играют войны в мировой истории, это роман и об истоках войны, и о ее исходе.

Создавая роман, автор изучал причины исторических событий: бессмысленной и позорной для русских кампании 1805-1807 годов, во время которой даже привыкшего не рассуждать настоящего военного Николая Ростова мучают страшные сомнения: "для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?" Здесь Толстой обращает все наше внимание на то, что война "есть противное человеческому разуму явление". Потом Толстой переходит к описанию событий Отечественной войны 1812 года, искалечившей жизни миллионов, убившей Петю Ростова, Платона Каратаева и князя Андрея, принесшей траур в каждую семью. Ведь с каждым человеком, погибшем на поле брани, исчезает весь его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб близких... Но У всех этих смертей была праведная цель - освобождение Отечества. И потому в 1812 году "дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой...". И руководить этим движением мог только человек, умеющий отречься от всех собственных желаний, чтобы выражать волю народа, быть близким к нему, и для этого ему не надо быть гениальным, а надо лишь уметь "ничему хорошему не помешать, ничего дурного не допустить". Таким был Кутузов, таким не мог быть Наполеон, ведший захватническую войну.

Толстой излагает на этих примерах свою историческую концепцию. Он считает, что менее всего причиной какого-либо исторического явления служит воля одного или нескольких людей, стоящих у власти, что исход события определяет поведение каждого отдельного, вроде бы незначительного, человека и всего народа в целом.

Толстой рисует Наполеона и Кутузова противоположными во всем, постоянно, к примеру, указывает на бодрость и уверенность в себе Наполеона и вялость Кутузова. Этот прием антитезы применяется на протяжении всего романа, начиная с самого названия "Война и мир".

Жанр произведения определяет и композицию романа. В основе композиции "Войны и мира" лежит также прием антитезы. Роман "Война и мир" - произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев, среди которых есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, герои, вымышленные самим автором, и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, такие как "генерал, который приказал", "офицер, который не доехал". Этим автор подтверждает свою точку зрения о том, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий.

Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, нужен был новый жанр - жанр эпопеи. Для этого также используется прием антитезы. Так, всех героев можно разделить на тяготеющих к полюсу Наполеона и на героев, тяготеющих к полюсу Кутузова; причем первые, такие, например, как семейство Курагиных, да и все светское общество во главе с Анной Павловной Шерер, Берг, Вера и другие получают некоторые черты Наполеона, хотя и не так сильно выраженные: это и холодное равнодушие Элен, и самовлюбленность и узость взглядов Берга, и эгоизм Анатоля, и лицемерная праведность Веры, и цинизм Василя Курагина. Герои же, находящиеся ближе к полюсу Кутузова, так же, как и он, естественны и близки к народу, так же чутко реагируют на глобальные исторические события, принимая их как личные несчастья и радости (таковы Пьер, Андрей, Наташа). Всех своих положительных героев Толстой наделяет способностью к самосовершенствованию, их духовный мир развивается на протяжении романа, только Кутузов и Платон Каратаев ничего не ищут, не меняются, так как "статичны в своей положительности ".

Толстой также сравнивает героев между собой: различны князь Андрей и Анатоль в своем отношении к любви, к Наташе; противоположны Долохов, стремящийся отомстить "за свое незнатное происхождение", суровый, жестокий, холодный, и Пьер, добрый, чувствительный, пытающийся понять людей, окружающих его, и помочь им; холодна, искусственна, мертва духовно красивая Элен и жива, естественна Наташа Ростова с большим ртом и большими глазами, становящаяся еще более уродливой, когда плачет (но это проявление ее естественности, за которую более всего и любит Наташу Толстой).

В романе "Война и мир" большую роль играет портретная характеристика героев. Писатель выделяет какую-то отдельную черту в портрете героя и постоянно обращает на нее наше внимание: это и большой рот Наташи, и лучистые глаза Марьи, и сухость князя Андрея, и массивность Пьера, и старость и дряхлость Кутузова, и округлость Платона Каратаева, и даже жирные ляжки Наполеона. Но остальные черты героев меняются, и Толстой описывает эти изменения так, что можно понять все происходящее в душе героев. Часто Толстой применяет прием контраста, подчеркивая несоответствие между внешним видом и внутренним миром, поведением героев и их внутренним состоянием. Например, когда Николай Ростов по возвращении с фронта домой при встрече с Соней сухо поздоровался и обратился к ней на "вы", в душе они "назвали друг друга на "ты" и нежно поцеловались".

Являясь новатором в создании нового жанра романа, Толстой изобрел также новый способ изучения и изображения чувств, переживаний, движений души героев. Этот новый способ психологизма, названный Чернышевским "диалектика души", заключается в пристальном внимании к развитию, изменению внутреннего духовного состояния героев, в изучении мельчайших подробностей их чувств, при этом как бы на второй план отходит сам сюжет. Только положительные герои наделены в романе способностью к внутреннему изменению, самосовершенствованию. И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании с естественностью, добротой и близостью к народу). Каждый положительный герой романа стремится "быть вполне хорошим". Но в романе есть герои, которые самосовершенствуются, обдумывая свои поступки. Эти герои живут разумом. К таким героям можно отнести князя Андрея, Пьера до встречи е Платоном Каратаевым и княжну Марью. А есть герои, которые живут по внутреннему чутью, побуждающему их к тем или иным поступкам. Таковы Наташа, Николай, Петя и старый граф Ростов. К этому же типу относятся Платон Каратаев и Кутузов.

Чтобы по возможности лучше раскрыть внутренний мир своих героев, Толстой подвергает их одинаковым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.

Так как роман "Война и мир" является романом-эпопеей, то в нем описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбен-ское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых, как уже говорилось выше, проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события выполняют также и композиционную роль в романе. Например, так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав романа, а по сути оно является кульминационным центром.

Помимо исторических событий автор уделяет большое внимание развитию взаимоотношений между героями - отсюда складываются сюжетные линии романа. В романе представлено большое количество сюжетных линий. Роман является как бы хроникой жизни нескольких семейств: семьи Ростовых, семьи Курагиных, семьи Болконских.

Повествование в романе не ведется от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через само их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения. Примером такого изображение может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков; затем показывает нам сражение глазами непрофессионала в военном деле - Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В сцене совета в Филях автор передает слово сначала шестилетней Малаше (опять же чувственное восприятие события), а потом постепенно переходит к объективному изложению событий от собственного имени. А вся вторая часть эпилога скорее напоминает философский трактат на тему "Движущие силы истории".

В своем романе Л. Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение ко множеству жизненных проблем, ответить на главный вопрос: "В чем смысл жизни?" И кредо Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: "Надо жить, надо любить, надо верить".

Итак, в романе "Война и мир" Л.Н.Толстой стремился изложить свою философскую концепцию жизни, и для этого ему пришлось "изобрести" новый жанр литературного произведения - роман-эпопею, а также особый вид психологизма - "диалектику души". Его произведение приняло вид философско-психологического исторического романа, в котором он рассматривает и угадывает "внутреннее строение жизни".

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ. Лев Николаевич Толстой - классик мировой литературы, величайший, наряду с Ф.М. Достоевским, мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, оригинальный мыслитель, “учительжизни”.

Состоял в родстве с несколькими аристократическими родами. Рано осиротел. Учился в Казанском университете, но бросил его, предпочтя самообразование по собственной программе. За долгую жизнь выучил многие языки, стал эрудированнейшим человеком, со временем счел для себя обязательным и физический труд - крестьянский, ремесленный.

В 1852 г. дебютировал в некрасовском журнале “Современник” повестью “Детство”, за которой последовали “Отрочество” (1854) и “Юность” (1857). Новым словом в русской баталистике стали рассказы 1853-1856 гг. о военных действиях на Кавказе и три “Севастопольскихрассказа” (1855-1856), появившиеся благодаря собственному опыту автора - сначала юнкера, потом офицера-артиллериста, награжденного орденом и двумя медалями. В статье-рецензии об отдельном издании “Детства” и “Отрочества” и военных рассказов (1856) Н.Г. Чернышевский отметил особенности творческого облика Толстого, сохранившиеся у писателя навсегда, - “диалектику души” и “чистоту нравственного чувства”. В образах офицеров молодой писатель раскрыл несоответствие сущности и видимости (как в положительном, так и в отрицательном смысле), вытеснение естественных, соответствующих жестокой реальности войны мыслей и чувств соображениями престижа и карьеры.

После отставки (1856) и заграничного путешествия Толстой обосновывается в своем тульском имении Ясная Поляна, увлекается хозяйством, в 1859 г. впервые открывает школу для крестьянских детей (потом он дважды вновь ее открывал и сам преподавал: педагогические увлечения находили на него волнами), издает педагогический журнал “Ясная Поляна” (1862); ему довелось быть мировым посредником между помещиками и освобождаемыми крестьянами, в пользу которых он стремился решать дела. Еще в 1856 г. Толстой опубликовал рассказ “Утро помещика”, явно автобиографический, где трезво показана пропасть между прекраснодушием 19-летнего помещика-прожектера князя Дмитрия Нехлюдова и крестьянами, которых он решил облагодетельствовать. Эту пропасть Толстой всю жизнь стремился преодолеть. Важные проблемы нравственности были поставлены в центре рассказов 1856-1859 гг. “Записки маркера”, “Два гусара”, “Альберт”, “Люцерн”, “Три смерти”, повести “Семейное счастье”. В рассказе “Поликушка” (1863) говорилось о робком и совестливом мужике, повесившемся из-за того, что потерял доверенные ему барыней деньги. Толстой постоянно обращался ко все новой и новой тематике. По сравнению с предыдущей прозой он мало уделяет внимания построению сюжета, нет у него подробных описаний. Еще в 1853 г. в дневнике он назвал манеру Пушкина в “Капитанской дочке” устаревшей: “...в новом направлении интерес подробностей чувства заменяет интерес самих событий”. Толстой развертывает диалоги, изображение связывается с точкой зрения того или иного персонажа, хотя автор с его оценочной позицией всегда возвышается над персонажами. В отличие от тогдашних реалистов Толстой совсем не склонен специально живописать быт.

В 1852-1863 гг. под влиянием идей Ж.Ж. Руссо о необходимости сближения современного цивилизованного человека с природой, с “естественными людьми” написана повесть “Казаки”. Ее молодой герой, Оленин, впервые у Толстого пытается “опроститься” среди гребенских казаков, дружит со старым охотником дядей Ерошкой, пьет с ним чихирь, увлекается казачкой Марьяной. Но реалист Толстой далек от утопизма Руссо. Станица отвергает чужака, Марьяне куда ближе Лукашка, человек ее круга. “Казаки” - одно из немногих классических произведений о простых вольных людях, красоте их жизни.

В начале 60-х гг. писатель приступил к работе над романом “Декабристы”, но постепенно перешел от замысла произведения о возвратившемся из Сибири декабристе к большому историческому полотну. Женившись в 34 года, начав новый этап в своей биографии (семейная тема - важнейшая для Толстого), он испытал прилив творческих сил. 1863-1869 гг. отданы “Войне и миру” (публикация первых частей под заглавием “1805 год”, один из замыслов имел название “Все хорошо, что хорошо кончается”: предполагалось оставить в живых Андрея Болконского и Петю Ростова). Реализация первоначальных намерений колоссально их превзошла. Самый популярный тогдашний русский писатель И.С. Тургенев признал за Толстым “первое место между всеми нашими современными писателями”.

После “Войны и мира” Толстой, с полным основанием считавший “узлом” всей последующей истории России эпоху Петра I, изучал материалы о ней и сделал немало набросков нового исторического романа, но наконец, признав это время слишком далеким (в психологическом и иных отношениях) от современности, оставил свой замысел. В 1873-1877 гг. была создана “Анна Каренина”. Хотя Толстой и говорил, что в ней он любил “мысль семейную”, моралистический замысел был преодолен, разорвавшая семейные узы ради любовного чувства героиня, не понятая любовником и отторгнутая обществом, в отчаянии покончившая с собой, вызывает сочувствие автора и читателя как жертва собственных сложных переживаний и светских норм поведения, в изрядной степени лицемерных. Параллельная главной сюжетной линии линия Константина Левина, персонажа, весьма близкого автору, вдвигает содержание этого любовного романа в значительно более широкий и глубокий социально-исторический контекст. “У нас теперь, - размышляет Левин о пореформенной действительности, - когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России...” Но итог духовных исканий героя был искусственно упрощен: он ставит себе в пример старого крестьянина Фоканыча, который, по словам мужиков, “для души живет, Бога помнит”. Этот итог предвещал мировоззренческий кризис Толстого, произошедший в нем на рубеже 70-80-х гг. внутренний перелом, породивший отречение от своего художественного творчества (подчас поздний Толстой писал “художественное” тайком от жены, мучаясь противоречием между провозглашаемым учением и творческой потребностью). “Толстовство” довольно широко распространилось, захватило на исходе лет, например, Н.С. Лескова.

С 80-х гг. Толстой живет преимущественно в Москве, пишет трактаты, публицистические статьи, компилирует из четырех Евангелий собственное (божественной природы Иисуса Христа он не признавал), критикует догматическое богословие, создает назидательные, нарочито упрощенные “народные рассказы”. Но тогда же появляются повести “Холстомер. История лошади” и “Смерть Ивана Ильича” (обе напечатаны в 1886 г.), в которых глубокий психологизм соединился с исключительно острым социальным критицизмом. Повести “Крейцерова соната” (1891), “Дьявол”, “Отец Сергий” (две последние писались в 1889-1890 и 1890-1898 гг., опубликованы посмертно) с небывалой откровенностью ставили запретный для русской классической литературы вопрос о власти пола над человеком, но далеко к нему не сводились. Написал Толстой и несколько пьес, лучшая из которых - “Живой труп” (1900, опубликована в 1911 г.), показывающая неизбежность гибели слабовольного, но хорошего человека, который пытается уйти из привычной жизни своего социального круга с его законами.

Десять лет создавался роман “Воскресение” (1899) - “завещание уходящего столетия новому” (A.A. Блок). Толстой и в нем преодолел моралистический замысел, нравственное “воскресение” князя Дмитрия Нехлюдова скорее декларировано, чем художественно раскрыто, зато сюжет, в основе которого хлопоты героя за несправедливо приговоренную к каторге Катюшу Маслову, которую он некогда соблазнил и которой сломал жизнь, позволил показать многочисленные социальные слои России сверху донизу так, как никогда не бывало ни в каком произведении. Едко ироническое изображение церковной службы в романе было одной из причин того, что Синод констатировал отпадение Толстого от православной церкви (но не “отлучал” буквально и тем более не предавал анафеме). Последнее крупное художественное произведение писателя, над которым он работал в 1896-1904гг., - историческая повесть “Хаджи-Мурат” из времен Кавказской войны, где “властный абсолютизм” критикуется в лице как Николая I, так и имама Шамиля, прославляются внутреннее благородство и жизненная стойкость главного героя. Одна из последних статей Толстого, “Не могу молчать” (1908), была протестом против смертных казней, вызванных революцией 1905-1907 гг.

Толстого как писателя и публициста характеризует страстная убежденность. Для этого правдоискателя недопустима мысль, что истина человеку недоступна.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Толстой Л.Н. входит в литературу стремительно. Его первые повести и рассказы, «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857), «Севастополь в декабре месяце» и «Севастополь в мае» (1855), «Севастополь в августе» (1856), делают писателя знаменитым. Чернышевский, посвятивший ранним произведениям художника целую статью, ставит его в ряд с такими признанными мастерами слова, как Пушкин, Лермонтов, Тургенев.

Критическая мысль Чернышевского оказалась адекватной творческому мышлению Толстого. Именно Чернышевскому принадлежит открытие Толстого-художника, определение особенностей его письма, которые выдержали испытание временем и актуальны до сегодняшнего дня. Не отрывая писателя от существующей в литературном процессе XIX века традиции психологического изображения характера, Чернышевский говорит о новаторстве Толстого в этой сфере.

В отличие от предшественников и современников, по мнению критика, Толстой создает и описывает не просто характеры и отношения, а «психологический процесс, его формы, его законы», то, что Чернышевский называет «диалектикой души». Диалектика души - это умение Толстого изобразить «полумечтательные, полурефлекторные сцепления понятий и чувств, которые растут, движутся, изменяются перед нашими глазами» Таким образом, уже в первых произведениях Толстого обозначен предмет его художественного изображения: душа человека в ее постоянном движении. Человек Толстого текуч в каждом мгновении своего существования, люди как реки и жизнь - река. До Толстого внутренняя жизнь человека интересовала многих художников слова, но никто из них не рассматривал ее так пристально, словно под микроскопом, в самых мельчайших проявлениях, как это делал Толстой. «Диалектика души», открытая им в прозе 1850-х гг., становится определяющей тенденцией всего последующего творчества писателя, своего рода его визитной карточкой.

Наряду с «диалектикой души» Чернышевский называет еще две черты, характерные для ранней прозы Толстого и выделяющие его из круга писателей. Это «чистота нравственного чувства» и художественная целостность произведения, являющаяся результатом концентрации авторской мысли на главной сюжетообразующей идее. Под «чистотой нравственного чувства» Чернышевский понимает непосредственное юношеское восприятие жизни, «не восстановленное рефлексией или опытом», а сохраненное во всей своей первозданности. Именно это чувство и создает особую атмосферу произведений Толстого 1850-х гг., «трогательную грациозную очаровательность», как называет ее Чернышевский. Говоря о художественном единстве «Детства», Чернышевский подчеркивает, что в задачи автора не входило изображение всего того, что не имело места в жизни ребенка, а именно: общественные вопросы, политические, исторические.

Чернышевский наметил пути определения мировоззренческой и художественной позиции писателя. Можно сказать, что уже в своей первой повести «Детство», Толстой создает такую концепцию мира и человека, которая затем будет углубляться и дополняться, но не изменится кардинальным образом даже тогда, когда в1880-е годы писатель заявит о своем духовном переломе.

Автобиографическая трилогия Толстого построена на воспоминаниях зрелого человека о трех фазах своего физического и духовного развития. Писатель впервые в русской литературе сопоставляет человека не с Историей и Цивилизацией, процессами, имеющими свою логику развития и не всегда управляемыми людьми (об этом писали современники Толстого: Герцен, Гончаров, Тургенев), а с историей его собственного становления. Это создает принципиально иной подход к проблеме человека. Насколько его жизнь зависит от собственных усилий, насколько она подчинена общественному влиянию, какое место в ней занимает судьба - все эти вопросы сцеплены и не расчленимы в едином потоке жизни, который захватывает человека с первых его шагов в мире.

«Детство» открывается почти символично. Николенька Иртеньев просыпается в семь часов утра оттого, что его учитель, Карл Иванович, убил над его постелью муху. Эта, казалось бы, ничего не значащая подробность, в душе мальчика рождает целую гамму чувств и переживаний. Ему кажется, что Карл Иванович специально убил муху над его кроваткой, а не над кроватью брата Володи, потому что Володя старше.

История человека начинается буквально с точки, с убитой мухи или, вернее, с того, что осталось от нее на стене, и разворачивается в жизнь спиралеобразно. С каждым новым витком своей биографии человек приобретает новое знание о себе и о жизни в целом, или, как говорит Иртеньев, «новый взгляд на жизнь». Мысль героя о том, что с ним поступили несправедливо, превращает любимого учителя в «противного» человека. Но следующий жест Карла Ивановича (он щекочет Николеньке пятки, чтобы разбудить) тотчас меняет внутреннее состояние мальчика. И он уже думает о том, какой Карл Иванович добрый, как он его любит.

Для ребенка целостность мира еще не диалектична, он существует в его восприятии как бесконечная смена состояний, сцепления между которыми ему еще не ясны. Обнаруживающееся уже в детстве зияние между светлым и темным в жизни требует своего заполнения. Но детское сознание не в состоянии это сделать. Детская душа еще не готова к таким резким перепадам собственного восприятия. Николенька Иртеньев плачет от непонимания самого себя, от того, как он мог плохо подумать о хорошем человеке. Это непонимание рождает обман. Чтобы как-то оправдать в глазах Карла Ивановича свои слезы, он солжет о том, что ему приснилась смерть матери. Но невинная ложь ребенка неожиданно в недалеком будущем материализуется в страшный факт его биографии. Оказывается, все, происходящее в какое-то мгновение, разворачивается в жизнь, как из семени рождается будущее дерево. Миг таит огромные перспективы будущего. В ребенке уже, как в зародыше, присутствуют все проблемы взрослого человека.

Жизнь существует не только в своей линейной перспективе, от рождения до смерти. Она являет собой такую субстанцию, где в каждой точке содержится все целое, в миге - вечность. Это усложняет отношения человека и с ней, и с самим собой как частью ее, требует от него особой гибкости, внутренней подвижности, позволяющих ему быть адекватным жизни. Но для достижения такой адекватности человек должен постоянно вести познавательную деятельность. И хотя ребенок еще не способен к аналитическому мышлению, истоки этого процесса именно в детстве.

Автобиографические повести написаны таким образом, что детское сознание и сознание взрослого человека постоянно дополняют друг друга. Детское в человеке - это вовсе не то, что уходит с возрастом, а то, что остается в нем навсегда и во многом определяет его дальнейшую жизнь. Например, в главе «Горе» воображение ребенка инстинктивно заслоняет его от ужаса действительности, смерти матери. Ребенок, как и в первой главе, не может выдержать борьбы этих двух противоречивых начал. И если в первом случае он плачет, то здесь на время теряет «сознание своего существования» и испытывает «какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение». Взрослый Иртеньев комментирует происшедшее с ним маленьким следующим образом. «Вспоминая теперь свои впечатления, я нахожу, что только одна эта минута самозабвения была настоящим горем. Прежде и после погребения я не переставал плакать и был грустен, но мне совестно вспомнить эту грусть, потому что к ней примешивалось какое-нибудь самолюбивое чувство; то желание показать, что я огорчен больше всех, то заботы о действии, которое я произвожу на других, то бесцельное любопытство, которое заставляло делать наблюдения над чепцом Мими и лицами присутствующих» (Гл. «Горе»)

Детское сознание не может постичь всего того, что случилось с ним, его матерью. Он специально плачет, чтобы его не приняли за бесчувственного мальчика, но при этом заботится о том, как бы не запачкать панталон на коленях. И только, когда он услышит крик девочки, вызванный ужасом оттого, что было его матерью, поймет «горькую истину».

Вхождение в жизнь открывает герою бездну противоречий, которых ребенок не в силах разрешить. Почему он, Николенька, не переживает смерть матери так же горько, как его отец и брат? Почему рядом с горем соседствует и чувство самолюбования? Почему после похорон все пошло по-старому? И только взрослый Николай Иртеньев может дать ответы на вопросы, поставленные в детстве. «Только люди, способные сильно любить, могут испытывать сильные огорчения, но та же потребность любить служит для них противодействием горести и исцеляет их. От этого моральная природа человека еще живучее природы физической. Горе никогда не убивает»

В этом комментарии взрослого героя заключается основная мысль всего творчества Толстого: любовь противостоит смерти. Именно к утверждению любви как первоосновы бытия человека будут стремиться все толстовские герои. Но в автобиографической трилогии автор ставил перед собой другие задачи, а именно: изобразить сложнейший процесс формирования отношений человека с жизнью, показать его бесконечную текучесть. Герой в каждую минуту своего существования не ясен самому себе.

В любую из эпох становления человека мир открывается ему ровно настолько, насколько он может его в себя впустить, и за границей этого остается несоизмеримая по своей величине с доступной человеку часть его. Человек может приближаться и удаляться от истины в своем внутреннем движении. Для Толстого 1850-х гг. это не становится оценочной характеристикой героя. Смысл истории развития человека составляет само движение, даже если оно не упорядочено и не имеет своей конечной цели.

Главная ошибка, трагическая по своей сути, которую может совершить человек, заключается в подмене объективного субъективным, в восприятии своего как общего. Истина оказывается спрятанной где-то посередине. Она не мистична, как для Тургенева и Достоевского, ибо Толстой никогда не упразднял роли личности в ее не столько познании, сколько в ее созидании. Именно поэтому в качестве формы повествования в трилогии выбраны воспоминания взрослого человека о своем развитии. Экскурс в прошлое необходим, чтобы понять настоящее, себя и свою жизнь. Истина выясняется не во вне истории развития человека, а рождается из нее, как «несообразность между положением человека и его моральной деятельностью» (Гл. «Отрочество»).

Детство, как утверждает взрослый Иртеньев, - самая счастливая пора в жизни человека, потому что «невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственным побуждением в жизни» (Гл. «Детство») Классы, охота, игры, семья, слуги - все это воспринимается ребенком как бесконечный хоровод жизни, вращающийся около него. И даже его минутная нелюбовь к Карлу Ивановичу является проявлением детской привычки к любви. Минуты отчаяния (например, неудача во время мазурки) быстро сменяются успокоительными мечтами.

В мире детства все и все уравнены в особом человеческом смысле, даже при социальном неравенстве. Наталья Савишна могла ударить барчонка мокрой скатертью, а потом вместе с ним раскаиваться в случившемся.

Со смертью матери начинается новая эпоха в жизни ребенка, эпоха разъединения и разобщения, отрочество. В сознании уже взрослого героя отрочество ассоциируется с пустыней, оно лишено тепла и любви детства. В это время мир снова открывается герою с какой-то непривычной стороны. Если раньше он ограничивался семейным кругом, то теперь ребенок понимает, что кроме мира семьи есть и иной мир. «Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни... живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании». (Гл. «Новый взгляд») И в этом новом мире жизнь организуется по другим законам. Мальчику кажется, что все распадается. Он чувствует отчужденность брата и отца, впервые ненавидит. Ненависть рождается к учителю, но не к Карлу Ивановичу, который с детства как бы вписан в круг семьи, а к другому, St.-Jerome. Николенька думает, что он специально унижает его. Подробно описывается один день из жизни героя, дающий представление о том состоянии “затмения” (так его называет уже взрослый Иртеньев), какое испытывал Николенька в период своего отрочества. «Из любопытства, из бессознательной потребности деятельности» мальчик совершает ряд нехороших поступков. Вспоминая об этом дне, Иртеньев понимает «возможность самого ужасного преступления, без цели, без желания вредить, - но так» «Так» - это значит, не задумываясь, не размышляя над тем, что с тобой происходит, идя на поводу странных, темных движений души. Это отдаляет героя от других, замыкает внутри себя. Он ощущает себя уродливым и нелюбимым, что порождает, с одной стороны, мнительность, с другой - мечтательность, уводящую в мир иллюзий.

Уединение отрочества способствует моделированию субъективных представлений о жизни, опасных в силу их односторонности. Но только в том случае, если человек надолго остается во власти своих умозаключений. По сути это путь к подпольному сознанию. «Отвлеченные мысли образуются вследствие способности человека уловить сознанием в известный момент состояние души и перенести его в воспоминание. Склонность моя к отвлеченным размышлениям до такой степени развила во мне сознание, что, часто начиная думать о самой простой вещи, я впадал в безысходный круг анализа своих мыслей, я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чем думал» (Гл. «Отрочество»).

Пора отрочества лишена движения. Герой как бы стоит на месте, ибо вся его внутренняя жизнь превратилась в бесконечную рефлексию. Сознание Николеньки направлено не на освоение действительности, а на анализ своих состояний, которые имели место быть. По сути герой перестает жить настоящим, он погружается в вымышленный мир. Но жизнь не позволяет Николеньке замкнуться, она предлагает ему новые пути познания ее. И один из них это диалог, то есть выход из своего замкнутого мирка, приобщение к другой точке зрения, сопоставление себя с другим «я». Первый опыт таких отношений с миром - дружба с Дмитрием Нехлюдовым. Рефлекторность отроческого мышления преодолевается естественной силой жизни, заключенной в каждом человеке, устремляющей его к соединению с другими людьми. Общение с Нехлюдовым дает герою возможность реализовать себя в слове, преодолеть свою замкнутость.

Дружба с Нехлюдовым открывает мальчику еще один «новый взгляд на жизнь, ее цели и отношения». Из бесед «с чудесным Митей» Николенька вывел, «что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно» (Гл. «Что я считаю началом юности»). Но эти открытия ума ничего не давали сердцу, ибо жизнь героя шла «все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком». Однако общение с Нехлюдовым подтолкнуло Николеньку к изменению своей позиции.

Пора юности начинается с того момента, когда Николенька вдруг понял, что его мысль и его жизнь не сопрягаются, а существуют параллельно. Юность ознаменовывается желанием героя действовать, «прилагать мысли к жизни», но приобретенная в отрочестве склонность к отвлеченному мышлению мешает реализации задуманного. Николеньке трудно преодолеть себя прежнего, хотя он теперь многое по-новому понимает.

Как всегда, герою сложно высказать в слове то, что живет внутри его. «Какое-то новое для меня, чрезвычайно сильное и приятное чувство проникло мне в душу…, хотя я не могу передать так, как оно сказывалось во мне» (Гл. «Весна»). Это трудно передаваемое чувство, рожденное в Николеньке с наступившей весной, ассоциируется у него с «красотой, счастьем, добродетелью». То, что казалось невозможным в отрочестве, теперь видится абсолютно достижимым. «... я мог бы и могу быть хорош и счастлив в будущем». (Гл. «Весна»). Это чувство окрыляет героя. Ему хочется наверстать то, что было упущено в отрочестве. Теперь эта пора жизни не только пустыня, затмение, но еще и сон, так как в это время он «проспал» жизнь, ее красоту, счастье.

Желание быть, то есть жить счастливо вместе с расцветающим миром, заставляет Николеньку помогать слуге выставлять окна, готовиться к исповеди, ехать самому в монастырь, чтобы исповедаться в одном забытом грехе. Но все эти прекрасные порывы души, направленные на восстановление оборванных связей с миром, вновь оказываются парализованными эгоизмом, они становятся предметом самолюбования и потому быстро исчезают. Уже возвращаясь из монастыря, Николенька воображает, какое хорошее впечатление он произвел на духовника. «... я думал о том, как теперь духовник... думает, что такой прекрасной души молодого человека, как я, он никогда не встречал, что даже и не бывает подобных». (Гл. «Вторая исповедь»).

Правда, самолюбование удерживается недолго. Оно разрушается при взаимодействии с действительностью. Герою нечем заплатить за извозчика, и пока он вымаливает деньги у слуг, все прекрасное и возвышенное заменяется серым и будничным. И перед причастием Николенька, как он сам признается, «пропасть нагрешил».

Невозможность сопрягать мысли и жизнь Николенька еще не раз испытает в юности. Но юность открывает ему еще и неизвестное состояние свободы, ставит перед ним такие задачи, решить которые можно, только прилагая максимум духовных усилий. Например, Николенька никак не может уловить себя. «Бывало, утром занимаешься в классной комнате и знаешь, что необходимо работать, потому что завтра экзамен.., но вдруг пахнет из окна каким-нибудь весенним духом - руки сами собою опускают книгу, ноги сами собою начинают двигаться и ходить взад и вперед, а в голове, как будто естественно и с такою быстротою начинают пробегать разные пестрые, веселые мечты, что только успеваешь замечать блеск их» (Гл. «Как я готовлюсь к экзамену»).

Свобода юности - это ощущение себя “большим”, то есть тем, кому можно жить взрослой жизнью: делать визиты, курить табак, пить шампанское, сорить деньгами. Все это опьяняет, отдаляет от задуманного соединить «мысли и жизнь». Примером такого отдаления является разделение Николенькой людей на comme jl faut и на comme jl faut pas. Первых герой уважал и считал достойными себя, вторых ненавидел, всех остальных презирал.

Быть человеком comme jl faut означало в понимании Николеньки внешнее совершенство, а именно: убранство комнаты, почерк, экипаж, и главное - «отношение сапогов к панталонам». Стремление быть comme jl faut на какое-то время заслоняет все другие желания Николеньки. С наступлением весны он мечтал, что будет «хорошим и счастливым», хотел написать правила жизни, летом все счастье для него - стать человеком comme jl faut.

Внешнее совершенство comme jl faut, по мнению Иртеньева, обеспечивает ему необходимое положение в обществе, независимое, избавляющее его от каких-либо духовных и физических усилий. Быть comme jl faut значит исполнить «свое назначение» и стать «выше большей части людей».

Желание быть выше людей вступает в конфликт с естественным чувством человека быть вместе с людьми, подтачивает органические связи с миром. Очень часто в последней повести трилогии результатом достижения положения comme jl faut становится «грусть души». Природой в человеке заложено совсем другое понимание высоты человека. Не случайно рядом с главой «Comme jl faut» стоит глава «Юность».

В период юности герой осознает не только сложность соединения воображаемого и действительного миров, но и понимает себя как принадлежащего одновременно двум стихиям жизни, общественной и природной, между которыми также невозможно достичь гармонии, как между мыслями о жизни и самой жизнью. В обществе Николенька стремится к внешнему совершенству, а наедине с миром природы ощущает себя «ничтожным червяком, уже оскверненным всеми мелкими, бедными, людскими страстями», и тем не менее чувствует в себе “необъятную могучую силу воображения и любви”, роднящую его со всем, что вне его существует. « Мне казалось…, что как будто природа, и луна, и я, мы были одно и то же». (Гл. «Юность»).

«Юность» заканчивается так же знаково, как начиналась вся трилогия. Провал Николеньки на экзамене - это не только подтверждение незнания им интегралов и дифференциалов, это провал впервые сознательно избранной жизненной позиции: быть человеком comme jl faut, быть выше всех. Выделывание себя под comme jl faut противоречит естественной силе жизни, заключенной в любом человеке, является насилием над своей личностью.

Уже с первого своего появления в университете Николенька почувствовал, как его «личность исчезает в толпе молодых, веселых лиц» (Гл. «Университет»), хотя все эти лица соединены некоей связью, которая почему-то не коснулась его. Герой переживает противоречивое состояние. С одной стороны, он хотел бы быть вместе со всеми, но с другой, он делает все, что отделяло бы его от остальных. «... Как только я чувствовал, что товарищ начинал быть ко мне расположен, я тотчас же давал ему понять, что я обедаю у князя Ивана Ивановича и что у меня есть дрожки. Все это я говорил только для того, чтобы показать себя с более выгодной стороны, чтобы товарищ полюбил меня еще больше.., но почти всякий раз, напротив, вследствие сообщенного известия о моем родстве с князем Иваном Ивановичем и дрожках, к удивлению моему товарищ вдруг становился со мной горд и холоден». (Гл. «Университет»). Желание быть с другими и желание быть лучше других вступают в неразрешимое противоречие и подготавливают провал героя.

Участвуя в кутежах, которые устраивали студенты, относившие себя к comme jl faut, Николенька не ощущал ожидаемого веселья, ему это было более неприятно, нежели приятно. Но он считал своим долгом притворяться и быть, как все. Провал на экзамене подтвердил ту нравственную катастрофу, которую Николенька почувствовал еще раньше, когда сблизился с теми, кого не принимал за вполне приличных людей. Он начинает понимать то, что считал для себя высотой, оказывается ничтожным по сравнению с внутренней широтой и глубиной тех, кого старался ненавидеть.

Но крушение идеи, под которую «выделывалась» жизнь, не означает крушения самой жизни в целом. О пистолетах герой думает только ради приличия. Удар по самолюбию, неудачный опыт - это тоже жизнь, ступенька ее лестницы, устремленной ввысь. Не случайно последний жест героя - обращение к забытой тетради о правилах жизни. Начинается новый этап в освоении человеком мира, который, как ему кажется, будет удачнее предыдущего.

В первых произведениях Толстого мир не однороден. Он поделен на семейную, общественную, природную сферы, между которыми нет гармоничных единых отношений. Так жизнь общества, особенно света, противостоит жизни природного космоса, как искусственное естественному. Человек одновременно является существом и природным, и общественным, то есть переживающим основное противоречие мироустройства не только на внешнем, но и на внутреннем уровнях. Личность в своем освоении мира стремится к синтезу его разнонаправленных сфер. Но, будучи сама фактом этого мира, она в своем внутреннем движении переживает те же состояния противоречий, которые обнаруживает вне себя.

Жизнь общества, особенно света, противостоит природному космосу, как война миру. В данном случае война понимается, как постоянное конфликтное состояние человека с внешним окружением и с самим собой, вызванное определенными унифицированными представлениями о личности. Оппозиция «война - мир» станет ведущей во всем последующем творчестве Толстого.

Диалектика души - это диалектика отношений человека с миром и с самим собой, ибо мир и человек существуют в раннем и позднем творчестве Л.Н. Толстого не как субъект и объект, а как единое целое, потому что мир и субъективен (он воспринимается человеком через призму его собственного «я»), и объективен (существует независмо от человека, от его внутреннего «я»). Человек воспринимает себя не только как субъект, но и как объект, осмысливаемый другими людьми. Эта вторая сторона индивидуальной жизни много значит для человека Толстого, так как ему хочется, чтобы объективно его воспринимали положительно. Поэтому человек Толстого постоянно находится в состоянии «войны» и «мира». Налаживая свои отношения с миром, он устанавливает мир в своей душе, вступая в период противоречий с миром, он ощущает дискомфорт внутри себя.

Оппозиция «война - мир» станет ведущей в следующем крупном произведении Толстого «Севастопольских рассказах», где она, несмотря на фактографичность изображаемых событий крымской компании, не теряет своей метафоричности. Писателя война интересует не только с точки зрения ее политической сути, а как нарушение естественной жизни, как явление враждебное природному ходу бытия. Тема войны и мира в «Севастопольских рассказах» - это еще и тема жизни и смерти.

Жизнь Севастополя заключает одновременно два состояния: и войны, и мира. Первый взгляд на город обнаруживает приметы войны: телега с окровавленными покойниками, полусгнивший труп лошади. Но тут же видится и другое: окрашенное утренней зарей небо, блестящее на солнце море, красивые светлые строения. На набережной торгуют булками рядом с ядрами. Жизнь Севастополя открывается рассказчику, прибывшему из мирного города, как «странное смешение красивого и грязного», среди чего находится человек. Момент отчужденности повествователя от севастопольской действительности, его неучастия в происходящем подчеркивается формой повествования, идущей от обобщенно-личного «вы», преднамеренно диалогичного, поскольку одна из задач автора - вовлечь читателя в переживание основной ситуации человеческого бытия сопряжения жизни и смерти, обессмысливаемой тогда, когда она создается людьми искусственно.

Пространственные перемещения рассказчика по городу то приближают, то отдаляют его от ощущения присутствия смерти. В госпитале он видит искалеченных людей, прошедших через испытание смертью и вынесших из него не страх, а «молчаливое, бессознательное величие и твердость духа, стыдливость перед собственным достоинством». Это те, кто уже познал войну в ее настоящем выражении - в крови, в страдании, в смерти, простые солдаты, люди невысшего общества. Общение с ними подготавливает рассказчика к встрече с опасностью. Один из раненых скажет ему: «Оно первое дело... не думать много: как не думаешь, оно тебе и ничего. Все больше оттого, что думает человек».

«Не думать» для солдата означает то, что необходимое на войне знание у него уже есть. Оно заключается в ясно осознаваемой цели, защите Отечества. Именно поэтому одинаковое выражение на солдатских лицах - «простота и упрямство». Дворянскому герою все, что понятно солдатам, еще предстоит усвоить.

Уже на первых страницах «Севастопольских рассказов» возникает противоположность между народным и дворянским восприятием мира. Возникшее у героя после посещения госпиталя сознание своего ничтожества «в сравнении со столькими страданиями и столькими смертями» сменяется состоянием «легкомыслия, маленьких забот и увлечения одним настоящим». Радостное ощущение жизни не исчезает даже тогда, когда он видит траурную процессию. Ужасу войны и смерти пока что противостоят только здоровые инстинкты жизни. Они же порождают странное желание посоревноваться, поиграть со смертью, найти прелесть в опасности. В этой игре человеку кажется, что он сильнее смерти, может ее обмануть. И только ужас разорванного тела возвращает его к реальности.

В дворянском герое еще нет того великого чувства родины, которое живет в сердцах простых солдат. Человек, прошедший через страдания, исполняется возвышенного состояния духа, понимает, что победа над смертью и ужасами войны возможна только тогда, когда в сознании живет противостоящая им сила. И эта сила - любовь к родине, «редко проявляющаяся и стыдливая». Истинный патриотизм побеждает смерть и хаос, определяет «самостоянье» человека. Именно в чувстве любви к родине должны соединиться народная и дворянская точки зрения.

Толстому в первом севастопольском рассказе не нужны были персонифицированные герои. Ему важно было показать панораму столкновения войны и мира, вовлеченность в этот конфликт человека, найти возможность преодоления человеком разъединяющих начал перед лицом смерти. Его герой, побывавший на редутах, уясняет для себя главное - «дух защитников Севастополя». Он понимает, что ими руководит не то чувство мелочного тщеславия, забывчивости, которое испытывал он сам, а другое, «редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине каждого - любовь к родине». Именно это чувство должно объединить расколовшуюся русскую нацию на народ и дворянство.

В рассказе “Севастополь в мае” противостояние дворянской и народной точек зрения усиливается, и у них появляются реальные носители. Высшее офицерство в лице Калугина и Гальцина, Нефедова и Праскухина, среднее - штабс-капитан Михайлов и простые люди, слуга Михайлова, Никита, старуха матроска, потерявшая жилье, девочка - все они по-разному переживают общую ситуацию. Поведение высшего офицерства в Севастополе напоминает игру. Они ведут себя так, как на сцене, изображая героев и храбрецов, причем критерий мужества у каждого сугубо индивидуален. Для одного он герой уже потому, что видел в двадцати метрах от себя разорвавшийся снаряд, для другого, потому что дважды был с донесениями на поле боя. Простые солдаты и офицеры, проведшие на бастионах по шести месяцев, привыкли к близости смерти, не думают о тщеславии. Война для них - тяжелая работа. Страх смерти живет в каждом: и в блестящем адъютанте Калугине, и в штабс-капитане Михайлове, и в простом солдате. Но людям высшего общества свойственно играть в бесстрашие. Толстого поражает то, что даже страх смерти не заставляет человека отказаться от ложного, ненужного тщеславия, иначе взглянуть на жизнь. В осажденном городе на бульваре, где играет музыка, собираются люди, которые могут быть убиты в завтрашнем бою, а для них самое главное заключается в том, чтобы быть замеченными аристократами. Для Михайлова счастье - пройти под руку с Гальциным.

Когда погибает Праскухин, то в миг перед смертью перед ним проносится вся его жизнь, в которой не было ничего высокого, торжественного. «... он вспомнил про двенадцать рублей, которые должен был Михайлову, вспомнил еще про один долг в Петербурге, который давно надобно было бы заплатить; цыганский мотив, который он пел вчера, пришел ему в голову; женщина, которую он любил, явилась ему в воображении, в чепце с лиловыми лентами; человек, которым он был оскорблен пять лет назад и которому не отплатил за оскорбление... » Трагически нелепо Праскухин рассуждает, будучи почти убитым, о том, что если осколок смертельно ранил Михайлова, то он будет всем рассказывать об этом. Жизнь проживается впустую. Она - миг перед всепоглощающей смертью. А человек тратит ее на тщеславие, на игру.

Именно такого рода игры, но в масштабах человечества, приводят к войнам. Для Толстого несомненно одно из двух: «или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать».

«Неразумные люди» не замечают, как около них и в них самих пробивается истинная жизнь, смысл которой в любви, в сострадании. Например, Михайлову становится стыдно за себя, презирающего слугу, а Гальцину за то, что заподозрил раненых солдат в трусости. Это является залогом пробуждения дворянского героя и воссоединения его с народом.

Во втором рассказе есть знаменательная сцена. Солдат, работающий на уборке тел, говорит об узнанном им покойнике: «Ишь, дух скверный!» Следует авторский комментарий: «Ишь дух скверный!» - вот все, что осталось между людьми от этого человека». И это самая высшая несправедливость, обессмысливающая всю жизнь человека. Но она есть порождение его дел и мыслей. Люди, устраивающие свой мир так, что в нем гибнут тысячи только потому, что дипломаты не сумели договориться, восстают против естественного хода жизни, делают насилие над природой.

Через весь рассказ проходит противопоставление природного и искусственного, разрушительного, созданного деятельностью «неразумных» людей. Это символические оппозиции «звезды - бомбы», «поле цветов - поле смерти», данные нам в восприятии взрослыми и детьми. Дети воспринимают мир целостно, в его естественном синтезе. Поэтому для девочки звезды и бомбы одно и то же - ведь на небе они одинаково горят. Для взрослых навсегда потеряно чувство естественного любования звездным небом, потому что звезды им будут напоминать бомбы. Нарушена связь между человеком и природным космосом. Ужас этого разрыва передается опять же через восприятие ребенка. Десятилетний мальчик собирает голубые цветы на поле, усеянном трупами, еще не понимая, что такое смерть. Остановившись около страшного, обезглавленного трупа, он трогает ногой окоченевшую руку, застывшую в одном положении. В какой-то миг к нему приходит осознание того, что рука не движется. То, что ему представлялось живым или, вернее, образом жизни, оказалось смертью.

Народное и детское сознание родственны. Сближает их простота, естественность и отсутствие рефлексии. «Чистота нравственного чувства» свойственна детям и солдатам. Его напрочь лишены представители дворянства, особенно те, кто не жил с солдатами одной жизнью, на бастионах, в траншеях. «... всякий из них маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню, чтоб получить лишнюю звездочку или треть жалования».

Дворян, разделивших судьбу простого солдата, Толстой изображает в «Севастополе в августе». Структура данного рассказа отличается от двух предшествующих тем, что действие выведено на бастионы, то есть непосредственно на поле боя, и герои оказываются в среде людей, которые каждый день встречаются со смертью глаза в глаза.

В этом рассказе есть два главных действующих лица, братья Козельцовы. Старший принадлежит к тем дворянам, которые разделили участь простых солдат. Он переболел первым ощущением войны как героизма и храбрости, наград и почестей, которое характерно для младшего его брата Володи. Для старшего Козельцова война - тяжелый труд. Он и ранен был «на работах». Он скуп в выражении своих чувств. Робеет перед начальством. В перерывах между «работой» он, как и все остальные офицеры, забывается за водкой и картами. Но возвращается на фронт, еще не долечившись, и сразу идет к своим солдатам, чтобы поздороваться. Погибает так, как солдат из рассказа «Севастополь в декабре», перед смертью спросив, за кем осталась победа. Толстой не акцентирует внимание на чувствах старшего Козельцова к брату. Они расстаются скупо, почти не попрощавшись.

При всей простоте, «будничности» образа старшего Козельцова в нем есть сокровенная черта, роднящая всех воюющих на бастионе, объединяющая их в одну семью, - это ежеминутная готовность умереть, не думая, как об этом говорил солдат в первом рассказе о Севастополе; это не проявленное в слове чувство родины.

Володя еще мальчик, он искренен в каждом своем чувстве: и в страхе, и в желании его преодолеть. По-детски хочет понравиться, старательно выполняет все, что ему поручают И погибает он по-детски, пораженный неожиданной близостью неприятеля. Володя, казалось бы, попал на войну случайно. Но в то же время и нет, так как он считает, что «совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество». Детскость - залог истинного понимание вещей, чистой совести.

Соединение «простого» героизма Михаила Козельцова и детского, наивного Володи является нравственным содержанием человека. В финале последнего рассказа перед нами представляется совокупный портрет такого человека. Всех, покидающих Севастополь, от умирающего солдата до генерала, объединяли два чувства. Первое, естественное по своей природе - самосохранения, «другое, тяжелое, сосущее и более глубокое…, как бы похожее на раскаяние, стыд и злобу» - чувство родины.

Уже в композиции «Севастопольских рассказов» прочитывается главная мысль Толстого. В середине цикла стоит рассказ о разъединяющих началах в жизни людей. Его окаймляют рассказы, в которых обнаруживаются возможности преодоления искусственно возведенных человеком барьеров между себе подобными и природой.

Для автора «Севастопольских рассказов» несомненными являются точка зрения народа, его умение жить просто, не задумываясь, и при этом сохранять нравственную чистоту, по-детски наивное мироощущение. Детскость - это такое состояние души, когда человек еще не познал природу внутренней и внешней дисгармонии, когда он живет еще в целостном мире. Не случайно герой в трилогии об истории развития человека обращается к своему детству, чтобы лучше познать себя взрослого.

Но уже в первых произведениях Л.Н. Толстого показан разрыв между естественной, природной средой, к которой принадлежит народ, и дворянской, аристократической.

Николай Иртеньев, вступая в жизнь общества, сразу же заболевает тщеславием, хочет установить несомненный приоритет своей личности, чувствуя при этом внутренний дискомфорт. Чтобы восстановить равновесие, ему необходим свод правил, ограничивающих свободу проявления своего «я». Свобода, по Толстому, заключается в сопряжении личности с незыблемыми законами общей жизни, сохраняемыми в народной среде, где еще не произошло окончательного разрыва человека и природного космоса.

Точка зрения Толстого не является его открытием. Ее придерживаются практически все участники литературного процесса середины века в той или иной степени. Так, демократически и революционно ориентированная часть художников (Чернышевский, Некрасов) исповедовала идеи о спящем народе-богатыре, которому необходим вождь, способный пробудить в нем его потенциальные силы. В отличие от такой точки зрения и Достоевский, и Толстой предлагали возвращение в народный мир как спасение от самораспада, от своеволия личности.

Действительным художественным открытием Толстого является диалектичность процесса взаимоотношений мира и человека, их взаимообусловленность даже в самых мельчайших проявлениях. Разрыв этого процесса на каком-либо из его участков означает неизбежность взаимной катастрофы. Такой катастрофой для Толстого было распадение связей между крестьянами и дворянами как представителями одной нации. В 1850-1860-е гг. писатель пытается разрешить этот конфликт. Он задумывает роман «Утро помещика», который так и останется незавершенным. Его герой не может ответить на вопрос, почему он не такой, как его крестьянин, Илюшка. Большое произведение, роман «Казаки» целиком посвящен выяснению этой проблемы. Оленин мечтает о том, что он женится на казачке, поселится в станице, будет таким, как, например, дед Ерошка. Но вскоре убеждается, что это невозможно, поскольку внешнее приобщение к формам их жизни не обеспечивает познания ее внутренней сути, которая открыта крестьянину на иррациональном уровне.

Уже в творчестве 1850-1860-х гг. Толстой вступает в то противоречие, которое определит характер его мировоззренческого кризиса 1880-х гг. Признавая истинность интуитивного, внутреннего проникновения в основы жизни, он в то же время не видит для дворянского героя иного пути, кроме рационального к ней приобщения.

Проблемы отношения личности и народа, единства нации, постижения истинного смысла жизни вне ее социальных, политических и исторических доминант, но и через них - вот тот круг вопросов, с которыми Толстой подходит к созданию романа-эпопеи «Война и мир».

Ясная Поляна Ясная Поляна, усадьба великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, неразрывно связана с его жизнью и творчеством. Здесь он родился в 1828 году и в общей сложности прожил около 60 лет. Здесь он провел счастливые дни своей жизни, ощутил золотую зрелость творческой мысли, остроту духовного восприятия мира... Без своей Ясной Поля­ны,- говорил Лев Николаевич,- я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней". В Ясную Поляну приходили и приезжали люди из окрестных деревень и со всех концов света за советом, за правдой, за помощью. Этот уголок тульской земли в конце XIX начале XX века стал культурным центром России. Сюда стекался цвет творческой интеллигенции- писатели, композиторы, ученые, художники.




1 Башни въезда 1 Башни въездаБашни въездаБашни въезда 2 Прешпект 2 ПрешпектПрешпект 3Большой пруд 3Большой прудБольшой прудБольшой пруд 4 Баня 4 Баня 5 Нижний пруд 5 Нижний прудНижний прудНижний пруд 6 Нижний (английский) парк 6 Нижний (английский) паркНижний (английский) паркНижний (английский) парк 7 Средний пруд 7 Средний прудСредний прудСредний пруд 8 Теплица 8 ТеплицаТеплица 9 Кузня и плотницкая 9 Кузня и плотницкаяКузня и плотницкаяКузня и плотницкая 10 Конюшня и каретный сарай 10 Конюшня и каретный сарайКонюшня и каретный сарайКонюшня и каретный сарай 11 Дом Волконского 11 Дом ВолконскогоДом ВолконскогоДом Волконского 12 Парк «Клины» 12 Парк «Клины»Парк «Клины»Парк «Клины» 13 Старый сад 13 Старый садСтарый садСтарый сад 14 Кучерская и садовый домик 14 Кучерская и садовый домикКучерская и садовый домикКучерская и садовый домик 15 Житня и рига 15 Житня и ригаЖитня и ригаЖитня и рига 16 Флигель Кузминских 16 Флигель КузминскихФлигель КузминскихФлигель Кузминских 17 Дом-музей Л. Н. Толстого 17 Дом-музей Л. Н. ТолстогоДом-музей Л. Н. ТолстогоДом-музей Л. Н. Толстого 18 Могила Л. Н. Толстого 18 Могила Л. Н. ТолстогоМогила Л. Н. ТолстогоМогила Л. Н. Толстого 19 Старый Заказ 19 Старый ЗаказСтарый ЗаказСтарый Заказ 20 Красный сад 20 Красный садКрасный садКрасный сад 21 Развилка 21 Развилка 22 Чепыж 22 ЧепыжЧепыж 23 Молодой сад 23 Молодой садМолодой садМолодой сад 24 Павильон 24 ПавильонПавильон 25 Иточек 25 Иточек 26 Арковский верх 26 Арковский верхАрковский верхАрковский верх 27 Елочки под Грумантом 27 Елочки под ГрумантомЕлочки под ГрумантомЕлочки под Грумантом 28 Бисов покос 28 Бисов покос 29 Афонина роща 29 Афонина роща 30 Косая поляна 30 Косая полянаКосая полянаКосая поляна 31 Поддонный верх 31 Поддонный верх 32 Плоцкий верх 32 Плоцкий верхПлоцкий верхПлоцкий верх 33 Любимая скамейка Л. Н. Толстого 33 Любимая скамейка Л. Н. ТолстогоЛюбимая скамейка Л. Н. ТолстогоЛюбимая скамейка Л. Н. Толстого 34 Елочки у колодца и елочки – ромбы 34 Елочки у колодца и елочки – ромбыЕлочки у колодца и елочки – ромбыЕлочки у колодца и елочки – ромбы 35 Абрамовская посадка 35 Абрамовская посадкаАбрамовская посадкаАбрамовская посадка 36 Колодец 36 Колодец 37 Калинов луг 37 Калинов луг 38 Юшкин верх 38 Юшкин верх 39 Митрофановская посадка 39 Митрофановская посадкаМитрофановская посадкаМитрофановская посадка 40 Круглый осинник 40 Круглый осинник 41 Самородный лес 41 Самородный лес 42 Засечные леса 42 Засечные леса 43 Гусева поляна 43 Гусева полянаГусева полянаГусева поляна 44 Осинник 44 Осинник 45 Старая пасека 45 Старая пасека 46 Деревня Ясная Поляна 46 Деревня Ясная ПолянаДеревня Ясная ПолянаДеревня Ясная Поляна 47 Кафе «Прешпект» и сувенирный киоск у башен въезда 47 Кафе «Прешпект» и сувенирный киоск у башен въездаКафе «Прешпект» и сувенирный киоск у башен въездаКафе «Прешпект» и сувенирный киоск у башен въезда 48 Стоянка 49 Туалет 48 Стоянка 49 Туалет


История усадьбы Ясная Поляна ведет свое летосчисление с конца XVII столетия, с момента появления здесь ее первых владельцев - Карцевых. Усадьба пережила несколько этапов, прежде чем основательно изменила свой облик в ходе коренной реконструкции, предпринятой дедом Л. Н. Толстого князем Николаем Сергеевичем Волконским. Его можно считать строителем той яснополянской усадьбы, в которой позднее протекала жизнь Льва Николаевича Толстого. Дед писателя соединил старые черты планировки (регулярный парк «Клины», аллея «Прешпект») с новыми элементами композиции (архитектурный ансамбль, «Аглицкий» парк). «Все, что строил мой дед, - говорил Л. Н. Толстой, - было изящно и не пошло и твердо, прочно, капитально. У него было очень тонкое эстетическое чувство». От Н. С. Волконского Ясная Поляна перешла к его единственной дочери, матери Л. Н. Толстого Марии Николаевне. Отец писателя, граф Николай Ильич Толстой, достроил здесь 32-комнатный ампирный дом, увеличил сад и хозяйственные службы. Леса Ясной Поляны: Абрамовская посадка, Чепыж, Старый Заказ – места прогулок и детских игр братьев Толстых. На краю оврага Старого Заказа, где, будучи детьми, они искали «зеленую палочку счастья», Л. Н. Толстой завещал похоронить себя. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне перенесет вас в мир русских дворянских усадеб 19 в. Ясная Поляна ведет свое летосчисление с конца XVII столетия, с момента появления здесь ее первых владельцев - Карцевых. Усадьба пережила несколько этапов, прежде чем основательно изменила свой облик в ходе коренной реконструкции, предпринятой дедом Л. Н. Толстого князем Николаем Сергеевичем Волконским. Его можно считать строителем той яснополянской усадьбы, в которой позднее протекала жизнь Льва Николаевича Толстого. Дед писателя соединил старые черты планировки (регулярный парк «Клины», аллея «Прешпект») с новыми элементами композиции (архитектурный ансамбль, «Аглицкий» парк). «Все, что строил мой дед, - говорил Л. Н. Толстой, - было изящно и не пошло и твердо, прочно, капитально. У него было очень тонкое эстетическое чувство». От Н. С. Волконского Ясная Поляна перешла к его единственной дочери, матери Л. Н. Толстого Марии Николаевне. Отец писателя, граф Николай Ильич Толстой, достроил здесь 32-комнатный ампирный дом, увеличил сад и хозяйственные службы. Леса Ясной Поляны: Абрамовская посадка, Чепыж, Старый Заказ – места прогулок и детских игр братьев Толстых. На краю оврага Старого Заказа, где, будучи детьми, они искали «зеленую палочку счастья», Л. Н. Толстой завещал похоронить себя. Ясная Поляна – уникальный мемориальный и природный заповедник. Здесь сохранены старые здания, окруженные живописными парками, садами, лесами. Здесь по-прежнему живут традиции семьи Толстых. Прогулка по Ясной Поляне перенесет вас в мир русских дворянских усадеб 19 в.«зеленую палочку счастья»«зеленую палочку счастья»






Утром опять игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива и всё - главное, маханье берез прешпекта такое же, как было, когда я 60 лет тому назад, в первый раз заметил и полюбил красоту эту». Л.Н Толстой – письмо С.А.Толстой, 3 мая 1897г.













«Весна, вечер; я в саду, на любимом месте покойной матушки, около пруда, в березовой аллее... Месяц тихо плывет по подернутому прозрачными облаками небу, ярко отражается вместе с освещенными им облаками в зеркальной поверхности тихой воды пруда». Л. Н. Толстой. «Святочная ночь»












В молодые годы утро Лев Николаевич проводил в хозяйстве: все обойдет или же сидит на пчельнике. Он сажал и капусту, разводил японских свиней. Он посадил яблочный сад, сажал кофе, цикорий. Его занимала и посадка еловых лесов, чем и обессмертил свое имя в хозяйстве. В молодые годы утро Лев Николаевич проводил в хозяйстве: все обойдет или же сидит на пчельнике. Он сажал и капусту, разводил японских свиней. Он посадил яблочный сад, сажал кофе, цикорий. Его занимала и посадка еловых лесов, чем и обессмертил свое имя в хозяйстве.







Дорожка к теплице В саду была теплица для зимних цветов и оранжерея с персиками. Вот один день из жизни великого писателя. Дом спал, когда просыпался Толстой. На ногах была лишь прислуга. В 8 часов утра он, сунув в карман записную книжку, спускался вниз по лестнице. Утренняя прогулка по липовой аллее, либо вокруг дома была недолгой. Она заканчивалась у старого вяза, который он называл вязом бедных, здесь его уже ждали мужики: кто просил леса, кто милостыню. Толстой слушал всех одинаково, оделял деньгами. В саду была теплица для зимних цветов и оранжерея с персиками. Вот один день из жизни великого писателя. Дом спал, когда просыпался Толстой. На ногах была лишь прислуга. В 8 часов утра он, сунув в карман записную книжку, спускался вниз по лестнице. Утренняя прогулка по липовой аллее, либо вокруг дома была недолгой. Она заканчивалась у старого вяза, который он называл вязом бедных, здесь его уже ждали мужики: кто просил леса, кто милостыню. Толстой слушал всех одинаково, оделял деньгами.




Флигель Кузьминских Во флигеле некоторое время размещалась школа, открытая Л.Н.Толстым для яснополянских ребятишек. Во флигеле некоторое время размещалась школа, открытая Л.Н.Толстым для яснополянских ребятишек. Для этой школы им была создана знаменитая АЗБУКА. Для этой школы им была создана знаменитая АЗБУКА.




Большой дом был с флигелем. Наверху в нем было 5 комнат с темной каморкой, а внизу одна комната с каменными сводами, бывшая кладовая и рядом небольшая комнатка, откуда вела наверх витая деревянная лестница. Наверху размещались спальни, детская, столовая с большим окном и гостиная с небольшим балконом, где после обеда пили кофе. Внизу комната со сводами служила в последнее время кабинетом Льва Толстого. Репин изобразил ее кабинетом. Большой дом был с флигелем. Наверху в нем было 5 комнат с темной каморкой, а внизу одна комната с каменными сводами, бывшая кладовая и рядом небольшая комнатка, откуда вела наверх витая деревянная лестница. Наверху размещались спальни, детская, столовая с большим окном и гостиная с небольшим балконом, где после обеда пили кофе. Внизу комната со сводами служила в последнее время кабинетом Льва Толстого. Репин изобразил ее кабинетом.




Письменный стол, за которым было создано большинство произведений великого писателя, и «Война и мир», и «Анна Каренина», и «Хаджи Мурат», и «После бала», и «Не могу молчать». На столе пресс-папье (глыба зеленого стекла), подаренное Толстому служащими и рабочими Дятьковского Мальцевского хрустального завода. Надпись гласит: «Вы разделили участь многих великих людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич! И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрьмах и ссылке. Пусть отлучают Вас как хотят и от чего хотят фарисеи «первосвященники». Русские люди всегда будут гордиться, считая Вас своим, великим, дорогим, любимым». Толстой бережно хранил эту вещь в числе других дорогих ему предметов.