Характеристика героев из пьесы на дне таблица. Методическая разработка по литературе (11 класс) на тему: урок по пьесе Горького "На дне"

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник» (1833) воспел прекрасный город, который в XVIII —начале XIX века стал символом могущества России. Чудесен был быстрый рост северной столицы, она воплощала новую Российскую империю — богатую, грозную, просвещённую. Кому ещё под силу построить каменный город на болотах! Поэтому поэт восклицает:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия, (вступление)

Но Пушкин, как считают литературоведы, был последним певцом светлого образа Петербурга — прямых улиц, прекрасных дворцов, величавой Невы. С каждым годом в творчестве поэта облик столицы становится мрачнее — Петербург воспринимается как холодный, скучный, казарменный город-призрак:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит... («Город пышный...»)

В том же духе изображена столица в петербургских повестях «Невский проспект», «Нос», «Шинель» (1835) Н.В.Гоголя. Традицию Гоголя, основателя «натуральной школы» в русской литературе, продолжает Достоевский в романе «Преступление и наказание» (1866).

Петербург у Достоевского выступает в двух ролях — как бытовой фон и как символ.

Во-первых, автор описывает обстановку, в которой действуют герои, в этом смысле «Преступление и наказание» — яркий петербургский роман. Писатель приводит множество бытовых подробностей: внешний и внутренний вид домов, где живут персонажи; одежда героев и случайных прохожих; уличные сценки, точные расстояния, количество этажей, ступеней и т.д. Городские картины у Достоевского изображают не столичные дворцы и прекрасные набережные, а трущобы вокруг Сенной площади. Раскольников, например, жил в каморке под самой крышей высокого пятиэтажного дома, она больше походила на шкаф или гроб, чем на человеческое жильё. Мармеладовы жили фактически в коридоре, через который другие квартиранты госпожи Липпевехзель могли выходить на чёрную лестницу. Похожую лестницу описывает автор, когда Раскольников идёт в полицейскую контору по вызову: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота. Вверх и вниз всходили и сходили дворники с книжками под мышкой, хожалый и разный люд обоего пола — посетители» (2,I).

Совершенно отчаявшись и разочаровавшись в жизни, Раскольников полюбил «шляться» вокруг Сенной, «чтобы ещё тошнее было» (2, VI), как он сам выражался. Рисуя этот район столицы, Достоевский отмечает: «Около харчевен на нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья Раскольникова не обращали на себя ничьего высокомерного внимания» (1 ,V). Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены, одну безобразнее другой. На бульваре он наблюдает совершенно пьяную молоденькую девушку в странно застёгнутом платье, без шляпки и перчаток, которую преследует жирный, румяный, щеголеватый франт (1, IV). Или рядом с героем, когда он останавливается на мосту, в воду бросается незнакомая женщина «с жёлтым, испитым лицом и красноватыми, впавшими глазами» (2, VI). Или герой разглядывает уличных артистов — нищего шарманщика и девушку-певицу: она выводит жалостный романс дребезжащим, но приятным голосом (2, VI). В романе все многочисленные зарисовки Петербурга показывают социальные условия жизни людей, находящихся в том же бедственном положении, что и главный герой.

Теперь становится понятно, почему и как в голове бывшего студента родилась теория о суперчеловеке, которому «всё позволено», и о «муравейнике» послушных «маленьких людей», безропотно погибающих в нищете. Эта теория стала реакцией на несправедливое устройство общества, где гибнут слабые и беззащитные люди, страдают бедные и совестливые, зато прекрасно чувствуют себя ловкие и богатые проходимцы. Таким образом, в «Преступлении и наказании» представлено реалистическое изображение действительности, когда автор не просто подражает жизни, но даёт причинное обоснование поведению своих героев в этой жизни.

Во-вторых, образ Петербурга в романе не сводится только к описанию нищего, уродливого быта героев, но приобретает философско-символическое значение. Литературоведы отмечают, что изображение столицы в романе необычно при всей точности и верности деталей; в описании слишком много для северного города пыли и солнца; в Петербурге жёлтый цвет никогда не преобладал, а летом чаще всего дождливая погода. А между тем уже на первой странице романа помещён странный пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль... Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали отвратительный и грустный колорит картины» (1,I). Этот городской пейзаж позволяет говорить о том, что Петербург Достоевского вольно-невольно напоминает библейский Вавилон, который стал символом столпотворения народов, а также физического и нравственного разврата.

В ночь перед самоубийством Свидригайлов прислушивается к вою ветра, к шуму дождя и пушечным выстрелам — сигналам о том, что вода в Неве прибывает и к утру может быть наводнение: «А, сигнал! Вода прибывает, к утру хлынет на улицы, там, где пониже место, зальёт подвалы и погреба, всплывут подвальные крысы, и среди дождя и ветра люди начнут, ругаясь, мокрые, перетаскивать свой сор в верхние этажи...» (6, VI). Эта бурная ночь напоминает, что Петербург стоит «под морем» (А.С.Пушкин «Медный всадник», II), что городу постоянно угрожают наводнения-потопы (!). Вот и ещё один намёк на библейский сюжет — о мировом потопе. Грозное явление природы выглядит как Страшный суд в последнюю ночь Свидригайлова.

Петербург в философском смысле представлен как олицетворение окружающей действительности, чуждой простым людям. Об этом свидетельствует городской пейзаж — прекрасная панорама невской набережной, которую в «Медном всаднике» воспел Пушкин. Раскольников останавливается на мосту и разглядывает восхитительный архитектурный ансамбль: «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, (...)так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо рассмотреть даже каждое его украшение... Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина» (2, II). Петербург чужд простому человеку, и в этом смысле он — «фантастический город», так как создан не для людей, а для славы государства. Раскольников, рассмотрев в подробностях петербургский пейзаж, вдруг почувствовал, что сам «он улетал куда-то вверх и всё исчезало в глазах его...» (там же). По мнению Достоевского, Пётр Первый не понимал устремлений своего народа, деспотически насаждал в русских европейское мышление и вкусы, поэтому «детище Петра» Петербург получился нерусским, а «сочинённым городом». Кроме того, Пётр искалечил свой народ, оторвав его от «почвы». Именно так Достоевский объясняет раздвоенность философских взглядов Раскольникова (антигуманистическая идея и гуманистические задачи).

В романе через городской пейзаж передаётся не столько окружающая действительность, сколько восприятие её главным героем, то есть его психическое состояние. С одной стороны, Петербург изображён в деталях, по которым легко узнать конкретный район (трущобы вокруг Сенной площади); с другой стороны, Петербург представлен как город-призрак, отражённый в больном сознании Раскольникова.

Достоевский подробно описывает прогулки своего героя по улицам и переулкам вокруг Сенной площади. Если посмотреть на карту этого городского района, то можно заметить, что на пути Раскольникова не раз попадаются красивые здания и целые кварталы. Однако герой не обращает внимания на грандиозную панораму-ансамбль Сенной площади, не видит церковь Спаса на Сенной, не замечает большого парка — Юсупова сада, проходит мимо Вознесенской церкви (А.Бурмистров. Петербург в романе «Преступление и наказание» //Прометей, М., 1977). Внимание Раскольникова обращено только на отвратительные детали городского быта: на нищих прохожих, кабаки с пьяными мужиками и избитыми «прынцессами», мелких торговцев, доведённых до отчаяния самоубийц и т.п. После этих городских картинок становится понятным настроение героя, его желание любым способом изменить окружающий мир, «взять просто-запросто всё за хвост и стряхнуть к чёрту!» (5, IV).

При описании города употребляются оценочные определения, которые свидетельствуют о болезненном состоянии Раскольникова. Его всё раздражает: страшная, нестерпимая жара, отвратительный запах, холодный вид, жёлтый цвет. «Современный Вавилон» противопоставлен у Достоевского живой природе. Раскольников уходит в дачное место на острова: «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, извёстке и громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных» (1, V). Но даже дачная природа не успокаивает взвинченные нервы главного героя и так же быстро раздражает его, как и душный город, где людям не хватает «воздуху для жизни» (1, VI). Ведь Раскольников находится в полубезумном состоянии, он срочно должен решить важнейшие проблемы своей жизни — семейные и философские.

Итак, Достоевский в «Преступлении и наказании» настолько точно изображает Петербург, что краеведы и сегодня могут показать дома, где жили Раскольников, Соня, процентщица Алёна Ивановна и другие персонажи романа. Однако писатель не злоупотребляет бытовыми подробностями, чем часто грешили представители «натуральной школы», — философские, социальные и психологические вопросы героев остаются для него главными. Подлинность описания места действия должна убедить читателя в реальности самого действия. Достоевский, по словам Д.С.Лихачёва, «не "сочинял" действительность, а "досочинял" к ней свои произведения» (Д.С.Лихачёв «Достоевский в поисках реального и достоверного»).

Петербург в романе не просто место действия, но символ неустроенного, несправедливого общества, безжалостного к простым людям. Писатель придаёт первостепенное значение изображению углов и задворок блистательной столицы империи, и вместе с городским пейзажем в романе возникают картины нищеты, пьянства, разных бедствий низших слоев общества.

Достоевский произвёл переворот в восприятии и художественном изображении Петербурга. Он вспоминает о пышных дворцах и садах только для того, чтобы сильнее подчеркнуть бедность и страдания, зависть и ропот нищего Петербурга. В этом заключается психологическая нагрузка прогулок Раскольникова, который совершенно не воспринимает городских красот. Душу туманного города-призрака писатель видит именно в бедных кварталах. Современники (например, литературный критик и друг Достоевского Н.Н.Страхов) утверждали, что «Фёдор Михайлович в «Преступлении и наказании» удивительно схватил физиономию этих улиц и их жителей». Здесь живут русские люди, не испорченные западными идеями и сохранившие, по мнению автора, национальный характер, православную веру и духовную цельность. Они живут и страдают по-русски, верят и спасаются по-русски. Так Петербург включается в философские размышления Достоевского о русском национальном характере и русской истории.

В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа “Преступление и наказание” , который иногда даже называют “романом большого города”. Достоевский – писатель-урбанист, поэтому в его произведениях Петербург имеет не менее заметное место, чем, скажем, Лондон в произведениях Диккенса. Оба писатели-реалисты Описали столицы своих государств так детально, что даже через века исследователи изучают места действия их произведений прямо с художественными текстами. И причины такой “документальной” точности заключаются не только в хорошем знании ими столичной “топографии”, но и в особенностях художественной системы реализма, который приближался к научным методам исследования жизни, в частности в использовании “физиологии” (зарисовок с натуры). В самом тексте “Преступления и наказания” названия большинства проспектов, улиц, бульваров представлены сокращенными. Однако исследователи по тогдашним картам эти сокращения легко расшифровали (“В-и (Вознесенский) проспект”, “К-и (Конногвардейский) бульвар” и т. д.) и убедились, что расположение и вид домов и улиц, изображенных в романе, соответствуют реальному их размещению и внешнему виду до мельчайших деталей.
В Санкт-Петербурге На сегодняшний день сохранились некоторые указанные в романе улицы и дома, например: “Дом Раскольникова” на углу улиц Гражданской (которая раньше называлась Мещанской) и Пржевальского (бывшее название – Столярный переулок), “дом Сони Мармеладовой” (дом, расположенный на углу по каналу Грибоедова и Казначейской улице), “дом Алены Ивановны” и множество других строений и мест, изображенных Достоевским как бы определенно с натуры.
Исследователи даже выяснили, как сам писатель наткнулся на камень, который в романе “превратился” вместо убежища Родионом денег и ценных вещей, украденных им у убитой Алены Ивановны. Известен даже двор, где тот камень лежал…
То, что Петербург считался одним из самых красивых городов Европы, Достоевского, кажется, мало волновало. Он видел этот город по-своему: как город-монстр, город-вампир, город-мираж. Этот взгляд писатель передал и своему герою – Раскольникову. Величественная же панорама столицы огромной Российской империи предстала перед Родионом лишь раз.
Итак, официально-парадный Петербург ему чужой, это не его город. И глубоко символично, что именно в этом эпизоде “его больно хлестнул кнутом по спине кучер какой-то повозки”, да еще и какая-то купчиха подала ему, как нищему, подаяние, которую он раздраженно бросил в воду. Впервые с Петербургом мы встречаемся в Описании одного из беднейших кварталов, где жил Раскольников.

(No Ratings Yet)

  1. “Я СЕБЯ УБИЛ!” (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими...
  2. Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой романа Достоевского Раскольников (как освободить человека от...
  3. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Есть Бог, есть мир, они живут вовек; А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в...
  4. Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого...
  5. Сейчас поговорим о том, как и когда великий русский драматург и знаток человеческих душ Федор Михайлович Достоевский написал свой бессмертный роман “Преступление и наказание”. Всем известно, что роман был создан...
  6. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы,...
  7. К числу величайших творений Ф. М. Достоевского относится роман “Преступление и наказание” – идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, “если...
  8. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ТЕОРИЯ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА И ЕЕ КРУШЕНИЕ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению...
  9. Роман Федора Михайловича Достоевского начинается с описания событий, происходящих в бедной части Петербурга второй половины XIX века. Раскольников Родион Романович – главный герой этого произведения. Он проживает не в очень...
  10. Антитеза – основной идейно-композиционный принцип романов Л. Н. Толстого “Война и мир” и Ф. М, Достоевского “Преступление и наказание”, заложенный уже в их названиях. Он проявляется на всех уровнях художественного...
  11. Роман “Преступление и наказание” лишь напоминает детектив (точнее, содержит его элементы). На самом же деле это глубоко интеллектуальное произведение, в котором рассмотрены важные философские идеи (иначе, скорее за все, он...
  12. Достоевский в романе “Преступление и наказание” задумывается над вечными вопросами^ “В чем смысл жизни? Какова сущность добра и истины? Где грань между добром и злом?” Ответы на эти вопросы и...
  13. В 1866 году Достоевский пишет роман “Преступление и наказание”. В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать автор. Проблема совершения человеком преступления давно волновала Достоевского. Как...
  14. Роман Ф. М. Достоевского – это “психологический отчет одного преступления”, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так...
  15. Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил...
  16. Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году великим русским писателем Ф. М. Достоевским. Это произведение воспроизводит жизнь городской бедноты, отражает рост социального неравенства, преступности. Основной мотив романа –...
  17. В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности. Георгий Тараторкин План I. Достоевский – создатель социально-психологического романа. II. Теория...
  18. СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом...
  19. План I. Глубокий психологизм – характерная черта произведений Ф. М. Достоевского. II. Внимание и сострадание к “маленьким людям”. 1. Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова. 2. Беды и несчастья...
  20. Центральной проблемой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является объяснение причин преступления Родиона Раскольникова. Почему образованный, добрый, совестливый, явно “с душой и сердцем” молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы...
  21. Я себя убил, а не старушонку… Ф. М. Достоевский Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются...
  22. Одни говорят, что этот человек – великий христианин. Другие помнят, что он был революционером, участвовал в заговоре петрашевцев. Этот человек с такой тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, страшно работавший, этот...
  23. Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых...
  24. Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким...
  25. Как в контексте романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” следует понимать фамилию главного героя? Приступая к рассуждению по данной проблеме, подчеркните, что имена героев Ф. М. Достоевского зачастую несут...
  26. Наибольшее влияние на Написание романа оказали события из личной жизненной копилки автора и сложившиеся общественно-политическая обстановка в Российском государстве 60-х годов XIX века. Замысел произведения возник задолго до 1866 года....
  27. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Часть первая Действие происходит жарким душным летом в Петербурге. Родион Романович Раскольников, бросивший учебу студент, живет в тесной каморке в нищете. Чтобы оттянуть время...
  28. Русская литература 2-й половины XIX века “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно” (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевкого “Преступление и...
  29. Роман “Преступление и наказание” Федора Достоевского один из самых известных во всем мире. Реакция на это произведение может быть разной, как положительной, так и отрицательной, однако равнодушным этот роман никого...
  30. В 1866 году Достоевским был написан величайший роман, что можно сказать и об его авторе. Этот роман – “Преступление и наказание” колоссально перевернул жизнь общества того времени. На протяжении всего...
Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание”

Урок 3.

Роман «Преступление и наказание».

В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»

Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Ход урока

I . Беседа по первичному восприятию романа

    Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.

    Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?

    Современник Ф. М. Достоевского Н. К. Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

    На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

    В чем причина преступления Раскольникова?

    Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?

    Каково ваше отношение к героям романа?

II. Оформление тетрадей

Есть в Преступлении и наказании гениальные страницы.

Роман, точно вылит, так он строен.

При ограниченном числе действующих лиц кажется,

что в нём тысячи и тысячи судеб несчастных людей, -

весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.

Много нагнетено ужасов до неестественности...

Но - силён, бес!

А. Фадеев

III. Вступительное слово преподавателя

В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, жену довел до чахотки, дочь пустил по «желтому билету», сам опустился ниже некуда, но одновременно автор всем повествованием взывает: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т. е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево - на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

I V . Работа с текстом (в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их)

В «Петербурге Достоевского»:

    Кто главный герой романа? Каким мы видим его?

    Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

    Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу улицы. (Обучающиеся анализируют отрывки из 1 ч. романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).

Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». Учащиеся отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что каморка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного гор воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

    Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

(Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опустился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с жёлтым отёкшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с чёрными ногтями»; старуха процентщица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина Ивановна.)

Итак, от встреч с этими людьми остаётся ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Теперь перейдём к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива.

    Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

(Вот комната Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».

Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»)

Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики - типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, «прынцессы» увесели тельных заведений. Трактирная и уличная стихия - противоестественная, нечеловеческая - вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли:

    Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч. 1, гл. 2).

    Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7).

    Встреча с пьяной девушкой (ч. 1, гл. 4).

    Сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5).

    Описание комнаты Сони (ч. 4, гл. 4).

    Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3).

    Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7).

Беседа по этим сценам:

    Какие эпизоды вас наиболее потрясли?

    Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони?

    Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

    Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?

    Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку некуда пойти»?

    В чём убеждает нас история семьи Мармеладовых?

    Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»?

    Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

Цель этой беседы – подвести обучающихся к пониманию неразрешимости трёх противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу... Надорвалась!»). Удушливой скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой пес чинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоречия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе.

V . Вывод по теме урока

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях):

Петербург Достоевского

Пейзажи

Сцены уличной жизни

Интерьеры

Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

Пейзажи: ч. 1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни: ч. 1, гл. 1 (пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми); ч. 2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры: ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч. 1, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч. 1, гл. 2 и ч. 2, гл. 7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч. 4, гл. 4 (комната - «сарай» Сони).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит...

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. (И. А. Фогельсон. Литература учит. 10 класс. - М.: Просвещение, 1990.)

Домашнее задание

    По выбору творческая работа: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи»; «История семьи Мармеладовых».

    Подготовиться к беседе:

    Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4).

    Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня.. .Так тому и быть!»).

    Подумать над вопросами:

    Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?

    Как вы объясните эти противоречия?

    Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?

    Каковы мотивы преступления?

«Реформа отмены крепостного права» - Работа с документом. Подготовка реформы отмены крепостного права. Кабинет министров. Выкуп. Причины реформы. Крепостное право. Проекты реформ. Крестьяне. Предпосылки реформы. Личность Александра II. Деятельность Александра II.

«Сотрудничество семьи и школы в воспитании» - Творческие выставки на разных уровнях. Школа для родителей. Творческие встречи с родителями. Взаимодействие семьи и школы. Воспитание нравственных привычек. Бережливость. Формы проведения. Сотрудничество. Тематика классных часов. Организация совместной деятельности учителя и родителей. Сущность понятий.

«Русский праздничный костюм» - Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна. Рубаха - основа женского народного костюма. Душегрей. Северорусский сарафанный комплекс. Богато вышитая рубаха. Иллюстрации к сказкам. Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи. Аргунов И. П. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

«Подготовка родительского собрания» - Проведение собрания. Подготовка решения собрания. Проведение микроисследования. Форма проведения родительского собрания. Основные элементы подготовки собрания. Основная часть. Приглашение на собрание. Выбор темы. Родительское собрание. Определение вида. Определение целей. Изучение рассматриваемого вопроса.

«Портфолио воспитателя» - Экскур- сии театры выставки музеи. Проекты. В современном мире воспитатель должен всегда находиться на инновационной волне. Обучающие занятия. Выставки учебно- методических материалов. Портфолио работ. Газеты журналы. Доклад, сопровождаемый компьютерным показом с помощью мастера Power Point. Рефлексия.

«Показательные уравнения и неравенства» - 3. Выберем решение неравенства, соответствующее знаку неравенства; Решить неравенства, используя функционально-графический метод. "Что значит решить задачу? 5. Строим схематически графики через точку (1, 2). (Сравнение показателей). От показательных уравнений - к показательным неравенствам. Определение.

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых знаменитых произведений мировой литературы. В нем отразились мучительные духовные искания самого автора, болезненная и враждебная человеку российская действительность 60-х гг. XIX столетия, безжалостный анализ раздвоенности человеческой души. Начало работы над романом относится к осени 1865 г., когда писатель проходил курс лечения в Германии, в курортном городке Висбадене. Вот как автор характеризовал замысел своего произведения: «Действие современное, в нынешнем году... Молодой человек, исключенный из студентов университета... живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» . Способ, выбранный им для этого, - убийство и ограбление. Но, после совершения преступления, продолжает автор: «...неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... и он кончает тем, что принужден сам на себя донести, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Закон правды и человеческая природа взяли свое...».

Итак, в центре романа представитель молодого по коления 60-х гг. В образе Родиона Раскольникова писатель отразил те опасные общественные тенденции, которые, «по шаткости понятий», могут привести молодежь на путь, ведущий к жизненной катастрофе.

Каковы же мотивы, толкающие Раскольникова на преступление? Первый движущий им мотив - это стремление найти такой способ, который позволил бы «разом» изменить общественные условия. Изменить таким образом, чтобы в обществе исчезли нищета, социальное неравенство и другие пороки. Непосредственными причинами, заставляющими Раскольникова задуматься над этими вопросами, становятся, во-первых, собственное его бедственное положение, а затем - судьбы близких ему людей: как родственников, так и первоначально незнакомых. В первой части романа мы последовательно видим несколько несчастных судеб. Это чиновник Мармеладов, который после потери службы от отчаяния спился; его дочь Соня, вынужденная стать проституткой, чтобы заработать на кусок хлеба для младших детей семьи; мать и сестра Раскольникова, попавшие в зависимость от богатых господ Свидригаилова и Лужина. Наконец, это безымянная молодая девушка, случайно встреченная Раскольниковым на бульваре, которая подвергается преследованию со стороны намеревающегося «позабавиться» с ней господина. Завершает предварительный обзор судеб несчастных и обездоленных людей символическая картина сна Раскольникова, в котором он видит несчастную лошаденку, изнемогающую под непосильной тяжестью. Хозяин кобылы Миколка сажает кучу пьяных мужиков в телегу и обещает довезти домой. Но такая ноша не под силу несчастной «кобыленке». Тогда Миколка «берет в руки кнут, с на слаждением готовясь сечь савраску». Чтобы заставить клячу везти, Миколка беспощадно избивает ее кнутом; когда это не помогает, берет в руки оглоблю и со всего размаху опускает ее на несчастную лошадь, а затем насмерть забивает ее железным ломом...

Но задуманное Раскольниковым убийство старухи-процентщицы - это не просто жест отчаяния, но и проверка особой «теории», изобретенной бывшим студентом. Суть ее сводится к тому, что человечество делится на два разряда: людей обыкновенных, не способных вмешаться в ход общественных событий. Таких людей большинство. Это, по определению Раскольникова, «тварь дрожащая». Второй же разряд - это редкие единицы: те, кто способен на действие, поступок, даже если они и выходят за рамки дозволенного законом. Они, по мысли Раскольникова, «имеют право» даже на убийство для достижения своих целей. Проверкой этого «разрешения крови по совести» и становится совершенное им преступление.

«Проверка» приводит к тому, что жертвой убийства вместе со злобной старухой-процентщицей становится ее добрая и безобидная сестра Лизавета. Тем самым писатель подчеркивает, что любое насилие, направлен ное против социального зла, обязательно приводит к появлению невинных жертв, не причастных к событи­ям. А кроме того, Раскольников очень быстро убеждается, что никакой он не супермен, потому что муки, испытываемые им после совершения преступления, разрывают на куски его доброе от природы сердце. Ведь он и идет на убийство для того, чтобы облегчить жизнь близким людям. А в будущем намеревается использовать взятые у старухи средства для служения общественному благу. Но теория его оказывается ложной.

Насилием порождается все новое и новое насилие - вот одна из важнейших мыслей, которую вызывает у читателя образ Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» объемно изображает изнанку парадного облика столицы Российской империи Санкт-Петербурга. Он уводит читателя вслед за своим героем Родионом Раскольниковым в сторону от прямых как стрела центральных проспектов - в кварталы бедноты, где ютятся обездоленные, где властвуют бесправие и нищета, где, по словам Раскольникова, уже «семилетний развратен и вор».

На таком фоне писатель ведет разработку тем нищеты, алкоголизма и проституции как неотъемлемых пороков капиталистического города. Нищета, отсутствие достойных средств к существованию - одна из главных причин, толкающих Раскольникова на кровавое преступление.

В привлечении общественного внимания к положению городской бедноты проявляется гуманистический пафос романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В многообразии жанровых пластов этого выдающегося произведения социальная тема звучит громко и с большой силой художественного обобщения. Резкий контраст между процветанием и жизненным успехом меньшинства и горькой долей основной части городских жителей резкими красками выявляет социальное неблагополучие российского общества.