Где учиться на продюсера: лучшие ВУЗы, особенности обучения, личные качества и отзывы. Что такое продюсирование

Сейчас стало модным быть продюсером: красивый термин, имеющий в головах определенный социальный вес и флер. Но, к сожалению, не каждый «продюсер» таковым является по сути и готов отвечать за эту ответственность.

Для тех, кто не умеет гуглить определения, подсказываю — обратитесь к вселенскому разуму (aka Википедия).

Открываем и читаем:
«Продюсер (от англ. producer - производитель, товаропроизводитель, изготовитель) - специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, регулирует политику при выполнении какого-либо проекта».

Продюсирование в тренинговом рынке, конечно, отличается примерно также как телепродюсирование отличается от музыкального или кинопродюсинга. Проще говоря, есть специфика ниши, безусловно. НО! В целом это все один процесс, под которым понимаются вполне конкретные цели и задачи.

Итак, продюсер создаёт условия для создания проекта и реализует его от начала до конечного результата.

Именно продюсер находит идею будущего проекта, финансирует/софинансирует или находит инвесторов (спонсоров, меценатов) для осуществления проекта, формирует основной состав команды, участвует в производстве на всех его этапах и даже занимается продажами и дистрибуцией конечного продукта. Поскольку продюсер — это ключевое лицо проекта (пусть его имени вы и не увидите на обложках), кто полностью несет всю ответственность за процесс и результат, именно он диктует что, когда и как делать. Да, иногда это может быть согласовано с отдельными персонами по мере необходимости.

Но в целом — кто продюсер, тот и рулит.

Итого, резюмируем:

— Лидгенщики/ арбитражники/ трафик-менеджеры — это не продюсеры. Как бы круто вы ни гнали трафик, какие бы схемы не использовали, какие бы источники не задействовали — это все равно не продюсирование. Ваша задача — массово пригонять целевой (желательно) трафик.
— Организаторы — это не продюсеры. Вне зависимости от крутизны, масштаба, тематики, ниши и всего прочего, даже если при этом вы делаете упаковку отдельных ивентов — это еще не продюсирование. Ваша задача — качественно организовывать события под ключ.

Плохая новость — если вы эксперт/ спикер и вам нужен комплексный подход (читай: продюсирование), то скорее всего вы быстрее найдете либо тех, кто гонит трафик, либо тех, кто организует события. Оба варианта на самом деле уже очень хорошо — хороших оргов и лидгенщиков реально днем с огнем не сыскать. Но это ведь не то, что нужно?
Хорошая новость — если гуру трафика/ ивентов, вы вполне можете стать крутым продюсером в образовательном рынке, т.к. это одни из ключевых навыков, которые просто must have.

— Продюсеры — это те, кто создают проекты с идеи и до результата. они буквально из воздуха создают продукт, клиентов, продажи, команду и тп. Именно они знают и говорят другим членам команды куда, зачем и почему мы идем

— Качественных и действительно профессиональных организаторов и лидгенщиков — оооочень мало, а продюсеров — практически нет. Это реальность. Рынок в зачатке и нам еще расти и расти. Именно поэтому если вы встречаете своего профессионала — хватайте, уговаривайте сотрудничать и тщательно берегите))

Сегодня речь пойдет о том, как стать певцом. Определенного пути для достижения славы не существует. Но все же можно рассмотреть подробнее несколько идей, которые помогут достичь желаемого.

Упорство

Тысячи людей ежедневно просыпаются с мыслью «хочу стать певцом». Конкуренция в этом направлении огромна. Постановка голоса - один из важнейших этапов. Многие исполнители потратили на это годы, прежде чем добиться известности. Кроме того, на ранних этапах приходится выступать на низкооплачиваемых концертах, чтобы поллучить необходимый опыт. Будьте терпеливы.

Страх сцены

Продолжаем обсуждать вопрос о том, певцом. Вопреки распространенному мнению, многим исполнители долгое время боялись сцены. Необходимо развить уверенность в себе. Кроме того, меньше обращайте внимание на мнение окружающих. Постановка голоса требует практики. Поэтому пойте чаще. Это можно делать не только на сцене, но также в машине, дома либо перед друзьями.

Выбор материала

Как стать певцом? Начать следует с исполнения композиции, которая хорошо вам известна. Доведите собственное вокальное искусство до наивысшего уровня. После этого переходите к следующей песне. Дышите глубоко. Существует важное правило. Необходимо вдохнуть больше воздуха, чем потребуется для исполнения определенной песни. Вы должны сохранить энергию и не чувствовать удушье во время исполнения. Если вы самостоятельно не пишете песни, тогда займитесь подбором достойного репертуара. Многие исполнители самостоятельно не создают музыку и стихи. В начале творческой деятельности важно, чтобы публика оценила в первую очередь ваш вокальный талант, а не умение писать композиции. Разработайте особый список песен. В него должны войти от десяти до пятнадцати композиций, которые вы можете хорошо исполнить. Работайте исключительно с песнями из этого списка. Выбирать следует как популярные, так и малоизвестные композиции. Исполнять только хиты - это было бы неправильно. Однако петь исключительно малоизвестные песни - это еще одна крайность. В репертуаре нам необходима золотая середина. Попробуйте немного освежить классику. Хорошим способом привлечения внимания считается изменение темпа, тембра или мелодии знаменитой песни. В качестве примера можно вспомнить, как современные исполнители обрабатывают любимые хиты прежних лет.

Выступления

Один из важнейших факторов скорого решения вопроса о том, как стать певцом, - аудитория. Для того чтобы ее привлечь, выступайте перед публикой при любой возможности. Занимайте место на каждом концерте. Никогда ведь нельзя предсказать, какая именно публика соберется на том или ином мероприятии. Пойте на окружных ярмарках, частных вечеринках, шоу талантов, спортивных соревнованиях, в караоке - повсюду, где появляется такая возможность. Наличие гонорара в данном случае не имеет значения. Даже если сразу вас не заметят, вам удастся постепенно привыкнуть к сцене и преодолеть страх перед публичными выступлениями.

YouTube

В решении вопроса о том, как стать певцом, может помочь видеохостинг. Публикуйте свои записи на портале YouTube. Некоторым известным личностям удалось прославиться таким образом. Среди них Джастин Бибер, Грейсон Ченс, Остин Махоуни, Следует помнить, что интернет далеко не всегда выступает добрым местом. Если у вас нет полной уверенности в великолепии собственного голоса, лучше еще несколько дней посвятить репетициям. В Интернете могут не только похвалить, но и обсмеять, и об этом не следует забывать.

Преподаватель

Если вы хотите профессионально заниматься пением, вам необходим репетитор по вокалу. Такой человек должен владеть различными методиками обучения. Кроме того, настоящий репетитор по вокалу имеет серьезный педагогический и сценический опыт. При подборе преподавателя следует обратить особое внимание на его собственные достижения.

Продвижение

Теперь мы рассмотрим, как найти продюсера для певца и кто это такой. Такой эксперт необходим для обретения известности. Он контролирует определение индивидуального стиля и разработку имиджа исполнителя. Кроме того, в его обязанности входит конструктивный отбор музыкальных аранжировок и стихов. Продюсер руководит процессом записи музыкального материала. Он определяет тенденции развития проекта. В обязанности этого эксперта входит организация концертов и съемка видеоклипов на более поздних этапах работы. Продюсера можно искать благодаря общению с деятелями шоу-бизнеса, через средства массовой информации или сеть Интернет. Профессиональным продвижением музыкальных проектов сегодня занимаются продюсерские центры. Их называют лейблы. Существуют и особые продюсеры-одиночки. Чаще всего они самостоятельно ищут музыкантов. Чтобы привлечь внимание таких профессионалов, разместите объявления в различных источниках информации. Если речь идет об известном продюсере, к нему необходимо обращаться напрямую. Они заинтересованы в идеях и талантливых музыкантах, которые не избалованы большими деньгами.

Путь к успеху

Помещайте в Сеть лишь те материалы, которыми действительно гордитесь. Если вы не достигли совершеннолетия, не публикуйте материалы на YouTube. О помощи можно попросить родителей. Примите участие в фотосессии. Посещайте места встреч успешных продюсеров и музыкантов - дискотеки и клубы. Посетите крупные города. Постарайтесь завести знакомства с местными музыкантами. Будьте дружелюбными. Помогайте по возможности своим коллегам. Отдавайте любимому делу все силы. Отвечайте на вопросы, которые могут возникать у публики и коллег. Пойте с особым энтузиазмом. Важно создать соответствующую атмосферу. Уделяйте время поклонникам. Именно они могут сделать из вас знаменитость. Учитесь воспринимать критику. Ваш голос понравится не всем, независимо от вокальных данных. Прислушайтесь к объективной критике. Она поможет в совершенствовании ваших умений. Необоснованные замечания лучше игнорировать. Не следует вступать в споры. Уходите от оппонентов, которые настроены к вам враждебно. Возможно вам придется столкнуться с отказом. Смиритесь с ним и двигайтесь дальше. С отказами сталкивались многие музыканты, которые в будущем стали знамениты. Среди них даже «Битлз».

Учитесь распознавать мошенников. Как только появится информация о том, что вы заинтересованы в музыкальной карьере, вас, вполне возможно, начнут атаковать мошенники. Их орудие - фальшивые контракты. Учитывайте, что, если продюсер хочет действительно заключить с вами договор, вам ничего не нужно оплачивать. Не соглашайтесь на контракты, согласно которым вы должны заплатить за какие-либо услуги, к примеру, вокальную подготовку или пробные записи. Настоящий продюсер должен получить деньги от вашей популярности, а не затребовать гонорар перед началом работы. Если вам предлагают договор, тщательно его изучите. Возможно, предстоит обратиться к адвокату и заплатить ему за консультацию. В результате вы услышите мнение эксперта о документе, который вам предложен. Такой подход обойдется вам в несколько тысяч рублей, однако в будущем это окупится, если вам удастся заключить выгодный контракт с настоящим продюсером. Не доверяйте устным договоренностям.

Чтобы заработать на чужом таланте, придется приложить немало своих сил. Продюсеры вкладывают деньги в проекты и на этом зарабатывают. Организация творческого процесса, гастролей и выставок, поиск инвесторов – все это заботы продюсеров.

Например, продюсер фильма ищет сценариста, режиссера, спонсоров, подбирает актеров, запускает рекламную кампанию, договаривается о кинопрокате и выпуске картины на разных носителях. При запуске телепрограммы или театрального проекта весь процесс «от и до» курирует продюсер. В музыкальной индустрии он занимается организацией гастролей и концертов, , подбором клипов, песен и… поиском источников финансирования.

Нужны ли собственные деньги?

Многие считают, что продюсер – обеспеченный человек, продвигающий артиста, программу или киноленту за собственные деньги. Это не так. Продюсер – не меценат . Его задача – обеспечить финансирование за счет рекламодателей, спонсоров, программ банковского кредитования, продажи дисков, концертов и много другого. Особенно сложно убедить кого-либо вкладывать деньги на первом этапе, пока артист или проект еще не известен широкой публике. Правда, в последнее время ситуация меняется: появилось достаточно продюсеров-профессионалов, способных оценить перспективность проекта, взвесить все риски и принять решение о вложении средств еще на начальной стадии работы.

Как стать избранным?

В России профессия продюсера – для тех, у кого есть нужные связи, полезные знакомства как среди людей искусства, так и среди бизнесменов. В ряды продюсеров пробиться сложно – это закрытая каста, где все друг друга знают.

Как войти в круг избранных? Настроиться на долгую, постоянную, выматывающую работу. Первое время начинающий продюсер работает на имя, и только потом имя работает на него.

Нужно ли продюсеру профильное образование?

Асы продюсирования современной России в профессию приходили по-разному. Руководитель звукозаписывающий компании «Снегири Музыка» Олег Нестеров – в прошлом музыкант, лидер группы «Мегаполис»; генеральный продюсер радиокомпаний «Наше радио» и «Ультра» Михаил Козырев по образованию врач-терапевт; продюсер Валерии Иосиф Пригожин начинал как актер…

До сих пор специальное образование не считается необходимым для продюсера. Пробивной и активный молодой человек сможет построить успешную карьеру, пройти все ступени. Например, начать с позиции администратора на телевидении или киностудии и постепенно, набираясь опыта, перейти на должности главного администратора, исполнительного продюсера, генерального продюсера…

Сегодня для старта в профессию лучше получить профильное образование в вузе: несколько лет назад появились первые программы профессиональной подготовки продюсеров.

У них и у нас

Музыкальный продюсер на Западе, как правило, занят выпуском пластинок и дисков: подбирает выигрышный материал, договаривается о записи, организует продвижение и продажу готового продукта. В России из-за «пиратства» на дисках много не заработаешь. Основную прибыль приносят гастроли артистов, поэтому продюсер всю свою энергию направляет на административную работу по организации концертов.

Продюсер в кино

На данный момент в реестре высшего образования существует только одна специальность, напрямую связанная с продюсированием, – «Продюсерство кино и телевидения». Ее можно получить во Всероссийском государственном институте кинематографии им.С.А.Герасимова (ВГИК) и Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО).

Специальность появилась сравнительно недавно. Первого выпуска еще не было, однако уже сейчас можно говорить о большем интересе как со стороны абитуриентов, так и со стороны потенциальных работодателей.

Главный плюс специальности – полное погружение в мир кинопроизводства. Уже с первого курса студенты осваивают множество специальных дисциплин. Обучение строится по принципу творческих мастерских: лекции чередуются с мастер-классами известных продюсеров, работой в учебных кино- и телестудиях.

Продюсер должен уметь оценить профессионализм операторов, режиссеров, осветителей, поэтому в учебном плане много предметов, связанных с тонкостями теле- и кинопроизводства: основы кинодраматургии, кинорежиссура, кинооператорское мастерство, основы монтажа, звуковое оформление, мастерство художника, музыка и кино и др.

Плюс продюсерские спецдисциплины: оценка постановочной сложности кинопроекта, управление рисками в кинематографии, охрана труда в кинематографии и т.д.

Телевизионных продюсеров готовит Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им.М.А.Литовчина (ГИТР). В этом институте студенты изучают продюсерское мастерство, основы режиссуры, драматургию. Практика – на телеканалах в качестве администраторов и помощников продюсеров.

Продюсер на театральных подмостках
Если вы хотите стать продюсером в театральной сфере – поступайте в специализированные вузы: Российскую академию театрального искусства (РАТИ), Школу-студию (институт) им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТе им. А.П.Чехова и др. Выпускники специальности «Театроведение» могут работать на административных и продюсерских позициях в театре, в концертных и цирковых организациях, специализированных продюсерских компаниях. Но акцент обучения – на театральных постановках. Наряду с экономическими и управленческими дисциплинами студенты изучают историю театра, сценическое искусство, режиссуру.

Каждый год набирается группа всего в двадцать человек, поэтому педагоги факультета могут работать с каждым студентом индивидуально.
Важная составляющая обучения – регулярные стажировки в ведущих театральных и концертных коллективах. Выпускники работают директорами, администраторами и продюсерами в академических театрах, антрепризных коллективах.

Специализация – музыка

Хотите стать музыкальным продюсером? Поступайте на факультет продюсирования и менеджмента в шоу-бизнесе Государственного университета управления (ГУУ). На специальности «Менеджмент организации» предусмотрена специализация «менеджмент в музыкальной индустрии».

Практикум студенты ГУУ проходят на MTV Russia Music Awards пресс-конференциях и съемочных площадках, они участвуют в международных программах студенческого обмена, стажируются на звукозаписывающих студиях, Великобритании и США.

Стать музыкальным продюсером можно, окончив и Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Здесь есть специальность «Социально-культурная деятельность», где студенты углубленно изучают различные «музыкальные» дисциплины: музыкальное оформление и технические средства в культурно-досуговой деятельности, продюсирование эстрадных концертов, основы продюсерского мастерства и промоутерской деятельности.

Творческие испытания обязательны

Перечень вступительных экзаменов зависит от специальности и специфики вуза. Общая закономерность одна – во всех институтах предстоит в той или иной форме выдержать творческий конкурс.

На «Продюсерство кино и телевидения» во ВГИКе предусмотрен предварительный творческий конкурс, экзамен по специальности (три тура), экзамен по иностранному языку, изложение.

На творческий конкурс абитуриент приносит в приемную комиссию подробное описание фильма, продюсером которого он хотел бы стать, и автобиографию в свободной форме.

На первом туре экзамена по специальности нужно письменно ответить на вопросы, связанные с реальными ситуациями, с которыми может столкнуться кинопродюсер. На втором – выполнить письменное задание по просмотренному фильму. Третий тур – собеседование. По русскому пишут изложение. По английскому – письменную работу. Оба экзамена оцениваются по системе «зачет/незачет».

Абитуриенты ГУУ сдают экзамены, традиционные для всех факультетов этого учебного заведения: математика, русский и (на выбор) информатика или иностранный язык. Все экзамены – в виде теста. Затем нужно пройти собеседование.

В Гуманитарном институте телевидения и радиовещания им.М.А.Литовчина сдают русский язык (письменно), иностранный язык (тест), проходят творческий конкурс и собеседование, в конце которого каждый поступающий получает на дом индивидуальное творческое задание (письменная работа на заданную тему).

В РАТИ предстоит пройти два творческих коллоквиума. На первом придется продемонстрировать знание художественно-творческих проблем современного театра, специальной литературы и драматургии. На втором оценят ваши успехи в математике и способность логически мыслить. После этого останется сдать устно экзамен по литературе и написать сочинение.

Как стать телепродюсером

Еще во время учебы или после окончания института постарайтесь устроиться на центральное телевидение или в независимую продюсерскую компанию ассистентом продюсера или режиссера. Набравшись опыта, можно претендовать на должность исполнительного директора передачи. Далее – позиция исполнительного продюсера: он уже имеет дело с договорами, контрагентами, документацией, счетами. Многие известные телепродюсеры, например Юрий Любимов, Константин Эрнст, стали асами, постепенно повышая свой уровень на «родном канале».

Коммерческая тайна

Помощник исполнительного продюсера на кабельном телевидении получает $400-600. Генеральный продюсер крупного телеканала – от $10000 и выше. В кино, театре и шоу-бизнесе доходы продюсера напрямую связаны с успешностью продвигаемого проекта: чем больше удалось заработать, тем выше дивиденды продюсера. Конкретные суммы гонораров в шоу-бизнесе по понятным причинам хранятся в строгой тайне.

Жизнь на колесах

Профессия продюсера – для тех, кого не пугает ненормированный рабочий день. Постоянные командировки и разъезды – обычное дело. Съемки, концерты, переговоры на студии звукозаписи и с производителями дисков – все эти мероприятия могут проходить в любой точке мира. Разница в часовых поясах заставляет забыть о полноценном сне. Концерты – о праздниках и выходных.

Слушателей-человек пятнадцать, самому младшему на вид не меньше двадцати пяти, самому старшему — хорошо за сорок. Глаза устремлены на экран, на экране - таблица Excel и цифры, цифры, цифры. Проектор подключен к ноутбуку продюсера , а цифры - это ежемесячные расходы и доходы по группе "Братья Грим". Общая сумма вложений по принципу "ни в чем себе не отказывай" - 326000 долларов. "Потратить больше физически невозможно, так что не верьте тем, кто требует на раскрутку артиста астрономические суммы", - предупреждает Бурлаков.

Вложенные в "Братьев" 326000 окупились через 11 месяцев - на 2 месяца быстрее, чем Земфира, и на 7 месяцев быстрее,чем "Мумий Тролль". Затем Бурлаков объясняет структуру доходов: от рингтонов ценой 99 центов артист имеет только 13 центов, хорошего качества коробка из-под диска стоит 25 центов, полиграфия - 50 центов. Потом делится житейским опытом: что надо сделать, чтобы программный директор "Русского радио" Марсель Гонсалес поставил песню в ротацию, и почему на MTV не взяли клип "Братьев" на песню "Пчела", снятый в Новой Зеландии.

"Как видите, у меня нет никаких секретов, все прозрачно и честно, музыкальный бизнес ничем не отличается от любого другого", - замечает продюсер и приглашает всех инвестировать в его проекты. Выступление Бурлакова не промотур, а плановая лекция "Экономика шоу-бизнеса" на факультете менеджмента в музыкальной индустрии Государственного университета управления. "Самое главное в преподавании, - говорит приват-доцент Бурлаков, - передать будущим продюсерам огромное желание помогать артисту, такое безудержное, чтоб назад пути уже не было. В каждом городе есть свой "Мумий Тролль", а в каждом десятом - своя Земфира, только надо этим заниматься, искать, находить и вкладывать деньги", - делится своим энтузиазмом открыватель девочки-скандала и не без гордости сообщает, что ему достаточно 10-15 секунд демозаписи, чтобы определить, есть ли у артиста божья искра. За четыре года таких прослушиваний искра обнаружилась только у "Братьев Грим". Это одна из 7665 групп. В конце лекции будущие Леониды Бурлаковы передают учителю на прослушивание диски своих подопечных, получая взамен подарочный альбом "Братьев" "Иллюзия". Уже уходя, Бурлаков предлагает: "Ребят, кому нужно, могу подвезти до "Киевской". Но сразу предупреждаю - в машине придется слушать "Братьев Грим".

Факультет " " был основан бизнес-школой RMA в 2002 году по инициативе руководителей российских отделений крупнейших звукозаписывающих компаний мира - Universal Music, Sony Music и BMG, испытывавших нехватку профессионалов на этом рынке. А рынок, как ни странно, не изобилует предложениями образовательных услуг в организации зрелищ. Есть много школ диджеев, аранжировщиков, звукорежиссеров, но именно менеджеров в сфере музыкального шоу-бизнеса нет. Факультет продюсерства и экономики во ВГИКе, кафедра менеджмента в сфере сценических искусств в ГИТИСе специализируются соответственно на кино и театре. А факультет менеджмента в музыкальной индустрии ориентирован именно на музыку, причем не на так называемый "креатив", а именно на бизнес-процессы, "которые необходимо знать, чтобы не наступать на чужие грабли", по выражению Артемия Троицкого, куратора специализации и преподавателя истории индустрии развлечений. Преподают там как раз те самые редкие профессионалы-практики: кроме Артемия Троицкого среди преподавателей числятся Олег Нестеров - лидер группы "Мегаполис" и директор ПЦ Снегири Музыка; Михаил Козырев, придумавший и запустивший радиостанции Ultra, Наше радио, Best FM; клубный промоутер Синиша Лазаревич и руководитель интернет-портала zvuki.ru Соня Соколова.

По словам Нестерова, которого студенты единогласно называют своим любимым преподавателем, в педагоги его заставил пойти "родительский инстинкт". Впрочем, некоторые студенты вполне могут поконкурировать с преподавателями за место на страничках светской хроники. Ведущая программы "Dance-чарт" на Муз-ТВ DJ Катрин Весна (Цеппелин) пришла на факультет "получить необходимые знания в сжатом виде, без постороннего мусора". "Раньше я занималась творчеством, мне было достаточно того кайфа, который я от этого получала, а теперь я понимаю, что дело моей жизни должно быть подкреплено еще и профессиональными знаниями, умениями и навыками, - объясняет Весна (в миру - Екатерина Венгерская). - Талантливых людей много, а успеха добиваются те, у кого хороший менеджмент. Благодаря полученным здесь знаниям, я надеюсь, мой дипломный проект взорвет и заставит о себе говорить".
"Это не только приобретение нужных знаний, еще не зафиксированных в учебниках, но и деловых связей, друзей", - считает Павел Чемоданов, продюсер хаус-проекта Sibirica. Еще год назад Павел продавал страховые полисы, причем настолько успешно, что даже удостоился почетного титула "Лучший агент страхования жизни в Восточной Европе".

Виталия Либкинда пойти учиться заставила жизнь, после того как его попытались "развести на деньги» другие продюсеры, правда, как гордо добавляет Виталий, неудачно. У Либкинда всегда при себе диск с записями его подопечной Елены Капитай: "Вы только послушайте, как она поет!"


Илья Буц , по первому образованию переводчик,а теперь начальник отдела международных связей компании "Стиль рекордс", "искал все возможные пути в жизни, чтобы быть поближе к музыке". Днем он продвигает Сергея Лазарева на мировой рынок, а по вечерам играет в своей группе "Месть Монтесумы". "Благодаря этому образованию, - говорит выпускник факультета, - я нашел работу в любимой области и могу вести дела с самим Брайаном Роллингом, саундпродюсером Бритни Спирс, Backstreet Boys, Шер".

Приобщение к святыням входит в обязательную программу обучения. Практику будущие заправилы шоу-бизнеса проходят на мюзиклах “Mamma mia!”, на подготовке церемонии вручения премии MTV Russia Music Awards, на концерте Мадонны. А каждое лето по программе Music Business Worldwide студенты по желанию могут поехать на стажировку в Лос-Анджелес или в Лондон - к директору Боя Джорджа или менеджеру Стиви Уандера: западные продюсеры, утверждает руководитель RMA Екатерина Винникова, тоже заинтересованы в знакомстве с будущими партнерами. В общем, продюсерский Олимп - не такой уж он и высокий. Главное, не "хлопай ресницами и взлетай".

Маргарита ОНДИВАН

У вас есть какое-то представление о том, как иначе могли бы звучать песни на радио? Мечтаете о том, чтобы ваша композиция покорила вершины хит-парадов? Из этой статьи вы узнаете о том, как стать музыкальным продюсером.

Шаги

Часть 1

Изучение продюсирования

    Научитесь играть на каком-то музыкальном инструменте. Чтобы стать продюсером, вам вовсе необязательно быть виртуозом, но натренированное ухо и знание теории музыки будут очень и очень полезны для вашей карьеры. Вам также стоит попробовать сочинять собственные композиции, освоить музыкальные темпы или даже научиться играть по нотам. Находясь по другую сторону от резонансной деки, вы сможете гораздо лучше оценить ту или иную композицию. Задумайтесь об одном из следующих основных инструментов:

    • Пианино/синтезатор. Пожалуй, для продюсера это самые нужные и широко распространенные инструменты, умение наиграть что-то на пианино невероятно полезно. Неважно, пытаетесь ли вы сформулировать какую-то идею или хотите записать музыкальную фразу, обойтись без пианино практически невозможно.
    • Гитара. Освоив гитару, вы сможете непринужденно перебирать струны и сразу сделаете большой шаг навстречу поп и рок музыке.
    • Бас-гитара. Недооцененная, но совершенно необходимая, бас-гитара поможет вести ритм-секцию и создаст основу для продюсирования.
  1. Осваивайте технологии. Чтобы научиться создавать музыку и уметь ей управлять, вам нужно будет научиться пользоваться резонансной декой и как можно большим количеством программ для обработки музыки. Если в продюсировании вам пока работать не доводилось, начать можно с Cubase, это программа-секвенсер здорово подойдет начинающим.

    • Секвенсер-программы вроде Cakewalk Sonar, Reason и Pro Tools используются продюсерами для исправления и изменения музыки, которую они записывают. Хип-хоп и дэнс продюсеры могут использовать FL Studio, она и для попа подойдет.
    • Если вы хотели бы продюсировать хип-хоп музыку, подумайте об инвестировании в сэмплер. У продюсеров "золотого века", вроде Pete Rock и DJ Premier, пользуются популярностью MPC60, SP1200 и S950.
  2. Основы микширования. Поймите, что значит микшировать трек: как слить все несовместимые звуки в один сладкозвучный микс.

    • Поймите разницу между "в коробке" и "вне коробки". В коробке значит, что вы микшируете только с помощью компьютерной программы; вне - используя резонансную деку и другое некомпьютерное оборудование.
    • Поймите разницу между стерео и моно микшированием. Стерео микс представляют собой два трека в одной песне, один - для левого уха и один - для правого; моно - один звук для трека.
    • Нужно знать, что поместить в центр микса. Обычно в центре микса, не сбоку - басс-гитара и вокал. Другие инструменты и элементы продюсирования можно немного сдвинуть влево или вправо, это делается для создания более полного звука.
  3. Начинайте изучать музыку. Относитесь к учебе серьезно. Музыкальные продюсеры существуют в бизнесе создания музыки, зачастую с помощью других песен. Особенно старательно изучать музыку должны хип-хоп продюсеры, ведь их работа состоит в том, чтобы брать сэмплы других песен и перерабатывать их в другой бит. Не изучая музыку, вы по просто-напросто ограничиваете собственные возможности.

  4. Подумайте, какие звуки будут хорошо сочетаться. Задача музыкального продюсера - создание захватывающей, пробирающей музыки. Зачастую для этого необходимо исследовать различные звуки и взаимодействие разных музыкальных жанров.

    • Джордж Мартин, колоритный продюсер Битлз, ввел в поп-музыку то, что мы называем «этнической» музыкой. Он помог ввести в популярные песни элементы индийской музыки, это – настоящая встреча востока и запада.
  5. Создавайте музыку. Делайте то, что вам больше всего нравиться: панк, ска, рэп, R&B, кантри, фанк, джаз и т.д. В начале лучше сконцентрировать усилия на освоении какого-то одного стиля. Это позволит вам сделать себя имя в каком-то одном жанре, а уже потом переходить к чему-то другому. Хип-хоп, R&B и поп проще для начинающих потому, что в них используется меньше инструментов.

    • Постепенно начинайте экспериментировать с разными жанрами. Чем больше жанров вы освоите, тем больше у вас будет возможностей (и больше клиентов). Старайтесь, однако, поначалу не распыляться. Как следует освойте один жанр и только потом переходите к следующему.
  6. Переработайте какой-то старый хит. Возьмите известную песню – желательно простую – и придайте ей свое собственное звучание. Каков ее потенциал? Можете ли вы сделать ее лучше? Каково ваше видение того, как эту песню можно было преобразить во что-то совершенно новое?

    • Создайте несколько версий, это позволит оценить возможности. Сделайте регги-версию песни "The Wall" или переработайте малоизвестную джазовую композицию в хип-хоп. Не ограничивайте себя рамками.
  7. Сотрудничайте с другими продюсерами. Некоторые из самых известных композиций были созданы в результате сотрудничества. Не бойтесь обратиться к продюсеру, которым восхищаетесь, и спросить, не хотел бы он поработать вместе. Совместная работа приносит успех потому, что можно с помощью его сильных черт скрыть свои слабости и, возможно, наоборот.

    Часть 2

    Продюсерский бизнес
    1. Начните заводить знакомства. Расскажите семье и друзьям о том, что вы продюсируете музыку. Закажите визитки. Развесьте объявления. Если цены вы предлагаете разумные, клиенты не заставят себя ждать. Берите мало за час или песню.

      • Хорошо было бы делать первые шаги на пару с другом или членом семьи. Кто-то из ваших друзей классно поет? Дядя прекрасно играете на тубе? Продюсируйте их и образцы показывайте потенциальным клиентам. (Помните, семья – отдельно, бизнес – отдельно).
      • Если ничего не подворачивается, предложите поработать добровольно, это поможет создать репутацию. В том, чтобы работать бесплатно нет ничего плохого, конечно, если вас не эксплуатируют. Оставив о себе очень хорошее первое впечатление на добровольной работе вы даже сможете получить зарплату, если, конечно, ваша работа того стоит.