Франческо бартоломео растрелли. Школьная энциклопедия

Районный Дом детского творчества Дети страны Уйкоаль для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009 "

Творчество Растрелли Бартоломео-Карло

Растрелли Бартоломео-Карло (1675 - 1744)

Это скульптор. По происхождению итальянец. В скульптурной мастерской Флоренции прошёл хорошую художественную выучку. И всё это пригодилось ему в России. куда он был приглашён Петром I для украшения новой русской столицы Санкт-Петербурга. В его обязанности входило проектирование дворцов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда. Здесь он стал ведущим представителем стиля барокко .

Бартоломео-Карло Растрелли

Его след в искусстве России

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он работал по планировке Санкт-Петербурга. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон , оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры. Но нет худа без добра. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности. Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты.

Его работы (не сохранившиеся)

1. Бронзовые фигуры на мотивы басен Эзопа . Они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графам Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом они уничтожены.

2. Бронзовый бюст первого российского солдата С.Л.Бухвостова , отлитый Растрелли по приказанию преобразователя России

3. Свинцовые статуи работы, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов.

Его работы (сохранившиеся)

4. Бронзовый бюст Петра Великого, хранящийся в так называемой Аполлоновой зале Зимнего дворца

Б-К. Растрелли. Бюст Петра I

5. "Восковая персона" Петра I - раскрашенная фигура в натуральную величину, облачённая в одежды Петра.

6. Два бюста Петра I: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца

7. Статуя Петра I верхом на коне и барельефы петровского монумента на площади перед Инженерным замком.

Б-К. Растрелли. Памятник Петру I у Михайловского замка

Первый конный памятник в российском искусстве потребовал много времени для своего создания. Вначале была сделана небольшая модель будущего памятника, а 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. В 1800 году Павел I установил памятник перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". 8. Бронзовая статуя императрицы Анны Иоанновны в сопровождении пажа («Анна Иоанновна с арапчонком»).

Нереализованный проект

Петр I решил в Санкт-Петербурге поставить Триумфальный столп, наподобие римской колонне Траяна . Он должен был увековечить победы России в Северной войне 1700 – 1721 гг. Этот столп представлял собой огромную колону, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны. Наверху колонны должна была находиться статуя Петра I. Работы по архитектуре колонны сначала вёл К-Б.Растрелли. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра I его Екатерина I, ставшая императрицей. передала эту работу другому человеку. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли. После смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны". Реализовать идею не удалось. Была сделана только модель, и то не полностью. В 1938 году модель реконструировали, и сейчас она находится в Эрмитаже.

Бартоломео Карло Растрелли – выдающийся скульптор, художник, литейщик и архитектор 18 века. Итальянец по происхождению, метр скульптурного дела свое творческое начало смог реализовать в России, после ряда неудач на Родине и во Франции при дворе короля Людовика 14. Б. Растрелли родился в 1675 г. в богатой дворянской семье потомственных флорентинцев.

Социальное положение родителей будущего скульптора позволило мальчику получить отличное образование, изучить основы архитектуры, живописи, художественного литья, ювелирного дела у лучших мастеров того времени. Благодаря такому основательному подходу к образовательному процессу Б. Растрелли получил огромный багаж знаний и навыков, которые позволили ему успешно реализоваться в самых различных направлениях творчества.

Начало карьеры скульптора

Творческий путь скульптора Б. Растрелли начал в родной Италии, а именно в Риме, куда он переехал со своей семьей в 1698 г. Однако, после года изучения памятников античности и работ эпохи барокко, скульптору так и не удалось найти применения своему таланту и знаниям на родине.

Историки связывают эту неудачу со сложным финансовым и политическим кризисом, который в те годы переживала Италия. После ряда неудач и отсутствия заказов Б. Растрелли вместе с женой переезжает во Францию, где удача улыбнулась скульптору немного больше.

Так, в 1703 г. Б. Растрелли спроектировал и создал пышный мавзолей в стиле барокко на могиле французского дипломата маркиза де Помпоне, который покоился в церкви Святой Марии. Скульптурный шедевр очень понравился жене маркиза и многим влиятельным особам, благодаря чему автор получил большую популярность во Франции.

За 15 лет проживания во Франции скульптор создал десятки надгробий и мавзолеев (например, кардиналу Гуатерио, маршалу Шамильи и др.). Практически все работы были выполнены в стиле барокко - скульптуры характеризовались массивностью, помпезностью, декорированием большим количеством аллегорических фигур.

Несмотря на то что во Франции Б. Растрелли считали модным скульптором, к его творчеству относились сдержанно, а сам автор так и не смог прочно закрепится в творческой элите страны. Не получая желаемого ни морального удовольствия, ни финансового вознаграждения Б. Растрелли вместе с семьей переезжает в Россию.

Российский этап

Именно российский этап стал периодом активного расцвета творческой карьеры Бартоломео Растрелли. Скульптор переехал в Россию в 1716 г., предварительно заключив договор с доверенным лицом царя - И. Лефортом. В соответствии с договором скульптор был назначен на должность архитектора при царском дворе и обязан был в течение трех лет выполнять различные архитектурные проекты и обучать студентов художественному мастерству.

Первой и одной из самых знаковых работ Бартоломео Растрелли в России стала конная статуя Петра I. Монумент посвящался победе Русской Державы над шведскими воинами в Северной войне. Работа над проектом статуи продолжалась около восьми лет, о чем свидетельствуют рисунки и эскизы разного времени, где монумент обретал все новый и новый образ.

Изначально автор планировал создать помпезную, торжественную статую с вычурными образами, аллегорическими композициями и мифологическими героями, подобную тем монументам, которые уже были воздвигнуты в Берлине и Париже его современниками. Однако, со временем автор начал уходить от массивных барочных форм и в 1724 г. был создан окончательный эскиз конной статуи Петра I.

Скульптор представил Царя в виде римского императора, сильного, самодержавного повелителя огромной страны. Римские мотивы подтверждаются лавровым венком на голове всадника-победителя, римскими сандалиями, горностаевой мантией, покрывающей плечи. В одной руке всадник держит символ государственной власти – маршальский жезл, а другой – натягивает поводья, контролируя поступь коня. Композиция монумента предельно проста, несмотря на множество мелких декоративных элементов и линий, в ней нет скрытого смысла, аллегорий, символических намеков.


Фото:

Еще одной ключевой работой гениального скульптора в России стала двухфигурная скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», выполненная из бронзы в технике чеканки. Композиция монумента следующая: араб в чалме подносит символ государственной власти императрице.

Массивная статуя императрицы облачена в пышное, визуально тяжелое платье. Наряд Анны украшен драгоценными камнями, объемными рисунками, живописными эффектами, а использование особой техники выполнения обеспечило великолепное сияние и мерцание обработанного металла. Еще одним сложным элементом общей монументальной композиции стала точная передача оригинальной прически императрицы, украшенной бусинами, лентами, жемчужинами и, конечно же, царской короной.

Помпезная статуя Анны расположена на бархатном коронационном помосте, силуэт императрицы всем своим видом демонстрирует королевское спокойствие и уверенность. Фигура араба более скромная, даже несколько подавленная, он неловко преподносит императрице королевский символ власти.

В некоторой степени, скульптурная группа символизирует деспотичность царской власти и склонность к расточительной жизни. Каждая деталь, декоративный элемент, художественная линия скульптуры имеет единственную трактовку, как и в случае с конной статуей, автор не использует символических знаков и двусмысленных композиций.

Работая при царском дворе, Б. Растрелли принимал участие в процессе декорирования лепными элементами и барельефами монументальных сооружений (Петергоф, дворец Меншикова, Царскосельский дворец).


Фото:

Так, рукам гения принадлежат великолепные барельефы, скульптурные группы и архитектурные композиции – «Триумф Амфитриты», «Похищение Деяниры кентавром Нессом», «Нептун с колесницей», «Прозерпина и Алфей с сиренами и дельфинами», «Тритон, борющийся с морским чудовищем», «Самсон, разрывающий пасть льва» и др. Также скульптор работал в сфере портретного жанра, медальерного искусства, художественного литья.

Бартоломео Растрелли оставил многогранное творческое наследие. Каждая его работа поражает воображение профессионализмом мастера, оригинальностью и цельностью композиции, точностью линий и пышностью декоративного убранства. Великий скульптор подарил свой талант России, где и умер в 1744 г.

Развитие светской живописи датируется 18 веком. Наряду с ней получил распространение такой вид искусства, как скульптура. Скульптура была чем-то новым, ранее неизвестным. Считалось, что это демоническое проявление - православная церковь продвигала данное утверждение в массы.

Скульптура, как вид искусства, отличается тем, что является трехмерным изображением. Распространение получил не только портретный жанр, как бюст Петра 1 Растрелли, но и бытовой, мифологический и анималистический (изображение животных). А также аллегорический (воплощение идей и понятий посредством образов), исторический и другие жанры живописи. В этой статье представлен такой жанр скульптуры, как портрет, на примере работы Карло - бюст Петра 1.

Немного о скульпторе

Растрелли - это итальянский скульптор 18 века. Изначально он жил при дворе Людовика XIV, а в 1716 году был приглашен Петром I в Петербург, где занимался декоративными работами и отливал пушки.

Первым творением скульптора был бюст который сейчас находится в Эрмитаже. Также Растрелли создавал скульптуры по басням знаменитого древнегреческого поэта Эзопа.

До наших дней дошли и другие скульптуры Растрелли, такие как: Анны Иоанновны и бронзовый бюст Петра I.

Бронзовый бюст Петра 1 (Растрелли)

Эта скульптура считается оригинальной, так как фигура изображена до пояса, в то время как бюстом является погрудное изображение человека. Растрелли не случайно выполнил скульптуру именно так - тем самым он хотел возвысить фигуру Петра 1 - так, чтобы он воспринимался торжественно и величественно.

Если внимательно осмотреть одеяние императора, то можно заметить, что он изображен в латах. Все в лучших традициях того времени (полководцы, цари и государственные деятели изображались в латах). На пластине изображена сцена высечения из камня женской фигуры в доспехах. Также изображены скипетр и держава, которые символизируют обновленную Россию. На второй пластине изображена сцена сражения - Полтавская битва, в которой была продемонстрирована вся мощь русской армии.

На груди императора можно увидеть ленту Андрея Первозванного. Орден святого Андрея Первозванного до 1917 года считался высшей наградой Российской империи. Она была утверждена в 1698 году самим Петром 1.

На плечах у императора изображена горностаевая мантия с цветочным орнаментом. Она сделана крупными складками, будто бы ниспадает с плеча, что демонстрирует парадность и наличие движения.

Внимательно осмотрев бюст Петра 1 (Растрелли), можно заметить, с какой точностью скульптор изобразил фактуру предметов. Заметна легкость кружевного шарфа, блеск лат императора, бархатистость мантии на плечах.

Бюст Петра 1 (Растрелли), фото которого прилагается к статье, предназначен для трехмерного осмотра. Если осматривать его в фас, то виден выдающийся нос, а слева Петр предстает волевой личностью. Если посмотреть на скульптуру справа, то заметны следы усталости и тревожности.

Основой для скульптуры считается голова Петра Первого из гипса, которая была выполнена в 1721 году. Существует еще один вариант бюста Петра 1 (Растрелли). В 1724 году была закончена отливка бюстов, и бронзовый бюст был выполнен в новой римской манере. Второй же был отлит в цезарианской манере. Разрешение на исполнение бюстов Петра Первого Растрелли получил с помощью итальянского архитектора Николы Микетти.

Второй бюст

Эта скульптура является погрудным изображением императора Петра Великого в облачении римского императора. По традиции Петр Первый изображен с обнаженной шеей и в доспехах, из которых торчит туника. На доспехах изображена Горгоны, ее лицо искажено гримасой злобы, а на голове у нее извиваются змеи. Ее рот открыт в крике гнева и устрашения. Изображенная медуза Горгона считается жемчужиной мастерства русского архитектора итальянского происхождения.

Бюст, выполненный из свинца и покрытый позолотой, хранится сейчас в Копенгагене. Такие бюсты преподносились иностранцам знатного происхождения. Один из бюстов Растрелли подарил герцогу Голштинскому. Еще один бюст был подарен самим Петром Первым Фридриху IV - сейчас он также находится в Дании.

Несохранившиеся работы великого мастера

Растрелли был не только скульптором, но и архитектором. Ему принадлежит первый проект знаменитого Константиновского дворца в Стельне. Под руководством Бартоломео Карло Растрелли начались работы по рытью каналов и высадке деревьев, но проект был отдан архитектору французского происхождения Жану-Батисту Лебрену.

Также до наших дней не дошел бронзовый бюст российского офицера Сергея Леонтьевича Бухвостова, который в 1683 году первым записался в Преображенский полк Петра 1. Этот бюст был выполнен по приказу самого императора.

В дополнение к этому, в 1952 году был восстановлен фонтан-шутиха "Дубок", который находится вблизи Монпрезировой аллеи. Данный фонтан состоит из пяти тюльпанов и дерева из металла. Из них брызжут струи воды.

Заключение

Бартоломео Карло Растрелли в бюсте Петра 1 решил очень сложную задачу - он показал императора не только с точки зрения парадности, но и как человека с непоколебимой силой воли и несгибаемым характером.

Данный бюст можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, скульптор изобразил великого императора как типичного деятеля эпохи преобразований, различных социальных изменений. С другой - перед нами человек со сложным характером, с собственными тревогами и переживаниями. Растрелли изобразил не только политического деятеля, но и личность.

Самым значительным мастером русской скульптуры первой половины XVIII века был итальянец по происхождению граф Бартоломео Карло Растрелли. Не сделав ничего существенного в Италии и Франции, он в 1716 году прибыл в Петербург, где стал выполнять крупные государственные заказы вначале для Петра I, затем для Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Работая в России до своей смерти, скульптор создал целый ряд выдающихся произведений монументальной, декоративной и станковой пластики.

Растрелли родился в 1675 году в состоятельной дворянской семье потомственных горожан Флоренции. В своем городе, где еще сохранялись традиции эпохи Возрождения, он имел возможность изучать произведения великих Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Челлини.

Когда проявились его наклонности к искусству, мальчик был отдан на обучение в скульптурную мастерскую Д.Б. Фоджини. Пройдя там выучку, характерную для флорентийской скульптурной школы, Растрелли неплохо рисовал, умел работать в различных материалах, обучился художественному литью, ювелирному делу, принципам театральной декорации, архитектурному планированию и строительству. Такая основательная подготовка в дальнейшем дала мастеру неограниченные возможности проявить себя в самых различных видах творчества.

В 1698 году молодой скульптор отправился в Рим и в течение года изучал там памятники античности и в первую очередь конную статую Марка Аврелия - классический образец для подобных монументов и произведения яркого представителя итальянского барокко Л. Бернини.

Не найдя в Италии применения своему мастерству, Растрелли вместе со своей женой - испанской дворянкой переехал в Париж, где у них в 1700 году родился сын Франческо Бартоломео - впоследствии знаменитый российский архитектор. Там на его творчество оказало сильное влияние официально-парадное искусство известного французского скульптора А. Каузевокса.

В начале творческого пути Растрелли сопутствовала удача. В 1703 году он создает в стиле пышного итальянского барокко проект мавзолея над прахом дипломата Симона Арно маркиза де Помпоне в парижской церкви Святой Марии (воплощен в материале в 1707, разрушен в 1792). В 1704 году при содействии папского нунция Ф.А. Гуатерио он получает от Ватиканского двора графский титул и звание папского кавалера ордена Святого Иоанна Латеранского.

После громкого успеха Растрелли становится модным скульптором и выполняет многочисленные заказы на надгробные памятники. В результате появляется целый ряд проектов надгробий – кардиналу Гуатерио, маршалу Шамильи и другим, о которых можно судить по сохранившимся рисункам автора. Для этих надгробий характерна тяжеловесная, помпезная форма с многочисленными аллегорическими фигурами, что не находило одобрения в местных художественных кругах, где придерживались классических основ в скульптуре и сдержанного использования в ней барочных приемов.

Не получая морального удовлетворения от исполнения заказных мемориальных работ и не достигнув за пятнадцать лет проживания во Франции прочного положения в своей художественной деятельности, Растрелли решает уехать в Россию. В 1715 году он заключает в Париже договор с И. Лефортом - сподвижником Петра I, по которому в его обязанности входило в течение трех лет «работать в службе Царского Величества в кумироделии всяких фигур в мраморе... для фонтанов и бросовых вод, в делании портретов из воску и в гипсе, которые подобно живым людям, в литие, архитектуре, в делании декораций или прикрас и машин к театрам оперским и комедианским». Ему также вменялось в обязательном порядке обучать русских людей различным художествам. Именно в России он станет крупнейшим скульптором, создав произведения, обессмертившие его имя.

Переехав в мае 1716 года из Парижа в Петербург, Растрелли был вначале назначен здесь на должность архитектора, а с осени этого же года начал заниматься скульптурой, получив заказ на исполнение проекта конной статуи Петра I в память российских побед над шведами в Северной войне. В 1721 году, после заключения мира со Швецией, по указанию государя он начинает работать, вместе с К. Оснером , Н. Пино и Н. Микетти, над проектом Триумфального столпа (модель была сделана в 1723), прославляющего доблесть русской армии. В 1722 году Растрелли также исполнил модель колоссальной статуи Петра (не воплощена), которая должна была украсить Васильевский остров.

Конная статуя Петра I мыслилась автором и заказчиком торжественной и представительной, наподобие тех, что воздвигались в честь победоносных полководцев в Древнем Риме. Вместе с тем на Растрелли оказали влияние монументы современных ему мастеров, среди которых были памятник Людовику XIV Ф. Жирардона в Париже и памятник великому курфюрсту А. Шлютера в Берлине.

Проекты разного времени, выполненные в рисунках, свинцовых и бронзовых моделях, свидетельствуют о длительной творческой работе мастера. В них он постепенно уходил от сложных вычурных композиций, перенасыщенных фигурами аллегорий и мифологических персонажей (Славы, Мира, Марса, Меркурия, пленников и так далее), к простому, но единственно верному решению, найденному им в 1724 году.

С модели конной статуи Петра I были сняты гипсовые формы, но после смерти Петра началась драматическая история, связанная с нежеланием его преемников выделять деньги на отливку памятника в бронзе. Лишь при Елизавете Петровне, возрождающей традиции петровского царствования, в 1744 году была сделана колоссальная восковая модель, подготовленная к отливке, но 18 ноября 1744 года Растрелли умер, не дождавшись осуществления своего замысла. Работа в материале была осуществлена позднее А. Мартелли при непосредственном участии сына скульптора Франческо Бартоломео Растрелли.

При Екатерине II барочный монумент был отвергнут, как устаревший, и для создания нового конного памятника Петру I, но уже в модном тогда стиле классицизма, был приглашен из Франции скульптор Э.М. Фальконе. Лишь в 1800 году при Павле I растреллиевскую конную статую установили на новом пьедестале (архитектор В.Ф. Бренна, скульпторы М.И. Козловский, В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев) перед Михайловским (Инженерным) замком.


Растрелли, как свидетель Петровских реформ и триумфального завершения Северной войны, представил Петра I в виде римского цезаря, самодержавного повелителя огромной империи. Он облачен в тунику, поверх которой накинута горностаевая мантия, на ногах - римские сандалии. Несомненным портретным сходством отмечена гордо поднятая голова Петра - с огромными застывшими глазами и большим чистым лбом, - увенчанная лав­ровым венком победителя. В правой руке он держит маршальский жезл - символ власти, левой слегка на­тягивает узду, сдерживая поступь мощного коня.

Гладкие скульптурные поверхности органично совмещаются с прочеканенными и отделанными с ювелирной тонкостью множественными декоративными частями (двуглавые орлы на мантии, венок, жезл, попона, конская сбруя и так далее). Монумент развернут в пространстве, но так мастерски, что с любой точки зрения открывается его цельный и законченный силуэт. При этом композиция памятника очень проста. Автор отказывается от всяких «символических намеков», характерных для Медного всадника Фальконе. Как писал искусствовед Всеволод Петров, «не аллегория, а сама пластика становится главным средством характеристики образа».

Еще в процессе работы над памятником Петру Растрелли обращался к портрету, в котором он достигает вершины своего творчества. В петровское время, с установкой на документальную точность, именно портрет становится в изобразительном искусстве ведущим жанром. Чтобы добиться «живоподобия», скульптор нередко использовал гипсовые слепки с лица. В 1719 году Растрелли снял маску с Петра I, которой будет пользоваться при работе над портретами императора. Впадая в натурализм, он создал восковые бюст и сидящую фигуру Петра с инкрустированными глазами, натуральными волосами и одеждой.

В лучших своих произведениях Растрелли умело сочетал парадную пышность с реализмом и глубоким, проницательным обобщением. В 1723-1724 годах он исполнил два изображения Петра I. В знаменитом бюсте 1723-1724 годов, по меткому высказыванию М.В. Алпатова, «Растрелли поднялся здесь до создания подлинно исторического портрета», отразив в нем противоречия и драматизм не только самой личности Петра, но и всей его эпохи.

Скульптор создает образ человека неукротимой жизненной энергии. При внешнем спокойствии царя ощутимо его сильное внутреннее напряжение, которое проявляется в высоко поднятой голове, сдвинутых бровях, плотно сомкнутых губах и подчеркивается движением складок мантии за его спиной. Известно, что именно этот бюст Петра I серьезно изучала Мари-Анн Колло, исполнившая модель головы Петра I для Медного всадника Фальконе в Санкт-Петербурге. Удивляет необыкновенное мастерство в передаче различных материалов: меха горностаевой мантии, кружев жабо, шелка орденской ленты, металла лат с рельефным изображением сцен битвы.

В портрете А.Д. Меншикова (1716-1717, бронза, литье, чеканка; 1848, мрамор, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) много парадности и помпезности, но и здесь Растрелли умело сочетает характерные для барокко качества с глубокой реалистической трактовкой образа, показывая надменное, умное и несколько хитроватое лицо светлейшего князя, в глубокой задумчивости смотрящего вдаль.

По композиционно-пластическому решению к этому произведению близок «Портрет неизвестного» (С.Л. Владиславич-Рагушнский?, 1732, бронза, чеканка), где также с удивительной достоверностью переданы проницательный взгляд, полное, лоснящееся лицо, обрамленное длинными локонами парика, плотное сукно камзола с рельефными пуговицами и мягкое кружевное жабо.

Высшим достижением портретного искусства Растрелли является двухфигурная бронзовая группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741, бронза, чеканка). Именно здесь наиболее сильно раскрылись потенциальные возможности мастера и лучшие стороны его дарования. В этой скульптурной композиции Растрелли использует чисто живописные эффекты в обработке материала, в передаче мерцающих драгоценностей, обильно украшающих туалет Анны, шелкового, с объемным рисунком платья, гладкой кожи на обнаженных участках тела. Как и в конном памятнике Петру I, каждая незначительная деталь одежды и украшений, каждый локон волос трактуется мастером с одинаковым вниманием и любовью. Ювелирная отделка нисколько не нарушает общей выразительности этого произведения и его монументальности.

По глубине идейно-образного замысла, по остроте проникновения в дух и характер эпохи скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» не уступает конной статуе Петра I. В монументе Петр представлен прежде всего как государственный деятель и преобразователь огромной империи. Здесь же статуя олицетворяет деспотичность власти, непомерное расточительство и равнодушие ко всему русскому. Массивная, подавляющая фигура императрицы, как говорили о ней современники, «престрашного взору», облачена в тяжелое парадное платье, а с левой стороны к ней устремляется маленькая фигурка арапа в чалме, подносящего ей державу - символ власти. Возможность видеть и наблюдать императрицу была у Растрелли с ноября 1730 по август 1732 года, когда он находился в Москве, принимая непосредственное участие в оформлении коронационных торжеств Анны Иоанновны. В 1732 году он создает медальон с барельефным портретом Анны Иоанновны (бронза), изображая ее в профиль и со спины. Сложную прическу государыни, с вплетенными жемчужными бусами и лентами, венчает российская корона. Спадающее с плеч платье обнажает полное плечо и шею и также убрано многочисленными драгоценными камнями.



Весьма весомо Растрелли проявил себя также в монументально-декоративном искусстве, участвуя, еще при Петре I, в создании лепного декора для сооружений Петергофа, дворца Меншикова и декоративной скульптуры для петергофских фонтанов. Кроме сохранившихся барельефов «Триумф Амфитриты» и «Похищение Деяниры кентавром Нессом», выполненных им для водопадного уступа Большого каскада в Петергофе (1721-1723, свинец, совместно с К. Оснером и Ф. Вассу), он исполнил две львиные маски (маскароны), служащие фонтанами на верхней террасе этого же каскада. Для Верхнего сада в Петергофе Растрелли создал большую свинцовую фонтанную группу «Нептун с колесницей», в 1799 году замененную из-за ветхости бронзовой группой «Нептун», привезенной из Нюрнберга (скульпторы X. Риттер, И. Эйслер и Г. Швейгер). В 1737 году квадратный пруд Верхнего сада он оформил фонтанной композицией «Прозерпина и Алфей с сиренами и дельфинами», которая также из-за плохого состояния в 1773 году была снята.

Кроме того, Растрелли создал замечательную бронзовую композицию «Тритон, борющийся с морским чудовищем» (1726, бронза) для фонтана, расположенного перед южным фасадом Большой оранжереи. Она послужила впоследствии прототипом для его скульптурной группы « Похищенный фашистами Тритон был воссоздан скульптором А.Ф. Гуржием в 1956 году.

В 1735 году в ознаменование 25-летия Полтавской битвы Большой каскад был украшен исполненной Растрелли композицией «Самсон, разрывающий пасть льва». Сильный, с мощной мускулатурой, Самсон, олицетворяющий собой Россию, разрывает пасть льву, который являлся геральдическим изображением Швеции. Обветшавшая к концу XVIII столетия, эта свинцовая скульптурная группа была заменена в 1802 году бронзовой золоченой композицией, отлитой по модели М.И. Козловского. Украденная фашистами, она была воссоздана скульптором В. Симоновым в 1947 году.

Растрелли много сделал в области медальерного искусства, которому особое внимание уделял Петр I. В токарной мастерской государя (при участии А.К. Нартова) он исполнил медные и бронзовые рельефы для триумфального столпа (не осуществлен) на темы событий Северной войны. Мастерски, с большим владением композиционными приемами батального жанра скульптор запечатлел «Полтавский бой», «Взятие Дербента», «Аллегорию Ништадтского мира» (начало 1720-х).

Привлекает внимание медаль «Основание Санкт- Петербурга» (1723?, бронза, литье, чеканка), исполненная Растрелли в пейзажно-жанровом ключе. В ней дается реалистическое изображение берега Невы с накатывающимися волнами, фигурами моряков и работных людей - первых строителей новой российской столицы.

В 1741-1743 годах Растрелли создал медальон с профильным портретом Петра I (отлив в бронзе в середине XIX века), обрамленный пышно декорированной рамой. По всему периметру она украшена рельефными изображениями двуглавого орла и ордена Андрея Первозванного и увенчана короной Российской империи.

Многогранность творчества Растрелли поражает всякое воображение. Каждому его произведению присуще высочайшее профессиональное мастерство, которое до конца своей жизни он беззаветно отдавал на благо России. Умер Бартоломео Карло Растрелли в 68 лет, 18 (29) ноября 1744 года в Санкт-Петербурге.

Копии скульптур из мрамора можно заказать в нашей компании – Stone2art Group .

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Бартоломео Карло Растрелли родился в 1678 году во Флоренции, в небогатой дворянской семье. Своим призванием он выбрал скульптуру, в чём был поддержан родителями. Скульптурному марстерству Бартоломео Карло учился в своём родном городе.

В 20 лет молодой Растрелли приехал в Рим. Здесь он прожил всего год, так как не смог найти работы. По всей видимости, именно в Риме он познакомился со своей супругой, с которой обвенчался во Флоренции. Оттуда они уехали во Францию, покинув Италию навсегда. В Париже, в 1700 году, у Бартоломео Карло родился сын - Франческо , будущий великий петербургский зодчий.

Во Франции Бартоломео Карло Растрелли прожил 16 лет, так и не создав ничего великого. Из известных творений этого периода у скульптора можно назвать лишь надгробие бывшему королевскому министру Симону Арно. Впрочем, французы к этой работе Растрелли отнеслись с прохладой. Но ему удалось получить графский титул и орден Иоанна Латеранского.

Осенью 1715 года умер король Людовик XIV. Многие архитекторы и скульпторы оказались во Франции не у дел, так как сменивший его монарх был слишком молод. Этим воспользовались русские резиденты. 19 октября 1715 года Бартоломео Карло Растрелли подписал договор с Иваном Лефортом, советником в Париже службы Его Царского Величества Петра I. В контракте указывалось, что "господин Растрелли Флоренский обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе его царского величества три года..." [Цит. по 1, с. 208]

Сразу по приезду в Россию, 16 февраля 1716 года, Бартоломео Растрелли встретился с Петром I. Царь высказал ему свои пожелания относительно строительства дворца в Стрельне. Архитектор с энтузиазмом принялся за проектирование дворца. Началось изготовление его модели, рытьё каналов в будущем парке.

В том же 1716 году Бартоломео Карло Растрелли было поручено создать проект конного памятника Петру I. Над моделью монумента скульптор трудился пять лет.

Первым петербургским адресом итальянцев стал флигель бывшего дома Кирилла Наршыкина на Второй Береговой улице. Позже они переехали на Французскую улицу, которая располагалась на Васильевском острове.

Бартоломео Карло Растрелли мечтал стать главным архитектором новой русской столицы. Он вынашивал планы не только относительно строительства в Стрельне, но и задумывал грандиозные работы в Петергофе, планировал создать планировку улиц Васильевского острова. Однако, Пётр I на должность главного архитектора пригласил в Петербург француза Леблона . 9 августа 1716 года Леблон собрал всех петербургских зодчих и объявил о своих намерениях, планах по обустройству города. Все петербургские архитекторы вошли в его подчинение и не могли ничего строить без его согласия. Такого граф Растрелли-старший вытерпеть не смог и устроил на собрании скандал.

Леблон не стал терпеть своего непризнания итальянцем. Он начал жаловаться царю на своего обидчика, из-за чего Растрелли отстранили от работы в Стрельне. Такой поворот событий окончательно рассорил Леблона и Растрелли. Однажды, проезжая мимо дома итальянца, коляска Леблона была остановлена и помощники Растрелли стали кулаками доказывать правоту своего хозяина. От расправы француза спасла только расторопность сопровождавших его лиц.

У Леблона не складывались отношения и с князем Меншиковым. Александр Данилович замял скандал, чему поспособствовал и выполненный Бартоломео Карло бюст Меншикова. Царское решение же было следующее: Растрелли должен завершить создание модели Стрельнинского дворца, в дальнейшем в государевых строительных делах не участвовать, заниматься только скульптурой. Вскоре Пётр I повелел переселиться семье Растрелли в дом на Первой Береговой улице (ныне Шпалерная), где для него был готов дом для жилья и работы. Это здание первоначально принадлежало царице Марфе Матвеевне, вдове старшего брата Петра I. Оно соседствовало с домом царевича Алексея, по другую сторону которого, в бывшем дворце сестры Петра I Натальи Алексеевны размещалась Канцелярия городовых дел, которая занималась делами всех иностранных мастеров.

Новоселье Растрелли справили летом 1717 года. Тогда же в Петербург переехала супруга скульптора. Её задержка, по всей видимости, объясняется рождением в 1716 году ещё одного сына Бартоломео Карло Растрелли, которого также назвали Бартоломео. В 1736 году Бартоломео-младший подавал прошение о принятии его на службу, но оно не было удовлетворено. Сведения о Бартоломео-младшем даны в книге "Санкт-Петербург XVIII века" историком К. В. Малиновским .

В дворовом каменном флигеле дома Растрелли в 1721-1723 годах жил итальянский зодчий Никколо Микетти. После его бегства из Петербурга, здесь поселился русский зодчий Михаил Земцов . В доме Растрелли гостили его коллеги, в том числе Доменико Трезини , Гаэтано Киавери.

В 1723 году Бартоломео Карло создал бронзовый бюст Петра I.

В ноябре 1724 года Бартоломео Карло Растрелли по просьбе Канцелярии от строений характеризовал архитектора Земцова. Скульптор написал следующий отзыв:

"Оной архитектором полным и действительным быть достоин непрекословно... достоин быть награждён окладом денежного жалования за прошедшие и настоящие его труды по 1 500 рублей в год, ибо он несёт на себе такую должность, какую нёс архитект Микеттий" [Цит. по 1, с. 290].

Франческо Бартоломео во всём помогал отцу, получая таким образом образование. Вместе они работали во дворце адмирала Фёдора Апраксина, украшали зал дворца вице-президента Коллегии иностранных дел барона Петра Шафирова, трудились и у других знатных петербуржцев. Впоследствии, многие из совместных работ Франческо Бартоломео Растрелли припишет себе, не указывая в описании своих трудов Бартоломео Карло.

С воцарением на русском престоле Анны Иоанновны дела у семьи Растрелли пошли в гору. Новая императрица желала жить в роскоши, а значит мастера пышного барокко были ей нужны как никогда. Специально для аудиенции с Анной Иоанновной Бартоломео Карло с сыном направились в Москву. 20 марта 1730 года Бартоломео Карло просил Канцелярию от строений принять под охрану свой дом, но так и не дождавшись реакции Канцелярии, покинул Петербург.

Русская импиератрица приняла Растрелли в конце мая. Он привёз с собой восковой бюст её матери, царицы Прасковьи Фёдоровны. В результате встречи Растрелли было указано строить дворец в Кремле, против цейхгауза (арсенала). В помощники к итальянцу был приставлен немецкий архитектор Шедель . 13 июня Растрелли подал смету строительства. В первых числах июля началась работа. Для быстроты новый дворец (Анненгоф) было решено строить деревянным, в один этаж.

10 ноября 1730 года Бартоломео Карло Растрелли был назначен придворным архитектором. Ему было велено передавать любое каменное строительство, относящееся ко двору Её Императорского Величества. Жалование зодчего составило по контракту 800 рублей в год. Контракт продлили в 1734 году, установив жалование в 1 500 рублей в год. Бартоломео Карло в документах одного и того же времени называют скульптором-архитектором и архитектором-скульптором. Но всё-таки, в первую очередь ему удавалась скульптура. Архитектурные решения, скорее всего, в работах Растрелли в большой части принадлежали его сыну Франческо Бартоломео.

19 января 1731 года Растрелли было повелено строить новый Анненгоф в Лефортове. Этот дворец принял хозяев уже осенью. Сразу после новоселья Анна Иоанновна решила переехать в Петербург. Для обустройства новой резиденции туда направили Растрелли.

Зимний дворец Анны Иоанновны расположился напротив Адмиралтейства , включив в себя стены дворца Апраксина.

Работая на императрицу, Растрелли получил поддержку и её немецких фаворитов, в том числе Бирона, Миниха. Первый из них для строительства своего дворца в Руентале в 1735 году пригласил уже Растрелли-младшего, который окунулся в самостоятельную работу. Растрелли-старший же руководил строительством Летнего дома Анны Иоанновны, параллельно создавая проект Зимнего дворца.

В 1730-х годах Семья Растрелли росла. Женился Франческо Бартоломео, у Бартоломео Карло появились внуки. Итальянцам потребовалось более вместительное жилище, которое они получили на той же Первой Береговой улице, у церкви Всех Скорбящих - бывший дом сенатора Юрия Юрьевича Трубецкого.

К 1740 году Бартоломео Карло Растрелли создал бронзовую скульптуру - фигуру императрицы Анны Иоанновны. К началу 1740-х годов он был готов к отливке и памятника Петру I, но сделать это не успел. Бартоломео Карло Растрелли ушёл из жизни 18 ноября 1744 года.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 205-260‚ 289‚ 290) 01.03.2012 г. 02:46
2) 03.11.2013 г. 13:11