Эпоха возрождения в италии кратко. Эпоха возрождения в италии наследие всего мира

Его родиной стала Италия , которая на закате Средневековья породила самую развитую в Европе культуру .

По своему местоположению Италия бы-ла прямой наследницей древнеримской культуры, воздействие которой сказыва-лось на протяжении всей её истории. Со времён Античности на её духовную жизнь оказывала влияние также и греческая культура, особенно после падения Константинополя в 1453 г., когда в Италию переселилось большое количество визан-тийских учёных.

Однако Возрождение не свелось к простому копиро-ванию античных традиций; оно было более сложным и более глубо-ким явлением мировой истории, новым по своей масштабности и по мировоззрению. Утончённая и сложная культура Средних веков сыг-рала в его происхождении не меньшую роль, чем культура античной эпохи, поэтому во многих отношениях Возрождение явилось пря-мым продолжением Средневековья.

Италия оставалась политически раздробленной на несколько со-перничавших между собой государств , но в экономическом отноше-нии многие из них были наиболее развитыми странами Европы. На протяжении долгого времени итальянские государства занимали ведущие позиции в торговле между Востоком и Западом. Именно в городах Северной Италии зарождались новые формы промыш-ленного производства и банковского дела, политической деятель-ности и дипломатического искусства. Высокий уровень экономиче-ского развития, с одной стороны, и насыщенная интеллектуальная жизнь — с другой, превратили эти города в центры формирования новой европейской культуры. Итальянская городская культура ста-ла той питательной средой , в которой предпосылки Возрождения смогли воплотиться в реальность.

Первой столицей итальянского Возро-ждения стал главный город Тосканы Фло-ренция , где сложилось уникальное соче-тание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В раз-гар Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим . Папы Юлий II и Лев X прилагали тогда огром-ные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он дейст-вительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Вене-ция , где ренессансное искусство приобре-ло своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.

Изобразительное искусство

Одной из наиболее ярких фигур италь-янского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519). Он соединял в се-бе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора, инженера, ори-гинального мыслителя. Его живопись представляет собой одну из вершин в раз-витии мирового искусства. Своими экспе-риментальными наблюдениями великий Леонардо обогатил почти все области науки своего времени.

С гением Леонардо да Винчи соперничал не ме-нее великий художник Микеланджело (1475-1564), которого тоже отличало многообразие талантов. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, живописец и поэт. Вечную славу ему при-несли фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, где Микеландже-ло расписал 600 кв. м сценами из Ветхого Завета. По его проекту был сооружён грандиозный купол собора Св. Петра, по сей день не превзойдённый ни по размерам, ни по величию. Архитектурный облик всего исторического центра Рима до сих пор неразрывно связан с именем Микеланджело.

Особая роль в становлении ренессансной живописи принад-лежала Сандро Боттичелли (1445-1510). В историю мировой куль-туры он вошёл как создатель тонких, одухотворённых образов, сочетающих возвышенность позднесредневековой живописи с пристальным вниманием к человеческой личности , которым ха-рактеризовались новые времена .

Вершиной итальянского искусства той эпохи является творче-ство Рафаэля (1483-1520). В его произведениях достигли своего апогея живописные каноны Высокого Возрождения.

Почётное место в истории ренессансного искусства занимает также вене-цианская школа живописи, наиболее выдающимся представите-лем которой является Тициан (1470/80-е — 1576). Всё то, чему он научился у своих предшественников, Тициан довёл до совершен-ства, а созданная им свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Материал с сайта

Архитектура

Подлинную революцию в эпоху Возрождения пережила также архитектура. Совершенствование строительной техники позво-лило мастерам Возрождения решать архитектурные задачи, не-доступные для зодчих предшествующего времени. Основополож-никами нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Ф. Брунеллески , создавший монумен-тальный купол собора Санта Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессанс-ный стиль в архитектуре характеризуется монументальностью и подчёркнутой простотой фасадов, удобством просторных ин-терьеров.

«Возрождение» - оживление, возвращение к жизни. На первый взгляд, довольно странное определение для эпохи культурного расцвета. Однако это вовсе не преувеличение. У столь кардинальных изменений в искусстве и мышлении европейских народов была банальная и страшная причина - .

Всего три года в середине XIV века стали резким разделителем эпох. За этот промежуток времени население итальянской Флоренции стремительно погибало от чумы. Чёрная Смерть не разбирала чинов и заслуг, не осталось ни одного человека, который бы не перенёс тяжесть потери близких. Рушились многовековые устои, исчезала вера в будущее, не осталось надежды на Бога… Когда пандемия отступила и кошмар прекратился, жители города поняли, что жить по-старому уже не получится.

Сильно изменился материальный мир: даже у самых бедных из выживших появилось «лишнее» имущество, доставшееся в наследство, за счёт потерявших хозяев домов сам собой решился жилищный вопрос, отдохнувшая земля оказалась на удивление щедрой, плодородная почва без особых усилий дарила отличные урожаи, спрос на которые теперь, однако, был совсем невысок. Управляющие фабриками и богатые землевладельцы стали испытывать недостаток рабочих, которых теперь попросту не хватало, а простолюдины уже не стремились браться за первое попавшееся предложение, имея возможность выбирать и торговаться за более выгодные условия. Так у многих флорентийцев появилось свободное время для размышлений, общения и творчества.

Ещё больший переворот произошёл в умах людей, кардинально изменилось мировоззрение: появилась большая независимость от церкви, которая показала себя беспомощной перед лицом катастрофы, мысли обратились к материальному существованию, познанию себя не как божьего создания, а как части матери-природы.

Флоренция потеряла около половины своего населения. Однако только этим нельзя объяснить зарождение эпохи Ренессанса именно в этом городе. Здесь имела место совокупность разных по значению причин, а также фактор случайности. Некоторые историки приписывают заслугу культурного расцвета роду Медичи, влиятельнейшей флорентийской семье того времени, покровительствовавшей деятелям искусств и буквально «выращивавшей» своими денежными пожертвованиями новых гениев. Именно такая политика правителей Флоренции до сих пор вызывает споры специалистов: то ли городу сильно везло в средние века на рождение талантливых людей, то ли особые условия способствовали развитию гениев, таланты которых в обычном обществе навряд ли когда-нибудь себя проявили.

Литература

Начало Ренессанса в итальянской литературе отследить очень просто - литераторы отошли от традиционных приёмов и начали писать на родном языке, который, надо отметить, в те времена был очень далёк от литературных канонов. До начала эпохи основу библиотек составляли греческие и латинские тексты, а также более современные произведения на французском и провансальском языках. В эпоху Возрождения становление итальянского литературного языка происходило во многом за счёт переводов классических сочинений. Появлялись даже «комбинированные» работы, авторы которых дополняли древние текста собственными размышлениями и подражаниями.

«Голосом» раннего Возрождения в Италии стали великие флорентийцы Франческо Петрарка и Данте Алигьери. В «Божественной комедии» Данте прослеживается отчётливое влияние средневекового мировоззрения, сильный христианский мотив. А вот Петрарка уже представлял движение ренессансного гуманизма, обращаясь в своём творчестве к классической античности и современности. Кроме того, Петрарка стал отцом итальянского сонета, форму и стиль которого переняли позже многие другие поэты, включая англичанина Шекспира.

Ученик Петрарки, Джованни Боккаччо, написал знаменитый «Декамерон» - аллегорический сборник из ста новелл, среди которых есть и трагические, и философские, и эротические. Эта работа Боккаччо, а также другие стали богатым источником вдохновения для многих английских писателей.

Никколо Макиавелли был философом, политическим мыслителем. Его вклад в литературу того времени состоит из произведений-размышлений, широко известных в западном обществе. Трактат «Государь» - наиболее обсуждаемая работа политического теоретика, ставшая основой для теории «макиавеллизма».

Философия

Петрарка, творивший на заре Возрождения, стал и главным основателем философского учения той эпохи - гуманизма. Это течение ставила разум и волю человека на первое место. Теория не противоречила основам христианства, хотя и не признавала понятие первородного греха, рассматривая людей как изначально добродетельных существ.

Более всего новое течение перекликалось с античной философией, породив волну интереса к древним текстам. Именно в это время появилась мода на поиск утерянных рукописей. Охоту спонсировали богатые горожане, а каждая находка тут же переводилась на современные языки и издавалась в форме книги. Такой подход не только наполнил библиотеки, но и значительно увеличил доступность литературы и численность читающего населения. Общий уровень образованности заметно вырос.

Хотя философия и имела большое значение в эпоху Возрождения, но часто эти годы характеризуют как период застоя. Мыслители опровергли духовную теорию христианства, но не имели достаточной базы, чтобы продолжить развивать изыскания древних предков. Обычно содержание сохранившихся с того времени трудов сводится к восхищению классическими теориями и моделями.

Происходит и переосмысление смерти. Теперь жизнь становится не подготовкой к «небесному» существованию, а полноценным путём, который завершается вместе с гибелью тела. Философы Возрождения пытаются донести мысль, что «вечную жизнь» получат те, кто сможет оставить след после себя, будь то несметные богатства или произведения искусства.

Наука

Первым шагом науки Ренессанса стало возвращение к классической теории Птолемея о строении вселенной. Наблюдается общее стремление к объяснению непознанного материальными законами, большинство теорий строится на выстраивании жёстких логических последовательностей.

Конечно, самый выдающийся учёный Возрождения - Леонардо да Винчи. Он известен выдающимися исследованиями в самых разных дисциплинах. Один из интереснейших трудов флорентийского гения относится к определению идеальности человека. Леонардо разделял мнение гуманистов о праведности новорожденного, но вопрос о том, как сохранить все черты добродетели и физического совершенства, оставался загадкой. Да и для окончательного опровержения божественности человека требовалось найти истинный источник жизни и разума. Да Винчи совершил множество открытий в разных научных областях, его работы до сих пор остаются предметом изучения потомков. И, кто знает, сколько какое наследство оставил бы он нам, будь его жизнь ещё дольше.

Итальянскую науку позднего Возрождения представлял Галилео Галилей. Молодой учёный, родившийся в Пизе, не сразу определился с точным направлением своего труда. Он поступил на медицинский факультет, но быстро переключился на математику. Получив учёную степень, он занялся преподаванием прикладных дисциплин (геометрии, механики, оптики и т.п.), всё больше погружаясь в проблемы астрономии, влияния планет и светил, а заодно интересуясь астрологией.

Именно Галилео Галилей первым чётко провёл аналогии между законами природы и математикой. В своей работе он часто пользовался методом индуктивного умозаключения, с помощью логической цепочки выстраивая переходы от частных положений к более общим. Некоторые из выдвинутых Галилеем идей оказались весьма ошибочными, но большинство из них задумывались как подтверждения основной его теории о движении Земли вокруг Солнца. Тогдашние академики опровергали её, а гениального тосканца «осаживали» с помощью могущественной инквизиции. По основной исторической версии учёный к концу жизни публично отказался от своей теории.

Наука Возрождения стремилась к «современности», которая выражалась по большей мере в технических достижениях. Интеллект стал считаться достоянием богатых. Иметь при дворе учёного было модно, а если он превосходил знаниями соседских, то и престижно. Да и сами вчерашние купцы были не прочь окунуться в науку, выбирая подчас такие «зрелищные» области, как алхимия, медицина и метеорология. Зачастую науку свободно смешивали с магией и предрассудками.

Именно в эпоху Ренессанса появилась алхимия - ранняя форма химии, включающая не меньше сверхъестественных положений, чем действительно научных. Большинство алхимиков было одержимо идеей превращения свинца в золото, и этот мифический процесс до сих пор отождествляется с понятием алхимии. Задолго до создания периодической системы элементов алхимики предложили своё видение: все вещества, по их мнению, состояли из смеси серы и ртути. Исходя из этого предположения строились все опыты. Позже к двум основным элементам добавился третий - соль.

Стоит отметить географические достижения XIV-XVII веков. Это время Великих географических открытий. Особенно заметный след в этой области оставили португальцы и знаменитый флорентиец Америго Веспуччи, чьё имя увековечено в самом значительном открытии того времени - американских континентах.

Живопись, скульптура, архитектура

Изобразительное искусство итальянского Ренессанса распространилось из Флоренции, оно по большей мере и определило тот высокий культурный уровень города, который прославил его на многие годы. Здесь, как и в других областях, прослеживается возврат к древним принципам классического искусства. Исчезает излишняя вычурность, работы становятся более «натуральными». Художники отступают от строгих канонов религиозной живописи и в новой, более свободной и реалистичной манере создают самые великие иконографические шедевры. Кроме более глубокой, чем раньше, работы со светом и тенью, идёт активное изучение человеческой анатомии.

В архитектуру возвращаются гармоничность, пропорциональность, симметричность. Уходят в прошлое готические громады, выражающие средневековый религиозный страх, уступая место классическим аркам, куполам, колоннам. Архитекторы раннего Возрождения творили во Флоренции, но в более поздние годы их стали активно приглашать в Рим, где было воздвигнуто немало выдающихся сооружений, ставших позже архитектурными памятниками. На закате Возрождения родился маньеризм, ярким представителем которого был Микеланджело. Отличительной чертой этого стиля является подчёркнутая монументальность отдельных элементов, которое долгое время воспринималась резко негативно представителями классического искусства.

В скульптуре ярче всего проявилось возвращение к античности. Образцом красоты стала классическая обнажённая натура, которую снова стали изображать в контрапосте (характерное положение тела, опирающегося на одну ногу, что позволяет выразительно передать характер движения). Яркими деятелями ренессансной скульптуры стали Донателло и Микеланджело, созданная которым статуя Давида стала вершиной искусства эпохи Возрождения.

Музыка

Ренессансный гуманизм оказал влияние на все стороны общественного творчества. Музыка Возрождения перестала быть чересчур академической, претерпев большое влияние народных мотивов. В церковной практике большое распространение получило хоровое полифоническое пение.

Разнообразие музыкальных стилей привело к появлению новых музыкальных инструментов: виолы, лютни, клавесины. Они были достаточно просты в использовании и могли применяться в компаниях или на небольших концертах. Церковная музыка, гораздо более торжественная, требовала соответствующего инструмента, которым в те годы являлся орган.

Ренессансный гуманизм предполагал новые подходы к такому важному этапу становления личности, как обучение. В годы расцвета Возрождения появилась тенденция к развитию личностных качеств с юных лет. Групповое образование сменилось индивидуальным, когда ученик точно знал, чего именно он хочет, и шёл к намеченной цели, во всём полагаясь на своего мастера-учителя.

Столетия итальянского Возрождения стали не только источником невероятного культурного прогресса, но и временем сильных противоречий: столкнулись античная философия и умозаключения современных мыслителей, что привело к кардинальному изменению как самой жизни, так и её восприятия.

Как уже говорилось, период Ренессанса начался в Италии еще в тринадцатом веке. Этот начальный период, длившийся с тринадцатого до начала четырнадцатого века, получил название Проторенессанса. Основу для итальянского Возрождения дали такие деятели культуры, как живописцы Пьетро Каваллини (ок. 1240/1250-1330) – автор мозаики в церкви Санта-Мария в Трасте-вере, фрески церкви Санта-Чечилия в Трастевере; Джотто ди Бон-доне (1266/1267-1337) – его фрески находятся в капелле дель Арена в Падуе и в церкви Санта-Кроче во Флоренции; поэт и создатель итальянского литературного языка Данте Алигъери (1265–1321) (повесть «Новая жизнь», поэма «Божественная комедия» и др.); скульптор и архитектор Арнольфо Ди Камбио (ок. 1245–1310) (церковь Сан-Доменико в Орвието); скульптор Никколо Лизано (ок. 1220–1278/1284) – ему принадлежит кафедра баптистерия в Пизе.

Саму эпоху Возрождения в Италии принято делить на три этапа:

1) ранний Ренессанс (триченто и кватриченто) (середина XIV–XV вв.);

2) высокий Ренессанс (чинквеченто) (конец XV – середина XVI вв.);

3) поздний Ренессанс (вторая треть XVI – первая половина XVII вв.).

Литературное творчество раннего Ренессанса прежде всего связано с такими именами, как Джованни Боккаччо (1313–1357) и Франческо Петрарка (1304–1374).

Главное достижение Петрарки состоит в том, что он был первым гуманистом, который поставил человека в центр всего. Наиболее известное его произведение – «Канцоньере» («Книга песен»), состоящее из сонетов, баллад и мадригалов на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Произведение Джованни Боккаччо «Декамерон», состоящее из нескольких новелл, пронизано гуманистическими идеями, оно и на сегодняшний день остается очень поучительным, хотя и создано более шестисот лет назад.

В изобразительном искусстве раннего Ренессанса стоит отметить выдающегося итальянского живописца Сандро Боттичелли (1445–1510). Большинство его произведений носили религиозный и мифологический характер, были пронизаны одухотворенной грустью, легкостью, отличались тонким колоритом. Наиболее известные его шедевры: «Весна» (1477–1478 гг.), «Рождение Венеры» (ок. 1483–1484 гг.), «Оплакивание Христа» (ок. 1500 г.), «Венера и Марс» (1483 г.), «Святой Себастьян» (1474 г.), «Паллада и Кентавр» (1480 г.) и др.

Среди скульпторов раннего Возрождения в Италии наиболее известен представитель Флоренской школы Донато ди Никколо Бетто Барди, более известный как Донателло (1386–1466 гг.). Он создал новые формы скульптуры: тип круглой статуи и скульптурной группы. Примером могут быть такие его работы, как «Давид» (1430 г.), «Юдифь и Олоферн» (1456–1457 гг.).

Другой талантливый скульптор и архитектор раннего Ренессанса Филиппе Брунеллески (1377–1446). Он был создателем теории линейной перспективы. Основываясь на архитектуре античности, он постоянно использовал достижения современности, привносил новаторские идеи в свои произведения. Вот почему его архитектурные сооружения (капелла Пацци во дворе церкви Санта-Кроче, купол собора Сайта-Мария дель Фьоре и др.) могут по праву называться эталоном инженерно-строительной мысли.

Высокий Ренессанс связан с именами трех великих деятелей искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело Буонарроти.

Леонардо да Винчи (1452–1519) был живописцем, архитектором, скульптором, ученым и инженером. Мало найдется деятелей культуры, которых можно было бы сравнить с гениальным творцом и мыслителем. Никого не может оставить равнодушным название его картины «Джоконда», все сразу понимают, о каком произведении идет речь. Этот портрет стал самым известным портретом не только эпохи Возрождения, но, пожалуй, и всей истории культуры.

Образ человека в работах Леонардо да Винчи полностью отвечает идеям гуманизма, несет высокое этическое содержание. Стоит взглянуть хотя бы на знаменитую роспись в монастыре Санта-Мария делла Грацие в Милане «Тайная вечеря», где все персонажи имеют очень ясную и отчетливую мимику, понятные жесты. Известны этюды художника («Головы воинов», «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», «Женские руки» и «Женская голова»), в которых он очень удачно передает эмоции, чувства героев, их внутренний мир. Сохранились записи Леонардо да Винчи, в которых он сам рассказывает о своих многосторонних дарованиях и возможности их применения.

Другой выдающийся художник высокого Ренессанса Рафаэль Санти (1483–1520). Его огромный талант открылся уже на раннем этапе его творчества. Пример этому – его картина «Мадонна Конестабиле» (ок. 1502–1503 гг.). Работы Рафаэля являются воплощением гуманистического идеала, силы человека, его красоты и одухотворенности. Пожалуй, самая известная работа мастера «Сикстинская Мадонна», написанная в 1513 г.

Замыкает тройку легендарных итальянских живописцев Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Наиболее известное его художественное произведение – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508–1512 гг.). Но Микеланджело Буонарроти был не только талантливым живописцем. Известность скульптора мастер получил после своей работы «Давид». В ней он, как истинный гуманист, преклоняется перед человеческой красотой.

В литературе высокого Ренессанса стоит выделить итальянского поэта Лудовико Ариосто (1474–1533), автора проникнутой идеями гуманизма героической рыцарской поэмы «Неистовый Роланд» (1516 г.), комедий «Чернокнижник» (1520 г.) и «Сводня» (1528 г.), пронизанных тонкой иронией и легкостью.

Дальнейшему развитию гуманистических идей мешала церковь, которая всячески пыталась восстановить свои права, которые были у нее в эпоху средневековья. Проводились различные репрессивные меры, которые были направлены против деятелей культуры. Это не могло не сказаться на дальнейшем развитии культуры Возрождения. Как результат, многие творческие люди стали уходить от идей гуманизма, оставив только навыки, которых добились мастера раннего и высокого Возрождения. Эта запрограммированность, с которой стали работать деятели культуры, получила название маньеризма. И конечно же ни к чему хорошему привести она не может, ведь теряется весь творческий смысл. Но несмотря на лидирующие позиции маньеризма, остались мастера, которые по-прежнему следовали гуманистическим идеалам. Среди них были художники Паоло Веронезе (1528–1588), Якопо Тинторетто (1518–1594), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), скульптор Бенвенуто Челлини (1500–1571).

Конец эпохи Возрождения ознаменовался выходом «Списка запрещенных книг» в 1559 г. по приказу Папы Павла IV. Этот список постоянно пополнялся, а неподчинение этому предписанию наказывалось отлучением от церкви. В «Список запрещенных книг» попали и произведения Возрождения, например книги Джованни Боккаччо.

Итак, к сороковым годам семнадцатого века закончился последний этап итальянского Возрождения, поздний Ренессанс.

Но Возрождение коснулось не только Италии, существовало и так называемое Северное Возрождение, которое относилось к таким странам, как Англия, Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Испания и др. Нельзя оставить эти страны без внимания, так как культура их на данном этапе не менее значима, чем культура Италии, а даже наоборот, очень интересна хотя бы тем фактом, что не имела под собой такого богатого античного культурного пласта, какой имела Италия, и формировалась в сложный период Реформации.

Эпоха Итальянского Возрождения или Итальянский Ренессанс, период культурного и идейного развития страны в период с конца XIII до XVI века. новый важнейший этап развития мировой культуры. Небывалого расцвета достигают в это время все виды искусства. Интерес к человеку в эпоху Возрождения определил новый идеал красоты.

В искусствознании применяются итальянские наименования тех столетий, на которые падает зарождение и развитие ренессансного искусства Италии. Так, 13 век именуется дученто, 14-й - треченто, 15-й - кватроченто, 16-й - чинквеченто.

Кватроченто претворило в жизнь эту программу. Характерным для него стало возникновение многочисленных центров ренессансной культуры - во Флоренции (она лидировала вплоть до начала XVI в.,) Милане, Венеции, Риме, Неаполе.

В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры.

Искусство Возрождения делится на четыре этапа:

Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века),

Раннее Возрождение (II половина XIV – начало XV века),

Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века),

Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века)

ПРОТОРЕНЕССАНС.

Итальянская культура переживает блестящий подъем. Развитие проторенессансных тенденций протекало неравномерно. Особенностью итальянской церковной архитектуры является также возведение куполов над местом пересечения центрального нефа и трансепта. К числу наиболее прославленных памятников этого итальянского варианта готики принадлежит собор в Сиене (XIII-XIV вв.) В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера, ставшие гордостью эпохи, - Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто ди Бондоне, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы для обновления.

Никколо Пизано - Кафедра из белого, розово-красного и темно-зеленого мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов. Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, однако, кафедра принадлежит уже новой эпохе.


Римская школа (Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 – около 1330)

Флорентийская школа (чимабуэ)

Школа в Сиене (Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел. В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284-1297 годах Джованни Пизано.)

ИСКУССТВО РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры.

Поворот в сторону реализма. Ведущим центром культуры и искусства стала Флоренция. Победа дома Медичи. В 1439г. учреждается Платоновская академия. Лауренцианская библиотека, художественная коллекция Медичи. Новая оценка прекрасного - сходство с природой, чувство соразмерности.

В постройках подчеркивается плоскость стены. Материальность Брунелески, Альберти, Бенедетто да Майано.

Филиппо Брунеллески (1337-1446) - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Он формирует стиль Возрождения. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками. Порывая с готикой, Брунеллески опирался не столько на античную классику, сколько на зодчество Проторенессанса и на национальную традицию итальянской архитектуры, сохранившей элементы классики на протяжении всего средневековья. Творчество Брунеллески стоит на рубеже двух эпох: одновременно оно завершает традицию Проторенессанса и кладет начало новому пути развития архитектуры.

Донателло (1386-1466) - великий флорентийский скульптор, который стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения. В искусстве своего времени он выступил как подлинный новатор. Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Это время теснейшего взаимодействия различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства – на основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в итальянском обществе.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Основоположник высокого Возрождения. Для него искусство - познание мира. Углубленные характеристикм. Обобщенные формы. Крупный ученый.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Скульптор, живописец, архитектор

В 1508 году Папа Юлий II предложил Микеланджело.расписать потолок Сикстинской капеллы

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

мастера позднего Возрождения - Палладио, Веронезе, Тинторетто. Мастер Тинторетто восстал против сложившихся традиций в изобразительном искусстве - соблюдения симметрии, строгого равновесия, статичности; расширил границы пространства, насытил его динамикой, драматичным действием, стал ярче выражать человеческие чувства. Он создатель массовых сцен, проникнутых единством переживания.