Восточная и западная культура. Западная и восточная модели обществ восточное общество - это общество традиционного типа

В эпоху средневековья Восток и Запад вступили с традиционными обществами, ориентированными в экономической сфере на удовлетворение только первоочередных потребностей, и не более того. Однако уже в раннем средневековье эти общества существенно отличались одно от другого по ряду важнейших параметров:

Азиатские земледельческие общества пошли по пути укрепления и совершенствования древневосточных структур с преобладанием государства над обществом и общества над личностью, с принципиальной установкой на стабильность за счет качественного роста. Разрушительные регрессивные последствия для Азии имело противоборство совершенно разнотипных АСП и КСП;

Европейское общество зрелого феодализма характеризовалось постепенным усилением античных традиций и ценностей, качественным отбором наиболее жизнестойких социально-политических институтов в условиях политической децентрализации и духовного плюрализма (дихотомия светской и духовной власти) и соревнования однотипных государств и типов производства. В отличие от Азии, Европа не испытала страшного воздействия своей первобытной периферии – европейцы смогли освоить ее территориально и переработать экономически, социально и духовно, поэтому социально-экономически и культурно-идеологически европейские народы развивались относительно единообразно-синхронно, без резких стадиальных контрастов. Воздействие же азиатской первобытной периферии Европа по настоящему испытала только в начале средневековья;

Азиатские общества развивались замедленно-эволюционно по линии приспособления монокультурного сельского хозяйства к высокопроизводительному природному фактору, а европейское общество – по линии преодоления многоотраслевым сельским хозяйством малопроизводительного природного фактора. Многоотраслевое сельское хозяйство гораздо более устойчиво к воздействию на него социально-политических и природно-климатических катаклизмов. Таким образом, средневековые европейское и азиатское общества изначально базировались на принципиально различных культурных и социально-политических основаниях и противоположных способах производства.

В отличие от азиатского, европейский способ производства характеризуется избытком земли и недостатком рабочих рук. Здесь рост населения компенсируется увеличением запашки и переселением на новые, неосвоенные в хозяйственном отношении земли, что при худшем почвенно-климатическом факторе затруднено без технического прогресса. Если Азия накапливала избыточное население, то Европа - технический потенциал. В Европе доход приносил труд человека – и богатство феодала измерялось "в душах", в Азии доход приносила земля, и богатство измерялось ее площадью и качеством. Следовательно, в Азии главным условием производства был природный фактор, а в Европе – человеческий труд при минимальной роли природного компонента.

Возможность получения больших урожаев при минимальной затрате труда на Востоке породила в конечном счете зависимость азиатского общества от высокопроизводительного природного фактора – они не дошли даже до паровой системы и трехполья, т.к. основой урожайности было не воссоздание, а сохранение почвенной структуры. Если естественное плодородие и изобилие тропиков сдерживало инициативу азиатского земледельца, то условия умеренного пояса подталкивали европейцев на хозяйственно-технические эксперименты, ставшие основой сельскохозяйственной революции: замена двуполья трехпольем, переход к севообороту и ликвидации паров; освоение новых сельскохозяйственных культур – картофеля, маиса, капусты, моркови, томатов; новый способ удобрения земли зелеными удобрениями, сохраняющими плодородие полей – викой, люпином, бобовыми; отказ от использования в качестве тягловой силы коров, быков и волов в пользу лошади, отказ от перегонного скотоводства в пользу стойлового содержания скота; организация искусственных лугов с кормовыми травами для развития молочного животноводства; селекция новых сортов растений и пород скота; расширение обрабатываемых с помощью новых технических приспособлений земель; повышение удельного веса интенсивных отраслей земледелия - огородничества, виноградарства, садоводства, технических культур... Только после внедрения указанных и других нововведений в крестьянских хозяйствах Европы стало возможным производить от 25% до 50% продовольствия свыше личного потребления.

Таким образом, возможность получения только малых урожаев при больших затратах дефицитного труда стимулировало НТП и поиски новых форм организации производства и общественной жизни в Европе (восточное общество склонно к канонизации старых форм и уклоняется от изменений, подрывающих желанную стабильность).

Избыток населения на Востоке обесценил труд и, следовательно, его носителя. Недостаток труда в Европе возвысил его и, следовательно, человеческую личность. Труд Европы динамичен – земля Востока консервативна. Поэтому средневековая Европа дала миру предприимчивых людей, изобретателей, землепроходцев, исследователей, а для Азии были характерны инерционность, косность и забота о пропитании.

В эпоху Раннего Нового времени (ХIV-ХV - ХVII вв.) традиционное европейское общество трансформировалось в общество современного типа, ориентированное в экономической сфере на накопление и рост. С отказом европейского общества от традиционных ценностей прибыль впервые в человеческой истории была открыто признана и религиозно освящена как основной принцип поведения, оправдывающий действия людей, а ЕСП принял свою законченную форму. Азиатскому способу производства были совершенно чужды подобные поведенческие установки. Таким образом, в Раннее Новое время АСП и ЕСП, как материальная основа двух основных путей развития человечества, превратились в полные противоположности.

Сопоставляя традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории. Важнейшими же понятиями, характеризующими сосуществование цивилизаций во времени, являются понятия Востока и Запада. То, что мы привыкли именовать географическим понятием «Восток» (не считая некоторых стран Юго-Восточной Азии, совершивших мощный индустриальный прорыв в техногенную цивилизацию), представляет собой в основном традиционное общество, основанное на преимущественно земледельческом труде, с общинной или государственно-общинной собственностью на землю, общинно-клановой организацией социальных связей и практически полным подчинением человека социально-этическим стандартам, а также социальным наследованием жизненного опыта в форме традиции. Понятие «Запад», как правило, используют для обозначения промышленно развитых обществ с высокими темпами развития экономики, науки и техники, демократическим устройством общественной жизни, правовым государством и развитым гражданским обществом, высокой степенью социальной мобильности и личной свободы. Поэтому вполне возможно говорить о Тайване как о «внутреннем Западе» в интенсивно развивающемся, но все еще традиционном Китае и о «веянии Востока» как моде на традиционалистские ценности в европейских странах начала XX в. Россия, расположенная между Востоком и Западом, тяготела то к одному, то к другому в зависимости от цивилизационной ориентации в различные периоды своей истории.

Известно, что ядро любой цивилизации составляет система ценностей и жизненных смыслов. Основные духовные ценности восточных цивилизаций отражены в религиозно-философских учениях даосизма, буддизма и конфуцианства. (Вспомните основные положения этих учений).

На основе этих ценностей и сформировалась картина мира Древнего Востока. Сравнительный анализ китайской, индийской, японской культуры, с одной стороны, и культуры античной Греции - с другой позволяет говорить об общности и различии восточной и западной культур, об особенностях присущих им стилей мышления.

Философ XX в. Э. Гуссерль усматривал отличительную особенность западной культуры в «верховенстве идеи над жизнью». Философы Запада стремились отыскать всеобщее начало, первопричину, логос, т. е. закон бытия. Восточная же мудрость тяготела не к поиску сущностей, а к фиксации мгновенных состояний бытия, мимолетных сцеплений вещей и событий. Известный исследователь культур Древнего Востока К. Г. Юнг так характеризует древнекитайскую картину мира: «То, что мы называем случайностью, для этого своеобразного мышления является, судя по всему, главным принципом, а то, что мы превозносим как причинность, не имеет почти никакого значения... Их, видимо, интересует сама конфигурация случайных событий в момент наблюдения, а вовсе не гипотетические причины, которые якобы обусловили случайность. В то время как западное мышление заботливо анализирует, взвешивает, отбирает, классифицирует, изолирует, китайская картина момента все сводит к незначительной детали... Этот любопытный принцип я назвал синхронностью, и он диаметрально противоположен нашей причинности». Европейским миссионерам, пропагандистам западной культуры, трудно было объяснить китайским мудрецам суть «западного» представления о мире как управляемом естественными законами. Но и в «восточном» представлении о том, что законы издает император, - изрядная доля истины, так как понятия силы и закона пришли в естественные науки из знаний о человеческом мире (представления о мускульной силе руки, юридические законы).

Истоки различий «западной» и «восточной» картин мира следует искать в различных способах организации социальной жизни и соответствующих им представлениях о месте человека в мире. Принято считать, что восточный человек созерцателен, тогда как образ западного человека олицетворяет Прометей, дерзнувший бросить вызов богам. Принцип минимального действия, требующий от человека следовать естественному порядку вещей («не навреди»), действительно заимствован из древнекитайской мудрости. Но созерцательность - характерное свойство человека традиционного общества, где бы он ни жил. Идеал же практически деятельной личности был свойствен Западу отнюдь не во все времена. Пафос активистски-деятельной личности, т. е. установка на активное преобразование природы и общества, предпосылки которой восходят к античной культуре, зародился лишь в эпоху Возрождения и окончательно утвердился в европейской культуре Нового времени - периода становления индустриального общества.

На цивилизационной карте современности Восток и Запад характеризуют не столько географическое положение, сколько особое сочетание черт социально-культурного развития. Поэтому различия Восток - Запад обусловлены не различием природных условий (ландшафт, климат, почва и т. д.), а характером и уровнем цивилизационного развития народов.

Важнейшим социальным изобретением западной культуры являются рациональное, т. е. организованное и доказательное, мышление и основанные на нем социальные практики. «Размышления о проблемах жизни и мироздания, философская, а также теологическая мудрость жизни, познание и наблюдения поразительной тонкости - все это существовало и в других странах, прежде всего в Индии, Китае, Вавилоне и Египте... Однако ни вавилонская, ни какая-либо иная культура не знали математического обоснования астрономии, его дали лишь эллины (что делает, в частности, развитие вавилонской астрономии еще более поразительным). В индийской геометрии отсутствовало рациональное доказательство - оно также является продуктом эллинского духа, как, впрочем, и механика, и физика.

Естественным наукам в Индии, чрезвычайно развитым с точки зрения эмпирического знания, не известны ни рациональный эксперимент (начатки его относятся к Античности, а полное развитие - к эпохе Возрождения), ни современные лаборатории, поэтому в высокоразвитой по своим эмпирическим наблюдениям и техническим методам медицине Индии отсутствует биологическая, и прежде всего биохимическая, основа. Ни одна культура, кроме западной, не знает рациональной химии. Несмотря на ряд обширных кодификаций, созданных преимущественно в Передней Азии и Индии, здесь нет... рациональной теории права. Феномен, подобный каноническому праву, также порождение Запада», - констатирует М. Вебер. Лишь на Западе, утверждает он, могла возникнуть наука со свойственным ей рациональным обоснованием знания. Почему? Ответ на этот вопрос также следует искать в формах организации общественной жизни. В условиях древнегреческой рабовладельческой демократии каждый свободный человек имел право участвовать в принятии решений, значимых для всего полиса. При этом его богатство, знатность и прошлые заслуги не имели решающего значения. Главную роль в принятии решений об объявлении войны, о заключении мира или торгового договора играла обоснованность суждений оратора, сила его аргументов. Наука в Древней Греции отражала основополагающие черты организации социальной жизни. Возникнув из практики решения прикладных задач на измерение земельных участков, древнегреческая геометрия в трудах Евклида обрела форму доказательной, логически стройной системы знаний. На Востоке же практическая потребность в знаниях по геометрии была едва ли не большей, чем в Греции. В Египте, например, сезонные разливы Нила заставляли периодически восстанавливать границы земельных участков, т. е. решать практические задачи на построение многоугольников. Однако, в отличие от Древней Греции, геометрические знания на Древнем Востоке передавались из поколения в поколение как практические рецепты решения прикладных задач и не оформились в доказательное, систематизированное знание. Причина подобных различий состоит в том, что, в отличие от демократически организованного греческого полиса, где принятие решений осуществлялось в борьбе и столкновении интересов различных социальных групп, власть на Востоке, сосредоточенная в одних руках, носила авторитарный характер. А для авторитарного мышления ссылка на авторитет источника знания заменяет собой доказательство. Культурный авторитет науки в индустриальном западном обществе обусловлен пониманием места и роли человека как творца, преобразователя мира. Научное же познание природы, общества и самого человека полагалось необходимой предпосылкой, условием их преобразования.

Известный английский писатель и поэт Р. Киплинг усматривал в цивилизационных различиях Востока и Запада историческую судьбу народов, изменить которую можно лишь ценой разрушения заведенного порядка вещей:

Запад есть Запад, Восток есть Восток,
Не встретиться им никогда,
Лишь у подножья престола Божия
В день Страшного суда.

Так ли это? Мы уже знаем, что в середине XX в. развитие индустриального, западного общества подошло к критическому рубежу, границам дальнейшего развития техногенной цивилизации. Технический прогресс сам по себе не в состоянии привести к улучшению социального самочувствия человека, подчас ощущающего себя придатком машины, биологической приставкой к компьютеру или объектом «грязных» социальных технологий. В промышленно развитых странах заметно ослабла трудовая этика под напором гедонистических, т. е. направленных на получение удовольствия, устремлений. Экологический кризис, выживание человечества перед лицом угрозы международного терроризма, наконец, сохранение биологических основ существования в условиях катастрофических, а подчас и необратимых изменений среды обитания заставляют Запад искать новые, гуманистические ориентиры цивилизационного развития.

Многие ученые полагают, что современное индустриальное общество Запада едва ли сможет осуществить перестройку своих цивилизационных оснований без обращения к сохранившимся в восточных культурах ценностям и жизненным смыслам: бережному, нравственно окрашенному отношению к природе, обществу и человеку, ограничению техногенного давления на природную и культурную среду, без восстановления ценности разумной достаточности. И от того, в какой мере человечество сумеет достичь гармоничного синтеза ценностей Востока и Запада, во многом зависит его будущее.

Сопоставляя традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории. Важнейшими же понятиями, которые характеризуют сосуществование цивилизаций во времени являются понятия Восток и Запад .

Критерий сравнения Восточное общество Западное общество
1. Ход исторического процесса «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов
2. Особенности исторического развития Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев
3. Отношение людей к природе Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное
4. Форма собственности Основа экономической системы -общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
5. Уровень социальной мобильности Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны
6. Государственный контроль общества Государство подчиняет себе общество, общества вне государства и его контроля не существует Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество
7. Отношения личности и государства Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности
8. Система ценностей Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям

Дайте сравнительную характеристику Востоку и Западу.

Что собой представляют Восток и Запад в диалоге культур?

Итог Выполните задания на с. 126 учебника. Домашнее задание: Выучите § 11-12, выполните задания.

Министерство образования и науки РФ

Северный (Арктический) федеральный университет

Кафедра права и культурологи


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

По дисциплине: Культурология

Восточная и западная культура


Архангельск


задание


) Что понимают под терминами «западная культура», «восточная культура»? Раскройте разные точки зрения.

) Согласны ли вы, что…

восточное общество - это общество традиционного типа;

) В чем отличие?

восточного и западного искусства;

) Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум - 12 слов).

) Раскройте смысл понятий:

Региональный тип культуры.

Традиционализм.

) Напишите эссе на тему, предложенную в афоризме Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком».

) Приведите примеры:

ценностей восточной и западной культуры;

) Ответьте, почему?

существуют значительные отличия в культурах Запада и Востока;

) Для духовной жизни народов Востока характерно господство религиозно-мифологических представлений. Расскажите о религиозно-мифологических представлениях одной из восточных стран.

) Как вы оцениваете восточную и западную культуру? Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития двух типов культуры? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?

Задание 1. Что понимают под терминами «западная культура», «восточная культура»? Раскройте разные точки зрения


Западная культура - совокупность культурных признаков, объединяющих страны Запада и выделяющих их на фоне других государств мира. Под понятием западной в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы. В средние века это разделение немного отличалось в зависимости от того, рассматривался ли этот вопрос с евроцентристской или же с общемировой точки зрения. По евроцентристской оценке под западными подразумевались культуры развитых государств Европы - Франции, Италии, Германии, Англии, Испании. По общемировой - европейская и византийская культуры.

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно-экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной, чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и привычных норм.

Важная черта западного менталитета - его склонность к научным методам познания и исследования окружающего мира. Наука Запада направлена на создание сложных сетей методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения, она понимает его и его природу.

Восточная культура - культура, в целом основанная на внерациональном восприятии мира. Странами с восточным типом культуры считаются страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Северной Африки, страны Ближнего Востока. Человеку этой культуры всегда был чужда однобокая рационализация, а тем более экономизация мышления как крайнее ее проявление.

На Востоке господствуют чувственные механизмы познания и освоения мира. На их основе создано самобытное восточное мировоззрение. Индивидуальность оказывается поглощенной общностью, бытие личности ориентировано на подчинение интересам целого - общины, государства.

В отличие от западной культуры, направленной вовне, восточная побуждает человека погрузиться во внутренний мир. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

Восток, в отличие от Запада, является воплощением спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира, человек культуры Востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток - это некое воплощение принимающего, женского начала. Он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей, при этом часто ущемляя плоть, но при этом всегда стремясь к гармонии и равновесию в мире. Новое здесь не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его.


Задание 2. Согласны ли вы, что…

восточное общество - это общество традиционного типа;


Да, я согласен, так как на это указывают многие особенности восточного общества. Тип отношений общества и природы здесь построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с ней. Основа экономической системы - общинные и государственные формы собственности, частная же собственность как институт развита слабо. Уровень социальной мобильности, как правило, невысок, границы между кастами, сословиями и другими социальными общностями устойчивы. Человек стремится стать частью одной из таких общностей, «раствориться» в ней. Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предыдущих поколений.

идеал мыслителя западного типа - исследователь, познающий окружающий мир, идеал мыслителя восточного типа - мудрец, через себя познающий мир;

Да, это так. Рационализм, характерная черта западного человека, возводит ценность знания в абсолют, признает разум основой познания. Поэтому ученые, мыслители с западным мировоззрением в стремлении познать мир опираются на логику, факты, пытаются вывести четкие законы, создать стройную картину мироздания. Такой подход подразумевает развитие технологий, связанных с изучением различных объектов и явлений окружающего мира, так как для научного метода познания необходимы все более точные данные и сложные методы. Западный ученый старается не уходить от реальности, его ум направлен вовне.

Восток провозглашает принцип постижения мира через отождествление, слияние с ним. Большинство восточных философов были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно, лишь обретя цельность и гармонию внутри. Мыслитель здесь стремится найти ответы на возникающие вопросы в себе самом. Когда он сталкивается с противоречиями между собственным Я и окружающим его миром, он руководствуется правилом изменись сам. В отличие от Запада, стремящегося изменить мир, Восток старается достичь гармонии, слиться с природой, учиться у нее.

в течение долгого времени проблема «Восток-Запад» рассматривалась с позиций европоцентризма;

Действительно, начиная с периода великих географических открытий, колонизации и заканчивая обретением независимости множеством государств Востока в XX веке, проблемы во взаимоотношениях цивилизаций рассматривались с позиций европоцентризма. Особенно не вникая в культурные и социальные особенности восточных стран, колонизаторы посчитали их просто отсталыми. В отношении технического прогресса такой вывод был во многом справедлив, но такие достижения Запада в социальной и экономической сферах, как гражданское общество, свободный рынок, господство частной собственности, оказались чуждыми мировоззрению Востока, противоречащими его фундаментальным ценностям.

Когда капиталистический Запад стал мировым лидером в экономике, большинство восточных стран столкнулись с необходимостью изменения социально-экономического строя - прежний путь уже не мог обеспечить должных темпов развития. Здесь и проявились особенности менталитета различных государств, разница в мировоззрениях с Западом, вызывающая сложности при переходе на еврокапиталистическую модель развития. Такие преобразования, как правило, проходили болезненно, причем насаждались населению «сверху». Для многих стран марксистско-социалистический путь показался более привлекательным, так как он имел много общих черт с их традиционными режимами - отсутствие частной собственности, ущемленное положение населения, командная экономическая система.

несмотря на все различия, существуют и определенные параллели в развитии восточной и западной культуры;

Я считаю, что некоторые общие черты можно выделить в развитии духовной культуры и философской мысли. Стремление создать стройную картину мира, выработать определенное мировоззрение присутствует как у восточных, так и у западных мыслителей. В центре познания - проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливости и несправедливости, дружбы, равенства, товарищества, любви и ненависти, счастья и наслаждения.

Рационализм не был характерной чертой Востока, но индийские и китайские философы также много занимались изучением логических вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим западным коллегам. Ярко выражено стремление мыслителей к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. С помощью философских концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. Полученные знания, умозаключения и учения оказали огромное влияние на развитие культуры и цивилизации как Запада, так и Востока.

для Востока характерны уважение к обычаям и традициям, для Запада - большое разнообразие норм социального поведения;

Действительно, характерной особенностью восточного мировоззрения является приверженность традиции. В цивилизациях Востока она была возведена в далеком прошлом, в мифическом «золотом» веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Любое неоправданное нарушение даже самых незначительных традиций воспринималось как из ряда вон выходящее событие.

Конфуций создал целую теорию, до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние, о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Даже свою теорию Конфуций также воспринимал не как что-то новое, а лишь как возрождение учений прежних веков.

Для Запада традиции имеют меньшее значение. Это проявляется в особенностях его развития, которое часто выражается в разрушении отживших свое систем ценностей, норм, различных общественных структур. Здесь присутствует мировоззренческая ориентация на жесткий антропоцентризм и рационализм, которая позволяет западному человеку достичь определенных высот, развивая свои умения и навыки, изобретая и открывая новое. Таким образом, рамки возможностей постоянно расширялись, что в свое время дало начало новым социальным слоям, создало множество норм и вариантов социального поведения.

для Востока характерно подчинение всеобщей жизненной силе природы.

Да, я согласен с этим. Восточное общество не теряло связи с природой, в отличие от западного. Если европейцы в своем развитии резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью, то человек Востока направил свои помыслы на то, чтобы с ее помощью усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. Тогда цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии. Познав основные ее законы, он должен стараться не противоречить им.

Философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным, природным образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного. Многие стили боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей - тигра, медведя, обезьяны и других. Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Он был убежден в том, что совершенствовать мир можно лишь тогда, когда обретена гармония и цельность в себе самом.


Задание 3. В чем отличие?

восточного и западного искусства


Восток на протяжении тысячелетий развивался стабильно и непрерывно, все приходящие новые веяния не становились причиной разрушения устоявшихся ценностей, а наоборот, органично вписывались в уже сложившийся уклад жизни и становились его частью. Традиции сохраняются и в искусстве. Даже многие литературные произведения и стихи до сих пор пишут с соблюдением тех размеров, которые использовались еще до нашей эры, в музыке используют все те же мелодии.

На западное же искусство большое влияние оказывала соревновательность. В стремлении превзойти кого-либо люди изыскивали все новые и новые способы выражения своего творческого потенциала, порождая огромное количество стилей и направлений живописи, литературы, музыки, скульптуры и так далее, поощрение индивидуальности еще больше способствовало появлению подобного разнообразия.

Человек на Востоке никогда не занимает центральное место, его обычно изображают в качестве стороннего наблюдателя. В связи с этим в восточном искусстве нет разрыва между реализмом и формализмом, рациональным и чувственным началом, "идейным" и "безыдейным" творчеством. Такой подход является противоположным западному антропоцентризму, признанию человека мерой всех вещей. В связи с этим духовные переживания человека в искусстве Запада часто выходят на передний план.

Можно также сказать, что из упомянутого различия в мировоззрениях, вызванного обращенностью ума западного человека вовне, а восточного - внутрь, явно следует еще одно различие в искусстве - разная степень ценности формы и содержания. Ясно, что для Запада внешнее часто имеет большее значение, нежели внутреннее, тогда как на Востоке все с точностью до наоборот.

восточной и западной философии.

Тенденция к различному мировосприятию и к определению места человека в системе бытия складывается еще в древности и четко прослеживается в мифологическом сознании восточной культуры и античного мира, который можно расценивать в качестве прародителя современной западноевропейской цивилизации. Если ведическая традиция достаточно быстро преодолела антропоморфные представления и идею персонификации бога, то в античной культуре и то, и другое составило фундамент картины мира. В то время как восточный мир оперировал сложными трансцендентными понятиями, решая вопрос о соотношении космической и индивидуальной души, античный мир создает пантеон богов, как две капли воды похожих на людей.

В целом различия в философии тоже являются следствием вышеупомянутых различий в представлениях о месте человека в мире, в его значимости. К тому же, если западная философия часто имеет практический характер, то в восточной на первый план выходит самоопределение человека, формирование мировоззрения.

Задание 4. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум - 12 слов)


Рисунок 1 - кроссворд на тему «Восточная и западная культура»


1)Философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

2)Мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью.

3)Тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя.

4)Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

5)Восточное государство, наиболее быстро и успешно преобразовавшее свою традиционную экономику в капиталистическую, став одним из сегодняшних экономических лидеров.

6)Научная тенденция, провозглашающая превосходство западноевропейской цивилизации над другими

7)Древний мыслитель и философ Китая, учение которого оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии и стало основой философской системы.

8)Понятие, в социологии и культурологи обозначающее различия между восточной и западной цивилизацией.

9)Набор представлений, обычаев, привычек и навыков, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регулятором общественных отношений.

10)Боевое искусство, многие стили которого по легенде основаны на движениях животных и носят их название.

11)Восточные страны с этой религией наиболее ревностно сопротивляются новым, особенно западным течениям.

12)Структурный элемент формы социального расслоения, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни.

13)Экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства.

14)Прием духовной практики, средство духовного совершенствования, широко распространенное в восточных странах.

)Антропоцентризм

)Менталитет

)Интроверт

)Рационализм

)Япония

)Европоцентризм

)Конфуций

)Дихотомия

)Традиция

)Ушу

)Ислам

)Каста

)Капитализм

)Медитация


Задание 5. Раскройте смысл понятий:

Региональный тип культуры


Региональный тип культуры - культура людей, находящихся на определенной территории; специфическая форма существования общества и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей.

Региональная культура определяется условиями существования людей и определяет формы их существования. Специфика географической среды: природно-климатические условия, наличие тех или иных полезных ископаемых, особенности ландшафта - все это становится предпосылками для развития определенного типа жизнедеятельности и способов хозяйствования на данной территории. Возникающие в процессе преобразования природы типы поселений и особенности хозяйственно-бытовой деятельности создают новую, не свойственную собственно ландшафту, но присущую именно миру культуры среду существования определенного человеческого сообщества.

Люди, живущие в регионе, осознают себя как некое единство, идентифицируют себя с конкретной территорией, ощущая себя связанными с нею не только производственными связями, но и ценностями. Возникает специфика мироощущения и миропонимания членов регионального сообщества, особенности картины мира, идентичности и самосознания личности и локального социума, социальной структуры, социального статуса личности.

Элементом, сущностно характеризующим региональную культуру, выступает наличие артефактов как продуктов творческо-преобразующей деятельности локального социума.

Для региональной культуры характерно формирование особых языковых форм (фонетических, лексических, синтаксических), позволяющих описывать реальность максимально точно, и зафиксированное в говорах.

Традиционализм.

Традиционализм - мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит выше разума. Также под этим понятием подразумеваются контрреволюционные консервативно-реакционные идеи, представляющие собой идеологически оформленную защитную реакцию на отклонение культуры и социума от некоей идеализированной социокультурной модели, представляющей собою общий устойчивый порядок. Понятия традиционализма и консерватизма крайне близки, однако консерватизм не отрицает эволюционное развитие общества.

Философской основой традиционализма - идея о том, что обозримая история человечества - более или менее пpогpессирующая дегpадация от уpовня, заданного пpи появлении человека или создании его некими высшими силами. Считается, что тогда на Земле царил мифический "золотой век", но в дальнейшем, в pезультате каких-либо событий, ситуация изменилась. Выходом из существующего катастpофического положения тpадиционалисты считают возрождение пpинципов организации жизни, завещанных традицией.

Идеи традиционализма отражены в учении Конфуция. В его теории большое значение имеет ритуал, следование которому во всем обязательно для всех людей. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все.

Синкретический подход в восприятии мира.

Синкретический подход означает отсутствие в мировоззрении человека разделения мира на природу и общество, на естественный мир и сверхъестественный. Его можно выразить в формулах «все в одном» или «все во всем». Данный подход особенно четко проявляется в восточном мировоззрении.

Здесь, в отличие от Запада, внутренняя свобода личности, индивидуальность не являются общепринятыми ценностями. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Отсюда следует, что он воспринимает себя частью природы, окружающего мира, абсолюта, а не чем-то отдельным.


Задание 6. Напишите эссе на тему, предложенную в афоризме Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком»


По моему мнению, в этом высказывании Гете говорит о том, что противоречия между Востоком и Западом могут быть решены путем формирования новых принципов в отношениях между цивилизациями. Эти принципы должны учитывать особенности менталитетов и мировоззрений восточных и западных государств. Разработать же их должны передовые ученые-гуманитарии, философы и мыслители.

Я считаю, что разработка таких принципов действительно является необходимостью. Казалось бы, сейчас большинство восточных стран стремится стать частью глобальной капиталистической экономики, но это не означает, что они становятся похожи на западные. Наоборот, во многих государствах Востока капиталистическая система не изменила традиционные основы социального строя, а просто органично вписалась в уже существующую систему товарно-денежных отношений. Поэтому восточные традиции и обычаи все еще имеют большое значение в диалоге культур.

Сейчас, когда гуманитарные науки находятся на высокой ступени развития, стало возможным использовать все знания и опыт взаимоотношений между Востоком и Западом для того, чтобы разработать систему наиболее эффективного взаимодействия между цивилизациями. Те самая «мудрая мысль» действительно будет мудрой, так как этот вопрос довольно хорошо изучен.

В случае, если в этом направлении не будет сдвигов, недоразумения как на дипломатическом, так и на бытовом уровне могут привести к конфликтам. Для современного мира ситуация крупного конфликта между цивилизациями Востока и Запада крайне нежелательна, так как обе стороны обладают достаточным потенциалом для того, чтобы уничтожить друг друга. Конечно, этот вариант самый худший, и к такому варианту развития событий различия в культурах сами по себе вряд ли приведут. Они скорее будут предлогом для начала противостояния, вызванного другими причинами.

Я считаю, что установление хороших отношений между Западом и Востоком, культурная интеграция приведут к положительным результатам, к культурному обогащению обеих цивилизаций.


Задание 7. Приведите примеры.

ценностей восточной и западной культуры


Одной из фундаментальных ценностей восточной культуры является традиция. Главное требование к новому на Востоке - соответствие чему-то уже известному и знакомому. Несоблюдение этого правила, как правило, ведет к неприятию. Да, новое может органично дополнять старое, но если затрагиваются основы, восточный человек переносит это с трудом. Правда, в большинстве случаев Восток проявляет свою гибкость и изменяется в нужном направлении с минимальными изменениями традиционного порядка вещей. Принимая во внимание неоднородность Востока, необходимо отметить, что выраженность и острота этих явлений варьируются в широких пределах в зависимости от страны.

Ценность, оказывающая огромное влияние на западную цивилизацию - частная собственность. Именно она служила в прошлом и служит до сих пор мощным стимулом для западного человека. Когда индивидуум понимает, что его материальное положение зависит в основном от его усилий и действий, а уже достигнутое защищено развитой правовой системой, он целенаправленно развивается в необходимом ему направлении. В случае наличия у него талантов, силы воли и амбиций он может достигнуть больших высот во многих видах деятельности. Это прекрасно согласуется с активностью и инициативностью Запада.

древних традиций и церемоний Востока.

Традиция чаепития в Китае насчитывает не одно тысячелетие. За это время было выработано множество способов приготовления чая, предназначенных поддержания физиологического здоровья и бодрости душевного состояния в повседневности. Так появились не только чаепитие на каждый день, но и изысканные способы для исключительных случаев.

Поскольку чаепитие рождало в человеке утонченные чувства - возвышенные и даже торжественные - на Западе их стали называть «церемонией». На китайском же это чайное действо звучит как «ча-и», что означает «искусство чая». «Гунфуча» переводится как время, затраченное на постижение чая, сокращенно «чайное мастерство».

«Гунфуча» формирует особую атмосферу и утонченное настроение. Предметы, окружающие вас во время чаепития, приятны для глаз, музыка услаждает слух, и в чайное действо включаются детали. Соответственно, личность ведущего церемонии имеет огромное значение для правильного протекания чаепития.

Чай пьют, внимательно наблюдая за своими ощущениями. Когда чай выпит, всю процедуру повторяют. И так несколько раз, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат. Философская сущность состоит в том, что чаепитие просто не может быть суетливым. После того, как действо началось, измерения пространства увеличиваются. Человек вдруг понимает, что все происходящее в жизни гораздо объемнее.

За чайным столиком от начала церемонии и до ее окончания приходит ощущение, что человек способен осознать себя и достичь того, что ему нужно в жизни. Можно также наслаждаться минутой или углубиться в собственные мысли - в такие моменты человек хозяин себе и своим мыслям, что не часто случается в нашей жизни.


Задание 8. Ответьте, почему?

существуют значительные отличия в культурах Запада и Востока


Запад и Восток можно с уверенностью назвать разными цивилизациями. Образование совершенно разных культур является результатом влияния большого количества факторов. В их числе и различающиеся географическое положение, природные условия, и совершенно не похожие друг на друга мировоззрения, и развивавшиеся независимо друг от друга религиозные представления. У этих цивилизаций разные направления развития; у восточных и западных людей разные условия для творчества и разные отношения к нему. Именно эти причины усложняют выделение общих черт в рассматриваемых культурах.

культура Востока более неоднородна, чем культура Запада.

Неоднородность восточной культуры связана, прежде всего, с неоднородностью самого Востока. Если западные государства по многим критериям можно объединить в одно целое, то восточные часто различаются между собой так же сильно, как и с западными.

В плане религии, например, Запад с некоторыми допущениями можно назвать христианским, тогда как разные страны Востока исповедуют ислам, буддизм, индуизм; на правах религии выступают конфуцианство и синтоизм. Вызванная таким разнообразием неоднородность культур естественна и закономерна.

Критерием, по которым можно разделить Восток, также являются природные условия - Восток как регион больше Запада по площади. Это, в свою очередь, означает разные климатические условия, отличающиеся друг от друга культуры возделывания почв, организации труда и производства, что влечет за собой неоднородность культур различных государств.


Задание 9. Для духовной жизни народов Востока характерно господство религиозно-мифологических представлений. Расскажите о религиозно-мифологических представлениях одной из восточных стран

культура общество мыслитель европоцентризм

Японская мифология - это система сакральных знаний, включающая традиции синтоизма и буддизма, а также народные поверья. Мифология Японии включает большое количество божеств (это закреплено в поговорке «Япония - страна восьми миллионов божеств»). Японская мифология прямо связана с культом императора: императорская семья традиционно считается прямым потомком первых богов. Японское слово тэнно, император, буквально обозначает «божественный, небесный правитель».

Первое поколение богов призвало Идзанаги и его будущую супругу Идзанами, чтобы те сотворили землю. Им была дана украшенная драгоценными камнями нагината - оружие, которое принято называть алебардой. Идзанаги и Идзанами отправились на мост, соединяющий небо и землю, и начали перемешивать алебардой морские воды, когда же с алебарды начали падать солёные капли, они образовали остров Оногоро («самозагустевший»). Затем боги спустились с небесного моста и поселились на этом острове. Впоследствии, когда Идзанаги и Идзанами решили пожениться, они построили дворец Яхиродоно («великий дворец»).

От них была рождена Оясима, великая восьмерка островов: Авадзи, Иё (впоследствии Сикоку), Оки, Цукуси (впоследствии Кюсю), Ики, Цусима, Садо, Ямато (впоследствии Хонсю). Хоккайдо, Тисима и Окинава в древние времена не считались частью Японии. Затем родились еще шесть островов и множество богов. Последним является бог огня Кагуцути, рождение которого опаляет лоно Идзанами, и она умирает - согласно мифу, удаляется в царство мертвых Ёми-но куни. Идзанаги в ярости убил Кагуцути, что породило еще несколько богов. Убитый горем Идзанаги отправился в подземное царство Ёми, чтобы вернуть свою жену назад. Он нашел ее, но она уже попробовала пищу царства мёртвых и навеки стала его обитательницей. Идзанами соглашается вернуться в мир живых, но хочет сначала отдохнуть, поэтому удаляется в опочивальню и просит мужа туда не заходить. Идзанаги прождал довольно длительное время, но затем не выдержал, зашел в покои и зажёг факел. Он увидел, что некогда прекрасное тело Идзанами превратилось в гниющий труп, покрытый личинками и другими отвратительными существами. Идзанаги в ужасе закричал и спасся бегством из подземного мира, а вход туда завалил камнем. Забарикадированная Идзанами в ярости кричала, что в отместку будет каждый день забирать по 1000 живых людей, а Идзанаги ответил, что в таком случае он каждый день будет давать жизнь 1500 человек. Так в мир вошла Смерть. Идзанаги побывал в Ёми, после чего решил совершить обряд очищения. Он начал раздеваться и снимать с тела украшения, и каждая драгоценность, упавшая на землю, рождала божество. Еще большее их количество было создано во время омовения тела и лица. Наиболее важные боги: Аматэрасу (олицетворение солнца) - от левого глаза, Цукуёми (олицетворение луны) - от правого глаза, Сусаноо (олицетворение штормов и повелитель моря) - из носа. Идзанаги разделил мир между ними. Аматэрасу, получает во владение «равнину высокого неба» и становится главным божеством пантеона, покровительницей земледелия. Цукуёми стал владеть ночным временем и луной, а Сусаноо доверены морские просторы.


Задание 10. Как вы оцениваете восточную и западную культуру? Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития двух типов культуры? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?


Проанализировав особенности культур Запада и Востока, я могу смело отнести себя к людям с западным мировоззрением. Я считаю, что приверженность восточной цивилизации к традициям тормозит ее развитие. С другой стороны, я не считаю, что западный путь развития - разрушение старых, отживших свое устоев - единственно верный и правильный. Мне кажется, что наиболее жизнеспособный и устойчивый вариант - смесь деятельной активности и инициативности Запада с восточным уважением к опыту предыдущих поколений.

В плане мировоззрения мне чужды как радикальный западный рационализм, так и восточная ориентация на исключительно чувственное восприятие. Опять же, я не считаю, что один из этих подходов исключает другой, и думаю, что человек будущего должен опираться на оба способа познания окружающего мира в равной мере.

Я считаю, что уже на моем веку цивилизации Запада и Востока станут единым целым. Будет ли это смесь из каких-либо их особенностей или одна поглотит другую, мне неизвестно. Уже сейчас на планете не существует государств, неподверженных влиянию извне, уже сейчас имеются глобальная экономическая система, связывающая весь мир. Это, по моему мнению, и означает, что рано или поздно произойдет объединение всех стран и народов.

Мне кажется, что западный тип культуры на данный момент жизнеспособнее восточного. На это указывает тот факт, что ни одно государство Востока не смогло приблизиться к западному уровню развития, совершенно не изменив свой традиционный жизненный уклад. Где-то этот процесс прошел быстрее, где-то - медленнее, одним странам это далось легче, другим - сложнее, но все они так или иначе изменились, причем это произошло под влиянием западной цивилизации.

Я считаю, что все разногласия между Западом и Востоком устранимы. Несмотря на различия в менталитете, мировоззрениях, традициях и обычаях, люди этих цивилизаций имеют одну природу. Сходства между ними, вытекающие из этого родства, являются ключом к решению проблем, связанных с недопониманием.

Список используемых источников


1. Быстрова, А.Н. Мир культуры. (Основы культурологии): учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.; Новосибирск, 2002.

Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов. / под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

. «Культурология» под ред. Багдасарьян Н.Г., учебник для студентов технических вузов, М., ВШ, 1998.

История и культурология: учеб пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница. - Загл. с экрана.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти вое приятия мира Рациональное, противоречивое восприятие - «фаустовско-гамлетовское» Эмоциональное, це­лостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрожде­ний)
2. Отношение к природе Стремление под­чинить себе при­роду. Человек - венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения не­совершенства че­ловека создается и используется тех­ника Стремление быть в гармонии с приро­дой. Человек:-орга­ническая часть при­роды (боевые ис­кусства, медицина построена на изуче­нии законов приро­ды); Усовершенство­вание своей души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет сво­бодной личнос­ти, обладающей гражданскими правами. Ценности индивиду­альной свободы Приоритет системы подчинения личнос­ти (подданных) об­ществу (государству). Господство традиций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сословно-предста-вительные структуры. Парламентаризм Политический мо­низм. Восточная дес­потия (неограни­ченная власть, обо­жествление монарха)
5. Отношения собственности Господство част­ной собственности Преобладание госу­дарственной и об­щинной собственнос­ти. Принцип влас­ти - собственности (власть рождает соб­ственность, а утра­тивший власть ста­новится, как и все, бесправным)
6. Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу, по­стоянное изме­нение форм де­ятельности, использование новаций. Развитие обще­ства носит по­степенный, по­ступательный характер Стремление к восп­роизводству самих себя, поддержанию традиционного об­раза жизни. Разви­тие общества носит циклический харак­тер

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ

ТИПОВ ОБЩЕСТВА

Линии сравнения Тип общества
Доиндуст-риалыюе (традицион­ное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промыш­ленные изде­лия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматиза­ция произ­водства, компьюте­ризация общества
Характер труда Индивиду­альный труд Преимуще­ственно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения Сельское хозяйство - около 75% Сельское хозяйство - около 10%, промышлен­ность - 85% Сельское хозяйство - до 3%, про­мышлен­ность - около 33%, услуги - около 66%
Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги
Политика в области образования Борьба с неграмот­ностью Подготовка специалис­тов Непрерыв­ное образование
Продолжи­тельность жизни 40-50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтроли­руемое Глобальное, неконтроли­руемое Глобальное, контроли­руемое
Взаимодейст­вие с другими странами Несущест­венное Тесная взаимосвязь Открытость общества



Вопросы к семинару

1. Согласны ли вы с мнением основоположников марксизма, что у людей нет условий для проявления свободной воли при выборе путей развития? Может ли сильная личность повернуть ход истории.

2. В.И. Ленин утверждал: «На свете нет и быть не может «чистого» капитализма, а всегда есть примеси от феодализма, от мещанства, от ещё чего- ни будь». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ обоснуйте.

3. Вспомните трехступенчатую концепцию развития цивилизации по Д. Беллу: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную Черты, присущие каждой из названных эпох.

4. Согласно данным ЮНЕСКО в мире существуют:

европейская, североамериканская, индийская, арабомусульманская, тропически- африканская, латиноамериканская, дальневосточная цивилизации. Какие основные достижения, ценности, присущи каждой из цивилизаций?

5. Имея в виду срединное положение России между Востоком и Западом, В. Соловьёв писал: «Меж двух враждебных станов тебе приюта нет.»

Согласны ли вы с таким взглядом на историю России. Ответ обоснуйте

6. В своей основе человечество едино. Нужно идти по общей дороге мировой цивилизации. Необходимо творчески усваивать опыт и Запада, и молодых индустриальных стран Востока. Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.

7. П. А. Чаадаеву принадлежит изречение: «Во Франции на что нужна мысль?- Чтобы её высказывать.- В Англии?- Чтобы привести в исполнение?- В Германии?- Чтобы её обдумать.- У нас?- Ни на что! И знаете почему?» Чаадаев оставил вопрос без ответа. А как вы ответите

ЗАДАНИЯ:

“3” Установите соответствие между типами обществ и характеристиками общественного развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

“3” Тест

1) Понятию «Общественный прогресс» противоположно понятие

а) социальная революция;

б) общественный регресс;

в) социальные реформы;

г) общественное развитие;

2) Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества являются

а) скачкообразные перемены;

б) революционные изменения;

в) постепенные процессы;

г) регрессивная направленность;

3) Целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя- это

а) реформа

б) революция

в) стабилизация

г) эволюция

4) Одним из правлений глобализации в современном мире выступает

а) расширение деятельности транснациональных корпораций

б) рост объемов промышленного производства

в) возрастание доли среднего класса в составе населения

г) развитие национальной культуры

“4” - В чем выражается противоречивость общественного прогресса?

Какие области в современном мире испытывают подъем, а какие, напротив, подвержены спаду? (информационные технологии и угольная отрасль)

Что имеют ввиду когда говорят об относительности прогресса?

Как вы понимаете выражение «цена прогресса».

Результаты ответов отразите в схеме:

Заполните таблицу.

“5” Критерии прогресса