Энциклопедия технологий и методик. Холуйская живопись

В нашем интернет-магазине представлены уникальные работы мастеров из Холуя, которые станут прекрасным подарком или изящным дополнением к вашему интерьеру. Шкатулки, кубки, броши и футляры – мы предлагаем клиентам самые лучшие образчики исконно русского мастерства. Работы холуйских мастеров несомненно схожи с творчеством художников из Мстеры, Палеха и Федоскино, но также обладают своим особым почерком, выделяющим их среди других лаковых произведений.

Село Холуй расположилось в одной из самых живописных областей России – Ивановской. Удивительно красивые пейзажи, чья нежность и мягкость невыразимо прекрасны в любое время года, всегда были и есть источником вдохновения для живописцев. Деревня знаменита своими реками, которые наводняются весной, превращая деревню в миниатюрную Венецию. Сама природа сделала все, чтобы Холуй стал одним из центров русского творчества, знаменитым далеко за пределами России.

Творчество холуйских мастеров основано на древних традициях иконописи. Первые иконы были созданы монахами, обитавшими в Троицком монастыре, сохранившемся по сей день. Близость к Москве позволяла успешно продавать иконы, количество покупателей росло с каждым годом, и Холуй стал одним из российских центров иконописи. Когда грянула революция и церкви оказались под запретом, мастерство иконописцев стало неактуальным и опасным. Но Холуй пошел по стопам своих знаменитых соседей, в 30-х годах была создана художественная артель, и лаковое мастерство холуйцев вернуло себе былое величие. Искусство росписи постоянно развивается, в деревне функционируют музей, художественное училище и фабрика. Мастера выполняют работы для клиентов из Бельгии, Германии, Франции, Италии, США.

Холуйские миниатюры наносятся на папье-маше при помощи особых темперных красок. Главным отличием холуйской школы является то, что мастера обучались на черных картонных листах, вскрытых лаком. Это позволяло как экономить материалы, так и добиваться высочайшей точности исполнения. Холуйская роспись отличается высокой степенью реалистичности, сочетающейся с невесомой, утонченной декоративностью. В работах преобладают зелено-синие и оранжево-коричневые оттенки.

Не ограничивайте полет своей фантазии

В нашем электронном каталоге представлены работы лучших мастеров Холуя. Вы можете заказать любое изображение, вплоть до нанесения на шкатулку фотографии близкого вам человека, и мастера выполнят работу согласно вашим пожеланиям.

С давних времён иконопись была здесь потомственным занятием. Удобное расположение деревни дало тесные связи со многими городами Московской области, что всегда способствовало высоким продажам.

Это были в основном популярные иконки, которые не требовали никакого специального изготовления. Тем не менее, были и вещи, выполненные на высоком художественном уровне.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

С приходом Советской власти, иконопись стала не актуальна. Иконы писать запрещали и промысел стал угасать.

Так и утратилось бы это искусство, если бы не случай. Художникам Палеха пришла идея расписывать шкатулки и табакерки. Это начинание поддержал Максим Горький. Далее идея распространилась по остальным центрам лаковой миниатюры.

Развитие

В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.

В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера).

В наше время

Сейчас, наряду с миниатюрами, создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Пишутся самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж. Возрождается и искусство иконописи.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.

Основные традиционные приёмы

  • Все изделия выполняются исключительно вручную
  • В декорировании изделий используются художественные и орнаментальные композиции
  • В росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведёнными на яичной эмульсии
  • Способы декорирования на основе сусального и творёного золота
  • используется старинный способ наложения красок плавями, сохраняя определённую последовательность: грунтование, роспись и защита лаком

Наряду с былинными и сказочными сюжетами мастера изображают композиции отображающие современную жизнь.

Изделия

В настоящее время в пос. Холуй работает Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры. Предприятие выпускает шкатулки различного назначения, предметы утвари — подсвечники, декоративные панно, визитницы и другое. Возрождается искусство

Фотогалерея












Полезная информация

Изначальное отличие

Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных производств, было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры не только более реалистичны по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но еще и более декоративны, чем те, что из Федоскино.

Самые древние иконописцы

Учёные считают, что возможно, первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице - Сергиевой лавре. Сохранился документ, где архимандрит Афанасий, даёт указание "Набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет для обучения живописи у иеромонаха Павла. Благодаря этому свидетельству, Холуйскую иконописную школу можно считать самой старшей среди остальных - Палеха и Мстёры.

Изображение человека

Ещё одно существенное отличие искусства холуя - это большое внимание к изображению человека. Будь то Снегурочка или Вещий Олег - фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне. Образы выразительны и хорошо прописаны. Чувствуется характер героев.

Иконописная манера Холуя

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV в., что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

«поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Из царского указа 1667 г.

Отличить от подделок

  • Истинные фабричные изделия имеют в основе только форму из папье-маше.
  • На всех изделиях, с нижней стороны, имеется фирменное клеймо, которое покрыто слоем лака.
  • К изделию прилагается сертификат на двух языках, в котором указывается имя мастера, размер и название изделия.
  • На изделии, по нижнему краю, имеется подпись с указанием названия и имени автора.
  • Если изделие не авторское, рядом с именем обязательно добавляется «исп» - исполнитель. Это значит, что это копия с авторского образца.

Уход и хранение

  • Изделия, декорированные лаковой живописью, изготовленные в фабричных условиях, имеют прочный слой защитного лака.
  • Снаружи лаковую поверхность шкатулки желательно протирать сухим куском фланели, фетра или плюша.
  • Для шкатулки вредны сырость, прямые солнечные лучи, расположение вблизи батарей отопления.
  • Нежелательно использование влажных тряпок, так как они оставляют на лаковой поверхности разводы.
  • При необходимости, можно протереть поверхность средством для полированной мебели.

Холуйская лаковая миниатюра зародилась в селе Холуй Ивановской области. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок.

Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи еще 5-7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трех тысяч лет. Например, темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приемов и фактурность позволяют мастерам работать в различных техниках, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо.

Уголок иконописца. Государственный музей холуйского искусства.
Фото О. Поповой, 2016

В Государственном музее холуйского искусства. Фото О. Поповой, 2016

Темпера присутствует в традиционной технике иконописи. Ее наносят по левкасу (грунт с добавлением льняного масла) на деревянную основу. Холуйские мастера (так же, как и мастера из Мстеры и Палеха) основывают свое творчество на технике древнерусских иконописцев. По мнению искусствоведов, первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре. Они обучали местных жителей, и к концу XVII века Холуй стал носителем традиций иконописи лавры СергиевогоПасада.

Главное отличие холуйских мастеров от их соседей из Мстеры и Палеха в том, что они обучались мастерству на покрытых лаком и окрашенных в черный цвет листах картона. Данное решение предложил искусствовед А.В. Бакушинский для экономии материалов, чтобы не портить предметы, планируемые для росписи.

В 1861 году в Холуе было открыто первое во Владимирской губернии художественное училище. Затем в 1882 году появились рисовальные классы, которые были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. А в 1901 году появились иконописные мастерские.

После революции Холуйские мастерские были закрыты, и людям приходилось заниматься делами, далекими от художества. Но вопреки тому, в 1934 году, по примеру своих соседей, холуйские мастера объединились в артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.


Фото с сайта
gorohovec.ru

А.В. Бакушинский (1883-1939)

А.В. Бакушинский вел работу по восстановлению народных промыслов (Палех, Мстера, Холуй, хохломская и городецкая росписи, дымковская игрушка) с первых лет после Октябрьской революции.

Он выработал свои методы работы, которые сохранили значение и в наше время. Бакушинский глубоко изучал историю этих промыслов и, знал их художественные особенности, работал над сохранением искусства промыслов, как над большим художественным явлением. Он работал непосредственно с мастерами и с художественными руководителями, формировал их взгляды на творчество. Именно А.В. Бакушинский дал первые теоретические обоснования становлению художника народных художественных промыслов и исследовал проблему передачи профессионального мастерства и традиции ученичества. Он чутко поддерживал творческий замысел каждого мастера, отмечая его находки и промахи.

В 1959 году был создан Музей холуйского искусства, сейчас он имеет статус государственного музея.

Государственный музей холуйского искусства. Фото О. Поповой, 2016

С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись стремительно развивалась. Она вышла на международный рынок. Первые заказы на лаковые миниатюры были из Лондона, затем из Германии, Франции, США, Бельгии и Италии.

С. Теплов "Кохма", 2005 г. Фото О. Поповой, Холуй 2016 г.

Б. Киселев "В саду у Черномора", 1965 г. Фото О. Поповой, Холуй 2016 г.

Помимо миниатюр, мастера начинают изготавливать декоративные лаковые панно. Тиражи лаковых изделий насчитывают более 700 штук. Помимо традиционного черного фона, в работах все чаще начинают использовать насыщенный красный, зеленый и вишневый цвет. Сюжетыразнообразны: русский фольклор, былинные и сказочные мотивы, исторические, литературные, пейзажные песенные, сатирические и многие другие сюжеты, образы деятелей русской культуры. У каждого мастера есть индивидуальные отличия, своя манера исполнения сюжета.При этом сохранено единство стиля, а Холуйобрел статус мирового центра лаковой миниатюрной живописи.

Н.М. Швецов. Шкатулка "Мертвые души", 1985 г.

Е.Н. Власов. Шкатулка "Снегурочка", 2012 г.
Фото В. Леонова, "Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра", Новый Манеж 2015 г.

В 1989 году образовалось Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое и сейчас готовит мастеров для народных художественных промыслов.

В наши дни так же существует Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры, где на сегодняшний день трудится около 200 человек. Стиль и традиции тщательно сохраняются и контролируются художественным советом.

Анна Горбунова

ru.wikipedia.org, muzeum-kholui.ru, kholuy.ru

Художественный хо́луйский промысел считается самым молодым из русских лаковых промыслов. Но если учитывать то, что он рождён мастерами- иконописцами древнего Хо́луя, то иконописный промысел известен здесь с XVI в. И в таком случае Холуй был самым древним из них.

Первоначально здесь занимались иконописью в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также писали недорогие иконы для окрестных жителей. После революции 1917 г. иконопись стала не актуальна. Иконы даже запрещали писать, и промысел стал угасать.

В настоящее время хо́луйская миниатюравид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. Из папье-маше изготавливают шкатулки, коробочки, ларцы и др. предметы, а также декоративные лаковые панно и иконы.

Роспись «Пастушок»

Возник промысел в 1932 г. в пос. Хо́луй Ивановской области на базе местного иконописного промысла. Сначала это был филиал мстёрской артели «Пролетарское искусство», а в 1934 г. была образована самостоятельная Холуйская художественная артель. С 1960 г. она была переименована в Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры.

Технология изготовления изделий из папье-маше в Холуе

Подробно об этом процессе мы рассказали в статье «Процесс производства федоскинской шкатулки» . Эта технология была заимствована Холуем, Мстёрой и Палехом оттуда.

В общих чертах этот процесс выглядит так: сначала из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых разнообразны – это зависит от вида выбранного изделия. Эти трубки называются навивами . Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.

Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры – полуфабрикат, на который далее наносят грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины.

Высушенный грунт шлифуют и красят шкатулку красным (внутри) и черным (снаружи) лаком, после чего она попадает в руки художника.

Роспись

Роспись «Первый снег»

Холуйская миниатюрная роспись выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Темперные краски – одни из древнейших. Их история насчитывает более 3 тыс. лет. Темпера – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Холуйская миниатюра выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски – важный залог успешной работы художника.

Темперу используют и другие промыслы лаковой миниатюры, кроме федоскинского и хохломского – там расписывают масляными красками.

Круглая шкатулка «Пастушок»

В росписи Холуя используются фольклорные, исторические, бытовые мотивы, в которых стилизованные фигуры изображаются на фоне условно-декоративного пейзажа. Используют также и современные мотивы, натюрморт и пейзаж.

Искусству мастеров Холуя присущи и особая декоративность, и любовь к реальному пейзажу, в котором отражаются впечатления окружающего мира и родных мест: виды Холуя, Владимира, Суздаля, Ярославля. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Холуйские художники работают тончайшими беличьими кистями.

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность.

Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом.

Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах.

Заключительный этап создания лаковой миниатюры – полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Все изделия выполняются исключительно вручную.

Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры в настоящее время дополнила ассортимент выпускаемой продукции предметами быта, подсвечниками, визитницами и др.

Иконопись

Государственный музей холуйского искусства (создан в 1959 г.)

Возрождается искусство иконописи. Но иконописная манера Холуя всегда отличалась своеобразием. Холуйцы легко отступали от строгих канонов иконописи и вносили в изображения черты народного лубка, хотя здесь в большей мере, чем в мстёрских и палехских работах, проявляются глубинные народные традиции владимиро-суздальского письма XIV в. Это выражается в лаконизме и образности, в подчёркнутой монументальности композиции. Царский указ 1667 г. гласил, что «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Основу композиции Холуйского музея составляют иконы холуйского письма. Музей располагает также уникальной коллекцией вышивки с XIX в. по настоящее время.

Особенности холуйской миниатюры

Тарелка «Снегурочка»

Главное отличие холуйской миниатюры было заложено с самого начала: для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в чёрный цвет и покрытых лаком. Ещё одно главное отличие холуйской живописи – использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры более реалистичны и более декоративны по сравнению с изделиями других промыслов.

Публикации раздела Традиции

Р одиной лаковой миниатюры считают Китай. В России благодаря торговле с восточным государством расписные подносы, веера и ширмы появились в XVII веке. При Петре I петергофский дворец Монплезир украсили 94 лаковых панно «под Китай», а вскоре лаковое дело стали преподавать в Академии художеств. В окрестностях Москвы и Петербурга работало множество мастерских, но уцелели лишь четыре центра: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра.

Федоскино

Федоскинская лаковая миниатюра. Фотография: artsalonrk.ru

Федоскинская лаковая миниатюра. Фотография: patlah.ru

В подмосковном селе Федоскино в конце ХVIII века купец Петр Коробов выпускал лаковые козырьки для армейских головных уборов. Позже ассортимент фабрики расширили за счет табакерок, на них наклеивали покрытые лаком гравюры.

Промысел стал развиваться после того, как дочь Коробова вышла замуж за Петра Лукутина. Предприимчивый зять не только заменил картинки росписью, но и сюжеты выбирал близкие русскому сердцу: тройки, чаепития, сказочные мотивы. Лаковой миниатюрой стали украшать шкатулки и табакерки, солонки и чайницы, рукояти зонтов и тростей.

Отличали федоскинцев по многослойному красочному стилю. Мастерство живописцев граничило с ювелирным: шкатулки декорировали и узором - «сканью» из золотых и серебряных пластинок. От создания шкатулки до ее появления на прилавке проходили годы: лаки для прочности выдерживали на солнце. Учились мастера при фабрике, а самых талантливых отправляли в Строгановское училище.

Федоскино. Лаковая миниатюра

Палех

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля , храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря . Неизвестно, звучало бы название поселка Палех на всю страну после революции, если бы не Иван Голиков - потомственный иконописец, реставратор, театральный художник. Увидев в Кустарном музее шкатулки из Федоскино, он написал свою миниатюру - она заинтересовала специалистов. В 1920-х годах палехские шкатулки получили диплом Всесоюзной художественной выставки и стали сенсацией всемирных выставок в Венеции и Париже. В Палехе наладили производство, стали обучать мастеров и, по предложению Максима Горького , открыли музей при Артели живописи. Так традиционная технология темперной живописи закрепилась на лаковых шкатулках. Написанные золотистыми красками на черном фоне образы «рассказывают» сказки и былины , сохраняя при этом утонченность образа русской иконы.

Палехская роспись

Мстёра

Мстёрская лаковая миниатюра. Фотография: istra-da.ru

Мстёрская лаковая миниатюра. Фотография: istra-da.ru

Село Мстёра во Владимирской области известно с 20-х годов XVII века благодаря мастерам Богоявленского монастыря. В святой обители писали «мелочные письма» - миниатюрные иконы, позже они обучили мастерству и сельских жителей.

Жизнь русской деревни на лаковой миниатюре художники Мстёры стали изображать в 1920-х годах, когда иконы оказались почти на грани запрета. Новые сюжеты художникам диктовала Октябрьская революция. Изготавливать шкатулки здесь стали не сразу, сначала разрисовывали темперой деревянные изделия. Но их плохо покупали, а вот расписные лаковые шкатулки из артели «Пролетарское искусство» покупателям пришлись по душе. Мастера Мстёры соблюдали старообрядческие традиции иконописи, писали в голландском пейзажном и лубочном стилях, изображали персидские орнаменты. Мстёрские художники избегали черного фона, оттого миниатюрный мир шкатулок казался особенно чистым и праздничным. Так появился собственный уникальный стиль.

Холуй

Холуйская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Холуйская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Холуйская лаковая миниатюра появилась в Ивановской области, в слободе, пожалованной князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Предки современных мастеров писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители был обычай - дарить паломникам образки «Видения Богоматери преподобному Сергию». Их писали художники из монастырских мастерских и сельские живописцы Холуйской слободки. К середине XIX века здесь создавали до двух миллионов икон. После революции местные мастера, как и палехские художники, стали расписывать шкатулки. Но не только их - живописными яркими рисунками украшали ларцы «под старину», пудреницы, миниатюрные игольницы. Сюжеты картинок были самыми разнообразными: русская природа и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Со временем у художников появился собственный стиль: лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимум деталей. Обрамляли миниатюры орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы.