Дидактическая игра «Не пропусти профессию». После зимней стужи

Тип проекта:

1. По доминирующей деятельности: творчески - познавательный проект.

2. По содержанию: информационно – творческий проект.

3. По участникам: детско – взрослый коллектив.

4. По времени проведения:долгосрочный (2 года).

5. По характеру контактов: групповой, при активном участии семьи, сотрудников ДОУ, общественных организаций.

Актуальность проблемы:

« Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к

книге, есличтение не стало его духовной

потребностью на всю жизньвгоды отрочества,

душа подростка будет пустой, на свет божий

выползает, как будто неизвестно откуда

взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский.

Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Вовсе не случайно 2003 – 2012 г.г. ООН объявила Десятилетием грамотности. Вот почему вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требуют повышенного внимания.

С.Я.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». Эти слова К.Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребёнка – память сердца. Не сопереживавшие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим…

Общеизвестно воздействие художественной литературы на формирование личности ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Но в истории отношения человека с книгой были периоды взаимного тяготения и отчуждения: это – естественный ход жизни. Важно только не упустить момент смены приоритетов, так как, уходя из активной деятельности человека, книга унесет весь предыдущий духовный и практический опыт прошедших на Земле поколений, без которого человечество существовать не может.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Дети могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Например, анализ сказок К.Чуковского позволяет детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются. Книги К.И.Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды.Его герои: добрый доктор Айболит, герой Ваня Васильчиков, бесстрашный Бибигон, крокодил, удалой комарик – вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство.

Реализация данного педагогического проектаобеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством писателей и поэтов будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Гипотеза:

Целенаправленное общение старшего дошкольника с книгами доставляющее ребенку удовольствие, будет вызывать интерес, помогающий приобретать знания, стимулирующий работу ума и души. Показывая ребенку смысл и глубину содержания произведений, увлекая его процессом чтения общения с книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью. Изучение литературных произведений способствует формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр личностных особенностей. Родители воспитанников,наряду с детьми, являются активными действующими лицами.

Цель:

Формирование у детей осознанного отношения к литературе, как к источнику знаний, лучшему другу, советчику.

Задачи:

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателей и поэтов.

2. Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя.

3. Развивать лексико-грамматический строй речи, эмоционально-оценочную и объяснительную речь.

4. Развивать творческие способности дошкольников и их родителей.

5. Воспитывать любовь к творчеству автора

6. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

7. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

8. Активизировать влияние семейного воспитания на развитие дошкольника. Приобщение родителей к проблеме детского чтения.

9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу – Россию, в которой мы живём.

Реализация проекта

1 Этап – Подготовительный

Создание проблемной ситуации: Исчезли все книжки из книжного уголка.

Проводится беседа с детьми:

1. что можно почитать;

2. где можно взять книгу;

3. каких писателей знаете;

4. кто нам расскажет о писателе;

5. что такое библиотека;

6. где она находится;

7. как к ней пройти;

8. кто будет договариваться о посещении в библиотеку;

9. кто нам ещё поможет узнать о творчестве писателей; и т.д.

План реализации проекта:

Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей:

· Включение педагогов, сотрудников библиотеки и музея в творческий процесс;

· Вовлечение родителей в процессе решения поставленных задач;

· Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

· Подведение итогов.

2 Этап – Основной (планирование и организация деятельности). (Приложение 1)

3 этап – Заключительный

Промежуточный результат: в конце старшей группы

· литературная викторина

· выставка детских работ.

Итоговый результат: в конце подготовительной группы

· К.В.Н. между родителями и детьми

· презентация проекта.

Ожидаемый результат проекта.

Дети.

В результате данного проекта дети познакомятся с творчеством детских авторов, научаться слушать и понимать художественный текст и многое другое, расширится эмоционально – оценочная лексика, улучшится объяснительная речь, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека, станут внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать поддержку.

Родители.

Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о многообразии детских авторов и важности знакомства с ними детей.

Педагоги.

Повысят профессиональный уровень, изучив одно из инновационныхнаправлений «проектирование».

Приложения:

ПЛАН проекта

Информация для родителей

Конспект НОД с детьми 5-6 лет. Тема: «Откуда пришла книжка?»

Основной вид деятельности. Познавательно – исследовательская деятельность.
Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей.
Форма проведения. Презентация и беседа.
Цель. Развитие познавательного интереса детей, интереса к книгам.
Интеграция содержания образовательных областей.
Познание. Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Формировать представление детей о том, что любая вещь создана трудом взрослым. Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и мудрости.
Труд. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Дать знание о труде типографских работников. Воспитывать уважение к людям, создателям книг.
Коммуникация. Развивать умение поддерживать беседу. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному, образовывать глаголы из существительных. Помочь детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Предварительная работа. Игровая ситуация «Выставка книг – такие разные книги».
Материалы к занятию. Коробка с деревянными предметами и книгой внутри, книги, презентация «История, рассказанная книгой».
Ход деятельности.
1. Мотивация на деятельность.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- Дети, мне подарили набор предметов. Здесь написано, сделано из дерева. Посмотрим, что лежит внутри? Дети рассматривают предметы в коробке.
Игра «Какой, какая, какое, какие»
ложка, какая? (деревянная)
солдатик, какой? (деревянный)
матрёшка, какая? (деревянная)
яйцо, какое? (деревянное)
кубики, какие? (деревянные)
- А как же книга оказалась среди этих предметов? (Предположения детей)
Педагог берёт книгу в руки и подносит к уху.
- Дети, книга рассказала мне удивительную историю. Оказывается она пришла к нам из леса и её сделали из дерева. Точнее не книгу, а бумагу, из которой сделана книга. Хотите, я расскажу вам эту историю.
2. Презентация «История, рассказанная книгой».
- Родилась я в лесу. Лесорубы деревья спилили, из леса вывезли. Деревья привезли на бумажную фабрику, очистили от коры, распилили, измельчили в опилки. Опилки сварили, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Древесное тесто раскатывают в длинные широкие полосы. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие высушивают ленту, третьи полируют. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Затем бумагу разрезают специальной машиной на листы нужного размера.
Так переходя из машины в машину, дерево превращается в бумагу.
На бумажной фабрике сделали бумагу. Но этого не достаточно, чтобы появилась книга.

- Кто поможет белую бумагу превратить в волшебную книжку? (ответы детей)
- Кто придумает интересные рассказы и сказки, напишет стихи? (ответы детей)
- Каких писателей и поэтов вы знаете? (ответы детей)
- Кто нарисует красивые картинки в книгах? (ответы детей)
- Каких художников – иллюстраторов вы знаете? (ответы детей)
- Итак, начинается волшебное превращение белой бумаги в книгу. Писатель пишет рукопись. Рукопись – это то, что написано рукой человека. Писатель приносит свою рукопись редактору. Редактор внимательно читает книгу и редактирует её. Редактирует, значит, поправляет рукопись, исправляет ошибки. Редактор передаёт книгу художнику. Художник читает рукопись и рисует рисунки к тексту – иллюстрирует.
- К какой сказке Рачёв Евгений Михайлович рисует иллюстрацию? (ответы детей)
- Писатель написал рассказ или сказку. Художник иллюстрировал книгу. Но это только одна книга. А в нашей стране очень много детей, и все они мечтают прочитать эту книгу. Как же быть? (ответы детей)

Есть такое удивительное место – типография. Здесь печатаются книги, журналы, газеты. Сначала книгу готовят к печати. Редактор редактирует, художник иллюстрирует, корректор корректирует текст, дизайнер продумывает дизайн книги. Наборщик и печатник создают макет книги (образец). Когда макет книги готов, можно его тиражировать, печатать. В России детские книги выпускаются большим тиражом.
- Печатают в типографии на больших листах, сразу несколько страниц. Напечатали, а читать неудобно, что же делать? Листы будущей книги на специальной машине складывают, собирают в одну книгу. Но что-то не хватает? Нужна обложка и переплёт!
Разные сложные машины помогают работникам типографии печатать книги.
- Сейчас мы с вами немного отдохнём. Представьте, что вы в лесу. В лесу свежий, приятный воздух. Вдохните его глубоко, глубоко и медленно выдохните. (Дыхательное упражнение 3-4 раза)
Физкультминутка «Лес»
Мы с вами входим лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли, покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они плавно садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели.
Дружно в гнёзда полетели.
Дети берут книги и рассматривают их.
- Чтобы листы в книге не перепутались, на листочках пишут номер страницы (показ нумерации страниц в книге). Сложенные листы сшивают, склеивают или скрепляют скребками. В вашей книге, как соединены листочки? (ответы детей)
- Обложка у книги может быть мягкая или твёрдая (из картона) (показ обложки книг). Если книга толстая, обложки соединяет переплёт (показ переплёта).
Игра «Добавь словечко».
- Добавляйте слова в рифму и по смыслу
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы),
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт) .
- На обложке книги пишут, как зовут автора и название книги (показать). Иногда пишут фамилию художника. А в конце книги, (показать) обязательно указывается типография, в которой напечатана эта книга и фамилии некоторых людей, кто помогал напечатать эту книгу. К сожалению, нельзя в книгу написать фамилии всех работников типографии, кто участвовал в создании этой книги. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Правильно, очень много людей трудиться над созданием одной маленькой книги. Если печатать все фамилии, книга получится очень толстая и тяжёлая, и дети не смогут её поднять.
- Мы с вами вспомним тех, кто создал наши книги.
Игра «Кто что делает».
Писатель (пишет, сочиняет)
Иллюстратор (иллюстрирует, рисует)
Редактор (редактирует)
Корректор (корректирует)
Наборщик (набирает текст)
Печатник (печатает книгу)
- Когда все дети уходят домой, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги?
Не берите меня, пожалуйста, грязными руками, мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах! - шептала одна книга
Не перегибайте мой переплёт. Я могу потерять самые интересные страницы! - говорила другая книга.
Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся!
Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега!
Не рисуй, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать!
- Вы запомнили просьбы книг? Постарайтесь их выполнять!
- Вот, что говорят в народе о книгах.
Хорошая книгалучший друг.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Книгу читаешь, на крыльях мечты летаешь.
Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
3. Результат деятельности.
- Что нового, интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
- Что бы вам хотелось ещё узнать? (ответы детей)
- Кто поможет нам найти новые знания? (ответы детей)
- Спасибо, мне была приятно беседовать с вами.
Аутотренинг.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощание
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!










Скотникова Татьяна Викторовна, воспитатель Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №44 Кировского района Санкт-Петербурга

Любовь к художественной литературе необходимо воспитывать с детства. Ни для кого не является секретом, что нынешнее поколение детей, в основной своей массе, читает очень мало. К сожалению, в некоторых семьях утрачена традиция чтения книг и рассказывания сказок детям на ночь.

Одной из задач работников дошкольных учреждений является воспитание у детей интереса и любви к художественной литературе. Для выполнения этой задачи педагоги используют различные методы и приемы. Традиционно мы проводим совместные с родителями вечера досугов, посвященные русским народным сказкам, творчеству А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака. Родители становятся активными участниками этих досугов, помогают в подготовке, а порой узнают и что-то новое для себя.

Тяжело переоценить вклад Самуила Яковлевича Маршака в создании детской литературы. Его произведения помогают нам в освоении, пожалуй, всех направлений развития детей: знакомимся с цифрами, как не вспомнить «Весёлый счёт» , учим буквы, тут нам поможет стихотворение «Про всё на свете» , знакомим малышей с животными, как не прочесть «Детки в клетке» . Стихотворение «Круглый год» , говорит само за себя: о каждом месяце доступно уже рассказал С.Маршак. Учим цвета, не обойтись без «Разноцветной книги» , практически обо всех профессиях можно найти строки у Маршака. Гениальные произведения Маршака расскажут нам про всё на свете!

Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком,
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!

Эти строки написал Самуил Яковлевич Маршак, любимый многими поколениями детей поэт, писатель, переводчик.

Родился Самуил Яковлевич 1887году в городе Воронеже. В этом году мы отмечаем 130-летие со дня рождения Маршака.

Он начал сочинять стихи, когда ему было всего лишь четыре года. Будущему поэту очень повезло: в тринадцать лет он оказался в Петербурге, где его творчеством заинтересовался знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Стасов стал водить Маршака по книжным магазинам, по выставкам картин, на концерты.

В Петербурге Маршак давал уроки детям из малообеспеченных семей, писал стихи, сотрудничал в журналах. Поступить в университет в Петербурге ему было очень сложно, и он, заняв денег у редакций, уехал учиться в Лондонский университет. Во время каникул, Маршак путешествовал по Англии и знакомился с жизнью страны: ходил с рыбаками в море, жил в лесной школе, любил слушать народные песни, которые потом перевёл на русский язык.

Вернувшись на родину, Самуил Яковлевич в городе Краснодаре создал с группой педагогов «Детский городок» . Тут была и библиотека для ребят, и детский сад, и театральные кружки, и даже специальный театр для детей. На его сцене шли сказочные спектакли, и Маршак часто был их автором.

Приехав в Ленинград, Маршак сначала работал в ТЮЗе, занимался переводами и писал свои оригинальные стихи.

Маршака все признают одним из первых создателей большой литературы для детей в нашей стране.

Не перечислить всего, о чём рассказал ребятам Самуил Яковлевич Маршак. О самых важных вещах в нашей жизни миллионы ребят узнали из стихов, сказок, пьес этого чудесного автора.

В нашей группе стало доброй традицией проводить в подготовительной группе «Неделю детской книги, посвященную творчеству Самуила Яковлевича Маршака»

Готовиться к проведению этой недели мы начинаем заранее. Знакомя детей, с какой либо из тем, предусмотренных «Программой» , мы обязательно читаем произведения С.Маршака. Предлагаю примерный перечень произведений, с которыми мы знакомим детей при знакомстве с различными темами:

  • «День знаний. Школа» : «Первый день календаря» , «Последний день лета» , «Кот и лодыри» , «Угомон» , «Школьник» , «Книжка про книжки» , «Про все на свете» , «Веселый счет»
  • «Осень» : «Сентябрь» , «Октябрь» , «Ноябрь» , Песни для спектакля «Приключения Чиполлино» : «Песня синьора Помидора» , «Песня Чиполлино»
  • «Человек» : «Великан» , «О мальчиках и девочках» , «Где тут Петя, где Сережа?» , «Есть у мен шестерка слуг…» , «Урок вежливости» , «Ежели вы вежливы» , «Не так» , «Вот какой рассеянный» , «Старушка»
  • «Семья» : «Хороший день» , «Непослушна мама» , «Мельник, мальчик и осел» , «Старуха, дверь закрой!» , «Сказка о глупом мышонке» , «Сказка об умном мышонке»
  • «Мой город, моя страна, моя планета» : «Урок родного языка» , «Синяя страница» , «Желтая страница» , «Война с Днепром» , «Волга и Вазуза»
  • «Зима. Новый год» : «Вьюга» , «Белая станица» , «Декабрь» , «Январь» , «Февраль» , «Двенадцать месяцев»
  • «Профессии, орудия труда» : «Мастер» , «Почта» , «Как рубанок сделал рубанок» , «Как печатали вашу книгу» , «Праздник леса» , «Кузнец» , «Цирк» , «Весёлые чижи»
  • «Продукты питания» : «Баллада о королевском бутерброде» , «Мороженое»
  • «Транспорт» : «Багаж» , «Кораблик» ; - «Животный мир» : «Детки в клетке» , «Где обедал воробей» , «Пудель» , «Усатый – полосатый» , «Отчего кошку назвали кошкой» , «Два кота» , «Курочка ряба и десять утят» , «Тихая сказка»
  • «Весна» : «Март» , «Апрель» , «Май»
  • «День Победы. Защитники Отечества» : «Почта военная» , «Быль-небылица» , «Дети нашего двора»
  • «Лето» : «Радуга» , «Зеленая страница» , «Июнь» , «Июль» , «Август»
  • «Противопожарная безопасность» : «Пожар» , «Кошкин дом» , «Не шути с огнем» , «Рассказ о неизвестном герое»

Организуя с детьми экспериментальную деятельность, мы тоже используем стихи С.Я. Маршака: «Мыльные пузыри» , «Мяч» , «Ванька – встанька» , а занимаясь физкультурой, как не вспомнить «Шалтай-болтай» , «Мыши» и все тот же «Мяч»

В рамках недели посвященной творчеству С.Маршака мы с детьми подготовительной к школе группы совместно с родителями проводим тематический досуг «Про все на свете» . Сценарий опубликован на сайте «Открытый урок. 1 сентября»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Управление образования Администрации г. ЕкатеринбургаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 489 Презентация творческого проекта«Любимые русские писатели для детей» Составитель:Кириллова Евгения Владимировна..Екатеринбург 2016 Паспорт проекта Наименование проекта «Любимые русские писатели для детей» Вид проекта творческий. Сроки реализации краткосрочный (25.01.2016 по 5.02.2016) Участники проекта дети, воспитатели, родители воспитанников. Проблема Дети не знают биографию и творчеств детских русских писателей. Цель Создать условия для знакомства с биографией и творчеством детских писателей. Задачи 1.Познакомить детей с биографией детских писателей: Н.Н. Носов, Э.Н. Успенский, А. Барто, А.С. Пушкин, А.А. Есенин, К.И. Чуковский, С. Я. Маршак, В.Ю. Драгунский.2. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи на основе произведений детских писателей;3. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи, читать произведения, драматизировать, инсценировать; Паспорт проекта Этапы 1 этап. Подготовительный2 этап. Основной.3 этап. Заключительный Ожидаемый результат Дети хорошо ориентируются в биографии детских писателей, соотносят название произведения с автором. Воспитанники с интересом рассматривают иллюстрации к книгам, активно пересказывают рассказы, используют в повседневной речи приемы художественного слова.Воспитанники с удовольствием драматизируют произведения детских писателей, обращаются с просьбой прочитать то или иное произведение. Вид проекта: творческий.Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.Срок реализации: краткосрочный (25.01.2016 по 5.02.2016) Актуальность темыКнига остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Именно в раннем возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи. Цель проекта:Создать условия для знакомства с биографией и творчеством детских писателей. Задачи:1. Познакомить детей с биографией детских писателей: Николай носов, Эдуард Успенский, 2. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи на основе произведений детских писателей; 3. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи, читать произведения, драматизировать, инсценировать; Ожидаемый результат:Дети хорошо ориентируются в биографии детских писателей, соотносят название произведения с автором. Воспитанники с интересом рассматривают иллюстрации к книгам, активно пересказывают рассказы, используют в повседневной речи приемы художественного слова.Воспитанники с удовольствием драматизируют произведения детских писателей, обращаются с просьбой прочитать то или иное произведение. Этапы осуществления проекта: Подготовительный этап1. Разработка плана мероприятий с детьми и их родителями по ознакомлению с творчеством детских писателей. 2. Планирование выставок. 3. Составление конспектов мероприятий.4. Оформление книжного уголка в группе, в рамках данного проекта. Основной этап: 1. Оформление фото-выставки детских писателей.2. Оформление выставки рисунков «Мы любим и знаем детских писателей».3. Проведение занятия по развитию речи «Любимые детские русские писатели»4. Театрализованная деятельность: чтение произведений с включением сюжетно- ролевой игры, где дети изображают героев произведений. Заключительный этап:Консультация для родителей на тему «Роль книги в жизни ребенка»Совместно с родителями подготовить рисунок «Мой любимый сказочный герой»Оформление папки «Портреты любимых русских писателей» Оформление фото-выставки детских писателей Оформление выставки рисунков «Мы любим и знаем детских писателей». Выводы:Именно в раннем возрасте произведения русских великих детских писателей провоцируют сопереживания главным героям, в результате чего у детей появляются новые представления о героях произведений, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Кроме того произведения содержат простые образы животных и героев, с которыми ребёнку проще идентифицировать себя.Произведения для детей раннего возраста легки в восприятии, без философского смысла, эмоционально насыщенны, не сложны в разыгрывании сюжетов, пронизаны чувствами, которые рождают человечность… Кульминацией проекта стало домашнее задание для детей и родителей нарисовать героя любимой книги русских писателей. А также, дети с интересом приносили свои любимые детские книги в детский сад для совместного прочтения. Приложение 1.Конспект цикла занятий посвященных русским любимым детским писателям (воспитатель делит мероприятие на несколько частей в зависимости от усталости воспитанников.). Ход мероприятия:Звучит песня:» Детская про книжку».Дети садятся полукругом перед проектором.Воспитатель: ребята, мы сегодня отправимся в путешествие по сказкам, рассказам, но мы не просто отпаримся. А будем вспоминать, какие же сказки, рассказы мы с вами знаем, а также их авторов? Назовите, какие же ваши любимые сказки, рассказы, и кто их написал? (дети отвечают). Хорошо, а теперь мы их будем угадывать. Воспитатель читает: Он дружок зверям и детям,Но таких на целом светеБольше нет ни одного,Потому что он не птица,Не тигренок, не лисица,Не котенок, не щенок,Не волчонок, не сурокНо заснята для киноИ известна всем давноЭта милая мордашкаА зовется … . (Чебурашка)Правильно ребята, а кто же написал про чебурашку? (Э. Успенский)А какие еще произведения написал Эдуард Николаевич?Ответы детей («Дядя Федор, пес и кот», «Следствие вели Колобки», «Вера и Анфиса» и т.д.) Воспитатель: С ней мы с раннего детства знакомы, мамы часто нам читали, про лошадку и слона, про бычка, кто она? Правильно: А. Л. Барто, а что же она еще написала?(ответы детей)«Вовка добрая душа», «Гуси-лебеди-игра» Ребята, посмотрите на портрет, кто это, как вы думаете?(Если дети затрудняются. Напомнить им) . Ребята, а что же он написал? «Он живой и светится», «Все тайное становится явным».Ребята, а чему нас учат рассказы Драгунского? (ответы детей)Да. Правильно, нужно быть добрым, честным. С ранних лет мы его любим тоже: Кто же он, ответьте дети? Ну конечно: К.И. Чуковский! А что он еще написал для детей? (ответы детей). Ребята, а это. Что за произведение? (ответы детей). Да, это «Кошкин дом». А кто же написал это произведение? (Появляется портрет).Да ребята, это Самуил. Яковлевич Маршак.Что же он написал еще, кто помнит?Давайте посмотрим и вспомним Физкультминутка:Дети встают около своих стульчиков.Воспитатель читает:Чтобы умными нам стать, дети шагают на месте, нужно потрудиться(сгибают и разгибают руки в локтях, много книжек почитать(Руки соединяют и разводят в стороны, имитируя, читают книгу), нигде не лениться, (мотают головой, и друг другу грозят пальцем), взрослым нужно помогать руки в стороны(наклоны вниз, мыть полы и подметать, изобразить), а еще послушным быть(погладить друг друга по голове), и миролюбивым(обнять себя за плечи). Воспитатель читает:«Попрыгунья стрекоза, лето красное пропела, Оглянуться не успела, как зима катит в глаза»Ребята, откуда эти строки?, Как называется произведение?Правильно: «Стрекоза и муравей». А кто автор этого произведения? (Иван Андреевич Крылов).А какие произведения он еще написал? Ребята, а какой была свинья в произведении Крылова? (ответы детей).Неблагодарная, глупая.Как правильно мы называем его произведения, не стихи. Ни сказки, а? (Басни). Ребята, мы с вами недавно читали красивые стихи о природе, вот послушайте отрывок одного из них:Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром…Чьи это стихи? (Сергей Есенин). Ребята, а чей это дом, рядом с которым стоит береза? Да, это дом в котором жил Сергей Есенин. А где же он жил, что за место?(Деревня). Он очень любил свою родину, за ее красоту, природу, и поэтому у него очень много стихов, связанных с природой. Ребята, а кто же писал детские, юмористические рассказы для детей?(Н.Носов). Ребята, а кто же это? (А.С. Пушкин.) Как его правильно мы назовем, не просто писатель? (Великий русский поэт).Давайте вспомним, его сказки(Дети называют)Отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане» «У Лукоморья дуб зеленый» «Сказка о попе и работнике Балде» Ребята, а чему же учат сказки А.С. Пушкина?Да, ребята, все сказки А.С. Пушкина, заканчиваются хорошо, «Добро, побеждает зло». Они учат нас, быть добрыми, трудолюбивыми. Ребята, давайте вспомним. О чем на занятии мы сегодня говорили, каких писателей вы запомнили, кто вам больше всего понравился, и какое произведение, вам запомнилось больше всего? Молодцы, вы очень хорошо отвечали, и сегодня вам всем, мы дадим вот такие медали, на которых написано. Юный знаток, детских произведений, и нарисована книжка. Когда вы научитесь читать, то обязательно сами прочитаете все, эти произведения. И еще больше, читать ребята очень важно и полезно. Спасибо за внимание!!!


Приложенные файлы

Беседа для детей 5-7 лет: «Поэзия С.Я. Маршака»

Мероприятие посвящено 130 - летнему юбилею со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака.
Дворецкая Татьяна Николаевна
Воспитатель ГБОУ Школа №1499 ДО №7 г. Москва
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных организаций и родителей. Сценарий содержит авторский стих и авторскую игру.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с писателем Самуилом Яковлевичем Маршаком, его творчеством.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Самуилом Яковлевичем Маршаком;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;
3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям
Предварительная работа:
- Прочитать произведения С.Я. Маршака
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Поэт весельчак.
Самуил Яковлевич Маршак
Был по жизни весельчак.
Писал стихи он для детей
Про добрых, сказочных зверей.
Про белочек, про зайчиков
Про девочек и мальчиков.
Ребята - юные читатели
Его таланта почитатели,
Когда стихи читают,
Смеяться начинают.
Сатира на страницах
Отражается на лицах!
Вот уже 130 лет
Радость дарит нам поэт!


Ведущий: Родился Маршак Самуил Яковлевич 3 ноября в 1887 году в городе Воронеже. Его семья была небогатой. Отец Яков Миронович Маршак был рабочим на химическом заводе. Он любил книги, литературу и всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Его мать Евгения Борисовна была женщиной сдержанной и немногословной.


Писать небольшие тексты Самуил начал в 4 года. А уже в 11 лет он писал настоящие большие произведения. Мальчик увлекался иностранными языками. Особенно хорошо знал английский, так как учился он в одной из школ Англии.
В 1912 г. Маршаку довелось быть студентом Лондонского университета, в Англии. Там Маршак увлекся переводами английских произведений.


Оказавшись снова на родине, он опубликовал в журналах свои переводы, которые очень полюбились юным читателям.
В 1923 году писатель стал одним из сотрудников театра для юных зрителей в городе Петрограде. Тут же он выпускает первые пьесы и сказки для детей в стихах «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Детки в клетке» и многие другие. Самуил Яковлевич очень любил детей. Для них он писал, свои произведения. Главными героями часто выступают сами дети.


Самуил Яковлевич в своей жизни много учился, много узнал нового для того чтобы писать для детей загадки, стихи, смешные и героические истории и сказки. Он хотел, чтобы все ребята росли умными, честными, смелыми, любознательными.

Викторина: Юные знатоки произведений С.Я. Маршака.

1. Какое животное отправила в багаж дама? (маленькую собачку)
2. Что за детки сидели в клетке? (малыши животных)
3. За какими цветами мачеха отправила падчерицу в зимний лес? (подснежники)
4. Какой зверь чуть не проглотил воробья? (крокодил)
5. Как звали кота, который служил у тети кошки? (Василий)
6. На какой улице жил рассеянный человек? (Бассеянной)
7. Как называлось стихотворение, в котором девочка воспитывала животное? (усатый-полосатый)
8. Какой подвиг совершил неизвестный герой? (спас девочку из пожара)
9. Чей голос понравился глупому мышонку? (Кошки)
10. Вылупилось у мамы курицы ровно 10 (утят)
11. Зачем мама мышь приглашала животных к глупому мышонку? (уложить мышонка спать)
12. Кто стучится в дом ко мне с толстой сумкой на ремне? (почтальон)
13. Кто обедал у зверей в зоопарке? (воробей)
14. Чем лакомились на скамеечке 3 феечки? (булкой с маслицем)
15. В какую игру предложила поиграть умному мышонку кошка? (кошки-мышки)


Ведущий: Молодцы ребята Вы ответили на все вопросы викторины.
А теперь пришло время поиграть в игру: «Кот Василий и мыши»
Атрибут для игры: Маска кота
Действующие лица:
Кот Василий – ребенок
Мышки - дети
Правила игры:
- Ребенок – кот Василий спит (сидит на стуле)
- Дети – мыши гуляют на поляне.
Слова для игры:
Погулять решили мышки
Непоседы – шалунишки.
(Дети-мыши на цыпочках выходят гулять)
Вот бегут они по травке
Вжик – Вжик – Вжик
(бегают в рассыпную)
Перепрыгнули канавку
(прыгают на 2-х ногах)
Прыг – Прыг – Прыг
Вдруг раздался страшный звук
(Воспитатель стучит палкой по стулу, на котором сидит кот)
А сердечко ТУК – ТУК – ТУК
Притаился в кустах котик
И раскрыл зубастый ротик.
Мыши будет Вам беда
Разбегайтесь кто куда…
(Кот начинает ловить мышей, стараясь осалить их по плечу. Мыши убегают)


Ведущий: Садитесь, ребята на свои места мы продолжаем.
Самуил Яковлевич Маршак работал в издательстве «Детгиз», был редактором в журнале для детей «Воробей» и «Новый Робинзон».
Во время Великой Отечественной войны на фронт поэт Самуил Яковлевич Маршак не попал, из-за плохого зрения. В военные годы, писал он острые сатирические пародии.
Послевоенные годы были насыщены творчеством. В этот период книги стихов Маршака выходили одна за другой. И сегодня у детей популярны его сказочные пьесы «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом».
За литературный талант Самуил Яковлевич Маршак был отмечен множеством государственных наград и премии. Его произведения получили большую известность и были, перевели на многие языки.
Сам С.Я. Маршак говорил о своих читателях с большой любовью с элементами пророчества: «Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком. Но радостно мне знать, что я знаком с читателем двухтысячного года!»

ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ

С.Я. Маршак
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!


Юбилей любимого детского писателя отмечают по всей России. Но центром торжества стал родной город С.Я. Маршака - Воронеж.
Именно на родине был открыт памятник писателю в 2015 году.
Автор скульптурной группы стал местный художник М. Дикунов.
Поэт Самуил Маршак держит на ладони маленькую птичку и внимательно смотрит на маленькую девочку с крылышками. По мнению скульптора так выглядит муза детского поэта.


Самуил Яковлевич Маршак мечтал подарить каждому ребенку говорящую куклу, которая могла бы говорить слова утешения и поддержки в трудную минуту. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник!»
Или «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее!»
Или «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика!»
Но, к сожалению таких кукол не существует. С.Я. Маршак советовал детям говорить самим себе в трудную минуту те слова, которые могут утешить, успокоить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее.
С.Я. Маршак говорил «А тем, кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, помогут хорошие книги!»
Самуил Маршак ушел из жизни 4 июля 1964 года, ему было 76 лет, похоронили его в Москве. Но потомкам осталось его гениальное наследие – книги для детей, которые покоряют сердца современных юных читателей.