.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в её имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) - влюблённость в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, - отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетнёву; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А.С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено» ).

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живёт в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т.Н. Грановским, Н.В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М.А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьёй: вскоре начинается роман с Т.А. Бакуниной, что не мешает связи со швеёй А.Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша» , получившая высокую оценку В.Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крёстным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н.А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик» , «Андрей» , обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М.Ю. Лермонтова («Андрей Колосов» , 1844; «Три портрета» , 1846; «Бретёр» , 1847).

1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П.В. Анненковым, А.И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвётся» , «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).

Главное дело этого периода - «Записки охотника» , цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И.И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи» , «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда» ), и к осмыслению таинственного («Бежин луг» ), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы» ).

В апреле 1852 за отклик на смерть Н.В. Гоголя, запрещённый в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму» ). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два приятеля» , знакомство с А.А. Фетом, активная переписка с С.Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А.К. Толстой.

До июля 1856 Тургенев живёт в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда - редакция «Современника»; состоялись знакомства с И.А. Гончаровым, Л.Н. Толстым и А.Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф.И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далёкой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О.А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» , «Фауст» (обе 1856).

«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо» , 1859; события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обречённый смерти («Накануне» , 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети» , 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь» , 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощённого собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот» , 1860).

Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю» , одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.

После «Накануне» и посвящённой роману статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н.А. Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л.Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне» , «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обречённого небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф.М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).

В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растёт его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почётный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П.Л. Лавровым, Г.А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М.Г. Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.

Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир» , 1870; «Пунин и Бабурин» , 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания» , 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.

Фантастическое в творчестве

Фантастическая сторона тургеневского таланта открылась читателям в 60-е гг. XIX в., но первые - пока еще неуверенные - попытки освоить секреты нового для него жанра Иван Сергеевич предпринял в 1842 г. Время особенное - расцвет романтизма в русской литературе, ещё не смолкли фанфары «фантастических романтиков» князя Владимира Одоевского , Антония Погорельского , Александра Вельтмана... Но влиться по-настоящему в течение романтиков Тургенев так и не смог. Первый же рассказ - «Похождения подпоручика Бубнова» , написанный под явным влиянием гоголевской гротесковой фантастики «Носа» и «Заколдованного места» , писатель не решился опубликовать. Быть может, Иван Сергеевич чувствовал «несамостоятельность» своего сочинения? Так или иначе, рассказ этот (названный писателем «романом») увидел свет, правда, уже после смерти автора, в 1916 году, как архивная публикация.

В том же 1842 году он начал работу над драмой «Искушение святого Антония» , в которой опять же отдал дань чертовщине. В драме, построенной на историко-мифологическом материале, вовсю действуют «адские» персонажи: Сатана, чертенята и «любовница чёрта» Аннуциата. Однако работу над этим сочинением писатель бросил, едва дописав до половины... Можно предположить, что эти два произведения были случайным явлением в творчестве Тургенева, их даже не указывают в одном ряду с другими «таинственными» повестями писателя.

Впрочем, этот момент в творческой биографии писателя всего лишь предыстория.

Среди примерно тридцати пяти рассказов Тургенева отчётливо выделяется группа «таинственных» новелл, написанных главным образом в 60-е и 70-е годы. Это прежде всего четыре новеллы, в которых сверхъестественное явление стоит в центре всего развивающегося действия: «Призраки» (фантазия о фантастических полетах романтического героя по странам и эпохам в компании с таинственным существом по имени Элис), «Собака» , «Сон» и «Рассказ отца Алексея» , в которых писатель продолжил исследование тем, определяемых идеей о воздействии на человека таинственных сил, скрытых как внутри его, так и вовне, в природе: тайны законов наследственности, гипноз, загадки природы сна, таинственная власть умерших над чувствами и, особенно, над волей живых. К этим основным четырём новеллам стягивается несколько других, в которых таинственное явление входит как более или менее важная часть (или деталь) в общее развитие действия иного порядка (бытового, психологического и т.д.): «Фауст» , «Клара Милич» и, в значительно меньшей степени, «Несчастная» (в ночь, когда умирает Сусанна, герою «внутренний голос» говорит, что у Ратчей в эту минуту происходит что-то страшное) и «Песнь торжествующей любви» (чары Муция; воскрешение Муция колдовской медициной малайца). К этим восьми, в общей сложности, новеллам позволительно присоединить, хотя бы условно, «Странную историю» (ибо рассказанное в ней явление хоть и относится к категории «гипноза», «животного магнетизма», но по психологической и бытовой атмосфере, его окружающей, явно родственно «таинственным» рассказам Тургенева) и «Стук... стук... стук!..» (в котором нет прямого сверхъестественного явления, но разлита атмосфера невыносимого страха перед таинственным); в некотором отдалённом и уже совсем слабом отношении ко всей этой группе находятся «Часы» («Этакая штука удивительная!.. Никак мы от этих часов отбояриться не можем. Заколдованные они, право»). Кроме того, надо иметь в виду, что с таким чисто таинственным рассказом, как «Призраки», связаны рядом философских и лирико-эмоциональных нитей и «Поездка в Полесье» , и «Довольно» ; все три произведения образуют трилогию, объединённую общей идеологической концепцией и общими жанровыми признаками (бессюжетность). Таким образом, одна четверть всех новелл Тургенева прямым образом связана с верой в сверхъестественные явления, а если присоединить сюда в различной степени и в различном смысле примыкающие к ним новеллы, то доля эта увеличится до одной трети. Мало того: из числа принадлежащих к этой большой и разнообразной группе одна повесть, «Клара Милич» – последнее большое произведение Тургенева, предсмертный его шедевр, быть может, лучшая из всех вообще написанных им повестей.

Когда мы читаем «таинственную прозу» И.С. Тургенева, перед нами открывается совершенно другой Тургенев - один из самых поэтичных и ярких фантастов дореволюционной России... Непривычно звучит? Увы, даже сегодня до конца не изжита закостенелая тенденция к отторжению русской дореволюционной фантастики из художественной родословной мировой фантастической и научно-фантастической прозы.

Комната Стено

Стено (один)

Мне легче. Всё, что в моей груди Я горя и страдания носил, Я вылил в грудь чужую. Этот старец - Он меня понял. О, по крайней мере 535 Я буду знать, что есть под этим небом Одно живое существо, кому Я, может быть, могу себя доверить.

До этих пор мои страданья я Безмолвной ночи доверял. О, если б 540 Она могла пересказать всё то, Что здесь (кладя руку на грудь) лежит, как камень на могиле, Ей люди б не поверили. Нет, нет, Они б меня не поняли. Меня С душой обыкновенной люди, 545 Нет - не поймут. Я им высок. Когда Я молод был душой и верил В любовь, я знал одно создание, Которое мне было равно. О, Ее не позабыть мне никогда!

550 Душами были мы родные, И мы друг друга понимали. Двое Мы составляли мир - и он был чуден, Как всё, что на земле не человек.

В ее очах читал я ее душу, 555 В моих очах была моя душа...

Но дух ее для тела нежной девы Был слишком мочен и велик.

Он разорвал с презрением препону Его могучих сил. А я... проклятый, 560 Остался здесь. И с этих пор напрасно Я душу сильную, великую искал.

Всё это так ничтожно перед нею.

С своими мелкими страстями люди Мне опротивели. _Мой_ мир мне опустел, 565 А этот мир мне тесен был. Во мне Восстало гордое желанье, чтобы Никто моих страданий не узнал, И я вступил в борьбу с своей судьбою, И если я паду - тогда узнают люди, 570 Что значит воля _человека_. Низко Поставили они названье это, И я хочу его возвысить - несмотря На то, что люди этого не стоят.

Молчание

(Подходит к окну.) На небе буря. Ветер гонит тучи 575 Своими черными крылами. Вот порой Взрывает молнья небо. Море ходит Высокими пенистыми волнами.

Как будто негодуя, что нельзя На землю ему ринуться. О, чудно!

580 Как я люблю, когда природа гневно, Могучая, все силы соберет И разразится бурей. Что-то есть Родное мне в мученьях диких неба, И молньей загорится вдохновенье 585 В святилище души, и мое сердце Как будто вырваться готово из груди...

О, я люблю - люблю я разрушенье!

(Входит Маттео.)

Синьор!.. Молчит. Опять! Какой-то странник Вас хочет видеть.

Что людям до меня 590 А мне до них? Кто он?

Он умоляет Вас тем, кто спас вас некогда.

А, это Джакоппо! Ну... введи его.

(Ух<оит> Маттео, вх<одит> Джакоппо.)

Джакоппо, Тебя не ждал я.

Джакоппо

Право, синьор?

Что за вопрос, рыбак?

Джакоппо

Да, я рыбак.

595 И слава богу! Я не так, как вы, Не знаю то, что хорошо и худо, Между людьми. И я свободен, синьор, Мне весело на божий мир смотреть И на людей. Мне жить привольно, 600 Но у меня сестра.

А! Джулиа!

Джакоппо

Лучше Клянусь святым Геннуарием {*} - лучше б было, {* Святой, покровительствующий рыбакам.

(Примечание в первопечатном тексте.)} Когда б не знали ее имя вы!

Да, синьор. И с таким презреньем - гордо Вы не смотрите на меня. Я чист 605 Пред богом и людьми и смело Ваш встречу взор. Покоен я.

Послушай...

Ну - продолжай.

Джакоппо

Вы, может быть, забыли, Что я вас некогда принес в свой дом Без жизни и холодного. Я бога 610 Благодарил за то, что он позволил Мне сделать доброе. И, синьор, вы Мне показались добрым. До тех пор Не знали горя мы. Моя Джулиетта Была резва и весела. Однажды 615 Я на глазах ее застал слезу И грусть на молодом челе. И я Узнал, что она любит. Вы... _вы_, Стено, Ей отвечали, что она жалка Вам... синьор. Я поклялся богом, 620 Что я узнаю всё от вас. Я здесь И жду ответа.

Слушай. Хладнокровно Тебе внимал я. И мне жалко стало Тебя. Я понимаю. Но клянуся, Что Джулиа невинна. Я не в силах 625 Ее любить... Джакоппо, не понять Тебе меня, но я любви не знаю.

Джакоппо

Я верю вам. Но моя Джулиа...

О, сколько бед вы причинили, Стено!

Ее это убьет. И предо мной 630 Она завянет. Боже! Боже - ты Послал на нас годину испытанья, Но я клянусь вам, если моя Джулиа...

Если ее не станет - о тогда Не нужно будет мне знать, кто виновен.

635 Тогда пусть судит бог меня.

Джакоппо...

Он мне жалок. На него Смотрел я, как на идеал того, Чем человек был некогда. И я Вложил ему огонь мученья в грудь 640 И стал меж ним и счастьем. Стено, Да, тебе тяжко будет умирать. . .

. . . . . . . . . . . . . . . . .

(Громко и повелительно.) Маттео!

(Вх<одит> Маттео.)

Стено (глухо и порывисто)

А!.. останься здесь!..

Останься здесь, Маттео... Страшно мне 645 Быть одному... и тайный ужас грудь Теснит и жмет... Мне сердце говорит, Что что-то грозное ко мне подходит...

Ко мне идет... мой демон...

Синьор, синьор, Мне жутко...

Стено (всё диче и диче)

Свечка гаснет

Близок он. На меня веет, 650 Маттео... чем-то неземным...

О... замолчи! Неслышными шагами Подходит он, и горе мне!.. Но, Стено, Тебе ль, как робкой деве... О, мне стыдно - Пусть моя кровь в груди оледенеет 655 И высохнут глаза при встрече с тем, Кому нет имени... Но я... вот он!

Мадонна... помоги!

(Надает в обморок.)

В вышине слышен звук, как будто лопнула струна. Во мраке постепенно образуется белая окровавленная фигура

Стено... Стено... Стено...

Стено (оперся на стол)

Молчание

О, именем того, 660 Кто власть имеет над тобою, - всем, Что тебя выше, заклинаю я Тебя - кто ты?

Молчание

Моим познанием...

Моим мученьем заклинаю я Тебя - кто ты?

Твой демон.

Ты... Мой демон, 665 И эта кровь...

Я взял Чистейшую кровь твоей груди.

Стено (шёпотом)

В тебе я видел дивный ум, Кипящий силой, полный дум.

И я сказал: ему не быть великим.

670 Моим губительным дыханьем Я его душу оскверню.

Он будет мой, иль я его... С тобой Мне труден был упорный бой, Но я исполнил предсказанье...

675 Я твой владыка!

Ты... владыка Стено!

И это ты мне говоришь! Проклятье!

Я ведаю - есть тайна, пред которой Ты бледный раб.

Но в мире силы нет, перед которой 680 Я бы колена преклонил. И даже, Когда в моей груди раздавят сердце, Которое страдает так, - я буду Стено.

Всё исчезает.

О, мне дурно! Он исчез, Но знаю я, что здесь он. Не хочу 685 Минуты я унизиться до скорби; Но тяжело мне вечно быть под ним.

Мучение! и этак жить! нет, лучше, О, лучше умереть! мне слишком тяжко!

(После минуты молчания.) Но, Стено... ты подумай... что избрать - 690 Ничтожество или страдание?

Русь он понимает...

В.Г. Белинский

Тургенев прожил в литературе большую жизнь, был знаком со всеми русскими писателями, кроме Чехова, с многими европейскими.

Детство будущего писателя

По рождению Иван Сергеевич Тургенев принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду. Предки Тургенева упоминались в летописях времен Ивана Грозного. К началу XIX века род Тургеневых обеднел, и молодой поручик кавалергардского полка Сергей Николаевич Тургенев решил поправить свое состояние женитьбой на одной из богатейших помещиц Орловской губернии – Варваре Петровне Лутовиновой. Невеста была на 6 лет старше жениха, не отличалась красотой, но была очень умна, хорошо образована, обладала тонким вкусом и сильным характером. Возможно, эти качества, наряду с богатством, повлияли на решение молодого офицера.

Первые годы после женитьбы Тургеневы провели в Орле. Здесь у них родился первенец Николай, а через два года, 9 ноября (28 октября) 1818 года, – второй сын, Иван. Детство будущего писателя прошло в поместье матери – Спасском-Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии.

Иван был любимым сыном Варвары Петровны, но это была тяжелая, ревнивая, эгоистичная любовь. Мать требовала от всех окружающих, в особенности от сына Ивана, безграничного обожания, отказа ради любви к ней от всяких других интересов. До конца ее жизни в кротком и нежном сердце Тургенева боролись два чувства: любовь к матери и стремление освободиться от ее тиранической опеки. Отец его, занятый только собою, ни во что не вмешивался. Хозяйничала Варвара Петровна, неограниченно проявляя свой деспотический характер. Бессмысленная жестокость странно сочеталась с любовью к красоте. Она очень любила природу: роскошный лутовиновский парк не имел равных в округе. В поместье был домашний театр, богатая библиотека.

Образование

Стремясь дать детям наилучшее образование, Тургеневы не жалели ни денег, ни собственных усилий. Уже в раннем детстве будущий писатель хорошо говорил и писал по-французски, по-немецки, по- английски. Особое внимание в семье обращали на знание русского языка.

В 1827 году родители переехали в Москву, чтобы продолжить образование детей. Сначала Иван Сергеевич учился в частных пансионах, затем под руководством приглашенных в дом учителей готовился к поступлению в университет. В пятнадцать лет Тургенев успешно сдал вступительные экзамены в Московский университет, а по окончании первого курса переехал в Петербург. К этому времени относятся его первые литературные опыты: драматическая поэмы «Стено» и несколько произведений в романтическом духе.

Тургенев много времени отдает изучению философии, древних языков, истории, литературы – немецкой, французской, английской, итальянской. Увлекается также музыкой, живописью, театром. По окончании Петербургского университета Тургенев поступил в Берлинский, объездил Италию, знакомясь с сокровищами искусства, пешком прошел Швейцарию... Он был эрудитом в самом высоком смысле этого слова.

По окончании Берлинского университета Тургенев вернулся на родину и весной 1842 года держал в Петербурге магистерские экзамены, но все оказалось напрасным: власти не разрешили восстановить кафедру философии, закрытую после восстания декабристов. Мечты об ученой карьере рушились.

Служба

В июне 1843 года Тургенев поступил на службу в Министерство внутренних дел. Начальником Тургенева по службе был Владимир Иванович Даль – известный писатель и крупнейший знаток русского языка. Однако служебная деятельность не увлекала Тургенева – через полтора года Тургенев выходит в отставку.

Первые произведения

В 1843 году вышло в свет отдельным изданием первое значительное произведение И.С. Тургенева – поэма «Параша». Тургенев назвал ее романом в стихах. В том же году произошла встреча писателя с талантливой певицей Полиной Виардо, ставшей его самым близким другом на всю жизнь.

Мать Тургенева, недовольная тем, что сын избрал недостойную дворянина, по ее мнению, писательскую деятельность и увлекся «проклятой цыганкой», как она называла Полину Виардо, перестает высылать ему деньги. Однако, желая удержать уходившего из-под ее влияния сына, она добилась обратного: Тургенев еще более отдалился от матери и стал профессиональным писателем, живущим за счет своего литературного заработка.

Записки охотника

В течение 1847–1851 гг. Тургенев написал серию очерков, составивших записки охотника. Тургенев – первый из русских писателей – показал живые души простых русских крестьян. Каждый рассказ Тургенева – это утверждение того, что мужик – человек, достойный уважения.

По распоряжению Николая I цензор, пропустивший отдельное издание «Записок охотника», был отстранен от должности. Тургенев был посажен под арест в полицейскую часть. Сидя под арестом, он пишет рассказ «Муму». Изображая старую барыню, писатель придает ей черты своей матери, а в основу рассказа ложится действительный случай из ее жизни. По своей антикрепостнической направленности «Муму» является прямым продолжением «Записок охотника».

Тургенев ищет пути, ведущие к преобразованию общественного устройства России. Воля и ум, праведность и доброта, открытые им в русском крестьянине, уже кажутся писателю недостаточными для этой цели. Тургенев обращается к людям из образованного класса. Крестьянство отходит на периферию его творчества.

Домашнее задание

Подготовка сообщений по «Запискам охотника» (2–3 рассказа), романам «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым» (по выбору).

Литература

Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998

Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич родился - писатель.

Мать его, Варвара Петровна Лутовинова, происходила из старинной дворян­ской семьи. В детстве она испытывала оскорбления и унижения со стороны дикого и необузданного отчима. Это оже­сточило ее, и она не только не стала более чуткой к людским страданиям, но в те­чение всей жизни вымещала свои обиды на других. Когда - ей исполнилось тридцать лет, скончался ее дядя - богатый помещик-крепостник Иван Иванович Лyтовинов, который оставил ей все свое наследство, в том числе село Спасское с прилегаю­щими к нему «колониями». Варвара Пет­ровна стала самой богатой помещицей в Орловской губернии- обладательницей 5 тыс. крепостных крестьян и 100 тысяч десятин земли. Вскоре она вышла замуж за красивого и молодого гвардейского офицера Сергея Николаевича Тургенева, который был моложе ее на 10 лет и женился по расчету.

Детство и все лучшие годы жиз­ни будущий писатель провел в Спасском. Еще мальчиком он подружился с дворо­вым человеком Луниным (об этом смотрите очерк «Пунин и Бабурин»), первым своим учителем. Под влиянием Пунина, кото­рый прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.

В 1827 Тургеневы пере­ехали в Москву, поселившись во вновь при­обретенном доме на Самотеке. Иван Сергеевич провел полтора года в пансионе Вейденгаммера, затем вместе со своим братом Николаем учился в пансионе Армянского института (позднее Лазаревский институт восточных язы­ков) и, наконец, в пансионе Краузе.

В 1833 Иван Сергеевич поступает на словесное отделение Московского университета

Но осенью 1834, в свя­зи с переездом семьи в Петербург, зачис­ляется студентом Петербургского университета (по филологическому отделению философ­ского факультета). Тургенев проявляет большой инте­рес к наукам и искусствам, изучает ино­странные языки. Это было время роман­тических привязанностей и увлечений; молодежь зачитывалась Шиллером, вела постоянные споры о красоте, добре, истине.

В 1837 на утреннем концерте в зале Энгельгардта впервые видит Пушкина .

Окончив Петербургский университет и полу­чив степень кандидата, Тургенев в мае 1838 выехал в Германию для поступления в Берлинский университет. В Берлине в 30-х гг. находились видные русские обществен­ные деятели: Н. В. Станкевич , Т. Н. Грановский, М. А. Бакунин. Студенты изу­чали Гегеля, слушали лекции гегель­янца Вердера, друга Станкевича.

В 1839 Иван Сергеевич приехал в Петербург, ему довелось познакомиться с Лермонтовым на вечере у княгини Шаховской. Вскоре он снова покидает Россию, едет в Италию и поселяется в Риме. Здесь он сближается со Станкевичем и начинает дружить с М. А. Бакуниным.

Тургенев увлекается искус­ством Италии, посещает Колизей, римские катакомбы, любуется пейзажами Лациума и произведениями Рафаэля. Оставив Италию, он путешествует по Швейцарии и Германии.

В 1841 закончив Берлинский университет, Иван Сергеевич едет в родное Спасское, где проводит весну и лето; осенью он гостит в имении Бакуниных - Премухине. Весной 1842 Тургенев сдает экзамены в Пе­тербургском университете на степень магистра философии и в этом звании снова отправ­ляется за границу. К концу года он воз­вращается в Россию, знакомится с Бе­линским , на суд которого вскоре посту­пает первая реалистическая поэма Тургенева - «Параша» .

40-е гг. были очень насыщен­ными в духовной жизни писателя; наименьший след оставила служба в канцелярии ми­нистерства внутренних дел (1843-45).

1 ноября 1843 произошло знаменательное событие в жизни писателя - он познакомился с известной певицей Полиной Виардо, приехавшей в Петербург на гастроли в составе итальянской оперы. Это знакомство длилось около сорока лет и заложило отпечаток на многие произве­дения Тургенева.

В русской литературе 40-х гг. сформи­ровалась и приобретала большое влияние «натуральная школа», идейными вдохнови­телями которой были Гоголь и Белинский. Дань «натуральной» школе с ее вполне демократической тематикой отдали такие писатели, как Некрасов, Гончаров , До­стоевский , Салтыков-Щедрин .

Тургенев в это время очень часто встречается с Белинским, сближается с Некрасовым, Достоевским, пробует свои силы в духе «натуральной школы». В эти годы уже выходят в свет стихотворения, критиче­ские статьи и некоторые повести писателя.

В 1846 в «Петербургском сборнике» Не­красова была напечатана повесть Тургенева «Три портрета» и его поэма «Помещик», которую Белинский считал характерным произве­дением «натуральной школы» и назвал стихотворным физиологическим очерком.

В 1847 в «Современнике» печатается пер­вый рассказ из будущих «Записок охотника» - «Хорь и Калиныч» , положивший начало всему циклу. Наиболее острые в социальном отношении очерки «Записок охотника»

(«Контора» ,

«Бурмистр» ,

«Малиновая вода» ) были созданы летом 1847, когда Тургенев провел лето в Зальцбрунне вместе с Белинским, писавшим тогда свое знаменитое «Письмо к Гоголю».

В 1848 Иван Сергеевич был очевидцем революционных событий в Париже, которые произвели на него сильное впечатление. Здесь же он сбли­зился с Герценом , а осенью совершил путешествие по Франции.

В 1850 по возвращении в Россию, он сближается с семьей С. Т. Аксакова , вместе с актером М. С. Щепкиным навещает в Москве Гоголя, интересуется вопросами драматургии и осуществляет постановку в Пе­тербурге первых своих комедий. В эти же годы появляется в «Современнике» рассказ Тургенева. «Три встречи».

В июле 1856 Иван Сергеевич уезжает за границу и живет там почти постоянно, лишь иногда летом посещая Петербург и Спасское. Он видится в Лон­доне с Герценом и посылает ему свои материалы для печатания; знакомится в Англии с Теккереем и Маколеем, а в Риме - с художником А. Ивановым.

До 1860 Тургенев печатается в «Современнике» («Рудин», «Дворянское гнездо») и ста­новится всемирно известным писателем. Его заслуги признаны русским обществом.

В 1859 он избирается действительным членом Общества любителей россий­ской словесности, а также членом коми­тета Литературного фонда. Порвав с демократическим журналом «Современник» (1860), Тургенев начинает печатать свои произ­ведения в либеральных журналах- «Русском вестнике», «Библиотеке для чтения», «Эпохе». Переписка с редакцией «Коло­кола», встречи с Герценом в Лондоне, материальная помощь осужденному пра­вительством Бакунину - все это не мог­ло пройти для писателя бесследно.

В 1863 его вызывают из-за границы в сенат по «делу 32-х», однако Иван Сергеевич, вместо того чтобы ехать, посылает в Петербург свои письменные показания по этому делу и пишет письмо Александру II, в котором уверяет царя в своей политической благонадежности. По этому поводу в «Колоколе» появляется заметка Герцена, резко осуждающая вер­ноподданническое письмо Тургенева. Не удовлет­ворившись письменными показаниями Тургенева, сенат добивается в январе 1864 его личной явки. После объяснений сенат снимает с Тургенева обвинение по «делу 32-х» и разре­шает ему выезд за границу. С этого вре­мени писатель больше живет за границей (Баден-Баден, Париж), изредка приезжая в Россию.

В 60-70-х гг. связи с различными об­щественными деятелями и публицистами, с видными представителями литературы и искусства расширяются: так, в связи с выходом в свет романа «Дым» Иван Сергеевич знако­мится с Д. И. Писаревым и вступает с ним в переписку.

В 1872 в Париже встречается с бежавшим из царской ссылки П. Л. Лавровым, работы которого изучает для написания своего романа «Новь» . В Петербурге писатель часто видится с народником Германом Лопатиным, судь­ба которого очень интересовала писа­теля. В эти же годы начинается сближе­ние его с крупнейшими французскими писателями: Г. Флобером, Э. Золя, А. Доде, Э. Гонкуром, в кружке которых русский писатель по праву считался метром. За границей Тургенев неустанно пропа­гандирует идеи русской литературы. Ког­да в Париже его посещают русские писа­тели Салтыков-Щедрин, Гл. Успенский , А. Ф. Писемский , писатель вместе с ними и с П. Виардо организует ряд литератур­ных выступлений в пользу русской чи­тальни Парижа. Салтыкова-Щедрина он знакомит с Золя и Флобером.

В 1877 не без уча­стия Тургенева в Париже организуется Общество вспомоществования русским художникам, в состав которого вошли М. Антокольский, Боголюбов, сам Иван Сергеевич и другие. Колоссальная деятельность Тургенева в области литературы, науки и искусства была по праву оценена во Франции и в Англии.

В 1878 он избирается вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже.

В 1879 Оксфорд­ский университет присваивает ему степень док­тора обычного права. Не менее актив­ную общественную и культурно-просветительскую деятельность развивает Тургенев в по­следние годы своей жизни в России. Он часто выступает перед московскими студентами, в Петербурге в пользу Ли­тературного фонда читает вместе с зна­менитой артисткой М. Г. Савиной сцены из своей комедии «Провинциалка», нако­нец, встречается с кружком молодых писа­телей-народников (Наумов, Г. Успен­ский, Златовратский и другими.).

7 июня 1880 Иван Сергеевич Тургенев на заседании Общества любителей российской словесности произносит свою великолепную «Речь о Пушкине» .

Лето 1881 было последним, которое Тургенев провел в своем родном Спасском-Лутовинове. Его навещали здесь друзья: Я. По­лонский , Д. Григорович , М. Савина, Л. Толстой, Е. Гаршин (брат писателя Всеволода Гаршина). Осенью Тургенев Иван Сергеевич уехал за границу, где и скончался.

Творчество Тургенева можно разделить на шесть периодов:

1) с 1834 по 1848,

2) с 1848 по 1859,

3) с 1859 по 1862,

4) с 1862 по 1869,

5) с 1869 по 1877,

6) с 1877 по 1883.

С 1834-48 - первый период творчества писателя характеризуется постепенным переходом от романтизма к реализму, пре­одолением подражательности и выработ­кой собственной художественной манеры. К этому периоду относятся стихотворения:

«Вечер» ,

«К Венере Медицейской» ,

«Русский» ,

«Я всходил на холм зеленый» ,

«Дай мне руку» и другие,

«Стено» (1834, опубл. в 1913),

«Параша» (1843),

«Поп» (1844, опубл. в 1917),

«Разговор» (1845),

«По­мещик» (1845, 1846),

а также повести и рассказы:

«Андрей Колосов» (1844),

«Три портрета» (1846),

«Бреттер» (1847),

«Петушков» (1848) и другие.

Романтическая лирика Ивана Сергеевича (ряд стихотворений, опубли­кованных в конце 30-х гг. в «Современ­нике» П. А. Плетнева) и романтические поэмы не отличались оригинальностью и не имели большого значения для раз­вития творчества писателя.

В своей пер­вой, подражательной «драматической поэ­ме» «Стено» Тургенев отдал дань модному в 30-е гг. увлечению романтизмом. Со­временная критика отметила подража­тельность, слабость поэмы «Стено». П. А. Плетнев писал о том, что в поэме «все преувеличено, неверно, незрело... И если есть что-нибудь порядочное, то разве некоторые частности...».

В роман­тической манере, в форме диалога между стариком-пустынником и молодым чело­веком написана поэма Тургенева «Разговор». Она уже затрагивала проблему, которой посвящены и первые романы писателя,- пробле­му рефлексии и простоты, разочарован­ности и беспомощности молодого поколе­ния перед жизнью. Поэмой «Разговор» Тургенев говорил русскому обществу: если у прежнего поколения была какая-то вера в жизнь, в земные радости, в перс­пективы, в торжество труда и правды на земле, то молодое поколение пасует перед жизнью, склоняется перед неправдой и ко­рыстью, царствующими в мире, чувствует себя преждевременно состарившимся. Эту главную мысль поэмы прекрасно понял Белинский, который к этому времени, уже сблизился с Тургеневым и ценил его как умно­го, проницательного художника слова.

Поэма «Поп» явно перекликается с лер­монтовской поэмой «Сашка», а повести «Бреттер» и «Три портрета» напоминают лермонтовское повествование о дуэлянтах. Пушкинско-лермонтовская традиция чувствуется и в поэме «Параша» - произведении реалистического плана. Эпиграф поэмы взят из лермонтовской «Думы». Строфика «Параши» почти совпадает со строфикой «Сказки для детей». Однако образы поэмы «Параша», основные сю­жетные ситуации и конфликты, непринужденная манера повествования, боль­шое число лирических отступлений, уме­лое использование разговорной лекси­ки - все это свидетельствует о влиянии Пушкина. В статье о поэме «Параша» Белинский писал: «Вся поэма проникнута таким строгим единством мысли, тона, коло­рита, так выдержана, что обличает в авторе не только творческий талант, но и зрелость и силу таланта, умеющего владеть своим предметом». (Полн. собр. соч., т. VII, М., 1955, с. 79).

В 40-х гг. когда в русской литературе уже сформировалась во главе с Гоголем и Белинским «натуральная школа», сделавшая главным героем своих произведений обыкновенного человека и подвергнувшая резкому сатирическому разоблачению представителей высшего дворянства и чиновничества, Тургенев пишет поэму «Помещик» (1845, опубликована в 1846) и повесть «Петушков» (1848), в которых дает яркие портретные зарисовки про­винциального и столичного дворянства, по-гоголевски высмеивает «любезных ма­менек в чепчиках огромных», болтливых, как «трещотки», провинциальных девиц, а также тупых и ограниченных самоду­ров, бесцеремонно распекающих своих подчиненных. Эти произведения близки к жанру физиологического очерка.

Раз­вивая лучшие традиции классиков 1-й половины XIX века -Иван Сергеевич в то же время совершенство­вал свое художественное мастерство и примерно в середине 40-х гг. нашел свою тему и стал вырабатывать собственную манеру повествования. Пи­сателя стали волновать проблемы, кото­рыми жила вся прогрессивная Россия 40-х гг.

Во-первых, проблема жизни русского крестьянства, во-вторых, проб­лема положительного героя эпохи в среде русской дворянской интеллигенции. Раз­решение первой проблемы привело к созданию такого значительного произ­ведения, как «Записки охотника».

Вторая проблема определила в творчестве Турге­нева так называемую «рудинскую линию» и послужила благодатным материалом для его будущих романов - «Рудин» и «Дво­рянское гнездо», которые явились верши­нами второго периода творчества Тургенева И.С.

Период с1848-59. В первом номере журнала «Современник» за 1847 был напечатан очерк Толстого «Хорь и Калиныч» , который получил высокую оценку Белинского. Критик указывал, что в очерке ярко нарисованы типы рус­ских крестьян, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Успех очерка «Хорь и Калиныч» окрылил Тургенева. Вскоре в «Совре­меннике» появился ряд других очерков, в которых автор с большим мастерством раскрыл различные стороны провинци­ального быта, познакомил читателей с жизнью людей различных состояний и званий.

Всего в «Современнике» за 1847-51 был напечатан 21 очерк. Приба­вив к ним очерк «Два помещика» и разде­лив весь цикл на две части (по 11 очерков в каждом), Тургенев выпустил в 1852 отдельное издание «Записок охотника».

В 1860 в 1-м томе Сочинений, изданных Н.А. Основ­ским, «Записки охотника» пополнились еще двумя очерками: «О соловьях» и «Поездка в Полесье» . В последующих изданиях сочинений (1865 и 1869) Тургенев исключил эти два очерка из «За­писок охотника».

В 1872 он напечатал в № 11 «Вестника Европы» - «Конец Чертопханова», «Стучит!» и в сборнике «Складчи­на» - «Живые мощи» . Эти три очерка были включены Тургеневым в отдельное издание «Запи­сок охотника» 1880, ставшее канониче­ским и включающее в себя 25 очерков.

«Записки охотника» - одно из крупней­ших произведений русской литературы XIX века, которое по достоинству может быть названо художественной летописью русской народной жизни. Основная тема их - взаимоотношения крестьян и помещиков при крепостном праве. Иван Сергеевич сосре­доточил основное внимание в них на темах вопиющей социальной несправедливости в отношениях помещиков к крестьянам и поруганного человеческого достоинства русского мужика. Нетрудно заметить, что с наибольшей социальной остротой эти темы раскрываются в очерках, кото­рые были написаны до 1848, то есть до смер­ти Белинского. К ним относятся такие очерки, как «Ермолай и мельничиха» ,

Однодворец Овсяников» ,

«Бурмистр» ,

«Контора» ,

«Малиновая вода» и другие.

Большинство из них создавались в 1847, в пору наибольшего идейного сближения писателя с Белинским. В своих воспоминаниях Тургенев так определяет главную идею «Записок охотника»: «Я не мог дышать одним возду­хом, оставаться рядом с тем, что я возне­навидел; для этого у меня, вероятно, недоставало надлежащей выдержки, твер­дости характера. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до кон­ца - с чем я поклялся никогда не при­мириться» (Собр. соч., т. 10, с. 261). Писа­тель выполнил эту клятву. Разоблачая отрицательные качества помещиков, он показывает, как их жестокость и черст­вость проявляются даже в тех случаях, когда они не являются непосредственными виновниками трагедии своих крепостных. Так, для помещика Зверкова трагическая судьба горничной Арины, погубленной из-за прихоти барыни-самодурки,- всего лишь «маленький анекдотец» («Малиновая вода»).

Во многих очерках («Певцы», «Сви­дание», «Бежин луг» и других) Тургенев показал те огромные душевные силы, которые были заложены в русском народе. Однако писатель не только поэтизировал крестьян, но и запечатлел различные возможные в те годы формы протеста против помещи­ков («Бирюк», «Бурмистр» ).

В «Записках охотника» Иван Сергеевич выступил как непревзойден­ный мастер русского пейзажа. Особенно поэтичны в «Записках охотника» лириче­ски окрашенные летние пейзажи: июль­ское утро с росистой, побелевшей травой и воздухом, напоенным свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки («Лес и степь»); вечерний лес, преображающийся под лучами заходящего солнца, знойный полдень с его неповторимой тишиной и, наконец, незабываемые ночные краски, шорохи и запахи. Пейзаж у Тургенева динамичен и соотносится с субъективным состоянием автора и его героев. Читатели и револю­ционно-демократическая критика вос­торженно встретили «Записки охотника». О том огромном впечатлении, которое произвели на них очерки Тургенева, писали Белинский и Герцен, Некрасов и Гончаров, Короленко и Л. Толстой. Зато в прави­тельственных кругах «Записки охотника» вызвали резкое осуждение. Было прове­дено специальное следствие по поводу того, как цензура могла пропустить такое антикрепостническое издание. Цензор, до­пустивший выход в свет «Записок охот­ника», был отстранен от должности по распоряжению Николая I. Сам писатель также не избежал наказания. В том же 1852, когда вышло отдельное издание «Записок охотника», Иван Сергеевич был арестован и затем отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где про­вел около двух лет. Поводом к этому по­служил некролог, написанный Тургеневым в связи со смертью Гоголя. Но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки - «Записки охотника».

К «Запискам охотника» по тематике примыкает рассказ «Муму» , который был написан во время ссылки в конце апре­ля - первой половины мая 1852 и опубликован в «Современнике» (1854, № 3) после двух лет цензурных мытарств. В основу рас­сказа положена подлинная история не­мого Андрея - крепостного матери Тургенева, Варвары Петровны, которого она взяла в качестве дворника с собой в Москву.

В 40- 50-х гг. Иван Сергеевич Тургенев написал ряд пьес,

«Безденежье» ,

«Завтрак у предводителя» ,

«Нахлебник» ,

«Холос­тяк» ,

«Провинциалка»

«Где тонко, там и рвется» ,

«Месяц в деревне» .

Одной из актуальных тем русской ли­тературы в середины XIX века стала тема положительного героя. Тургенев искал такого героя в среде дворянской интеллигенции. В очерке

«Гамлет Щигровского уезда» ,

«Дневнике лишнего человека» ,

в повестях

«Затишье» (1854),

«Фауст» (1856),

«Ася» (1858),

в романах

«Рудин» ,

«Дворянское гнездо» писатель доказывает, что русская действительность тех лет, когда, по выра­жению Горького, «замкнуты были уста народа, связаны крылья души», не пред­ставляла благоприятной почвы для рас­цвета личности, для раскрытия и приме­нения ее богатейших возможностей. В по­вестях и романах 40-50-х гг. о положи­тельном герое-дворянине Тургенев запечатлел существовавший тогда разлад высокораз­витой, одаренной, но лишенной нужных волевых качеств личности с социальными условиями эпохи. Иван Сергеевич художественно убе­дил читателя в том, что этот разлад был причиной появления так называемых «лишних лю­дей».

К разновидности «лишнего челове­ка», «умной ненужности» относится и герой повести «Ася», от имени которого ве­дется рассказ, и болезненно воспринимаю­щий мир Чулкатурин в «Дневнике лиш­него человека» , и слабовольный Рудин в одноименном романе, и, наконец, Лаврецкий в «Дворянском гнезде». Прототи­пом главного героя романа «Рудин» Тургенев взял радикального западника Михаила Бакунина. Однако характер Рудина сле­дует рассматривать, во-первых, в связи с идейной борьбой эпохи, как отражение жизненных противоречий той поры и, во-вторых, не сводить типический образ Рудина только к его прототипу - Баку­нину. Рудин, как и всякий тип, значи­тельно шире своего прототипа; Рудин - типический интеллигент 40-х гг. Как ти­пический герой он противоречив. С одной стороны, Рудин умен, талантлив, благо­роден, в нем не угас огонь любви к исти­не, он умеет зажечь этот огонь в Наталье, Басистове. Он с колоссальным увлечением и энтузиазмом говорит о высоком призва­нии человека, о значении науки и просве­щения, о будущности своего народа, кри­тикует бесплодный скептицизм, малодушие и лень, вдохновенно любит музыку, поэ­зию, красоту, готов всегда жертвовать своими личными выгодами, обладает уди­вительной способностью схватывать в лю­бой проблеме основное, освещать его мыслью. Все эти личные достоинства Ру­дина заметно отличают его от других пред­ставителей провинциального дворянского общества (Пандалевского, Пигасова, Дарьи Михайловны Ласунской). Но в Рудине есть и отрицательные черты, возник­шие в результате отвлеченного воспита­ния в дворянской семье, в кружке Покорского (Станкевича), сыгравшем большую роль в духовном развитии интеллигентов-дворян 30-40-х гг. Рудин получил широкое, но отвлеченное образование, он оказался не готовым к практической дея­тельности. Он был способен глубоко ду­мать, горячо спорить, но не умел ничего делать, и это его качество представлено Тургенев как исторически обусловленная черта дво­рянской молодежи 30-40-х гг. Писатель объяс­няет это не столько личными качествами Рудина, сколько условиями русской дей­ствительности того времени, весьма благоприятными для различных Чичиковых и Хлестаковых, для процветания общественного молчалинства, но тягостными и не­выносимыми для подлинно благородного человека.

Еще более характерным итогом поис­ков положительного героя в среде дво­рянства является роман «Дворянское гнездо» . В этом романе Иван Сергеевич, несмотря на свои глубокие симпатии к дворянству, ос­тался верным жизненной правде и привел своего главного героя Лаврецкого в финале к полному крушению и в личной жизни, и в социальном плане. Лаврецкий, один из передовых представителей дворянства, остро ощутил кризис и бесперспективность своего класса, понял, что торжество дворянства неизбежно уходит в прошлое, и не пытался создавать радужные прогнозы на будущее. Такое раскрытие образа Лав­рецкого свидетельствует о победе вели­кого художника-реалиста. Центральная проблема романа - столкновение лич­ного счастья и долга - в этическом плане раскрывается на истории взаимоотноше­ний Лаврецкого и Лизы Калитиной. Эта история и является основным сюжетным стержнем «Дворянского гнезда». Герой романа Федор Лаврецкий склонился пе­ред долгом. Он, проповедующий Лизе пра­во на личное счастье вопреки долгу, заго­ворил в конце романа о смирении, покор­ности и долге. Тургенев подходит к обобщению, что, сколько бы человек ни стремился к личному счастью, он не достигнет его, ибо препятствует этому неумолимый долг. Человек должен смириться с тем, что личное счастье невозможно. Писатель ут­верждает, что человек не имеет права на личное счастье, а потому надо раз и на­всегда побороть свое стремление к нему и надеть на себя тяжелые вериги долга. В свете статьи Чернышевского об «Асе» и статей Добролюбова следует рассмат­ривать и финал «Дворянского гнезда». Лаврецкий высказывает такие грустные мысли в конце романа не только потому, что он переживает большое личное горе. Он, как один из наиболее передовых представителей дворянства, очень остро ощу­щал бесперспективность своего класса, невозможность каких-либо настоящих преобразований для изменения жизни это­го класса, что и выразил в крахе иллюзий Лаврецкого. Тургенев романом «Дворянское гнез­до» как бы подвел итог второму периоду своего творчества, периоду, ознаменовав­шемуся поисками положительного героя в среде дворянства, вскрыл слабые сто­роны «лишних людей» 40-х гг. и подчерк­нул их историческую бесперспективность. Стремление Тургенева показать человека энер­гичного, цельного, человека дела привело писателя к изучению противоположного ему социального лагеря - лагеря разно­чинцев-демократов. Несмотря на то, что идейно Тургенев все более расходился с демокра­тами и даже перестал сотрудничать в «Современнике», как художник он не мог пройти мимо нового героя, который в 60-е гг. уже сформировался в среде идейных противников писателя.

Третий, наиболее важный период твор­чества Тургенева Ивана Сергеевича (1859-62) почти совпадает с пе­риодом революционной ситуации в Рос­сии и знаменуется появлением двух круп­ных романов -

«Отцы и дети» (1861, опубликован в 1862), в которых показан новый положительный герой эпохи - разночинец-де­мократ. Под влиянием освободительной, демократической тенденции, ярко выра­женной в публицистике Чернышевского и Добролюбова, Писарева и Салтыкова- Щедрина, Тургенев разочаровывается в перспек­тивности любимых им некогда героев - представителей либерального дворянства и ищет нового героя в лагере своих поли­тических противников.

К моменту появления романа «Накануне» Иван Сергеевич фактически уже разошелся с революционными демократами по ряду философских, поли­тических и эстетических вопросов. В то время когда революционные демократы видели крепостнический характер готовя­щейся реформы, либерал Тургенев возлагал на нее большие надежды и считал ее якорем спасения для крестьянства. Болгарин Ин­саров - это уже человек дела, а не слова. Писатель изобразил его волевым, целеустремленным, борющимся за освобожде­ние родины от турецкого владычества, за объединение всех сил страны против внеш­него врага.

Следующий свой роман «Отцы и дети» - роман, о котором существовали и сейчас еще существуют прямо противоположные мнения и в отношении которого до сих пор нет единой точки зрения. Этот роман Тургенев посвя­щает образу русского разночинца, демо­крата 60-х годов. В нём Тургенев отразил некоторые существенные черты револю­ционно-демократического движения 60-х гг. То обстоятельство, что либерал Тургенев сде­лал главным героем романа демократа Базарова, не дает повода к обвинению его в намерении оклеветать, опошлить демо­кратическую молодежь 60-х годов. Подобные обвинения, возводимые на Тургенева не­которыми современными ему критиками, а также позд­нейшими исследователями, базируются на ложном, вульгарно-социологическом, «вечном» прикреплении художника к клас­су, на утверждении, что писатель в любом художественном образе якобы воспроиз­водит только свою собственную классовую сущность, а потому не в состоянии прав­диво отразить сущность классово противо­положного ему героя. В творческий замы­сел писателя, как это видно из ряда писем, вхо­дило дать критику дряблости и ограниченности русского либерализма 60-х гг., несмотря на то, что это противоречило классовым симпатиям автора. В философ­ских взглядах Базарова отразился слож­ный синтез материализма Чернышевско­го - Добролюбова и вульгарного материа­лизма. В политических взглядах Базарова обнаруживаются и революционные черты, присущие лидерам демократического дви­жения 60-х гг., отрицание некоторых об­щественных устоев (аристократизм, прин­ципы, парламентаризм, адвокатура), рез­кая критика либерализма, ненависть к фе­одалам - «барчукам проклятым», нако­нец, стремление «место расчистить» для будущего. Тургенев не пытался скрыть или иска­зить факт революционности представите­лей молодого поколения. Он показал его так, как видел и понимал. Классовая ограниченность писателя сказалась в том, что не революционный путь, а реформизм он считал перспективным и единственно правильным и приемлемым путем для России. Подлинный демократизм База­рова, как типичного шестидесятника, заключался в смелой критике народных заблуждений, суеверий и предрассудков, рабской покорности народа, его забитости, невежества, пассивности и долготерпения. Естественнонаучные взгляды Базарова не плод досужего авторского вымысла, а обобщение конкретных жизненных фак­тов. Во взглядах на искусство Базаров лишь час­тично перекликается с Чернышевским и Добролюбовым, утверждая подчинение ис­кусства высокому гражданскому долгу, отрицая «чистое искусство», прикрывающее социальную несправедливость и сгла­живающее классовые противоречия. В целом же эстетические взгляды Базарова преисполнены крайностей и заблуждений, присущих некоторым радикальным разно­чинцам. В том, что Иван Сергеевич, нарисовав типичный образ разночинца- демократа 60-х гг. в коллизиях первой половины романа, развенчивает его не в общественной борьбе, не в столкнове­ниях различных классовых групп, а с по­мощью такого старого и испытанного ав­тором средства, как любовная интрига, романтическая любовь к женщине, и рас­пространяет действие этого средства на общественную практику героя, сказалась слабость писателя, его классовая тенден­циозность. В романе «Отцы и дети» разоб­лачается беспочвенное фразерство либе­ральных дворян Кирсановых. Особенно резкой критике писатель подвергает прин­ципы консервативного либерализма: аристократизм на английский манер и самое откровенное низкопоклонство перед западной буржуазной культурой. «Отцы и дети» были высшей точкой реа­лизма Тургенева. После 1862, когда в России все более и более усиливается реакция, писатель заявляет об умеренности своих либераль­ных взглядов и чуть ли не раскаивается в своих симпатиях к демократическому лагерю. Писатель вступает в полосу идей­ного кризиса. Этот кризис нашел наиболее яркое отражение в повестях

«Довольно» ,

«Призраки»

в романе «Дым» (1867) и определил собой границы четвер­того периода творчества писателя (1862- 1869).

В эти годы Тургенев Иван Сергеевич стремится уйти от общественной борьбы в мир искусства, он даже обращается к пессимистической философии Шопенгауэра.

Роман «Дым» возник из полемики писателя с революционной эмиграцией в 60-х гг. и свидетельствовал об изменении взглядов писателя на рус­скую прогрессивную молодежь, лучшие представители которой в те годы учились в Гейдельберге. В романе «Дым» подвер­гается резкой критике кружок Губарева (Огарева), все члены которого изобража­ются в карикатурном свете. Такое изобра­жение молодежи и явилось основной при­чиной отрицательного отношения про­грессивной критики к «Дыму». Однако в этом романе Тургенев не ограничился критикой кружка Губарева; эти сцены, названные им «гейдельбергскими арабесками», не заслонили перед писателем всей картины жизни. Как великий реалист, Тургенев с неменьшей силой критикует в романе реакционный лагерь, то есть лагерь баденских генералов во главе с Ратмировым. Прогрес­сивную критику тех лет не удовлетворил ни главный герой Литвинов, скептически называющий «все русское» дымом и па­ром, ни закоренелый западник Потугин. Не случайно А. И. Герцен направил ос­новной удар своей критики именно на Потугина.

С 1869-70 в русской жизни отмечается начало нового общественного подъема, что не могло не отразиться и на творчестве писателя.

С этого времени начинается пятый пе­риод творчества Тургенева (1869-77). Высшей точкой этого периода был напи­санный в 1876 роман «Новь» (опубликованный в 1877). В нем писатель резко разоблачает реакционное и либеральное дворянство в образах Сипягина и Калломейцева, по­казывает его полную несостоятельность перед новыми жизненными запросами. Иван Сергеевич ясно видит и новую силу, появившуюся на общественной арене,- народничество, он старается изучить ее во всех разновид­ностях - от мирной пропаганды до про­поведи террора. В романе «Новь» Тургенев запе­чатлел в образах Маркелова, Нежданова, Марианны различные группы и настрое­ния народников конца 60-х и 1-й половины 70-х гг. Подвергнув критике программу и тактику различных групп народничест­ва, Писатель отдает свои симпатии Соломину - демократу, тяготеющему к буржуазному постепеновству. Влияние «трезвого и ак­куратного» Соломина на Марианну Тургенев трактует как победу постепеновской, куль­турно-просветительской тактики борьбы над революционной, народнической. Не случайно в августе 1876, объясняя слова эпиграфа романа относительно того, что новь надо поднимать не «поверхностно скользящей сохой», а «глубоко забираю­щим плугом», Тургенев писал редактору «Вест­ника Европы» М. М. Стасюлевичу: «Плуг в моем эпиграфе не значит революция - а просвещение». Плугом писателю каза­лась длительная, повседневная работа именно таких постепеновцев «снизу», как Соломин.

Роман «Новь» был единодушно осужден почти всеми органами печати: народники не могли признать путь тургеневского Соломина правильным, и были недоволь­ны изображением Нежданова и Марке­лова в романе. Либералы обиделись на Ивана Сергеевича за сатирическое изображение Сипягина и Калломейцева. Реакционеры критико­вали его за выбор революционной темы, со всей силой прозвучавшей одновременно с «процессом 50-ти». Тургенев признал оконча­тельный провал романа и даже решил совсем сойти со сцены как писатель. Он, действительно, после «Нови» не написал ни одного романа.

С конца 70-х гг. писатель создает ряд повестей -

«Клара Милич» ,

«Песнь торжествующей любви» ,

«Стихотворения в прозе» .

Конец 70-х гг. обычно и дати­руется последний период творчества Тур­генева (1877-83), прошедший под знаком поисков новых художественных средств для выражения серьезных философских раздумий писателя о смысле жизни, о мо­ральных и эстетических категориях. В творчестве Ивана Сергеевича появляется ряд фантастических произведений («Песнь торжествую­щей любви» и другие), а также многочислен­ных лирических миниатюр, окрашенных горестными раздумьями писателя.

Нема­лую роль в появлении таких произведе­ний сыграло и тяжелое состояние здоровья Тургенева И.С. в последние годы его жизни. И все же, несмотря на это, ряд стихотво­рений в прозе преисполнен веры писателя в жизнь, большой и горячей любви к сво­ему народу, к его борьбе за светлые идеа­лы, к его языку. Среди стихотворений в прозе есть много оптимистических, жизнеутверждающих, насыщенных граж­данским пафосом и призывающих к под­линной гуманности. Таковы, например, стихотворения

«У-а... у...а» ,

«Порог» ,

«Мы еще повоюем!» ,

«Памяти Ю. П. Вревской» и другие.

Иван Сергеевич глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного. Вот почему писатель имел закон­ное право произнести пламенные слова, преисполненные великой национальной гордости: «Во дни сомнений, во дни тя­гостных раздумий о судьбах моей роди­ны - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свобод­ный русский язык! ...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

Умер – , Буживаль, близ Парижа; похоронен в Пе­тербурге.