Алексей венецианов на жатве летом. Описание картины Венецианова "На пашне

«Название картины менялось со временем: «Женщина, боронящая поле», затем – «Крестьянка в поле, ведущая лошадей», после того – «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих картин серии «Времена года», в которую было включено и полотно «На пашне. Весна».

Особую любовь художник вложил в написание пейзажа. В истории русской живописи это первый пейзаж русской природы, до этого живописцы изображали только заграничные виды, русская земля считалась недостойной кисти и красок . Венецианов первый открыл ее неповторимую красоту.

На картине Венецианова движения крестьянки, ведущей лошадей, плавны и изящны. Она в своем сарафане, напоминающем античную тунику, похожа на богиню цветов Флору, шествующую босой по своему царству. Повсюду в картине разлита торжественная тишина.

“На пашне. Весна” Алексей Венецианов

Шедевр: «На пашне. Весна»

Дата написания: первая половина 1820-х годов

Размер полотна: 51,2 х 65,5 см

Постоянно экспонируется: Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок , 10, зал 14


Венецианов. “Автопортрет” 1811 год. Оригинал и авторская копия находятся в Русском музее (Санкт-Петербург) и Третьяковской галерее (Москва)

Алексей Венецианов. Жизнь художника и трагический конец

Род Венециановых происходил из Греции. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730-1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы .

Художник родился в 1780 году в Москве. Отец его был Гаврила Юрьевич, мать – Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья Алексея Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины.

С 27 лет Алексей Венецианов служил землемером при лесном департаменте, параллельно он учился живописи сначала самостоятельно, затем у знаменитого мастера портрета Владимира Боровиковского.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797 (Третьяковская галерея)

В 1811 году Венецианов, не смотря на свою работу чиновником, получил звание академика живописи! Устав от раздвоенности жизни, когда ему приходилось работать чиновником и урывками заниматься любимой живописью он к сорока годам решил закончить карьеру чиновника и уехать из столичного Петербурга в Тверскую губернию, где он поселился с семьей будучи помещиком.

Итак, с 1819 года Венецианов жил в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же осуществил свою давнюю мечту – организовал собственную художественную школу, принципы преподавания которой не признавались Академией художеств в Петербурге (не смотря на статус академика у Венецианова). В данной школе прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал великий поэт и приближенный к царской семье Василий Андреевич Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.


Венецианов жил и был похоронен в нынешнем Удомельском районе Тверской области , расположенном в северной части губернии

В 1829 году, в царствие императора Николая I, Венецианов получил звание придворного живописца.

В своей деревне Сафонково Венецианов построил больницу, содержал доктора, устроил школу для крестьянских детей . Впоследствии добился, что самый бедный его мужик имел две лошади и по четыре-шесть голов рогатого скота , небывалая роскошь для крестьян того времени. Порой ему казалась, что взятая на себя обязанность непосильна, и тогда он писал родным: « Обязанности помещика очень тяжелы, ежели их выполнять по законам гражданским и церковным».

Жизнь его оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года, художнику было 67 лет.

Несчастный случай произошел в селе Поддубье Тверской губернии. Похоронен художник на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области. Могила его сохранилась.

“На жатве. Лето”. Алексей Венецианов. Середина 1820-х. Третьяковская галерея

Крестьянская серия “Времена года” Венецианова

Вместе с двумя другими произведениями, написанными в середине 1820-х годов, «На жатве. Лето» (Третьяковская галерея) и «Сенокос» (Третьяковская галерея), картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом.
В Сафонкове для художника были огромные возможности творить, сама природа способствовала тому. Венецианов взялся за картину «На пашне. Весна», будучи классиком и романтиком одновременно, сделал Весну крестьянской женщиной . Стройная, с пропорциями античной богини, одетая в нарядный сарафан и кокошник, она ведет коней по вспаханному полю. Это причащение человека к вечности через слияние с миром природы.


“Сенокос” Алексей Венецианов. Середина 1820-х, Третьяковская галерея

Венецианов выбирает простые мотивы, в его картинах почти нет действия, ему интересен не быт, а бытие. Крестьянский труд для художника – нечто исконное, вечное, повторяющееся, схожее со сменой времен года.

“На пашне. Весна”

Картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом и написанных в период его жизни в Тверской губернии. Начиная с 1840-х годов, в течение нескольких десятилетий история данного полотна не прослеживается. Известно достоверно, что картина “На пашне. Весна” была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым не позднее 1893 года.


Центральным образом является статная фигура нарядно одетой матери-крестьянки, которая босиком ведёт двух лошадей и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Фигура женщины изображена в увеличенном масштабе. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника. В обычной крестьянской сцене художник видит непреходящую красоту древней идиллии.

Критика того времени оценила искусство мастера: “Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему – и совершенно успел в этом “.


Центральный фрагмент “На пашне. Весна” Венецианова

Женщина с лошадьми на этом поле не одна. В левой части картины еще одна пара лошадей направляется в глубину пространства, ведомая крестьянкой. На самом горизонте, исчезает вдали третья такая же группа. Женщины и кони движутся по образованному ими кругу, по бурой земле, под невысоким небом.

Некоторые критики упрекали Венецианова за чересчур нарядную одежду работающей в поле крестьянки. Это, однако, не было «выдумкой» художника - следует помнить о том, что первый день пахоты с древнейших времён считался у русских крестьян праздником, так что в этот день они надевали свои лучшие одежды .

О картине “На пашне. Весна” в поэзии

Иван Есауленков

Прозрачны краски небольшого полотна,
Где ощущает зритель утро года.
По свежей пашне босиком идёт Весна –
И чутко просыпается природа!

Легко плывут в небесной выси облака,
И в воздухе тумана дымка тает.
А поступь женщины божественно легка –
Она парит как будто, не шагает .

Улыбка матери воздушна и нежна,
Обращена к прекрасному ребёнку;
Его фигурка с краю поля нам видна –
Среди цветов сидит он в рубашонке.

И тишина по всей картине разлита,
И полуфантастична героиня:
Непреходяща у крестьянки красота,
Что кажется античною богиней!

Левей её другая женщина идёт,
И третья возле пня коней уводит
Вглубь полотна, свершая тем круговорот –
Божественное таинство Природы!..

Сюжет

По полю идет нарядно одетая крестьянка, она ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Круговое движение продолжает женщина, изображенная слева на втором плане, а замыкает — третья фигура справа на линии горизонта.

Это не портрет и даже не о крестьянской жизни картина. Это аллегория весны. Женщина — богиня цветения Флора. Как она ступает! Словно, не по земле идет, а летит. Фигура ее рядом с лошадьми кажется непропорционально крупной, величественной.

В лице крестьянки, крошечном на маленьком холсте, не отыскать следов индивидуальной характеристики. Венецианов вообще редко углублялся в психологию своих героев. Его больше занимало другое: всем строем полотна вызвать сопереживание зрителей.

Венецианов сочетал на полотнах крестьянский быт и античные сюжеты

Ребенок — это Амур, аллегория начала жизни. Эту тему поддерживают и тонкие деревца, пробивающиеся рядом с сухим пнем.

Венецианов писал не быт, а бытие. В пахоте видел не повседневную рутину, а непреходящую красоту древней идиллии, вечного круговорота жизни: смена времен года, рождение и увядание. Именно за это идиллическое настроение и аллегорическую насыщенность в сочетании с русскими мотивами и любил Венецианова Александр I.

Видятся цитаты Боттичелли. Сложно утверждать, что его « » вдохновляла Венецианова, но общее настроение и посыл очень близки.

«Весна» Боттичелли, 1482

Много времени потратил Венецианов, чтобы выписать небо (которое занимает большую часть полотна) с постоянно меняющимся рисунком облаков. Он стремился передать широту просторов, бесконечность, необъятность земли.

Контекст

Венецианов почти никогда не подписывал свои полотна. Поэтому нельзя точно сказать, когда написана картина. Версии разных искусствоведов датируют ее от 1810-х до 1830-х.

Современное название тоже появилось не сразу. Но именно оно отражает ту идею, которую хотел передать художник — аллегорию обновления жизни, вечного круговорота.

Венецианов редко углублялся в психологию своих героев

«На пашне. Весна» считается частью триптиха о крестьянском труде. Далее сюжетно следуют полотна «На жатве. Лето» и осенний «Сенокос». Все они были написаны под впечатлением от увиденного в Тверской губернии, где Венецианов жил довольно долго.


«На жатве. Лето»

Каждая из работ — это обобщённый образ русской земли. Это картины-песни, которые не столько рассказывают о быте, сколько передают эмоциональное состояние человека, неразрывно связанного с природой. Благолепие и благоденствие.

Судьба художника

И хотя Венецианов учился живописи у знаменитого портретиста Боровиковского, сам Алексей Гаврилович лицами был увлечен не особенно. Больше его волновали состояния природы, человека как ее части и мироощущение.

В Тверской губ. Венецианов организовал школу «крестьянских» живописцев

Венецианов стал художников в полном смысле этого слова только к 40 годам. До того он служил чиновником, а живопись была, скажем так, досугом. Когда выбор был сделан в пользу холста, вместе с женой и детьми Венецианов переехал в Тверскую губернию. Там же он организовал художественную школу, где за 20 лет прошли обучение более 70 человек.


«Рыбаки. Вид в Спасском». Работа одного из лучших учеников Венецианова — Григория Сороки

К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Писал Венецианов и портреты. Но по своей художественной силе они значительно уступают «крестьянским» картинам, за которые о художнике писали подобные панегирики: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для русского, но и для самого иностранного любителя художеств».

Портретист и пейзажист Алексей Гаврилович Венецианов входит в число мастеров бытового жанра. В его копилке правдивые крестьянские портреты с долей сентиментальности. Одной из самых сентиментальных, но при этом загадочных картин художника считается работа "На пашне. Весна". Этот шедевр вызывает много вопросов. Предлагаем вам описание "На пашне. Весна". Возможно, после этого вы по-новому посмотрите на знакомое полотно, увидите в нем эффекты и элементы.

Венецианов "На пашне. Весна": год создания и предпосылки

Алексей Гаврилович был выходцем из купеческой семьи. Сам он некоторое время работал землемером в лесном хозяйстве. Хитрости живописи изучал самостоятельно, а потом брал уроки у известного портретиста Владимира Боровиковского. В 40 лет он закончил карьеру чиновника и переехал из Петербурга в Тверскую губернию. С 1819 года художник с семьей обитал в деревне Сафонково Тверской губернии. Здесь он и стал развивать свой "крестьянский" стиль в живописи.

Венецианов был очень зажиточным помещиком и старался всячески облегчить жизнь крестьян. Для них он построил школу, давал возможность держать лошадей и рогатый скот. Как раз в 20-е годы XIX века и была написана картина Алексея Гавриловича Венецианова "На пашне. Весна". Вместе с ней вышел целый цикл полотен художника, связанных с трудом крестьян. В статье вы увидите фото картин: "На жатве. Лето", "Сенокос", "Гумно". Все эти шедевры находятся сегодня в Третьяковской галерее, а одна из деревень в Тверской области переименована в Венецианово. Там и похоронен знаменитый художник.

Описание картины Венецианова "На пашне. Весна"

Невозможно представить себе русскую живопись без шедевра Венецианова. На заднем плане картины виднеется распаханное весной поле. Зеленеет трава, потому что края художник оставил нетронутыми. Справа мы видим тоненькие деревья и странный скошенный пень.

На переднем плане полотна перед нами встает очень нарядная молодая крестьянка. На ней розовый сарафан и красивый кокошник. Женщина легкой и плавной походкой ведет за собой двух лошадей, тянущих борону. Крестьянка легко ступает босыми ногами, словно танцует и слегка улыбается.

Справа на переднем плане мы видим младенца. Он спокойно забавляется своими игрушками. Все, что изображено на полотне, очень красиво: пейзаж, женщина, лошади. А также наряд крестьянки, голубое небо и облака.

Значение этнографии в картине

Мы представляем себе крестьянский труд тяжелым и изнурительным. А на картине Венецианова женщина в праздничном наряде с легкостью справляется с запряженными в бороны лошадьми. Почему же женщина, занимаясь "черным трудом", идет в праздничной одежде. Где же настоящая правда жизни? Дело в том, что у крестьян первую пахоту приравнивали к празднику. Еще во времена языческих верований, чтобы задобрить богов плодородия, в деревнях устраивались гулянья.

Венецианов в этой картине не столько погрузился в этнографию и крестьянский быт, как запечатлел проявление вечного бытия. В образе крестьянки, которая гораздо выше лошадей, художник показал прекрасную, легкую, молодую весну, ступающую по земле, обновляющую природу, успокаивающую детей.

Пропорции в картине Венецианова

На картине "На пашне. Весна" Алексей Гаврилович Венецианов первым среди русских художников показал труд землепашца в виде таинства, чего-то сакрального. Большие размеры женщины на картине говорят о том, что она несет аллегорический смысл самой весны. Изображение статного и мощного тела крестьянки похоже на искусство высокой античности. Если внимательно всмотреться в полотно, то и лошади напоминают крылатых Пегасов.

Если смотреть на фото картины, то кажется, что это полотно должно быть больших размеров. На самом деле, картина не такая уж большая и особо не выделяется в коллекции Третьяковской галереи. В сравнении с ее мощным и масштабным посылом ее габариты совсем маленькие - 51 на 65 см.

Визуальные эффекты

Рассматривая картину, мы можем заметить очень интересные визуальные эффекты. Во-первых, Алексеем Гавриловичем специально занижена линия горизонта. Такой прием используют иконописцы, но Венецианов применил его и для светской живописи. Использование низкого горизонта придает монументальность и торжественность главной героине картины.

Еще одной хитростью художника является то, что на заднем плане он изобразил другую крестьянку, то есть использовал метод "зеркальности". Зрительно кажется, что это не другая женщина, а та же сделала круг и удаляется от нас далеко в будущее, подобно весне. Возможно, художник использовал такой прием для подчеркивания всего цикличного, происходящего в природе.

Связь со "Временами года"

Картину "На пашне. Весна" можно отнести к целому циклу полотен Венецианова "Времена года". На четырех из своих картин Алексей Гаврилович изобразил разные времена года, от ранней весны до поздней осени и даже зимы. Осенняя картина "Сенокос" очень долго скрывалась от публики, а зимнее время года изображалось на полотне "Пейзаж", которое бесследно исчезло. Таким образом, крестьянский труд художник воспринимает чем-то исконным, вечным, повторяющимся, похожим на смену времен года.

Важно отметить, что изначально картина "На пашне. Весна" называлась "Женщина, боронящая поле". Потом ее переименовали в "Деревенскую женщину с лошадьми". Только после создания цикла "Времена года" она окончательно обрела теперешнее название. Сегодня, глядя на полотно мастера, мы с удовольствием любуемся гармонией русских полей, весенним небом с редкими облаками, летящими за горизонт. Нас поражают изящные движения крестьянки, парящей над землей, ее красивый сарафан в виде греческой туники. Через простую крестьянскую сцену мастер передал древнюю идиллию.

Родился в семье небогатого купца. Первоначальное образование получил в художественном пансионе, а затем переехал в Петербург, где брал уроки у Боровиковского. В 1811 году он получил звание академика, а в 1819 поселился в родной деревне Сафонково Тверской губернии.

Тема крестьянства становится основной в его творчестве. Художник воспевает трудолюбие крестьян, поэзию и красоту их жизни, в этом заметно влияние романтизма на творчество художника, однако очень своеобразно. В основе классицизма лежал трезвый разум, а романтизм более тяготел к чувству. Венецианов с успехом соединял в лучших своих произведениях трезвость мысли и искреннюю взволнованность чувств. Следует сказать, что под влиянием романтизма художник в своих полотнах часто идеализировал крестьянский труд. Важной частью его картин становится пейзаж с его нежными, мягкими красками. В своих идиллических образах Венецианов ищет умиротворенности, душевной цельности и чистоты.

Около 1824 года Венецианов основал в Сафонково за свой счет школу рисования для талантливых детей крестьян, из которых вышло много прекрасных художников. Всего через школу Венецианова прошло свыше 70 молодых живописцев, из них наиюолее способными оказались Н.С.Крылов, А.В.Тыранов, А.А.Алексеев, Е.Ф.Крепдовский, А.Г.Денисов, Л.К.Плахов, С.К.Зарянко, Г.В.Сорока.

В картине царит покой и умиротворенность. Здесь нет бурных движений. Здесь все главное - люди, кони, хлеб, серп, грабли, хомуты. Это поэтическое изображение будничной сцены. Щедрое солнце льется в распил гумна. Усталая баба перематывает онучи. Мужики в глубине возятся с лошадьми. Переговариваются кучкой стоящие бабы. Особенно хорошо выписан центр картины - здесь, в широкой полосе льющегося через боковые ворота света, так ласково тепло, так сладко пахнет нагретым ржаным зерном, что отсюда не хочется уходить.

Картина с первого взгляда покоряет редкостной гармонией. Маленькая комнатка небогатого помещичьего дома залита теплым солнечным светом, который целиком заливает фигуру хозяйки. Она занята домашним хозяйством: раздает крестьянкам лен, указывая что надо делать. Одна женщина держит безмен (весы), чтобы взвесить, сколько было выдано льна. У другой в руке завязанный платок со льном, она внимательно, спокойно выслушивает указание помещицы. Чувствуется, что крестьянки нисколько не робеют перед своей хозяйкой, их отношения теплые, дружественные. От сцены веет мирным покоем летнего дня, уютом, простотой и человечностью отношений, возможных только в маленьком, как у Венецианова, именьице, где хозяева хорошо знают своих немногочисленных крестьян по именам, входят в их заботы. Художник как бы воссоздает тот непритязательный мир, который Пушкин нашел в семье Лариных:

Простая русская семья,
К гостям усердие большое,
Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лен, про скотный двор

Высокое серое небо над бесконечной равниной, чахлые кустики у воды, зеленые елочки на фоне пожелтевшей травы. Тишину, покой, бесхитростную прелесть русского пейзажа передал художник в этой трогательной картине. Время здесь, кажется, остановилось. Вместе с уснувшим пастушком тихо дремлет природа, застыла вода, ветер не шевелит травы. В картине использована изумительно нежная гамма розово-голубых, зеленых, золотистых тонов. На ствол березы падает горячая тень от головы мальчика, его темные волосы приобретают золотисто-медную окраску. Розовая даль, нежно-розовая прозрачность щеки, розовые блики на армяке мальчика. Высокое голубое небо, мягкая, нежная зелень травы, листвы…

Перед нами поле и молодая крестьянка, ведущая пару коней, запряженных в борону. Венецианову хотелось рассказать о начале полевых работ, как о радостном, долгожданном событии в крестьянской жизни. Добиваясь настроения праздничности, художник нарядил героиню в розовый сарафан и кокошник. Такая одежда усиливает поэтизированность образа крестьянки. Сарафан напоминает античное платье с высокой талией, а кокошник - диадему. Это впечатление усиливает и легкий «танцующий» шаг женщины. Героиня картины выглядит ожившей статуей богини Флоры, совершающей свое триумфальное шествие по весенней земле. Конечно, образ нарядной крестьянки идеализирован, здесь заметно влияние романтизма.

В этой картине, как и в «Спящем пастушке» все подчинено минуте великого покоя, разлитого в природе. Здесь даже облака, кажется, не плывут, а словно замерли и недвижной грядой замерли над землей. А земля погрузилась в истому последнего знойного дня ранней осени. Неподвижен густой, плотный, напоенный жаром и тончайшей хлебной пылью воздух. Во власти покоя и главная героиня картины - крестьянка, отдыхая, кормит грудью ребенка. Она повернута к нам вполуоборот, спиной, мы не видим ее лица, но зато то, что скрывает лицо, мы видим в фигуре. Чуть согбенная спина, по-крестьянски прямые, чуть угловатые плечи; трогательная, тонкая, открыто-беззащитная шея, бережно обнимающие ребенка руки… В гармонии с природой рядом с кормящей женщиной застыла в неподвижности другая женщина с ребенком, а на поле выпрямилась третья. А дальше поле еще не убранного хлеба, снопы, а еще дальше, до горизонта - золотистые полосы неубранной ржи чередуются с полосами стерни, где хлеб уже сжали. Художник использовал в своей картине естественную цветовую гамму - золотисто-желтые, теплые красные и теплые оливково-золотистые тона, но, конечно, преобладают здесь золотисто-желто-коричневые тона и оттенки.

Крестьянка с сыном, на миг забывшие о жнивье, с упоением любуются нечаянно присевшими на руку жницы пестрокрылыми бабочками, удивленные совершенной красотой этого малого создания природы. Эту картину однажды наблюдал в своем имении сам Венецианов и она так запала в сердце художника, что он немедленно встал за мольберт. Венецианова поразила та душевная красота, непосредственность живого чувства, которая внезапно открылась в этих простых людях от встречи с прекрасным творением природы. Мальчик отличается пытливым умом, сметливостью, эту заинтересованность показал и художник. А вот мать, даже в момент любования бабочками не может спрятать своей усталости от повседневной, изнурительной работы.

Венецианову удалось показать здесь внутренний мир крестьянской девушки. Перед нами - сложившийся характер, более того, личность. В ней подкупает не только обаяние и красота, нравственная чистота, в ней чувствуется душевная готовность к самопожертвованию. Именно из таких характеров в тяжкую для Отечества годину вырастали мужественные женщины-воительницы. В испытующем, напряженном взгляде ее читается незаурядный ум, богатый интеллект. Кто эта девушка, так и не стало известно, где увидел ее художник и знал ли ее? Но образ этот - один из самых прекрасных венециановских образов.

Захарка - сын крепостныых Федула и Анны Степановых. Художник писал мальчика вместе с матерью, когда они летом любовались бабочками. Теперь Захарка уже подросток. У него зоркие, умные глаза, короткий нос, невысокая, ладно подтянутая фигура. Вот он снарядился с деловитой основательностью для серьезного дела - рубки дров в лесу. Захарка, в теплой шапке, больших рукавицах, ладном кожушке, с топором на плече, сосредоточен, внутренне подобран, озабочен. Трогательным контрастом к этой «взрослости» воспринимаются детские пухлые губы, нежность овала лица, хрупкая тонкость шеи. Не себя ли вспоминал Венецианов, глядя на этого мальчишку? Ведь и ему самому выпало на долю трудовое детство, которое в основном было связано с работами на земле. Может быть, поэтому художник как-то по-особенному тепло относился к этому еще не до конца оформившемуся подростку?

Купальщицы - самая первая проба Венецианова в новой для него области живописи - изображении обнаженного тела. Сам сюжет достаточно традиционен - сколько купальщиц к середине 19-го столетия уже знала мировая живопись! Но таких купальщиц в России еще не знали: у прозрачного ручья в тенистой глубине оврага показаны две крестьянки, две простые, русские деревенские женщины! В жаркий день они пришли к ручью, что течет в овраге на окраине родной деревни,чтобы смыть с себя пот, пыль и усталость страдной работы. Сколько в них могучей, величавой стати! Художник не пытается приукрасить их сколько-нибудь, да в этом и нет нужды. Они и так не менее прекрасны, чем героини великих мастеров прошлого, хотя их руки огрубели от тяжелой повседневной работы - рядом с нежной кожей нетронутого загаром тела это особенно заметно. Они прекрасны, несмотря на слишком широкие, развитые непрерывным трудом плечи, несмотря на крупные ступни сильных ног, далеких от академического идеала. Художник предельно откровенен и правдив со зрителем. Смущенная улыбка одной из женщин освещает ее чистым светом целомудрия. Милое лицо со стыдливо отведенными в сторону глазами полно обаяния зрелой женственности. Вторая купальщица сидит к нам спиной. Тонким сочетанием красок Венецианов передает теплоту кожи, холодный воздух оврага, зелень листвы.

НА ЖАТВЕ. ЛЕТО

Алексей Венецианов

Алексей Гаврилович Венецианов - академик, образовавший сам себя вне академии и почти самоучкой развивший в себе свои замечательные способности. Об этом же в 1839 году в письме к своему отцу из Италии писал Александр Иванов: «Талант Венецианова заслуживает, чтобы его заметили... Но Венецианов не имел счастья развиться в юности, пройти школу, иметь понятия о благородном и возвышенном, и потому он не может вызвать из прошлых столетий важную сцену на свой холст».

Знай эти слова А. Венецианов, они не были бы для него неожиданностью, сам он так определял свое отношение к единственной своей попытке создать большую историческую композицию: мол, «взялся не за свое дело». Действительно, картины этого художника не потрясали как, например, полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Но А. Г. Венецианов стал первым изображать сцены из народной жизни, и в этом отношении заслуживает всеобщую благодарность. Поколение за поколением испытывают неповторимое чувство радости и восторга от первой встречи с его «Захаркой», «Утром помещицы», «На пашне. Весна» и другими картинами. Да и сама личность Венецианова была глубоко симпатична.

Он пришел в искусство своей дорогой по внутреннему зову, с первых шагов начал делать то, что умел и хотел делать. Ему не пришлось решать субъективно, для себя, проблему «искусство и народ». Он сам был народом, его частичкой, которую прозорливый Н.В. Гоголь определил как «чудо». А. Г. Венецианов вышел из народа и всегда оставался внутри него. И когда получал академические звания; и когда осмеивал в своих сатирических листах вельмож; и когда до последнего дня своей жизни устраивал быт крестьян, лечил и учил их в своем Сафонкове; когда одевал и кормил в своей школе неимущих крепостных парней, способных к художествам... И когда, в отличие от «божественного» Карла Брюллова, оглушившего помещика Энгельгардта высокими фразами, быстро и просто договорился, почем тот отдаст Т. Шевченко...

Картина «На жатве. Лето» принадлежит к тем шедеврам, которые имеют непреходящую ценность и по сей день доставляют зрителям подлинное эстетическое наслаждение. Это истинно русский пейзаж, именно в этой картине природа представляется художнику, по выражению поэта, как «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Сюжет картины «На жатве» почерпнут из повседневной народной жизни. Однако А. Г. Венецианов менее всего задавался целью изобразить эту жизнь в ее бытовом аспекте, и подтверждает этот вывод полное отсутствие на полотне аксессуаров бытового характера. Картина имеет подзаголовок «Лето», который прекрасно выражает общее настроение всего произведения.

Жаркий июльский полдень. Природа как бы замерла в своем торжественном покое: недвижим горячий воздух, не шелохнется густая темно-золотая рожь. Зритель словно слышит эту звенящую тишину, царящую над полями. Высоко поднялось небо над распластанной землей, и на ней происходит «какая-то тихая игра облаков». При первом взгляде на картину мы видим только фигуру крестьянки и лишь потом замечаем на дальнем плане фигурки других жниц. Окутанные маревом жаркого воздуха, они как бы растворяются в бескрайнем пространстве. Впечатление от воздушной необъятности, от протяженности полей создается благодаря чередованию планов, которые восходят к холмистым линиям горизонта, поднимаясь один за другим. Недаром многие искусствоведы отмечают, что картины А. Г. Венецианова пронизаны единым ритмом наподобие музыкальных произведений.

В полотне «На жатве. Лето» (как и в картине «На пашне. Весна») основной мотив развертывается на первом плане, а затем ритмично повторяется несколько раз, подобно рефрену в песне. Спокойно и непринужденно, выпрямив натруженную спину, сидит женщина, положив возле себя серп. Ее статная, величавая фигура, окутанная плотным знойным воздухом, озарена жаркими лучами полуденного солнца.

Крестьянка, кормящая прильнувшего к ней ребенка, сидит в профиль к зрителю, на возвышении, откуда и открывается вид на безбрежные поля - то щедро залитые солнцем, то чуть затененные медленно проплывающими по высокому небу серебристо-белыми облаками. Несмотря на то, что крестьянка сидит на высоком помосте, как бы главенствуя над всем окружающим, однако она органично связана с пейзажем и происходящим действием узами неразрывного единства.

Но природа в картинах А. Г. Венецианова - это не просто арена человеческого труда, он не выступает как насилие над природой, искажающее ее естественный облик. С точки зрения художника, труд человека - это продолжение жизнедеятельности природы, с той лишь разницей, что из стихийной она превращается в разумную. И человек, таким образом, предстает как разумеющая себя природа, именно в этом смысле он и есть «венец творения».

Превосходно написан задний план - поле со снопами и фигурками жнецов, а над ними - высокое небо с тающими облаками. Солнце находится за спиной крестьянки, и благодаря этому лицо ее и большая часть фигуры затенены, а это дает возможность обобщить формы и выявить чистые и плавные линии в ее силуэте.

А.Г. Венецианов обладал редким поэтическим даром, умел находить поэзию в повседневных заботах и хлопотах человека - в его труде и быте. К нему в полной мере применимы слова, сказанные Гоголем об А. С. Пушкине. Как и сочинения Пушкина, «где дышит у него русская природа», так и картины А.Г. Венецианова «может совершенно понимать только тот, чья душа носит в себе чисто русские элементы, кому Русь - родина, чья душа... нежно организована и развивалась в чувствах».

Из книги Природы краса автора Санжаровский Анатолий Никифорович

Лето Лето крестьянину мать и отец.Летний день год кормит.Лето – припасиха, зима – подбериха.Лето работает на зиму, а зима на лето.Не проси лета долгого, проси тёплого.Летом всякий кустик ночевать пустит.Кто летом в холодке стоит, тот зимой наплачется.Знать по цвету, что

Из книги Картины автора Бергман Ингмар

"К радости" - "Лето с Моникой" Биргер Мальмстен собрался навестить своего друга детства, художника, обосновавшегося в Кань-сюр-Мер. Я составил ему компанию, и мы нашли маленькую гостиничку в горах, высоко над гвоздичными плантациями, с широкой панорамой Средиземного моря.

Из книги Благодарю, за всё благодарю: Собрание стихотворений автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

«Я помню царственное лето…» Вячеславу Иванову Я помню царственное лето, Прохладу римской ночи, день В сияньи юга, в славе света, Нещедрых пиний сон и тень На Виа Аппиа. Казалось В библиотечной тишине, Что прошлое живет во мне, И с будущим оно сливалось В бессмертный

Из книги Обратная сторона Японии автора Куланов Александр Евгеньевич

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Последний день Помпеи автора Вагнер Лев Арнольдович

А. Г. ВЕНЕЦИАНОВ 1780-1847 гг. В 1819 году служивший в ведомстве государственных имуществ землемер Алексей Гаврилович Венецианов подал в отставку, уехал из Петербурга и поселился в Тверской губернии, в деревне Сафонково.Венецианову было тогда почти сорок лет. Он слыл уже

Из книги Баллада о воспитании автора Амонашвили Шалва Александрович

Последний аккорд Лето улетело Думал, что моё деревенское лето нескончаемо: весь июнь, июль и август, 92 дня, разве этого мало!Но лето улетело. У меня нет больше времени писать. Пора браться за другие дела.Книга, - маленькая или большая, неважно, - тоже растёт, как дитя: была

Из книги Страна Дяди Сэма [Привет, Америка!] автора Брайсон Билл

Из книги Школа гота автора Вентерс Джиллиан

Из книги Швеция и шведы. О чем молчат путеводители автора Стенвалль Катя

Времена года. Только елку убрали – скоро лето! Швеция – удивительная страна, и климат в ней тоже удивительный. На юге страны климат примерно как в Новгороде, на севере примерно как в Мурманске. От побережья Норвегии в Швецию доходит тепло от океанических течений, поэтому

Из книги Быт русского народа. Часть 5. Простонародные обряды автора Терещенко Александр Власьевич

Из книги Тропинка к Пушкину, или Думы о русском самостоянии автора Бухарин Анатолий

Холодное лето пятьдесят третьего Незнакомка волновала. Стройная, свежая от легкого морозца, она неслышно прошла по комнате, села напротив меня и улыбнулась. Всем стало хорошо, разговоры оживились, посыпались новые остроты, шутки, ярче засверкало вино в бокалах.Я

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Лето в имении Летний сезон для огромного большинства жителей Петербурга всегда связывался с выездом на дачу. А многие петербуржцы-дворяне отправлялись из душного и пыльного Петербурга в свои родовые имения, расположенные в Петербургской губернии. К концу XIX века нередко

Из книги Швеция без вранья автора Стенвалль Катя

Времена года Только елку убрали – скоро лето! Швеция – удивительная страна, и климат в ней тоже удивительный. На юге страны климат примерно как в Новгороде, на севере примерно как в Мурманске. От побережья Норвегии в Швецию доходит тепло от океанических течений, поэтому