"воздействующая сила искусства". "воздействующая сила искусства" Примерный "художественный материал

Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.Воздействующая сила
искусства.
Искусство и власть.
Урок №1 Искусство 9 класс
Учитель ИЗО Сомко Е.В.

Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления влас

Искусство как проявление свободных, творческих сил человека,
полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления
власти, - светской и религиозной.

«Медный всадник»

Конная статуя Петра выполнена
скульптором Э.Фальконе в 1768-1770.
«Медный всадник»

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощ

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а
города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в
зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев.
«Наполеон на перевале
Сен-Бернард»

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаю

Доблесть воинов и полководцев
увековечивают произведения монументального искусства.
Устанавливаются конные статуи,
сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование
одержанных побед.
Триумфальная арка Константина, Рим, Италия.

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей
армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах
арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с
императором.
Франция, Париж, Триумфальная Арка

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армииосвободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над
Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у
Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре
Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в.
Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у
Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Триумфальная Александровская арка.
арка
Её ещё называют "Царские ворота". Изначально построена в 1888 году в
честь приезда в Екатеринодар императора Александра III с семьёй. В 1928
году по решению местных органов советской власти арка была снесена
под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует
трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно ходили
прямо под аркой. Чертежей не сохранилось, восстанавливали по
фотографиям. Ранее Арка распологалась на пересечении улиц
Екатерининской (ныне Мира) и Котляревской (Седина). Воссоздана в 2009
году на пересечении улиц Красной и Бабушкина.

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это
нашло отражение в словах:
«Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».

Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помо

Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный
памятник русской культуры, прославившийся на весь мир.
Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность
традиций.

Воскресенский Ново - Иерусалимский монастырь - памятник.

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя д

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная,
пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства,
низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность,
игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека

Тестовое задание №1 по теме: Искусство 9 класс.

1 вариант.

1 .Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных деятелей? Назовите типичные черты, символизирующие власть.

1. 2.

2.

1. 2.

3. Перечислите средства художественной выразительности, которые являются общими для всех видов искусства (живопись, графика, музыка, литература, архитектура, скульптура, танец.)

4.

5. Объясните, как вы понимаете термины «содержание», «ритм», «форма».

Тестовое задание №1 по теме: «Воздействующая сила искусства». Искусство 9 класс.

2 вариант.

1 . В чем сходства и различия произведений искусства, символизирующих власть? Выделите общие (типичные) черты?

1.
2.

2. К какой мировой религии относятся эти храмы? Опишите их специфику. Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах?

1.
2.

3. Назовите особенности языка, каждого вида искусства (живопись, графика, музыка, литература, архитектура, скульптура, танец).

4. Как называется данное произведение искусства? Кто его автор? Каков художественный образ этого произведения?

5. Объясните, как вы понимаете термины «композиция», «сюжет», «фактура».

Искусство 9 класс.

1 вариант

1. 2.

2. Рассмотри гравюру М.Эшера «День и ночь». Какие эмоциональные состояния она передает? Какова, по-вашему, интерпретация сюжета этой гравюры?

1.Ф.Гойя а) «Купец»

2. Б.Кустодиев б) «Четыре всадника»

3.Дюрер в) «Какое мужество»

4.Что является жанром изобразительного искусства? Напиши формулировки.

1. Сонет 4. Натюрморт

3. Соната 6. Ода

Тест №2 по теме: «Искусство предвосхищает будущее» Искусство 9 класс.

2 вариант

1. 2.

2. Рассмотри гравюру М.Эшера «Солнце и Луна». Какие эмоциональные состояния она передает? Какова, по-вашему, интерпретация сюжета этой гравюры?

3. Соотнеси названия картин и имена художников.

1.Ф.Гойя а) «Большевик»

2. Б.Кустодиев б) «Новая планета»

3.К. Юон в) «Скорбное предчувствие будущего»

4.Что является жанром музыки? Напиши формулировки.

1. Сонет 4. Натюрморт

3. Соната 6. Ода

5. Приведи пример художника или композитора, творчество которого на тебя произвело наиболее глубокое впечатление. Что тебе о нем известно? Приведи примеры его произведений.

Тест №3 по теме: « Дар созидания. Практическая функция » Искусство 9 класс.

1 вариант

1.Какой исторической эпохе принадлежат данные архитектурные произведения? Почему вы так решили?

1. 2.

2. Рассмотри дом, построенный американским архитектором Франком Ллойдом Райтом. В чем вы видите новаторство? К какому архитектурному стилю вы отнесли бы данную постройку?

3. Соотнеси названия народных промыслов и материалы (сырье), из которых можно было бы их сделать.

    Изделия из глины. а). Хохломская роспись. Русские матрешки Роспись по дереву. б). Финифть. Изделия из металла. в).Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка

4. Объясни понятия:

Дизайн

Аванга́рд

Полиграфи́я

5 . Какие виды ДПИ вам известны? Какие из них можно встретить в наши дни? Расскажи об одном из них.

Тест №3




«Медный всадник» Конная статуя Петра выполнена скульптором Э.Фальконе в








В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии- освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.


Триумфальная Александровская арка Триумфальная Александровская арка. Её ещё называют "Царские ворота". Изначально построена в 1888 году в честь приезда в Екатеринодар императора Александра III с семьёй. В 1928 году по решению местных органов советской власти арка была снесена под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно ходили прямо под аркой. Чертежей не сохранилось, восстанавливали по фотографиям. Ранее Арка распологалась на пересечении улиц Екатерининской (ныне Мира) и Котляревской (Седина). Воссоздана в 2009 году на пересечении улиц Красной и Бабушкина.







Неосуществленные проекты московских архитекторов годов.

Тема:" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть."

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, - поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воздействующая сила искусства. Искусство и власть. Урок №1 Искусство 9 класс Учитель ИЗО Сомко Е.В.

Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, - светской и религиозной.

«Медный всадник» Конная статуя Петра выполнена скульптором Э.Фальконе в 1768-1770.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. «Наполеон на перевале Сен-Бернард»

Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед. Триумфальная арка Константина, Рим, Италия.

По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором. Франция, Париж, Триумфальная Арка

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Триумфальная Александровская арка. Её ещё называют "Царские ворота". Изначально построена в 1888 году в честь приезда в Екатеринодар императора Александра III с семьёй. В 1928 году по решению местных органов советской власти арка была снесена под предлогом того, что сооружение царской эпохи препятствует трамвайному движению, хотя с 1900 года трамваи вполне успешно ходили прямо под аркой. Чертежей не сохранилось, восстанавливали по фотографиям. Ранее Арка распологалась на пересечении улиц Екатерининской (ныне Мира) и Котляревской (Седина). Воссоздана в 2009 году на пересечении улиц Красной и Бабушкина.

Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».

Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

Воскресенский Ново - Иерусалимский монастырь - памятник.

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека

Неосуществленные проекты московских архитекторов 30-50 годов.


Воздействующая сила искусства

Урок 1. «Искусство и власть»

I . Приветствие. Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть». Для начала следует найти ответы на вопросы: (СЛАЙД 1)

- Что такое искусство?

- Что такое власть? (ответы учащихся).

Иску́сство - процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть - это возможность и способность навязать свою , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

- Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?

Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

II . Изучение нового материала.

Зачастую власть использует культурную среду общества для воздействия на массовое сознание. С помощью искусства укреплялась светская или религиозная власть.

Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.

Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного. Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью. (СЛАЙД 2)

- Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен?

В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона. Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти. Увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя черты их лица в погребальных масках, говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы. (СЛАЙД 3,4)

Но вот вопрос: Персонифицировано ли искусство в это время?

Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы. Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции. Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах. (СЛАЙД 5)

Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов. Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах . В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы». С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. (СЛАЙД 6)

Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.

Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.

Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев. (СЛАЙД 7)

В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».

Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве. (СЛАЙД 8)

Окончание строительства первого каменного храма Москвы - Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

Но вернемся к великим победам, как и в древнем Риме в ознаменование одержанных побед сооружаются триумфальные арки.

1. Триумфальная арка в Париже - монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806-1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Построеные по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (СЛАЙД 9)

2. Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи - аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура - отливались из чугуна (СЛАЙД 10, 11)

Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917) «Боже, царя храни!». Муз. князя Алексея Федоровича Львова, слова Василия Андреевича Жуковского «Молитва русских». Тому самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина

- Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (боже, храни королеву).

Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.

III . C самостоятельная работа

- Каково же влияние власти на искусство?

- Насколько глубоки их взаимосвязи?

Сформировать свое представление на этот счет вы сможете, ответив на следующие вопросы: (СЛАЙД 12)

1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской )

2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость )

3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет )

4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы )

5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона )

6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором )

7. В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима )

8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов )

9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций )

10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти )

11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки )

Работа с учебником с. 102-107, с учебной литературой, поиск возможных примеров в учебном сегменте сети интернет.



IV . Подведение итогов урока.

Д/з учебник с.102-107