Афоризмы генри дэвида торо. Торо генри дэвид - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы

«Стереотипное, но неосознанное отчаяние скрывается
даже в том, что человечество называет играми и увеселениями.
В них нет настоящего удовольствия»

Генри Торо

«Недостаточно быть занятым. Вопрос в том: чем же Вы заняты?»

Генри Торо.

Американский писатель, мыслитель.

За исключением 4-х лет учёбы в Гарвардском университете, всю жизнь провёл в своём родном городке Конкорде, предпочитая изучать уголки внутреннего мира человека, а не дальние края…

«Генри Дэвид Торо окончил Гарвардский колледж в 1837 году в возрасте 20 лет, и вскоре после этого он стал школьным учителем. Он бросил преподавательскую деятельность через несколько лет в основном из-за разочарования в традиционной системе обучения, которая, как он считал, больше препятствует обучению, чем способствует ему».

Алан Роу, Креативное мышление, М., «НТ Пресс», 2007 г., с. 85.

В 1845 году он поселился в бревенчатой хижине, построенной собственными руками на берегу Уолденского озера неподалеку от г. Конкорда, где провёл более двух лет в полном одиночестве. В 1854 году он написал об этом книгу: Уолден, или Жизнь в лесу / Walden, or Life in the Woods, где подробно рассказал о своём ежедневном быте, при случае иронизируя над стереотипами городских жителей…

Более важным, чем потребление вещей Генри Торо считал необходимость: «...что-то сделать, или, вернее, чем-то быть». Генри Торо, Уолден, или жизнь в лесу, М., Изд-во АН СССР, 1962 г., с. 18.

Книга стала одним из самых читаемых произведений американской литературы и явно оказала влияние на произведения Л.Н. Толстого и Э. Хемингуэя.

В 1849 году он написал эссе: Гражданское неповиновение / Civil Disobedience, где высказал «принцип неучастия» - идею индивидуального ненасильственного (!) сопротивления общественному злу. Позже это эссе оказало влияние на деятельность М. Ганди и Мартина Лютера Кинга .

«Торо - один из самых оригинальных умов, встреченных мною за годы странствий. Судите сами: он не имел точной профессии, не был женат, любил одиночество, не посещал церковь, ни разу не голосовал, отказывался платить любые налоги (за что отсидел один день в тюрьме (Точнее - он просидел только один день, поскольку налоги всё же уплатила его сестра – Прим. И.Л. Викентьева), не пил вина, не ел мяса и никогда не пробовал курить. Прожив два с лишним года отшельником в лесу, ни единожды не пользовался ни ружьём, ни капканом... Постоянно вёл дневник (спустя годы, уже после смерти Торо было издано около двадцати томов ежедневных записей). При этом любил и умел писать письма. Вот характерная цитата из его письма от 14 июля 1845 года (берег Уолденского пруда, близ Конкорда): «Дорогой мой! Бывает так, что я не могу пожертвовать прелестью мгновения ради какой бы то ни было работы - умственной или физической... Иногда... я с восхода до полудня просиживаю у своего залитого солнцем порога, среди сосен, орешника и сумаха, в блаженной задумчивости, в ничем и никем не нарушаемом одиночестве. А птицы поют вокруг или бесшумно скользят сквозь мою хижину, пока солнце, заглянув в западное окно, или отдалённый стук колес на дороге не напомнят мне об утраченном времени». И дальше следует очень важная мысль, которой делится Торо: «Дорогой мой, - нет сомнений, что моим согражданам всё это показалось бы абсолютной праздностью, но если бы моими судьями стали цветы или птицы, им не в чем было меня упрекнуть».

Якимчук Н.А., Курёхин, Пикассо и др., СПб, «Петрополис», 2010 г., с. 58-59.

Но: «Уолденский эксперимент Торо потерпел крах как экономическое предприятие потому, что возврат к примитивному натуральному хозяйству и достижение тотальной независимости оказались невыполнимыми вещами. Показательно, что Торо начал свой опыт обособленной от цивилизации жизни с того, что одолжил у знакомых топор, фактически, своим любительским ведением хозяйства он никогда не смог бы по-настоящему обеспечить себя и даже попросту прокормить. Однако это и не было для него реальной проблемой, ибо домашний очаг и материнская забота находились всего на расстоянии пешей прогулки ».

Ханс-Дитер Клумпьян, Хельмут Клумпьян, Торо, Челябинск, «Урал LTD», 1999 г., с. 118.

Генри Торо был последователем идей Жан-Жака Руссо о необходимости «возвращения к природе»; кроме этого он учился и у

ГЕНРИ ДЭВИД ТОРО

Генри Дэвид Торо может считаться первым в мире отказником, хоть он и жил задолго до советских евреев-диссидентов, благодаря которым родился этот термин. Он все время от чего-то отказывался, то от одного, то от другого. Например, Торо отказался заплатить пять долларов взноса, чтобы получить свой гарвардский диплом магистра искусств. «Он не стоит пяти долларов, - ворчал Торо, - каждой овце надо оставить право носить свою шкуру».

Попав на работу в Академию Конкорда, престижное учебное заведение, он отказался применять к детям телесные наказания. Школьное руководство уволило его за нарушение субординации, это неповиновение стоило ему перспективной карьеры.

Другой известный его отказ - в 1847 году Торо объявил, что не станет платить один доллар подушного налога в знак протеста против участия Америки в войне в Мексике. Вследствие этого проступка Торо загремел в тюрьму, где (согласно легендам) он поссорился со своим покровителем Ральфом Уолдо Эмерсоном, который явился вносить за него залог. «Генри, зачем ты здесь?» - якобы сказал Эмерсон. «А ты, Уолдо, почему ты не здесь?» - укорил его в ответ Торо. Однако уже на следующее утро в тюрьме не было и самого Торо. Его тетка заплатила за племянника налог, и Генри Дэвид, освободившись, поспел домой как раз к началу черничного похода.

Торо отказался и от собственного имени. При рождении его нарекли Дэвид Генри Торо, однако он настаивал, чтобы все звали его Генри Дэвид. Даже на фоне остальных американских писателей-чудаков Торо казался белой вороной. И даже самые несуразные литературные персонажи по количеству причуд не могли перещеголять Дэвида Генри - ой, простите! - Генри Дэвида Торо.

Лишь в одном нельзя обвинить Торо - в непостоянстве. Он всегда жил так, как хотел, каким бы странным ни казался его образ жизни даже на фоне остальных эксцентричных обитателей городка Конкорд, штат Массачусетс. Среди излюбленных занятий Торо было ссужать самому себе деньги в долг, общаться с природой, путешествовать по рекам на лодке и писать пространные, с множеством отступлений отчеты о своих путешествиях. Друзья считали его странным, но тем не менее вызывающим симпатию и любовь. Ральф Уолдо Эмерсон на протяжении почти всей сознательной жизни Торо оплачивал его расходы. Торо подвизался как телохранитель жены и детей Эмерсона, а еще слыл мастером на все руки и городским дурачком. Он водил детей на экскурсии в лес, где рассказывал им о местной флоре и фауне и учил различать птичьи голоса. А в дни безденежья он просто снова на время нанимался на процветающую карандашную фабрику своего отца.

При жизни книги Торо почти не продавались, но после смерти (Торо умер в 44 года от туберкулеза) он постепенно сделался местной легендой. За исключением, пожалуй, «Моби Дика» Германа Мелвилла, роман Торо «Уолден» - самая упоминаемая в мире книга из тех, которые на самом деле никто не читал. С другой стороны, его трактат «О гражданском неповиновении» очень даже читали. Махатма Ганди, Лев Толстой и Мартин Лютер Кинг называли этот труд источником своего вдохновения.

В личной жизни Торо случалось немало взлетов и падений. Он мечтал о семье, однако так и остался холостяком. Его горячо любимый брат Джон умер в 1841 году от столбняка. В апреле 1844 года Торо и его приятель случайно уничтожили более трехсот акров леса, не уследив за костром во время похода. Неудачный совет Эмерсона по поводу финансовых дел привел к тому, что Торо оказался по уши в долгах, выплачивать которые ему пришлось несколько лет, в результате чего их дружба едва не разрушилась. Однако, несмотря ни на что, Торо всегда жил в согласии с собой. Он был рад, что не стал «главой американских инженеров» - это звание прочил ему Эмерсон, и вполне довольствовался титулом «капитана черничных походов» (тоже, кстати, придуманным Эмерсоном). Это упорное желание в любых ситуациях оставаться самим собой не может не вызывать уважения и восхищения.

МАСЛЯНАЯ БИТВА

Гражданское неповиновение, казалось, было у Торо в крови. Его дед, Эйса Данбар, был одним из предводителей «Великого масляного восстания» в Гарвардском университете в 1766 году. Возмущенный качеством еды в студенческих столовых, Данбар сделал то, что на его месте сделал бы любой уважающий себя студент: организовал студенческий бунт. «Обратите внимание! Наше масло воняет! Мы не можем это есть. Поэтому предоставьте нам масло, которое не смердит!» Однако руководство Гарварда не прислушалось к безупречным логическим построениям Данбара. Обвинив его в «грехе неповиновения», они в наказание временно закрыли половину университета. Как ни грандиозно было Масляное восстание по своему замыслу, оно бесславно провалилось. Однако оно заложило почву для последующих гарвардских пищевых бунтов, включая Хлебный и Масляный бунты (1805) и Капустный бунт (1807).

«КРАСАВЧИК» ГЕНРИ

По многим свидетельствам, Торо был чрезвычайно обаятелен. Однако его облик не имел ничего общего с красотой или личной гигиеной. Этот провинциальный ловелас обладал совершенно непривлекательной наружностью. Его сосед Натаниэль Готорн описывал его так: «Страшный как смертный грех, носатый, с насмешливо изогнутыми губами, он отличался неуклюжими, грубоватыми, хотя и церемонными манерами, которые как нельзя лучше подходили к его внешности». Торо редко мылся и столь же редко снисходил до того, чтобы расчесать растрепанные волосы или сменить поизносившуюся одежду. А еще он был знаменит полным неумением вести себя за столом. Оливер Уэнделл Холмс часто жаловался на привычку Торо есть руками. Однако в целом окружающие предпочитали смотреть на его недостатки сквозь пальцы. «Его некрасивость того сорта, какая бывает

у достойных и приятных людей, и она идет ему куда больше, чем красота», - говорил все тот же Готорн. Луиза Мэй Олкотт, которая была влюблена в Торо, писала: «За всеми дефектами глаз Творца видел величественные линии, которые должны были стать моделью идеального человека».

ГРИБНОЙ КАЗУС

Тот факт, что Торо считался вольнодумцем, еще не означает, что он был совершенно чужд ханжества. Как-то осенью 1856 года, гуляя в лесу, Торо поразился, наткнувшись на громадный гриб в форме человеческого пениса. «Его можно было разделить на три части: шляпка, ножка и основание, то есть мошонка, - а целиком как настоящий фаллос, - писал он в своем дневнике. - Во всех отношениях отвратительное явление и неприличное вдобавок. Гриб оскорблял зрение ничуть не менее, чем обоняние: шляпка гнила прямо на глазах, обнажая какое-то зловонное, маслянистое, полужидкое месиво. За час или два гриб пропитал своим запахом весь дом так, что не было мочи терпеть. Сначала он лежал в моей комнате, и я не отваживался лечь спать, пока хорошенько не проветрил помещение. Гриб пахнул словно дохлая крыса… Боже, о чем думала Природа, когда создавала такое? Она почти уподобилась тем, кто оставляет непристойные рисунки в уборных».

КНИЖНЫЙ СКЛАД

Приходится констатировать, что в отношении книжных продаж Торо было далеко до Джоанны Роулинг. Его дебютное произведение «Неделя на реках Конкорд и Мерримак» (1849), которое теперь считается пусть не первостепенной, но все же классикой, при жизни автора продавалось так скверно, что местная детвора специально заглядывала к Торо в дом, чтобы посмотреть на «странного человека, написавшего книгу, ни один экземпляр которой так и не был куплен». Конечно, это было преувеличение, но лишь отчасти. Издатель Торо отправил ему письмо, спрашивая, что делать со всеми

этими нераспроданными экземплярами, которые пылятся в офисе. Торо забрал себе 706 штук, сложил их стопками на чердаке и пытался продать каждому встречному. «Я хозяин библиотеки почти в девятьсот томов, - признался он как-то. - И более семисот из них написал я сам».

ЭТО НЕ ТАРАКАН, А ИЗЮМИНКА!

Если вы любите хлеб с изюмом, скажите спасибо Торо. Он изобрел его, когда жил в лесу у озера Уолден. Женская половина населения городка Конкорд была потрясена таким кулинарным новшеством.

ТОРО РЕДКО МЫЛСЯ, НЕ СНИСХОДИЛ ДО ТОГО, ЧТОБЫ РАСЧЕСАТЬ СВОИ РАСТРЕПАННЫЕ ВОЛОСЫ, И ОДЕВАЛСЯ В ЛОХМОТЬЯ. ОДНАКО ЭТО НЕ ПОМЕШАЛО ПИСАТЕЛЬНИЦЕ ЛУИЗЕ МЭЙ ОЛКОТТ ВЛЮБИТЬСЯ В НЕГО.

Изобретение хлебного теста с засушенным виноградом - всего лишь детские игрушки по сравнению с нововведениями Торо в области изготовления карандашей. Карандашное дело (если, конечно, такой термин существует) было у Торо в крови. Его дядя Чарлз Данбар основал в 1821 году семейный бизнес по производству карандашей, найдя в Бристоле, штат Нью-Гэмпшир, богатые залежи графита. Вскоре к Чарлзу Данбару присоединился и отец Торо, который произвел в карандашной промышленности такую революцию, что Массачусетское сельскохозяйственное общество наградило его почетной грамотой. Генри Дэвид Торо с самых юных лет подавал все признаки того, что и он оставит в мире карандашей свой след. В 1838 году ему наконец представился такой шанс. Отдаваясь работе целиком и полностью, Торо вскоре усовершенствовал состав стержней, да так, что карандаши теперь не уступали по качеству немецким. Другим революционным изобретением юного Торо была мельница для измельчения графита. Если бы он озаботился получением патентов на все свои изобретения, то мог бы разбогатеть.

Решив остановиться на достигнутом, Торо дал обет никогда больше не заниматься карандашами. «Зачем это мне? - говорил он друзьям. - Какой смысл снова и снова повторять то, что я уже делал?» Однако карандашное производство продолжало манить его, как сладкоголосая Сирена, и Торо, устав от долгов, в 1843 году вернулся на карандашную фабрику, полный новых сил и замыслов. Он опять погрузился в работу с головой и как-то признался Ральфу Уолдо Эмерсону, что даже во сне видит машины для изготовления карандашей. Тяжкий труд окупился. Торо изобрел то, что в рекламе называлось: «новый превосходный карандаш, специально для художников и просто ценителей». Новый карандаш был тверже, чернее и менее ломким, чем любые другие. Только активная конкуренция, отчасти подстегнутая изобретениями самого Торо, удерживала их семейный бизнес от того, чтобы стать ведущим на рынке.

ГЕНРИ ДЭВИД НА СТОРОНЕ КРАСНЫХ?

В 1954 году, в разгар холодной войны с Советским Союзом мирный бытописатель из американской глубинки вдруг стал объектом антикоммунистической истерии. Правительство США приказало изъять «Уолден» из всех библиотек при американских посольствах, поскольку эта книга, по мнению властей, была «откровенно просоциапистической».

ЖАЛЯЩАЯ ТЕЗКА

Торо считал себя в первую очередь натуралистом, поэтому он, скорее всего, был бы польщен, узнав, что в его честь назвали один из родов перепончатокрылых насекомых. Этот род наездников из семейства трихограмматид, получивший латинское наименование Thaeaua, открыл энтомолог А.А. Жиро.

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

автора

Из книги Блюдце, полное секретов. Одиссея «Пинк Флойд» автора Шэффнер Николас

Из книги Майн Рид: жил отважный капитан автора Танасейчук Андрей Борисович

Дэвид Боуг Элизабет Рид в своей книге о муже говорит о «поразительном» успехе «Охотников за скальпами», утверждая, что «только в одной Великобритании было продано свыше миллиона экземпляров этого романа». Озвученная ею цифра, судя по всему, относится к 1900 году, - именно

Из книги Банкир в XX веке. Мемуары автора

ДЭВИД (МЛАДШИЙ) Наш старший сын Дэвид первым оставил дом, когда он готовился к поступлению в колледж в Академии Филлипса в г. Эксетере45, штат Нью-Хэмпшир. Дэйв никогда не проявлял своего бунта открыто, однако в то же время он и не был особенно близким и открытым как с отцом,

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

БОУИ ДЭВИД Настоящее имя – Дэвид Роберт Джонс(род. в 1947 г.) Знаменитый английский музыкант, актер и художник, новатор в музыке и сценическом оформлении. За свою музыкальную карьеру записал 26 альбомов, многие из которых стали «золотыми» и «платиновыми». Сыграл более чем в

Из книги Большая игра. Звезды мирового футбола автора Купер Саймон

Дэвид Бекхэм Октябрь 2010 годаДэвид Бекхэм бежит, чтобы выполнить один из последних свободных ударов в своей международной карьере. Французские фанаты, сидящие возле флага в углу поля на парижском стадионе «Стад де Франс», вскакивают и свистят, высмеивая гламурного

Из книги Режиссеры настоящего Том 1: Визионеры и мегаломаны автора Плахов Андрей Степанович

Из книги Арафат автора Концельман Герхард

26. Кэмп-Дэвид На виселице висят три чучела: они изображают Менахема Бегина, Анвара Садата и Джимми Картера. Вокруг этой виселицы стоят сотни членов молодежной организации ООП - «Молодые львы». Они наблюдают, как чучела поджигают, как их охватывает пламя. Один из лидеров,

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Фермер Дэвид Орр Ненаписанное продолжение истории Чонкина меня мучило много лет. Сюжет в процессе обдумывания неоднократно менялся и удлинялся. В первом варианте он кончался 1956 годом.Приехав на Запад, я встретил много людей, похожих на Чонкина. Например, бывших

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Дэвид Боуи «Бисексуальность красива»Дэ?вид Бо?уи (1947) – британский рок-музыкант, певец, продюсер, звукорежиссер, композитор, автор песен, художник, актер.Женившись на Анджеле Барнетт, Дэвид через два года после свадьбы признался, что был вынужден это сделать, чтобы его

Из книги Генри Торо автора Покровский Никита Евгеньевич

Дэвид Линч Каблуки и осязательный фетишизм Излишества прекрасны. Уильям Блейк Дэ?вид Кит Линч (1946) – американский кинорежиссер, сценарист, представитель американского независимого кинематографа.Прикосновение становится извращением только тогда, когда оно является

Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский Марк

Из книги Дело: «Ястребы и голуби холодной войны» автора Арбатов Георгий Аркадьевич

Из книги автора

Дэвид Копперфильд Повёз я как-то Михаила Жванецкого с концертами по Прибалтике.В Вильнюсе за день до нас выступал Дэвид Копперфильд.Снимаем пальто в гардеробе, Михал Михалыч говорит:«А номерки брать необязательно, всё равно к концу представления вся эта одежда

Из книги автора

Дэвид Рокфеллер С Дэвидом Рокфеллером я познакомился во время поездки в США в 1969 году и с тех пор встречался много раз: и в разных городах США, и в Москве, и в Киеве (на состоявшейся там в 1984 году Дартмутской встрече).Человек, носивший фамилию, которую можно было считать

Поэтом, мыслителем, историком, гражданским активистом и борцом за отмену рабства. Он являлся ярким представителем философско-литературного течения, называемого трансцендентализмом. Это движение зародилось в середине XIX века в США в среде прогрессивной интеллигенции.

Самое известное произведение Генри Дэвида Торо - "Уолден", которое представляет собой размышление на тему отказа от благ современной цивилизации и простого образа жизни в естественном природном окружении. Другая заметная книга писателя называется "Гражданское неповиновение" (в оригинальной версии - "Сопротивление властям"). В ней автор отстаивает право личности на неподчинение несправедливому государству.

В общей сложности книги, статьи, эссе и поэтические произведения Генри Дэвида Торо составляют более 20 томов. В его литературном стиле переплетаются наблюдения за природой, личный опыт, острая риторика, символизм и типично американское внимание к практическим деталям. Иногда Генри Дэвида Торо называют анархистом, хотя писатель призывал не к отмене, а к улучшению государственной власти.

Ранние годы и образование

Литератор и философ родился в городе Конкорде в штате Массачусетс в 1817 году. Дом, в котором Генри Дэвид Торо появился на свет, сохранился и в настоящее время превращён в музей. Отец писателя владел небольшой фабрикой по производству карандашей. Торо получал образование в Гарвардском колледже с 1833 по 1837 год. Он изучал риторику, классическую литературу, философию и математику. В соответствии с легендой, после окончания колледжа писатель отказался заплатить пять долларов за диплом. Объяснение этого поступка стало одной из знаменитых фраз Генри Дэвида Торо: "Пусть каждая овца хранит свою собственную шкуру". Писатель намекнул на существовавшую в те времена традицию использования пергамента для изготовления дипломов.

Возвращение в Конкорд

Торо не интересовали доступные для выпускников колледжей профессии, связанные с юриспруденцией, церковью, бизнесом и медициной. После возвращения из Гарварда в родной город он попробовал работать школьным учителем, однако уволился через несколько недель из-за нежелания применять к детям общепринятые в ту эпоху телесные наказания.

В Конкорде произошла судьбоносная встреча, открывшая новую страницу в биографии Генри Дэвида Торо. Писатель через общего друга познакомился с знаменитым протестантским священником, поэтом и приверженцем философии трансцендентализма. Этот выдающийся духовный лидер выступал с лекциями и проповедями по всей территории Соединённых Штатов. Он стал наставником Торо.

Первые публикации

Благодаря Эмерсону писатель познакомился с такими прогрессивными мыслителями того времени, как поэт Эллери Ченнинг, журналистка Маргарет Фуллер, просветитель Бронсон Олкот и романист В тогдашней Америке главным печатным изданием, посвящённым философии трансцендентализма, являлся ежеквартальный журнал The Dial. Обязанности редактора в нём исполняла Маргарет Фуллер. Эмерсон вдохновил Торо заняться написанием эссе и поэм для этого журнала. Основная идея философии трансцендентализма заключалась в том, что человек достигает духовного совершенства не при помощи религиозной доктрины, а путём единения с природой и внутреннего интуитивного прозрения.

В течение трёх лет Торо работал в качестве домашнего учителя детей Эмерсона, а также выполнял обязанности его секретаря и садовника. Одновременно писатель завязывал знакомства с журналистами и издателями, которые могли помочь с опубликованием его сочинений. Именно в тот период Торо встретил Хораса Грили, ставшего впоследствии его литературным агентом. Затем писатель вернулся в свой родной Конкорд для того, чтобы совмещать творческую деятельность с работой на семейной фабрике по производству карандашей. Будучи разносторонне одарённым человеком, он сумел внести усовершенствования в технологию изготовления графитовых стержней и увеличить доходность предприятия.

Уединение

Книгу "Жизнь в лесу" Генри Дэвид Торо создал во время двухлетнего добровольного отшельничества в маленькой хижине, расположенной на берегу Уолденского пруда. Проникнувшись идеями трансцендентализма, он решил поставить эксперимент по самостоятельному существованию человека в полной изоляции от общества.

Писатель построил хижину своими руками. Он обеспечивал себя всем необходимым без посторонней помощи, занимаясь рыбной ловлей и огородничеством. Торо не просто искал уединения для того, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на литературном труде. Своим экспериментом он стремился продемонстрировать преимущества жизни в гармонии с природой.

Борьба с государственной властью

В период отшельничества в лесу писатель совершил первый акт Встретившись с местным финансовым инспектором, он отказался заплатить налоги, накопившиеся за последние шесть лет. Торо аргументировал это решение своим несогласием с политикой правительства Соединённых Штатов, в частности, с легальным рабовладением. Писатель заявил, что гражданин не обязан платить налоги аморальному государству. В результате данной акции протеста Торо провёл ночь в тюрьме. Его выпустили на свободу после того, как задолженность по налогам была выплачена родственниками писателя. Через три года после этого инцидента увидела свет одна из самых значимых книг Генри Дэвида Торо "Гражданское неповиновение", в которой он подробно объяснил свою идею сопротивления государственной власти.

Издание книги "Жизнь в лесу"

Покинув хижину на берегу пруда, автор в течение нескольких лет пересматривал и дорабатывал рукопись, содержащую рассказ об этом необычном эксперименте. Произведение представляет собой смесь мемуаров и духовных размышлений. Книга Генри Дэвида Торо "Жизнь в лесу" была впервые опубликована в 1854 году. Произведение не вызвало особого восхищения у современников, но литературные критики последующих поколений причислили его к классике.

Политическая активность

Писатель был яростным противником рабства. Он принимал участие в работе так называемой "Подпольной железной дороги". Под этим кодовым обозначением скрывалась тайная организация, оказывавшая помощь беглым рабам. Входившие в её состав активисты переправляли негров из США в Канаду, несмотря на закон, запрещавший содействие освобождению невольников. В соответствии с этим правилом, чернокожих ловили и возвращали хозяевам, даже если им удавалось добраться до территории северных штатов, отменивших рабство. За невыполнение данного предписания государственные чиновники и частные лица могли быть наказаны тюремным заключением и штрафом. Торо неоднократно подвергал этот закон жёсткой критике.

Писатель открыто выступил в защиту Джона Брауна, попытавшегося организовать вооружённое восстание рабов в Западной Вирджинии, и приговорённого за это к повешению. В своих публичных речах он сравнивал казнь лидера неудавшегося бунта с распятием Иисуса Христа.

Восхищение героизмом Джона Брауна свидетельствовало о том, что писатель являлся сторонником не только пассивного сопротивления несправедливой государственной власти, но и активной борьбы с применением насилия, если этого требовали обстоятельства. Доказательством того, что Торо не придерживался пацифистских взглядов, служат его слова: "Да не будет мир провозглашён ржавчиной на наших мечах или нашей неспособностью вытащить их из ножен".

Поздний период

На протяжении всей жизни неуклонно возрастал интерес писателя к естествознанию. Он жадно читал книги по ботанике, а также рассказы о путешествиях и экспедициях. Торо изучал природу Конкорда и тщательно фиксировал результаты своих наблюдений за созреванием плодов растений, миграцией птиц и изменениями уровня воды в Уолденском пруду. Его дневники, посвящённые естествознанию, поражают своим объёмом. Они содержат несколько миллионов слов, написанных автором в процессе многолетних наблюдений за природой, окружающей его родной город. Торо никогда не покидал американский континент, но прочитал практически все существовавшие в то время описания путешествий в разные части света. Он стремился удовлетворить своё бесконечное любопытство, связанное с народами, культурами, религиями и природными условиями других стран. Одна из известных цитат Генри Дэвида Торо звучит следующим образом: "Живи дома как путешественник".

Смерть

На протяжении многих лет писатель страдал от туберкулёза. Однажды во время ночной прогулки он попал под проливной дождь и заболел бронхитом. С этого момента его состояние здоровья стало постепенно ухудшаться. В конечном итоге Торо оказался прикован к постели. Осознавая безнадёжность своего положения, писатель посвятил последние годы пересмотру и редактированию неопубликованных работ. На вопрос о том, удалось ли ему примириться с Богом в конце жизненного пути, Торо ответил: "Я не помню, чтобы мы когда-либо ссорились". Писатель скончался в мае 1862 года в возрасте 44 лет. Он был похоронен на кладбище своего родного города.

ТОРО, ГЕНРИ ДЭВИД (Thoreau, Henry David) (1817–1862), американский писатель и философ. Родился 12 июля 1817 в Конкорде (шт. Массачусетс). За исключением четырех лет в Гарвардском университете (1833–1837) и шести месяцев на Стейтен-Айленд в 1843, всю жизнь провел в Конкорде, предпочитая, по его собственному признанию, изучать этот городок и неизведанные уголки внутреннего мира человека, а не дальние края. Конкорд прославился еще во время Войны за независимость, но известности ему добавило то, что там жили и работали такие люди, как Р.У.Эмерсон , Б.Олкотт, Н.Готорн и Торо.

Окончив Гарвардский университет, Торо недолго преподавал в школе, а после брался за случайную работу, не желая делать карьеру подобно другим выпускникам университета. Стал другом и протеже Эмерсона, одобрявшего его занятия и духовные устремления, его первая публикация состоялась в журнале трансценденталистов «Дайел» («Dial»). Единственное, чего ему хотелось, – это творить, но к 28 годам у него не было ни положения, ни денег, и Торо пустился в свое знаменитое предприятие. На берегу Уолденского озера неподалеку от Конкорда он более двух лет (с 4 июля 1845 по 6 сентября 1847) прожил в полном одиночестве в построенной собственными руками бревенчатой хижине.

Этот эксперимент привел к созданию великой книги – Уолден, или Жизнь в лесу (Walden, or Life in the Woods , 1854). В Уолдене отвергаются и осмеиваются ценности общества, а скуке и бессмысленному существованию противопоставлены простые радости. Подробный отчет о постройке хижины и устройстве очага, затратах на еду и выгоде от собственных бобов и картофеля вызывает в памяти Робинзона Крузо . Исполнены глубокой радости и смысла картины каждодневных сезонных работ. Книга стала самым читаемым произведением американской классической литературы и оказала влияние на таких разных писателей, как Л.Толстой, У.Йейтс и Э.Хемингуэй .

Торо покинул озеро, осознав, что в силах жить так, как ему хочется. Принадлежащему семье магазину и обязанностям землемера он уделял ровно столько времени, сколько требовалось, чтобы материально поддержать родителей и сестру (сам Торо так никогда и не женился) и обеспечить себе самую скромную жизнь. Торо не хотел расходовать жизнь на приобретение вещей и старался свести к минимуму «стяжательские» траты.

Первой опубликованной книгой Торо стала Неделя на реках Конкорда и Мерримака (A Week on the Concord and Merrimack Rivers , 1849) – живой рассказ о двухнедельной поездке, предпринятой в 1839 вместе с братом Джоном, перемежаемый эссе, стихотворениями и почти 300 цитатами из прочитанных книг. Его другая книга, Леса Мэна (The Maine Woods , 1864), основана на трех путешествиях (пешком и на каноэ) по горам, озерам и рекам штата Мэн, а Кейп-Код (Cape Cod , 1865) описывает три пешие прогулки по полуострову Кейп-Код. Обе книги были опубликованы посмертно, хотя при жизни Торо отдельные части печатались в журналах.

Перу Торо принадлежит памфлет Гражданское неповиновение (Civil Disobedience , 1849), где он высказал убеждения, за которые в июле 1846 ему пришлось провести ночь в тюрьме, т.к. он отказался заплатить налоги правительству, действий которого не одобрял. Много лет спустя это эссе оказало большое влияние на Ганди в его выступлении против британского владычества в Индии. Рабство в Массачусетсе (Slavery in Massachusetts , 1854), В защиту Джона Брауна (A Plea for John Brown , 1860), Жизнь без принципов (Life without Principle , 1863) также выражают бескомпромиссность позиции Торо и его неприятие вмешательства правительства в жизнь людей. Умер Торо в Конкорде 6 мая 1862.


Генри Дэвид Торо - родился 12 июля 1817 года в Конкорде, штат Массачусетс, США. Американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, аболиционист. Автор книг - «Уолден, или Жизнь в лесу», «Высшие законы», «Дневники. Прогулки» и др. Умер 6 мая 1862 года в Конкорде, Массачусетс, США.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Торо Генри Дэвид

  • Меняются не вещи, меняемся мы.
  • Люди становятся орудиями своих орудий.
  • Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!
  • Для нас важнее говорить, чем быть услышанными.
  • Мечты - это краеугольные камни нашего характера.
  • Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров.
  • Мы начинаем знать, лишь когда забываем все, чему нас учили.
  • В наше время существуют профессора философии, но не философы.
  • Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
  • Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне.
  • Ничто не пахнет так отвратительно, как подпорченная праведность.
  • За любовь нет другой платы, кроме возможности любить еще сильнее.
  • Я никогда не встречал партнера столь общительного, как одиночество.
  • Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
  • Одиночество не измеряется милями, которые отделяют человека от его ближних.
  • Читайте в первую очередь классические произведения, иначе вы не успеете это сделать!
  • Не будем недооценивать значения факта: когда-нибудь на нем распустится цветок истины.
  • Пока я дружу с временами года, я не представляю, чтобы жизнь могла стать мне в тягость.
  • Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни!
  • Главная обезьяна в Париже напяливает на себя новую шляпу, и обезьяны всего мира делают то же самое.
  • Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти. Когда любовь прочна, она всегда ясна и спокойна.
  • Как могла бы природа быть столь светлой и прекрасной, если бы предназначенье человека не было таким же?
  • И Бог тоже одинок, а вот дьявол, тот отнюдь не одинок, он постоянно вращается в обществе, и имя ему легион.
  • Возможности человека не измерены до сих пор. Судить о них по предыдущему опыту мы не можем - человек еще так мало дерзал.
  • Мы должны читать лучшее, что есть в литературе, а не повторять без конца ее азы и не сидеть всю жизнь в приготовительном классе.
  • Куда бы человек ни пошел, где бы ни спрятался, люди обязательно найдут его, навяжут ему свои повадки, а по возможности и общество.
  • Не стремись непременно развиться, подвергнуться множеству влияний - всё это суета. В смирении, как во тьме, ярче светит небесный свет.
  • И вера, и опыт говорят мне об одном и том же: поддерживать свое существование на земле - это не тягостный труд, а развлечение, если мы живем просто и мудро.
  • Мы часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат. Когда человек думает или работает, он всегда наедине с собой, где бы он не находился.
  • Если человек уверенно движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему в самый обычный час и совсем неожиданно.
  • Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему.
  • Не надо быть чересчур нравственным, иначе ты рискуешь предаться самообману. Твоя цель должна быть выше нравственности. Надо быть не просто хорошим, а хорошим ради чего-нибудь.
  • Большинство предметов роскоши и так называемых жизненных удобств не только не являются необходимыми, но и определенно служат препятствиями к развитию человечества.
  • Если человек не идет в ногу со своими товарищами, то это, возможно, потому, что он прислушивается к другому барабану. Позвольте ему следовать за той музыкой, которая ему слышна.
  • Если ты построил воздушные замки, это вовсе не значит, что твой труд пропал напрасно: именно так и должны выглядеть настоящие замки. Осталось лишь подвести под них основание.