Занятие в старшей группе бакшеев голубая весна. Составление рассказа по картине В.Н


Дерево, масло. 44x57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: «Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса – какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни».

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства – восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева «Голубая весна» (1930).

Эта картина – глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине «Голубая весна» Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухое. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор – живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева – подлинного поэта русской природы.

Очень интересное название для своей картины выбрал пейзажист Бакшеев. И это «Голубая весна». Ведь если рассуждать логически, то весна не может быть голубой. Но, когда смотришь на картину «Голубая весна», понимаешь, почему она голубая. Ведь сразу замечаешь голубое небо, которое отлично просматривается через еще не позеленевшие ветви.

Оно настолько прекрасное, что не можешь насладиться его чистой лазурностью. Нет ни единого облачка, а лишь кристально-голубое безграничное пространство. И среди этой голубизны светит где-то солнышко. Мы его не видим, но прекрасно чувствуем его тепло, когда смотрим на картину Бакшеева «Голубая весна», описывая ее. Его лучи освещают землю прекрасным весенним днем. Лучи солнца согревают молодую траву, которая пробивается из-под прошлогодней листвы.

Картина Бакшеева ГОЛУБАЯ ВЕСНА

На картине «Голубая весна» Бакшеев изобразил не раннюю весну, ведь на земле уже нет снега, а лишь изредка встречаются лужи на траве среди берез. Но при этом листики на деревьях еще не появились, а значит, природа только начала пробуждаться.

В описании картины Бакшеева «Голубая весна», на переднем плане автор изобразил березовую рощу. Группа деревьев переднего плана не дает углубиться вдаль, чтобы мысленно оказаться в глубине рощи, ведь взгляд останавливается на белоснежных стволах берез, которые расположились вначале. Так и хочется оказаться среди берез, прикоснуться к их стволам, подставить солнцу свое лицо, вдохнуть свежий весенний воздух.

Картина Бакшеева «Голубая весна» наполнена жизнью, теплом, Она яркая, нет сильных контрастов. Автору удалось передать полную гармонию и спокойствие, изобразив небольшой мир живой природы в теплый весенний день.

Конспект совместной образовательной деятельности «Голубая весна» с использованием нетрадиционной техники рисования и ИКТ-технологий.

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие».

Тема: «Голубая весна».

Возрастная группа: средняя.

Вид деятельности: изобразительная (нетрадиционное рисование).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, физическое развитие.

Цель: развитие изобразительного потенциала дошкольников средней группы средствами нетрадиционных техник рисования.

Образовательные:

1. Знакомить детей с творчеством Василия Бакшеева на примере картины «Голубая весна».

2. Расширять представления детей о способах получения новых цветов и оттенков при работе с гуашью.

3. Учить передавать весеннее настроение в своих произведениях.

4. Формировать умение создавать свой неповторимый образ, видеть и понимать отличия в работах различных авторов.

Развивающие:

1. Развивать интерес к изобразительной деятельности, художественный вкус, эмоциональные чувства, образное эстетическое восприятие, цветовосприятие.

2. Развивать познавательную активность, внимание, коммуникативные умения.

3. Развивать мелкую моторику рук, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, стремление к достижению результата.

2. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы, эмпатию.

Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор с экраном, мольберт, крупное изображение березы, клеенки для каждого стола;

Раздаточный материал по количеству детей (листы альбомной бумаги размером А5 с наклеенными «стволами» из малярного скотча, наборы гуаши, кисти, непроливайки с водой, салфетки, фломастеры).

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Педагог предлагает всем детям собраться в центре групповой комнаты.

Кто хочет со мной немного поиграть? Подходите, не стесняйтесь! Молодцы. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем:

Станем рядышком, по кругу, и протянем руку другу.

Если каждый улыбнётся - утро доброе начнётся!

Ребята, какое сейчас время года? (Ответ детей: весна).

Правильно, пришла долгожданная весна. А как вы догадались? (Дети перечисляют приметы весны)

Какие вы умницы, всё знаете. Давайте присядем на ковер, закроем глаза и послушаем весну, её легкие шаги. (Включается на компьютере весенняя музыка)

Дети слушают весенние звуки (пение птиц, капель, журчание ручья) и называют их источник.

Вся природа радуется теплому весеннему солнышку: и животные, и растения, и люди. Давайте его позовём к нам в гости:

Солнышко, колоколышко,

Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди!

Нам в поле бежать, весну встречать!

2. Основная часть.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. (Появляется картина Василия Бакшеева «Голубая весна»)

Что на нём изображено? (Ответы детей) Правильно, весна в березовой роще. Это пейзаж Василия Николаевича Бакшеева. Как вы думаете, почему эту картину автор назвал «Голубая весна»? (Ответы детей)

Большую часть картины занимает небо. Обратите внимание на его цвет. Кажется, что Василий Николаевич нарисовал прозрачный, чистый весенний воздух. И эта голубизна подчеркивается нежными красавицами берёзками.

Ребята, как вы думаете, какое настроение хотел нам передать автор картины? (ответы детей). Давайте с вами попробуем нарисовать похожую картину, наполненную таким же прекрасным весенним настроением.

Дети садятся за столы, приготовленные к работе с краской.

Мы с вами превращаемся в настоящих художников. Для того чтобы наша картина получилась красивой и весенней, нужно найти подходящий оттенок голубого цвета. Давайте смешаем на палитре голубой и белый цвет, посмотрим, какие у нас получатся оттенки. (Дети смешивают краски, находят подходящий вариант) Молодцы!

Давайте встанем и дадим нашим пальчикам отдохнуть:

Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружится, вьётся.

Теперь можно приступать к рисованию картины. Присаживайтесь на свои места.

Перед вами лежат листочки. На них приклеены полосочки малярного скотча. Давайте представим, что это наши березки. Обратите внимание, что работу нужно размещать вертикально! Закрасим всю поверхность листа разными оттенками голубого. Смотрите на картину Василия Николаевича, как он распределял оттенки неба. Приступайте к работе. Не забывайте ополаскивать кисти в воде, промакивать лишнюю влагу салфеткой.

Дети рисуют под сопровождение весенней музыки.

Молодцы, у всех получились красивые работы. Пока они будут высыхать, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять -

Нам пора букет собрать!

Раз - присели, два - присели -

В руках ландыши запели!

(Дети повторяют за взрослым движения по тексту)

Ребята, наши картины высохли. Давайте аккуратно снимем с них скотч. (Воспитатель помогает детям)

Посмотрите, как красиво получилось. Каким кристальным, воздушным выглядит наше небо! Только чего-то не хватает нашим березкам. Что нужно им добавить? (Ответы детей)

Правильно, на стволах нужно дорисовать горизонтальные черные черточки. Не забудем нарисовать нашим березкам и длинные веточки. Посмотрите, какая красивая березка к нам пришла в гости. (Воспитатель крепит к мольберту изображение березы). Давайте дорисуем эти элементы черными фломастерами.

3. Заключительная часть.

Дети заканчивают свои работы и приносят их на выставку, любуются своим творчеством, делятся впечатлениями.

Смотрите, ребята, какие разные картины у вас получились. Все они наполнены весенним настроением, радостью пробуждающейся природы. Вы настоящие художники. Все ваши работы увидят родители и наши сотрудники. Пусть они тоже порадуются весне!

Вам понравилось рисовать природу? Какие мы смешивали краски? Зачем? С творчеством какого художника мы познакомились? (Ответы детей)

Спасибо за прекрасные картины! Давайте вместе уберем наши рабочие места.

/ / Сочинение-описание по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Василий Бакшеев входит в число тех русских пейзажистов, которые довольно часто изображали на своих полотнах прекрасные леса, непроходимые чащи, ведь они являлись украшением земель русских. На его полотнах зритель может наблюдать лесные пейзажи, изображенные в различные периоды года. Конечно же, наибольшее внимание приковывает весенняя зарисовка, когда все полотно заполнено тонкими и хрупкими березами.

Картина «Голубая весна» является именно тем холстом, на котором пейзажист закрепил все красоты пришедшей весны. Лес еще не полностью очнулся от зимней спячки. Деверья обнажены, молоденькие листочки не успели покрыть из ветки и обличить в зеленые наряды. Вглядываясь в картину, зритель словно переносится в ту лесную чащу, ощущает влажный, сырой воздух, который напоминаем нам грибной запах.

Картина «Голубая весна» весьма спокойна. На ней нет никаких волнующих событий, которые могут взбудоражить внимание автора. Перед нами обычный, теплый весенний денек. Лесной пейзаж залит солнечным светом, теплые лучи насквозь пронзают ветви деревьев и опускаются до самой земли. Лесные тропинки залиты водой. Они появилась в лесу после обильного таяния снега.

Однако не это привлекает внимание зрителя. Намного больше мы обращаем свой взор на изумительно чистое небо, наполненное лучезарным, голубым оттенком. Глядя на пейзаж, мы понимаем, что зима ушла. И вернется она не скоро.

Картина «Голубая весна» переполнена светлыми, мягкими, теплыми оттенками. В. Бакшеев не прибегает к помощи темных оттенков, ведь не видит свою работу мрачной и пасмурной. Весна ассоциируется у него с новой жизнью, новым потоком сил и энергии, светом, который пробудил природу после зимней спячки.

Тип урока: Развитие речи.

Тема урока: Описание картины «Голубая весна» В.Н. Бакшеева

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями живописи как вида искусства, научить учеников собирать материал на основе картины и излагать его в виде сочинения.

Методы: слово учителя, беседа, работа с иллюстрацией.

Оборудование: иллюстрация.

Ход урока.

    Сообщение темы урока.

    Беседа о видах искусства и жанрах живописи.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с вами с таким видом искусства как живопись. Но сначала давайте попробуем с вами выяснить, что такое искусство, и какие его виды вы знаете. Под искусством принято понимать художественное творчество в целом – литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, музыку, танец, театр, кино и другие виды человеческой деятельности. Как вы видите – все это искусство. Но сегодня мы будем говорить о живописи и ее жанрах.

Давайте вспомним, какие существуют жанры живописи.

Портрет – изображение человека или группы людей, в котором воссоздается облик какой-либо индивидуальности, но помимо внешнего сходства художник старается запечатлеть и духовный мир изображаемого человека.

Натюрморт – изображение неодушевленных предметов (утвари, плодов, битой дичи, букетов цветов, атрибутов какой-либо деятельности).

Пейзаж – вид, изображение местности; в живописи – этот жанр, в котором главным объектом изображения является природа, иногда виды городов или архитектурных комплексов.

Маринизм – изображение художниками, посвятившие свои произведения морской теме, в т.ч. морскому пейзажу – марине, жизни моряков и т.д.

Бытовой жанр изображение повседневной жизни.

Батальный жанр изображение войны и военных действий.

Художники-анималисты изображают на своих картинах животных.

Когда художник пишет картину, он располагает объектами на переднем, среднем и заднем плане, и это расположение подчинено определенным замыслам. Располагая на переднем плане, художник придает ему большую важность, а, казалось бы, недостаточно самостоятельные детали заднего плана, помогают в большей мере раскрыть сущность главной идеи.

    Информация об авторе картины «Голубая весна». Итак, сегодня мы познакомимся с вами с картиной русского живописца Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958). Деятельность В. Бакшеева оставила глубокий след в развитии русской национальной культуры. Его произведения, правдивые и выразительные, проникнутые неподдельным чувством природы, вошли в фонд мирового искусства.

Без малого сто лет прожил В.Н. Бакшеев. Родился 25 декабря 1862 года (12 января) в Москве. В 1887г. окончил Училище живописи, получив диплом классного художника и Большую серебряную медаль за эскиз «Возвращение с богомолья». В течение своего пребывания в Училище В.Н. Бакшеев выставлял свои работы на ученических выставках, которые сразу были куплены известными ценителями искусства, такими как П.М. Третьяковым, Гатунгом и др.

В 1901-1902гг. выставлял на выставках «36-ти художников». Принимал участие на выставках в Париже, Риме.

1913г. – избран почетным членом Академии художеств.

В 1956году В.Н. Бакшееву было присвоено звание народного художника СССР.

В 1937, 1947, 1957 гг. устраивались персональные выставки в связи с его юбилейными датами.

Картины Бакшеева посылались на выставки: в Америку, Францию, Китай, Сирию, Египет, Новую Зеландию, Аргентину.

Наиболее популярные картины В.Н. Бакшеева:

    «Портрет матери» (1887) эти картины находятся в

    «Березовая роща» (1943) Львовской государственной картинной галереи

    «Летний вечер» (1935) – Киевский государственный музей русского искусства

    «Житейская проза»(1892-1893) эти картины находятся

    «Девушка, кормящая голубей (Любимцы)»(1887) в Третьяковской галереи

    «Голубая весна» (1930)

    «Перед грозой» (1949)

    «Весенний день» (1942)

    «Последний наряд» (1957)

Вот что говорит Бакшеев о своем творчестве:

«Содержание своих картин как пейзажных, так и жанровых я подмечал в окружающей действительности. Любил ходить по проселочным дорогам среди полей и лесов. Смотрел на облака, на их форму, на их цвет утром, днем, вечером. Наблюдал и изучал форму деревьев, их характер. И когда писал этюд, то старался найти в них самое характерное, хотелось найти в них одухотворяющее начало, чтобы было не только внешнее сходство, но чтобы в них было внутреннее содержание. Все свои картины я писал на основании виденного мною в окружающей жизни».

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла. Все наполнено теплым душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные с нераспустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы. Я написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна». В этой картине мне удалось передать захватившее меня чувство пробуждения жизни в природе».

    Сбор материала

А теперь давайте обратимся к картине художника, которую я выбрал для описания, и ответим на вопросы, которые помогут вам уже дома написать сочинение-описание.

    К какому жанру живописи относится картина? Почему вы так думаете?

    Как изображена березовая роща?

    Как мы можем описать небо?

    Какие тона преобладают в картине?

    Чем привлекает зрителей полянка?

    Что чувствует и о чем думаете, когда смотрите этот пейзаж?

    Словарная работа

Любоваться, присматриваться

Небо – ярко-голубое, легкое

Воздух – прохладный, чистый, прозрачный

Земля – тяжелая, плотная, прогретая весенним солнцем

Запахи весеннего леса; запах прелых листьев, кое-где пробивается

Зеленая трава

Поляна золотисто-зеленая; голубовато-лиловые тени

Ветви – тонкие, гибкие, будто зеленые гирлянды

Верхушки берез- розовато-желтые.

    Составление плана

    Сведенье о создателе картины.

    Жанр живописи картины «Голубая весна».

    Изображение березовой рощи.

    Описание небесной выси.

    Настроение, которое передает картина.

    Какие чувства она вызывает.

    Домашнее задание

Дома написать сочинение-описание по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна», с использованием словосочетаний и плана, записанных на доске.