Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (7 класс).

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 7-8 КЛАСС (Всего – 50 балллов) 1. Прочитайте это поэтическое произведение и ответьте на вопросы (максимальное количество баллов – 15 баллов) Осёл и Соловей Осел увидел Соловья И говорит ему: "Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?" Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом, "Изрядно, - говорит, - сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился". Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и - полетел за тридевять полей. Избави, Бог, и нас от этаких судей. а) Назовите жанр произведения, перечислите характерные особенности этого жанра. б) Какова композиция произведения? в) Кто автор? г) Дайте характеристику персонажей. д) Какими средствами автор создает образ судьи и певца? е) В чем мораль этого произведения? 2. Что обозначают выражения? С кем связано их значение? (максимальное количество баллов – 3 балла) а) «Титаническая борьба» б) «Панический страх» в) «Сизифов труд» 3. В греческой мифологии он перевозчик мертвых в царстве Аида. Это мрачный старик в рубище; в своей ладье он переправляет через подземную реку души умерших и берет за это плату в один обол – его, по обычаю, кладут покойнику под язык. Он перевозит только погребенных мертвецов, поэтому брошенные без погребения долго томятся на берегу Стикса, скитаясь между миром живых и мертвых. Кто же перевозчик в царстве мертвых? (максимальное количество баллов – 2 балла) 4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос (максимальное количество баллов – 3 балла). “На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головой, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло её...” Что именно? Какой нашелся выход из сложного положения? 5. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 3 балла). а) - Не смейся, не смейся, батьку!.. - Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться? - Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу! б) - А где же ключик? А англичане говорят: - Здесь и ключ перед вашими очами. - Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу? - Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп. в) - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось? - На плотине-то?.. - Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся. - Ну, что такое случилось? Сказывай… - А вот что случилось. такое. 6. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла) а) И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля. б) Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел. Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. в) И грянул бой <…> В огне, под градом раскалённым. Стеной живою отражённым, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей. Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. 7. Каким событиям посвящены следующие произведения (максимальное количество баллов – 8 баллов) а) Гомер «Илиада» б) И.Крылов «Волк на псарне» в) М.Ю. Лермонтов «Бородино» г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» ж) А.С. Пушкин «Медный всадник» з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» 8. Определите жанр произведений древнерусской литературы. Приведите примеры произведений этого жанра (максимальное количество баллов – 3 балла). а) И жил Олег, княжа в Киеве, мир имел со всеми странами. И пришла осень, и… б) Дети мои или кто иной, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она будет люба, пусть примет ее в сердце свое не станет лениться, а будет трудиться. в) Был же он поистине человек Божий, светило, всему миру видимое и всем освещающее путь черноризцам: смирением, и разумом, и покорностью, и прочим подвижничеством; все дни трудясь, не давая ни рукам, ни ногам покоя… 9. Определите жанр произведения (максимальное количество баллов – 5 баллов): А) «Вольга и Микула Селянинович» Б) «Лесной царь» В.А. Жуковский В) «Полтава» А.С.Пушкин Г) «Ворона и лисица» И.А.Крылов Д) «Узник» А.С.Пушкин а) баллада б) стихотворение в) былина г) поэма д) басня. 10. О каком литературоведческом термине идет речь? (Максимальное количество балллов – 5 баллов) а) Звуковая организация речи: повторение согласных звуков, одинаковых или близких по звучанию. б) Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, создающее эффект резкого контраста в) Один из видов комического: едкая, злая, издевательская насмешка. г) Небольшая цитата, помещаемая автором перед всем произведением или его частью с целью помочь читателю глубже понять содержание текста. д) Созвучие окончаний стихотворных строк. Ответы на задания 7-8 кл. (Всего – 50 баллов) 1. И.А. Крылов. Басня. (15 баллов) 2. Всего: 3 б. а) Титаническая борьба – очень сильная, напряженная борьба, борьба сильных, могучих героев. Титаномахия, миф о борьбе титанов с богами. б) Панический страх – внезапный, безотчетный, бессмысленный, безрассудный и неодолимый страх. Пан – в греческой мифологии сын бога Гермеса, первоначально почитался как покровитель пастухов, бог стад; впоследствии (ко II веку до н. э.) - как покровитель всей природы. Изображался в виде человека с рогами, козлиными ногами и козлиной бородой. в) Сизифов труд – тяжёлая, бесконечная и безрезультатная работа и муки. Сизиф – в древнегреческом мифе строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз. 3. 2 балла. Харон 4. 3 балла. “...Она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы”. 5. 3 балла а) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»; б) Н.С. Лесков «Левша» в) И.С. Тургенев «Бежин луг» 6. 3 балла а) Гоголь «Тарас Бульба» б) М.Ю. Лермонтов «Бородино» в) А.С. Пушкин «Полтава» 7. 8 баллов а) Гомер «Илиада» – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне. б) И.Крылов «Волк на псарне» – басня посвящена войне 1812 года. в) М.Ю. Лермонтов «Бородино» – стихотворение посвящено войне 1812 года, битве на Бородинском поле. г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» – стихотворение посвящено войне 1812 года д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» – разрабатывается летописный средневековый сюжет е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» – время восстания Е. Пугачева (1773-1775) ж) А.С. Пушкин «Медный всадник» – петербургское наводнение 7 ноября 1824 года з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – о войне украинского казачества с польскими панами. События 1630-х годов, время гетмана Я. Остряницы, и 1648 -1654 годов, время Б.Хмельницкого. 8. 3 балла а) летопись б) послание в) житие 9. 5 баллов А) «Вольга и Микула Селянинович» Б) «Лесной царь» В.А Жуковский в) былина а) баллада В) «Полтава» А.С.Пушкин Г) «Ворона и лисица» И.А.Крылов Д) «Узник» А.С.Пушкин г) поэма д) басня. б) стихотворение 10. 5 баллов а) Аллитерация; б) Антитеза; в) Сатира; г) Эпиграф; д) Рифма Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 9 КЛАСС (Всего – 50 балллов) 1. Проанализируйте стихотворение М.Лермонтова, ответьте на предложенные вопросы (максимальное количество баллов – 15). *** Когда волнуется желтеющая ………., И свежий лес шумит при звуке ……., И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка, Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль в утра час златой Из-под куста мне ландыш …………… Приветливо кивает ……………, Когда студеный ключ играет по ………. И, погружая мысль в какой-то смутный ……., Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, – Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на ………., И в небесах я вижу ………. 1.1. Восстановите рифмы, укажите используемый тип рифм и рифмовки. Какой размер лежит в основе ритмической организации стихотворения? 1.2. Как бы вы выразили поэтическую идею стихотворения? 2. Внимательно прочитайте приведенные ниже цитаты. Укажите автора, произведение и его жанр. Дайте определение жанра, отметьте самые характерные его особенности (максимальное количество баллов - 8). 2.1 В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. 2.2. Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала. Под столицей, близ ворот, С шумом встретил их народ, - <…> 2.3. Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем все шла да шла И на терем набрела. Ей навстречу пес, залая, Прибежал и смолк, играя; <…> 2.4. В той столице был обычай: Коль не скажет городничий – Ничего не покупать, Ничего не продавать. Вот обедня наступает; Городничий выезжает В туфлях, в шапке меховой, С сотней стражи городской. 2.5. Царь, издав такой закон, Начал пить, и есть и спать, Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот. Дни проходят, дочь растет<…> 3. Кому посвящает А.С. Пушкин следующие строки (Максимальное количество балов - 6): 1. «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль,...» 2. «Любезный именинник, О ….. дорогой! Прибрел к тебе пустынник С открытою душой;» 3. «Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надежной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт.» 4. «Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!» 5. «Питомец мод, большого света друг, Обычаев блестящий наблюдатель,…» 6. «Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует: Они жрецы единых муз; Единый пламень их волнует; Друг другу чужды по судьбе, Они родня по вдохновенью.» Языкову, Жуковскому, Дельвигу, Пущину, Горчакову, Чаадаеву (выберите правильные ответы) 4. По описанию узнайте героиню. Назовите произведение и автора (максимальное количество баллов – 4) 4.1 У нее такие бархатные глаза - именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу. 4.2 Она была далеко не красавица, но я имею свои предубеждения также и насчет красоты. В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, то есть порода, а не Юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки. Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно. 4.3 В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон и взгромоздил на её голове целую оранжерею разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников. По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска <…> 4.4 С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала. 5. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов –8) 5.1 И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля. 5.2 Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел. Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. 5.3 И грянул бой… В огне, под градом раскаленным. Стеной живою отраженным, Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей. Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. 5.4 Но тут из каждого двора Сбежалась к Ване детвора: «Веди нас, Ваня, на врага, Нам не страшны его рога!» И грянул бой! Война! Война! И вот уж Ляля спасена. 6. Каким событиям посвящены следующие произведения (максимальное количество баллов – 7): 1) Гомер «Илиада» 2) И.Крылов «Волк на псарне» 3) М.Ю. Лермонтов «Бородино» 4) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» 5) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 6) А.С. Пушкин «Медный всадник» 7) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» 7. Почему в одной из эпистол русский поэт-классицист XVIII века А.П. Сумароков советует «не раздражать слезами Талию, а Мельпомену смехом»? Ответ обоснуйте. (Максимальное количество баллов - 2) Ответы на задания 9 кл. Всего – 50 б. 1. Всего 15 б. Учитывать полноту анализа. Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка, Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль в утра час златой Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой, Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога. 1.1. 6-ти стопный ямб; рифмы (мужские и женские); рифмовка (перекрестная, кольцевая, смежная) 1.2. варианты 2. Всего 8 б. 2.1«Сказка о царе Салтане…», Пушкин, 1.2. «Сказка о золотом петушке», Пушкин, 1.3. «Сказка о мертвой царевне…», Пушкин 1.4. «Конек-горбунок», Ершов 1.5. «Спящая царевна» Жуковский. (по 1 за отгаданные отрывки и 3 б. за определение жанра и его описание: литературная сказка) 3. Всего 6 б. Жуковскому, Пущину, Дельвигу, Чаадаеву, Горчакову, Языкову –., по 1 за каждый правильный ответ. 4. Всего: 4 балла 1. Мери (Лермонтов. Княжна Мери), 2. Ундина. (Лермонтов. Тамань) 3. Жена учителя (Погорельский. Черная курица) 4. Татьяна (Тургенев. Муму) 5. Всего – 8 б. Гоголь. «Тарас Бульба», Лермонтов «Бородино», Пушкин «Полтава», Чуковский. «Крокодил» 6. Всего – 7 б.1)«Илиада» Гомера – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне. 2)Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящены войне 1812 года. 3) Сражение на Бородинском поле 4) Жуковский посвятил стихотворение войне 1812 г. (написано после сражения при Тарутине) 5)Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва 6)В поэме «Медный всадник» А.Пушкина рассказывается о петербургском наводнении 7 ноября 1824 года.7)Повесть Н.Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами. События 1630-х годов, время гетмана Я.Остряницы, и 1648 -1654 годов, время Б.Хмельницкого, даны в типическом обобщении.. 7. Всего – 2 б. Талия – муза комедии, Мельпомена – муза трагедии. Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 10 КЛАСС (Всего – 50 балллов) 1. Прочитайте стихотворения и сопоставьте их, обозначьте сходства и различия в поэтических концепциях. Укажите жанры стихотворений, дайте определение этих жанров. Укажите стихотворный размер. (Максимальное количество баллов – 15, учитывается полнота ответа) А.С.Пушкин А.Ахматова Приморский сонет Брожу ли я вдоль улиц шумных, Здесь все меня переживет, Вхожу ль во многолюдный храм, Все, даже ветхие скворешни Сижу ль меж юношей бездумных, И этот воздух, воздух вешний, Я предаюсь моим мечтам. Морской свершивший перелет. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды И чей-нибудь уж близок час. И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней. И над цветущею черешней Сиянье легкий месяц льет. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога не скажу куда... Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать. И где мне смерть пошлет судьбина? В бою ли, в странствии, в волнах? Или соседняя долина Мой примет охладелый прах? И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. 1829 Там средь стволов еще светлее, И все похоже на аллею У царскосельского пруда. 1958 2. Прочитайте приведенные ниже цитаты. Укажите автора, произведение. О каком городе идет речь в каждом произведении? (Максимальное количество баллов – 7) 2.1 «Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска. В душе его возродилось самое адское намерение, какое когда-либо питал человек, и с бешеною силою бросился он приводить его в исполнение. Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество». 2.2 «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, нет, он служил с любовью. Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир.» 2.3 «Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстух, бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии». 2.4 «Сегодняшнего дня случилось необыкновенное приключение. Я встал поутру довольно поздно, и когда Мавра принесла мне вычищенные сапоги, я спросил, который час. Услышавши, что уже давно било десять, я поспешил поскорее одеться. Признаюсь, я бы совсем не пошел в департамент, зная заранее, какую кислую мину сделает наш начальник отделения. Он уже давно мне говорит: «что это у тебя, братец, в голове всегда ералаш такой?»» 2.5 «Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли, и будто подымались из земли, на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, огромные тени их мелькали по стенам, достигая головою труб и крыш.» . 3. Составьте следующие пары: автор - персонаж. Составленные пары выпишите в столбик. Укажите название произведения. (Максимальное количество баллов – 8) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Гончаров Салтыков-Щедрин Достоевский Лермонтов Гоголь Грибоедов Пушкин Тургенев Базаров Иудушка Тарантьев Хлестаков Лиза Калашников Порфирий Петрович Варлаам и Мисаил 4. Русские поэты и писатели XIX века неоднократно обращались к кавказской теме. Узнайте автора строк, назовите произведение. (Максимальное количество баллов – 4) 4.1. Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоковысоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного,полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. 4.2. В ауле, на своих порогах, Черкесы праздные сидят. Сыны Кавказа говорят О бранных, гибельных тревогах, О красоте своих коней, О наслажденьях дикой неги; Воспоминают прежних дней Неотразимые набеги, Обманы хитрых узденей, Удары шашек их жестоких, И меткость неизбежных стрел, И пепел разоренных сел, И ласки пленниц чернооких. 4.3. Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. 4.4. На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ. 5. Определите названия произведений и автора по названным историческим лицам: (Максимальное количество баллов – 8) 5.1. Александр Македонский, Пушкин, барон Брамбеус, Смирдин, Загоскин. 5.2. Петр I, Ермолов, Байрон, Цицерон, Александр Великий, Нерон, Тасс, Вальтер Скотт, Юлий Цезарь. 5.3. Каверин, Озеров, Семенова, Дидло, Фонвизин, Шаховской, Истомина, Княжнин. 5.4. Шиллер, Гете, Либих, Веллингтон, Луи-Филипп, Масальский, Шуберт, Пушкин, Бюхнер. 6. Из каких произведений описание этих танцевальных эпизодов? (Максимальное количество баллов – 4): 1) Эй, сороконожки, Бегите по дорожке, Зовите музыкантов, Будем танцевать! Музыканты прибежали. В барабаны застучали <…>. 2) «Вишь, чортовы дети! разве так танцуют? Вот как танцуют!» сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив каблуками. Ну, нечего сказать, танцовать-то он танцовал так, хоть бы и с гетманшею. Мы посторонились, и пошел хрен вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошел однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, - не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! 3) Почтмейстерша, вальсируя, с такой томностию опустила набок голову, что слышалось в самом деле что-то неземное. Одна очень любезная дама, - которая приехала вовсе не с тем чтобы танцевать, по причине приключившегося, как сама выразилась, небольшого инкомодите в виде горошинки на правой ноге, вследствие чего должна была даже надеть плисовые сапоги, - не вытерпела, однако же, и сделала несколько кругов в плисовых сапогах, для того именно, чтобы почтмейстерша не забрала в самом деле слишком много себе в голову. 4) Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы <…> Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. 7. В каких литературных, музыкальных и живописных произведениях отразилась тема Демона? (максимальное количество баллов – 4) Ответы на задания 10 кл. 1. Ямб, элегия (сонет – это не жанр). 15 б. Учитывать полноту анализа. Обратить внимание на сопоставление 2. – 7 б. 2.1 – «Портрет» Гоголя, 2.2. – «Шинель», 2.3. – «Невский проспект», 2.4. – «Записки сумасшедшего», 2.5. – «Ночь перед Рождеством» (из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»). Везде Петербург. По 1 баллу за правильно угаданное произведение (5), 1 балл за автора, 1 балла за жанр, ответ на вопрос 3. Всего 8 б. По 1 за правильный ответ (по 0,5 за правильно составленные пары и 0,5 за название произведения). Гончаров – Тарантьев, Салтыков-Щедрин – Иудушка, Достоевский – Порфирий Петрович, Лермонтов – Калашников, Гоголь – Хлестаков, Грибоедов – Лиза, Пушкин - Варлаам и Мисаил, Тургенев – Базаров. 4. 4 б. 4.1 Лермонтов. «Герой нашего времени» («Бэла») 4.2.Пушкин «Кавказский пленник», 4.3. Пушкин «Кавказ», 4.4. Толстой «Кавказский пленник» 5. Всего – 8 балла 5.1. «Ревизор» Гоголя 5.2. «Герой нашего времени» Лермонтова 5.3. «Евгений Онегин» Пушкина 5.4. «Отцы и дети» Тургенева 6. Всего – 4 б. 1) Чуковский «Муха-Цокотуха», 2) Гоголь. «Заколдованное место», 3) Гоголь. «Мертвые души» 4) Толстой. «После бала» 7. Максимально – 4 А.С. Пушкин «Демон» (В те дни, когда мне были новы...»), М.Ю. Лермонтов стихотворение «Мой демон» («Собранье зол его стихия...»), поэма «Демон», А. Блок два стихотворения с названием «Демон» («Иди, иди за мной – покорной...» и «Прижмись ко мне крепче и ближе...»). М.А. Врубель «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный», иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон». Опера А. Рубинштейна «Демон». (4 балла) Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 11 класс (Всего – 50 баллов) 1. Сопоставьте два стихотворения поэтов серебряного века, написанных на одну и ту же тему – о городе. Обратите внимание на образный ряд каждого произведения, средства выразительности, использованные авторами, на их отношение к описываемому. При помощи каких средств они выражают свое отношение? Охарактеризуйте ритмику каждого стихотворения. Чем является город для каждого из них? Определите, какое стихотворение принадлежит С. Есенину, какое – В. Брюсову (максимальное количество баллов – 14). Город Храня завет родных поверий - Питать к греху стыдливый страх, Бродил я в каменной пещере, Как искушаемый монах. Как муравьи, кишели люди Из щелей выдолбленных глыб, И, схилясь, двигались их груди, Что чешуя скорузлых рыб. В моей душе так было гулко В пеленках камня и кремней. На каждой ленте переулка Стонал коровий рев теней. Дризжали дроги, словно стекла, В лицо кнутом грозила даль, А небо хмурилось и блекло, Как бабья сношенная шаль. С улыбкой змейного грешенья Девичий смех меня манул, Но я хранил завет крещенья - Плевать с молитвой в сатану. Как об ножи стальной дорогой Рвались на камнях сапоги, И я услышал зык от Бога: «Забудь, что видел, и беги!» 1915 *** Я люблю большие дома И узкие улицы города, - В дни, когда не настала зима, А осень повеяла холодом. Пространства люблю площадей, Стенами кругом огражденные, - В час, когда еще нет фонарей, А затеплились звезды смущенные. Город и камни люблю, Грохот его и шумы певучие, - В миг, когда песню глубоко таю, Но в восторге слышу созвучия. 1898 2. Определите героя произведения (назовите произведение, имя, фамилию героя) по принадлежащим ему вещам (максимальное количество баллов – 4): а) Нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов» б) Гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые, и щетки тридцати родов и для ногтей, и для зубов в) кружевное белье, гетры серые, шоколад Миньон г) золотая табакерка с бриллиантовым треугольником на крышке, трость с набалдашником в виде головы пуделя 3. Из каких произведений описание этих танцевальных эпизодов? (максимальное количество баллов – 3): а) И ровно в полночь в первом зале что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!». Это ударил знаменитый грибоедовский джаз. Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала, а за ними заплясала и веранда. б) Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины... задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами... он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один капитан знал, что эта пара нанята Ллойдом... в) Она сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею. Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке. 4. О каком из писателей начала ХХ века идет речь (максимальное количество баллов – 6): а) первый русский Нобелевский лауреат б) его прославило стихотворение из одной строчки: «О, закрой свои бледные ноги!» в) им написан роман «Петербург» – непревзойденная вершина прозы серебряного века г) после написания поэмы воскликнул «Сегодня я – гений!» д) его ранняя лирика импрессионистична, а сборник «Будем как солнце» упрочил громкую славу поэта е) его первый поэтический сборник назывался «Я» 5. Прокомментируйте историко-культурные реалии, встречающиеся в тексте (максимальное количество баллов – 5): «Блок приехал в субботу, десятого, а в воскресенье... он с женой оказался в кругу «аргонавтов», попавших ко мне... Со старшими, с Брюсовым, с К.Д. Бальмонтом, Блок держался любезно, но с достоинством: просто, естественно и независимо... ... «аргонавты» понравились Блоку... писал матери он: «Андрей Белый неподражаем...» Впечатления свои он скоро выразил стихотворением «Аргонавты»; в нем строчка имеется: «Молча свяжем вместе руки», и этим как бы признавая, что себя чувствует в «аргонавтическом братстве». А. Белый Начало века 6. С творчеством каких поэтов серебряного века связаны данные предметы (максимальное количество баллов – 6): а) муаровое платье б) брабантские кружева в) смычок и струны г) ананасы в шампанском д) чертовы качели е) шлейф, забрызганный звездами 7. Из трех стихотворений разных авторов (символиста, акмеиста, футуриста) выписали все существительные в три столбика. Какой столбик «символистический», какой – «акмеистический», какой – «футуристический»? Коротко обоснуйте свой выбор (максимальное количество баллов – 6). а) б) в) Бездна Ночь Дух Миры Любовь кормило сретенье светило твердь легион пламень небо труп звезды черви туман боль обман эфиопы сыпь крик выпь люди звери руки паук лыжи небо месяц луг дворец окошки тишина проруби тропинки ива русалки путь ветви галки 8. Исправьте ошибки в литературоведческих суждениях (максимальное количество баллов – 2): а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю. б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений. 9. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Аккорды». Назовите известные вам картины упомянутых художников (максимальное количество баллов – 4). Мне снился мучительный Гойя, художник чудовищных грез, – Больная насмешка над жизнью, над царством могилы вопрос. Мне снился бессмертный Веласкес, Коэльо, Мурильо святой, Создавший воздушность, и холод, и пламень мечты золотой. И Винчи спокойный, как Гете, и светлый, как сон, Рафаэль, И нежный, как вздох, Боттичелли, нежней, чем весною свирель. Мне снились волхвы откровений, любимцы грядущих времен, Воззванья влекущих на битву, властительно-ярких знамен. Намеки на сверхчеловека, обломки нездешних миров, Аккорды бездонных значеньем, еще не разгаданных снов. Ответы на задания 11 кл. (Всего – 50 баллов) 1. Интерпретация стихотворения (14 баллов) 1) С. Есенин; 2) В. Брюсов. 2. а) Олеся; А.И. Куприн «Олеся» б) Онегин; А.С. Пушкин «Евгений Онегин» в) Катя; А.А. Блок «Двенадцать» г) Мефистофель; М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (4 балла) 3. а) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» б) И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» в) Л.Н. Толстой «Война и мир» (3 балла) 4. а) И.А. Бунин б) В.Я. Брюсов в) Андрей Белый г) А. Блок д) К. Бальмонт е) В. Маяковский (6 баллов) 5. Имеются в виду «старшие» символисты. В русском символизме различают «старших» символистов» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф, Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус) и «младших» (Андрей Белый, С. Соловьев, А. Блок, Вяч. Иванов). Московская группа «младших» символистов» во главе с А. Белым основала кружок «аргонавтов». Название кружка уходило корнями в древнегреческий миф об аргонавтах, отправившихся добывать золотое руно. На языке русских символистов «Аргонавты», «Золотое руно» – символы, которые обозначали мистические, религиозные цели, к которым было направлено творчество «младших». (5 баллов) 6. а) И. Северянин б) Н. Гумилев в) И. Анненский г) И. Северянин д) Ф. Сологуб е) А. Блок (6 баллов) 7. а) Символизм б) Футуризм в) Акмеизм (6 балла) 8. а) для поэтического языка символистов были характерны повышенная музыкальность, активное словотворчество (создание неологизмов), его образный строй отличают неопределенность, расплывчатость поэтических формулировок. б) образный строй лирических произведений акмеистов отличают тяготение к ясному и четкому пушкинскому стилю, нарочитое внимание к мелочам, эстетизация вкусовых ощущений. (2 балла) 9. Например, Гойя «Капричос»; Веласкес «Менины», «Венера с зеркалом»; Коэльо «Портрет Филиппа II с четками»; Мурильо «Мальчик с собакой», «Мадонна с четками»; Леонардо да Винчи «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Мадонна Литта»; Рафаэль «Мадонна Конестабиле», «Сикстинская мадонна», «Афинская школа»; Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры». (4 балла) Какие повести русского писателя XIX века начинаются следующими словами. Назовите автора и укажите их названия. 5.1.«Как упоителен, как раскошен летний день в Малороссии! Как томительно– жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! <…> Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало – река в зеленых, гордо поднятых рамах… <…> Такою роскошью блистал один из дней жаркого августа тысячу восемьсот… восемьсот… Да, лет тридцать будет назад тому, когда дорога, верс за десять до местечка Сорочинец, кипела народом <…>» 5.2.«Звонкая песня лилась рекою по улицам села ***. Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни все не утихали. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой казак Левко, сын сельского головы». 5.3.«Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые как дряхлые живописные домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого стен не промыл еще дождь, крыши не покрыла зеленая плесень и лишенное штукатурки крыльцо не выказывает своих красных кирпичей» 5.4.«Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенное странное происшествие. Цирюльник Иван Яковлевич, живущий на Вознесенском проспекте <…> проснулся довольно рано и услышал запах горячего хлеба. Приподнявшись немного на кровати, он увидел, что супруга его, довольно почтенная дама, очень любившая пить кофий, вынимала из печи только что испеченные хлебы» 5.5.«Нигде не останавливалось столько народа, как перед почтенною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большей частью были писаны масляными красками, покрыты темно– зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах». 5.6.«В департаменте… но лучше не называть в каком департаменте. Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякий частный человек считает в лице своем оскорбленным все общество. <…> Итак, в одном департаменте служил один чиновник <…>»

Задания для проведения школьной олимпиады в 7 классе по литературе сгруппированы по трём этапам. Каждый включает 5-7 заданий. Внизу есть ответы на некоторые задания.

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

7 КЛАСС

1 этап

№1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каких из них дуб – это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.

№2. Верите ли вы, что 1) панночка была ведьмой; 2) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 3) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 4) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 7) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 8) Ася гуляла по Бежину лугу?

№3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:

  • очарованье, прощальная, увяданье, багрец;
  • на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.

После того как запишите строки, назовите эти произведения.

№4. Вспомните и назовите подлинное имя героев:

Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах, Бирюк.

№5. По словам А. Твардовского, «заглавие не реклама, а само произведение… Простые слова заглавия под конец чтения должны наполниться смыслом…» Какие произведения, на ваш взгляд, имеют самые интересные, необычные заглавия? Объясните свой выбор.

№6. Напишите небольшое сочинение: опишите литературного героя, кого вы считаете чудаком .

2 этап

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного русского поэта ХIХ века А.А. Фета (1820 -1892).

Ещё весны душистой нега

К нам не успела снизойти,

Ещё овраги полны снега.

Еще зарёй гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в прилётных журавлях.

Их, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

№2. Опишите своего любимого литературного героя , не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения .

№3. Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Когда и почему вы их запомнили? Приведите 2-3 примера .

№4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Синяя птица», «Людмила», «Снегурочка», «В дурном обществе», «Пёстрая лента», «Заколдованное место», «Жена-доказчица», «Соловей», «Ашик-Кериб», «Золотой жук».

№5. С этими местами связаны события многих произведений. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Москва, монастырь, парадный подъезд, Оренбург, крепость, старинный замок, лачуга у моря, улица Морг, Итака, Миссисипи.

№6. Назовите 3-4 писателей , с помощью которых Вы узнали о детстве, о других людях, о вечном и преходящем. Что вы знаете об их творчестве?

№7. «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3 аргументов, опираясь на свой читательский опыт.

3 этап

№1. «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Какие книги есть в вашей домашней библиотеке? Как характеризуют книги членов вашей семьи? Назовите 3-5 ваших любимых авторов и их книги. Объясните свой выбор.

№2. Что в тексте Виктора Астафьева подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав 10-12 предложений.

Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать … нас, учащихся овсянской школы.

№3. Пётр Гринёв, Маша Миронова, Тарас Бульба, Саня Григорьев, Дон Кихот. Определите, какие авторы придумали этих героев. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?

№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные повести о ваших ровесниках . Когда и почему вы их запомнили? Расскажите, что вы знаете об их жизни и творчестве?

№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В. КРУПИН

СБРОСЬ МЕШОК!

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а всё равно. Дождь шёл, промокла я, продрогла, всё прокляла.

К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.

Вятка красная. Радуга во всё небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шёпотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдём». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот чем закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроём в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «смотри, Машенька, какие облака».

  • Понравился ли вам рассказ? Что помогло героине победить усталость?
  • От чьего лица ведётся повествование? Кто рассказывает историю своей жизни?
  • Что же объединяет три поколения этой семьи? Прокомментируйте название рассказа.

№6. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Как вы понимаете строчку «Слухают ракиты посвист ветряной…»? С каким чувством рассказывает поэт о родине? Какие ещё стихотворения о родине вы знаете? Назовите.

С. ЕСЕНИН

* * *

Топи да болота,

Синий плат _____.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных ______,

Тёмным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз -

Суховатой ______

Пахнет от колёс.

Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Олимпиада по литературе (школьный этап)

7 класс

2009-2010 учебный год

1. Почти у каждого человека есть свой девиз, принцип по которому он живёт. Определите, кто автор этих литературных девизов (автор, название и герой произведения) (3б.)

А) «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Б) «Терпи, казак – атаманом будешь!»

В) «Один за всех и все за одного!»

2.По последним строкам определите стихотворение и автора.(4б.)

А) кроет
крутя
завоет,
дитя.

Б) одинокий
голубом.
в стране далекой
?
в стране родной?

В) одиноко
сосна.

сыпучим
она.

Г) завесила
одному

и весело
не пойму.

3. Определите литературного героя по описанию: (6б.)

А) «Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…»

Б) «Настоящая казацкая папаха, чуб, торчащий на голове, длинные усы, суровый взгляд и постоянная его спутница – люлька».

В) «Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет».

Г) «На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом».

Д) “Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит … Коса сиза-черная, на конце ленты не то красные, не то зеленые… А одежда такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шелк, хоть рукой погладь”.

Е) “Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. …Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца… говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом…”.

4. Что такое сатира? Чем сатира отличается от юмора? (3б.)

5. Запишите пословицы полностью (4б.)

Кто вчера солгал, тому…..

Недосол на столе, а

Не всё коту масленица, бывает и……

Без дела жить – только …

6. Запишите произведения, в названии которых встречаются числительные. Укажите авторов данных произведений. (1б. за каждое название)

7. Определите литературные приёмы (тропы) в строках А.С.Пушкина из поэмы «Полтава» (4б.)

Горит восток зарёю новой; дым багровый; как пахарь битва отдыхает; бросая груды тел на груду

8. Интерпретация лирического произведения. (Восприятие, истолкование, оценка) (10б.)

И.А.Бунин

Первый утренник, серебряный мороз!

Тишина и звонкий холод на заре.

Свежим глянцем зеленеет след колёс

На серебряном просторе, на дворе.

Я в холодный обнажённый сад пойду –

Весь рассеян по земле его наряд.

Бирюзой сияет небо, а в саду

Красным пламенем настурции горят.

Первый утренник – предвестник зимних дней!

Но сияет небо ярче с высоты,

Сердце стало и трезвей и холодней.

Но как пламя рдеют поздние цветы.

Ответы (7 класс):

1. (3б.) А) «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» В.Каверин «Два капитана», Саша Григорьев

Б) «Терпи, казак – атаманом будешь!» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», Т. Бульба - Андрию

В) «Один за всех и все за одного!» А. Дюма. «Три мушкетера», Д " артаньян

2. (4б.) А). «Зимний вечер» А.С. Пушкин

Б) «Парус» М.Ю. Лермонтов

В) «На севере диком стоит одиноко…» М.Ю. Лермонтов

Г) « Ель рукавом мне тропинку завесила» А.А. Фет.

3. (6б.) А) Черт. «Ночь перед Рождеством», Гоголь.

Б) Тарас Бульба. "Тарас Бульба", Гоголь.

В) Два генерала.«Повесть о том, как 1 мужик двух генералов прокормил», Салтыков-Щедрин.

Г) Остап и Андрий. «Тарас Бульба», Гоголь

Д) Медной горы хозяйка. П.Бажов “Уральские сказы”.

Е) Лиза – дочь Григория Ивановича Муромского, настоящего русского барина. А.С.Пушкин “Барышня-крестьянка”.

4. (3б.) Сатира – гневное, обличающее отражение негативных явлений действительности

Сатира высмеивает зло, ядовито, стремясь разоблачить что-то, привести людей к противоположному идеалу.

5. (4б.) Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Недосол на столе, а пересол на спине.

Не всё коту масленица, бывает и великий пост.

Без дела жить – только небо коптить.

6. (1б. за каждое название) Например: «Два великана» - стихотворение Лермонтова, «Два капитана» Каверин; «Три мушкетёра» Дюма, «Три сестры» Чехов и др.

7. (4б.) Горит восток зарёю новой - метафора; дым багровый- эпитет; как пахарь битва отдыхает - сравнение; бросая груды тел на грудугипербола.

1. Какая темя является общей для произведений
"Уроки французского" и "Они сражались за Родину"?

  • А) тема родительской любви
  • Б) тема ужасов войны
  • В) тема страданий и боли
  • Г) тема героизма и храбрости

2. Отметить, какой прием использован автором в приведенном отрывке:

«У меня одна лестница стоит…
А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся:
графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж…ж…ж…
Иной раз и министр..»?

  • А) алогизм
  • Б) гротеск
  • В) сравнение
  • Г) гипербола

3. Чем закончилась история?

  • А) танцами
  • Б) свадьбой
  • В) приездом настоящего ревизора
  • Г) отъездом Хлестакова

4. Рассказывая о станционных смотрителях, Пушкин:

  • А) осуждает их
  • Б) сочувствует им
  • В) презирает их

5. Предположительно предшественником/предшественницей поэмы был(-а):

  • А) былина
  • Б) историческая песня
  • В) басня
  • Г) частушка

6. Кто из нижеперечисленных персонажей не является героем произведения “Дубровский”?

  • А) Дубровский Владимир Андреевич
  • Б) Левин Константин Дмитриевич
  • В) Троекуров Кирила Петрович
  • Г) Марья Кирилловна Троекурова

7. Кто первым «узнал» в Хлестакове ревизора?

  • А) городничий, Антон Антонович
  • Б) жена городничего, Анна Андреевна
  • В) судья, Ляпкин-Тяпкин
  • Г) Бобчинский и Добчинский

8. Вспомните название поэмы, которая начинается со следующих строк:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

  • А) "Два брата"
  • Б) "Капитанская дочка"
  • В) "Мцыри"
  • Г) "Кавказ"

9. Чем заканчивается комедия?

  • А) Хлестакова разоблачают
  • Б) Хлестаков остаётся жить в городе
  • В) приезжает настоящий ревизор
  • Г) городничий и остальные попадают в тюрьму

10. Почему Хлестакову удалось всех убедить в том, что он ревизор?

  • А) он был профессиональным актёром
  • Б) он умел правдоподобно врать
  • В) чиновники сами себя убедил
  • Г) Хлестакову помогли всех обмануть дочь и жена городничего

11. Какую должность занимал Иван Шпекин (комедия Н. Гоголя «Ревизор»)?

  • А) почтмейстера
  • Б) судьи
  • В) городничего
  • Г) попечителя богоугодных заведений

12. В «Повести, о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Салтыкова-Щедрина генералы служили всю жизнь:

13. Вспомните термин, соответствующий теперешнему "несовершеннолетний" и применявшийся в Московском государстве к сыновьям дворян и детей боярских, не достигших 15-летнего возраста, с которого начиналась боевая зрелость сыновей служилых людей по отечеству.

  • А) Неуч
  • Б) Невежда
  • В) Недотепа
  • Г) Недоросль

14. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии:

  • А) сатира
  • Б) юмор
  • В) ирония
  • Г) сарказм

15. Кто из персонажей «Ревизора» брал взятки борзыми щенками?

  • А) Ляпкин-Тяпкин
  • Б) Хлопов
  • В) Земляника
  • Г) Манилов

16. Как зовут главного героя поэмы «Одиссея»?

  • А) Ахилл
  • Б) Перрианд
  • В) Патрокл
  • Г) Одиссей

17. Как все в городе узнают, что Хлестаков не настоящий ревизор?

  • А) из письма Хлестакова
  • Б) от слуги Хлестакова, Осипа
  • В) от городничего
  • Г) Хлестаков признаётся в этом сам

18. Намерения Хлестакова:

  • А) хочет жениться
  • Б) «облапошить» чиновников
  • В) «плыть по течению»

19. Как называлась рыба, которую подали Хлестакову на завтрак в богоугодном заведении?
(по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

  • А) осетрина
  • Б) судак
  • В) лосось
  • Г) лабардан

20. Назовите фамилии враждующих семей в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?

  • А) Лоренцо
  • Б) Капулетти
  • В) Корлеоне
  • Г) Монтекки

Ответы к олимпиаде по литературе 7 класс

Номер задания Правильный ответ
1 Г
2 Г
3 Г
4 Б
5 А
6 Б
7 Г
8 В
9 В
10 В
11 А
12 Б
13 Г
14 А
15 А
16 Г
17 А
18 В
19 Г
20 БГ

В учебном году (120 минут).

Тур 1 Анализ художественного текста. 50б

Напишите отзыв о стихотворении в прозе «Два богача».

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых - я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить...

А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Тур 2 История и теория литературы, культура.

1. Соотнесите жанры фольклора и древнерусской литературы , заполнив таблицу.

1. Древнерусская литература. А. сказка Е. сказание

2. Фольклор Б. повесть Ж. поучение

В. частушка З. житие

Г. пословица И. песня

Д. моление К. скороговорка 10 б

2.Найдите фактический ошибки, напишите правильный ответ.

1) В основе поэмы «Песнь о вещем Олеге» лежит фольклорный источник (устное сказание)». __________________________________________________________ 2 б

2) «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»,- сказал Маленький принц своему другу Лису. ___________________________________________________ 2 б

3) Крылатые слова «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь» принадлежат и взяты из басни «Лебедь, Рак да Щука».

__________________________________________________________________________ 2 б

а) «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос. …. как дерево растет на плодородной земле».

б) «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; …и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни..»

в) «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самая хорошая клюква - сладкая, как у нас говорят, - бывает, когда она перележит зиму под снегом».

г) «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. …Божественная ночь! Очаровательная ночь!

д) «Итак, все кончено,- сказал он сам себе; - еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты».

4. Кто из перечисленных героев былин лишний?

а) Микула Селянинович; б) Тугарин - царь;

в) Илья Муромец г) Василий Буслаев 3 б

5. писал: «Во внутренней одежде в пословицах наших можно найти образцы всех прикрас риторики, все способы окольного выражения». Назовите художественные средства, использованные в пословицах.

1) Его голыми руками не возьмёшь. __________________________________

2) Сытое брюхо к ученью глухо. __________________________________

4) Богатый что бык рогатый: в тесные ворота не влезет. _________________

6. Прочитайте отрывок из стихотворения тульского поэта В. Ходулина. О каком тульском памятнике в нем идет речь, где памятник установлен и почему?

Он летит на холеном коне у Невы.

Он идет по Кронштадту

В заморском камзоле,

Но такого, как в Туле, не встретите вы,

Чтоб с кувалдою царь,

Чтобы руки в мозолях.. 6 б

7. Закончите фразу.

1) Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в _________________________________, где провел большую часть жизни, откуда ушел за десять дней до своей смерти.

2) Сыном тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи был _______________________________________ , которому впоследствии посвятил строки:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль…

3) Многие литературоведы считают, что наш земляк Алексей Михайлович Сурнин (1был прототипом легендарного _____________________. 6 б

8.Определите размер стихотворения.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

9.Узнайте произведение по его началу, укажите автора.

1) Царь с царицею простился,

В путь - дорогу снарядился,

И царица у окна

Стала ждать его одна.

2) У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом… 3 б

Тур 3 Литературно - творческая работа.

Напишите басню, использовав в качестве морали пословицу «На языке - мёд, а на сердце - лёд».

Ключи к заданиям для 7 класса.

Тур1 50 баллов

Тур 2. 50 баллов

Б, Д, Е, Ж, З

А, В, Г, И, К

2) это слова Лиса

3) правильное название басни «Лебедь, Щука и Рак», слова же из басни «Квартет»

а) «Муму»

б) «В дурном обществе»

в) «Кладовая солнца»

г) «Майская ночь, или Утопленница»

д) «Дубровский»

1) метафора

2) метонимия

3) антитеза

4) сравнение (или еще метафорический эпитет)

6. Памятник Петру I установлен возле оружейного завода, так как этот царь и является основателем завода.

1) Ясной Поляне

2) Василий Андреевич Жуковский

1) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

2) поэма «Руслан и Людмила»

Тур 3. 50 баллов

Всего 150 баллов

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания этапа Олимпиады.

Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника. Объем работы не влияет на оценку выполнения задания.

При оценивании олимпиадных работ школьного этапа Олимпиады методическая комиссия ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, выбирая критерии оценивания, соответствующие варианту задания.

Критерии оценивания

Тур 1 (комплексный анализ художественного текста)

При оценке работы учитываются :

Глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;

Знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;

Композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 50.

Тур 3 (литературно-творческая работа)

При оценке заданий этого варианта учитываются:

Правильность, точность и полнота ответа – до 20 баллов;

Композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) – до 10 баллов;

Глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка – до 20 баллов

Общая сумма - 50 баллов