Ярмарка тщеславия смысл выражения. Если бы не было тех, кто стремится к самосовершенствованию, к перфекционизму, вряд ли наша цивилизация в своем развитии вышла бы за пределы «пещерного разума»

История создания романа

"Ярмарка тщеславия" была опубликована в 1847-1848гг. Считаю необходимым в первую очередь освятить исторические события Англии середины девятнадцатого века, которые существенно повлияли на создание романа. Англия стала первой классической буржуазной страной, и потому, совершенно закономерно, что в 30 - 40-е годы девятнадцатого века ни в одной другой европейской стране различие между богатыми и бедными не чувствовалось так остро, как в Англии. В промышленности мелкое производство вытеснялось крупным, и мелкие производители превращались в наемных рабочих крупного предпринимателя. Французская революция испугала английскую аристократию и в начале века эта аристократия стала еще крепче держаться за свои права, традиции, предрассудки. Избирательная система была построена в Англии таким образом и на таких началах, что бедняки были практически лишены возможности иметь своего представителя в парламенте. Таким образом, тяжелое экономическое положение народных масс закреплялось и политическим бесправием.

Следствием этих политических и экономических причин стала мощная борьба за реформы, которая развернулась в Англии в первые десятилетия девятнадцатого века. Ее вдохновителем был утопист Роберт Оуэн. Он, веря в совершенство человеческой личности, полагал, что достаточно указать на несправедливость, как богатые поймут ложность своего положения и станут сторонниками равенства и убеждёнными противниками угнетения. Его идея, его пафос определяли духовный климат эпохи. Он дал мощный толчок социальному брожению, столь сильному в эти десятилетия. В 1838 году была опубликована знаменитая хартия, положившая начало важнейшему социально-реалистическому движению 19 века - чартизму. Чартистское движение просуществовало в стране в течение двух девятилетий. Сколь бы неоднозначно, противоречиво, а в целом ряде случаев и откровенно негативно ни было отношение английских писателей-современников к чартизму, все они, так или иначе, откликнулись на него в своих произведениях, в том числе и Теккерей в своем лучшем и наиболее известном романе "Ярмарка тщеславия".

Бытовые сцены чередуются в романе с военными эпизодами, тема войны и тема мира перекрещиваются. "Наш рассказ, - пишет Теккерей, - неожиданно попадает в круг прославленных лиц и событий н соприкасается с историей". И вместе с тем он заявляет: "Мы не претендуем на то, чтобы нас зачислили в ряды авторов военных романов. Наше место среди невоюющих".

Таким образом, сложившаяся историческая ситуация первой половины девятнадцатого века и накопленный литературный опыт писателя натолкнули его на создание философско-аллегорического романа "Ярмарка тщеславия" как романа истории нравов определенной эпохи

Смысл названия романа, проблема "тщеславия"

Хотелось бы все-таки ответить на вопрос: Почему же роман назван Теккереем "Ярмаркой тщеславия"? Ярмарка - это место периодического привоза товара и его продажи. Думаю, это определение отлично подходит к описанию событий, происходящих в романе. Для героев товар - это люди, события и образ жизни, который можно купить, заглянув в толстый, добротный кошелек. Персонажи романа не живут в романтическом мире, где богатый внутренний мир и благородные порывы почитаются за достоинства. Здесь нами наблюдаются провинциальные помещики и городские аристократы, для которых жизнь - это прямая взаимосвязь материального положения, выгоды и занимаемой должности, а соответственно и последующего за этим общественного мнения. Как известно, "тщеславие" -- стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства. Безусловно, эта проблема актуальна в наши дни, она никуда не делась, не исчерпала себя, говорить о ней можно вечно. Так и в романе герои заложники собственных желаний, их цель - набитые кошельки, стремление быть лучше других. Возьмем, к примеру, Бекки Шарп. Наблюдая за судьбой этой девушки, невозможно дать ей определенной оценки. По ходу наблюдения за Бекки, можно заметить, как она сознательно и планомерно пускает в ход все виды оружия, применяемого в погоне за богатством, мужчинами и общественным положением, плюс оружие, данное ей от природы, -- женские чары, чтобы покорить принадлежащий мужчинам мир. Само собой разумеется, это приводит ее к моральному падению. Но какой бы дурной женщиной она ни была, Бекки все равно вызывает зрительские симпатии -- не одобрение и не восхищение, а просто человеческое сочувствие! В глубине каждый начинает сочувствовать ей уже с того момента, когда она выкидывает из окошка кареты словарь, преподнесенный ей добрейшей мисс Джемаймой, и тем самым как бы отвергает путь, пройдя по которому она сама превратилась бы в такую же мисс Джемайму. Пока читатель наблюдает за судьбами Бекки и Эмилии, перед ним разворачивается панорама ярмарки житейской суеты. Старый Осборн страдает избытком жизненной силы и, не зная, куда ее направить, запрещает сыну жениться на дочери обедневшего человека, сам не понимая, до каких низов он опустился. Кроули, гонящиеся за наследством тетушки, давно позабывшие о других жизненных ценностях, готовы на предательства и ложь, лишь бы овладеть долгожданными деньгами. Все эти маячащие перед глазами людишки со своими скудными житейскими проблемами, пустыми желаниями и безжизненными представлениями о счастье, создают ощущение, будто ты находишься на спектакле, где герои - лишь выдумка, за которой прячут свои истинные лица актеры с высокими моральными принципами. Да, невозможно поверить в реальность этого мира, есть в этих Кроули, Стайнах, Осборнах нечто такое, что делает его призрачным. Нельзя не задаться вопросом: неужели вся эта суета, эти интересы и стремления, лишенные человеческой значительности, неужели это и есть настоящая жизнь? Теккерей с самого начала настраивает нас на такой лад, когда выводит перед нами кукольника, обещающего показать представление марионеток. На подлинную жизнь, какой она могла бы быть, какой она быть должна, ярмарка житейской суеты мало похожа. И люди на этой ярмарке чаще всего действительно куклы: у них яркие наряды, а внутри труха.

В этой статье мы опишем изданный в 1848 году роман У. М. Теккерея, представим его краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - произведение, действие которого происходит в Англии, в начале 19-го века. Идет что не мешает, однако, множеству одержимых честолюбием людей продолжать борьбу за мирские блага - чины, титулы, состояние. Денно и нощно бурлит Базар Житейской Суеты - Ярмарка Тщеславия... Именно здесь решаются судьбы героев.

Ребекка и Эмилия

Следующими событиями начинается краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - роман, открывающийся описанием того, как пансион мисс Пинкертон покидают две юные девицы. Эмилия Седли, дочь обеспеченного эсквайра, представляет собой образец английской добродетели и миловидности, несколько пресной. У нее "доброе", "великодушное" и "нежное" сердце, однако девушка не блещет умом. Ребекка Шарп - иное дело. Это дочь француженки (танцовщицы) и беспутного художника. Ребекка хрупка, бледна. Однако один лишь взгляд ее зеленых глаз может сразить любого мужчину. Бекки, выросшая в "веселой" бедности, остра на язык, она видит насквозь людей, хочет любой ценой завоевать себе место под солнцем, идя даже на обман и лицемерие. Другого пути не существует, ведь у девушки нет ни титула, ни состояния, ни любящих родителей - того, что учит добродетели счастливых ее сверстниц.

Бекки гостит у Эмилии

Эмилия, привязанная искренне к Бекки, приглашает ее к себе в гости, и та наилучшим образом пользуется гостеприимством. Ребекка умеет всем понравиться. Но главное - она пробует свои чары на брате Эмилии, Джозефе Седли. Притворство, лесть - и этот "бонвиан", "брюзга" и "лентяй" готов уже к решительному шагу... В дело, к несчастью, вмешивается случай, а также жених Эмилии, мистер Джордж Осборн. Надежды интриганки в результате этого рушатся, и Джозеф бежит.

Новая страница открывается в жизни Ребекки - она служит в Королевском Кроули гувернанткой. Это наследственное поместье Питта Кроули, старика, неимоверно "грязного" и "вульгарного", сутяги, скареды и пьяницы. Умение лицемерить и притворяться, изобретательность позволяют мисс Шарп завоевать расположение обитателей поместья, от воспитанниц до самого Питта Кроули, старшего сына этого баронета, который является "благовоспитанным джентльменом". Его побаиваются все, даже буйный папаша. Бекки находит всевозможные способы быть полезной его отцу. Не проходит и года, как девушка становится незаменимой, практически хозяйкой в этом доме.

Визит мисс Кроули

Продолжаются события романа, главные из которых мы включили в его краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - объемное произведение, поэтому рассказать обо всем подробно в формате одной статьи невозможно. В ней описаны лишь основные события.

Ежегодно Королевское Кроули навещает сэра Питта, незамужняя женщина, на счету которой имеется изрядная сумма. Она знается с французами и атеистами, любит весело пожить. Эта старая дама тиранит безбожно свою прислугу, компаньонку, а также многочисленных родственников, которые надеются получить ее наследство. Эта женщина не переносит ни сэра Питта, ни старшего его сына, но обожает Родона Кроули, младшего, - шалопая, дуэлянта и игрока, недалекого офицера гвардии. Мисс Кроули также считает, что Ребекка остроумна и очаровательна.

Ребекка выходит замуж за Родона Кроули

Женщина, заболев, увозит ее в свой дом в Лондоне, из-за чего завершается роман между гувернанткой и Родоном Кроули. Он заканчивается тайным браком, так как, несмотря на пристрастие мисс Кроули к Равенству и Свободе, она может очень рассердиться, что отмечает Уильям Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). После того как умирает жена сэра Питта, все открывается. Сэр Питт, не очень опечаленный ее кончиной, пытается вернуть в Королевское Кроули Ребекку. Он падает на колени, предлагая девушке выйти за него замуж. В этот миг в первый раз в жизни бестрепетная Бекки теряет присутствие духа и плачет. Какой шанс упущен! Зачем она поторопилась?

Тяжелое время для молодоженов

Все проклинают молодую чету. Уильям Теккерей ("Ярмарка тщеславия") повествует о том, что, как ни старается Родон, руководит которым умная Ребекка, вновь завоевать расположение тетушки, это ему не удается. Любительница романтических браков и поборница демократии так и не простит до конца своих дней племяннику мезальянса. Не стоит и говорить о сэре Питте. Уильям Теккерей так описывает его состояние: герой от несбывшихся желаний и ненависти буквально теряет разум, опускается все больше. Родовое гнездо от надругательства и окончательного опустошения спасает лишь его смерть. Этим событием продолжает свое произведение Уильям Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). Краткое содержание романа после смерти этого героя следующее.

Теперь супруги вынуждены довольствоваться лишь скромным жалованием Родона, которое он получает как капитан гвардии. Однако Бекки владеет в совершенстве искусством, которое пригодится ей еще не раз, - жить припеваючи, при этом не иметь наличных денег. Девушка надеется занять в обществе более блестящее место и согласна потерпеть. А слепо и страстно влюбленный в жену Родон превращается в покорного и счастливого мужа.

Разорение отца Эмилии

Над головой Эмилии тем временем сгущаются тучи. Как ни удивительно, виной тому оказывается Наполеон. Бегство с Эльбы, высадка в Каннах его армии изменяют на бирже положение дел, что ведет к полному разорению отца девушки, Джона Седли. Самым упрямым и несговорчивым из кредиторов оказывается его сосед и друг Джон Осборн, которому тот помог выбиться в люди. С молотка идет имущество Седли. В убогую наемную квартирку переселяется семья. Однако Эмилия страдает не из-за этого. Беда заключается в том, что эта бесхитростная девушка своего жениха любит всем сердцем, а не так, как предписывают негласные законы, которые диктует Ярмарка Тщеславия. Книга Теккерея - роман, в котором автор таким образом описывает чувства этой девушки. Она искренне полагает, что Джордж Осборн, фатоватый, самовлюбленный и пустой, является самым умным и красивым мужчиной в мире. В отличие от Бекки, поступки которой всегда диктуются нуждой, эгоизмом и корыстью, Эмилия живет лишь любовью. А Джордж Осборн позволяет милостиво этой девушке себя любить, при этом не отказывается от холостяцких увеселений, а свою невесту особым вниманием не балует.

Эмилия выходит замуж за Джорджа Осборна

Уильям Теккерей рассказывает нам о том, что отец после краха Джона Седли запрещает жениться на Эмилии Джорджу. Ее собственный отец, более того, также не хочет и думать о браке с "сыном негодяя". В отчаянии находится бедняжка Эмилия. Однако в дело вмешивается верный друг Джорджа, капитан Доббин, великодушный и честный человек, который горячо любит Эмилию, даже самому себе не решаясь признаться в этом. Он уговаривает Джорджа, которому не чужды благородные порывы, вопреки воле отца жениться на девушке. Конечно же, тот лишает его наследства и отказывается от сына.

Встреча в Брюсселе

В Брюсселе встречаются обе опальные четы, поскольку в город вступает полк Доббина и Джорджа, а также прибывает сюда Тафто, генерал гвардии, со своим адъютантом Родоном Кроули. С восторгом полк принимает Эмилию, однако подруга ее предпочитает вращаться в "блестящем" обществе. Где бы эта девушка ни появлялась, она везде окружена множеством знатных поклонников. попадает в их число. Собственное тщеславие и кокетство Бекки настолько далеко его заводят, что он передает ей на балу букет с письмом, в котором просит девушку бежать с ним. Конечно же, та не собирается делать ничего подобного, поскольку знает цену Джорджу. Войска Наполеона в тот же день переходят Самбру. Полный невысказанного раскаяния Джордж прощается со своей женой. Через несколько дней он погибнет при Ватерлоо.

Жизнь Ребекки и Родона в Париже

А Родон и Бекки проводят после Ватерлоо три года в Париже. Здесь супруга Родона пользуется огромным успехом. Ее допускают в самое высшее парижское общество. Не так разборчивы французы, как англичане. Впрочем, девушка не собирается здесь оставаться на всю жизнь. Семейство (у Родона и Бекки в Париже рождается сын) через некоторое время возвращается в Лондон. Здесь чета Кроули, как всегда, живет в кредит, не платя никому и всем раздавая обещания. Наконец, тетушка Родона умирает, почти все состояние оставив старшему племяннику, который женат на достойной и честной женщине, леди Джейн, дочери лорда Саутдауна. А новый баронет, испытывая перед братом чувство вины (ведь тетушкины деньги достались бы именно ему, если бы тот не женился на гувернантке), своим долгом считает объединить семью. И вот снова Ребекка появляется в Королевском Кроули и очаровывает всех. Ей для этого приходится даже изображать любовь к сыну, хотя на самом деле она не питает к этому мальчику ни малейшей привязанности.

Ребекка и лорд Стайн

Так пленит нового баронета тонкая лесть Ребекки, что тот бывает чуть ли не каждый день в ее доме. Там бывает столь же часто и вельможный покровитель девушки, всемогущий лорд Стайн, старый циник из романа, который создал Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). С его помощью Ребекка продвигается вперед в высшем обществе. Какими путями девушка добивается этого, никто не знает, однако лорд дарит ей бриллианты, а также предоставляет свои погреба в ее распоряжение. Наконец происходит событие, ставящее Ребекку в один ряд с другими респектабельными дамами. Девушку представляют ко двору. Этим важным событием продолжает свой роман Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). Краткое содержание лишь вкратце упоминает о том, что Ребекка входит в самые высокие круги Лондона и убеждается, что эти люди от других ничем не отличаются. Бекки становится среди них скучно. А супруг ее чувствует себя с каждым днем все более одиноким на всех этих аристократических собраниях. Он привязывается все больше к своему сыну.

Родон покидает Англию

Катастрофой заканчивается шествие Ребекки по Ярмарке Тщеславия. Родон уличает ее в предательстве и пытается вызвать лорда Стайна на дуэль. В конце концов он решает покинуть Англию для того, чтобы занять выхлопотанный для него его же врагом пост губернатора острова Ковентри. Исчезает Ребекка, а ее сын Родон остается на попечении дяди, а также его жены, заменившей ему мать.

Эмилия воспитывает сына

Смерть мужа едва не стоила Эмилии жизни, о чем рассказывает нам писатель Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). Краткое содержание дальнейших событий в жизни этой девушки следующее. Спасло ее лишь рождение сына, которого Эмилия боготворит так же, как прежде мужа. Она долгое время проживает с родителями, мужественно переносит лишения и бедность, отраду находя в маленьком Джордже. Однако Джон Осборн, пораженный тем, насколько внук похож на его покойного сына, предлагает матери отдать мальчика для того, чтобы воспитать его как джентльмена. Ради его блага Эмилия расстается с сыном. Она находит утешение после смерти матери в том, чтобы скрашивать последние дни отца.

Возвращение майора Доббина

Когда Ребекка терпит удар судьбы, к Эмилии поворачивается фортуна. Майор Доббин возвращается из Индии вместе с Джозефом, ее братом. Доббин клянется, что теперь родные девушки не будут знать нужды. Он хочет жениться на девушке. Однако надеяться ему по-прежнему не на что. Эмилия не замечает преданной, бескорыстной любви этого человека, его выдающихся достоинств. Она верна памяти своего мужа, предоставляя с жестокосердием добродетели Доббину лишь "смотреть и томиться". Вскоре Джон Седли умирает, а затем и Джон Осборн, который оставляет Джорджу половину своего состояния, а также восстанавливает в опекунских правах вдову "возлюбленного сына". Эмилия узнает, что обязана этим Доббину, а также то, что он являлся неизвестным благодетелем, который в годы нужды поддерживал ее. Однако по-прежнему лишь благодарностью она может заплатить за его преданность.

Новая встреча Эмилии и Бекки

В маленьком герцогстве, на берегах Рейна, вновь происходит встреча Эмилии и Бекки. Эмилия совершает с братом, сыном и Доббином заграничное путешествие, а Ребекка порхает уже давно по Европе, в карточной игре и приключениях сомнительного свойства проматывая свое содержание, которое было назначено ей супругом. От нее везде шарахаются в приличном обществе, как от зачумленной. Но вот она замечает Джозефа Седли, и в душе девушки возрождается надежда. Оклеветанная страдалица, у которой отобрали любимое дитя и честное имя, без труда, как и в прежние времена, обводит вокруг пальца этого тучного щеголя, а также Эмилию, которая ничему не научилась и нисколько не поумнела. Доббин, всегда питавший отвращение к Ребекке, из-за нее ссорится с Эмилией и упрекает ее в первый раз в жизни в том, что девушка не ценит его привязанности. Он решает навеки расстаться с Эмилией. Однако Бекки, исполнившись к девушке "презрительной жалости", а к Доббину - восхищения, совершает первый в своей жизни бескорыстный поступок. Ребекка показывает своей подруге письмо Джорджа, которое доказывает его неверность. Повержен идол. Эмилия теперь свободна и поэтому может ответить на чувство преданного Доббина.

Заключительные события

Вот мы и приближаемся к концу произведения "Ярмарка тщеславия". Краткое содержание книги составляют следующие заключительные события. Доббин с Эмилией ведут в собственном доме тихую жизнь. Они дружны с обитателями Королевского Кроули. До конца дней Джозеф влачит убогую жизнь раба Ребекки. Умирает он при "невыясненных обстоятельствах". От погибает и Родон Кроули-старший. После смерти дяди его сын наследует поместье и титул. Он не хочет видеть свою мать, однако назначает той щедрое содержание, хотя она достаточно обеспечена и без этого. У Ребекки множество друзей, которые считают, что она несправедливо обижена. Она занимается усердно благотворительностью, живет на широкую ногу.

Так заканчивается краткое содержание. "Ярмарка тщеславия" - роман, который пользуется сегодня большой популярностью. И это неслучайно. Проблемы, которые затронуты в нем, актуальны и сейчас.

Анализ произведения

"Ярмарка тщеславия" является вершиной творчества Теккерея. В романе реалистические обобщения, социальная критика и сатирическое мастерство достигают своей наибольшей силы. Теккерею удалось уловить связь между людьми общества, современного ему. Она основана на власти денег, на "бессердечном чистогане". В произведении общество предстает как громадная ярмарка, где все можно купить и продать. Изображая правдиво отталкивающее лицо буржуа, автор не питал иллюзий насчет возможности его превращения в отзывчивого и Он хотел лишь раскрыть без иллюзий и прикрас суровую правду жизни.

Полное название романа звучит так: "Ярмарка тщеславия. Роман без героя". Оно заимствовано было из произведения Джона Беньяна "Путь паломника". Теккерей назвал Ярмаркой Тщеславия буржуазно-аристократическое общество Англии своего времени.

Помещики и буржуазные дельцы, дипломаты и члены парламента, чиновники и знатные лорды проходят перед читателями длинной вереницей. Живут они по законам Ярмарки Тщеславия. В романе Теккерея своеобразной является форма подачи материала. Писатель сравнивает своих героев с марионетками, а себя - с приводящим их в движение кукольником. Теккерей ("Ярмарка тщеславия") дает им оценки, высказывает свои суждения в ряде отступлений.

"Роман без героя" означает, что писатель не нашел в среде Кроули и Осборнов положительного героя. Однако он не противопоставляет простого человека из народа корыстному буржуа, как, например, Диккенс. В романе "Ярмарка тщеславия" герои из народной среды отсутствуют. Капитан Доббин является носителем положительных начал. В этом можно убедиться, прочитав в оригинале произведение "Ярмарка тщеславия". Краткое содержание по главам лишь поверхностно раскрывает героев. Доббин - единственный, кто сохраняет отзывчивость и доброту, скромность и самоотверженность.

"Ярмарка тщеславия" - книга, которая будет актуальна всегда, до тех пор, пока не будет искоренен людской эгоизм, в котором таятся корни многих бед человечества.

Если бы человек походил на кота, который гуляет сам по себе, появились бы у него такие качества, как честолюбие и тщеславие? Видимо, нет. Это качества коллективных существ. Их корни дают ростки того дерева, «ветви» и «крона» которого расцветают в социуме.

Честолюбие и тщеславие – наиболее показательные социальные чувства эгоистического содержания современного человека, как, впрочем, и человека из прошлого.

При этом честолюбие трактуется исследователями как желание приобрести высокое общественное положение, влияние, а также стремление заслужить признание и связанные с ними почести и награды.

Тщеславие рассматривается как тщетность поиска славы, хвастовство, высокомерие, амбициозность, то есть это стремление добиться почитания другими того, что в действительности не является истинным достоинством человека.

Маяки честолюбия

В современном обществе честолюбие может восприниматься и как негативное качество, и нейтрально, и положительно. В коллективистских культурах Востока честолюбие порицается, в индивидуалистических культурах Запада – поощряется, а в гибридных культурах, где есть переплетение Востока и Запада, превалирует индифферентное отношение.

Большое количество всевозможных конкурсов, званий, наград, почетных должностей – показатель господства «честолюбивых маяков» в социуме.

Однако, понимая, что честолюбие выступает эгоистическим генератором социальной активности индивидуума, иногда бывает достаточно трудно рассмотреть условную границу, за которой честолюбие одного приводит к ущемлению прав и свобод других, а погоня за ложной славой и безумством собственного величия – к гибели людей и даже народов.

Влечение к величию и обида

Тщеславие – это не просто амбициозность, а высокомерное стремление человека возвыситься над другими, его желание заявить им о претензии на свою исключительность. Такой человек желает гораздо больше, чем может или заслуживает на самом деле. Это страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих.

Амбиции присутствуют в той или иной мере у каждого из нас, но они имеют различную направленность, и именно их патологическая природа выливается в тщеславие.

Тщеславие не что иное, как одна из форм проявления обиды, которую человек не в состоянии простить, поскольку не может достичь того настоящего величия, к которому он стремился вслед за образцами для подражания.

Купи мне «академика»

Например, иногда приходится наблюдать, как ученые после того, как стали докторами наук и профессорами, сразу же стремятся «вскочить» на самую верхнюю жердочку научной иерархии – «в академики». Причем многие из них абсолютно не имеют для этого внутреннего потенциала.

Если они не достигают таких «вершин», «фирмы по тщеславию» предоставляют им возможность просто купить эти звания. Например, можно приобрести звание академика Нью-Йоркской академии наук.

И вскоре псевдоакадемики уже с гордым величием прописывают на своих визитках и табличках кабинетов новое звание. При этом они очень болезненно реагируют, когда окружающие уличают их в «подлоге».

Другой знакомый нам пример – политики, которые утверждают свое величие за счет эксплуатации чаяний и надежд избирателей. Заигрывание в популизм – это также инсталляция тщеславия политика, который стремится быть лучше других. Он старается привлечь к себе внимание с целью генерирования восхищения и зависти со стороны как избирателей, так и конкурентов.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но горе тем, кто подчиняется генералу с психологией «освобожденного раба».

Как распознать тщеславного человека?

Чрезмерно тщеславный человек внешне вполне может казаться скромным, но у него обязательно будут бросающиеся в глаза атрибуты, которые надменно подчеркивают его исключительность.

Он желает, чтобы в его адрес звучали приятные, ласкающие слух слова и отзывы, нетерпим к критике, обидчив и мстителен. Мстительность проявляется на уровне того, что, изображая из себя жертву, такой человек начинает постоянно жаловаться, искать «соринки в глазах других».

Он не брезгует выбором средств для сохранения своего чувства превосходства и защиты высокомерия от любых посягательств, выбирая самые деструктивные способы отмщения.

Казаться, а не быть

Тщеславие, как и честолюбие, присутствует в каждом из нас. Разница в уровнях их инсталлирования.

Как отмечал известный психолог Альфред Адлер, «тщеславие выступает следствием неудовлетворенности многих людей. Они являются теми несчастными, что не могут найти общего языка с окружающими и приспособиться к жизни. Их главной целью является желание казаться более значительными, нежели они есть на самом деле».

Такие люди вечно со всеми на ножах, так как их единственной заботой является собственная репутация, а в обществе тщеславия принцип «казаться, а не быть» выступает значимым ориентиром жизнедеятельности. Достаточно вспомнить роман Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» или рассказ Антона Чехова «Радость», чтобы понять, чем готовы жертвовать тщеславные люди.

Мнимая слава в социальных сетях

Особенно печально то, что такие тщеславные индивидуумы создают негативные ориентиры для неокрепших детских умов и заражают их мрачными мыслями относительно способности одерживать «великие победы».

Так возникают разные деструктивные группы несовершеннолетних, в которые вовлекаются подростки с неокрепшей психикой. Тщеславие очень токсично, и особенно в той социальной среде, где оно выступает образцом для подражания. «Рискни, будь не таким, как все, ты избранный, ты лучший…»

Фабрики генерации тщеславия

Тщеславие вызывает целый комплекс социально-психологических проявлений.

Люди могут как восхищаться взошедшими на пьедестал славы – получившими престижную премию, награду или вошедшими в топ лучших, так и завидовать им, а иногда и ненавидеть их.

Но если раньше (до появления телевидения, интернета и социальных сетей) такие проявления транслировались на более-менее ограниченную аудиторию, то сегодня симбиоз человеческого тщеславия и средств массовой информации получил возможность проникновения в сознание тысяч людей.

Тщеславные люди и «институты тщеславия» поставляют на рынок информации славу, власть и богатство избранных и все, что с ними связано. А СМИ превращаются в своеобразные рупоры тщеславия.

Иллюзии собственного величия уже не представляют нечто чрезвычайное и противоестественное. Они подаются как обыденное явление в жизни современного общества. Ведь желание быть лучше других вполне приемлемо и порой единственная мотивация для саморазвития личности.

За пределами пещерного разума

Cама природа поощряет развитие человеческого индивида, награждая каждого, кто добился высоких результатов, чувством удовлетворения.

Если бы не было тех, кто стремится к самосовершенствованию, к перфекционизму, вряд ли наша цивилизация в своем развитии вышла бы за пределы «пещерного разума».

Но далеко не каждый человек способен благодаря своему кропотливому труду подняться над другими. В истории есть много примеров, когда не труд возвышал человека, а его болезненное самолюбие, которые сублимировалось в самые неприглядные поступки.

Если нет возможности подняться самому, но так хочется быть самым лучшим (или место на пьедестале одно), то можно попробовать «опустить» других. И здесь амбиции «возвеличивают» человеческую низость, которая сегодня продуцируется в таких масштабах и при помощи таких средств, до которых в прежние времена не могла додуматься самая богатая человеческая фантазия.

Как не стать токсичным человеком

Мы сегодня испытываем такое влияние пропаганды тщеславия, какого никогда не испытывало ни одно поколение. На личностном и групповом уровнях происходит усиление эгоистичных установок, направленных на собственное возвеличивание и доказательства своего превосходства над другими, а тщеславие становится подлинным мотивом поведения миллионов.

Важно не забывать, что надменное продуцирование таких социальных чувств приводит к болезням и конфликтам. До тех пор, пока вы не составляете угрозы для окружающих, ваша значимость и успехи являются вполне приемлемыми. Но как только ваши амбиции превращаются в «цунами», вы становитесь токсичным и в лучшем случае обрекаете себя на муки одиночества. Возможно, вы и будете рады роли «кота, который гуляет сам по себе», но тогда возникает вопрос – зачем так остервенело стремиться к тщетной славе?

Подробнее об этом:

  • 1. Барсукова О. В. Представление о честолюбии в художественной литературе, религии и философии. – М. : Речь, 2010. – 192 с.
  • 2. Ильин Е. П. Психология зависти, враждебности, тщеславия. – СПб. : Питер, 2014. – 208 с.
  • 3. Simon Fan C. Vanity Economics: An Economic of Exploration of Sex, Marriage and Family. – Cheltenham ; Northampton: Edward Elgar Publishing Ltd, 2014. – 304 p.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ярмарка тщеславия
Роман без героя

Титульный лист
Художник: Уильям Теккерей
Автор Уильям Мейкпис Теккерей
Жанр роман
Язык оригинала английский
Оригинал издан - (в тетрадях из 20 частей)
Переводчик Дьяконов, Михаил Алексеевич
Оформление Теккерей, Уильям Мейкпис
Издатель Панч
Выпуск

«Я́рмарка тщесла́вия» (англ. Vanity Fair: A Novel without a Hero ) - классический роман Уильяма Мейкписа Теккерея об эпохе Наполеоновских войн , который публиковался в сатирическом журнале Punch с января 1847 по июль 1848 года.

Сюжет

Главные героини, мисс Эмилия Седли и мисс Ребекка (Бекки) Шарп, учатся вместе в частном пансионе мисс Пинкертон.

Эмилия - дочь успешного коммерсанта, обладает ровным и кротким нравом и пользуется всеобщим обожанием. Бекки же - сирота, дочь спившегося художника и французской танцовщицы, оставивших в наследство своей дочери лишь яркую внешность, артистизм, ум и блестящее знание французского языка . Она живёт у мисс Пинкертон и получает образование, исполняя обязанности учительницы французского для младших воспитанниц.

Эмилия Седли - единственный человек, к которому Бекки относится с почти искренней добротой. «Почти» - поскольку дружбу отравляет как осознание Бекки неравности их положения, так и то, что Эмилия, не знавшая нужды, не может понять проблем Бекки и помочь своей подруге.

Девушки покидают пансион вместе. Эмилия - для того, чтобы поселиться с родителями и вскоре вступить в брак с сыном состоятельного дельца офицером Джорджем Осборном, которого она обожает. Бекки же получила место гувернантки в одном обедневшем аристократическом семействе, но перед тем как приступить к работе, она по приглашению подруги некоторое время гостит у неё.

В доме Седли мисс Шарп встречает брата Эмилии, мистера Джоза Седли, неуклюжего, тщеславного, но вполне добродушного чиновника Ост-Индской компании . Ребекка всеми силами пытается склонить его к предложению руки и сердца, но вследствие нерешительности Джоза и вмешательства Джорджа Осборна, жениха Эмилии, не желающего породниться с «гувернанткой », Ребекка терпит поражение.

Она вынуждена покинуть Седли и отправиться к семейству Кроули. В доме, где обитают сэр Питт Кроули (взбалмошный и выживший из ума старик) с женой, его сын мистер Питт Кроули и младшие дочери, Ребекка вскоре добивается доверия и благосклонности. Но семейство сэра Питта, несмотря на родовое поместье, огромное количество славных предков и место в Палате общин , бедно, и все его члены с нетерпением ждут смерти сестры сэра Питта, богатой мисс Матильды Кроули. Сама мисс с удовольствием принимает всеобщее поклонение её богатству, но собирается оставить с носом своих братьев и старшего племянника, добропорядочного и занудливого Питта, сделав своим наследником младшего племянника, офицера Родона Кроули. Во время посещения мисс Кроули поместья сэра Питта Бекки завоёвывает её симпатию и уже по её желанию едет с ней в Лондон . Но место компаньонки у капризной старухи непрочно, поэтому Бекки решает предпринять шаги для укрепления своего положения. Когда овдовевший сэр Питт приезжает в Лондон, чтобы сделать мисс Шарп предложение стать очередной леди Кроули, Ребекка вынуждена ответить отказом - поскольку она уже тайно обвенчана с сыном сэра Питта и любимцем мисс Матильды Родоном, без памяти в неё влюблённым. Мисс Кроули, узнав, что племянник обвенчался с гувернанткой, навсегда вычеркивает и его, и Бекки и из сердца, и из завещания.

Тем временем Эмилия тоже собирается под венец за Джорджа Осборна. Но неожиданно мистер Седли-старший разоряется , и старик Осборн не разрешает своему сыну жениться на дочери банкрота. Несмотря на запрет, а также тот факт, что сам Джордж вовсе не питает к Эмилии страстной любви, он всё же женится на ней. Это происходит, главным образом, благодаря уговорам друга Джорджа, Уильяма Доббина, который сам тайно влюблен в Эмилию, но, понимая, что девушка думает только о Джордже, решает отойти в сторону, напоминая молодому и тщеславному Осборну об офицерской чести, которую не украсит отказ от брака с девушкой лишь по причине её внезапной бедности.

Свадьба состоялась, и медовый месяц молодожёны проводят вместе с четой Кроули, Бекки и Родоном. Хотя не прошло и недели после свадьбы, Джордж Осборн увлёкся миссис Кроули. От бегства с Ребеккой его «спасла» война с Наполеоном . Родон и Джордж принимают участие в битве при Ватерлоо , но Осборн с неё не возвращается. Таким образом, о нём осталась вечная память и вечная преданность жены.

Вскоре у Эмилии рождается сын Джорджи, а у Бекки сын Родон (оба названы в честь отцов). Тем временем скончался старый сэр Питт Кроули, и во главе семьи теперь его сын Питт-младший, который после кончины мисс Кроули стал наследником её богатств. Бекки с мужем и сыном пытаются прорваться в высшее общество, посещая разные светские мероприятия, заводя знакомства с «достойными» людьми. Но до добра это не довело, и однажды Родон застал жену во время сомнительного свидания с богатым поклонником лордом Стайном. Взбешённый муж находит у неё в секретере тайник с деньгами, хотя, по его мнению, семья находится в бедственном положении. Надвигается дуэль , но через посредников Стайн и Родон отказываются от неё, и на следующий день Родон узнаёт, что назначен на место губернатора острова Ковентри. Родон бросает жену, хотя и высылает ей ежегодное содержание. Некоторое время спустя он умирает от лихорадки за неделю до смерти своего брата Питта. Всё состояние Кроули наследует сын Родона и Ребекки, Родон-младший.

После скандала с лордом Стайном Ребекка изгнана из лондонского общества и скитается по Европе в поисках счастья. Здесь ей пришлось вести крайне безнравственную жизнь, стать почти цыганкой . Но тут она встречается с Эмилией, майором Доббином и Джозом Седли. От Ребекки Эмилия узнаёт, что её покойный муж Джордж на самом деле никогда её не любил, и выходит замуж за Доббина, который до этого много лет безуспешно добивался её руки. Результатом брака стала девочка Джейн.

Бекки же вновь пытается соблазнить Джоза, и на сей раз ей это удаётся. Однако через несколько лет Джоз умирает, оставляя Ребекке по завещанию лишь половину страховки: всё состояние Джозефа к тому моменту оказывается растраченным из-за неудачных махинаций Ребекки. Ребекка остаётся одна, её сын Родон не возобновляет отношений с матерью, но оказывает ей финансовую поддержку.

Экранизации

Немое кино

  • - «Ярмарка тщеславия». Режиссёр Чарльз Кент. В роли Ребекки - Хелен Гарднер, в роли Эмилии - Роуз Тэпли.
  • - «Ярмарка тщеславия». Режиссёр Чарльз Бребин. В роли Ребекки - Минни Маддерн Фиске, в роли Эмилии - Хелен Фултон.
  • - «Ярмарка тщеславия». Режиссёр Кортни Роуден. В роли Ребекки - Космо Кёрли Бэлью.
  • - «Ярмарка тщеславия». Режиссёр Хьюго Бэллин. В роли Ребекки - Мейбл Бэллин , в роли Эмилии - Элинор Бордман .

Звуковое кино

  • - «Ярмарка тщеславия» . Режиссёр Честер М. Франклин. В роли Ребекки - Мирна Лой , в роли Эмилии - Барбара Кент .
  • - «Бекки Шарп» . Режиссёр Рубен Мамулян . В роли Ребекки - Мириам Хопкинс (номинация на премию «Оскар» за лучшее исполнение главной женской роли), в роли Эмилии - Фрэнсис Ди .

Ярмарка тщеславия

Ярмарка тщеславия
Перевод с английского: Vanity fair.
Впервые встречается в книге «Путешествие пилигрима» английского писателя Джона Бэньяна (1628-1688). В книге главный герой проходит через некий город, о котором пилигрим говорит: «Имя этому городу Тщеславие, и в этом городе находится ярмарка, именуемая ярмаркой тщеславия».
Но популярным выражение стало благодаря английскому романисту-сатирику Уильяму Мэйкпису Теккерею (1811 - 1863). Он назвал свой знаменитый сатирический роман («Vanity fair», 1847), изображающий нравы современной ему Англии.
Сначала в русском переводе (издания 1853, 1873, 1885) этот роман назывался «Базар житейской суеты». И это выражение в России долгое время было популярным, во многом благодаря М. Е. Салтыкову-Щедрину, который часто использовал его в своих работах (например, очерки 1874-1877 гг. «В среде умеренности и аккуратности» и др.). Позже его сменила современная, ныне классическая версия названия романа Уильяма Теккерея - «Ярмарка тщеславия».
Иносказательно: об обществе, где правит бал погоня за успехом, забота о престиже, карьере и т. д. (неодобр., презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Ярмарка тщеславия

Выражение из книги английского писателя Джона Бэньяна (1628-1688) "Путешествие пилигрима"; пилигрим проходит через город, о котором говорит: "Имя этому городу Тщеславие, и в этом городе находится ярмарка, именуемая ярмаркой тщеславия". Английский романист Теккерей (1811-1863) взял выражение "ярмарка тщеславия" как заглавие для своего сатирического романа (1848), в котором изобразил нравы буржуазного общества. Выражение это употребляется как характеристика общественной среды, основным стимулом деятельности которой является тщеславие и карьеризм.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Ярмарка тщеславия" в других словарях:

    Роман без героя Vanity Fair: A Novel without a Hero … Википедия

    Сущ., кол во синонимов: 1 мем (77) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ярмарка тщеславия - крыл. сл. Выражение из книги английского писателя Джона Бэньяна (1628 1688) «Путешествие пилигрима»; пилигрим проходит через город, о котором говорит: «Имя этому городу Тщеславие, и в этом городе находится ярмарка, именуемая ярмаркой тщеславия».… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Книжн. Об общественной среде, основными стимулами деятельности которой являются тщеславие и карьеризм. /i> Выражение из книги англ. писателя Дж. Веньяна «Путешествие пилигрима» (1678– 1684 гг.). БМС 1998, 652 …

    Ярмарка тщеславия (фильм, 2004) Ярмарка Тщеславия Vanity Fair Жанр драма, мелодрама Режиссёр Мира Наир Продюсер Ховард Коэн … Википедия

    Ярмарка тщеславия (англ. Vanity Fair) может значить: Ярмарка тщеславия роман Уильяма Теккерея, написанный в 1848 году. Ярмарка тщеславия фильм: Ярмарка тщеславия (фильм, 1923) Ярмарка тщеславия (фильм, 1932) Ярмарка тщеславия… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ярмарка тщеславия (значения). Ярмарка Тщеславия Vanity Fair … Википедия

    Ярмарка: Ярмарка ежегодно повторяющаяся распродажа товаров. Ярмарка выходного дня мероприятие розничной торговли, осуществляемое в Москве. Ярмарка (станция метро) ранее проектируемая станция Нижегородского метрополитена. См.… … Википедия

    Казацкая ярмарка. Арх. Время перед летними полевыми работами, когда крестьяне нанимаются работниками. СРНГ 12, 314. Сорочинская ярмарка. Жарг. шк. Шутл. 1. Классный час. Максимов, 398. 2. Перемена в школе. Максимов, 398. 3. Урок; ученики на уроке … Большой словарь русских поговорок

    Ярмарка тщеславия Vanity Fair … Википедия

Книги