Я тоже хочу! и колокольня Запогоской.

На 69 Венецианском фестивале «Я тоже хочу!» вызвал разноречивые оценки критиков, но поклонниками режиссёра оценён был по высшей шкале. Сюжет фантастический - четверо характерных персонажей на большом чёрном джипе едут из Петербурга в сторону Углича в поисках колокольни счастья, о которой бандит Саня поведал Музыканту и своему другу алкоголику Матвею. Всем захотелось счастья, и они отправились в путь, Матвей взял ещё и отца. По дороге к ним примкнула молодая особа, выпускница философского факультета, приторговывающая «туловищем» из-за нужды. Компания едет в надежде, зная про жёсткое условие - колокольня, расположенная в зоне радиации, там, где вечная зима, «забирает» лишь самых достойных. Собственно, и доходит до неё далеко не каждый. Это, считай, как попасть в рай. Фильм-притча сразу берёт зрителя в полон.

Алексея Балабанова, мастера эпатажа и нарушителя всяческих табу в кинематографе, называют «главным отечественным режиссёром современности». Его фильмы - «Брат» и «Брат-2», «Про уродов и людей», «Война», «Река», «Жмурки», «Мне не больно», «Груз 200», «Морфий», «Кочегар» - известны всем любителям кино. Ощущения от работы с мастером на площадке его коллеги выражают так: «Он снимает всё вживую, ничего не придумано, всё та же грязь и мрак, но странное дело - натурализм есть, а на экране всё равно какая-то фантастика. И ты не понимаешь - как это, что это такое. Это всегда чувствуется животом - мозгами этого не понять».

Продюсер компании СТВ Сергей Сельянов подтвердил, что определить жанр новой картины действительно трудно: «Назвать его мистическим не очень правильно, роуд-муви - сложно, притчей - скучно». Проведя параллели с «Островом» Павла Лунгина, он отметил, что этот проект совершенно другой: «Это живая история про главное, что есть в человеке, про его потаённое желание счастья для решения своей жизни в каком-то высшем и позитивном ключе». По предварительной оценке продюсера, фильм должен был стать «самым оптимистичным» фильмом режиссёра. И чуткий зритель прочувствует этот заряд сквозь мрак картины и ту неизбежность, которая предопределена каждому.

Съёмки картины проходили в Бежецком районе Тверской области, а также на Вологодчине. По рассказам членов съёмочной группы, снимали в пустынных местах, где нет дорог и стоят заброшенные дома. До революции это были крупные купеческие центры. Заброшены там и церкви - с роскошными фресками, написанными итальянскими мастерами. В них гуляет лишь ветер.

Сценарий, как обычно, написан самим режиссёром, снял фильм оператор Александр Симонов, работающий с Балабановым на протяжении последних пяти лет. В главных ролях снялись непрофессиональные актёры Юрий Матвеев и Александр Мосин, ранее снимавшиеся в «Кочегаре» и «Морфии», рок-музыкант из группы «АукцЫон» Олег Гаркуша, будущий режиссёр Алиса Шитикова.

На съёмках фильма «Я тоже хочу!» .

Алексей Октябринович, вы сказали, что показывали в фильме реальную историю, и в то же время картину считают мистической. Насколько всё это сочетаемо?

Я мистическим этот фильм никогда не называл, так назвали его критики, а я сказал, что придумал жанр фантастического реализма. Здесь всё настоящее от начала до конца, но история фантастическая, так что - да, я свёл вместе несочетаемые вещи.

Расскажите, что стало импульсом для Вашего фильма, Вы сначала придумали эту историю или увидели удивительную колокольню счастья? Расскажите об этом месте, о людях, живущих в окрестностях.

Людей там нет - это раз. Второе - сначала мы увидели колокольню, потом я придумал историю - с Сашей Симоновым, оператором. И, собственно говоря, всё.

В этом году на пресс-конференции «Кинотавра» прозвучало, что Урал, - а Вы родом из Екатеринбурга, - совершенно мистическая зона, которая и художников порождает необычных. Вы согласны, что в этом смысле Урал, как и Тверская область, где снимался фильм, тоже связан с колокольней счастья?

Видимо, связан. То же самое могу сказать о Сибири и Дальнем Востоке. Вообще за Уральскими горами - там всё другое, это уже не европейская часть России.

- В Вашей картине звучит много музыки, кто её автор?

- Мой друг Лёня Фёдоров, знаю его давно. Вообще музыка в моих фильмах - очень важная вещь, в каждом фильме использую музыку разных музыкантов. Вот здесь только Лёня Фёдоров, это группа «АукцЫон».

- У песен оригинальные тексты. Почему в титрах, спрашивают иностранцы, не было дано перевода?

Песни не имели никакого отношения к фильму, поэтому и не переводились, это принципиальный момент. Вот эмоции они передают. А если бы переводились слова песен, зрители бы просто читали буквы и не следили за изображением.

- Почему Вы так любите работать с непрофессиональными актёрами? В этом фильме у Вас ни одного профессионала.

Считаю, когда человек предстаёт на экране самим собой - это всегда интересно. Потому что когда он претендует на то, чтобы изобразить кого-то - он именно играет роль, а когда он играет себя - он таков, каков есть в реальности. А именно реальность я и хотел показать в своем фильме.

- А как Вы нашли их?

Всех их я хорошо знал, с некоторыми работал раньше. Впервые работали только с Олегом Гаркушей. Он профессиональный музыкант, музыканта играет и в моём фильме.

- Расскажите, в какой степени литература влияла на Ваше творчество?

На эту картину никак не влияла, это абсолютно оригинальный сценарий. А раньше я снимал много экранизаций - и Беккет, и Кафка, и Булгаков.

- Как Вам работалось с продюсером на картине?

Алексей Балабанов, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Сельянов .

Сергей Сельянов - мой друг, мы вместе учились, поэтому он мне очень помогает. Он привел меня в большое кино - по образованию я сценарист документального кино, снимал любительские фильмы. Сельянов показал их Герману, Герман меня с ними запустил, и я сразу поехал в Канны с фильмом «Счастливые дни».

Вас не волнует, что по вашим фильмам может создаться негативный образ России в мире? На пресс-конференции уже спрашивали - почему в России так много пьют. Спросят, наверное, и о том, почему у нас так много стреляют.

А давайте спросим, почему так много стреляют в Америке. Вот Брэд Питт в новом фильме будет играть киллера. В американских боевиках народа убивают в два раза больше, чем в русских фильмах, это вопросы глупые. А пьют в Америке, - я там какое-то время прожил, - не меньше, чем в России, так что это предвзятое мнение. Россия - самая большая страна в мире, и она очень и очень разная. Санкт-Петербург построен европейскими, в основном, итальянскими архитекторами, а Иркутск и Норильск, например, русскими.

К вопросу о стрельбе. В Ваших картинах часто появляются бандиты, вот и Саню (Александр Мосин) в картине величают «бандитом». Откуда эти люди появились в России?

Это люди, которые служили в армии в Афганистане, а вернувшись оттуда, как герой Сергея Бодрова в фильме «Брат», больше ничего делать не умеют, кроме того, как стрелять. Теперь они бросили это дело, многие стали банкирами.

В молодости и я был бандитом - в городе Свердловске, через всё прошёл. Я и музыкантом был, у меня своя группа была, и алкоголиком, и на драки с хулиганами ходил, у меня два зуба выбито, то есть у меня яркая молодость была. А потом поступил в институт и стал другим человеком.

- Бандит Саня в Вашем фильме ходит в церковь. Могли бы это прокомментировать?

Я хожу в церковь, и знаю, что большинство бандитов, которые убивали людей, тоже ходят в церковь, причащаются. А мои фильмы про убийц и убийства очень нравятся священникам. Они - мои друзья, а отец Рафаил на своих проповедях в Великом Устюге читал прихожанам сценарий картины «Я тоже хочу!». Он - бывший московский художник Сергей Симаков, участвовал в уличных выставках шестидесятников.

- Согласны ли Вы с тем, что в России идёт возрождение церкви?

Возрождение, действительно, происходит, потому что восстанавливаются и реставрируются церкви, строятся новые, и мне всё это кажется правильным. Восстанавливаются монастыри, и очень многие люди уходят в церковь. Светские люди становятся священниками, считаю, что это и есть возрождение. То есть процесс разрушения церкви остановлен.

- Что больше всего волнует Вас в общественной жизни России?

Ничего не волнует. Политикой не интересуюсь, газеты читать мне неинтересно. Я хожу в церковь, молюсь Господу. Люди есть люди, а Бог есть Бог.

- В фильме Вы играете режиссёра, которого «не взяла» колокольня, и он умирает. Как Вы решились на это?

Да, меня «не взяли», наверное, потому, что в своих фильмах я поубивал кучу народа, так что я отчасти тоже убийца. А что касается того, умереть - не умереть, разве в этом вопрос? И вы умрёте, и я умру. Все умрём, вопрос лишь в том, как и когда. А здесь кино, я играю сам себя - режиссёра, члена Европейской киноакадемии. Вот взял и умер, а мог умереть и на съёмках картины, мог позже или раньше. Много моих друзей - ровесников умерло много лет назад: кто-то раком заболел, кто-то ещё чем. В общем, их не стало.

- Если бы Вас спросили, каких людей «забрала» колокольня, что бы Вы ответили?

Это порядочные люди и те, которые страдали.

- Есть ли у Вас своя формула счастья?

У каждого своя формула счастья. Я счастливый человек. У меня семья, жена, двое детей. Я живу, я работаю.

Последняя предновогодняя суббота. Метель. Вечер. Мало где еще можно застать новоиспеченный и обделенный вниманием публики труд Балабанова, потому как в кинотеатрах повсеместно крутят «Хоббита». «Вай! Зэленый, пушистий, пакупай!» — елочный базар на пустынной улице у неприметного здания со скрипучими совково-деревянными дверями, как в «Служебном романе ». Небритый охранник неопределенной национальности впускает, снимая цепь; хмурый, уже похмелившийся и не менее небритый билетер трясущимися руками по линеечке отрывает квиток; одинокого посетителя встречают жесткие расшатанные кресла и огромный пустой зал, не знавший ремонта со времен Хрущева. Пыльный экран, трясущаяся картинка; бегающие полоски, точки и цифры дефектами пленки… Идеальная атмосфера для просмотра такого кино.

Если попытаться классифицировать все базовые человеческие инстинкты, то главным физиологическим окажется тяга к размножению, психологическим — самосохранение, а первым в числе духовных — перманентная потребность быть счастливым.

«Я тоже хочу » — простая история о поиске счастья. Средство для спасения из суровой тошнотворной реальности — самопровозглашенный Ноев ковчег, локализованный по критерию вместимости до пяти персон, современный по форме, но не по содержанию. Как общеизвестный «бумер» из одноименного фильма, ассоциировавшийся едва ли не с гоголевской птицей-тройкой, рассекает по просторам немытой Родины, красуясь «блатными» номерами, черный Land-Cruiser, пришедший на смену легендарному «гелику», четырехколесному символу криминальной России поколения «пепси-колы».

На борту — до смешного показательный набор маргиналов всех мастей: бандит, алкоголик с безмолвным стариком-отцом, отчаявшийся музыкант и проститутка. А между Питером и Угличем, в зоне отчуждения, где царит вечная зима, как говорит отец Рафаил, находится Колокольня Счастья. Колокольня забирает людей, вот только почему-то не всех…

Растеряв своими последними работами доверие актеров первой величины, Балабанов вынужден был слепить актерскую труппу абы из кого, для пущей экономии еще и самому в кадр влезть, да и сынишке небольшую роль выделить. Поэтому, пожалуй, главное, что портит впечатление от просмотра — люди, не живущие и даже не играющие в кадре, а просто с выражением декламирующие заученный текст. А вот тот факт, что для фильма не было построено ни одной декорации, картины, кстати, ничуть не портит.

Монолог кинорежиссера, примостившегося на холодном камне у пресловутой колокольни, в глазах рядового зрителя избыточен и напыщен. Однако посмотрим сквозь призму творческой биографии создателя культового «Брата » и поймем, что меланхоличная жалоба об отсутствии счастья и потере жизненных ориентиров — откровение самого Балабанова, и это делает эпизод едва ли не самым трогательным во всей ленте. Октябриныч сам устал снимать беспросветную чернуху. Увяз в болоте архаичных стереотипов о лихих девяностых. Задохнулся вонью собственного разрушительного пессимизма. И оттого вылилась ноющая боль и беспробудная тоска о судьбах России и гниющего общества в вычурное, капризное, прямолинейное, даже топорное, но на удивление точное, емкое и сокровенное «я тоже хочу».

Балабанов никогда не отличался деликатностью и витиеватым символизмом. Мысль дается в лоб, предельно честно и безапелляционно, а интонация ее скорее восклицательна, нежели повествовательна.

Не случайно так долго и подробно нам показывают сборы главных героев. Как котенка тыкают носом в зловонную лужицу, так и Балабанов бесцеремонно намекает: посмотрите, мол, повнимательнее! Вы думаете, это они так живут? Нет, дорогие, это вы так живете! Ветхие питерские домишки, затхлые каморки, бесхитростная парилка с нарочито экзотичным чернокожим банщиком Сережей. Петляние по узким улочкам с обязательным пуганием встречных гайцов поддельной майорской ксивой. Обыденная жестокость, с которой убиваются и калечатся люди — работа ж такая. Все это создает неповторимый, типично «балабановский» антураж.

Полуразрушенная церковь, занесенная снегом и покосившаяся обезглавленная колокольня, сквозь провалившийся свод которой души счастливцев возносятся к небесам. Вот главные и очевиднейшие символы фильма. Но символизм их, что парадоксально, двояк. Антирелигиозная позиция Балабанова читаема. Нет веры в людях, ее давно заменили индульгенции. Вот и главный герой — убил четверых, после чего исповедовался, причастился и без тени сомнения надеется на спасение грешной души. А если все люди такие? Получается, что истинной веры-то не существует как таковой, что церковные институты — есть ложь и фикция. Есть ли на небе бог, если он так избирателен в своей любви? Почему слепо верящая проститутка, готовая сломя голову бежать голышом по сугробам, достойна, а алкоголик, отказавшийся от личных амбиций, чтобы отдать последние почести отцу, — нет? Припорошенные снегом мертвецы, зияющие пустотами руины, сумерки и пугающая атмосфера безжизненности, тишины и незримого присутствия высших сил — таких же холодных и безжалостных, как ядерная зима.

Нет высшей справедливости, — сокрушается Балабанов. Но верующий человек легко парирует это утверждение, попомнив, что пути господни неисповедимы. И в этой связи кино выглядит едва ли не классической религиозной притчей, чересчур прямолинейной, слишком жестокой, но раскрывающей суть того, что называется духовностью, а точнее — наглядно демонстрирует трагедию ее отсутствия. В этом-то и парадокс.

Выхожу из совково-деревянных дверей на морозный воздух. Базар свернут, белая пелена окрашена рассеянным рыжим светом фонарей. Тихо и темно. Стряхиваю снег с лобового стекла, прогревая двигатель. А кто-то готовится к празднику. Кто-то загодя строгает «оливье», кто-то судорожно выбирает подарки, кто-то уже пьян и весел в дружной компании, кто-то садится в поезд, чтобы встретить Новый год с самыми близкими и родными людьми. Кто-то уже счастлив, не осознавая этого.

Павел Козяев, оператор плейбека: «За время съемок я основательно изучил творчество группы «Аукцыон», потому что Гаркуша, который играл музыканта, подарил Балабанову диск со всеми альбомами, и он бесконечно ставил его на полную громкость, прямо под музыку мы и снимали. Саша Мосин и Юра Матвеев, старые Лешины друзья, которые в «Кочегаре» играли главные роли, здесь снялись в роли бандитов. А девушка, которая изображала проститутку, насколько я понял, вообще впервые на киноплощадке была. В фильме все они едут за счастьем к мистической колокольне. Кого-то колокольня принимает, кого-то нет. И не всем в итоге счастье досталось. Кстати, одну из эпизодических ролей играл сын Балабанова Петя — ему досталась роль мальчика, который предсказывает будущее.

Снимали мы в местах, где дорог как таковых нет. Живут там в основном алкаши и очень древние бабушки. Полная разруха: хрущевки стоят замороженные, безжизненные, все стекла выбиты и только в одном окне свет горит. Страшное дело. Мы снимали, когда были президентские выборы, и там такие крохотные убогие избирательные участки работали: нищета, на которую смотреть невозможно. Причем до революции места эти были крупными и богатыми купеческими центрами. Церкви у них просто чудесные, с роскошными фресками — их итальянцы в свое время расписывали, — но они пустые стоят, только ветер гуляет».


Надежда Васильева, художник по костюмам: «Мало кто хотел поехать в эту экспедицию. Говорили: по морозу, по мистическим делам, да с Алексеем Октябриновичем — нет, спасибо. Так что мы поехали вдвоем с подругой. В основном — следили за тем, чтобы все были как следует утеплены. Повсюду стояли обогревательные приборы и кто-нибудь обязательно к ним прислонялся и загорался. Куртки у всех были оплавленные.

Нам приходилось одевать трупы. Трупы были разными: несколько живых на крупном плане — их играли жители Бежецка, и манекены — штук пятьдесят. Манекены были обыкновенные — пластмассовые, негнущиеся, поэтому чтобы уложить их в какие-то человеческие позы, им обрезали руки и ноги, и художники согнули им локти и колени при помощи паяльных ламп и других зверских средств. Алексей Октябринович хотел, чтобы они носили одежды разных оттенков черного: темные носки, рубашки, свитера, костюмы. Всех, кто был на переднем плане, мы одели в очень приличную одежду, которую взяли напрокат: солидные костюмы, пальто, роскошные ботинки. И вот один раз приходим на склад, а одного красивого трупа нет. И самое приличное пальто сперли. В другой раз приходим — труп лежит, а одежды на нем нет. А в третий раз пришли и увидели, что все трупы лежат по стеночкам, а одежда их приколочена к стене гвоздями и обувь прикручена шурупами. Все дырявое. Это декораторы так решили бороться с воровством. Одни ботинки было жалко до слез. Они были дорогущие, из змеиной кожи.

«Приходим на склад, а одного красивого трупа нет. И самое приличное пальто сперли»

Единственная наша девушка-актриса, которая играла проститутку, на самом деле учится на режиссуре у Снежкина. Ее зовут Алиса, и она замечательная — все вытерпела. Однажды ей надо было бегать по кадру голой. Мороз жуткий, снега по пояс. Мы придумали прятаться в кустах и окапываться в снегах на конечной точке, до которой она бежала. Происходило все следующим образом: выводили Алису, в валенках, завернутую в шубу, по команде «Мотор!» она из валенок выпрыгивала, шубу с нее сдергивали, она бежала, пока не кричали «Снято!». Тут же из сугроба выскакивал человек, который помогал ей натянуть валенки на окоченевшие ноги и заворачивал в плед, дальше она бежала к другому человеку, который прятался с одеялом в соседнем сугробе, потом к третьему — и так актрису выводили к теплой машине с электрическим одеялом. В общем, Алиса молодец.

Ощущения от этого фильма, впрочем, как и от других фильмов Леши, у меня такие: он снимает все вживую, ничего не придумано, все та же грязь и мрак, но странное дело — натурализм есть, а на экране все равно какая-то фантастика. И ты не понимаешь — как это, что это такое. Это всегда чувствуется животом, мозгами этого не понять».


Анастасия Матиборская, ассистент режиссера по реквизиту: «Фильм снимался с февраля под Бежецком и в Шексне. Главный объект — Колокольня Счастья — находился в маленькой деревне Еськи. Там мы снимали магазин, который будто застыл в девяностых. Нужно было его экипировать. Мы сделали полиэтиленовые плакаты с китайскими женщинами, календари, расчески, какие-то мелочи, которые в сельских магазинах до сих пор встречаются. Бутылки-чебурашки и портвейн «777», например, до сих пор живы. Нам только цвет немного нужно было поменять и другие этикетки напечатать. А вот с крышкой-бескозыркой для водки мы помучились. Впрочем, самым сложным моментом оказались животные, а именно коровы. Нужно было сделать так, чтобы коровы пробежали по кадру так, как хотел Алексей Октябринович. Было -25, коровы в это время обычно мирно жуют сено в своих сараях, а их выгнали на снег, они его и не видели, считай, никогда. Коровы были крайне изумлены поначалу, а потом стали на радостях носиться по всей деревне, а мы за ними. Один бык пришел в бешеный восторг и стал играть с какой-то маленькой собачкой, никак не мог вернуться в кадр. Одиннадцать дублей, как сейчас помню, мы с ними сняли».


Александра Молотова, второй режиссер: «Съемки начались 25 февраля, и предыдущий фильм «Кочегар» тоже начали снимать 25 февраля, а еще 25 февраля — день рождения Алексея Октябриновича. Это мой первый проект с Балабановым. Было очень здорово, потому что человек сам придумывает историю, пишет сценарий, сам ее воплощает — то есть изначально знает, чего хочет. Бывает, что он что-то меняет в сценарии во время съемок, но это как раз нормально, укладывается в рамки уже придуманного сюжета — настоящий творческий процесс.

Финальную часть фильма, собственно Колокольню, мы снимали в Вологодской области. Она стоит прямо на озере, метрах в двухстах от берега — очень красиво. Нам нужно было снять сцену с применением телескопического крана, чтобы камера летала туда-сюда. Сцена утренняя, а зимнее утро необычайно короткое. Машина с краном не могла просто подъехать к Колокольне так, как нам было нужно, — она очень тяжелая и просто провалилась бы под лед. И художники сделали конструкцию из досок, которую нужно было перекладывать по ходу движения машины с краном. В течение нескольких часов, начиная часов с четырех утра, почти все мужчины, которые были в съемочной группе, толкали этот кран туда-сюда. Рискованное было дело, но все как-то получилось».


Александра Голубцова, специалист по организации питания на площадке : «Я работаю в кино сто лет. А с Лешей мы третью картину делаем. Леша — он такой один. Он своего рода Ленин. У него есть присказка: «Давайте, ребята, снимаем талантливо!». Он не любит снимать типовых актеров и тех, кто постоянно мелькает на экране. И он любит достоверность. Мы сейчас снимали на Васильевском, так в кадре у нас настоящие провизоры в аптеке, настоящие медсестры, которые по-настоящему делают укол, даже зонд по-настоящему ставят. А это же ужасная процедура. Я говорю: Леш, это же кошмар, зачем ты человека мучаешь? А он отвечает: «Саша, а зачем что-то придумывать, если можно сделать по-настоящему?»

«Давайте, ребята, снимаем талантливо!»

Я с ним обожаю работать, и он работает быстро — это тоже хорошо. А вот ест он мало — весь в работе. Но я знаю, что он любит, и стараюсь его баловать. Так вот, больше всего Балабанов любит борщ, сало, соленые огурцы, малиновое варенье, очень крепкий чай и очень холодный сок. Вообще, часто киношников кормят чудовищно, но есть и приятные исключения из правил. Не хочу хвастаться, но все знают: если я на площадке — значит, все будут сыты и довольны. Ни на одном фильме вы не увидите такого шатра, как у нас. Там стоят столы, накрытые красивыми клееночками, люди едят из нормальной посуды, а не с пластиковых тарелок. На завтрак у меня 12 сортов чая, я сама натираю к нему имбирь, кофе, сливки, какао, каша трех видов, яйца вкрутую и всмятку, бутерброды. И это так красиво и приятно, когда у тебя накрыт стол и все радостно бегут к тебе на завтрак или на обед. Глаза у них разбегаются, а я счастлива, что всем все по душе. Только ни в коем случае не пишите, что я буфетчица! За «буфетчицу» у меня все получают. В одного кинула даже ножом за это. Буфетчицы на вокзале с ободранными красными ногтями. И где они, а где я».

Исходя из этого вдруг раскрывается вся картина и смысл фильма – фильм «Я тоже хочу», как и фильм Андрея Тарковского «Сталкер», прежде всего о вере.

«А еще образованные люди! Эти ученые, писатели… Да у них каждое движение души наперед оплачено, и одна мысль только — как не продешевить… Они же ни во что не верят, у них даже орган, которым верят, атрофировался за ненадобностью!.. Никто не верит! Не только эти двое… Кого же мне водить туда?» Андрей Тарковский, к/ф «Сталкер».

Теперь многое становится понятным, почему все умершие лежат головой от Колокольни, Музыкант, как бы пытаясь уговорить Матвея оставить мертвого отца и пойти дальше к Колокольне, показывает на мертвых и говорит:

— Они назад шли.

Т.е. все, кто умер, и трупами лежали в снегу – суть неверующие. И Матвей из таких же. К нему и к его проблеме мы еще вернемся, т.к. ситуация с ним не такая тривиальная – он вроде бы и верил (философствовал у костра о Боге), и даже Колокольня готова его была взять, но он сам предпочел вечную мерзлоту.

Но вот из тех, кто дошел до Колокольни, оказывается, тоже не все обретают счастье и не забираются Колокольней. Итак, кто дошел до Колокольни:

  1. Проститутка;
  2. Бандит;
  3. Музыкант;

Обратимся опять к Евангелию от Матфея, Иисус обличает первосвященников и книжников, которые считали себя большими праведниками:

«истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие»,

(Матф.21:31)

Остаются у кого-либо еще сомнения, что в фильме разворачивается Евангельская притча? Первая вошла проститутка и ее взяли сразу, а потом бандит, музыкант – музыканта взяли, бандита нет.

Кто такие мытари?

«Сборщики податей. Подозревались в лихоимстве. Часто виновны в лихоимстве». Б.Геце,

Что такое лихоимство?

«лихоимство — требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток». Вихлянцев, В. П.,

Т.е. в принципе, это именно чем и занимался бандит – убийствами, грабежом и вымоганием, о чем он и рассказывает на протяжении всего фильма. В самой ключевой сцене фильма у костра, он и говорит проститутке, что, если бы он знал ее раньше, то снял бы все деньги с ее сутенера, да еще с процентами. Для этого и нужны все эти «плоские и простые» рассказы из которых мы понимаем, кто есть кто.

Итак блудники и мытари (в нашем случае бандит) идут в Царствие Небесное впереди мнимых праведников. Но в в Евангелии также говорится, что:

(1Кор.6:9-10)

Почему же проститутка все-таки обрела счастье, была восхищена Колокольней, а бандит нет? Почему музыкант также обрел счастье? Почему Матвей остался и не пошел к Колокольне? И почему сам режиссер так и не обрел счастье? Кто такой Мальчик?

По состоянию души. Как писал вначале – фильм «Я тоже хочу», это фильм об Апокалипсисе души, фильм о пути души к Богу. И для того, чтобы идти и дойти до Бога, изначально нужна вера. Бандит говорит Матвею, который решил остаться:

— Ты че идиот?! Идти надо!

Но и прийти нужно в соответствующей одежде, в соответствующем состоянии души, ибо Колокольня не всех принимает. Начнем пожалуй с проститутки.

Проститутка
Наверное, эта роль, должна была быть самым ярким и запоминающемся пятном в фильме, в некотором смысле даже провоцирующим –проститутка, почти весь фильм, бегает голой по снегу между трупами. Если не видеть смысла в этой сюжетной линии, то это может показаться даже пошлым, но речь идет о душе, которая покаялась и сбросила с себя всю грязную и ветхую одежду. Еще только сев в машину, она сразу честно призналась, что «торгует туловищем» и горько излила слезы о своей греховности, ибо без слез нету покаяния. С этого, в принципе, и начинается все Евангелие и этим и заканчивается:

и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

(Матф.3:2)

Итак она сбросила с себя всю грязную и ветхую одежду, и осталась, как говорится, в «чем мать родила», такой, какой создал Бог — т.е. она уподобляется младенцу. Этим и отличается проститутка от всех героев фильма, именно своей детской наивностью и непосредственностью — она на веру принимает шутку Бандита и раздевается не задумываясь, и не смотря на всю мерзлоту вокруг.

3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

(Матф.18:3,4)

У кого еще остаются сомнения, то пусть обратят внимание, что в этот момент звучит песня в исполнении Музыканта (Гаркуши) со словами «светла моя душа».

Что делает эта обнаженная душа, которая сбросила с себя всю грязную одежду? Она по дороге прибегает в храм и пытается там согреться. А из храма она вновь целеустремленно направляется в сторону Колокольни. Она также пытается согреться в сене.

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.

(Матф.6:30-34)

И когда она подходит к огню, у нее с Бандитом происходит примечательный диалог, показывающий, как она просто восприняла все тяготы и испытания дороги, несмотря на мороз и на то, что разбила ноги в кровь:

Б.: Холодно?

П.: Да не так, чтобы очень.

Б.: Ты что разделась?! Я же пошутил!

П.: А я не шутила, когда сказала, что счастье хотела.

К тому же, несмотря на свою детскую наивность, ее нисколько не смутило, то, что Бандит сказал, что женщин Колокольня не принимает – она знает, что она хочет счастья. Т.е. перед нами к тому же яркий пример целеустремленности к счастью.:

Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

(Лук.9:62)

Итак резюмируя, какие добродетели являет нам героиня фильма:

· Она покаялась;

· Детская наивность и непосредственность;

· Целеустремленность и твердость;

Не мудрено, что после всего этого, она первой легко вбежала в Колокольню и тут же была восхищена.

Но как же остальные? Для того, чтобы понять, начнем с самого начала фильма, дабы увидеть, кто с чем пришел к Колокольне. Итак:

Бандит Что мы знаем о бандите? Мы знаем, что он православный – крестик носит, верит в Бога, ходит на исповедь и даже причащается и при этом он себя считает хорошим человеком, и что он делает нужную работу для общества:

— Вот у меня жизнь – я сегодня ночью, четырех негодяев завалил. Потом в церковь сходил. Исповедался, причастился. Теперь вот в бане сижу.

И в целом, вроде бы, он действительно, не плохой человек – заботится о теплых одеждах, старается помочь ближним (той же проститутке), но все же какие у него одежды? Во что одета его душа (по ходу фильма, происходит постоянная смена одежд)? Как мы уяснили выше – по сути он мытарь, который занимается лихоимством. Вот, что пишет о таких святитель Тихон Задонский:

«Лихоимство - это страсть крайне развра­щенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищно­го зверя, который без разбора на всякое живот­ное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит свя­той Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они ни­когда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают. И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг че­ловеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и За­конодателя презирает. Ибо «кто хочет быть дру­гом миру, тот становится врагом Богу», - учит апостол (Иак.4:4). Враг человеческий, ибо лю­дей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.

2) Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать долж­но от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозмож­но. Слушай, что через пророка Бог говорит: «и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», - и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконик в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив бу­дет, и не умрет» (Иез.33:14-15)».

Т .е. в нашем случае, видим, что человек вроде бы ходит в церковь на исповедь, но покаяния на самом деле у него не происходит – чистый формализм в отношении к Богу, поэтому Бандит и затаривается всевозможными одеждами в путь к Колокольне. Все его рассказы из своей жизни – или просто тупые и бессмысленные, или смакование с убийств.

Но при этом, он четко ориентируется в вере. Когда они въезжают в «зону», Матвей спрашивает:

— А почему они все головой в одну сторону лежат?

И знающий, «православный бандит» отвечает:

– От Колокольни идут.

Но знания его, и его вера не открывают дверь к счастью – душа его гнилая. В бане он говорит:

«А в центре Колокольня, она людей забирает, но говорят не всех. А у меня вобла классная есть – может возьмут».

Что значит рыба в Евангелии?

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

(Матф.4:18,19)

Т.е. по сути, рыба – суть душа человека. А вот душа у Бандита, сущая вобла – т.е. не живая рыба, высушенная и закоптевшая, и не мудрено, что такую «рыбу», Колокольня не приняла.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.

(Матф.22:11-14)

Матвей О Матвее, в принципе, мы все сказали — да и так все понятно – человек сам отказался идти к Колокольне. Но интересен момент почему он отказался идти, ведь Мальчик в машине сказал ему, что, в принципе, Колокольня забрала бы его, но он не пойдет.

Итак, чтобы понять, опять вернемся к самому началу его пути. В бане Бандит говорит Музыканту, что они вместе с Матвеем решили идти к Колокольне, но когда они приезжают за ним в больницу, то Матвеев отказывается ехать:

— Нет, братуха, я не пойду. Что-то в лом братан.

А когда они едут за теплыми одеждами, говорит:

— Я думаю, фуфло все это и мне по барабану.

Т.е. вера его, на самом деле несозревшая, инерционная и бездейственная – маловерие. И самое важное – ему все равно обретет он счастье или нет. Это бездейственная душа. И в путь к Колокольне он не пошел сам, как остальные, и так уверенно, как Мальчик и Проститутка, но по принуждению.

И как видим из разговора у костра в «зоне», и понятие о Боге у него вообще на уровне зеленных человечков, НЛО и прочей ереси, которыми пичкает людей телевидение и желтая пресса. Когда Музыкант сослался на Библию и Христа, он по сути, отказался от Евангелия:

— Родил Сына, чтобы все в мире жиле.

— Ну, и не вышло у Него ничего.

Нельзя сказать, что душа его совсем мертва – все-таки он идет (и то, пока его ведут на автомобиле), он из всех, наверное самый внимательный, как отмечалось выше, именно он заметил ту странность, что все мертвые лежат головой от Колокольни.

В машине он рассказывает, что ему нравится постоянная смена состояния – от добра ко злу, так жизнь интереснее. Т.е. у него нет желания держатся только добра. У него уже была любовь, но он ее не удержал, и не сделал над собой усилие, чтобы удержать ее. Не мудрено, что когда счастье уже было рядом, он выбрал мерзлоту. И достоин ли такой счастья, если он не может удержать любовь?

38 Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.

(Евр.10:38,39)

Кстати, таким «колеблющимся», наиболее часто и обращена проповедь Евангелия, его «миссионерит» и побуждает Музыкант, держащийся Библии: «Нужно идти!», но бездейственная душа, не приучена идти, а дорогу обрящет лишь идущий:

7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

(Матф.7:7,8)

Музыкант Кто такой Музыкант? Опять обратимся к самому началу фильма, как он начал свой путь к Колокольне и с чем пришел. Мы видим его молящемся в храме, и вслушаемся в молитву, которой он обращается к Богу:

Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить; мужество – изменить то, что могу; и мудрость – отличить одно от другого. Да будет воля Твоя, а не моя. Аминь!

Т.е. он также, как Бандит верует в Бога, но… в отличии от Бандита, он осознает свою немощь перед Богом, и он полностью полагается на Бога («Да будет воля Твоя, а не моя»). При этом он не осознает себя праведником, ибо он… хронический алкоголик. Откуда мы это знаем? Из самой молитвы. Дело в том, что это молитванемецкого богослова Карла Фридриха Этингера (1702-1782) , которая является основной молитвой группы Анонимных Алкоголиков «Vesvalo», в православной адаптации (т.е. то самое добавление в конце молитвы «Да будет воля Твоя, а не моя»).

Если у кого еще остаются сомнения, то обратим внимания, что по ходу фильма, он сам, без того, чтобы ему предложили, просит у Бандита бутылку водки — вначале робко, потом уже более тверже, а к концу фильма, он уже требует водку, при этом они весь фильм хлещут водку из горла без всякой закуски.

Итак, перед нами алкоголик, т.е. пьяница, которому, как отмечалось выше, закрыто Царствие Небесное, по сути, тот же мытарь, но это кающийся мытарь, повторюсь – осознающий свою немощь и свою греховность. Т.е. в самом начале фильма, в самом начале пути к Богу, в бане (о ней поговорим позже) встречаются два верующих человека, два мытаря, и оба хотят счастья, но по состоянию души это совершенно разные люди – один из низ считает себя праведником, а другой грешником:

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

(Лук.18: 13)

Что мы еще знаем о Музыканте? Да почти что ничего. Самое меньшее мы знаем о нем – он очень скромен и немногословен о себе. Он не бьет себя в грудь и не бахвалится своими похождениями. С виду, жизнь у него серая (как говорит ему Бандит: «Какая у тебя жизнь?! Вот у меня жизнь!»). Максимум, что он мог сказать о себе – что он радист. Кто такой радист? Который передает сообщения в эфир, поддерживающий связь с внешним миром. Т.е. он – молитвенник. Кающийся молитвенник, непрестанно молящийся.

17 Непрестанно молитесь.

19 Духа не угашайте.

(1Фесс.5:17, 19)

Лишь у костра его, перед последним рывком к Колокольне, его прорывает, и он исповедуется перед всеми:

16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.

(Иак.5:16)

Стоит ли удивляться тому, что после покаявшейся Проститутки, Музыкант был следующим, кого Колокольня забрала? И вот мы видим яркий пример – двое, «праведник» и алкоголик, одновременно, вместе начали путь и один был принят Колокольней, а другой нет… притча о мытаре и фарисее заканчивается словами:

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Лук.18:10-14)

Мальчик Кто такой Мальчик? Он не попутчик главным героям – он лишь садится с ними в машину на короткое время, чтобы сказать каждому из них важные слова, ведь они идут за Счастьем. Мальчика мы тоже видим в самом начале фильма – он тот, кто твердо знает, что Счастье есть и он знает, где оно. Поэтому он и садится в машину к ним. Разве он предсказывает им судьбу, как многие верят, что у каждого уже прописана судьба и ничего нельзя изменить. Нет, тогда он бы и не садился в машину – зачем ему это, если он знает, где Счастья и главная его цель именно Счастье. Иначе он бы с ними доехал до последнего магазина. Напротив, он дает им каждому по слову, последний шанс, пока они еще на пути к Счастью, дабы они могли обрести Счастье. Хотя, может он и знает, кого Колокольня заберет, а кого нет, но разве он забирает? Он решает? Зависит ли от него участь Матвея? Нет – от Колокольни. Зависит участь Матвея от судьбы? Нет – от колокольни и своей воли. Ему дается очень обнадеживающее слово:

— Тебя бы взяли.

Т.е. у него есть реальная возможность. Но он сам отказывается от нее – не судьба, а он сам выбирает остаться в мерзлоте.

Также и Бандиту, который считает себя достойным того, чтобы Колокольня его забрала (у него же есть хорошая вобла), он говорит четко, что его не возьмут. Это должно было бы Бандита заставить задуматься, что может у него не все хорошо, и может стоит перетрусить всю свою жизнь, но он опять хвалится, как бы хорошенько вытрусил сутенера, а не свою душу.

И смиренному Музыканту, Мальчик говорит, что того возьмут, и Музыкант воспользовался шансом и у костра исповедуется в праздной своей жизни. И непонятное издевательское исполнение песни на дворовой мотив, которое никак не увязывается с его новенькой гитарой, на самом деле юродство – он понимает, что все его творчество и соответствующая жизнь, одна большая пустышка.

Итак, кто же все-таки мальчик? Как отмечали выше – он весьма ревностно и целеустремленно идет к Колокольне, не останавливаясь у магазина. Он не многословен и не теряет лишних слов. Он одет налегке (еще Бандит замечает сразу же: «Ты че-то как-то не одет»). Он четко знает свой путь, свой маршрут – он знает, где Колокольня. Он избегает разношерстную компанию, и не пользуется возможностью быстрее и комфортнее доехать до Колокольни. И не смотря на то, что он идет пешком, он самый первый доходит до Колокольни.

Мальчик – это суть монах, который имеет твердую веру и истинное знание о Боге, т.к. он идет прямым путем. Это те, кто выбрал путь совершенных:

20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

(Матф.19:20,21)

И поэтому Бог им дарует особые дары, в том числе дар пророчества и ясновидения. Это не Мальчик разговаривает с попутчиками, а Колокольня через него.

Режиссер
И вот у самой Колокольни мы встречаем режиссера. Откуда он взялся и как он сюда попал, ведь мы, в отличии от других, не видим его в начале фильма. Так он же сам и говорит – режиссер. Он хозяин своей жизни и других… как ему кажется. Это его фильм (опять же, как ему казалось), поэтому, что ему стоит попасть без всяких проблем, без сложного пути и передряг, сразу же к Колокольне? Он написал сценарий и сам срежиссировал, только… сценарий его закончился у самой Колокольни. У Колокольни свой сценарий, ни один режиссер не может решить за Колокольню – режиссер сам хочет, чтобы Колокольня взяла его, а она его не берет. И встает вопрос – почему? Режиссер мучительно размышляет над этим, и понимает, что, наверное, он что-то плохое сделал:

— А ты кто?

— А я просто бандит.

— Что-то плохое сделал?

— Да и не одно.

— А я не знаю что.

Это душа, которая не видит своих грехов. Если Бандит еще понимает, что делает плохое, но у него нет искреннего раскаяния (ибо раскаяние к тому же ведет к изменению человека), то Режиссер, это та душа, которая умом понимает, но душой не ведает. И как же душе ведать, если же он привык режиссировать. Главное иметь толстый портфель – и если, что можно и откупиться – понастроить кучу колокольней; а можно сразу оказаться и у Колокольни, но вот незадача – для Колокольни это не имеет никакого значения, душа одета в дорогие мирские одежды, душа прилипла к этому миру — дверь к Счастью не открывается, те, кто привязался к миру, тот в нем и остается:

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

(Матф.6:24)

Черный портфель, который за спиной у режиссера, который он хотел забрать с собой туда, где Счастье, якорем удерживает здесь:

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

(1Иоан.2:15)

Это также черный портфель нераскаянных грехов, который режиссер не может увидеть в себе. И тут он, как бы пророчествует, рассказывает о том, что понял, как умрет:

— А ты знаешь, после 9-го класса я поехал в экспедицию, рабочим, по озерам Челябинской области. Пробы, лечебные грязи брали, и я греб там, и в глухом-глухом лесу нашли «Мертвое озеро». Оно черного цвета, там чудовищная концентрация соли. И я дошел и быстро вышел, а было тепло, и у меня ноги, напротив «черного озера» — в белых ботинках, тогда я понял, как я умру.

Итак, что за Мертвое Море? Это, как говорилось в самом начале заметки – Мертвое Море в Израиле, на дне которого находятся библейские города Содом и Гоморра, которые Бог покарал за их развращенность и праздность. И покарал именно в назидание и будущим поколениям:

6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,

<…>

9 знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,

<…>

13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.

14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.

15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,

<…>

17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.

18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.

19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.

<…>

(2Пет.2:6-22)

К тому же режиссер говорит о белых ботинках – это могут быть и белые тапочки покойника, но откуда они стали вдруг белыми? Там былотепло ичудовищная концентрация соли – т.е. вода испарилась на ботинках и они стали белыми от соли. Опять обращаемся к Евангелию от Матфея:

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

(Матф.5:13)

Чтобы мясо не пожрали черви, его солят, а если соль потеряла свойство – кто ее уже заменит, ибо это неотрывное свойство самой соли? Поэтому, когда человек теряет свою «человеческую соль», свою «человечность», то его душу начинают пожирать черви и такая уже душа ни на что не годна, и не может принять в себя счастье и быть принятым Самим Счастьем.

«Ученик Христов должен быть «солью», то есть должен быть не только сам в себе добр и непричастен злобе, но и другим сообщать доброту. Ибо такова соль. Она, сама оставаясь неповрежденною и свободною от гниения, предохраняет от гниения и другое, чему передает это свойство. Но если соль потеряет свою природную силу, она не бывает ни на что полезна, не годится ни в землю, ни в навоз». блаженный Феофилакт Болгарский, (толк. на лук.14:34)

Итак, как видим, финал у тех, кто дошел до Колокольни, хоть и имел веру разный – одни обрели Счастье, а другие, как режиссер, ушли в Мертвое Море:

7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

(Откр.21:7,8)

Сам же Алексей Балабанов, как человек, а не, как его киногерой, надеемся, что конечно же обрел Счастье, и его приняла Колокольня, ибо судя по самому фильму, и тем темам которым он поднимает в нем, по тому, что он уподобился Музыканту, уподобился тому, кающемуся мытарю, который посчитал, что не достоин был быть принят в Царствие Небесное.

Тем более в своем посмертном интервью на дурацкий ответ журналиста он отвечает:

«Животные в Господа не верят, а я верю, и поэтому считаю, что после этой жизни мы еще куда-нибудь попадем. А про животных я никогда не думал».

Колокольня
Итак, мы как будто подошли к самому финалу – к Колокольне. Что есть на самом деле Колокольня в фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу»? Наверное, уже многие и так догадались – Колокольня, это суть Сам Иисус Христос, Который и есть Счастье.

47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.

(Иоан.6:47)

Вернемся к тому, с чего начали – мертвые, это неверующие в Бога, это те, кто идут от Колокольни, они умирают, так и не дойдя до нее. Верующие, очистившиеся (покаявшиеся в своих грехах), победившие (т.е. целеустремленно прошедшие всю дорогу ко Христу), обретают Счастье – обретают Христа для жизни вечной, несмотря на то, какими грязными они начали путь, т.е. опять возвращаясь к сцене, когда троица входит в Колокольню, мы ясно понимаем, кто и почему не обрел Счастья:

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

(1Кор.6:9-11)

И дабы ни у кого больше не оставалось сомнений, посмотрим, какие храмы использовались при съемки фильма. Съемки фильма проводились на территории двух храмов:

«Ну, что ж, придется приоткрыть завесу тайны. Та самая Колокольня находится в Вологодской области, конкретнее в поселке Шексна. Храм в Еськах нам нужен для картинки. Вологодская колокольня сильно разрушена и вокруг нее тоже ничего не сохранилось. А вот у вас, напротив, и храм сохранился, и антураж».

Не знаю, специально ли Алексей Балабанов выбрал именно эти храмы, не только из-за подходящего антуража, но, исходя и из заложенного смысла, или это какая-то очередная мистика, но съемки фильма велись на территории двух храмов, и оба храма названы в честь…. Иисуса Христа:Христорождественская церковь бывшего села Запогостье в поселке Шексна Вологодской области, иЦерковь Богоявления Господня села Еськи Тверской области. Т.е. церкви в честь праздников, когда родился Господь Иисус Христос и когда крестился (Богоявление; в древности праздник Богоявления объединял в себе и Рождество и Крещение). Т.е. это те праздники, когда Царствие Небесное приблизилось, и людям было явленно спасение:

«покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Матф.3:1,2)

И кто не принимает Евангелие, не принимает Христа, тот не может войти Царство Небесное и обрести вечное Счастье, вечную Любовь, обрести Бога, ибо они отказались сами от Него – а это суть те, лежащие мертвецы, и Матвей:

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;

15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

(Матф.10:14,15)

Кстати, что интересно, трупы не разлаживаются, они везде торчат из снега, для примера тем, таким, как Матвей, у которых душа еле-еле, но еще живет, чтобы они на примере этих трупов сделали себе выводы – идут ли они вперед или остаются в мерзлоте.

Матвей сделал свой выбор, и теперь каждый пусть подумает, а какую роль он играет в этом фильме, кто он в этой жизни и каким путем идет?

Фильм, как лента жизни

Теперь остается нам соединить все в одно единое целое. Фильм, на самом деле – это разворачивающаяся лента жизни, которая начинается от самого рождения, для этого и нужны все эти долгие сцены в автомобиле, по коридорам, улицам и т.д.

Перед тем, как пойти в путь к Колокольне, они заезжают к отцу, т.е. начальная точка – детство. У подъезда стоит коляска, слышны детские голоса. Даже больше скажем – это начальный момент зачатия (вход в тесный, пещеристый, узкий и долгий коридор подъезда) и затем рождения (когда они по этому же коридору выходят, при этом Матвей отдельно со своим отцом, который его и зачал, едут в лифте). В самой квартире Матвея старый ламповый бардиольник , как напоминание о далеком детстве. Т.е. фильм

Балабанов снял в своих фильмов больше рок-звёзд, чем кто-либо другой в России. У него снимались Егор Летов, Настя Полева, Вячеслав Бутусов, Сергей Чиграков, группа «Би-2», Гарик Сукачёв, а также поп-певица Ирина Салтыкова.


Олег Гаркуша играл ранее в фильмах Алексея Учителя, Валерия Огородникова, Алексея Германа, Игоря Волошина. Правда, в основном, это были маленькие роли, если не считать фильма «Рок», где актёр выступает в роли самого себя


Для Алексея Балабанова фильм «Я тоже хочу» вполне может считаться исключительным. Дело даже не в том, что он изобразил в нём свою собственную «смерть» или снял в непривычно фантастическом сюжете. Просто этот фильм другой. Например, картина «Кочегар» была изящнейшим в своей простоте взглядом в прошлое. В девяностые, когда страну наводнили бандиты, а бытие приняло почти гротескные черты. В «Кочегаре» всё как бы завершается. Умирают бандиты и гибнут хорошие люди, играет музыка, жизнь в стране закольцовывается и отправляется в топку. Картина «Я тоже хочу» выносит в безвременье, мечту, сказку, притчу, приводит в храм, который обладает возможностью не принять того, кто не готов. Привычен образ Зоны, но здесь она, несомненно, будет обладать нравственной принципиальностью Балабанова, который довольно прямо прикрепляет нимбы и рога к своим героям.

Олег Гаркуша, исполнитель одной из ролей:

Олег Гаркуша

Как сказать… Фильм - о погоне за счастьем. Все хотят счастья, и герои фильма едут за ним. А похоже или не похоже, я судить не стану.


Сергей Сычёв

Вы в этом фильме только актёр или ещё поэт и музыкант?


Олег Гаркуша

Моя роль обозначена как Музыкант. И есть один эпизод, в котором я как бы пою песню. Я никогда не позиционировал себя ни певцом, ни музыкантом. Но это случилось.


Сергей Сычёв

Почему «как бы поёте»?


Олег Гаркуша

Потому что пою, как умею. Музыканты – это Лёня Фёдоров, Юра Шевчук. Но меня тоже почему-то все так называют время от времени.


Сергей Сычёв

Только что вышел фильм «Суходол» Александры Стреляной, где вы сыграли одну из главных ролей. Большая разница, работать с молодым режиссёром или с опытным?


Олег Гаркуша

Как ни странно, продолжительность рабочего дня в обоих случаях одинакова. И, в хорошем смысле, дотошность есть и у Александры Стреляной, и у Лёши Балабанова. Пока не получается тот результат, который нужен режиссёру, съёмка не заканчивается. Я считаю, это не так плохо.


Сергей Сычёв

Священного трепета по отношению к Балабанову не испытываете?


Олег Гаркуша

Уважение, конечно, присутствует. Но он такой же сумасшедший, как и я. И как все актёры, которые принимали участие в съёмках этого фильма. Мне кажется, я вписался в команду, и меня приняли с распростёртыми объятиями, несмотря на то, что я, такой идиот, пришёл на площадку.


Согласно итогам голосования на официальном сайте Алексея Балабанова, наиболее любимыми его фильмами у зрителей являются «Брат» и «Брат 2». Третье место занимает «Груз 200». На последнем - «Замок», который Балабанов и сам считает своей неудачей.


Уже много лет продюсер Сельянов работает с режиссёром Балабановым. Два друга - и две серьёзных величины современного российского кино


Балабанов не очень охотно пускает посторонних людей на съёмочную площадку. Он не любит давать интервью. При всей популярности, которую завоёвывают его картины (особенно дилогия «Брат»), он остаётся одним из самых «непрочитанных» авторов российского кино. Пониманию его творчества может помочь вышедший не так давно сборник его сценариев, где прослеживается связь между всеми его фильмами, возникают сквозные образы, заметны резкости, исчезнувшие в окончательных вариантах фильмов. В новом фильме у него всё так же играет ленинградский рок, а один из ключевых персонажей здесь - обычный балабановский бандит. Просто метафизики стало чуть больше, если она, конечно, опять не уйдёт из фильма до выхода в прокат. Балабанов отказался от соблазна быть модным. Он выбрал постоянное саморазвитие.

Сергей Сельянов, продюсер картины «Я тоже хочу»:

Сергей Сычёв

В фильме, кажется, будет развита музыкальная часть. Что там будет звучать, кроме «Аукцыона»?


Сергей Сельянов

Может быть, и ничего. Предполагается разнообразная, но единая музыкальная ткань. Не исключено, что что-то добавится на стадии пост-продакшна, потому что окончательно музыка утверждается после монтажа. Но в основном это будет музыка Лёни Фёдорова, она очень хорошо ложится на фильм.

Сергей Сельянов

Возможно и то, и другое. Пока ничего не пишется, но мы договорились, что если потребуется при монтаже, Лёня приложит все усилия и создаст что-то правильное. Может, и не понадобится. За последнее время Лёня написал много музыки, и есть замечательная старая. На данный момент нет ощущения, что её не хватит.


Сергей Сычёв

У меня пока складывается впечатление, что это будет самый мрачный фильм Балабанова. А вам как кажется?


Сергей Сельянов



Сергей Сельянов

Там нам было интересно попробовать снимать о девяностых в таких условиях, в которых снимали как раз в те строгие, жёсткие времена. Сейчас такой идеи нет, и бюджет будет, я бы сказал, нормальный.


Сергей Сычёв

То есть, три миллиона долларов?


Сергей Сельянов

Нет, скромнее. К сожалению, наше время не даёт нам возможности делать фильмы с такими большими бюджетами. Для этого нужна очень серьёзная поддержка. У нас такое кино не смотрят и не любят. Хотя Балабанова многие уважают и приходят на его фильмы, но таких людей всё равно недостаточно.



Сергей Сельянов

Нашли, как обычно - путём кастинга. Это дебют. Очень самоотверженная девушка. Условия съёмок непросты. Она должна, например, передвигаться голая по снегу. Выглядит это выразительно и ярко, но сделать непросто.


Сергей Сычёв

Почему журналистов не пускают на съёмки, что за секретность?


Сергей Сельянов

Нет никаких секретов. Просто съёмки проходят в Бежецком районе – это 120 км. от Твери. В городе Бежецке даже съёмочную группу фильма расселить не удалось. В городе есть только гостиничка и крохотный частный сектор, а людей заезжает обычно очень мало, и этого хватает. Часть группы в результате жила в таких условиях, от которых в нашем кинематографе уже отвыкли. Для городского человека это экстрим. Мы даже старались минимизировать группу, чтобы избежать стрессов. Звать журналистов, чтобы поселить их в погребе, не хотелось. Это Россия, которую не знают городские жители. Но это очень красивые места. Причудливые посёлки, поросшие борщевиком – трёхметровыми палками, которые торчат из земли. На летнюю часть съёмок, которая будет в Петербурге, мы журналистов обязательно позовём.


Сергей Сычёв

Почему вдруг фильм Балабанова снимается на камеру RED?



Балабанов любит приглашать каждый раз новых актрис, особенно дебютанток, зато с актёрами работает подолгу. С Виктором Сухоруковым он снял 6 фильмов, с Сергеем Маковецким - 5, с Сергеем Бодровым - 3. В ленте «Я тоже хочу» из постоянных актёров только Александр Мосин, давний друг режиссёра.


Когда говорят о группе «Аукцыон», то обычно вспоминают Олега Гаркушу, хотя почти все песни пишутся и исполняются Леонидом Фёдоровым. В фильме Балабанова тоже будет звучать музыка солиста Фёдорова, хотя в кадре опять останется только Гаркуша - лицо «Аукцыона»


Итак, Балабанов впервые снимает кино на «цифру». В главной роли - студентка без опыта в кино. В другой главной роли - рок-музыкант, хотя ранее Балабанов давал музыкантам только совсем маленькие «камео». Дорога ведёт персонажей к храму, что нетипично для Балабанова, всегда больше интересующегося инфернальной эстетикой.

Алексей Балабанов впервые (если не считать экспериментального киноальманаха «Прибытие поезда») вошёл в кадр своего фильма. Есть достаточно причин, чтобы ждать этот фильм «Я тоже хочу». Хотя вполне достаточно и одной, главной причины: это новый фильм режиссёра Алексея Балабанова.