Образ ивана флягина и русский национальный характер. Природная сила Флягина

Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»

Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты.

Повесть Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения - жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконномколпачке... Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...”,- пишет Лесков.

Из дальнейшего повествования нам становится известна жизнь этого человека. Он родился “в крепостном звании” и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Живя “при отце на кучерском дворе”, он “постиг тайну познания в животном” и полюбил коней да быструю езду.

Будучи у своей матери “молитвенным сыном”, Иван был “сыном обещанным” и с самого рождения предназначен для служения Богу. Но судьба жестоко обошлась с этим человеком. Он вопреки своей воле совершает такие поступки, которые невозможно оправдать: убийство невинного монаха, женщины, которую любил. По сути дела, он не был виновен в своих преступлениях. Кажется, что человека преследует злой рок. Недаром Ивану Флягину предсказал умирающий старец: “А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”.

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая “так живчиком и переливается” по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя - это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. “Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис... Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню...”

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: “... домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.

Прожил он у татар десять лет (и они к нему относились уважительно), а тоска по родине не проходила. Герой убегает из плена, как только у него появляется такая возможность. Когда позднее Иван уходит в монашество, его в наказание надолго сажают в погреб. Но там ему все равно лучше, чем в степи: “Ну нет-с: как можно сравнивать? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”.

Вера для русского человека всегда имеет большое значение. Поэтому Иван Флягин так мучается среди чужих в плену. Среди ночи он “выползал потихоньку за ставку... и начинал молиться”. “Так молишься,- говорит Иван,- что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали - утром травку увидишь”.

Герой много испытал на своем веку. Его широкая душа становится еще шире от встречи с Грушей. Он сумел понять ее, самозабвенно и преданно полюбить. Груша гибнет. Уходит неизвестно куда и Иван, но встречает на пути старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. За военный подвиг его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно недоволен собой. Ему не дает покоя голос совести. Он становится одержим идеей самопожертвования, ему “за народ очень помереть хочется”.

В конце повести Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал монахом, чернецом, как и предрекал умирающий старец, и обрел успокоение в монастыре. Отвергнув самое первое призвание к Богу, он “прошел от одной стражбы до другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб, пока все... монахом в ведении предреченное в настоящем житейском исполнении оправдалось” за его недоверие.

На примере “очарованного богатыря” Ивана Флягина Лесков открывает читателю черты русского национального характера. Этот герой далеко не идеальный. Он противоречив: и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок и легкомыслен; поэтичен и груб. Он совершает безрассудные поступки, но и приносит людям добро. В этом образе очень хорошо показана широта русской натуры, ее, если можно так выразиться, безграничность.

Лев Толстой говорил: “Лесков - писатель будущего, его жизнь в литературе глубоко поучительна”. Подлинное значение литературной деятельности Лескова открывается нам сегодня в полном объеме. Мы восхищаемся его героями-праведниками, его прекрасным, народным языком. И его литературный дар навсегда останется в истории великой русской культуры.

В повести «Очарованный странник» Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это - Иван Северьяныч Флягин, «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь - неисчерпаема.

Каждое новое пристанище Флягина - это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается. абсолютно со всеми - будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую «операцию», которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так.

Свою преданность и верность он доказывал не раз - и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, - а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это - не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит.

Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объясняет это тем, что он - «большой грешник», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». На его совести - смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его «искушают бесы’«. Но ни один из его «греховных» поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха - результат несчастного случая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство…

Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла», - умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание.

Ему «за народ очень помереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители. Флягин - необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара - всегда ощущать радость - заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.

Начнем говорить о развитии образа. Еще раз подчеркну, что оно проходит через весь роман и заканчивается тем, что Флягин собирается на войну с тем, что бы окончательно и бесповоротно искупить свои грехи. Т. е. это финиш для него, ведь до этого в течении всего своего жизненного пути у него не было конкретной цели в жизни. И вот настает момент, когда Флягин понял, что пора искупать грехи. Давайте проследим по его жизненному пути, была ли это закономерность или была альтернатива развития? Анализируя развитие образа в этом направлении, мы с вами увидим наиболее полную картину развития образа.

Для начала пару слов о характеристике. Образ характеризуется на первых страницах романа. Сначала мы узнаем внешний облик глазами пассажиров судна. Далее Флягин сравнивается с богатырем, и мы понимаем, что он патриот, добрейший души человек. У него богатый жизненный опыт, следовательно, полная приключениями жизнь. То, что дальше идет развитие этого образа уже само по себе закономерность. Развитие к тому, что нам уже дано.

Наконец, приступим. Его детство предполагало развитие сильной личности. Судите сами: вырос на конюшне, с одиннадцати лет форейтор.…Вот мальчик вырос физически выносливый, нравственно несколько недоразвитый (следствие крепостничества), а вместе с тем эмпирик, готовый проходить свой жизненный путь на чувствах и ощущениях, с тем, что бы найти свое место среди людей. Следующий эпизод из жизни Флягина о котором нам повествуется – совершение первого тяжкого греха – убийства. Этот эпизод во многом определил дальнейшую концепцию романа, а, следовательно, и судьбу Флягина. Концепция такова: «…Будешь, ты, много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока не придет твоя настоящая погибель…». Здесь я сделал вывод о том, что дальнейшее развитие образа будет идти по пути накопления грехов, а финишном будет их искупление. Вскоре я в этом убедился. Но автор только подвел нас к нему и вовсе не показал его! Додумать мне пришлось самому. И внимание, здесь кроется главная причина, почему образ не раскрыт в тексте. Посмотрите: каждый человек индивидуален. И каждый посредством своего воображения позволяет Флягину искупить грехи в соответствии со своей индивидуальностью. Другими словами автор создавал роман с тем, что бы оставить право раскрытия образа за читателем.

Следующий эпизод – спасение барской семьи, убедительно свидетельствует о интуитивном чувстве, которое бросает его на борьбу со злом, во всех его проявлениях, раньше, чем сам Флягин осознает головой. Тут я увидел мудрость жизни, которую так сильно чувствовал и понимал Лесков и которая, сопутствуя его творчеству, являлась его отличительной чертой. Мудрость – интуитивное понимание Добра и Зла.

Дальнейшее действие происходит стремительно и приводит нашего героя к новому испытанию. Важно отметить, что в этот период Флягин легализирует свое положение в обществе, т. е. он больше не раб. Предав барина Флягин окончательно уверил читателя, что им руководит мудрость жизни.

"Очарованный странник" - повесть Лескова, созданная во 2-й половине 19 столетия. В центре произведения - изображение жизни простого русского мужика по имени Флягин Иван Северьянович. Исследователи сходятся на том, что образ Ивана Флягина вобрал в себя основные черты русского народного характера.

В повести Лескова представлен абсолютно новый тип героя, несопоставимый ни с каким другим в русской литературе. Он настолько органично слился со стихией жизни, что не боится запутаться в ней.

Флягин - "очарованный странник"

Автор назвал Флягина Ивана Северьяныча "очарованным странником". Этот герой "очарован" самой жизнью, ее сказкой, магией. Именно поэтому для него нет пределов. Герой воспринимает мир, в котором живет, как настоящее чудо. Для него он бесконечен, равно как и его странствие в этом мире. У Флягина Ивана нет какой-то конкретной цели в жизни, она для него неисчерпаема. Этот герой воспринимает каждое новое пристанище как очередное открытие на своем пути, а не просто как смену занятия.

Внешность героя

Автор отмечает, что его персонаж имеет внешнее сходство с Ильей Муромцем, легендарным героем былин. Иван Северьянович отличается огромным ростом. У него открытое смуглое лицо. Волосы этого героя густые, волнистые, свинцового цвета (его проседь отливала этим необычным цветом). Флягин носит подрясник послушника с монастырским поясом, а также высокий суконный колпачок черного цвета. По виду герою можно дать немногим более пятидесяти лет. Однако он, как отмечает Лесков, был богатырем в полном смысле этого слова. Это добрый, простодушный русский богатырь.

Частая смена мест, мотив бегства

Несмотря на свою уживчивую натуру, Иван Северьянович не задерживается долгое время нигде. Читателю может показаться, что герой непостоянен, легкомыслен, неверен как себе, так и другим. Не поэтому ли Флягин скитается по миру и никак не может отыскать себе пристанища? Нет, это не так. Герой не раз доказывал свою верность и преданность. К примеру, он спас семью графа К. от неминуемой гибели. Таким же образом богатырь Иван Флягин проявил себя в отношениях с Грушей и князем. Частая смена мест, мотив бегства этого героя объясняются отнюдь не тем, что он недоволен жизнью. Наоборот, он жаждет испить ее сполна. Иван Северьянович так открыт жизни, что она как будто сама несет его, а герой лишь следует по ее течению с мудрой покорностью. Однако не следует понимать это как проявление пассивности и душевной слабости. Эта покорность является безоговорочным принятием судьбы. Образ Ивана Флягина характеризуется тем, что герой нередко не отдает отчета в собственных поступках. Он полагается на интуицию, на мудрость жизни, которой во всем доверяет.

Неуязвимость для смерти

Может быть дополнена тем, что герой честен и открыт перед высшей силой, и она за это вознаграждает и оберегает его. Для смерти Иван неуязвим, он всегда к ней готов. Ему каким-то чудом удается спасти себя от гибели, когда он удерживает лошадей на краю пропасти. Затем цыган вынимает Ивана Флягина из петли. Далее герой побеждает в поединке с татарином, после чего бежит из плена. Во время войны Иван Северьянович спасается от пуль. Он говорит о себе, что погибал всю жизнь, однако никак не мог погибнуть. Герой объясняет это своими большими грехами. Он считает, что ни вода, ни земля не хотят его принимать. На совести Ивана Северьяновича - смерть монаха, цыганки Груши и татарина. Герой с легкостью бросает своих детей, родившихся от татарских жен. Также Ивана Северьяновича "искушают бесы".

"Грехи" Ивана Северьяныча

Ни один из "греховных" поступков не является порождением ненависти, жажды личной выгоды или лжи. Монах погиб в результате несчастного случая. Иван до смерти засек Савакирея в честном бою. Что касается истории с Грушей, то герой поступил согласно велению совести. Он понимал, что совершает преступление, убийство. Иван Флягин осознавал, что смерть этой девушки неизбежна, поэтому он решил взять грех на себя. При этом Иван Северьянович решает вымолить в будущем прощение у Бога. Несчастная Груша говорит ему, что он еще поживет и отмолит Богу и ее, и свою душу. Она сама просит убить ее, чтобы не совершить самоубийство.

Наивность и жестокость

У Ивана Флягина своя мораль, своя религия, однако в жизни этот герой всегда остается честным как с самим собой, так и с другими людьми. Рассказывая о событиях своей жизни, Иван Северьянович не утаивает ничего. Душа этого героя открыта как для случайных попутчиков, так и для Бога. Иван Северьянович прост и наивен как младенец, однако во время борьбы со злом и несправедливостью он может быть весьма решительным, а порой и жестоким. К примеру, он отрезает хвост барской кошке, наказывая ее так за истязание птички. За это Иван Флягин сам жестоко наказан. Герою хочется "помереть за народ", и он решает пойти на войну вместо одного юноши, с которым не могут расстаться родители.

Природная сила Флягина

Огромная природная сила героя является причиной его поступков. Эта энергия побуждает Ивана Флягина на безрассудства. Герой случайно убивает монаха, который заснул на возу с сеном. Это происходит в азарте, во время быстрой езды. В молодости Ивана Северьяновича не очень-то тяготит этот грех, однако с годами герой начинает ощущать, что ему придется когда-нибудь искупить его.

Несмотря на этот случай, мы видим, что быстрота, ловкость и богатырская сила Флягина не всегда являются разрушительной силой. Будучи еще совсем ребенком, этот герой едет в Воронеж вместе с графом и графиней. Во время поездки повозка едва не срывается в пропасть.

Мальчик спасает хозяев, остановив лошадей, однако самому ему едва удается избежать смерти после падения с обрыва.

Смелость и патриотизм героя

Иван Флягин демонстрирует смелость и во время поединка с татарином. Вновь из-за своего безрассудного удальства герой оказывается плененным татарами. Иван Северьянович тоскует по своей родине, находясь в плену. Таким образом, характеристика Ивана Флягина может быть дополнена его патриотизмом, любовью к родине.

Секрет оптимизма Флягина

Флягин - человек, наделенный недюжинной физической и духовной силой. Именно таким его изображает Лесков. Иван Флягин - человек, для которого нет ничего невозможного. Секрет его неизменного оптимизма, неуязвимости и силы заключается в том, что герой в любой, даже самой сложной ситуации поступает именно так, как требует обстановка. Жизнь Ивана Флягина интересна и тем, что он находится в гармонии с окружающими и готов в любое время сразиться с лихом, которое встанет у него на дороге.

Черты национального характера в образе Флягина

Лесков раскрывает перед читателями качества национального создавая образ Ивана Флягина, "очарованного богатыря". Этого персонажа нельзя назвать безупречным. Скорее, ему свойственна противоречивость. Герой бывает как добр, так и беспощаден. В одних ситуациях он примитивен, в других хитроумен. Флягин бывает дерзок и поэтичен. Порой он совершает безумные поступки, однако он делает и добро людям. Образ Ивана Флягина - олицетворение широты русской натуры, ее безмерности.

В своем творчестве Н.С. Лесков пытался раскрыть душу русского человека, дать оценку его неповторимому характеру. Именно поэтому в центре произведений этого писателя всегда стоят неординарные личности. В их изображении автор достигает крайней степени типизации, поэтому они становятся символами всего народа в целом.

Так, в повести «Очарованный странник» Лесков показывает читателю красоту русского национального характера. Носителя этого потрясающего дара зовут Иван Северьянович Флягин. Читатель знакомится с ним во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Именно благодаря наблюдательности и любви к людям рассказчика, мы, вслед за ним, видим во Флягине «типического, простодушного, доброго русского богатыря».

Как же описывает его автор? Этот герой, конечно же, огромного роста, с открытым лицом и густыми волосами: «Ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптях по лесу». Мы уже догадываемся, что это не просто портрет, но портрет психологический. С его помощью автор лаконично пытается рассказать, что внешность «русского богатыря» является полным следствием его внутренний жизни, так как он человек природы, полностью чист и истинен. Мы заранее готовы выслушать этого человека, поверить ему и оправдать, если это будет необходимо.

Но если внешнюю красоту и мужественность можно осознать, только лишь взглянув на человека, то красота внутренняя раскрывается, прежде всего, делами и поведением. Так каковы же дела нашего героя?

Особенностью русского национального характера Лесков считает неоднозначность натуры Флягина. Так, например, герой сгоряча может и засечь насмерть (Иван Северьянович демонстрирует свою удаль, когда сечется с татарином), но при этом он тут же готов отдать последнее голодному. Вот в этом, по мнению автора, и проявляется широкая богатырская душа русского человека, которую никто не может понять умом, как говорил в свое время Тютчев.

Если же вспомнить другого классика русской литературы - Некрасова, то можно сказать, что остановить на скаку лошадь может не только русская баба, но и русский мужик. Иван рассказывает, как он усмиряет лошадь: «Зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется - она и усмиряет».
Герой вообще очень привязан к лошадям. Он очень ярко и живо описывает их: «Кобылица была, точно, дивная, ростом не великонька, в подовье арабикой, но стремительная, головка маленькая, глазок полный, яблочком, ушки сторожкие; бочка самые звонкие, воздушные, спинка как стрела, а ножки легкие, точеные, самые уносистые».

Но не только богатырские подвиги совершает Иван Северьяныч. Он спасает людей от неминуемой гибели. Причем делает это не из корыстных побуждений и даже не из чувства долга. Так, будучи еще совсем мальчиком, герой ехал с графом и графиней в Воронеж. По пути повозка чуть не срывается в пропасть. Иван останавливает лошадей, спасает своих хозяев, а сам чуть не погибает, срываясь с обрыва.
Много позже, после гибели Груши, Флягин бредет неизвестно куда, встречает старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. Так, за внешней грубостью и жестокостью скрыта в Иване Северьяновиче огромная доброта и самопожертвование, свойственные русскому народу.

Эта природная доброта полностью раскрывается в герое, когда тот становится нянькой. Он по-настоящему привязывается к девочке, за которой ухаживает, считает ее родным ребенком. В обращении с девочкой герой заботлив и нежен. Когда он встречает мать своей воспитанницы, то искренне колеблется, отдавать ей ребенка или нет. И та любовь, которую Флягин испытывал к ребенку и из-за которой он не хотел расставаться с «дочкой», помогает ему понять, что ребенка отдать необходимо, ведь мать есть мать…

Герой также проходит испытание женской любовью, ведь только настоящий цельный характер способен сильно и беззаветно любить. В жизни Ивана Северьяновича появляется Груша. Между ними возникает истинное родство душ. Но так сложились обстоятельства, что герой помогает Груше совершить самоубийство. Он сталкивает девушку с обрыва в реку, так как понимает, что ее дальнейшая жизнь превратится в ад. Ответственность за это преступление Флягин берет на себя. Он готов расплатиться за свой поступок и искупить его.

И герой искупает свой грех девятью годами плена у татар. За все это время он так и не смог привыкнуть к степям. В плену Флягина мучает смертельная тоска по Родине, по всему, от чего он был отлучен. Среди ночи герой «выползал потихоньку за ставку... и начинал молиться: «так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слезы падали - утром травку увидишь».

Гораздо позднее, когда Флягин уже ушел в монашество, его в наказание надолго посадили в погреб. Но герой даже и не сравнивает это со степью: «Ну нет-с: как можно сравнивать? Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали».

В конце повести мы понимаем, что, придя в монастырь, Иван Северьяныч не успокаивается. Он предвидит войну и собирается идти уже туда. Он говорит: «Мне за народ очень помереть хочется». Эти слова символизируют главное свойство русского характера - готовность пострадать за других и умереть за Родину.

В своей повести Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.


В центре школьного изучения творчества Лескова стоит повесть «Очарованный странник», о главном герое которой и пойдет дальше речь. «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке … Этому новому нашему сопутнику, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого», Таким предстает перед читателями Иван Северьяныч Флягин. с первых же строк автор дает понять, что его герой – истинный сын своего народа, тот, кто издавна считается его защитой и опорой) «русский богатырь». Ему пятьдесят три года, и позади целая жизнь) полная приключений, тревог, странствий. Рожденный крепостным, Иван Северьяныч был кучером у своего барина и беглым крепостным) был конокрадом и нянькой «девочки-воспитомки», десять лет жил среди татар, подчиняясь их обычаям, но когда попал на родину, был наказан за побег из крепостной неволи и выпущен на свободу; убил любимую женщину, служил под чужим именем в солдатах; награжденный за храбрость Георгиевским крестом и произведенный в офицеры, вынужден был служить в театре «демоном», и, наконец, «оставшись совсем без крова и без пищи», пошел в монастырь.

Вся жизнь Флягина прошла в пути, он странник, и странствия его еще далеко не закончены. И если отрешиться от всех внешних перипетий его судьбы, то его жизненный путь — путь к вере, к тому миропониманию и душевному состоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «мне за народ очень помереть хочется». Путь этот начинается не с рождения и даже не с момента самостоятельной жизни. Переломным моментом в судьбе Флягина стала любовь к цыганке Грушеньке. Это светлое чувство и стало основой нравственного роста, который претерпевает Иван Северьяныч. До встречи со своей любовью он, имея ростки добра в душе, часто бывал очень жесток. Случайно, из «форейторского озорства» убив монаха, запоров насмерть Савакирея из-за тяжбы с конем, Иван Северьяныч особенно не задумывается об этом, и мысли об убитых им людях не часто посещают его. Но даже когда к нему во сне является убитый им монашек, «плачущий, как баба», Флягин не воспринимает это как нечто ужасное и необычное, а спокойно говорит с ним, а проснувшись, «про все это забывает». И дело здесь не в том, что в характере Ивана Северьяныча жестокость, просто нравственное чувство в нем еще не развито, а вырасти человечности в его душе помогла любовь.
При первой же встрече красота Груши поражает Ивана Северьяныча в самое сердце: «Вижу Я разных знакомых господ ремонтеров и заводчиков и так просто богатых купцов и помещиков узнаю, которые до коней охотники, а промежду всей этой публики цыганка ходит этакая … даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем … «Вот она, думаю, где настоящая-то красота, что природы совершенство называется»» (136-137). А потом Груша, купленная «переменчивым» князем за пятьдесят тысяч и почти сразу же оставленная им, находит в княжеском слуге подлинное душевное, дружеское участие. «Один ты И любил меня, мил сердечный друг мой» (163), — скажет она Ивану Северьянычу перед смертью. Это не была любовь мужчины к женщине, но христианская любовь брата к сестре, полная самоотверженного сострадания. Любовь «ангельская», как назовут это в рассказе «Несмертепьный Голован». Флягин убивает Грушу, чтобы спасти от тяжкого греха: самоубийства и убийства того ребенка, что она носила под сердцем, убийства вероломного князя и его молодой жены. Душераздирающая сцена прощания Ивана Северьяныча с Грушей может быть названа кульминацией нравственного пласта повести, потому что все предыдущее в жизни Флягина эта святая любовь «зачеркнула», и герой становится другим, строит свою жизнь по иным, нравственным законам. Эта христианская любовь человека к человеку, «высокая страсть, начисто свободная от эгоизма», указала герою его дальнейший путь — «прямой путь к любви, еще более широкой и всеобъемлющей, любви к народу, к Родине. Нравственный подвиг самопожертвования, совершенный Иваном Северьянычем ради Грушеньки, является первым в ряду проявлений стойкости, героизма и самоотречения. Это и спасение от солдатчины единственного сына старичков Сердюковых, и пятнадцать лет службы «за веру» на Кавказе под чужим именем, с выполнением самых опасных заданий, и великие пророчества в монастыре о грядущей войне, и желание «умереть за народ». Великая жертвенная любовь к одному человеку заложила в душе Ивана Северьяныча любовь ко всем людям, к своему народу, ответственность за его судьбу: «И я исполнился страха за народ свой русский и начал молиться и всех других.» стал со слезами увещевать, молитесь, мол, о покорении поднозе царя нашего всякого врага и супостата, ибо близ есть нам всегубительство. И даны были мне слезы, дивно обильные!» все я о родине плакал».

Иван Северьяныч полюбил «отдельного человека» и только потом «человечество вообще-‘, и это именно тот путь, которым надо идти любому, кто следует заповедям Христа. Может быть, именно эту способность интуитивно угадать верный путь добра и следовать ему и имел в виду Лесков, когда в последних строках повести говорил о Боге, «скрывающем судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающем их младенцам» (179). Несмотря на свое физическое и духовное богатырство Иван Северьяныч Флягин -младенец, «очарованный» жизнью И ее поэзией, окружающим миром и его бесконечной красотой. Ивана Северьяныча в повести не раз называют «дураком», проверяют, «не поврежден ли он в рассудке», он человек, не слишком образованный, далекий от книжной мудрости, но наделенный глубокой духовно, ему открывались пути приобщения к высшим тайнам бытия», Иван Северьяныч мудр сердцем, и в этом его сила. «Чистое сердце», богатый душевный мир в сочетании с детским взглядом на жизнь, не замутненным ни наукой, ни «теориями, которые носятся в воздухе», дают герою Лескова «Бога узрить», увидеть всю красоту мира и быть очарованным ею. У Флягина удивительный дар к описанию всего, что дорого его душе: и родной деревни в праздник, и Грушеньки, и красавицы кобылы Дидоны: «у нас была куплена с завода кобылица Дидона, молодая, золото-гнедая, для офицерского седла, Дивная была красавица: головка хорошенькая, глазки пригожие, .. .гривка легкая, грудь меж плеч ловко, как кораблик, сидит, а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках легкие, и она их мечет, как играет», Его описания полны искреннего чувства и подлинной поэзии, По-детски наивно, непосредственно и практично отношение Флягина к христианской религии, В своем уповании на освобождение из плена Иван Северьяныч часто прибегает к Богу: » .. ,и начнешь молиться.. , и молишься.. , так молишься, что даже снег инда под коленами протает, и где слезы падали — утром травку увидишь», Такая вера безгранична, но она не фанатична, Лесковский герой не позволяет увлечь себя никакими мифами, как бы авторитетны они ни были, Любые понятия проходят проверку практикой самой жизни, Порой Иван Северьяныч испытывает сомнения и молиться прекращает, но не перестает верить,
Мудрый и наивный, сильный и кроткий, привыкший на все жизненные события отвечать сердцем, а не построениями ума, выросший на народной русской почве и ставший
олицетворением нации, «очарованный странник» расстается с нами в пути, в преддверии
новых дорог. Повесть завершается на ноте исканий, «несет в себе победительное оптимистическое начало»», веру в задушевное богатство русского народа и в его силу преодолеть слишком часто встречающиеся на его историческом пути препятствия.