Тот самый мюнхгаузен какой день. Не тот самый мюнхгаузен


Тот самый Мюнхгаузен

...................................................................................................................................................................................

Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись.
- Ну, что же Вы выбрали?
- Угадайте.

А рука-то у меня, слава богу, о-го, сильная, а голова, слава богу, мыслящая!

Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
- Обязательно. Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.

Как, вишневое дерево?
- Дерево? На голове оленя? Скажите лучше - вишневый сад!
- Если бы вырос сад, я бы сказал - сад. А поскольку выросло дерево, зачем же мне врать?

Ой!
- Конечно, дергать мы все умеем. Висит ручка, чего не дернуть?

Господин барон Вас давно ожидает. Он с утра в кабинете работает.
- Заперся и спрашивает:"Томас, говорит, не приехал еще господин пастор?"
- Я говорю: "Нет еще".
- Он говорит "Ну и слава богу".

Господин барон пошел как-то раз в лес на охоту.
- Медведь бросился на него. А поскольку господин барон был без ружья...
- Чего же он был без ружья?
- Я же Вам говорю, он пошел на охоту.

Томас, посмотри, они летят? А?
- Летят, господин барон! Сейчас пролетят над нашим домом.
- Будем бить через дымоход.

Ну как?
- Попал. Утка. С яблоками. Она, кажется, хорошо прожарилась.
- Она, кажется, и соусом по дороге облилась.
- Да? Как это мило с ее стороны.

Так. К сожалению, барон, я ничем не смогу Вам помочь.
- Почему?
- Потому, что при живой жене Вы не можете жениться вторично.
- Вы говорите, при живой?
- При живой.
- Вы предлагаете ее убить?
- Господи! Да упаси Вас бог, барон!

Может быть, тебе не стоило начинать с Софокла? И с уткой в этот раз ты тоже перемудрил.
- Хотелось его развеселить. Мне сказали: умный человек.
- Ну мало ли что про человека болтают.

Господин Рамкопф, Вы друг нашей семьи, Вы очень много делаете для нас. Сделайте еще один шаг!
- Все, что в моих силах.
- Вызовите отца на дуэль.
- Никогда.
- Но почему?
- Ну, во-первых, он меня убьет. А во-вторых...
- Первого достаточно. Успокойся, Фео.

Судя по обилию комплиментов, вы вернулись с плохой новостью?

Нет оснований? Человек разрушил семью, выгнал на улицу жену с ребенком.
- Каким ребенком? Я офицер!
- Выгнал жену с офицером.

Но это факт?
- Нет, это не факт.
- Это не факт?
- Нет, это не факт. Это гораздо больше, чем факт. Так оно и было на самом деле.

Дело в том, что наш обожаемый герцог в последнее время находился в некоторой конфронтации с нашей обожаемой герцогиней.
- И что?
- Ой.
- Ужасный мальчик. Весь в отца.
- Ну, ну. Говорят, она его поймала с какой-то фрейлиной. Это было ужасно! Это было...
- И что?
- Будучи в некотором нервном перевозбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе со словами "На волю! Всех на волю!"

Все решение в талии. Как вы думаете, где мы будем делать талию?
- На уровне груди.
- Гениально!
- Гениально, как все истинное.

Я не разрешу опускать линию талии на бедра. 155.
- В конце концов, мы - центр Европы.
- Я не позволю всяким там испанцам диктовать нам условия.
- Хотите отрезной рукав - пожалуйста.
- Хотите плиссированную юбку с вытачками? Принимаю и это.
- Но опускать линию талии не дам.

- "Распорядок дня барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена на 30 мая 1779 года."
- Любопытно.
- Весьма.
- "Подъем в 6 часов утра."
- Ненаказуемо.

- "С 8 утра до 10 - подвиг."
- Как это понимать?
- Это значит, что от 8 до 10 утра у него запланирован подвиг. Ну? Что Вы скажете, бургомистр, о человеке, который ежедневно отправляется на подвиг, точно на службу?

Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат. Я не скажу, что это подвиг. Но вообще что-то героическое в этом есть.

Господа, мы дошли до очень интересного пункта."16:00- война с Англией".
- С кем?!
- С Англией.
- Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?
- Где она? Где, я Вас спрашиваю?
- Кто?
- Англия.

Отозвать всех уволенных в запас. Отменить отпуска. Гвардию построить на центральной площади. Форма одежды - летняя, парадная. Синие мундиры с золотой оторочкой. Рукав вшивной. Лацканы широкие. Талия на 10 см ниже, чем в мирное время.
- Ниже?
- То есть выше.
- А грудь?
- Что, грудь?
- Оставляем на месте?
- Нет, берем с собой.

Неужели нельзя арестовать одного единственного человека? Конь устал!
- Все в порядке, Ваше Высочество. Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту. Просил передать, чтоб не расходились.

Это еще что такое?
- Арестованный.
- Почему под оркестр?
- Ваше высочество, сначала намечались торжества потом аресты. Потом решили совместить.

А где наша гвардия? Гвардия где?
- Очевидно, обходит с флангов.
- Кого?
- Всех.

Сдайте шпагу.
- Ваше высочество, не идите против своей совести.
- Я знаю, Вы же благородный человек, и в душе тоже против Англии.
- Да, в душе против. Да, она мне не нравится... Да.
- Но я сижу и помалкиваю. Война это...

Почему продолжается война? Они что у Вас, газет не читают?

Мой муж, господа, опасный человек! 20 лет моей жизни отдано ему! 20 лет я усмиряла его. Я удерживала его в границах семейной жизни. И тем самым спасала жизнь. Вашу жизнь. Жизнь общества от него!...

Не страшно, что я брошена. Не страшно. Страшно, что он свободен!

О чем это она?
- Барона кроет.
- И что говорит?
- Ясно что, подлец, говорит. Псих ненормальный, врун несчастный.
- И чего хочет?
- Ясно чего, чтоб не бросал.
- Логично.

Есть пары, созданные для любви. Мы же были созданы для развода.

Якобина с детства не любила меня и, нужно отдать ей должное, сумела вызвать во мне ответные чувства.
В церкви на вопрос священника, хотим ли мы стать мужем и женой, мы дружно ответили "нет", и нас тут же обвенчали.
После венчания мы уехали с супругой в свадебное путешествие.
Я - в Турцию, она - в Швейцарию, и три года жили там в любви и согласии.

Великий боже, сделай так, чтобы все было хорошо.
Помоги нам, господи. Мы так любим друг друга.
И не сердись на Карла, господи.
Он дерзок, он часто готов спорить с тобой, но ведь ты, господи, старше, ты мудрее.
Ты должен уступить. Уступи, господи.
Ты уже столько терпел. Ну потерпи еще немножко.

Барон, Вы ведь разумный человек. Я всегда относился к Вам с симпатией.
Я уважал Ваш образ мыслей. Свободная линия плеча, обуженные панталоны.

У нас их чересчур много, этих препятствий. Они мне не по силам. Господи, почему ты не женился на Жанне Д"Арк? Она ведь была согласна.
- Я знал, что встречу Марту.

И пусть памятник, который мы устанавливаем в его честь, станет символом...
- Символом - вяло.
- Хорошо, пусть станет не только символом.
- Лучше.
- Пусть станет не только символом беззаветной любви города к своему гражданину...
- Лучше сказать: "К своему великому сыну".
- Лучше. Пусть он станет источником отваги, смелости, родником живительного оптимизма, который никогда не перестанет бить...
- Лучше сказать струиться.
- Но родник, он бьет.
- Иногда бьет, а иногда струится. В данном случае лучше, чтобы он струился.

Который час, Томас?
- Часы пробили 3, барон упал в 2, стало быть, всего час.
- Чего ты болтаешь? Надо складывать 3 плюс 2.
- Это раньше надо было складывать, а теперь лучше вычитать.

Жаль только, что одна половина. А что если не побояться и...
- Ликвидировать.
- Или приблизить?
- Соединить.
- Вот... Так даже смешнее.
- Гораздо. И сразу польется вода.
- Откуда же будем лить воду? Из какого места?
- Из Мюнхгаузена, господа, воду лить не будем. Незачем.
- Он дорог нам просто как Мюнхгаузен. Как Карл Фридрих Иероним.
- А уж пьет его лошадь или не пьет - это нас не волнует.
- Не в пустыне же.

Все шутите?
- Давно бросил. Врачи запрещают.
- С каких это пор вы стали ходить по врачам?
- Сразу после смерти.

Хороший мальчик?
- 12 килограмм.
- Бегает?
- Зачем? Ходит.
- Болтает?
- Молчит.
- Умный мальчик, далеко пойдет.

Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?

Давай поговорим в другой раз.
- Хорошо. Сегодня в полночь у памятника.
- У памятника. Кому?
- Мне.

Господин бургомистр! Его высочество герцог опять промазали! Четвертый раз гоним этого кабанчика мимо его высочества, а его высочество, извините за выражение, мажет и мажет. Прикажете прогнать в пятый раз?
- Нет. Неудобно. Он его уже запомнил в лицо.
- Кто кого?
- Герцог кабанчика.

Нет, ну докатились, а? Докатились! У цыган крадем медведей! А ведь были, были... Буквально родиной медведей.

От меня ушла Марта.
- Она с ума сошла. Неблагодарная, дрянь. Кухарка. Она думает, это просто, быть любовницей такого человека. Мерзавка. Мы ее вернем.
- Это не страшно. Действительно. Мы ее уговорим.

Нет, вы ее плохо знаете. Чтобы вернуть ее, придется вернуть себя.

Вот факты: выписка из церковной книги, справка о смерти барона, квитанция на гроб.
Казалось бы, доказательств более чем достаточно.
Однако, подсудимый продолжает упорствовать!
Воспользовавшись своим внешним сходством с покойным бароном, коварно овладев его походкой, голосом и даже отпечатками пальцев, подсудимый наивно надеется нас обмануть и заставить узнать в себе нашего дорогого барона, которого мы три года назад торжественно проводили!

Фрау Марта, фрау Марта! Фрау Марта, у нас беда, барон воскрес.
Будут неприятности, фрау Марта.

Если человек хочет сказать правду, он имеет на это право. Мне бы только хотелось знать, какую правду вы имеете ввиду?
- Правда одна!
- Правды вообще не бывает.
- Да. Правда - это то, что в данный момент считается правдой.

Господи! Неужели вам обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой!
- Хорошо сказано. Очень. Но у нас нет выхода.

Господин пастор, господин пастор!
- Ну?
- Попросите, чтобы меня пропустили!
- Я ему тут собрал кое-что в дорогу. Все-таки путь то не близкий.
- А ты что, и впрямь думаешь, что он долетит?
- До Луны? Конечно.
- Ее же даже не видно.
- Когда видно, так и дурак долетит. Барон любит, чтоб было потруднее.

Поразительно.
- Что, ваше высочество?
- Я говорю, поразительно, как наш народ гармонирует с природой.
- О! Я это запомню.
- Вы запишите.

Ну а не будет ничего такого не нужного?
- Что вы, Ваше высочество. Все пойдет по плану. После увертюры - допросы. Потом - последнее слово подсудимого, залпы, общее веселье, танцы.

А почему не слышно? Я не понимаю, о чем они говорят.
- Ваше высочество, подсудимый благодарит городские власти и как бы шутит со своей возлюбленной.
- Хорошо. Особенно кружевной воротник и передняя вытачка ему очень к лицу. И вообще, он похож на покойного.

Ну... Будем исповедоваться.
- Я это делал всю жизнь, но мне никто не верил.
- Прошу вас, облегчите свою душу.
- Это случилось само собой, пастор. У меня был друг. Он меня предал. У меня была любимая. Она отреклась. Я улетаю налегке.

Грубо. Как мы все-таки любим... Всегда бы... Не это главное.

Они положили сырой порох, Карл! Они хотят помешать тебе, Карл!
- Вот. Спасибо. Спасибо, Марта. Пусть завидуют! У кого есть еще такая женщина?

Боже мой. Дочь аптекаря - она и есть дочь аптекаря.

Где командующий?
- Командует.

Я уже ничего не понимаю. Так это он или не он?
- Не можешь потерпеть 2 минуты?

Ну вот что, наверное, мы тут все были в чем-то неправы...
- Господа, решением ганноверского суда в связи с успешным завершением эксперимента...
- Раз уж все так сложилось, так пусть уж идет как идет...
- Приказано, Высочайшим повелением приказано считать подсудимого бароном Мюнхгаузеном!
- И вот тут некоторые стали себе позволять нашивать накладные карманы и обуживать рукав - вот этого мы позволять не будем.

Поздравляю от всей души!
- Но с чем?!
- С успешным возвращением с Луны!
- Неправда! В этот раз я не был на Луне!
- Как это не был, когда уже есть решение, что был?

Незаметно присоединяйтесь...
- Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь.

Да поймите же!
Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал.
А тем, что не врет.

Томас, ступай домой! Готовь ужин! Когда я вернусь, пусть будет 6 часов!
- 6 вечера или 6 утра?
- 6 дня.

Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь.


«…Чудак не всегда частность и обособление, а напротив бывает так, что-он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи – все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…»

(Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)

Часто так бывает, что книга, прочитанная еще в детстве и поразившая нас своею глубиною, или фильм, многократно пересмотренный и разобранный на цитаты, для нас являются только милым воспоминанием о ярких эмоциях, пережитых давным-давно. Эти воспоминания греют душу, навевают приятные ощущения, но, увы, уже не дают той пищи для ума и сердца, которую мы так ценили в них прежде. Такое отношение к любимым источникам вдохновения отчасти понятно и оправданно: сюжет их нам хорошо знаком, диалоги выучены наизусть и кажется, что больше они не смогут освежить наше мировосприятие новыми открытиями. Однако даже при такой степени знакомства с произведением от нашего взора могут ускользать некоторые существенные детали, а иногда и сама суть излюбленного шедевра. Происходит это оттого, что гениальные плоды вдохновения несут в себе настолько большой интеллектуальный, мировоззренческий и духовный потенциал, что его трудно исчерпать человеческим умом. Ибо такого рода труды создаются не столько непосредственным творцом, сколько божественным озарением, которое всегда выступает в качестве соавтора у таланта.

К вышеозначенным творениям, безусловно, относится киношедевр Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Снятый в период советской атеистической цензуры, в своих недрах он таит второй сюжет, который имеет множество параллелей с Евангельским повествованием. И если попытаться посмотреть на этот фильм сквозь призму христианской традиции, можно легко увидеть в главном герое образ не того самого Мюнхгаузена, к которому привык кинолюбитель с «замыленным» взглядом, то есть не просто экстравагантного чудака, немного грустного и отчасти смешного оригинала со склонностью к фантазиям, а трагический образ апологета, противопоставляющего свою высокую истину утилитарному сознанию толпы и готового своей кровью засвидетельствовать верность божественным идеалам.

Ведь если Мюнхгаузен Захарова всего-навсего простой мечтатель, рыцарь печального образа, то сюжет этот давно известен — еще один эксцентрик положил все силы на борьбу с ветряными мельницами и погубил себя из-за своих вздорных причуд. Однако, взгляд внимательного кинозрителя, направленный на главного героя, исключает подобные умозаключения. Нам открывается личность совершенно иного порядка, которая юродствует не по своенравию, но имеет неоспоримый мандат на юродство. И дабы мы не сомневались в этом праве, автор наполнил свое творение аллюзиями, которые отсылают нас к Евангельской истории.

Основная трагедия данного произведения заключается в том, что барон Мюнхгаузен находится в окружении самых близких ему людей, в среде которых он родился, вырос и прожил всю жизнь, однако, не смотря на такую тесную связь, между главным героем и кругом его знакомых ощущается непреодолимая стена непонимания. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что барон и правда в некотором смысле «не от мира сего», так как еще до своего рождения имел честь быть другом великих людей, среди которых Софокл, Сократ, Шекспир и другие гении, жившие гораздо раньше времени, в котором разворачивается действие кинокартины. Поэтому лучше говорить не о рождении Мюнхгаузена, сколько о пришествии или явлении в мир для выполнения какой-то своей особой задачи. Эту задачу в общих чертах можно определить, как возвещение Правды, ради которой барон восстает против поработившей его окружение лжи, ненавидимой им больше всего, по его собственному признанию.

Оригинальная проповедь и способность совершать поступки, не укладывающиеся в рамки разумного понимания мира (чудеса, которые даже благочестивый пастор откровенно называет шарлатанством, оттого что его рациональное мышление не позволяет верить в сверхъестественное) приводит к тому, что барон приобретает себе репутацию довольно славного малого, умного, с чувством юмора, «который может стать примером для молодежи», однако есть одно условие — ему нужно измениться. Этот ультиматум становится главным искушением на пути его служения. Мюнхгаузена не хотят принимать за того, кто он есть на самом деле, ибо в этом виде он не удобен для своих сограждан, поэтому все без исключения пытаются изменить его, сделать похожим на себя. Искушение из уст самого дорого ему человека: «стань таким как все», звучит как прекословие апостола Петра, узнавшего о неизбежности смерти своего Учителя.

Все это ставит главного героя перед трагическим выбором: отречься от своих идеалов, поддавшись на настойчивый призыв толпы: «присоединяйтесь барон, присоединяйтесь», или добровольно взойти на свою Голгофу, где его ждет чудовищный смертельный эксперимент, цель которого осмеять подсудимого и проверить справедливость его заявлений о том, что он и есть «тот самый Мюнхгаузен»: если бы ты был бароном, то доказал нам это чудом.

Ничего не меняется и спустя столетия, чтобы доказать, что человек жив, его непременно нужно сначала убить. Толпе трудно понять, что не чудом проверяется подлинность свидетельств, а тем высоким идеалом, который они в себе несут. Поэтому барон не тем хорош, что летал он или не летал на луну, а тем, что никогда не врет. И не согласен поступиться даже в мелочах, если твердо убежден в незыблемости открытой для него истины 32-го марта (невольно приходит на ум, что Воскресный День, как День Господень – это тоже выход за рамки устоявшегося календаря), то даже ради своей любви, ради самого дорогого и близкого человека, он не может поступиться этим откровением. Это ли не есть воплощение максимы Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37)?

Однако эта формула не может быть принята жителями Ганновера, то есть типичными обывателями, каждый из которых поглощен своим собственным фарисейством: неискренней набожностью — пастор, карьерой — бургомистр, материальным благополучием и тщетной славой — баронесса и ее любовник, герцог — одеждой, Марта — своей чувственной привязанностью к барону. Но остается один, тот, кто верен до конца своему хозяину — это верный и благоразумный слуга Мюнхгаузена Томас, чей восторг, возвещающий «воскресение» его хозяина, звучит как исповедание: «Я знал. Я не верил, что вы умерли. Даже когда в газетах сообщили. Не верил. И когда отпевали — не верил. И даже когда закапывали — сомневался».

Такая искренняя вера является подлинно христианской: остаться со своим хозяином до конца, даже когда факты со всей своей очевидностью говорят об обратном, когда все вокруг предали, руководствуясь каждый своим резоном: лучший друг из-за страха, Марта из-за маловерия (засвидетельствовав свое отречение поцелуем в щеку), его родственники из-за того, чтобы он просто не мешал им, не претендовал на их власть в доме, потому что, как известно, «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк 6:4). Они-то и делают все, чтобы скомпрометировать его в глазах равнодушных сограждан, лживого синедриона и верховного правителя, который просто руководствуется старым принципом: «раз уж все так сложилось, так пусть уж идет как идет…», умывает руки и не препятствует расправе над праведником.

Но судьи будут посрамлены. Этот ужасный приговор приведет осужденного не к погибели, не к осмеянию, но к славе. Ведь для него этот эксперимент — торжественное восхождение на небо. Причем временное, ибо барон снова придет, но только когда он в следующий раз вернется, тех, осудивших его жителей Ганновера, уже не будет, все потому, что «время на небе и на земле летит неодинаково: там — мгновения, тут — века».

Конечно, неправильно будет полностью отождествлять евангельского Христа с образом барона Мюнхгаузена, воплощенного в кинокартине Марка Анатольевича. Скорее это образ Сократа, известного нам из Апологии, написанной Платоном, или образ христианских мучеников и непринятых миром юродивых, пострадавших, отстаивая свою истину. Ведь в конечном итоге цель их всех подняться на небо. Поэтому весьма символична и концовка трагической истории ганноверского чудака: после долгих испытаний барон Мюнхгаузен медленно поднимается по лестнице, ведущей в небеса, указывая тем самым вектор, куда должны быть устремлены все силы каждого человека…

Александр Бойко, студент 3 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии.

Журнал «НЕвский БОгослов» №11

Алла Михеева и Илья Авербух (400 000 - 800 000 рублей)

1. Как называется комедия Гоголя?
2. Что говорят о газетной статье на актуальную тему?
3. Что помогает закрыть створки окна?
4. Кто или что, если верить Карлу Марксу, бродит по Европе?
5. Какой финт виртуозно исполнял Зинедин Зидан?
6. Как Юрий Олеша назвал писателей?
7. Что помогло Филеасу Фоггу выиграть пари в романе «Вокруг света за 80 дней»?
8. Для какой разновидности бильярда понадобятся 15 красных шаров?
9. В каком городе в 1943 году прошла первая в мире Неделя моды?
10. Как зовут мисс Марпл, героиню романов Агаты Кристи?
11. Каким певческим голосом поёт Иван Грозный в опере Римского-Корсакова «Царская невеста»?
12. Какая профессия была у Филиппа Пети, который в 1970-х годах арендовал вертолёт и кружил над зданиями Всемирного торгового центра?
13. Что, как недавно выяснили учёные, способны делать гусеницы большой восковой моли?
14. Что вдохновило Эдварда Мунка на картину «Крик»?

Вопросы второй паре игроков

Марина Ким и Пётр Толстой (1 500 000 - 0 рублей)

1. Что говорят о человеке, оказавшемся в затруднительном финансовом положении?
2. Что льётся из бытового кулера?
3. Что можно обнаружить на полушариях головного мозга?
4. Что такое хоккейный буллит?
5. Кого или что держит в руках шафер во время венчания?
6. Как называется птица семейства соколиных?
7. Чьё название не образовано от слова «весть»?
8. Какие страны соединяет Монбланский тоннель?
9. В каком из направлений христианства главой церкви может быть католикос?
10. Какой краситель делают из листьев индигоферы?
11. Какой день, если верить фильму «Тот самый Мюнхгаузен», подарил родному городу заглавный герой?

Ответы на вопросы первой пары игроков

  1. "Ревизор"
  2. на злобу дня
  3. шпингалет
  4. призрак коммунизма
  5. "вертушка"
  6. инженеры человеческих душ
  7. линия перемены дат
  8. английский снукер
  9. Нью-Йорк
  10. Джейн
  11. никаким не поет
  12. канатоходец
  13. разлагать полиэтилен
  14. извержение вулкана

Ответы на вопросы второй пары игроков

  1. сидит на мели
  2. штрафной бросок
  3. венец
  4. балабан
  5. весталки
  6. Италию и Францию
  7. православие
  8. басма
  9. 32 мая

1 января 1980 года Новый год принес настоящий подарок – состоялась премьера фильма Тот самый Мюнхгаузен, снятого по мотивам произведения Рудольфа Эриха Распе. Литературное произведение стало основой для кинокартины, но по большому счету фильм является самостоятельным кинематографическим произведением. Ни одного зрителя не оставляет равнодушным проникновенная игра актеров, грандиозные декорации, занимательный сюжет и, конечно же, высказывания и диалоги героев. В нашей подборке вы найдете самые популярные цитаты из фильма, которые поднимут настроение и напомнят лучшие кадры из фильма.

Двухсерийная мелодрама повествует зрителю о приключениях барона Мюнхгаузена. Он был выдумщиком и романтиком, но у его слов было свойство сбываться. Мюнхгаузен был особенным не только этим – он еще и не умел врать. В центре сюжета любовь барона к молодой девушке Марте и мечты главного героя жениться на ней. Счастью влюбленным все время пытается помешать бывшая жена Мюнхгаузена, которую сам он считает ошибкой юности.

В роли Мюнхгаузена — Олег Янковский, для него это уже не первая совместная картина с Захаровым. В фильме также сыграли Александр Абдулов, Любовь Полищук, Инна Чурикова, Игорь Кваша и другие светила современного тому времени кино.

Цитаты

К сожалению, при живой жене вы не можете жениться вторично.
- При живой? Вы предлагаете её убить?

А предложение не жениться вторично вы не рассматриваете?)

Чтобы вернуть её, надо вернуть себя.

Прежде чем искать кого-то, нужно найти себя.

Я обыкновенная женщина. Не требуй от меня больше, чем я могу.

Человек делает то, что способен и что в его силах.

Это же любовница, давайте уточним: имеешь любовницу - на здоровье! Сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на ней жениться, это аморально!

Быть любовницей — низко, жениться на любовнице — еще ниже.

А разве ночь?
- Ночь.
- И давно?
- С вечера.

В природе все закономерно)

Такова судьба всех великих людей - современники их не понимают.
- Современники - возможно. Но мы-то родственники!

Чтобы понять великого человека, самому нужно стать таким.

Томас! Ты доволен, что у нас появилось 32-ое мая!?
- Вообще-то, не очень, господин барон. 1-ого июня мне платят жалование..
- Ты не понял.

Что же тут не понятно: еще один день до зарплаты…)

Через полчаса начнётся бракоразводный процесс.
- Он начался давно. В тот день, когда я тебя увидел.

Вот так и получается: не успевают люди сойтись, как уже расходятся…

Развод отвратителен не только потому, что разлучает супругов, но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину - брошенной.

Гендерное неравенство и несправедливость существует даже после развода.

Правдой нельзя оскорбить.

Поверьте, можно.

Подъём в 6 часов утра!
- Ненаказуемо.

Подъем в 6 утра — это нормально, а вот в 10 — не совсем…

Не может быть, чтобы один умный человек не понял другого…

Почему не может, может. Они слишком умны, чтобы понимать кого-то, кроме себя.

Великий вы человек, барон Мюнхгаузен, а все-таки и на вас пыль ложится.

Пылится в этом мире все и все.

Всякий муж, возвращаясь домой после недельного отсутствия, пытается обмануть жену, но не всякий додумается до того, чтобы утверждать, что он был на Луне!

Придумать себе достойное оправдание — это почти талант.

Она сбежала от меня два года назад.
- По правде говоря, барон, на её месте я бы сделал то же самое.
- Поэтому я и женюсь не на вас, а на Марте.

Думаешь, она не сбежит?!)

Дочь аптекаря - она и есть дочь аптекаря.

И нечего от нее требовать привычек аристократки.

В Германии иметь фамилию Мюллер, всё равно что не иметь никакой.

А если в России я Пушкин, так что теперь я без фамильный?

Карл, почему так поздно?
- По-моему, рано: не все глупости ещё сказаны!

Поздно — это когда уже совсем нечего говорить.

Где командующий?
- Командует!

Каждый занимается своими делами.

Война - это не покер! Её нельзя объявлять, когда вздумается!

Война — это не игра и в нее нельзя играть.

Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?!

Ты лучше скажи, кто или что ему угодил, ему ведь все не так…

В стороночку, пожалуйста. Вы вообще уйдите.

Чем это я вам так не понравился, а?)

Умное лицо - это ещё не признак ума.

Признак ума — это правильные поступки, взвешенные решения и обдуманные слова.

Дело в том, что время на небе и на земле летит не одинаково. Там - мгновения, тут - века… Все относительно. Впрочем, это долго объяснять.

Если в жизни есть чем заняться и некогда считать минуты, то и на земле время летит очень быстро.

Да здравствует развод! Он устраняет ложь, которую я так ненавижу!

Мы теперь что, не свадьбу, а развод воспеваем?

Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить двадцать лет вместе.

Любовь тоже не вечна, иначе не было бы развода.

Мы были искренни в своих заблуждениях!

Что человек и делает всегда от чистого сердца, так это ошибается.

Да скажем откровенно: меня тоже многое не устраивает, я тоже со многим не согласен! Да, да! В частности, я не в восторге от нашего календаря – и не первый год. Но я не позволяю себе срывы!

Кому-то погода не такая, кому-то власть, но чтобы календарь был плохим, — это уже что-то новое.

Талия - на десять сантиметров ниже, чем в мирное время.
- Ниже?
- То есть выше.
- А грудь?
- Что грудь?
- Оставляем на месте?
- Нет, берем с собой.

Все свое будем носить с собой.)

Всякая любовь законна, если это любовь.

А, если я любовницу люблю, так это тоже законно?)

А говорили - такой умный человек!
- Ну мало ли что люди говорят…

Что, не видно, что соврали?

В свое время Сократ мне сказал: Женись. Попадется хорошая жена - станешь счастливым. Плохая - станешь философом. Ещё неизвестно, что лучше.

Может, тогда лучше не жениться вовсе?

Это не мои приключения, это не моя жизнь! Она приглажена, причесана, напудрена и кастрирована!

Да поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт!

Телефильм «Тот самый Мюнхгаузен»

На Мадагаскаре, в Коломбо и Сахаре
Я всюду побывал, я видел белый свет.
В Гренландии, Финляндии,
Уганде и Лапландии
Вам скажут, что находчивей Мюнхгаузена нет!

Песенка из мультфильма «Приключения Мюнхгаузена»

На этот раз в рубрике «Фантастический туризм» мы расскажем о персонаже, чьи приключения полюбились читателям из самых разных стран. Можно даже сказать «об одном из самых фантастических персонажей»... только это, конечно же, будет неправдой. Ну то есть не совсем правдой. И одновременно - чистейшей правдой, господа! Ибо что же ещё можно рассказать о человеке, который в своих рассказах ни разу не отступал от истины? Да, он всегда искал приключений, а они, соответственно, искали его... И находили!

БОДЕНВЕРДЕР (ГЕРМАНИЯ)

Для начала, само собой, нельзя не упомянуть родину барона Мюнхгаузена - городок Боденвердер. Получилось так, что в этом весьма некрупном населённом пункте (сейчас там живёт менее шести тысяч человек) за всю его изрядно долгую историю - первое упоминание относится аж к 960 году, а права города он получил 29 января 1287-го - не родилось никого более знаменитого, чем блистательный выдумщик Карл Фридрих Иероним. Поэтому боденвердерцы воплощают свою любовь к единственному всемирно прославленному земляку с размахом: многочисленные статуи барона, поставленные в самых разных уголках городка, радуют глаз и местных жителей, и приезжих. Кажется, ни одна из чудесных историй не пропущена. Многое связано с популярным транспортом XVIII века: там половинка несчастной лошади жадно пьёт воду (и параллельно работает фонтаном), здесь барон вытаскивает из болота верного коня Аякса (а заодно и себя тянет за косичку), ещё одно бедное непарнокопытное привязано к шпилю колокольни. Не забыты и полёты - что с помощью уток, что с помощью ядра...

Патриотично и практично - от туристов отбоя нет, на радость городской казне и простым жителям.

Спешим успокоить тех, кто возмущён жестоким обращением с животными: кони барона неизменно оказывались столь же неубиваемыми, как и он сам. Даже лошадку, располовиненную крепостной решёткой, сумел вылечить искусный гарнизонный лекарь - сшив лавровыми побегами (ничего другого под рукой не оказалось). В дальнейшем, естественно, дерево разрослось, и Мюнхгаузен с тех пор путешествовал в своеобразной беседке - так сказать, в тени своих лавров.

Помимо многочисленных памятников барону, в Боденвердере есть и его музей. Расположен он, правда, не в историческом особняке Карла Фридриха Иеронима - ибо там сейчас располагается магистрат города, - а в просторном здании неподалёку. Там сохранены и семейные реликвии рода Мюнхгаузенов, и личные вещи Карла Фридриха Иеронима: немалая коллекция его трубок, оружие и даже известные по его рассказам заяц с восемью ногами и ядро, на котором барон летал!

Адрес музея - Munchhausenplatz 1, 37619 Bodenwerder , часы работы: апрель-октябрь - ежедневно, с 10 до 17 часов, ноябрь-март - по предварительной договорённости. Сайт - muenchhausenland.de .

УСАДЬБА ДУНТЕ (ЛАТВИЯ)

В 8 километрах от небольшого латвийского городка Саулкрасты (и в 55 километрах от столицы - Риги) находится музей барона Мюнхгаузена, открытый 32 мая (да, именно так!) 2005 года. Именно в этом доме, ныне восстановленном после пожара, Карл Фридрих Иероним и его жена Якобина фон Дунтен прожили первые шесть лет своей долгой семейной жизни - с 1744-го по 1750-й.

Усадьба Дунте, ставшая ныне одним из самых посещаемых музеев Латвии, рассказывает как о реальной жизни фон Мюнхгаузена и его супруги (например, там можно узнать о службе барона - адьютанта принца Антона Ульриха - в степях Украины и при русском дворе, осмотреть уютный будуар баронессы, полюбоваться коллекцией из двух тысяч пивных кружек), так и о мире, известном по его рассказам.

Герб Мюнхгаузенов на воротах усадьбы

Дело не ограничивается одними лишь экспонатами внутри усадьбы. Во-первых, от музея через лес к морю идёт «Тропа Мюнхгаузена» протяжённостью либо 3,2 километра (короткий вариант), либо 5,3 километра (полный вариант) - последняя ещё и длиннейшая тропа в Европе, выложенная из осиновых дощечек. Вдоль неё расставлены деревянные скульптуры животных, что упоминались в рассказах барона: зайцы, волки, кабаны, киты, крокодилы - всего около четырёх десятков фигур.

Во-вторых, вокруг усадьбы растут самые высокие дубы в Европе (по крайней мере, так утверждают сотрудники музея) - дубы Мюнхгаузена, которые барон собственноручно сажал для удовольствия супруги и будущих детей (увы, к великой печали барона, он остался бездетным). Говорят, что эти дубы дарят энергию каждому, кто к ним прикоснётся, - так что в гостях у барона можно ещё и подзарядиться его неуёмным жизнелюбием!

В-третьих, совсем недавно, 30 августа 2013 года, была торжественно открыта «самая большая пивная кружка барона Мюнхгаузена». После официального согласования с Книгой рекордов Гиннесса она должна стать самым большим в мире зданием в форме пивной кружки.

И кстати: каждый год 32 мая музей отмечает день своего рождения - с одной свечой и несколькими тортами (сколько лет - столько и тортов!). И всех приглашает в гости!

Адрес музея - усадьба Дунтес, Лиепупская волость, Салацгривский край, Латвия, LV - 4023 ; сайт - minhauzens.lv . Кстати, не так далеко от усадьбы, в ближайшем же населённом пункте Саулкрасты, есть ещё комплекс отдыха Minhauzena Unda, а чуть подальше, в рыбацком городке Салацгрива, - трактир «Мюнхгаузен у боцмана».

КАЛИНИНГРАД (РОССИЯ)

Если Боденвердер безоговорочно лидирует по количеству памятников Мюнхгаузену, то самый западный город России, в котором великий фантазёр был дважды, прочно удерживает второе место. Впрочем, не без помощи нижнесаксонского городка: именно его жители 18 июня 2005 года подарили калининградцам к 750-летию их малой родины первый памятник барону. Мастер художественной ковки Георг Петау создал металлическую стену, в которой вырезан силуэт летящего на ядре Мюнхгаузена. Ядро-то несомненно осязаемо, а вот барон несколько иллюзорен!

Любопытно, что эта необычная силуэтная скульптура стала первым в Калининграде памятником немцу, поставленным с окончания Второй мировой войны.

Этим дело, конечно же, не кончилось. В августе 2011 года по инициативе клуба «Внучата Мюнхгаузена» на набережной был установлен кованый ботфорт «самого правдивого человека в мире» (рядом стоит баронская шпага). Естественно, скульптуру сопроводила солидная легенда: дескать, барон подарил свою парадную обувку ординарцу Силантию Сивухе, а тот по пьянке возьми да и упади с моста в реку Преголю. Незадачливого Силантия выловили, но сапоги утонули. И вот, спустя два с лишним века, водолазы выловили один ботфорт - а там надпись: «Минхерцу Силантию на вечную память. Мюнхгаузен, 17... год» (какой точно - разобрать, правда, не удалось) и клеймо миланского мастера. Что и говорить, сапожники тогда работали на совесть!

Эти памятники никак не ограничивают ваше воображение

Сейчас же этот ботфорт может примерить любой желающий - однако есть противопоказания. Дело в том, что примеривший внезапно начинает говорить исключительно правду, - а это может довести до профнепригодности кучу народу, от политиков до рекламщиков. Будьте осторожны!

Впрочем, если вы не из пугливых и подобная перспектива вас не страшит, вы можете даже вступить в клуб почитателей Мюнхгаузена: надо надеть ботфорт, взяться за эфес шпаги и поклясться никогда в жизни не врать - как это всегда и делал барон!

МОСКВА (РОССИЯ)

Учитывая, сколько лет великий выдумщик прожил в нашей стране, логично было бы ожидать памятников этому выдающемуся человеку и в других русских городах. И действительно: с 2004 года в Москве на улице Ярцевской (недалеко от станции метро «Молодёжная») можно увидеть барона, запечатлённого в момент вытаскивания самого себя из трясины (автор скульптуры - Андрей Орлов). А на постаменте выбита цитата из фильма: «Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы? - Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать».

Есть в Москве и музей барона Мюнхгаузена - он был основан в 2002 году писателем Сергеем Макеевым. Там хранятся: бешеная шуба, которую её владелец был вынужден застрелить в порядке самообороны; пистолет, что стреляет из искры, выбитой из глаза; рожок, в котором сначала замёрзли, а потом оттаяли мелодии; модель корабля, на котором Мюнхгаузен открыл Сырный остров и во второй раз летал на Луну; чучело оленя с вишнёвым деревом на голове и другие бесценные реликвии. Особое место занимает треуголка барона, которую он в спешке обронил, пересаживаясь на встречное ядро. Говорят, что она ещё никому не пришлась впору - одним велика, другим мала, - а если найдётся тот, кому она будет по размеру, то его жизнь станет полна невероятных приключений, как и жизнь предыдущего владельца. Можно сходить и померить...

Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша... Он жестикулировал всё выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его всё более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии...

Один из слушателей удивительных историй барона Мюнхгаузена - о рассказчике

ОДЕССА (УКРАИНА)

Возможн о ли, чтобы правдивейшего человека на всём земном шаре забыли в городе, где никогда-никогда не любят приврать? Конечно же, это совершенно исключено! В Одессе - а точнее, в находящемся неподалёку посёлке городского типа Черноморское - тоже есть памятник барону и его располовиненному коню. Как и в Боденвердере, непарнокопытное работает ещё и фонтаном... но работает не всегда: воды частенько не бывает. Тогда Мюнхгаузен оглядывается ещё более удивлённо: куда же девается выпитое?

Говорят, что на открытии ресторана «Барон Мюнхгаузен», рядом с которым стоит этот фонтан, тогдашний мэр Одессы - судя по всему, не читавший Распе, - страшно возмутился увиденным: «Почему барон Мюнхгаузен сидит только на половине лошади? Где вторая половина? Так не бывает, лошадь должна быть целой! Немедленно переделать!» Конечно же, никто ничего переделывать не стал, а мэра вскоре сняли с поста. Вот что бывает с теми, кто не верит рассказам барона!

...И ПСИХИАТРИЯ

При том, что реальный барон Мюнхгаузен был вполне здоров и увлекательными рассказами просто забавлял слушателей, ему удалось оставить след и в медицине. Так, «синдромом Мюнхгаузена» называют расстройство, при котором человек постоянно симулирует то или иное заболевание - чтобы привлечь внимание и заставить окружающих заботиться о себе. Ещё того хуже - «делегированный синдром Мюнхгаузена»: при нём родители с той же целью - привлечь к себе внимание - имитируют или даже намеренно вызывают физические заболевания у своих детей.

Хорошо, что весельчаку и балагуру Карлу Фридриху Иерониму, который искренне и бескорыстно радовал окружающих, было не суждено об этом узнать...

РЕАЛЬНЫЙ МЮНХГАУЗЕН

Конечно же, было бы некорректно называть Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена - таково его полное имя - исключительно персонажем. Более того, даже слово «прототип» будет неуместным. Ведь тут мы наблюдаем редкий случай: перед нами реальный человек, который благодаря своему неуёмному воображению стал воистину фантастическим героем. Реальная же биография барона (точнее, фрайхерра) Мюнхгаузена хоть и менее красочна, но тоже весьма небезынтересна.

Пятый из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена и Сибиллы Вильгельмины, урождённой фон Реден, Карл Фридрих Иероним родился 11 мая 1720 года в маленьком нижнесаксонском городке Боденвердер. В возрасте пятнадцати лет юноша поступил на службу - сначала он был пажом владетельного герцога Брауншвейг-Вольфенбюттельского Фердинанда Альбрехта Второго, а через два года прислуживал герцогу Брауншвейг-Люнебургскому Антону Ульриху (жениху, а затем мужу принцессы Анны Леопольдовны). Вместе с ним юный Мюнхгаузен уехал в Россию, далее участвовал в двух турецких кампаниях, а когда в 1740 году Анна Леопольдовна стала правительницей-регентшей при малолетнем императоре Иване Шестом (герцог Антон Ульрих тогда же стал генералиссимусом), ожидаемо удостоился повышения - получил чин поручика.

На том, впрочем, его едва начавшийся карьерный рост и завершился - ибо чуть более чем через год в результате дворцового переворота Анну Леопольдовну свергли с престола сторонники Елизаветы, младшей дочери Петра Первого и Екатерины Первой. Ненадолго вознёсшихся к вершинам власти супругов ожидала ссылка (где Анна Леопольдовна скончалась во время родов, а её сын Иван Антонович - номинальный бывший император, но всё ещё представляющий опасность как потенциальный наследник престола - был убит). Сторонникам же Анны Леопольдовны и Антона Ульриха была суждена опала.

Надо сказать, что Карлу Фридриху Иерониму в определённом смысле ещё повезло: во время свержения императрицы он находился в Финляндии, так что непосредственные репрессии его не коснулись. Понимая, что в его положении лучше не быть на виду, следующие несколько лет барон провёл преимущественно в рижском гарнизоне - подальше от глаз сменившегося начальства (где в 1744 году и женился на Якобине, дочери своего друга Георга Густава фон Дунтена). Но и о продвижении по службе на долгое время тоже пришлось забыть. Следующий чин - всего-то ротмистра (что примерно соответствует сегодняшнему капитану) - образцовый офицер фон Мюнхгаузен получил лишь через десять лет.

На военной службе Карл Фридрих Иероним прославился не только отчаянной отвагой, но и... безукоризненной честностью - по крайней мере, во всём, что касалось денег. Знавшие фон Мюнхгаузена отмечали, что в финансовых вопросах барон был скрупулёзен и щепетилен до болезненности - как мало кто из его сослуживцев. При том, однако, обвинить его в скупости никто не мог.

Неудивительно, что на Карле Фридрихе Иерониме были вопросы снабжения армии и, соответственно, платы поставщикам. Фон Мюнхгаузен возил с собой сундук для хранения денег - тот сохранился по сей день и находится в музее Мюнхгаузена в Боденвердере. На крышке этого сундука было установлено аж двенадцать сейфовых замков! Можно, конечно, предположить, что приходилось выслушивать обладателю сундука, - однако армейские деньги, порученные барону, никогда и никуда бесследно не пропадали.

Поняв, что с блистательной военной карьерой не сложилось и уже явно не сложится, Карл Фридрих Иероним под благовидным предлогом уехал в свой родной Боденвердер, где и прожил с нежно любимой женой Якобиной фон Дунтен до самой её смерти в 1790 году. Потом семидесятитрёхлетний барон женился ещё раз, на семнадцатилетней Бернардине Брунсиг фон Брунн, но второй брак закономерно оказался неудачным - он закончился разводом и разорением нашего героя. Любопытно, что Григорий Горин - сценарист «Того самого Мюнхгаузена» - фактически вывернул всю реальную историю наизнанку, сделав первую, любящую и любимую бездетную жену-ровесницу, бессердечной стервой с таким же сыном, а вторую - юную, легкомысленную и неверную, родившую не от своего супруга не признанную им дочь, - трогательно преданной Мюнхгаузену, а заодно и бездетной. Дело в возрасте и связанных с этим сюжетных соображениях - красивым девушкам легче сочувствовать, чем пожилым дамам, - или в чём-то ещё? Не может же быть, чтобы эрудированнейший драматург не прочитал источники...

Именно на родине - в Боденвердере и находящихся неподалёку Гёттингене, Ганновере, Гамельне - барон Мюнхгаузен обрёл благодарных слушателей, с которыми щедро делился невероятными историями: о вишнёвом дереве, выросшем на голове оленя, о разрезанном напополам коне, о полёте верхом на ядре... Гости приезжали издалека, чтобы послушать прославленного рассказчика. Феерические небылицы сначала просто расходились в пересказах, вскоре начали анонимно публиковаться, а в 1785 году благодаря Рудольфу Эриху Распе были напечатаны как единое произведение - уже с упоминанием полного имени великого выдумщика (сначала публикация была анонимной, потом всё-таки выяснилось, как звали составителя сборника). По этому поводу барон пришёл в ярость - ибо счёл, что его славное имя опозорено, - и даже пытался судиться, хотя и безуспешно. А в результате оказалось, что Распе, сам того совершенно не желая, оказал Карлу Фридриху Иерониму неоценимую услугу - имя фон Мюнхгаузена стало бессмертным...

Негодование барона будет ещё более понятным, если вспомнить определённые нюансы биографии Рудольфа Эриха Распе. Будучи вторым библиотекарем у гессен-кассельского ландграфа и имея доступ к его коллекции редкостей и старинных монет, Распе распродал часть имущества и присвоил себе деньги. Конечно же, воровство вскрылось, и уже был выдан ордер на арест нечистоплотного на руку библиотекаря, однако Рудольфу Эриху удалось бежать от правосудия за Ла-Манш и укрыться в Лондоне (на этом, кстати, криминальные приключения Распе не кончились - позднее он продолжил махинации, на этот раз с землями, где предполагалось строить шахты).

И вот этот-то человек, изрядную часть жизни бегавший от более чем заслуженной тюрьмы, обвиняет во лжи безупречнейшего боевого офицера и дворянина, который всего лишь развлекал армейскими побасёнками друзей и соседей! Ославляет на всю Европу, называя «Бароном-вруном»! Право, есть от чего прийти в ярость даже самому сдержанному человеку...

Даже после смерти с бароном Мюнхгаузеном случилось невероятное событие. Карла Фридриха Иеронима похоронили в семейном склепе Мюнхгаузенов в деревеньке Кемнаде, что рядом с Боденвердером. Спустя много лет во время ремонта в церкви склеп вскрыли, предполагая перенести покоящиеся там останки на кладбище. И тут...

Очевидец (известный писатель Карл Хензель, который во время описанных событий был ещё мальчиком) рассказывал следующее: «Когда гроб открыли, у рабочих выпал инструмент из рук и открылись рты. В гробу лежал не скелет, а спящий человек с волосами, кожей и узнаваемым лицом - Иероним фон Мюнхгаузен... Его широкое круглое доброе лицо с выступающим носом улыбалось всем присутствующим». В следующий момент по церкви пронёсся порыв ветра, и тело Мюнхгаузена рассыпалось в пыль: «...вместо лица выступил череп, вместо тела - кости». Гроб был тотчас же закрыт и оставлен на прежнем месте, где и он находится до сих пор.

Во время русско-турецкой войны 1735–1739 годов фрайхерр Мюнхгаузен был адъютантом при принце Антоне Ульрихе, находившемся тогда в армии фельдмаршала Бурхарда Кристофа фон Мюнниха (именовавшегося на русский манер Христофором Антоновичем Минихом). 22 июня 1738 года 55-тысячная русская армия прибыла к Днестру севернее Бендерской крепости, но переправиться через реку не смогла - ей воспрепятствовал 60-тысячный крепостной гарнизон Вели-паши. До августа армия Миниха пыталась форсировать Днестр, одновременно участвуя в многочисленных боях с турецко-татарской конницей на левом берегу. В это время поручик Российской Императорской армии Карл Фридрих Иероним фрайхерр фон Мюнхгаузен проявил особое бесстрашие в кровавом бою с турками в районе реки Белочь, под нынешней Рыбницей (тоже в Приднестровье). Впрочем, невзирая на доблесть солдат и офицеров армии Миниха, поход закончился неудачей - в конце августа из-за эпидемии чумы русским пришлось отступить за Буг.

Отважный поручик

Авторитетным источникам нельзя не поверить. Более того - на церемонии открытия памятника неоднократно заявлялось: дескать, не выдумщику историй поставлено, но реальному герою беспримерной храбрости, послужившему славе армии российской.

И всё же, всё же... Дело в том, что в Бендерах не один памятник, связанный с Карлом Фридрихом Иеронимом, а два. И второй - как раз тому самому ядру, на котором летал барон! Да, считается, что сделал он это именно во время военного похода на Бендеры!

Неужели и это - правда? Впрочем, как можно сомневаться, если так говорил Мюнгхаузен?!