Софтбокс или зонтик? Какой модификатор света и в каких случаях следует использовать фотографу? Софтбокс: оборудование для лучшего освещения в кадре.

Какой модификатор света и в каких случаях следует использовать фотографу? Зачем зонтик такой большой и почему софтбокс дает дополнительную направленность и возможность управлять световым потоком? На эти и другие вопросы мы ответим сегодня в новом уроке фотографии, посвященном самым распространенным и популярным световым модификаторам на сегодняшний день.

Портретное освещение имеет четыре основные характеристики: цвет, направление, количество и качество светового потока. При работе с такими источниками света, как вспышки или моноблоки, самый лучший способ улучшить качество света, это использовать световые модификаторы, например, или .

Каждый обладает своими особыми уникальными преимуществамии каждому присущи определенные недостатки. Независимо от того, какой вы выбрали световой модификатор, есть общее и одинаково важное для этих аксессуаров правило: чем ближе расположен модификатор объекту съемки, тем свет будет мягче, чем дальше от источника, тем под более узким углом будет идти освещение объекта и соответственно свет будет жестче. И чем больше источник света, тем плавнее будет переход от света к тени и соответственно свет будет мягче.

Итак! Давайте рассмотрим различия между зонтом и софтбоксом.

Зонты - недорогие и самые доступные в бюджетном плане из модификаторов света. Например, стоит порядка 410 рублей! Они привычны нам, потому что если вы хоть раз в жизни попадали под обычный дождь с обычным зонтом и у вас им по получилось воспользоваться назначению, то ничего не стоит и с успехом воспользоваться зонтиком при фотосъемке.

Фотозонты бывают двух типов - на просвет и на отражение.

На просвет зонт работает следующим образом: свет, попадая на внутреннюю сторону модификатора проходит частично сквозь него, поэтому внешняя сторона зонта начинает уже самостоятельно освещать объект съемки всей своей поверхностью. Таким образом точечный источник света от вспышки или галогенного осветителя преобразуется в источник света большого размера, то есть мягкий источник света.

В зонтах на отражение работает внутренняя поверхность. Она бывает белой, серебряной или золотой. В зависимости от цвета поверхности, оттенок фотографии становится более холодным (серебряные зонты), теплым (золотые зонты) или остается таким же (нейтральные белые зонты).

С помощью фотозонта на отражение создается широкий и мягкий луч света, который близок к естественному освещению. Если фотограф использует зонт, следует учесть, что данный аксессуар сильно рассеивает и может понадобиться более мощная вспышка.

Зонт неплохо подходит для новичков, осваивающих студийную фотосъемку, потому что прост в использовании - его достаточно только установить перед вспышкой, и мягкое освещение уже готово! Те, кто умеет пользоваться двумя зонтами иногда даже думают, что состоялись как гении фотографии.

Используя зонт, фотограф получает мягкое освещение, которое позволяет ошибкам в освещении быть не такими заметными. Но с другой стороны зонт не даст четкой картинки, и новичку будет сложно узнать - где его ошибки, именно поэтому можно с уверенностью сказать, что для создания фотографий зонт - отличный инструмент для новичка, но для обучения - вопрос двоякий.

А теперь рассмотрим . Обычно они имеют прямоугольную форму или восьмиугольную, но бывают и шестнадцатиугольными. Использование этих модификаторов позволяет получить направленное освещение, похожее на льющийся из окна свет для прямоугольных софтбоксов, и на свет солнца для восьмиугольных. Ключевым в данном случае является слово "направленный".

Софтбоксы пользуются большой популярностью у студийщиков, потому что , срабатывая непосредственно через софтбокс, производит направленный поток света. Не смотря даже на то, что софтбокс дает мягкий свет, тем не менее - он направленный, а если надеть соты, то можно получить еще более направленное освещение. При этом уже не полагаясь на отраженный свет, как при использовании зонтов, можно уменьшить мощность вспышки, получив в результате те же параметры экспозиции, что и при использовании зонта.

Кроме вышеперечисленного стоит обратить внимание на другие нюансы. Например, на то, что зонт рассеивает. Нередко для домашней съемки выбирают именно недорогой зонт в качестве модификатора света, но в результате получают не просто рассеянный свет от зонта, но и переотраженный свет от обоев в комнате, ведь редко у кого в доме обои темных расцветок. Именно поэтому для съемки в домашних условиях стоит задуматься над покупкой софтбокса.

Современные софтбоксы доступны в широчайшем диапазоне размеров - от небольших до огромных, которые, будучи расположены достаточно близко к объекту, производят очень мягкий, но направленный свет. Чтобы увидеть видимые различия между полученными результатами от фотографирования с зонтом и с софтбоксом, давайте сравним снимки, сделанные в ходе эксперимента с использованием двух крупных источников света.

Для эксперимента был взят белый 16-спицевый и . Как уже можно заметить, даже относительно недорогие софтбоксы Fotokvant, все равно дороже зонтов. Для теста не использовались никакие вспышки для заполняющего света или отражатели, чтобы можно было увидеть эффект, который был получен от источника света с заявленным модификатором.

Для освещения фотограф использовал 300 Дж, который располагался справа от камеры и находился вне кадра. Первая карточка была получена с помощью софтбокса, а затем в тех же условиях сделана фотография с зонтом.

Чтобы получить необходимую по задумке экспозицию с диафрагмой f/8 и достичь нужной глубины резкости, общепринятой для портретов (в зоне резкости должно находиться 3/4 изображения), мощность моноблока была установлена между 1/8 и половиной от максимальной мощности осветителя. Не используя отражатель, а только свет от софтбокса 90х120 см фотограф получил следующие настройки: выдержка 1/125 с, f/8 и ISO 100.

Второй снимок был сделан с помощью все того же моноблока, но теперь с использованием . При этом произошли следующие изменения: совершенно очевидно, что освещение с зонтом оказалось более широким, рассеянным и мягким, за счет чего получилось лицо с менее выраженными тенями, то есть менее смоделированное и равномерно освещенный фон. Из неочевидного: поскольку изменился характер потока света, для получения нужной ГРИП при выдержке 1/125 с, диафрагма стала f/6,3 и ISO 160.

В отличие от обращения c зонтами, которые прощают много ошибок, работа с софтбоксом требует некоторых базовых знаний, хотя софтбоксы в свою очередь, дают гораздо больше свободы в творчестве, чем жесткие источники света, такие, как . Софтбоксы немного сложнее устанавливать и настраивать, чем зонты, хотя софтбоксы весьма понятны и использование со студийными вспышками уже после понимания основных принципов построения схем, доставляет истинное удовольствие.

Нужно запомнить, что модификатор света выбирается в соответствии с тем, какого вида или стиля портрет необходимо сфотографировать. Модификаторы, как кисти у художника, - есть широкие, есть узкие, есть мягкие, есть твердые. Иногда фотографу для создания снимка необходим зонтик, а порой, потребуется и софтбокс. Не существует такого понятия, как "один для всего". Точно также, как фотограф должен уметь правильно выбирать объектив и ISO для естественного освещения, точно также для работы с искусственным светом необходимо уметь выбирать правильный инструмент.

Что должен знать каждый студийщик о форме софтбоксов для моноблоков

Освещение в портретной студийной фотографии зависит от формы источника света - в данном случае речь идет о софтбоксе. Давайте рассмотрим несколько самых популярных конфигураций модификаторов.

Длинные, тонкие софтбоксы, которые похожи на рампу, называются стрипбоксами и используются для того, чтобы произвести драматический эффект в портретном освещении, а также для равномерного освещения человека в полный рост. К стрипбоксам формально относят софтбоксы с соотношением длин сторон 2:1 и более, то есть 60х120 - это уже формально стрипбокс, а 60х90 - квадробокс, но это условное деление. Традиционные или классическим софтбоксы, квадратной или близкой к квадрату формой называют квадробоксами.

Давайте посмотрим на разницу в освещении, которая получается при использовании разной формы софтбокса.

Стоит напомнить, что моноблок для всех вариантов был размещен в одном и том же месте студии на одном расстоянии от модели, позади которой располагался серый бесшовный . Софтбоксы устанавливались на моноблок с помощью переходного кольца с адаптером. Для первой фотографии использовался софтбокс 90х120, размещенный вместе со вспышкой справа от камеры.

Экспозиция для Canon EOS 5D и 28-135mm f/3.5-5.6 IS USM объектив составляла выдержку 1/125 с при диафрагме f/10 и ISO 100.

В каждом из примеров, фон становится темнее или светлее в зависимости от формы поступающего света от софтбокса.

При все тех же основных составляющих - мощности и положении, выдал уже 1/125 с при f/8 и ISO 100.

Если какой-либо софтбокс и можно назвать "золотым" для источника света, то скорее всего, это будет октабокс. Восьмиугольный софтбокс дает равномерное прямое освещение. С его помощью получают комплексные мягкий свет. Экспозиция в данном случае была 1/125 с при диафрагме f/10 и ISO 100.

Различные виды софтбоксы создают и отличные друг от друга по форме . Как мы уже неоднократно подчеркивали, наличие бликов является одной из важнейших составляющих для придания портрету живости. Блики эстетично приятны для зрителя. Казалось бы - мелочь! Но подобные мелочи как раз и делают портрет чем-то большим, чем просто снимок.


Стоит обратить внимание, что блик от прямоугольного софтбокса получается похожим на тот, что будет от окна, когда фотограф снимает с естественным освещением, на второй фотографии четко виден вытянутый прямоугольник от стрипбокса, третий блик свидетельствует о том, что съемка велась с октабоксом.

Цель данного материала не состоит в том, чтобы определить явного победителя, мы хотим лишь подчеркнуть какое влияние оказывает на предмет зонт или форма софтбокса.

В зависимости от поставленных целей, фотограф и должен выбирать инструменты для реализации задачи. Нужно сделать фотографии, скажем, в плохую погоду, а свет необходим, "как из окна", следует использовать прямоугольный софтбокс большого размера; внесет драматизм в композицию и создаст напряженность в портрете - стрипбокс, а задействованный в работе октабокс позволит получить мягкий, "щадящий" для изъянов кожи, свет.

Фотографу всегда нужно соотносить источники света с тем, какой портрет он хочет получить в итоге. Не все портреты должны выглядеть одинаково, потому что и люди совсем не похожи друг на друга.

По материалам зарубежных источников подготовлено Ф.Светогоровым .
Фотограф Joe Farace

P.S.: В качестве примера были приведены софтбоксы и зонты Fotokvant, как недорогие и достаточно хорошего качестве модификаторы света.

Качественное освещение — один из факторов получение качественного, профессионально выполненного снимка. Потому профессиональные фотографы пользуются софтбоксами, которые позволяют сделать на картинке равномерное изображение. Однако и любители могут сделать качественные фото с хорошим светом, если купят приборы для освещения. Также можно использовать зонтики и другие предметы, однако они передают свет по другому. Сегодня рассмотрим именно софтбоксы.

Фотобокс – эта такая штука, которая при помощи разных источников освещения рассевает свет. Выполнено такое оборудование в форме куба. Благодаря такому приспособлению на однотонном фоне можно сделать изображение без тени, что очень важно для фотографии. Часто этот аппарат называют лайт-куб или световой куб.

Четыре металлических кольца оберегают конструкцию от падений. Такой агрегат перед тем, как положить в чехол для хранения, скручивается восьмеркой. Есть его сложить в таком положении, то он будет занимать в 3 раза меньше места. Данный прибор можно применять во время выездной съемки, но если действо происходит на улице, то достаточно дневного освещения.

Есть несколько вариантов тонов для фото:

  • Синий;
  • Красный;
  • Черный;
  • Белый.

Клиент может применять любой из них, зависимо от локации и личных предпочтений.

Предназначение софтбокса и основные виды

Софтбокс используется для съемки в фотостудии. Более простые приспособления применяют и на выездных съемках. Так как на софтбоксах фотографирование проводится на закрытых диафрагмах, это исключает возможность транспортировки данного оборудования.

На студиях оборудование постоянно находится в собранном состоянии. А на выездах необходимо постоянно сбирать и разбирать конструкцию, а это может спровоцировать деформацию или поломку отдельных элементов.

Кроме того, существуют модификации для портативных фотостудий. Это специальные модели софтбоксов, которые легко сложить и разложить. Зонтичный тип является самым популярным. Также огромной популярностью пользуется easy box.

Еasy box – имеет компактные размеры квадратной формы. Вот такие размеры можно встретить: 40/40, 60/60 и 80/80. Технология, по которой складывается этот вид, называется twist-flex.

Зонтичный вид – по конструкции и внешнему виду напоминает фотозонт. Внутри устройства расположена вспышка. Имеют прямоугольную, квадратную и круглую форму. Именно софтбоксы зонтичного типа стоят дешево и имеют компактные размеры. Их удобно транспортировать в сумке или чехле.

Однако изибокс намного легче настраивать в плане подачи света.

Для зонтичного оборудования нужно дополнительно открывать передний диффузор, чтобы установить необходимые настройки.

Чтобы сохранять данный инвентарь для фотосъемки достаточно долгое время, рекомендуется их упаковывать в рулон из жесткого картона (например, в рулон от стрейч-пленки или фольги). Такой метод хранения поможет избежать регулярного глажения материала. Чтобы удалить грязь или пыль, которая может появиться во время работы, необходимо пройтись скотчем по ткани.

Процесс съемки

Перед началом работы разместите фотобокс на столе или другой твердой ровной поверхности. Также настройте фотобокс так, чтобы источники света располагались друг напротив друга. Спереди оборудования поставьте свой фотоаппарат. Размещение на столе значительно упростит работу.

Комплектующие

Софтбокс, как и любой другой аксессуар, имеет свои характеристики и комплект поставки. Среди современных фотографов эта штука становится все более популярной. На рынке представлена масса моделей. Чтобы определится с выбором, мы расскажем, на что стоит обратить внимание при покупке. Также в рейтинге представлены лучшие модели на данный момент.

Крепление

Существует 2 вида крепления – на стойку и на головку вспышки. Без крепления можно работать с маленькими софтбоксами, а для больших оно будет необходимым.

Для больших софтбоксов также нужна и отдельная синхронизация. В нашем обзоре представлены только компактные модели, но и для некоторых из них предусмотрено крепление.

Есть несколько видов креплений:

  • На липучке;
  • На гелевой основе;
  • С помощью специального адаптера.

Размер и форма

Есть две большие группы софтбоксов:

  • Квадробоксы;
  • Октобоксы.

Более редкий вид – круглые.

Форма экрана напрямую влияет на форму блика. Такой блик отражается от очков, витрин магазинов и стекол автомобилей. Несмотря на то, что софтбокс уменьшает или закрывает блики, все равно необходимо делать фотографии хорошего качества, иначе никакие распределители света вам не помогут.

Также есть 3 вида конструкций:

  • Зонтичная – самый удачный вид конструкции. Складывается и раскладывается очень быстро. Такими приспособлениями больше пользуются девушки. Но и для оперативной съемки это самое то.
  • Twist Flex – по типу похож на светоотражатель. Жесткий пружинистый обруч позволяет ускорить работу с ним. Спокойно уместится в компактную походную сумку или небольшой рюкзак.
  • Обычные – главные преимущества компактность оборудования и оперативность работы.

Лучшие софтбоксы

“Mircopro SB-030 60×90 (SB-030_6090)”

Данную конструкцию можно использовать для съемки сцен, ростовых и обычных портретов. Аппаратура отлично рассеивает свет и создает нейтральную цветовую гамму. Благодаря использованию жаростойких и износостойких материалов данный атрибут прослужит долгие годы.

Размер: 60х90 сантиметров.

Современный софтбокс, который пригодится практически в любых условиях, обойдется клиенту в 3500 рублей.

Mircopro SB-030 60×90 (SB-030_6090)

Достоинства:

  • Современный;
  • Легкий;
  • Компактный;
  • Прослужит долго.

Недостатки:

  • Относительно высокая цена;
  • Недоступны некоторые возможности, которые есть в более дорогих моделях.

“Godox Easy 80х80 (SFUV8080)”

Размер данного приспособления 80х80 см., можно устанавливать на стойку или штатив для камеры. Можно использовать для съемок на улице или в маленьких фотостудиях.

Серебряное покрытие украшает внутреннюю поверхность софтбокса. Приятные тени на объекте съемки создают благодаря наличию двух диффузоров, которые подают очень приятный мягкий световой поток.

Складывается в легкую компактную сумку. Корпус вспышки фиксируется внутри кольца специальным винтовым зажимом.

Особенности конструкции:

  • Шарнирное крепление имеет поворот на 180 градусов, что позволяет проводить съемку в любых ракурсах;
  • Оборудование совместимо со всеми накамерными вспышками;
  • Godox S-type служит держателем для вспышки;
  • Внутренний и внешний диффузоры позволяют значительно улучшить цветопередачу.

В комплект входит:

  • Чехол;
  • Крепление;
  • Сам софтбокс.

Цена — примерно 4500 рублей.

Godox Easy 80х80 (SFUV8080)

Достоинства:

  • Есть 2 диффузора;
  • Многофункциональный;
  • Легкий;
  • Компактный;
  • Подходит даже для выездных съемок.

Недостатки:

  • Дорого стоит.

“Godox Easy 40х40 (SFUV4040)”

Имеет много сходств с предыдущей моделью, однако размеры и цена в два раза меньше. Данная модель лишь немного отличается от более габаритной. Bowens служит адаптером для байонетного крепления. В комплектации есть и другие компоненты:

  • Кейс;
  • Чехол;
  • Адаптер;
  • Держатель;
  • Два диффузора;
  • Сам софтбокс.

Цена: примерно 3000 рублей.

Godox Easy 40х40 (SFUV4040)

Достоинства:

  • Легкий;
  • Компактный;
  • Находится в среднем ценовом сегменте;
  • Удобный в эксплуатации.

Недостатки:

  • Не обнаружено.

“Лайткуб Resheto 60см, бестеневая палатка софтбокс лайт-куб”

Лайткубы или фотобоксы предназначены для съемки компактных объектов, которые дают «лишние» блики, портящие фотографии. Лайткубы предназначены именно для того, чтобы устранить этот недостаток.

Лайткуб, который представлен здесь, являет собой легко складывающийся каркас кубической формы.

Он обтянут белой тканью, стойкой к перемене температур. Предназначен для фотографирования объектов размеров меньше, чем 30 сантиметров. В комплекте есть 4 разных подложки:

  • Белого цвета;
  • Черного цвета;
  • Красного цвета;
  • Синего цвета.

Эти подложки помогают скрывать промежутки меж задней стенкой куба и полом.

Такое приспособление можно гладить и стирать.

Характеристики:

  • Весит 560 грамм;
  • Размер в упаковке 30х10 см;
  • Габариты: 60х60х60 см;
  • Складной тип;
  • Пружинный каркас.

Стоит 1700 рублей.

Лайткуб Resheto 60см, бестеневая палатка софтбокс лайт-куб

Достоинства:

  • Легкий;
  • Компактный;
  • Удобный;
  • Легко транспортируется;
  • Приемлема цена;
  • Термостойкая поверхность.

Недостатки:

  • Предназначен для фотографирования небольших предметов.

“Falcon 90 см (FEA-OB 9)”

Данная модель обеспечит яркое и мягкое освещение, что подходит для тематических фотографий на любой вкус. Форма софтбокса восьмиугольная. Благодаря такой форме можно образовать красивый объемный рисунок. Материал легкий и устойчив к выгоранию. Легко собирается и разбирается. Диаметр — 90 см.

Стоит 3500 рублей.

Falcon 90 см (FEA-OB 9)

Достоинства:

  • Компактность;
  • Легкость;
  • Не выгорает;
  • Прочный материал;
  • Не дорогой.

Недостатки:

  • Не обнаружено.

“Falcon 50х70 (SSASB5070)”

Создает прекрасное объемное освещение, что позволяет сделать профессиональную фотографию. Такой агрегат позволяет заниматься макросъемкой, студийными портретами и студийной съемкой.

Отлично выдерживает работу с источниками постоянного цвета. Сделан с прочных материалов устойчивых к выгоранию. Жаропрочный картон позволяет выдерживать работу с высокомощными источниками постоянного света.

Размер: 50х70.

Стоит 2400 рублей.

Falcon 50х70 (SSASB5070)

Достоинства:

  • Хорошая цена;
  • Высокое качество материалов;
  • Устойчивость к высокомощным источникам постоянного света;
  • Подходит для макросъемки.

Недостатки:

  • Не обнаружено.

“Mircopro SB-038 120 см для студийных вспышек (байонет Bowens) (SB-038_120)”

Отличный восьмиугольник предназначенный для портретной, ростовой и предметной съемки. Его размер составляет 120 см. Это среднегабаритное приспособление. Походит к абсолютно любым студийным вспышкам, у которых есть байонет Bowens.

Конструкция легко сбирается и собирается. Изготовлена из материалов высокого качества. Свет максимально равномерно распределяется по площади снимка. Защитное покрытие против выгорания продлевает срок работы софтбокса на многие годы.

За такое приспособление придется заплатить 3200 рублей.

Mircopro SB-038 120 см для студийных вспышек (байонет Bowens) (SB-038_120)

Достоинства:

  • Есть защита от выгорания;
  • Компактный;
  • Легкий;
  • Необычная восьмигранная форма;
  • Свет распределяется максимально ровно по кадру;
  • Объемное изображение.

Недостатки:

  • Относительно высокая цена.

“Resheto 40см, бестеневая палатка софтбокс лайт-куб”

Это ультракомпактный и очень дешевый лайткуб-софтбокс (1000 рублей). Предназначен для предметов, которые по габаритам не превышают 20 сантиметров. Чтобы осуществить качественную съемку, лайткуб должен быть в 2 раза больше снимаемого объекта. Так говорят эксперты.

С помощью липучек можно прикрепить к лайткубу одну с четырех фоновых подложек. Цвета подложек:

  • Белый;
  • Черный;
  • Синий;
  • Красный.

Сам лайбокс круглой формы. Легко складывается в сумку и транспортируется без особых проблем.

Характеристики:

  • Вес: 433 грамма;
  • 21х8 – это размер в упаковке;
  • В развернутом виде: 40х40х40 см.

Resheto 40см, бестеневая палатка софтбокс лайт-куб

Достоинства:

  • Очень дешевый;
  • Компактный;
  • Легкий;
  • Есть 4 подложки.

Недостатки:

  • Не долговечен;
  • Предназначен для фотографирования маленьких предметов и объектов.

“VISICO SB-030 50х70 см”

Идеально подходит предметной и портретной фотографии. Продавцы магазинов фотоаппаратуры отмечают, что это одна из самых продаваемых моделей.

Можно спокойно использовать с применением источников постоянного света, а также при включенных мощных студийных вспышках. Такое возможно благодаря тому, что ткань оснащена жаростойким покрытием. Удобный чехол для переноски позволяет без лишних проблем транспортировать софтбокс.

Стоит такая штука 2300 рублей.

VISICO SB-030 50х70 см

Достоинства:

  • Жаростойкие материалы;
  • Может использоваться в условиях разной освещенности;
  • Легко транспортируется;
  • Стоимость в пределах нормы;
  • Компактная.

Недостатки:

  • Не выявлено.

“Сферическмй софтбокс VISICO FSD-800 QUICK BALL (80 см)”

Самая дорогая модель в нашем обзоре. Стоит такое удивительное оборудование для студии примерно 7000 рублей. Имеет диаметр 80 см. Полностью выполнен из высококачественных материалов.

Здесь установлены спины, которые сделаны с прочного полимера. Это позволяет складывать такой шар большое количество раз, и он не повредится.

Для выездной съемки это идеальный вариант.

Присутствует стандартная цветовая температура.

Сферическмй софтбокс VISICO FSD-800 QUICK BALL (80 см)

Достоинства:

  • Подходит для работы на выезде;
  • Высококачественный профессиональный материал;
  • Благодаря шарообразной конструкции появляется эффект мягкого света.

Недостатки:

  • Высокая стоимость.

“Мини софтбокс Photex для накамерных вспышек SB-03 23×23см”

Для фотохудожника незаменимый материал. Для того, кто активно занимается портретной съемкой, станет настоящим открытием. Для предметной съемки также пригодится. С этим софтбоксом фотограф получает практически неограниченные возможности. Устройство равномерно рассеивает и распределяет лучи света.

Размер диффузора 23х23 см, имеет форму квадрата. Крепеж изделия можно производить на вспышках самых разных типов. Благодаря такому изделию получается очень качественная фотография. Всего две минуты понадобится, чтобы настроить такой софтбокс.

Цена: 1900 рублей.

Мини софтбокс Photex для накамерных вспышек SB-03 23×23см

Достоинства:

  • Подходит для профессионалов;
  • Быстрая настройка;
  • Легкий;
  • Недорогой;
  • Многофункциональность;
  • Достаточные габариты.

Недостатки:

  • Не обнаружены.

В таблице список всех рассмотренных моделей:

модель Размеры Цена
Mircopro SB-030 60x90 (SB-030_6090) 60х90 см 3500 рублей
Godox Easy 80х80 (SFUV8080) 80х80 см 4500 рублей
Godox Easy 40х40 (SFUV4040) 40х40 см 3000 рублей
Resheto 60см 60х60х60 см 1700 рублей
Falcon 90 см (FEA-OB 9) 90х90 см 3500 рублей
Falcon 50х70 (SSASB5070) 50х70 см 2400 рублей
Mircopro SB-038 120 см 120х120 3200 рублей
Resheto 40см 40х40х40 1000 рублей
VISICO SB-030 50Х70СМ 50х70 2300 рублей
VISICO FSD-800 QUICK BALL (80СМ) 80 см диаметр 7000 рублей
Photex для накамерных вспышек SB-03 23x23см 23х23 см 1900 рублей

Вывод

Легкие переносные конструкции для фотографирования, которые именуются софтбоксами, стали очень популярными в наше время. Их используют как начинающие, так и профессиональные фотографы. Каждому человеку, который занимается фотографией, необходимо выбирать индивидуальный софтбокс, поскольку все работают в разных стилях. Мы подобрали рейтинг лучших софтбоксов на данный момент, а также описаны их предназначение.

Освещение играет важную роль при создании качественной фотографии. Софтбокс – это оборудование, помогающее добиться нужного света в кадре. Рассмотрим самые важные вопросы, возникающие при первом знакомстве с софтбоксом.

Что такое софтбокс и когда его применяют?;

Виды софтбоксов и особенности моделей"

Самые популярные разновидности софтбоксов.

Софтбокс – это насадка, которая крепится к источнику света. Она помогает добиться мягкого, рассеянного света и исключает появление бликов на фото. Особенно часто это оборудование используется при студийной фотосъёмке.

Существует несколько разновидностей софтбокса. Самыми популярными являются стрипбокс и октобокс. Стрипбокс – узкая насадка прямоугольной формы. Октобокс – многоугольная насадка с восьмью гранями.

Любой софтбокс представляет собой закрытую конструкцию, состоящую из отражателя света и элемента, рассеивающего световые лучи. Правильный выбор софтбокса обеспечит качественный результат фотосъёмки.

Как выбрать софтбокс?

Важным критерием выбора софтбокса является форма отражателя. От этого элемента зависит степень мягкости освещения и четкость изображенных предметов на затенённых участках.

Для создания эффекта оконного освещения используются прямоугольные софтбоксы. Если перед фотографом стоит задача подчеркнуть форму предметов, создать четкие блики, то он использует узкий удлинённый софтбокс, называемый стрипбоксом.

Фотозонт и софтбокс: отличия

Фотозонт и софтбокс выполняют одинаковую функцию, но между ними существуют принципиальные отличия. Софтбокс позволяет добиться подачи света в одном направлении, тогда как фотозонт рассеивает свет сразу во все плоскости. Софтбокс обладает более простой конструкцией. Он представляет собой модификатор с вогнутой задней поверхностью, отражающей потоки света изнутри. Снаружи софтбокс покрыт черной тканью, спереди белой.

Применение софтбокса

Софтбокс применяется для фотографирования в студии. На выездных съёмках используются упрощённые модификации. Главной причиной отсутствия возможности транспортировки софтбокса является фотографирование на закрытых диафрагмах.

Стационарная студия предполагает постоянное нахождение конструкции в собранном состоянии, тогда как для выездных съёмок оборудование необходимо часто собирать и разбирать. При этом возрастает риск выхода из строя элементов конструкции, а сама процедура длительна по времени.

Существуют модификации софтбоксов, используемые в портативных фотостудиях. Это быстро раскладывающиеся модели софтбоксов. У такого оборудования существуют свои преимущества и недостатки. Самыми популярными моделями портативных устройств являются easy box и зонтичный софтбокс.

Еasy box (изибокс) – софтбокс квадратной формы с размерами 40/40 , 60/60 или 80/80. Некоторые модели оснащаются диффузором. Складывается такой софтбокс по технологии twist-flex.

Зонтичный софтбокс – изготовлен по принципу отражающего зонта, он обладает механизмом, подобным фотозонту. Эти софтбоксы бывают круглой, квадратной и прямоугольной формы. Вспышка расположена внутри устройства и направлена на отражающую поверхность.

Софтбоксы такого типа легко раскладываются и складываются, имеют компактную конструкцию, небольшие по размеру. Транспортировать софтбокс можно в сумке или в чехле. При необходимости устройство оснащается сразу несколькими вспышками. Для этого к конструкции крепится держатель. Преимуществом софтбокса зонтичного типа является невысокая стоимость.

По сравнению с изибоксом, софтбокс зонтичного типа сложнее перенастраивается на нужное освещение. Если в первом случае все элементы находятся в открытом доступе, то во втором случае нужно открыть передний диффузор, позволяющий получить доступ к управлению настройками.

Являются очень эффективным и фактически универсальным инструментом для работы со светом. Они используются для фото и видеосъемки, позволяя воплощать в жизнь самые смелые и необычные творческие идеи. В чем же секрет успеха этих световых модификаторов?

Какие из них лучше использовать и как работать, чтобы получать максимальную отдачу? – Сегодня все эти вопросы мы обсудим в этой статье.

Каким образом работают софтбоксы?

Принцип работы софтбокса является достаточно простым – модификатор «работает» со светом, получаемым от основного источника (в основном лампы). Свет отражается от внутренней стороны стенок модификатора и проходит сквозь тканевый слой софтбокса. Благодаря этому свет становится мягким и хорошо рассеянным.

Использование софтбокса

Как правило, софтбоксы применяются, либо в качестве основного источника света, либо в качестве заполняющего света, не создающего резких теней.
Ниже представлены две серии фотоснимков, сделанных при ярком солнечном свете.

Почему фотомастера используют софтбоксы?

Фактически каждый профессиональный фотохудожник имеет в своем «арсенале» софтбоксы и часто пользуется ними. Почему? Ответ на это вопрос прост, как все гениальное – универсальность. Софтбокс подходит для любого жанра фотографии – интерьера, портрета, моды, натюрмортов, предметной съемки и др., удовлетворяя необходимость получения мягкого света. Однако даже когда софты не используются как основной источник света, они применяются для заполнения (заполняющий свет).

Поговорим о размерах

Существует множество различных комбинаций, которые могут использоваться фотографом с применением софтбоксов разных размеров и установкой их на различных расстояниях. В нижеприведенной серии фотоснимков вы наглядно убедитесь, что софтбоксы разных размеров оказывают разное влияние на один и тот же фотообъект. Чтобы легко оценить различия, софтбокс расположен очень близко к фотообъекту.

Можно легко сделать вывод, что степень смягчения софтбоксом света прямо пропорциональна его размеру. То есть, чем больших размеров используется софтбокс, тем мягче свет получает фотограф. В свою очередь, мягкий свет дает много преимуществ: смягчает теневые границы, скрывает дефекты кожи модели, снижает резкий контраст «заглаживая» неровности.

Кроме различной степени рассеивания света, модификаторы разной величины отличаются зонами светоохвата фотообъекта.

Самый большой софтбокс придает бутылке гладкость и фактически соединяет отражения на горлышке и бутылке, что подчеркивает её форму.
Во многом выбор стиля освещения зависит от личных предпочтений фотохудожника – поэтому для различных стилей фотографии может быть выбран софтбокс любого размера. У большинства профессионалов фотодела, работающих в жанре натюрморта, имеются малые, средние и большие модификаторы, а также отражатели самых разнообразных размеров.
Разговаривая о размерах софтбоксов, стоит также заметить, что чем ближе к фотообъекту расположен источник света, тем большое отражение и мягче свет получает фотограф. Тем не менее, софтбоксы больших размеров формируют четкое отражение – что видно на правой стороне тестовой фотографии с бутылкой.

Прямоугольник или квадрат?

Сегодня на фоторынке представлено огромное количество софтбоксов разных форм. Какую же из них стоит предпочесть?

Наиболее распространенными являются прямоугольные софтбоксы, квадратные софтбоксы и восьмиугольные софтбоксы, которые также называются октабокс или октаформами. Каждый тип этих модификаторов обладает своими особенностями.
Октабоксы преимущественно используют для портретной фотографии, а также в фотосъемке для журналов мод. Фотомастеров привлекает способность октаформ создавать объем в мелких (относительно) элементах дизайна одежды.

Вне зависимости от расстояния до фотообъекта, данная маленькая октаформа обеспечивает хорошее рассеивание света. И на удалении от модели, и близко возле неё, октабокс сформировал мягкий световой поток, дав прекрасный результат.
Ещё одним интересным видом софтбокса является модификатор со съемными панелями. Он позволяет направлять свет в нескольких направления единовременно. Такой инструмент отлично подходит для фотографов, снимающих архитектуру, а также видеооператоров.

Свет такого модификатора повышает общий уровень освещенности, при этом сохраняя естественность освещения.
Поскольку софтбоксы легко разбирать и транспортировать, фотографы имеют возможность получения красивого света везде, где в этом имеется необходимость. Поэтому софтбоксы используются, как на натуре, так и в студии, во всех жанрах фотографии и видеосъемке. Такое универсальность использования сделала софтбоксы самым любимым и популярным видом рассеивателя.

Очень часто люди, недавно взявшие в руки фотоаппарат, жалуются: «Я бы очень хотел начать снимать портреты, но у меня нет для этого не только студии, но даже пристойного, не говоря уж о хорошем, оборудования…». Они искренне считают, что для того, чтобы заниматься портретной съемкой, нужны дорогие осветительные приборы, штативы, несколько фонов и многое другое. А у них и внешней вспышки порой нет. Но, тем не менее, отказываться от опытов в портретной съемке, даже в таких скупых условиях, ну никак нельзя. Существует огромное количество других, намного более простых, способов создания хороших фотопортретов, несложных вариантов освещения.

Чаще всего начинающие фотолюбители имеют фотокамеру с так называемой накамерной, или, по-другому, встроенной фотовспышкой. Если ваш фотоаппарат оснащен вспышкой с поворотной головкой - это очень хорошо. Такая вспышка вам легко позволит использовать систему TTL (Through The Lens), то есть способ измерения экспозиции непосредственно через съёмочный объектив фотоаппарата. И ещё поворотная головка вспышки даст вам возможность при съемке использовать отраженный свет.

Для того, чтобы сфотографировать модель с отраженным светом, нужно повернуть головку вспышки так, чтобы световой поток, исходящий при ее импульсе, попадал не на собственно модель, а на какую-нибудь поверхность, которая может «работать» отражателем. Проще говоря, равномерно окрашенную стену или потолок. Такие поверхности обычно обладают хорошим отражающим эффектом. Попав на подобную поверхность, световой поток от вспышки отразится от нее и уже в рассеянном, ровном виде мягко осветит того, кого вы снимаете. Такое освещение намного более привлекательно, чем освещение «в лоб». Возможность получения плохих снимков при фотографировании с отраженным светом сводится практически к нулю. Для опыта можете сфотографировать свою модель два раза: с «лобовым» освещением вспышкой и с отраженным светом. И, как говорят, «почувствуйте разницу».

Отраженный свет, падающий на портретируемого не от самого источника, а от отражающей поверхности, намного расширяет ваши возможности. Если вместо стены или потолка использовать, например, просто лист ватмана, кусок пенопласта или ещё что-нибудь подобное, да хоть даже обыкновенную газету, то можно получить ещё лучшие результаты. Свет от такого отражателя можно направить как угодно, так как вам будет надо. Можно даже самим сделать несколько отражателей различных форм и размеров. Только покрасить их нужно в белый или светло-серый цвет.

При помощи только лишь одного источника света совсем несложно создать на снимке иллюзию того, как будто вы фотографировали модель с несколькими осветительными приборами. Как это сделать? Очень просто! Портретируемого нужно расположить в углу комнаты, в которой вы ведете съемку, а источник света, вспышку, например, направить в боковую стену. А ещё лучше - под углом в потолок. Угол этот нужно подобрать таким образом, чтобы свет, отразившийся от потолка, попадал на волосы вашей модели. В то же время свет, который отразится в этом случае ещё и от стены, тоже даст эффект ещё одного источника света. Но, фотографируя при такой схеме освещения, нужно быть очень внимательным. Тут следует обратить особое внимание на положение лица модели. На нем должен образоваться красивый свето-теневой рисунок.

Профессиональные фотографы при съемке портретов часто используют софтбоксы. Это специальные приспособления, которые позволяют световой поток от осветительных приборов сделать намного мягче и направить его так, как вам нужно. Вплоть до того, что осветить только лишь часть лица портретируемого, например, лоб или глаза. Софтбоксы можно приобрести в специализированных магазинах. В продаже есть различные их варианты, даже такие, которые разработаны производителями специально для накамерных вспышек.

В портретной съемке хорошо использовать и специальные светоотражающие зонты. Они тоже продаются в магазинах. Зонты дают мягкое и рассеянное освещение на большей, чем софтбоксы, площади, практически на всю комнату. Вот именно в этом и заключается сложность работы с ними, и, причем, не только в этом, а ещё и в том, что при съемке с зонтом сложно контролировать направление света.

Тут следует напомнить вот ещё что. Из школьного курса физики вы должны помнить, что чем больше площадь источника света, тем мягче освещение, которое от него исходит. Сравните, например, свет от большого окна и свет от маленькой галогенной ламы. Точно так же и зонты, и софтбоксы. Например, используя при съемке крупный софтбокс, вы получите широкий пучок мягкого света, который будет как бы обволакивать вашу модель.

Теперь скажем несколько слов о работе с выносной, внешней вспышкой. Проблем с ними сейчас практически нет. И сами вспышки, и зеркальные фотокамеры сегодня настолько совершенны, что позволяют работать без всяких кабелей, которые путаются под ногами. Вспышку с дистанционным управлением можно установить в любой точке комнаты, в которой вы работаете. Но напомним ещё раз: будьте аккуратны! Свет от вспышки достаточно жесткий, и поэтому не стоит направлять ее непосредственно на портретируемого. Рекомендуем смягчать этот свет софтбоксами, зонтами или отражателями.

При съемке с софтбоксами и выносной вспышкой нужно предварительно поэкспериментировать, а, точнее, найти такое положение источника света и комбинацию его с софтбоксом, чтобы свето-теневой рисунок на лице модели был бы интересным и привлекательным. Неудачное, неправильное использование софтбокса может только испортить портрет, и модель будет очень недовольна вашей работой. Как вариант, можем порекомендовать располагать источник света и софтбокс в стороне и немного выше модели.

Софтбокс в нашем случае выполняет роль основного источника света. Этот свет может быть и моделирующим, и просто работать в качестве подсветки, например, волос или ещё чего-либо. Главное, каким бы образом вы не использовали софбокс, установит его нужно так, чтобы лицо портретируемого было хорошо и красиво освещено.

Если вы снимаете портрет на улице, то естественное солнечное освещение можно комбинировать с искусственным, в том числе и со вспышкой с софтбоксом. Вспышка с софтбоксом может, например, подсветить фон. Но в таких случаях фотографировать лучше не на открытой площадке, где солнце светит очень ярко, а где-нибудь в тени. Софтбокс нужно в этом случае использовать точно так же, как и при съемке в помещении - как искусственное освещение, а естественный свет будет подсвечивать волосы модели.

При съемке в помещении один софтбокс иногда не сможет дать достаточного освещения. Тут вам поможет зонт или отражатель, которые выступят как бы вторым источником света.

Ещё раз напомним, что прежде чем начать работу с портретируемым, нужно очень тщательно подготовиться к съемке, подготовить помещение, настроить и проверить всё оборудование. Можно даже потренироваться ставить красивый и правильный свет на ком-нибудь из своих друзей или членов семьи. Попробуйте передвигать источники света с места на место, сажать модель в разные точки комнаты. Например, ближе или дальше от стены или от окна. Можете включить или выключить люстру, повесить на окно тюлевую штору или убрать её. Вариантов масса. В качестве источников света можно использовать и настольную лампу, и обыкновенный фонарик… Можно сделать хороший портрет и без вспышки… Современные фотокамеры работают сегодня на высоких значениях светочувствительности, а это позволяет снимать, в том числе и портреты, даже только лишь при свете пламени свечи.

Хочется думать, что всё то, о чем мы сегодня вам рассказали, позволит вам сделать некоторые выводы о том, что хорошие снимки получаются не у тех, кто может себе позволить приобрести дорогую и хорошую фотоаппаратуру, мощные и современные осветительные приборы, а у тех, кто умеет подходить к любому делу творчески. Никогда не забывайте, что фотографирует не фотоаппарат, а фотограф. Надеемся, что эта статья даст вам стимул к совершенствованию ваших навыков в фотографии, толчок к новым творческим находкам. Удачи вам!