Встречи маленького принца и его открытия. Образы и их роль в сказке

Как ни странно, самый главный такой музей находится не во Франции, где родился автор книги, а в Японии, в курортном городке Хакон, что в префектуре Канагава. Правда, французы уже почувствовали в этом какой-то обидный недосмотр и пару лет назад приняли решение создать собственный музей и «Маленького принца», и его автора. Музейный комплекс «Дом Маленького принца» должен появиться в 2014 году, а открыть его планируют в день рождения Сент-Экзюпери — 29 июня.


«Дом Маленького принца» будет примечателен уже тем, что создают его в родовом поместье Сент-Экзюпери, в городке Сен-Морис-де-Реман, в 40 километрах от Лиона. Наследники и поклонники творчества писателя двадцать лет пытались организовать этот музей, но только сейчас местные чиновники пошли на то, чтобы взять кредит в банке и выкупить поместье у частного владельца. После реставрации туда планируется перевезти личные вещи, документы и книги Экзюпери.


А вот японцы оказались куда предприимчивее, и музей Маленького Принца в Хаконе открыли еще в 1999 году. По рассказам тех, кому посчастливилось посетить этот музей, в нем полностью восстановлена атмосфера довоенной Франции. На территории комплекса есть совершенно французское кафе и мини-парк со скульптурами - героями из сказки. В год музей принимает около 200 тысяч посетителей. На его главном сайте можно найти интерактивную карту с описаниями каждого зала.


Кроме Японии на земле существует еще несколько мест, которые можно назвать музеями «Маленького принца» и Сент-Экзюпери - пусть очень маленькими и своеобразными. Например, в двух часах от Сеула есть местечко « Petite France » - комплекс из нескольких выставочных залов, посвященных творчеству Сент-Экзюпери, мини-отелей, кафе и сувенирных магазинов (не путать с районом Petite France в Страсбурге). Все - в стиле «Маленького принца», которого очень любят в Южной Корее. У «Petite France»
тоже есть свой сайт, но без знания корейского языка понять там можно разве что фотографии .


На другом конце света, в Марокко, есть еще одно место, которое поклонники Сент-Экзюпери считают музеем писателя: кафе «Мальчик-с-пальчик» в Касабланке . В отличие от японского и корейского музеев, это кафе имеет непосредственное отношение к жизни Сент-Экзюпери, ведь именно там он отдыхал в 1920-1930-х годах между почтовыми рейсами Тулуза - Касабланка, Агадир, Дакар. На террасе «Ле Пти Пусэ» писал письма и отчеты для своей авиакомпании, а еще рисовал, прямо на листочках меню, - друзей, самолеты, пустыню. Эти рисунки висят сегодня на стенах кафе.


Не музей и не кафе, а просто смотровая площадка , тесно связанная с «Маленьким принцем», построена в Аргентине, на полуострове Вальдес - ведь Сент-Экзюпери летал и там, хорошо знал эти места и любил эту страну. Со смотровой площадки открывается вид на остров, который ни много ни мало похож на змею, проглотившую слона, - на тот самый знаменитый первый рисунок летчика, с рассказа о котором начинается «Маленький принц». По легенде, которую рассказывают все местные гиды, Сент-Экзюпери стоял на месте будущей смотровой площадки и разглядывал остров, когда увидел в нем слона, - и ведь действительно, очень похоже!


С «Маленьким принцем» связано еще несколько мест, но уже вне планеты Земля: в 2003 году луна астероида (45) Евгения получила это имя. А еще раньше, в 1995 году, малая планета из пояса астероидов была названа Норагаль - в честь знаменитой советской переводчицы, которая открыла «Маленького принца» русскому читателю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малобикшихская средняя общеобразовательная школа»

Канашского района Чувашской Республики

Исследовательский проект

Вернется ли Маленький принц на Землю?

(по сказке Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»).

Номинация «Инновационные методики и технологии в обучении»

языка и литературы

МБОУ «Малобикшихская СОШ»

Канашского района Чувашской

Республики

Иванова Зоя Алексеевна.

2018 год

Ключ для жизни Экзюпери и его творчества

«Каждая минута нашего молчания убивает тех, кого я люблю…Держитесь… Мы идем… Идем… Мы спасем вас», - записал в своем дневнике Экзюпери, когда он и его механик несколько дней шли по пустыне Сахара.

Смерть страшна потому, что отзовется болью в сердцах любимых.

- ответственный,

- защищать утерянные ценности

Введение.

Выбор темы «Вернется ли Маленький принц на Землю?» по философской сказке для взрослых Антуана де Сент-Экзюпери неслучайный. Сказка написана в 1942 году, она окончательно закрепила его широчайшую популярность и писательский авторитет. Произведение впервые было опубликовано в 1943 году в Нью –Йорке.Экзюпери уже в 30-40 –х годах предупреждал, что «мы идем к самым черным временам мира». И если современный человек не изменится, то угроза жизни человеку неизбежна. Поэтому французский писатель создал концепцию современного человека. Он должен быть

- ответственный,

- иметь обостренное чувство самосознания,

- уметь выстоять в новой обстановке,

- уметь отвести от себя страшную угрозу,

- защищать утерянные ценности.

Антуан де Сент -Экзюпери показывает нам, что только сохранение детства в душе взрослых спасет человечество от катастрофы. Значит, выбор жизненного пути взрослыми - основной вопрос нашего времени – XXI века.

Так вернется ли Маленький принц на Землю?

Об этом исследовательский проект.

Французский поэт, писатель и летчик

Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе в семье инструктора страховой компании. Мать будущего писателя также происходила из старинного дворянского рода. Она, талантливая художница, создала для своих пятерых детей «край детства». Когда мальчику исполнилось 4 года, его отец внезапно умер.

Антуан блестяще знал математику, физику, латынь и французский язык, писал стихи и прекрасные сочинения, очень любил читать. Он всегда и во всем хотел быть первым, не любил проигрывать ни в споре, ни в игре. Он художник, играл на скрипке, хороший инженер – изобретатель.

Экзюпери любил пустыню, так как в пустыне никто не мешает погрузиться в себя. Здесь человек познает цену жизни. И арабы за бурную деятельность Экзюпери назвали его «Хозяином пустыни». Он несколько раз попадал в аварии и катастрофы, умирал от жажды и потери сил в пустыне.

Он пишет произведения, сценарии для кино, испытывает самолеты, читает лекции об авиации в разных странах, пишет репортажи и о нашей стране – о СССР.

Но главным делом для него была литература. Главное в произведениях Экзюпери –не рассказ о событиях, а его мысли. И насколько актуальны сегодня его высказывания!

«Работа – только ради материальных благ – духовная тюрьма» , - писал Экзюпери.

1941 год. Он отказывается от поста в Министерстве информации, рвется на фронт, в истребительную авиацию, хотя ему 43 года. А для летчиков предель- ный возраст – 35 лет. Он не только летает, но и пишет книги «Военный летчик», «Письмо заложнику», «Цитадель», работает над военными изобретениями совместно с американскими специалистами по аэродинамике. В 1942 году написал философскую сказку для взрослых «Маленький принц», она была издана в Нью – Йорке.

В мае 1944 года он пропал без вести. И только в 1950 –е годы в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись, документально подтверди-вшая, что самолет Сент –Экзюпери был сбит фашистским истребителем и сгорел над морем.

Но звезда Экзюпери не гаснет. Он признан во Франции национальным героем. Мемориальные доски, памятные медали, марки, портреты, кружки, улицы… носят его имя.

Во всем мире тиражи его книг огромны, ибо они рассказывают о смысле и цели в жизни, проникнуты верой в величие человека и его призвание. Они излучают человеческое тепло, обращены к людям. Они противоположны тому, чем стала сегодня литература.

Его биография вышла в серии «Лучшие писатели разных веков».

Российские космонавты поставили Экзюпери первым в списке своих самых любимых авторов.

После победы над фашизмом встанет основной вопрос нашего времени - о путях человека. Экзюпери уже в 30-40 –х годах предупреждал, что «мы идем к самым черным временам мира».

Экзюпери призывает людей жить по- человечески, то есть, как он пишет в своей сказке, «зорко одно лишь сердце»:


  1. Надо понять, что человек в ответе за все, кого приручил, за будущее в ответе.

  1. Люди должны научиться понимать друг друга.

  2. Осознать, что в душе каждого взрослого человека должна жить душа ребенка.

  3. Понять, что человеку нужен друг.

  4. Убедиться, что зорко лишь сердце.

  1. Учиться любить все живое на планете Земля, быть великодушным, нетерпимым к злу, верным, активным.
7. Понять особенность этой философской сказки: она отличается от народных и литературных сказок, так как в ней сама современность, сложные проблемы XXI века.

Актуальность исследования

Анализ необычной сказки «Маленький принц» ярко раскрывает основную мысль автора – его неравнодушное отношение к поднимаемой им проблеме выбора жизненного пути взрослыми , так как это основной вопрос нашего времени – XXI века.

Антуан де Сент -Экзюпери показывает нам, что только сохранение детства в душе взрослых спасет человечество от катастрофы.

Значимость исследования

Эту философскую сказку для взрослых должны прочитать все старшеклассники, так как понятие «Маленький принц» имеет расширенный смысл:

это твой внутренний духовный мир -мир детства,

это умение по – настоящему ценить жизнь,

это соответствие концепции современного человека.

Экзюпери - создатель концепции современного человека.

Современный человек должен быть ответственным, иметь обостренное чувство самосознания, уметь выстоять в новой обстановке, умеет отвести от себя страшную угрозу, защищать утерянные ценности.

Предмет исследования

Объектом исследования не случайно стала философская сказка Экзюпери «Маленький принц» (написана в 1942 году), ведь интерес к его книгам огромен во всём мире. Его произведения любят,потому что он пишет о самом главном – о смысле и цели в жизни, о вере в человека.

Книга отвечает на злободневный вопрос современности: «Что нам делать, как себя вести, чтобы не случилось самого страшного – техногенной катастрофы и гибели людей на планете Земля?».

Об этом и о многом другом мы узнаем из произведения Экзюпери «Маленький принц».

Проблемы, поставленные мною в проекте.

1.Показать, что в жизни людей XXI века выбор пути в будущее должен занимать важное место, чтобы сохранить мир на земле; понимать, что мы команда одной планеты, поэтому нам необходимо возвращение Маленького принца - возвращение взрослых в детство, чтобы люди были добрыми, человечными.

2. Доказать, что книга «Маленький принц» – произведение искусства, так как в нем все метафорично: и язык, и образы.

Выдвижение гипотез

1.Предполагаю, что книга Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» действительно учит нас правильно понимать смысл и цель в жизни , быть современными , то есть не забывать, что «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

2.Увидеть психологизм в тексте: произведения искусства действительно волнуют душу читателя, учат переживать, болеть за свою судьбу и судьбу близких, за судьбу общества, человечества.

Цели исследования

1. Доказать, что утешить нас в нашей печали может только возвращение Маленького принца.

3.Обосновать, что нам не страшно жить, если есть у нас произведения Экзюпери, которые учат нас встать на пути Зла и Бессмертия.

Задачи исследования

2.Почувствовать, что именно метафорический язык выражает горячие чувства Экзюпери.

Цитаты из произведений французского писателя

У каждого человека свои звезды.

Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться.

Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля.

С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

Судить себя куда труднее, чем других.

Мы чуть не погибли от разума, лишенного сущности.

Истину выкапывают, как колодец.

Подлинная радость – это радость разделенная.

Исследование первое.
Мир детства - это воображение, творчество…
Маленький принц - идеальное изображение детства
.

1. Принц 43 раза за один день видел заход солнца.

2. Произведение начинается с изображения странных рисунков. Это мир детства: шляпа –это удав, проглотивший слона. «Вот тебе ящик. А в нем сидит твой барашек».

3. Ежедневно выпалывает первые ростки баобабов., чтобы не было зла на планете - фашизма (Экзюпери это имеет в виду).

5. Дети верят плохо одетому человеку, не любят цифры, верят, что был Маленький принц.

6. «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби».

7 .Имеют друзей, краски, рисуют, не стареют душой, видят барашка сквозь стенки ящика.

Исследование второе.
Мир взрослых – у них нет воображения: повторяют то, что им скажешь.
Летчик – идеальное изображение взрослых.

(Расшифровка кодов – предложений)

1. Взрослые должны беседовать со своей душой, но это возможно только в пустыне. А на Земле люди заняты своими делами.

2.Что же делать людям? Постараться это сделать – заглянуть в свою душу. Увидеть закат…

3. Шляпа – это шляпа. Ящик – это ящик.

4. Взрослые не видят баобабов.

5. Сколько лет твоему другу? Сколько зарабатывают его родители? И т. д.

6.Взрослые не верят плохо одетому человеку, любят цифры. Не верят, что был Маленький принц. Но если им сказать, что он прилетел с планеты Б -612, то они поверят.

7 Я видел дом за сто тысяч франков. Какая красота!

8. Не имеют друзей, т.к. хотят все готовое иметь, как в магазине. В магазине нет друзей, не продают.

9.Не рисуют, стареют душой, не видят барашка сквозь стенки ящика.

Исследование третье - «Мир взрослых».

(Расшифровка кодов – предложений)

Планеты и их обитатели

Первая планета король: у него неограниченная власть и беспрекословное повиновение («Власть должна быть разумной» - это понравилось принцу).

Вторая планета честолюбец: у него равнодушие, эгоизм, самовосхищение и самовосхваление, тщеславие и пустота. Маленький принц сбежал на другую планету.

Третья планета горький пьяница: принц, растерянный и недоумевающий, отправился дальше.(«Взрослые очень, очень странный народ»).

Четвертая планета - «деловой человек»: занят бессмысленным подсчетом звезд. – Это уже социальная сатира автора на бизнесменов.(« Взрослые и правда поразительный народ», и принц ушел).


  • Пятая планета – фонарщик: он понравился Маленькому принцу («Думает не только о себе». Верный слову, умеет работать не покладая рук, вопреки лени и трудностям освещает людям путь. Принц хочет подружиться с фонарщиком).
Шестая планета географ: «никогда не выходит из кабинета»,«очень важное лицо», «ему некогда разгуливать», но думает о вечном, и принц вспоминает о своей недолговечной розе.

Седьмая планета Земля, непростая планета: здесь принц хочет найти праведников. Но – пустыня, «Но среди людей тоже одиноко», - сказала змея. Мир стал пустыней, и все мы жаждем найти в ней товарищей.

Таким образом, принц понял, что взрослые посвятили свою жизнь неразумным целям. Почти все обитатели планет не понравились Маленькому принцу, то есть это не детство. А Экзюпери мечтал увидеть детство в душе взрослых.

Исследование четвертое.

Образы и их роль в сказке.

(Расшифровка символов – слов)

Гора –символ спасения, и человеческая жизнь мыслится как движение вверх, к совершенствованию духа и добродетели.

Летчик : в его душе сохранилось детство.

Почему сказка начинается и заканчивается встречей со Змеей?

(Маленький принц, жертвуя собой, спасает человека от укуса змеи, то есть ценой своей жизни побеждает зло.

И именно змея, по преданиям африканских племен, берет ребенка из рук Бога и передает его родителям. Еще змея – это символ чудодейственной силы и горестного знания судьбы человеческой.

Змея приняла принца на Земле, показала ему дорогу к людям и предсказала, что в конце повествования она поможет принцу, дав своего яда, вернуться на родную планету. Здесь змея –символ мудрости.

Роза

Почему Маленький принц горько плачет, увидев на Земле сад с многочисленными розами? (Любимая Роза обманула его, сказав, что она единственная).

Что или кого символизирует в сказке Роза?

Это третья символическая фигура, наряду со Змеей и Лисом, которую принц выращивает на своей планете и которая доставляет ему столько забот и беспокойства. Прекрасная и капризная Роза символизирует женщину – жену писателя, Консуэло. Поэтому Роза для принца – единственная на свете, потому что он ее «приручил». Он возвращается к своей Розе, потому что человеку нужен всего лишь один цветок, который наполнит душу светом и заполнит его сердце любовью.

Лис – это герой из народных сказов, олицетворяет жизненную мудрость. Он знакомит принца с человеческим сердцем, учит любить и дружить. А люди забыли о любви и дружбе.

Но Лис помогает нам поверить, что лишь приручив, можно познать что –нибудь. Человек нуждается в общении с кем – нибудь. И человек в ответе за то, что приручил.

Маленький принц приручил Розу, единственную на свете. Она заполняет сердце любовью. Потому он возвращается к ней.

А любовь – это труд души, неустанная работа. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» – вот секрет, открытый принцу Лисом. « Это надо запомнить», - повторяет принц слова Лиса.

Выводы.

Быть человеком - это значит чувствовать, что ты за все в ответе: сгорать от стыда за нищету, гордиться победой товарищей… , отвечать за «прирученных» - кошку, цветок… А если надо, то и умереть за них: принц умирает, чтобы вернуться к своей Розе.

Принц изменился? Да, особенно после встречи с Лисом:он узнал дружбу и любовь. Маленький принц очень отличается от других сказочных героев, фэнтази-героев, наделенных волшебством, сверхсилами. Наоборот, автор показывает его хрупкость на фоне большого и не всегда дружелюбного мира. Часто мы не замечаем своих пороков. Они стали привычны. Но разве это хорошо: делать привычным, нормой жизни гордость, эгоизм, жадность, пьянство?

Вернется ли маленький принц на Землю?

Может быть, ведь писатель сказал: «Это очень печально, когда забывают друзей… Единственная настоящая роскошь – роскошь человеческого общения…». Это дороже катастрофы, войны!

Какой подарок подарил принц взрослому другу?

Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь – и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!... И тебе будет приятно…

Наш рост – это исправление ошибок, преодоление противоречий – единственно плодородная почва для духовного роста человека.

Кто мы? Мы - люди! И самое главное для нас – отношение между людьми; это бесценная, но очень хрупкая человеческая ценность. Нам надо беречь это!

По мнению Экзюпери, человеком становятся отдавая, а не приобретая, человек измеряется тем, что отдано другим людям, обществу.

Заключение


  1. Антуан де Сент –Экзюпери– Учитель, развивающий наш интеллект, наши человеческие чувства.

  2. Жизнь – подвиг французского писателя служат для нас примером, ведь он был очень активным: поэт, писатель, инженер, музыкант, художник, летчик – испытатель, изобретатель, патриот, целеустремленно боролся с фашизмом, имеет много наград.

  1. Экзюпери – один из самых любимых писателей на Земле.

  2. Солидарностью с детством мы защитимся от войны.
5. Я поняла, что современный человек отвечает за все на Земле.

6. Нужно уметь дружить, любить, помочь окружающим пробудиться.

7. Читая Экзюпери, мы учимся правильному общению с людьми, с природой, повышаем культуру речи, становимся внутренне лучше, чище и богаче, а это очень важно в современном обществе.

8. Актуальность исследования очевидна: в наш век жить нужно в борьбе за выживание,

9. Две гипотезы и две проблемы мною доказаны, раскрыты. Для этого я использовала такие методы: компонентный анализ текста, коды Ролана Барта, символические фигуры – это наносмыслы и наносемы, смысловой анализ текста.

10. Вторая проблема и вторая гипотеза связаны с языком. Экзюпери создал настоящее произведение искусства, я восхищалась его умением обращаться со словом, а также почувствовала глубокий психологизм в тексте: боль писателя за судьбу людей, его переживания, горячее желание писателя помочь нам, читателям, сохранить жизнь на Земле.

Список литературы

2. Григорьев В.П. Антуан Сент –Экзюпери: пособие для учащихся. –Л.: Просвещение, 1973. – (Биография писателя).

3. Вайсман Н.И. «Зорко одно лишь сердце» («Маленький принц» Сент – Экзюпери в VIII классе)

// Лит –ра в шк. – 1992.- №1.- с.118 -124.

4. Сент – Экзюпери А.де. Планета людей: повесть. Военные записки.1939- 1944/ пер. с фр.: вступ. Ст. Л. Г, Андреева.- М.- Дет. Лит.2001.- (Школьная библиотека).

5. Гавриш Т. Р. «За всех в ответе…»: к 100- летию со дня рождения А.де Сент –Экзюпери //

Уроки лит- ры (прилож. К журн. «Лит –ра в шк.» № 6).-2000.-№2.- С.8 -11.

6. Урукова Л.А. Ты нам нужен, маленький принц!: сказка А.де Сент –Экзюпери //Уроки лит –ры.- 2000.- №2. С. 14 -15.

В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.

Глава 17. Сказка Маленький принц. Экзюпери

Когда очень хочешь сострить, иной раз поневоле приврешь. Рассказывая о фонарщиках, я несколько погрешил против истины. Боюсь, что у тех, кто не знает нашей планеты, сложится о ней неверное представление. Люди занимают на Земле не так уж много места. Если бы два миллиарда ее жителей сошлись и стали сплошной толпой, как на митинге, все они без труда уместились бы на пространстве размером двадцать миль в длину и двадцать в ширину. Все человечество можно бы составить плечом к плечу на самом маленьком островке в Тихом океане.

Взрослые вам, конечно, не поверят. Они воображают, что занимают очень много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчет. Им это понравится, они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите.

Итак, попав на Землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча.

Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц.

Добрый вечер, - ответила змея.

На какую это планету я попал?

На Землю, - сказала змея. - В Африку.

Вот как. А разве на Земле нет людей?

Это пустыня. В пустынях никто не живет. Но Земля большая.

Маленький принц сел на камень и поднял глаза к небу.

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он. - Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Смотри, вот моя планета - прямо над нами... Но как до нее далеко!

Красивая планета, - сказала змея. - А что ты будешь делать здесь, на Земле?

Я поссорился со своим цветком, - признался Маленький принц.

А, вот оно что...

И оба умолкли.

А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. - В пустыне все-таки одиноко...

Среди людей тоже одиноко, - заметила змея.

Маленький принц внимательно посмотрел на нее.

Странное ты существо, - сказал он. - Не толще пальца...

Но могущества у меня больше, чем в пальце короля, - возразила змея.

Маленький принц улыбнулся.

Ну, разве ты уж такая могущественная? У тебя даже лап нет. Ты и путешествовать не можешь...

И обвилась вокруг щиколотки Маленького принца, словно золотой браслет.

Всех, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой они вышли, - сказала она. - Но ты чист и явился со звезды...

Маленький принц не ответил.

Мне жаль тебя, - продолжала змея. - Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу...

Я прекрасно понял, - сказал Маленький принц. - Но почему ты все время говоришь загадками?

Я решаю все загадки, - сказала змея. И оба умолкли.

«Маленький принц» – легендарное произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Эта детская сказка для взрослых была впервые опубликована в 1943 году, с тех пор в мире нет человека, который бы не знал ее главного героя – мальчика с золотыми волосами.

«Маленький принц» переведен более чем на 180 языков, по его мотивам сняты фильмы, написана музыка. Книга стала частью современной культуры и разлетелась на цитаты.

«Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь»

В аллегорическом повествовании Антуана де Сент-Экзюпери планета – это душа, внутренний мир человека, а дурная трава – его плохие мысли, поступки и привычки. От семян «дурной травы» следует избавляться немедленно, пока она не пустила корни, не стала чертой характера и не разрушила личность. Ведь если планета очень маленькая, а баобабов очень много, они разорвут её на клочки.

«Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками»

Некоторые люди неприятны нам, «скользкие» и изворотливые, как гусеницы. Но это не значит, что внутри у них нет ничего прекрасного. Возможно, они лишь ищут свой путь, и когда-нибудь превратятся в прекрасных бабочек. Надо быть терпимее к недостаткам окружающих и уметь видеть прекрасное даже в нелицеприятном.

«Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слёз…»

Сочувствовать чужой боли, искренне и деликатно, – трудно. Почти так же, как просить прощения, когда обидел. Все слова кажутся ненужными и неправильными. «Страна слёз» действительно непостижима. Но главное – не разучиться сопереживать, не очерстветь, откручивая очередной неподатливый болт.

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

Дети удивительны. Пока их не научат думать «правильно», в их головках рождаются прекрасные идеи. Их фантазия безгранична и чиста. Жаль, взрослые не помнят, как невинна и прекрасна «планета» ребёнка. Антуан де Сент-Экзюпери на протяжении всей книги напоминает, как важно сохранить ребёнка внутри себя и не зарывать в землю свои детские мечты и таланты.

«Слова только мешают понимать друг друга»

Люди произносят миллиарды слов. Большая часть – ненужные и пустые. А о скольких словах приходится жалеть? Но так устроен мир – без слов, наверное, не было бы общества. Нужно лишь не забывать, какой силой они обладают – одной фразой человека можно сделать счастливым или несчастным, заставить плакать или смеяться. Будьте осторожнее. И берегите людей, с которыми вам комфортно молчать, – это бесценно.

«Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни»

«Земля – планета непростая! Люди занимают на Земле не так уж много места». Нас 7 миллиардов. Даже больше. Но у каждого из нас есть всего пару по-настоящему близких людей. Как ни цинично, мы любим не людей, а время, проведенное с ними. Общие переживания и приключения – вот что делает твою розу уникальной, непохожей на тысячи других роз.

«Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать»

Одиночкам проще. Сам за себя, зато и не обманется, не будет больно. Довериться сложно. Вернее очень страшно. Если бы всё-таки были магазины, где торгуют друзьями, многие бы стали постоянными покупателями. Но, к счастью, их нет. И приходится «приручаться». Чертовски страшно. Ведь все мы знаем, что редкая дружба обходится без слёз.

«Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Если кто-то поистине мудр, так это де Сент-Экзюпери. Люди обожают «выносить приговоры» друг другу (особенно в интернете – хлебом не корми, дай написать осуждающий комментарий). Это же так просто. Сказал человеку, в чём он не прав, и ничего больше делать не нужно. Другое дело – судить самого себя. Как минимум, придётся прополоть баобабы.

«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»

«Слушай своё сердце» – эту фразу часто можно услышать в песнях и фильмах. Пожалуй, она вторая по популярности после «Я тебя люблю». От этого мы не воспринимаем её всерьёз. Но это не отменяет её глубины и мудрости. Нельзя верить лишь внешнему, нельзя быть рациональным всегда и всюду. Доверяйте своему сердцу – оно не подведёт.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

Это слова, не требующие рассуждений. Ни на минуту, ни на секунду нельзя забывать о близких. Мы обязаны делать так, чтобы они никогда не попадали в страну слёз. Мы обязаны укрывать их стеклянным колпаком своей заботы.