Валентин катаев краткая биография. Краткая биография катаева валентина для детей самое главное

Родился в 1897 году в городе Одесса. Его семья была очень образована и имела большую библиотеку. Все это сыграло свою роль в жизни Катаева. Как он сам заявил, что писать начал с 9 лет, и был точно уверен, что станет писателем. А сам язык Одессы стал литературным языком, а город главным героем его творчества. В 1910 году местный журнал напечатал его первое стихотворение.

З время участие в Первой мировой войне Катаев получил не только ранения, но и был отмечен 2 наградами с надписью "За храбрость". В послевоенное время Катаев знакомиться с Бенином. И именно он стал его учителем и наставником в литературной деятельности. Далее последовала Гражданская война, в которой он принимал непосредственное добровольное участие. В отличие от других заговорщиков, Валентин Петрович отделался легко - переболел тифом, и вскорости за свою деятельность ему пришлось отсидеть в тюрьме всего лишь полгода.

В 1921 году перебравшись в Харьков, устроился работать, а местную газету. Далее работал сатириком, сотрудничая со многими московскими газетами. В 1936 году была опубликована повесть "Белеет парус одинокий", и именно она заделала его известным. В годы Второй мировой войны работал военным корреспондентом. Написал много статей, очерков, стихов. Один с его известных стихов в то время - это "Сын полка".

В 1955 году был основан им журнал "Юность". В нем он публиковал молодых и неизвестных прозаиков и поэтов.

К сожалению, в 1986 году писатель поэт, умер. Многие книги Катаева переводились на разные иностранные языки. Его творчество пользовалось популярностью в театре, кино и на телевидении. Валентин Петрович был отмечен неоднократно наградами и премиями. В Одессе находиться несколько скульптур посвящённых персонажам повестей Катаева.

Кратко для детей

Биография Катаева Валентина для детей

Отец его работал учителем в епархиальном училище, мать же его была строгих правил, так как ее отец был генералом. Вскоре она умирает, и поэтому Валентина и его младшего брата воспитывает тетя.

С самого раннего детства мальчикам читали книги, у них в доме даже было огромное хранилище художественной литературы. Чуть позже будущий писатель в своих произведениях показывает нравы благородной семьи, которые преобладали и у них в доме.

Будучи подростком, Валентин, принялся создавать свои первые творения, которые читал приятелям, соседям и родным. Он очень хотел узнать, как получились его стихи. А когда Катаев пошел учиться в гимназию, он терпеливо разносил свои творения по издательства с целью, чтобы их опубликовали. Но никто не брал его труды. Только «Одесский вестник» в 1910 году напечатал его стихотворение «Осень». Это обрадовало юного писателя, и он брал постоянно с собой Евгения в издательства, хотя тот совсем не хотел идти. Вскоре его друг по учебе познакомил Катаева со своим отцом Федоровым, который тоже был писателем, и он посоветовал Валентину ознакомиться с творчеством Бунина. Валентин попросил отца купить его труды.

Вскоре Катаев лично знакомится с писателем. Бунин давал советы юному ученику. Он говорил, что работать над созданием произведения необходимо ежедневно, совершенствуя свое мастерство.

Бунин также говорил Валентину, чтобы тот не спешил печать свои труды в журналах, так как со временем он поймет, что его произведения совсем не гениальные.

Прервав свое образование в гимназии, юноша в 1915 году уходит воевать. Катаев и на войне не забывал совета Бунина. Он сочинял ежедневно по одному произведению, и отправлял их своей возлюбленной, которая уже появилась у него в то время, чтобы та отдавала для публикации в издательствах.

В 1916 году Катаев поступает в пехотное училище, и, вернувшись, домой он большую часть времени проводит со своей девушкой Ириной, которой посвящает множество своих лирических стихотворений. В 1917 году вновь уходит воевать, но ненадолго, так как он попадает в лазарет, где свободно создает альманах «Три сонета».

В жизни писателя происходит личная драма - его бросает Ирина. Он долго переживает, поэтому случаю, и уходит служить в армию добровольцем. Потом он попадает на броненосец «Новороссия». Но организм Катаева не выдерживает всех переворотов за это время, и он заболевает тифом. После выздоровления он некоторое время работал на телеграфе. Его даже хотели приговорить к расстрелу как бывшего офицера, но узнав в нем писателя, освободили.

В голодные годы у Катаева умирает отец, и он прибывает в Москву и устраивается в издательство «Гудок». Там же он заводит знакомство с Михаилом Булгаковым, с которым они вскоре станут близкими друзьями.

В годы Великой Отечественной войны он работает корреспондентом и создает множество произведений на военную тематику. Валентин Катаев совместно с Ильфом и Петровым написали «12 стульев « и «Золотой теленок».

Писатель много публиковал интересных вещей для детей. А такие повести, как Сын полка» и «Белеет парус одинокий», рассказы «Цветик - семицветик», «Дудочка и кувшинчик» были экранизированы и просмотрены миллионными зрителями.

В советское время был назначен главным редактором журнала «Юность». Уже в преклонном возрасте Катаев вновь женился, где в браке у него родились дочь и сын.

Для детей, кратко

Интересные факты и даты из жизни

Что касается Катаева, то тут случай совсем другой. Понимаете, падение ведь только тогда как-то влияет на качество текста, когда оно отрефлексировано. У него была простая позиция: он должен выжить, выжить и кормить семью, и спасти талант, и писать, поэтому множество мелких личных предательств (известно, что он перед Зощенко на коленях стоял и молил о прощении) не воспринималось им как недопустимая плата за выживание, это была плата допустимая. К тому же он побывал очень рано на войне, ещё в 1914 году вольноопределяющимся, понюхал там фосгена и всю жизнь кашлял из-за этого; побывал и на фронтах Гражданской войны в агитпоезде. Он знал, что такое смерть. Побывал под бомбёжкой в 40-е, по-моему, в 1942 году, и тоже чуть не погиб там, сжимаясь в землю (в «Кладбище в Скулянах» об этом подробно написано). Он знал, что такое смерть. И знал, что жизнь очень драгоценна, и с нею не шутил.
К тому же, больших подлостей того масштаба, не знаю, как за Лесючевским (доносчиком) или как за Зелинским, зарезавшим книгу Цветаевой, - такого за ним нет. Он помогал Мандельштаму, в том числе деньгами, он вывел очень многих замечательных авторов на сцену, когда он редактировал «Юность». Я бы не назвал Катаева человеком аморальным.
Причины его творческого взлёта, который начался с 1957 года, с повести «Маленькая железная дверь в стене», довольно просты: он не то чтобы вернулся к своей авангардной юности, но он почувствовал ужас старости, а это может быть очень сильным стимулом. Ведь весь Катаев - это эксперименты со временем, это ужас стремительно проходящего времени, это попытки его удержать с помощью слова, создать реальность бессмертную, более убедительную, чем реальность физическая, физически ощутимая. Это эксперимент с пластикой, с художественным временем, с длиной фразы (помните, в «Кубике» есть предложение страницы на две), прустовские попытки. И, конечно, это попытка вернуть время начала 20-х - лучшее время его молодости, - таких персонажей, как Ингулов, который хотя и был главой одесской ЧК, насколько я помню, но и был замечательным фельетонистом и вообще человеком интересным. Попытка разобраться в том, что это всё-таки было, переписать свой старый рассказ «Отец», назвав его «Уже написан Вертер». Попытка разобраться в гениальном поколении, которое дало всю одесскую, южную школу.
Я Катаева очень люблю. И неслучайно, скажем, то, что Ирка Лукьянова сейчас дописывает книгу о нём. Неслучайно потому, что нас очень сближает любовь к этому автору и горячее сострадание к нему. Мы вместе ходили по одесским местам его молодости, вместе работали в литературном музее в Одессе. Мне Катаев очень симпатичен, и симпатичен именно своим ужасом перед временем, бунинским ужасом. Он настоящий ученик Бунина, и очень хороший ученик.
У него есть фальшивые ноты в книгах, но я ничего не знаю лучше, чем «Трава забвения». Я всегда плачу над этой книгой. И потом, я не забываю о том, что огромное количество забытых стихов (Нарбут, Кесельман) вошли в нашу жизнь благодаря Катаеву. Это он, цитируя их (причём цитируя в строчку, потому что «стихи для меня, - он говорит, - имеют протяжённость во времени, а не только в пространстве»), этими своими цитатами вернул в обиход огромное количество авторов. Я очень люблю «Разбитую жизнь, или Волшебный рог Оберона», но больше всего - конечно, «Траву забвения», которая для меня одна из самых важных книг…

Нет ничего удивительного в том, что Валентин Катаев больше известен как детский писатель. Однако мало кто знает, что он награжден двумя Георгиевскими крестами, 4-й степени, тремя имеет звания Героя Социалистического Труда (1974 г.) и лауреата Государственной премии за повесть «Сын полка» (1946 г.).

В статье мы подробнее поговорим о том как жил Валентин Катаев. Биография и творчество знаменитого писателя не могут не вызывать интереса.

Одесса-мама

Валентин Петрович родился в Одессе 28 января 1897 года в образованной семье. Отец его был сыном священника из Вятки, и тоже в свое вермя хотел пойти по стопам отца, но, проучившись в духовной семинарии, он поменял курс на Новороссийский университет историко-филологического факультета и потом преподавал в Одесском юнкерском епархиальном училище.

Мать писателя была генеральской дочерью. Семья жила счастливо, но не долго. Вскоре после рождения брата Валентина - Евгения - женщина умерла от воспаления легких. И сирот взяла к себе на воспитание ее сестра.

Валентин Катаев: биография, фото

Валентину и Евгению с детства прививали любовь к классической литературе, у них в доме была огромная библиотека. Родители часто читали им книги вслух.

Этим и занимательна писательская биография. Катаев Валентин Петрович чуть позже вспоминал, что в своих произведениях он часто описывал интеллигентные семьи, и их прообразом, как правило, была его семья, в которой всегда царила теплота отношений, глубочайшая порядочность и бескорыстие.

Валентин уже с 12 лет начал писать стихи, которые читал всем подряд: родственникам, товарищам, знакомым. Его интересовало их мнение. А потом он, будучи гимназистом, начал бегать по редакциям, куда его стихи не торопились брать для печати. Одно только стихотворение «Осень» все же было напечатано в 1910 году в «Одесском вестнике».

Это просто окрылило тринадцатилетнего подростка. На штурм редакций он стал брать с собой брата. Евгений вспоминал, что он плакал, когда тот тащил его в очередную редакцию, потому что одному Валентину было страшно идти. Так бы все и продолжалось, пока его товарищ по гимназии не посоветовал ему обратиться к своему отцу - писателю Александру Митрофановичу Федорову.

Вскоре тот уже представлял Катаева как своего очень способного ученика. Федоров ознакомил его с творчеством Ивана Бунина. И это стало для юноши чудом подлинной поэзии. Он тут же попросил своего отца купить ему сборник У отца от умиления проступили слезы, он подумал, что, наконец-то, его сын взялся за ум.

Мечта

Ежегодно в Одессу приезжал Бунин. И пришло время им познакомиться лично. Это был очень важный день для будущего писателя, о чем и повествует его биография. Катаев Валентин Петрович стал примерным учеником знаменитого поэта. Тот приучил его трудиться, писать стихи каждый день, и на этом учиться, как тот пианист на фортепиано, постоянно оттачивая свое мастерство.

Бунин говорил своему ученику, что в противном случае его талант оскудеет, как колодец, из которого долго не берут воду. Катаев не знал о чем писать, но Бунин утверждал, что писать надо регулярно и даже без необходимого вдохновения, о том, что видишь, например, о море, о камне, о скамейке.

Бунин не сильно одобрял стремление Катаева опубликовать каждое свое стихотворение в одесских печатных издательствах и советовал пока не спешить. Он понимал молодого поэта, но объяснял, что с этим делом не надо торопиться, ибо он в свое время тоже поспешил и напечатал много слабых произведений, о которых теперь очень сожалеет.

Нежная привязанность

Содержит интересные факты романтического характера, ведь рано или поздно к каждому происходит любовь. Рядом с семьей Катаевых жили Алексеевы.

Старшая дочь полковника Алекинского, которую звали Ирина, была девушкой разносторонне развитой. Она рисовала, лепила, играла на рояле, писала стихи и записывала лучшие в записную книжечку. Потом в доме Алексинских сам собой образовался некий литературный клуб любителей поэзии. Туда приходил и Катаев, который не мог не влюбиться в милую и очень хорошенькую девушку, он посвятил ей немало своих стихотворений, а через много лет ее образ стал прототипом его героинь в прозе.


Война

В 1915 году Катаев, так и не окончив гимназию, был вынужден отбыть на фронт. Он служил в действующей армии под командованием того самого соседа, теперь уже генерала Алексинского, отца Ирины, которой он писал свои письма, укрываясь в сырых, тесных и темных землянках. Там он часто всоминал о славных прошедших временах и о том, как он признался девушке в любви у них в доме на балконе.

Даже на войне Катаев, находясь постоянно под пулями, выполнял завет Бунина: писать регулярно и каждый день. В это время он создал много рассказов и очерков, которые потом отсылал своей возлюбленной и в столичные журналы.

Возвращение

Биография Валентина Катаева дальше завязана на том, что в декабре 1916 года он вернулся в родную Одессу, чтобы учиться в пехотном училище. Огневое время войны он сменил на несколько своих лучших месяцев, которые провел в доброй семейной обстановке. Снова много времени проводил у Алексинских Валентин Катаев (биография кратко, но упоминает эти факты) и посвящал стихи Ирине. Ее записная книжка в то время заметно пополнилась.

Но в мае 1917 года он уже опять отбыл на фронт, где его тяжело ранили, и до ноября он лежал в одесском госпитале. Как только он почувствовал небольшое облегчение, сразу начал работать над альманахом «Три сонета», опубликованным в 1918 г. В этом же году он получил известие о том, что Ирэн его разлюбила. Для него эти слова прозвучали как приговор. Однако жизнь била ключом.

Революция

Начались лихие годы, с 1917 года по 1920 власть в Одесе менялась 14 раз. Советская власть долго не могла утвердиться, и город оставался под правлением гетмана Скоропадского. Одесса стала перевалочным пунктом для русской эмиграции перед Берлином, Парижем и Константинополем. Отсюда потом уехали заграницу Иван Бунин, Алексей Толстой, а также другие известные писатели и представители интеллигенции.

Позже Катаев служил в добровольческой армии и воевал на броненосце «Новороссия». Вскоре тиф стал косить и белых и красных. Опять писателя ждал одесский госпиталь, а по выздоровлению - работа в телеграфном агентстве. Как бывшего офицера, его посадили в тюрьму, он уже думал расстреле, но потом, узнав в нем писателя, Катаева все же отпустили.

Этих впечатлений ему хватило на всю жизнь. Из его поколения офицеров, не успевших или не захотевших уехать из России, до старости почти никто не дожил, их перебили в 20-х и достреливали в 37-м. Об этом он даже хотел написать книгу и к старости это сделал.

Москва

В 1921 году от голода умер его отец, и Катаев уехал в Харьков, подальше от памяти и ЧК, а потом в Москву, где стал работать в газете «Гудок». В опустошенную эмиграцией столицу он потихоньку перетянул своего брата и друзей.

В издательстве он познакомился с врачом Михаилом Булгаковым, тоже бывшим белогвардейцем и тоже застрявшем из-за тифа. Они становятся друзьями. Вся писательская орда жила у Катаева в комнате на Чистых прудах.

К Булгаковым приезжала сестра Леля, Катаев в нее влюбился моментально и сделал ей предложение. Леля отказала ему, и тогда Валентин стремительно женился на Анне Коваленко - художнице. Его компания сразу дала девушке кличку Мадам Муха.

В Великую Отечественную Валентин Петрович был корреспондентом «Правды» и занимался издательством В 1942 году немцы подбили самолет, летевший из Москвы в Новороссийск с его братом, тоже писателем, Евгением. Тому было тогда 39 лет и он был соавтором И. Ильфа романов «12 стульев» и «Золотой теленок».

Когда-то он работал инспекторов в одесском уголовном розыске, а затем в одесских издательствах, где и познакомился с Ильей Файнзильбергом (псевдоним Ильф), но потом Валентин вытащил их в Москву и подал идею романа об Остапе Бендере. Говорили даже, что Катаев и стал его прототипом.

Литература для детей

Достаточно любопытной для нас нынешних будет написанная целой эпохой, в которой жил Валентин Катаев, биография.

Для детей, кстати, он написал огромное количество рассказов и сказок, многие из которых экранировались и пользовались огромной популярностью.

Биография Валентина Катаева настолько увлекательна и интересна, что не предсталвяется возможным, охватить ее всю. Однако самое важное, что его любили и ценили. После войны он станет редактором «Юности» и будет взращивать молодые таланты.

Писатель окажется весьма счастлив в браке с Эстер Бреннер, с которой проживет 55 лет и которая будет по настоящему ухаживать за ним и любить всю свою жизнь. Эстер родила ему двоих детей - дочь Евгению и сына Павла.

Биография Валентина Катаева - это длинный путь. Писатель всегда был в работе и прожил долгих 90 лет. Он умер от раковой опухоли в 1986 году Его могила находится на Новодевичьем кладбище Москвы.

Дата рождения:

Место рождения:

Одесса, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:


Род деятельности:

Прозаик, драматург

Направление:

Социалистический реализм, мовизм

Повесть, роман, рассказ

Язык произведений:

Награды / Премии:

Первая мировая война

Ученичество у Бунина

Белое движение

Переделкино

Вторая мировая война

Журнал «Юность»

Мировоззрение

Образование

Творчество

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Рассказы

Сценарии

Стихотворения

Внежанровые произведения

Драматический театр

Оперный театр

Фильмография

Награды и премии

Общественная репутация

Интересные факты

(16 января 1897, Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Семья

Отец Валентина Катаева — учитель, преподаватель епархиального училища в Одессе Пётр Васильевич Катаев — происходил из среды духовенства. Мать Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею .

Мать, отец, бабушка и дядя Валентина Катаева похоронены на 2-м Христианском кладбище Одессы.

Младший брат Валентина Катаева — писатель Евгений Петров (1903—1942; назван в честь матери; фамилию-псевдоним взял по имени отца).

Дочь Катаева вспоминала:

Вторым браком Катаев был женат на Эстер Давыдовне Катаевой (1913—2009). «Это был изумительный брак», — сказала о нём близкая знакомая семьи Катаевых Дарья Донцова. В этом браке было двое детей — Евгения Валентиновна Катаева (названа в честь бабушки, матери Валентина Катаева, р. 1936) и детский писатель и мемуарист Павел Валентинович Катаев (р. 1938).

Зять Катаева (второй муж Евгении Катаевой) — еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель Арон Вергелис (1918—1999).

Племянники Катаева (сыновья Евгения Петрова) — кинооператор Пётр Катаев (1930—1986) и композитор Илья Катаев (1939—2009).

Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой от первого брака) — Валентина Эдуардовна Рой, журналистка (псевдоним — Тина Катаева).

Биография

Одесса

Прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкино, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Обиходным языком в семье родителей писателя был украинский. Русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова.

«Отрывистую речь с небольшим южным акцентом» в нём ещё в 1918 году замечала Вера Бунина. Бравший у него интервью в 1982 году (в конце жизни) одесский журналист высказался ещё определённее: «…У него был неистребимый одесский акцент».

Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.

Первая мировая война

Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью младшим чином на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.

Павел Катаев так описывал рану отца:

Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени (более известным в российской армии под названием «Анна за храбрость»). С военным чином и наградами получил не передающееся по наследству личное дворянство.

Ученичество у Бунина

Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» — обычное обращение Катаева к Бунину в письмах.

С Буниным Катаева познакомил живший в то время в Одессе писатель-самоучка Александр Митрофанович Фёдоров.

В эмиграции Бунин никак публично своё учительство по отношению к советскому писателю не подтверждал, но в 2000-е годы вдова Катаева Эстер рассказала об их с мужем встрече в конце 1950-х годов с вдовой Бунина:

…Бунина он называл своим учителем с полным правом — Симонов привёз от него в сорок шестом году «Лику» с надписью, подтверждающей, что он следил за Катаевым внимательнейшим образом. А в конце пятидесятых мы посетили Веру Николаевну, вдову Бунина, — были у неё в гостях в Париже, и я видела, как она обняла Валю… Она была вся выплаканная. Купила меренги, которые он обожал, — помнила даже это! И встретила его так ласково… И даже знала, что я — Эста, сразу назвала по имени! Она рассказала: Бунин читал «Парус» вслух, восклицая — ну кто ещё так может?! Но вот в одно он никогда не мог поверить: что у Вали Катаева — дети. Как это у Вали, молодого Вали, — может быть двое взрослых детей? Муж попросил показать любимую пепельницу Бунина в виде чашечки — она принесла её и хотела Вале подарить, но он сказал, что не смеет её взять. «Ладно, — сказала Вера Николаевна, — тогда её положат со мной в гроб».

Белое движение

Точно об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. По официальной советской версии и собственным воспоминаниям («Почти дневник») Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует и другой взгляд на этот период жизни писателя, заключающийся в том, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют некоторые намёки в произведениях самого автора, представляющиеся многим исследователям автобиографическими, а также сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, активно общавшегося с Катаевым в одесский период его жизни. Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после излечения в госпитале в Одессе, Катаев вступил в вооружённые силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию А. И. Деникина, автоматически получив чин подпоручика.

Как артиллерист служил на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белыми Вапнярки.

Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга. Действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву.

До отступления ВСЮР в январе 1920 года бронепоезд «Новороссия» в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта — против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.

Из-за быстрого роста в чинах во ВСЮР (ордена за братоубийственную войну Деникиным принципиально не давались), эту кампанию Катаев окончил, вероятнее всего, в чине поручика или штабс-капитана. Но в самом начале 1920 года, ещё до начала отступления Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. До 7 февраля 1920 года, дня входа в Одессу красных (и окончательного — более чем на 70 лет — установления в Одессе Советской власти), родные забрали его, всё ещё больного тифом, домой.

Врангелевский заговор на маяке» и тюрьма

К середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа и сразу подключился к офицерскому подпольному заговору по встрече возможного врангелевского десанта из Крыма. Аналогичным образом — одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций — Одесса была освобождена от красных в августе 1919 года. Захват маяка для поддержки десанта был главной задачей подпольной группы, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Сама идея заговора могла быть подброшена заговорщикам провокатором ЧК, поскольку ЧК знала о заговоре с самого начала.

С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров — бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Виктор Фёдоров был сыном писателя А. М. Фёдорова из дружественного Катаевым и Буниным семейства. Провокатор ЧК предложил Виктору Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Виктора Фёдорова, его жену, его деверя, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно с Валентином Катаевым был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения.

За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Виктор Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.

Валентина Катаева спасла ещё более фантастическая случайность. Из вышестоящей ЧК (из Харькова или Москвы) в одесскую ЧК приехал с инспекцией чекист, которого Катаев в разговорах с сыном называл Яков Бельский. Бельский хорошо запомнил Катаева в прошлом, 1919 году, на большевистских выступлениях в Одессе — тех, на которые пенял Катаеву Бунин, не зная, что и в то время Катаев находился в белогвардейском подполье:

Для Бельского, так же, как и одесские чекисты, не знавшего о добровольной службе Катаева во ВСЮР, это был достаточный повод отпустить Катаева. В сентябре 1920 года после полугода заключения в тюрьме Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 года.

Харьков

В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей.

Москва

В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.

В заявлении секретаря Союза писателей СССР В.Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н.И. Ежова предлагалось «решить вопрос о Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. Иосиф Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро» в защиту Осипа Мандельштама.

Член КПСС с 1958 года.

Переделкино

Вторая мировая война

После войны Катаев был склонен к многодневным запоям. В 1946 году Валентина Серова рассказывала Буниным, что Катаев «иногда запивает на 3 дня. То не пьёт, не пьёт, а затем, кончив повесть, статью, иногда главу, загуливает». В 1948 году это едва не привело Катаева к разводу с женой. Павел Катаев так описывает эту ситуацию:

Журнал «Юность»

Основатель и в 1955—1961 гг. главный редактор журнала «Юность».

Рак

Смерть

Мировоззрение

Образование

Образование Катаева из-за участия в Первой мировой войне, Гражданской войне, необходимости скрывать своё участие в Белом движении и необходимости физического выживания ограничилось неоконченным гимназическим.

Творчество

Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.

Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932; экранизирован в 1965 году). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936; одноимённая экранизация — 1937).

Небольшая по объёму повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в театре имени Вахтангова и на других сценах страны.

После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм — 1956), «Хуторок в степи» (1956; одноимённый фильм — 1970), «Зимний ветер» (1960—1961), образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».

Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы. В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1967), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969). Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имён (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).

Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. На какие конкретно неизвестно.

Поэзия

Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его произаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Время, вперёд!» (Маяковский), «Уже написан Вертер» (Пастернак). Его вдова Эстер Катаева вспоминала:

В последнее время значение Катаева-поэта пересматривается. Так, поэт и исследователь жизни и творчества Катаева Александр Немировский включает Валентина Катаева во вторую десятку самых главных для себя русских поэтов XX века.

Драматургия

Экранизации

Сочинения

Романы

  • Время, вперёд!
  • Зимний ветер (1960)
  • Катакомбы (1961)
  • Алмазный мой венец (1978)

Повести

  • Растратчики (1926)
  • Белеет парус одинокий (1936)
  • Я, сын трудового народа (1937)
  • Сын полка
  • Хуторок в степи (1956)
  • Маленькая железная дверь в стене (1964)
  • Святой колодец (1965)
  • Трава забвения (1967)
  • Кубик (1968)
  • Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона (1972)
  • Кладбище в Скулянах (1975)
  • Уже написан Вертер (1979)
  • Юношеский роман (1982)
  • Спящий (1984)

Рассказы

  • В осаждённом городе (1920, публикация 1922)
  • Сэр Генри и чёрт (1922)
  • Отец (1925)
  • Море (1928)
  • Барабан
  • Сюрприз
  • Отче наш

Пьесы

  • Квадратура круга
  • Универмаг (1928)
  • Миллион терзаний
  • Авангард (1931)
  • День отдыха (1940)
  • Домик (1940)
  • Синий платочек (1943)
  • Отчий дом (1944)
  • Случай с гением (1956)

Сценарии

  • Цирк (1936), совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым
  • Родина зовёт (1936)
  • Белеет парус одинокий (1937)
  • Шёл солдат с фронта (1938)
  • Страницы жизни (1946), совместно с А. В. Мачеретом
  • Сын полка (1946)
  • Цветик-семицветик (1948)
  • Безумный день (1956)
  • За власть Советов (1956)
  • Поэт (1956)
  • Время, вперёд! (1965), совместно с М. А. Швейцером
  • Цветик-семицветик (1968)
  • Хуторок в степи (1970)
  • Фиалка (1976)
  • Понедельник — день тяжёлый (1983)

Стихотворения

  • Осень (1910)

Внежанровые произведения

  • Сухой Лиман (1986)

Произведения Катаева в театре, кино и на телевидении

Драматический театр

  • 1927 — «Растратчики» — Московский Художественный театр, постановка К. С. Станиславского.
  • 1928 — «Квадратура круга» — Московский Художественный театр, постановка Н. М. Горчакова под руководством В. И. Немировича-Данченко. Пьеса по сей день ставится в театрах России, Европы и Америки.
  • 1934 — «Дорога цветов» — Московский Современный театр

1940 — «Домик» — Театр Комедии, постановка Н. П. Акимова. Спектакль был запрещён; в 1972 году (?) восстановлен режиссёром А. А. Белинским.

  • 1940 — «Шёл солдат с фронта» — Театр Вахтангова.
  • 1942 — «Синий платочек» — театр (?).
  • 1948 — «Безумный день» («Где вы, месье Миуссов?») — Московский академический театр Сатиры.
  • 1954 (?) — «Дело было в Конске» («Домик») — Московский академический театр Сатиры.
  • 1958 (?) — «Пора любви» — театр Моссовета.

Оперный театр

  • 1940, 23 июня — «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко под упр. М. Жукова.
  • 1970-е — «Семён Котко» (1939), опера С. С. Прокофьева в 5 действиях, 7 картинах по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…». Либретто В. П. Катаева и С. С. Прокофьева. Большой театр, режиссёр Б. А. Покровский, дирижёр Ф. Ш. Мансуров

Фильмография

Название

Цветик-семицветик
короткометражный

Волны Чёрного моря

Литературная основа

Фиалка
фильм-спектакль

Последний лепесток

Литературная основа

Сын полка

Понедельник — день тяжёлый
фильм-спектакль

Награды и премии

  • Два Георгиевских креста
  • Орден Святой Анны 4-й степени
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за повесть «Сын полка» (1945)
  • Герой Социалистического Труда (1974)
  • Три ордена Ленина

Катаев, В. П. против Солженицына, Сахарова

  • Катаев, В. П. подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове

Общественная репутация

  • Иван Бунин (1919):
  • Вера Бунина (1919):
  • Борис Ефимов, знавший Катаева больше полувека, назвал главку своей книги «Два Катаева» (2004):
  • Александр Немировский (2005):
  • Сергей Шаргунов (2006):

— Вот вы называете, скажем, Катаева среди любимых своих писателей… А для вас имеет значение, каким он был как человек? Как вы решаете для себя вопрос соотношения творчества и личности?

— Учебники литературы — всегда учебники истории, их герои, простите канцелярит, «общественно значимы». Конечно, главным делом Катаева была его проза, сверкающая, как леденец, облизанный и выплюнутый в траву летним ребёнком, так что ещё слышен убегающий смех… За мастерский мовизм спасибо Катаеву! Написанное — главное. Но личность, судьба — это то, что создаёт подстрочный таинственный гул или, если угодно, зажигает яркую иллюминацию над строчками. Писателю, как правило, хочется жить широко, вольно, опасно. Писательство — не только кропание строчек, но и «разведка боем», броски в неизведанные области жизни. Двигатель личности, секрет её развития — парадокс. У писателя бывают опыты горькие, мученические, а рядом — сладкие, барские опыты: опыт ледяного хохота, отчаянного спокойствия, ядовитого лоска, во всём последнем и упрекают глупые люди Катаева или Алексея Н. Толстого…

  • Катаев никогда не водил машину — обычно её водила его жена и, в период работы писателя на посту главного редактора журнала «Юность» (1955—1961), специальный водитель. Позже в роли водителя выступал сын.
  • В 2000-е годы, когда вернулся интерес к Катаеву, возникла даже конкуренция за право написания биографии Валентина Катаева в серии ЖЗЛ. По этому поводу Сергей Шаргунов в интервью сказал:

Хотел бы написать ЖЗЛ Катаева. Кажется, по сию пору прелестная и древняя Эстер, его вдова, и бродит переделкинскими тропами… Но мне сказали, что ЖЗЛ его уже пишет жена Дмитрия Быкова.

  • В Перми неподалеку от театра кукол установлена скульптура «Цветик-семицветик».

Память

  • На фасаде дома № 4 по улице Базарной в Одессе, где родился Валентин Катаев, установлена мемориальная доска.
  • Один из переулков Одессы назван именем Валентина Катаева.
  • В одесском музее Катаеву посвящена отдельная музейная экспозиция.

Краткая биография Валентина Катаева

Катаев Валентин Петрович – советско-русский писатель, драматург, поэт, мемуарист, с 1974 года Герой Социалистического Труда. Наиболее известен по повестям «Белеет парус одинокий» и «Сын полка». Писатель родился 16 (28) января 1897 года в Одессе, в семье преподавателя училища. Писать стихи мальчик начал довольно рано, с девяти лет. Некоторые его работы стали печатать в одесских газетах, а в 1914 году – даже в петербургском журнале «Весь мир». Катаев получал образование в Одесской гимназии, но так и не доучился из-за вспыхнувших военных событий Первой мировой и Гражданской войн. Он добровольцем вступил в действующую армию, где дослужился до прапорщика. В 1917 году вследствие серьезного ранения был возвращен в Одесский госпиталь.

Литературный язык Катаева называли Одесским. Этот город был не только фоном многих его произведений, но и полноправным героем. Несмотря на то, что 64 года своей жизни он проживет в Москве и Подмосковье, в душе он так и останется одесситом. Названия произведений Катаева или имена героев зачастую носили символический характер. Так, например именем своего отца и фамилией матери он окрестил главного героя автобиографической повести «Белеет парус одинокий» – Петю Бачея. Строки стихотворений известных авторов он использовал в качестве названий своих прозаических произведений. Например, «Белеет парус одинокий» (Лермонтов), «Уже написан Вертер» (Пастернак). Несмотря на то, что у писателя было немало своих стихотворений, ни одного сборника он не выпустил.

Первые попытки писать прозу делались после его демобилизации. Своим кумиром из современников он считал И. А. Бунина. В 1919 году Катаева призвали в Красную Армию, однако вскоре он был отозван и назначен заведующим в окна сатиры РОСТА. Там он писал тексты для лозунгов, листовок, частушек, антиплакатов. Аналогичную работу он выполнял и в Харькове. С 1922 года он работал в Москве. Фельетоны Катаева публиковались в газетах «Труд», «Гудок». Его повесть «Растратчики» (1925) была замечена не только читателями, но и критиками. Через несколько лет эту повесть успешно инсценировали на сцене МХАТа. Вскоре он написал еще одну успешную работу – комедию «Квадратура круга» (1928). После этого он писал в основном для театра.

Важной вехой в творчестве писателя стал роман «Время, вперед!» (1932). Его он написал после поездки на строительство Магнитогорска. В период Отечественной войны Катаев работал военным корреспондентом для газет «Правда», «Красная звезда». Именно в этот период появились рассказы «Флаг», «Третий танк», повесть «Сын полка». С 1955 года В. П. Катаев был главным редактором вновь созданного журнала «Юность». Умер писатель 12 апреля 1986 года в Москве. Последней его книгой был сборник мемуаров «Сухой лиман» (1986).

Вариант 2

Валентин Петрович Катаев - советско-русский писатель и прозаик. Наиболее известные повести: «Белеет парус одинокий», «Сын полка». Родился 16 (28) января 1897 года в Одессе в семье преподавателя епархиального училища. Мать будущего писателя происходила из дворянской семьи, дед по отцовской линии был священнослужителем. Младший брат был известным писателем и писал под псевдонимом Евгений Петров. Он наиболее известен по совместным работам с Ильей Ильфом. Катаев начал писать стихи еще гимназистом. Впервые его работу напечатали в 1910-м году.

В 1915-м году он оставил гимназию и поступил добровольцем в армию. Из рядовых был произведен в прапорщики, неоднократно бывал ранен. Лето 1917 года провел в одесском госпитале. За храбрость он был награжден двумя орденами. Во время службы он все время занимался литературным творчеством. Постепенно в печати стали появляться его рассказы и очерки. В столичной печати впервые был напечатан рассказ «Немчик». Своим идейным наставником и учителем он считал И. А. Бунина, с которым был лично знаком. Излечившись от ранений, Катаев снова примкнул к вооруженным отрядам. С 1919 года он в чине подпоручика служил в армии А. И. Деникина.

В 1922 году он переехал в Москву. Его фельетоны активно печатались в таких газетах как «Труд», «Гудок», и т.д. Одновременно он продолжал работать над прозой. Повесть «Растратчики» (1925) привлекла к автору внимание, как читателей, так и критиков. Вскоре, на сцене МХАТа появилась постановка по мотивам данной повести. С тех пор, писатель увлекся и драматургией. Одним из самых важных произведений в творчестве писателя стал роман «Время, вперед!» (1932), экранизированный в 1965 году. Однако широкое признание пришло к автору с появлением повести «Белеет парус одинокий» (1937). Через год появилась повесть «Я сын трудового народа».

В то же время Катаев все время работал для газет «Правда», «Красная звезда», был их военным корреспондентом за границей и оттуда печатал свои очерки. К этому периоду относится появление многих рассказов, пьес и повестей автора. Среди них «Сын полка», «Третий танк», «Синий платочек». В 1955 году писатель был назначен главным редактором журнала «Юность». В этом издательстве он смог опубликовать свой роман «Хуторок в степи» (1956) и многие последующие произведения. В. П. Катаев умер 12 апреля 1986 года.