Урок по рассказу зощенко хозрасчет. Разработка урока по литературе "М.М












1 из 11

Презентация на тему: Жизнь и творчество М.М. Зощенко

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

«Рисуется замечательная жизнь. Милые, понимающие люди. Уважение к личности. И мягкость нравов. И любовь к ближним, и отсутствие брани и грубости».М. ЗОЩЕНКО«Маленький читатель - это тонкий и умный читатель, с большим чувством юмора».М. ЗОЩЕНКО«Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого».М. ГОРЬКИЙ

№ слайда 3

Описание слайда:

«Я родился в 1895 году. В прошлом столетии! Это меня ужасно огорчает.Я родился в XIX веке! Должно быть, поэтому у меня нет достаточной вежливости и романтизма к нашим дням - я юморист. О себе я знаю очень мало.Я не знаю даже, где я родился. Или в Полтаве, или в Петербурге. В одном документе сказано так, в другом этак. По-видимому, один из документов - «липа». Который из них липа, угадать трудно, ибо оба сделаны плохо.С годами тоже путаница. В одном документе указано - 1895, в другом -1896. Определенно липа. Профессий у меня было очень много. Об этом я всегда говорю без иронии. Даже с некоторым удивлением к самому себе».

№ слайда 4

Описание слайда:

«Осенью 1914 года началась мировая война... Я, бросив университет, ушел в армию.... В девятнадцать лет я был уже поручиком. В двадцать лет - имел пять орденов и был представлен в капитаны. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами. Испортил сердце». После войны Зощенко переменил двенадцать городов и десять профессий. Был милиционером, сапожником, счетоводом, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда.

№ слайда 5

Описание слайда:

«В 1919 году в литературной студии, которой руководил К.И. Чуковский, появился человек небольшого роста с красивым, темным, как на матовой фотографии, лицом, по фамилии Зощенко...», вспоминал Михаил Слонимский, друг М. Зощенко.В студии при издательстве«Всемирная литература», занимавшей небольшое помещение в известном Мурузи на Литейном проспекте, а позднее в Доме искусств на углу Невского и Мойки, сформировалась литературная группа «Серапионовы братья». В неё входили И. Груздев, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М.Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин

№ слайда 6

Описание слайда:

«К середине 20-х годов XX века Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его юмористика пришлась по душе широчайшим читательским массам. Книги его стали раскупаться мгновенно, едва появившись на книжном прилавке. Не было, кажется, такой эстрады, с которой не читались бы перед смеющейся публикой его «Баня», «Аристократка», «История болезни» и пр. Не было, кажется, такого издательства, которое не считало нужным выпустить хотя одну его книгу...».(К. И. ЧУКОВСКИЙ)У писателя была своя, выстраданная тема, он не просто развлекал читателей. Зощенко не думал о том, как стать знаменитым. Он думал о людях. О том, как быстрее и лучше помочь людям избавиться от вредных привычек. Он всей душой страдал, когда видел человеческую жадность, жестокость, равнодушие. И стал писать об очень серьезных вещах смешно, весело. Люди, читая его рассказы, как бы излечивались, постепенно расставаясь с теми недостойными привычками, которые, как и у героев Зощенко, находили у себя.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

В самые трудные для себя годы Зощенко пишет рассказы для детей. Это не только «Рассказы о Ленине», написанные по воспоминаниям Анны Ильиничны Ульяновой, это и рассказы о детях на войне, и рассказы о животных, и смешная история о мальчике, чьи ноги попали в одну штанину, и «Показательный ребенок», и «Трусишка Вася». Самое лучшее из всего написанного Зощенко для детей - это рассказы о собственном детстве писателя - «Леля и Минька».Здесь особенно ярко раскрывается талант писателя говорить с детьми на моральные темы не назидательно, а с юмором. Тут нужен еще и особый дар: садясь за писательскую работу, не думать о читателе свысока, не считать себя умнее и лучше. С. Я. Маршак писал: «Детским писателем Зощенко стал недавно, но уже успел внести в литературу для детей нечто своеобразное и новое. Зощенко не только не прячет в своих рассказах мораль. Он со всей откровенностью говорит о ней в тексте рассказа и даже иной раз в заголовке. Но от этого рассказы не становятся дидактичными. Их спасает победительный, всегда неожиданный юмор и какая-то особенная присущая автору серьезность».

№ слайда 9

Описание слайда:

Рассказы М. Зощенко для детей иллюстрировали самые разные художники, и ни один из них не похож на другого. Больше шестидесяти лет назад Алексей Федорович Пахомов нарисовал иллюстрации к рассказам про Лелю и Миньку. Уже принялись за работу наборщики в типографии, но началась война. Рисунки вернулись к художнику, и даже замысел книги был забыт. Но прошло после войны двадцать лет, и в одном ленинградском журнале появился рассказ о том, как художник Пахомов делал эти рисунки. Оказывается, сам Зощенко отдал Пахомову для работы свой семейный альбом, и это сильно помогло

Описание слайда:

Современное прочтение рассказов М. Зощенко. Урок литературы в 11 классе « Смех - великое дело

Цели урока:

    доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;

    показать, как решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко;

    совершенствовать умения анализа литературного произведения;

    вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к культуре вообще.

Ход урока.

О, смех великое дело!

Ничего более не боится человек так,

как смеха… Боясь смеха, человек

удержится от того, от чего бы не удержала его

никакая сила.

Н.В. Гоголь

    Слово учителя. Работа с эпиграфом, определение проблемы и задач урока.

Ребята! Готовясь к нашему уроку, вы прочитали очень много рассказов Зощенко. Перечислите их. Как вы поняли, над кем и над чем смеётся писатель? Современны ли рассказы Зощенко?

2 . (Подготовленный ученик делает сообщение, где акцентирует внимание на проблематику рассказов Зощенко).

Ученик:

Значительное место в творчестве Зощенко занимают рассказы, в которых писатель непосредственно откликается на реальные события дня. Наиболее известные среди них: «Аристократка», «Стакан», «История болезни», «Нервные люди», «Монтёр».

Проблематика рассказов:

1. «Аристократка»

После революции старое, привычное забыто и отвергнуто, а по-новому жить ещё не научились.

2. «Баня»

3. «Беспокойный старичок »

4. «История болезни»

Высмеивается низкий уровень медицинского обслуживания.

5. «Слабая тара»

Критика взяточников, которых наплодила разросшаяся административно-командная система.

6. «Качество продукции»

Процветающая на производстве халтура и нехватка товаров первой необходимости вынуждают людей «бросаться» на «заграничную продукцию».

Вывод: Значение творчества Зощенко трудно переоценить - его смех остается актуальным и в современное нам время, потому что людские и общественные пороки, к сожалению, все еще остаются неискоренимыми.

3. Слово учителя:

- Творчество Михаила Зощенко самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по- своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивши х нарицательное понятие «зощенковский герой». Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.Писатель жил в уникальной стране, и его нравственное, гражданское формирование как сатирика пришлось на послереволюционное время.(Годы жизни писателя написаны на доске 1895-1958).

--Мы знаем : писатель и эпоха неделимы. Ребята, напомните, в какое время жил Зощенко? Что происходило в стране? Счастлив ли был советский человек?

Ученик: (Революции, Гр. война, становление молодой республики)

Верно:

В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве.

Выставка, которая перед вами отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Художники и скульпторы стремились запечатлеть на полотне или в камне историческое время - время становления молодой республики. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.

Ребята! Прослушайте несколько строф из песни “Широка страна моя родная» композитора Дунаевского, автор текста Лебедев- Кумач.. Определите ключевые слова и запишите их в тетради.

(человек счастлив, хозяин, молодым везде у нас дорога, старикам почёт, вольно дышит человек, никто не умеет лучше нас смеяться и любить…)

А все ли было так гладко?

Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите. К какому выводу вы пришли?

Бросается в глаза несоответствие эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко. (Перед вами шаржи на портрет писателя, Вы знаете, что Зощенко – автор юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был другим: внешне, как страна, могучий и сильный, а внутренне –больной и опустошенный.)

4. Эпоха М.Зощенко. Сообщение подготовленного ученика

Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.

Историческая справка 1 .

“…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?”

И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали.

В журнале "Звезда" за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений.

Грубой ошибкой "Звезды" является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание. Последний из опубликованных рассказов Зощенко Приключения обезьяны представляет пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами. Злостно хулиганское изображение Зощенко нашей действительности сопровождается антисоветскими выпадами. Предоставление страниц "Звезды" таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции "Звезда" хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь как Перед восходом солнца, оценка которой, как и оценка всего литературного "творчества" Зощенко, была дана на страницах журнала "Большевик"...

Из Постановления оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" 14 августа 1946 года

Историческая справка 2.

В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.

А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.

5. Работа с терминами. Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю. Запись в тетрадь.

Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

6. Анализ рассказов М.Зощенко.

А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить:

над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

Итак, рассказ небольшой, около 150 строк.

Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость .

Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей.)

Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко.

(Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве переживания героя. Это тоже прием Зощенко. Записываем простота сюжета .

От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе?

Я, братцы мои, не люблю баб…” Записываем – сказовая манера .

Комментарий учителя:

Язык рассказов Зощенко был собирательным; он вобрал в себя всё самое характерное, яркое из простого языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы зощенковских рассказов. Тогда- то и стал он литературным языком – неповторимым сказом народного писателя Зощенко.)

А почему в шляпках? Прочтите весь абзац. (Классовый признак – аристократка ).

Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.

Что можно сказать о таком герое?

(Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек.

(Одним словом, мещанин – человек с мелкими интересами, узким кругозором).

Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов .)

Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить?

(Шпанская мода, показатель материального благосостояния).

Что это за прием? (Деталь ).

Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем нагнетание деталей .

Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры зачитать).

Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем речь героя .

Итак, намечена экспозиция . Что это такое?

Какое слово явно неуместно? Почему?

Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.

О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов .

Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней?

(Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства” ).

Почему? Кто же он?

(Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).

Смешно? Грустно!

Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему?

Чем нравится ей герой? Докажите.

Почему ей хочется в театр?

Как герой получает билет?

(член ком. ячейки)

Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.

Прервемся. Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте, с этим настроением.

Какой вывод можно сделать? Почему нам смешно?

В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываем – стиль автора.

Прозвучало предупреждение: “Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)

Что отвечает она? (Мерси).

Что это за слово?

Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?

- “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите.

- Наступает кульминация .

Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.

Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак.

А что думает герой о ней? Докажите.

Наступила развязка. Что это такое?

Запишите, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?

Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства. Несмотря на конфуз с деньгами, рассказчик прочитывает даме мораль с позиций пролетариата:» Не в деньгах счастье».Хотя из фабулы рассказа вытекает, казалось бы обратное.

А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.

Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха?

Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора).

Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе?

VI. Слово учителя.

Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.

Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны.

Зощенко был заклеймён как «пошляк»,
«хулиган» и «подонок русской литературы». Его имя стало ругательством.
Творчество Зощенко многие, да и сам писатель, сравнивали с творчеством
Гоголя. Нет, Зощенко не равнял себя с Гоголем. Он сравнивал с его судьбой свою… Как то, размышляя об этом, Зощенко занёс в свою записную книжку:
«Гоголь ожидал, что его не поймут. Но то, что случилось, превзошло все его ожидания». Эту запись можно вполне отнести и к самому Зощенко.

Но Зощенко не забыт. Как бы не клеймили его позором те же советские писатели середины века, Зощенко до сих пор читают и любят, его рассказы актуальны и по сей день, может быть только не в такой степени, как раньше.
В чём-то, даже, по-моему, значимость любого писателя определяет время. А то, что Зощенко не забыли и его рассказы до сих пор читают наши современные юмористы-сатирики, такие как Жванецкий и Задорнов, говорит о многом.

VII. Домашнее задание (по выбору):

    проанализируйте любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор;

    напишите рецензию на любой рассказ М.Зощенко.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;
  • совершенствовать умения анализа литературного произведения;
  • вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще.

Оборудование:

  • портрет М. Зощенко;
  • два шаржа на портрет писателя;
  • выставка репродукций картин, изображающих эпоху строительства социализма;
  • магнитофон;
  • запись песни “Широка страна…”;
  • предметы (пирожное, стакан, лампочка, номерок, аэроплан, поднос);
  • корзина для голосования;
  • словари;
  • исторические материалы;
  • изображения настроений.

Ход урока.

I. Определение проблемы:

“Смех – дело серьезное..?” Эту проблему нам предстоит решить на уроке, кроме того, мы выясним, современны ли рассказы Зощенко?

А наша цель:

Постараться рассмеяться
(Ведь смеяться не грешно)
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно?

II. Слово учителя:

Музыка. (“Широка страна моя родная…”)

В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Эта выставка отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.

А все ли было так гладко?

Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите.

Что бросается в глаза? (Несоответствие)

Приведите примеры. Сделайте вывод.

Итак, мы с вами обозначили глубокие несоответствия эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко. Перед вами два шаржа на портрет писателя. Вы знаете, что Зощенко – автор юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был другим.

Почему? (Внешне, как страна, могучий и сильный, на самом деле – больной, опустошенный).

III. Эпоха М.Зощенко.

Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.

Историческая справка 1.

“…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?”

И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали.

Историческая справка 2.

В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.

А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.

Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю.

Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

IV. Предметы из рассказов писателя.

Вот предметы, которые как бы сошли со страниц рассказов М. Зощенко и стали центром комических ситуаций.

Из каких они рассказов, если можете, назовите эти рассказы? (Учитель показывает предметы).

Почему эти предметы стали причиной смеха? (Неожиданность, несоответствие: театр – еда, поминки – ссора из-за стакана, нам смешно, так как рассказ юмористический, но это только на первый взгляд).

V. Анализ рассказов М.Зощенко.

А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить, над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

В тетрадях разделите страницу так же, как на доске.

Итак, рассказ небольшой, около 150 строк.

Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость.

Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве его переживания. Это тоже прием Зощенко.

Записываем – несложность сюжета.

- “Я, братцы мои, не люблю баб…” От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе? Вы можете обратиться к словарю. Записываем – сказовая манера.

Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.

Что можно сказать о таком герое? (Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек.

Одним словом, мещанин – человек с мелкими интересами, узким кругозором.

Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов.

Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить? (Шпанская мода, показатель материального благосостояния).

Что это за прием? (Деталь).

Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем – нагнетание деталей.

Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры). Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем – речь героя.

Итак, намечена экспозиция. Что это такое?

Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.

О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов.

Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней? (Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства”).

Почему? Кто же он? (Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).

Смешно? Грустно!

Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему?

Чем нравится ей герой? Докажите.

Почему ей хочется в театр?

Герой получает билет, как?

Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.

Прервемся. Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте, с этим настроением.

Какой вывод можно сделать?

Почему нам смешно?

В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываем – стиль автора.

Прозвучало предупреждение: “Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)

Что отвечает она? (Мерси).

Что это за слово?

Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?

- “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите.

Наступает кульминация. Что это такое?

Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.

Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак.

А что думает герой о ней? Докажите.

Наступила развязка. Что это такое?

Запишите во втором столбике таблицы, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?

Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства.

А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.

Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха?

Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора).

Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе? Дополните таблицу.

VI. Слово учителя.

Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.

Я предоставляю право вам сделать выбор. У каждого из вас два листа бумаги. На первом вы обозначите то качество, без которого вам не обойтись в будущем, а на другом – то качество, которое вы с удовольствием выбросите в мусорную корзину, чтобы никогда с ним не встретиться в жизни. (Учащиеся выходят, голосуют, обосновывая свой выбор).

Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны.

А смех – дело серьезное? Мы убираем вопрос?

Еще Гоголь, традициям которого следовал Зощенко, сказал: “О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила”.

VII. Домашнее задание (по выбору):

  • проанализируйте любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор;
  • опишите смешную ситуацию, попробовав при этом употреблять характерные для Зощенко приемы.

Открытый урок литературы в 6 б классе в рамках участия в конкурсе «Учитель года»

Тема: М.М. Зощенко. Рассказы «Галоша», «Встреча», «Стакан».

Цели урока: 1. закрепить у учащихся знания текстов рассказов «Галоша»

«Встреча», «Стакан» М.М.Зощенко; выявить восприятие

учащихся; побудить к чтению;

2. развивать речь уч-ся, творчество ребят, познавательную

активность, расширять словарный запас шестиклассников

формировать интерес к уроку литературы;

3. обучение навыкам группового и межличностного общения,

способствовать сплочению коллектива через развитие

чувства товарищества и доброго соперничества.

Форма урока: игра «Умницы и умники».

Оборудование: портрет писателя, ИТ, плакат с речевыми оборотами,

ТСО (магнитофон), рисунки учащихся, эпиграф к уроку.

Ход урока.

Звучит музыка.

1. Приветствие, пожелания.

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Вы уже поняли, что урок сегодня будет необычным. Он пройдёт в форме игры «Умницы и умники». Я думаю, что все вы видели телеверсию этой игры?

(Высказываются дети).

Тема урока: Рассказы М.М.Зощенко «Галоша», «Встреча», «Стакан».

В ходе игры мы увидим, как хорошо вы знаете тексты этих произведений, вспомним такие понятия как «юмор» и «сатира».

Ребята, посмотрите, я приготовила к каждому из рассказов символ. Давайте, определим, какой символ относится к каждому из рассказов».

(Работа с символами).

2. Начало урока.

Учитель: «Ребята, прежде чем начать игру, я думаю, всем нам хотелось бы услышать немного о М.Зощенко. Обратите внимание, писатель сегодня тоже присутствует на уроке. Посмотрите на его портрет. Что вы можете сказать о нём?»

(Работа с портретом).

Учитель: «Кто может рассказать о М.Зощенко?»

Доклады уч-ся:

1. М.Зощенко родился в 1895 г. Это был писатель - сатирик. Родился в семье художника. В 1913 году окончил гимназию и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. За свою жизнь З. переменил несколько профессий: был сапожником, актёром, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом.

2. Первый рассказ З. был опубликован в 1921 году, когда ему было 26 лет. Первая книга «Рассказы Назара Ильича: господина Синебрюхова» представляет собой сборник коротких юмористических рассказов, где от лица героя - рассказчика повествуется о разных забавных происшествиях.

3. Народ в рассказах З. многолик, многословен, проявляет активность, однако, когда от него требуется веское слово, - замолкает, при малейшей опасности или ответственности – пасует.

4. Можно выделить две главные разновидности рассказов З. В одних персонаж совпадает с рассказчиком: герой рассказывает о себе, сообщает подробности о своей среде и биографии, комментирует свои поступки и слова («Кризис», «Баня» и др.). В других – сюжет отделён от рассказчика (герой – не рассказчик, а лишь наблюдатель описываемых событий и поступков).

5. Помимо произведений сатирических, есть у З. вещи автобиографического характера: детские рассказы и неоконченная повесть «Перед восходом солнца».

6. В середине 40-х годов сатирические произведения З. перестали появляться в печати. Отсутствие работы. Нищета. Продажа домашних вещей. Занятие сапожным ремеслом. Отчуждение от читательской среды, изоляция от многих вчерашних друзей и знакомых.

7. Персонажи З. унижены, у них растоптано чувство собственного достоинства. Обращаясь к читателям, как две капли воды похожим на его персонажей, З. помогал им открыть глаза на самих себя. Смеясь над чужой глупостью, читатели учились смеяться над собой, видели со стороны себя, и это не выглядело слишком обидно: ведь автор сочувствовал им. Они, т.е., мы сегодняшние читатели, тоже опознавали пошлость, которую З. умел обозначить.

3. Знакомство с правилами игры.

Итак, а теперь давайте обратимся к игре «Умницы и умники». Сейчас я объясню правила игры.

Викторина состоит из 2-ух этапов, в ходе которых из всего класса в финал выйдут 3 игрока. Финальное состязание определяет одного победителя – «Главного умника». За каждый правильный ответ игрок получает право сделать шаг вперед на своей дорожке. В случае если участник затрудняется ответить или его ответ неверен, ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей). За правильный ответ «теоретик» получает орден «Шёлкового умника». «Теоретик», набравший наибольшее количество орденов будет награждён. Перед тем, как игроки начнут соревноваться, между ними произведётся розыгрыш дорожек.

Судить состязание будет Высокий ареопаг. (Представление судей).

Итак, ребята, ВПЕРЁД!

4. Начало игры.

Сейчас мы выберем участников. Кто правильно ответить на вопрос, тот и будет участвовать в состязании.

1. В своих рассказах М. Зощенко использует юмор и сатиру. Кто нам ответит, что такое юмор?

(2-й слайд – Юмор – изображение героев в смешном виде.)

2. Что такое сатира?

(2-й слайд – Сатира – высмеивание, разоблачение отриц. сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном виде.)

3. В своих рассказах З. высмеивает недостатки в обществе. Мы встретимся с таким явлением как волокита. Скажите, как вы понимаете это слово?

(3-й слайд – Волокита – недобросовестное затягивание дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской).

Теперь у нас есть участники. Давайте поздравим их с этим. И сейчас им предстоит разыграть дорожки. В течение 1 минуты игроки должны ответить на вопрос, что З. высмеивает в рассказах «Галоша», «Встреча», «Стакан»?

Судить их ответы будет Высокий ареопаг. А пока наши участники готовятся, вам, ребята, представляется возможность получить орден «Шёлкового умника».

1. Кем был отец у М. Зощенко?

2. Какими профессиями занимался З. в течение своей жизни?

3. Каких персонажей изображал З.?

4. Какие две разновидности зощенковских рассказов можно выделить?

Теперь давайте обратимся к нашим участникам. Слушаем ответы.

Итак, Высокий ареопаг сейчас объявит результаты, кто из участников будет выбирать дорожку первым, вторым, третьим.

Перед выбором дорожек я хочу сказать вам, что красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить всего лишь на три вопроса. Однако, избрав красную дорожку, игрок подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права ошибаться. На жёлтой дорожке – участника ожидает 4 вопроса, зато допустим 1 неправильный ответ. Зелёная дорожка – длиннее предыдущих – ведущий задаёт игроку 5 вопросов. Тем не менее, у зелёной дорожки есть своё преимущество: здесь можно ошибаться 2 раза.

(Выбор дорожек).

Пока участники играют на дорожках, остальные делятся на 2 группы, им даётся индивидуальное задание. 1. нарисовать эмблемы к рассказам;

2. ответить, в каком рассказе наблюдается

такое явление как волокита?

3. у каждой группы на столе стоит коробка, в

которой находятся определённые вещи.

Нужно определить к какому из рассказов

можно отнести каждую вещь.

Вопросы к участнику, который выбрал зелёную дорожку («Встреча»):

1 С каких строк начинается рассказ «Встреча»?

2. Каким качеством, по мнению главного героя, обладают все люди?

3. Зачем пищевик преследовал главного героя?

4. После разговора пищевик и главный герой разошлись по дорогам, но с какой просьбой пищевик вновь обратился к главному герою?

5. Весь вечер герой думал о случайном попутчике. Почему? Какие мысли его занимали?

Резерв: Что сердце подсказывало герою насчёт преследователя?

Вопросы к участнику, выбравшему жёлтую дорожку («Галоша»):

1. В каком месте главный герой потерял галошу?

2. Какие приметы галоши назвал герой?

3. Какой сезон по счёту носил герой галошу?

4. Отдали ли сразу герою галошу?

Резерв: Зачем герой сохранил галошу?

Вопросы к участнику, игравшему на красной дорожке («Стакан»):

1. По какому поводу пригласила героя Марья Васильевна Блохина?

2. Чего было вволю на столе, что можно с собой домой брать? Что герой подумал о чае?

3. Почему герой потребовал в суде, чтобы ему вернули этот треснувший стакан?

Резерв: Чем закончилась ссора хозяйки с героем?

В какой день недели намечался этот пикничок?

(Проверка групповых заданий).

В каком же из рассказов наблюдается такое явление как волокита? Обоснуйте свой ответ, используя в речи речевые обороты.

Инсценировка.

Ребята нам подготовили сцену в лицах из рассказа «Галоша», в которой наблюдается разбираемое нами понятие волокита.

5. Итог урока (делаются выводы).

Ребята, а что высмеивал З. в данных рассказах?

Давайте вспомним, что такое юмор и сатира?

Какое из этих понятий уместно на нашем уроке? Почему?

Каких людей изображал З. в своих рассказах?

Обращение к эпиграфу урока. (Читается эпиграф).

«Вы не только смешили, вы учили нас жить…»

Как вы думаете, почему читатель сказал именно такие слова? Как вы их понимаете?

Понравились ли вам рассказы З.? Чем?

Встречали ли вы таких людей, каких изображал З.?

6. Награждение. (Победители награждаются грамотами).

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Открытый урок литературы в 6 классе.Тема: «М.М.Зощенко. Рассказ «Галоша».

    Открытый урок предоставила: Ходаковская Ирина Грацияновна, учитель русского языка и литературы, гимназия №2 г.Красногорска Московской обл., [email protected]

Цель урока :

  • познакомить учащихся с биографией М.М.Зощенко;
  • дать понятие о сатире;
  • показать связь стиля повествования с жизненным материалом и образом автора;
  • продолжить словарную работу над непонятными словами;
  • научить анализировать;
  • выделять главное тексте;
  • самостоятельно работать;
  • показать значение и актуальность произведений Зощенко.

Вид урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока.

(Слайд №1)

2.Слова о Зощенко «смешить людей – тяжёлый труд, а не забава; быть сатириком или юмористом – не значит быть весёлым и лёгким в общении человеком» (Слайд №2)

Это слова о Михаиле Зощенко. Давайте познакомимся с некоторыми фактами биографии писателя.

3.Сообщения учащихся о Зощенко.

1 ученик

Зощенко родился в Петербурге, в семье небогатого художника-передвижника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной… С раннего возраста, а особенно после смерти отца (мальчику было 12 лет), когда Елена Осиповна, страдая от унижения, обивала пороги присутственных мест с просьбой о пособии для своих восьмерых детей, будущий писатель уже хорошо понял, что мир, в котором ему довелось родиться, устроен несправедливо, и при первой возможности отправился этот несправедливый мир изучать. Он еще гимназистом мечтал о писательстве - и вот за невзнос платы его исключили из Университета; нужен ли более веский предлог для ухода из дома - в „люди“ ?

…Контролер поездов на железнодорожной линии Кисловодск - Минеральные Воды; в окопах 1914 года - командир взвода, прапорщик, а в канун февральской революции - командир батальона, раненый, отравленный газами, кавалер четырех боевых орденов, штабс-капитан; при Временном правительстве - начальник почт и телеграфа, комендант Главного почтамта в Петрограде, адъютант дружины и секретарь полкового суда в Архангельске; после Октябрьской революции - пограничник в Стрельне, Кронштадте, затем добровольцем пошедший в Красную Армию - командир пулеметной команды и полковой адъютант под Нарвой и Ямбургом; после демобилизации (болезнь сердца, порок, приобретенный в результате отравления газами) - агент уголовного розыска в Петрограде, инструктор по кролиководству и куроводству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционер в Лигове, снова в столице - сапожник, конторщик и помощник бухгалтера в Петроградском порту „Новая Голландия“ . Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол».

2 ученик.

Писатель так рассказывает о себе в автобиографических главах книги.

«Перед восходом солнца»:

«В начале революции я вернулся в Петроград.

Я не испытывал никакой тоски по прошлому. Напротив, я хотел увидеть новую Россию, не такую печальную, как я знал. Я хотел, чтобы вокруг меня были здоровые, цветущие люди, а не такие, как я сам, - склонные к хандре, меланхолии и грусти. Никаких так называемых «социальных расслоений» я не испытывал.За три года я переменил двенадцать городов и десять профессий. Я был: милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарем суда, делопроизводителем. Это было не твердое шествие по жизни, это было – замешательство. Полгода я снова провел на фронте в красной Армии – под Нарвой и Ямбургом. Но сердце было испорчено газами, и я должен был подумать о новой профессии. В 1921 году я стал писать рассказы».

Уже через 3-4 года М. Зощенко приобретает широкую известность как мастер сатирических рассказов, а через десять лет после начала его литературной деятельности выходит шеститомное собрание «смешных и забавных сочинений» писателя, пользующихся «ненасытным читательским спросом».

(Слайд №4)

Дома вы прочитали воспоминания Л.Утёсова о Зощенко. Почему статья называется «Большой человек»?

4.Слово учителя. Герой рассказов Зощенко – простой обыватель, человек, лишённый общественных интересов, широкого взгляда на жизнь. Произведения написаны в форме сказа. Сегодня мы познакомимся с рассказом «Галоша». Я предлагаю прослушать этот рассказ в исполнении мастера слова И.Ильинского.

5.Слушается рассказ в исполнении Ильинского.

6.Беседа по прочитанному.

Произведения каких писателей напомнил вам рассказ? (Смешной, напоминает Н.В.Гоголя и А.П.Чехова. Но смех другой, автор смеётся над героем не так беззаботно.)

Мы уже давали определение юмора и сатиры.

(Слайд № 5)

  • Какой рассказ перед нами? Докажите.
  • Чтение по ролям отрывка «В камере хранения».
  • Каким вы представляете себе героя рассказа?
  • Почему мы смеёмся над эти человеком?

7. Работа со словарём.

Волокита – недобросовестное затягивание дела или решения какого-нибудь вопроса, а также медленное течение дела, осложняемое выполнением мелких формальностей, излишней перепиской.

Бюрократ – 1)крупный чиновник; 2)человек, приверженный бюрократизму.

Вспомните начало произведений, которые мы изучали. Назовите произведения и автора.

«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с большими колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней».

(Слайд № 7)

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колдовать и славить Христа».

(Слайд № 8)

«Царь с царицею простился, // В путь-дорогу снарядился, // И

царица у окна // Села ждать его одна».

(Слайд № 9)

Вопрос классу :

Чем же отличается начало рассказа Зощенко от начальных строк произведений вам уже знакомых?

Комментарий учащихся:

Рассказ начинается необычно - вводным словом конечно. Вводные слова выражают отношение говорящего к сообщаемому. Но, по сути дела, еще ни о чем не сказано, а конечно уже прозвучало. Слово конечно по своему значению должно подвести итог сказанному, но оно опережает ситуацию и сообщает ей некий комический эффект. Вместе с тем необычное в начале рассказа вводное слово подчеркивает степень обычности сообщаемого – «потерять галошу в трамвае нетрудно».

Обратившись к тексту рассказа, ученики найдут в нем большое количество вводных слов (конечно, главное, может) и кратких вводных предложений (гляжу, думаю, дескать, представьте себе) и отметят их смысловое значение в речевой интонации повествования.

Постепенное ослабление признаков, характеризующих предмет, вызывает улыбку читателя в рассказе «Галоша»: потерянная галоша сначала характеризуется как «обыкновенная», «двенадцатого номера», потом появляется новые приметы («задник, конечно, обтрепан, внутри байки нету, сносилась байка»), а затем и «специальные признаки» («носок вроде бы начисто оторван, еле держится. И каблука… почти нету. Сносился каблук. А бока… еще ничего, ничего, удерживались»).

Неожиданное столкновение слов разной стилистической и смысловой окрашенности («остальная галоша», «ужасно обрадовался», «законного потерял», «галоша гибнет», «выдают обратно»), и использование фразеологизмов («в два счета», «ахнуть не успел», «гора с плеч», «спасибо по гроб жизни» и т.п.)

Повторение усилительной частицы прямо («прямо пустяки», «прямо обнадежил», «прямо умилился»), которые сообщают повествованию характер живой разговорной речи.

Повторение слова говорить, выполняющую роль ремарки, которую сопровождают высказывания действующих лиц.

Индивидуальное задание, подготовленное учеником. (Из эпизода «Герасим и дворня» выписать все синонимы слова "говорить")

«Герасим поглядел на него, презрительно усмехнулся, опять ударил себя в грудь и захлопнул дверь. Все молча переглянулись.

Что же это такое значит? – Начал Гаврила. – Он заперся?

Оставьте его, Гаврила Андреич, - промолвил Степан, - он сделает, коли обещал. Уж он такой… Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то, что наш брат. Что правда, то правда. Да.

Да, - повторили все и тряхнули головами. Это так. Да.

Дядя Хвост отворил окно и тоже сказал: «Да».

Ну, пожалуй посмотрим, - возразил Гаврила, - а караул все-таки не снимать. Эй ты, Ерошка! – прибавил он, обращаясь к какому-то бледному человеку…»

Итак, у Тургенева промолвил, сказал, возразил, прибавил… А у Зощенко – говорю, говорят, говорит… Тургенев использует синонимику, а Зощенко словно бы сознательно «забывает» о ней.

Почему писатель использует этот прием?

Использование профессионолизмов («предмет ширпотреба», «расписка о невыезде вплоть до выяснения», «форменное удостоверение» и т.п.),

(Слайд № 10)

9.Как заканчивается рассказ? В чём смысл такой концовки рассказа?

10. Слово учителя. Ребята, вы хорошо потрудились, показали, насколько вы были внимательны при чтении рассказов М.Зощенко. Ответьте, пожалуйста, еще на несколько вопросов:

  • Если бы вам довелось лично познакомиться с М.Зощенко, о чем бы вы его спросили?
  • Рассказы М.Зощенко сатирические или юмористические? Приведите аргументы.
  • Понравились они вам или нет? Если да, то чем?(Слайд № 11)

11.Оценки за урок, домашнее задание : прочитать рассказ «Встреча», составить свой юмористический или сатирический рассказ.