Устное народное творчество. И устное народное творчество

СПИСОК ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ.

2 КЛАСС

Раздел 1. Устное народное творчество.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Иван - Царевич и серый волк»

«Сивка – бурка»

Раздел 2. «Там, на неведомых дорожках».

П.Ершов «Конек – Горбунок»

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Рике с хохолком»

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго ЗайцаДлинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Раздел 3. «Сказочные человечки»

Т.Янссон «Шляпа Волшебника»

А.Милн «Винни – Пух»

А.Толстой «Приключения Буратино»

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»

Братья Гримм «Бременские музыканты», «Принц – Лягушонок, или Генрих Железное Сердце»

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Раздел 4. «Поэтическая тетрадь»

Ф.И.Тютчев «Люблю грозу в начале мая», «Листья»

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Я пришел к тебе с приветом», «Зреет рожь над жаркой нивой»

А.К.Толстой « Где гнутся над омутом лозы», «Звонче жаворонка пенье», «Вот уж снег последний в поле тает»

А.Н.Майков «Весна», «Колыбельная песня», «Летний дождь»

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода», «За весной, красой природы», «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

М.Ю.Лермонтов «Утес», «Горные вершины», «Два великана», «Осень»

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Утро», «Встреча зимы»

А.Плещеев «Весна», «Мой садик»

И.Суриков «Детство», «Зима»

Н.А.Некрасов «Перед дождем», «Славная осень», «Не ветер бушует над бором»

К.Бальмонт «Осень», «От птицы к птице», «Золотое слово»

И.Бунин «Детство», «На проселке», «Полевые цветы»

Д.Хармс «Стихотворения»

Раздел 5. «О братьях наших меньших»

М.Пришвин «Ребята и утята»

В Бианки «Музыкант», «Аришка – трусишка», «Сова», «Мышонок Пик»

Е.Чарушин «Кот Епифан»

Н.Сладков «Всему свое время», «Лесная азбука»

Б.Житков «Храбрый утенок», «Про обезьянку»

И.С.Соколов – Микитов «Листопадничек»

К.Паустовский «Растрепанный воробей»

Раздел 6 «Самое обыкновенное чудо»

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Раздел 7 «Русские писатели – детям»

М.Пришвин «Моя Родина»

В.И.Даль «Девочка Снегурочка»

Л.Н.Толстой «Котенок» «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Лгун», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве»

К.И.Чуковский «Про Деда», «Путаница», «Радость», «Федорино горе»

А.П.Гайдар «Совесть», «Чук и Гек»

М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»

Н.Носов «Живая шляпа», «На горке», «Заплатка», «Телефон»

В.Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», «Синие листья», «Почему?», «Три товарища», «Хорошее»

Н.М.Артюхова «Трусиха»

Ю.Я.Яковлев «Мама»

В.Драгунский «Тайное всегда становится явным»

М.Горький «Случай с Евсейкой»

В.П.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

С.Я.Маршак «12 месяцев»

Произведения устного народного творчества - сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды - составляют сокровищницу нашей культуры.

Понятие «устное народное творчество» более широкое, чем «народная ловесность», поскольку в народную словесность обычно не включают песенное творчество. В данной главе будет идти речь об устном народном творчестве в целом, а также о жанрах народной словесности. Народному песенному творчеству посвящена специальная глава. Основной особенностью устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма народной культуры и в древние времена, до появления печатных сборников, его произведения передавались «из уст в ус-

та», от поколения к поколению. Другая особенность устного народного творчества - вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Еще одна особенность этого вида народного творчества – его коллективность. Каждый исполнитель наделяется правами творца.

Остановимся вначале на малых жанрах устного народного творчества. Это пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Их рождение связано с практической деятельностью людей, главным образом - с познанием окружающего мира.

Устное народное творчество

(фольклор)

Драма

Эпос

Малые фольклорные формы (жанры)

Поэзия пестования

Колыбельные

Пестушки – приговоры, первые сознательные движения ребенка, часто – своеобразная зарядка с приговорами

Потешки –песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками, ногами

Прибаутки – сюжетные развлекательные песенки, не связанные с игрой

Докучные сказки – шутки, сочетающие сказочную поэтику с издевательским содержанием

Баю-бай! Баю-бай!

Поскорее засыпай.

Не то выну из зыбки,

Брошу в море рыбке,

Скушай, рыбка, Лиленьку,

Непослушную!

Потягунюшки, потягунюшки

Поперек толстунюшки,

А в ручки – хвастунюшки,

А в ножки – ходюнушки,

А в роток – говорок,

А в головку – разумок!

Сорока-ворона, ладушки,

Идет коза рогатая…

Ваня, Ваня, простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород

У попа была собака.

Он ее любил.

Она съела кусок мяса.

Он ее убил.

И в землю закопал,

И надпись написал,

Что у попа была собака…

Бытовой фольклор

Песни – в том числе обрядовые, колядки

Заклички – обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Приговорки – стихотворные обращения к живым существам

Дразнилки

Страшилки – устные рассказы-пугалки

Словесные игры

Жил-был у бабушки

серенький козлик…

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи!

Божья коровка!

Полети на небо!

Дам тебе я хлеба!

Рыжий красного спросил:

    Чем ты бороду красил?

    Я на солнышке лежал,

Кверху бороду держал!

Курилка, Барыня прислала сто рублей…

Потешный фольклор

Поддевки – забавы за счет другого, основанные на игре слов

Скороговорки – средство развития речевого аппарата

Небылицы-перевертыши

Загадки – иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, замысловатое описание которого надо разгадать

    У царя был дворец.

    Яско, дворец.

    Во дворе был парк.

    Яско, парк.

    В парке было болото.

    Яско, болото.

    В болоте была тина.

    Яско, тина.

На дворе – трава,

На траве – дрова.

Сшит колпак не по-колпаковски; надо его переколпаковать, перевыколпаковать…

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота…

Без рук, без топоренка

построена избенка

(Гнездо)

На крайчике, на сарайчике

Две куколки сидят –

в разны стороны глядят

(Рога)

Игровой фольклор

Игры

Считалки – рифмованные стихи со строгим соблюдением ритма; используются для распределения ролей в игре

Каравай, Гуси, гуси, га-га-га…

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевна,

Король, королевна,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?…

Пословицы, поговорки

Пословицы - законченное нравоучительное суждение - вывод

Поговорки – меткая оценка событий, человека, является украшением речи

Легко чужими руками жар загребать

Есть те, кто любит чужими руками жар загребать; работать спустя рукава

Устная народная проза

Сказочный

Установка на вымысел

Несказочный

Установка на истинность

Сказочный эпос

Свою лепту в ее развитие внесла сказка - один из жанров устного народного творчества. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля это - «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»; в народе - байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчиков сказок именовали «баянами», «балянами», «баюнами», «баугчиками», «бахарями». Их искусство всегда высоко ценилось. Невозможно установить точное время рождения той или иной народной сказки. Как и другие формы устного творчества, она веками обходилась без записи, жила в предании, передавалось из поколения в поколение. В России первые письменные собрания сказок появились в XVII веке. По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления; в ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеческими свойствами. Сказка не претендует на достоверность; ее рассказывают не с познавательной, а с развлекательной целью; она не связана с ритуалом. В сказке обязательно есть фантастический элемент - несбыточность. Народные сказки можно подразделить на сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них - сказки о животных. В сказке действуетзакон повтора; часто встречается один и тот же общеизвестныйзачин иисход; действуют разных сказках одни и те же персонажи, бесконечно возникают одинаковые ситуации (похищение царевны, сражение с чудовищем, разгадывание загадок и т.д.), внутри текста повторяются, в русской традиции обыкновенно трижды, слова и поступки героев. |

Сказки доступно рассказывают о самых существенных, вечных, волнующих каждого человека во все временапроблемах: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о благородстве и подлости, о непрекращающейся борьбе добра со злом.

Сказочные образы - яркие и запоминающиеся; но довольно однозначны. Богатырь непобедим, царевна - краше всех на свете, злодей отвратительно уродлив. Мотивы поступков элементарно просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Возникает своего рода упрощенная модель мира, и по ней удобно изучать свойства характера (смелость - трусость, лень - трудолюбие и т.д.).

Сказка - это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен. Переосмысливая старую сказку, человек подключается к грандиозному источнику духовной энергии разных наций и поколений,

Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка "фольклор" - это "народное значение, мудрость". То есть устное народное творчество - все, что создается духовной культурой населения за века исторической жизни его.

Особенности русского фольклора

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение.

Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.

Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.

Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня".

Пестушки и потешки

Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.

Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла".

В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни.

Игровые приговоры и припевы

Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.

Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна. Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр - "Медведь в бору", "Волк и гуси", "Коршун", "Волк и овцы" - говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.

Заключение

В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы - будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ - великий мастер слова.

"Философия жизни" Дилтея

контрольная работа

3. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ПЕРИОД ДРЕВНЕЙ РУСИ

Устное народное творчество является своеобразным историческим документом: раскрывает философию народа, его твердую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Богатство образов, разнообразие изобразительных средств, лаконизм и выразительность языка - отличительные черты устного народного творчества Древней Руси.

Фольклор донес до нас некоторые сюжеты, возникшие еще в каменном веке (медвежий праздник «комоедицы») или в период подсечного земледелия (игра «а мы просо сеяли»); в вышивках на полотенцах-набожниках мы находим изображения древних языческих богинь - рожаниц - и Макоши, богини урожая и блага вообще.

В языческих верованиях объединились представления различных этапов первобытного строя. В одном из поучений XII в., нацеленных против язычества, так описана история верований: «В древности люди верили в то, что миром управляют безликие злые и добрые силы (вампиры и «берегины»), которых следует задабривать жертвоприношениями. В дальнейшем появилась вера в рожаниц - двух богинь плодовитости и плодородия, а позже вера в верховное божество неба и Вселенной - в Рода, от которого зависят жизнь и благополучие всего живого в природе».

Рода приравнивали к египетскому Озирису, библейскому Ваалу и христианскому богу-творцу: вера в Рода, вызывавшая гнев церковников, держалась до XIV-XV вв. Последним этапом язычества в поучении считалась вера в Перуна-громовержца. Кроме верховных божеств, верили в леших, водяных, домовых (кутный бог) и русалок; считалось, что последние помогают орошать нивы. Языческие праздники отмечались хороводами, песнями, общими пиршествами.

Важным разделом народной культуры были эпические и мифологические сказания, передававшиеся из поколения в поколение. В них прослеживаются мифы о первых кузнецах, о начале пашенного земледелия, о давних битвах со степными кочевниками, олицетворенными в образе жестокого и кровожадного Змея Горыныча.

«Вполне справедливо можно сказать, что русский народный эпос служит для народа неписанною, традиционной летописью, переданною из поколения в поколение в течение столетий. Это не только поэтическое воссоздание жизни, но и выражение исторического сознания народа... Русский народ в своих былинах осознал свое историческое значение», - писал знаменитый дореволюционный филолог академик Ф.И. Буслаев.

В X в., в эпоху становления и укрепления государства, зародился новый эпический жанр - героический былинный эпос. Былины, или старины, как их называли сами сказители и их слушатели, посвящались древнерусским богатырям Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу, новгородскому гусляру Садко, заезжему богатырю Дюку Степановичу. Былины «поются», сказываются своеобразным мерным напевом, торжественно и медленно, как гимны отваге и мужеству богатырей. Обычно сказитель начинал с запева, иногда это было всего несколько слов, иногда же целая самостоятельная картина.

Сказитель не мог бы удерживать в памяти многие тысячи стихов, если бы в былинных текстах не повторялись веками выработанные так называемые типические формулы, или «общие места», которыми он пользовался в своем повествовании: описания пира, богатырской поездки, прихода богатыря в княжеские палаты, седлания коня и т.д.

Устойчивы и другие приемы былины, переходящие из одного произведения в другое, - определения, постоянные эпитеты, преувеличения изображаемых явлений - гиперболы и т.д. В совокупности все эти приемы создают медленно развертывающееся торжественное, монументальное повествование о подвигах могучих богатырей, всегда готовых встать на защиту родной русской земли.

Русский богатырь, воплотивший в себе лучшие человеческие качества: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине, - Илья Муромец. Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем-разбойником, с захватчиком Идолищем поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром. С ним вместе добрый и смелый, но любящий прихвастнуть Алеша Попович и умный, образованный Добрыня Никитич. Все они - защитники Киевского государства.

Совсем другой мир раскрывается в новгородских былинах об удальце Василии Буслаеве, не верящем ни во что, кроме своей силы и смелости, о гусляре Садко, чарующем своей игрой морского царя. Эти былины знакомят нас с жизнью богатого Новгорода, с его широкими международными связями. Одна из лучших русских былин - о пахаре Микуле Селяниновиче, наделенном чудесной богатырской силой и олицетворяющем трудовой русский народ. Микула Селянинович вошел в дружину сына Святослава - Олега, воевавшего с варягами (975).

Былинных персонажей, известных сказителям, куда больше, чем самих богатырей, среди них есть редко встречающиеся, такие как Самсон Самсонович, Полкан Полканович, Пересмеяны племянник и многие другие. А ведь есть еще былинные персонажи, в том числе такие значительные, как князь Владимир и княгиня Апраксия, Маринка Кайдаловна, Марья Лебедь Белая, Мишатка Путятич. дилтей первобытный искусство народный

Целый цикл богатырских былин народ сложил о князе Владимире, оборонявшем Русь от непрошеных гостей. Его любовно называли Красным Солнышком. Другой цикл былин был посвящен князю Всеславу Полоцкому, народному избраннику во время восстания 1068 г. Третий цикл былин воспевал Владимира Мономаха и его борьбу с половцами.

Громадное количество былин и былинных персонажей говорит об их популярности, о необходимости обращения к этим бесценным свидетельствам мироощущения и мировоззрения человека Древней Руси, его идеалов.

Нашла отражение в былинах и русская история. Для народных сказаний, бесспорно, характерны идеи патриотизма, защиты родной земли. Но в отличие от летописей, где судьба Руси зависит от князя киевского, от его храбрости, мудрости или слабости, в былинах в минуту опасности единственными защитниками родины становятся богатыри из народа. Былины как бы противопоставляют официальной версии истории свою, народную.

Внимательно изучая содержание русского эпоса, в эпоху средневековья можно найти общие сюжеты и темы с западноевропейским эпосом, что указывает на общность средневековой жизни. Но налицо и существенные различия. И здесь и там фольклорным героям приходится бороться с иноплеменниками и иноверцами. Но при этом основная идея былины и древнерусских летописных повестей - освобождение, а рыцарских хроник - завоевание, крещение иноверцев. Идея религиозной войны полностью отсутствует в русском эпосе, точно так же, как отсутствует идея расовой или религиозной непримиримости и вражды. Девиз крестовых походов - «Кто не убит в бою, тот окрещен». «Символ веры» русских богатырей - только защита и только освобождение. В отличие от западноевропейского в русском эпосе ни борьба за славу и драгоценности, ни верность вождю, ни кровавая месть не стали определяющими темами.

Наряду с богатырями в былинах не раз упоминаются и калики перехожие. Это калики исцеляют и наделяют силой Илью Муромца, «сокрутившись» каликой, проникает он неузнанным в «Царь-от град», с каликой меняется одеждой и Алеша Попович, выходя на бой с Тугарином; каликами «справляются» Илья Муромец и Добрыня Никитич, спасая Михаила Потыка. Да и сами калики предстают в русском эпосе далеко не второстепенными персонажами. Есть среди былинных героев Калика-богатырь, побивающий силушку, «которой сметы нет».

Не менее значителен образ другого былинного богатыря - «сильного могучего Иванищо», с которым не решается вступить в единоборство даже Илья Муромец. Иванище - тоже «калика перехожая переброжая». Существуют специально «каличные» былины, такие как «Сорок калик со каликою», «Калика-богатырь». Вероятно, калики перехожие, какими мы их знаем по легендам, по летописным рассказам, по былинам, - это паломники, идущие на поклонение в Святую землю и добывающие себе пропитание милостыней.

К устному народному творчеству также относятся и сказки. Возникли они очень давно и в течение долгих столетий играли в жизни человека немаловажную роль. Сказки очень разнообразны: это и рассказы о животных, и занимательные волшебные повествования о чудесных приключениях героя, и поучительные короткие сказы о ленивых, упрямых или глупых людях. Каждый из этих видов сказки отличается особым содержанием, образами и стилем. Во всех этих поэтических сказках отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествуют правда и справедливость.

В устном народном творчестве нашли непосредственное отражение антицерковные настроения и социальный протест. Появляются разнообразные пословицы, такие как «Молебен пет, а пользы нет», «Кому тошно, а попу в мошно», говорят о насмешливом отношении к церкви со стороны населения. Во многих пословицах осуждаются господа: «В боярский двор ворота широки, а со двора узки», «Наказал бог народ - наслал воевод» и т.п. Фольклор отразил возникающее в народе сознание своей силы: «Мужик гол, а в руках у него кол». Любимым героем народного творчества стал Степан Разин, вокруг имени которого сложились многочисленные легенды, песни и сказания. В одной из переработанных древних былин Разин наделен богатырскими чертами и стал в один ряд с Ильей Муромцем, а в другой былине Илья Муромец оказался есаулом на корабле Степана Разина.

По всей России бродили скоморохи, медвежьи вожатые, кукольники с любимым Петрушкой. Их смелые и резкие, проникнутые народным юмором обличения светских и духовных феодалов привлекали к себе народ и в то же время сильно тревожили власть. Патриарх Иоасаф называл народный театр «сатанинскими играми». Царь Алексей Михайлович в 1648 г. послал по городам указ - не пускать скоморохов, разгонять «позорища» (зрелища), а «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» ломать и жечь, непослушных бить батогами. Но ничто не помогало, устное народное творчество, в различных своих проявлениях, продолжало существовать.

К другим видам творчества относятся пословицы, поговорки, прибаутки, загадки и т.д.

Пословица - коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь, не пословица». Это суждение, приговор, поучение, высказывание обиняком и пущенное в оборот. Полная пословица состоит из двух частей: из картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения; нередко вторая часть опускается, в расчете на сообразительность слушателя, и тогда пословицу почти не отличишь от поговорки. Часто пословица не сочинялась, а складывалась под давлением разных обстоятельств, как крик души. Сборник пословиц - свод народной мудрости, стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это житейская народная правда. «Что не болит, то не плачет»; что не дошло до народа, не касалось его житья-бытья, что не волновало ум и сердце народное - того нет в пословицах. Пословица только тогда становилась пословицей, когда была принята и усвоена всеми.

Деление пословиц на древние и новые, на общие и частные, общие и местные, на исторические, политические, юридические и пр. применимо только к небольшому числу, на выбор. Но и тут можно ошибиться, т.к. все народные пословицы сложились в быту и их применение крайне разнообразное. Делить на разряды их можно по смыслу иносказания.

Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица ягодка; и это верно. Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения; это первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает.

Приговорка или пустоговорка, которую также иногда зовут поговоркой - это изречение, иногда одно слово, часто повторяемое, приговариваемое, без большого толка и значения, а по местной или личной привычке.

Присловье весьма близко к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, жителей которой дразнят, бранят или чествуют приложенным к ним присловьем. Оно иногда состоит в одном только слове: «Рязанцы синебрюхие», «Ярославцы белотельцы», «Вятичи слепороды»; иногда же в целом изречении, прибаутке, прибасенке: «Пенжане свою ворону в Москве узнали».

Скороговорка, чистоговорка, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, поэтому в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор; но многие чистобайки заключают в себе также пословицу: «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», все невпопад, неудачно; «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком», то есть все одно и то же. Загадки известны всем, иногда и они переходят в пословицы, становясь и тем и другим: «Ничего не болит, а все стонет» (в пословице это говорится о ханже и попрошайке; в загадке - о свинье. «Хорошая жена метла, и худая жена метла» (одна метет в дом, копит, а другая из дому, мотает). «Иная вода стоит крови» (о слезе).

Устное народное творчество создавало пословичные поговорки о приметах, поверьях, житейские и хозяйские правила, месяцеслов. Сюда же относятся божба, проклятия, пожелания, приветы, высказывания в виде поговорок, застольные и заздравные пожелания (тосты) и многое другое.

Таким образом, во всем многообразии устного народного творчества - в сказках, былинах, песнях, частушках, загадках, пословицах, поговорках и в обрядовом фольклоре - отражены внутренний мир русского человека, его жизнь и быт.

"Просвещенный абсолютизм" Екатерины II и его влияние на развитие русской культуры

В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество в силу традиции и специфики условий труда было устным...

Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания в коллективах НХТ

2.1. Сущность и функции народного художественного творчества Народное художественное творчество -- коллективное творчество народных масс. В русской науке оно иногда обозначается и другими терминами: народно-поэтическое творчество...

Искусство Киевской Руси

Художественная литература, особенно беллетристика, в средние века еще не выделилась в самостоятельный род. Средневекового читателя привлекали в книгах не столько их художественные достоинства, если они вообще имели значение...

История библиотечной науки

Абрамов, К.И. История библиотечного дела в СССР., с.3-10Вообще, появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства - Киевская Русь. Еще до складывания централизованного государства...

Культура Беларуси в XIX – начале XX в.

Первая половина XIX в. характеризуется началом процесса формирования новой белорусской литературы, развитием белорусского языка. Существовало множество препятствий, связанных с угнетенным положением белорусского народа...

Культура Древней Руси

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство...

Культура Древней Руси

Крещение Руси положило начало возведению храмов, монастырей. первоначально они были деревянными. Каменное строительство, возникшее под влиянием Византии, начинается в Киеве в конце Х в. В центре города была сооружена Десятинная церковь...

Народная художественная культура Москвы XIV–XVI вв.

Первыми русскими художниками - живописцами были, несомненно изобразители церковной живописи, заимствовавшие технику письма от тех греческих мастеров иконного дела, которые появились на Руси одновременно с введением христианства...

Народное творчество

Художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура...

Народное творчество

Народное поэтическое творчество - массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и другие названия - народная словесность...

Проблема сохранения видов и жанров шорского фольклора в этнокультурном центре (на примере этнокультурного центра "Аба-Тура")

Музыкальная культура шорцев заключает в себе черты, присущие музыке народов Севера, Сибири, Алтая. Средней Азии. Поволжья и Приморья. Шорские народные песни дают четкое деление на жанры: частушки, шуточные и плясовые, колыбельные песни, плачи...

Россия и Европа в XVIII веке: взаимосвязь и взаимодействие культур

Итак, Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью...

2.1. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода - Сказание о невидимом граде Китеже , городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

2.2. Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач. XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.

2.2.1. В это периодлетописание имело свои особенности.

  • Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов.
  • Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV-XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер . Патриотизм и идея единства русских земель являются характерной чертой всего русского летописания.

2.2.3. Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания . После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Это проявилось как Троицкая летописи (начало XV в.) - общерусском летописном своде московского происхождения, так и в собственно Московском летописном своде конца XV в., призванный обосновать историческую роль Москвы.

2.3. Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести . В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть О битве на Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем, повести об Александре Невском, Повесть о Щелкане, рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей: О побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище, Задонщина.

Многие из названных исторических повестей нередко относят к произведениям устного народного творчества, что обусловлено их народно-поэтической основой и общностью тематики.

2.4. Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра , перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского , поддержавшего великого московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами.

Житийная литература в этот период представлена житиями не только подвижников церкви, но и государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.

2.5. Дальнейшее развитие получила литература путешествий -хождения. В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра -светские хождения , наиболее яркий ее образец - записки тверского купца Афанасия Никитина , описывающие его путешествие в Индию (Хождение за три моря) . Это был первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях и религии Индии.

2.6. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - своеобразной всемирной истории того времени. В сер. XV в. Пахомием Лагофетом был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей всех славянских народов.

АРХИТЕКТУРА

Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начинается в конце XIV-нач. XV вв.

3.1. Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство была Тверь, где уже в 1285-1290гг. был возведен храм Спаса-Преображения . Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.

3.2. Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе.

3.2.1. Культовое строительство. Опираясь на архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства крупных бояр и купцов десятки небольших храмов. Старые традиции сочетались с новыми творческими исканиями. Переход к новому стилю, отличающемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках этого периода: церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине (конец XIV в.) в Новгороде. В Пскове новый стиль не получил большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке (нач. XV в.), выдержаны в суровом и лаконичном стиле, почти лишены украшений.

3.2.2. Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и крупное гражданское строительство . В 1302 г.в Новгороде был заложен каменный Кремль , который впоследствии неоднократно перестраивался. Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгородские мастера совместно с немецкими построили Грановитую палату (1433). В XV в. каменный Кремль был построен в Пскове.

3.3. Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской.

3.3.1. Как и в предыдущий период, основным направлением в архитектуре было культовое строительство . Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества являются: Успенский собор в Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры (1422), Спасский собор Андроникова монастыря (1410-1427).

3.3.2. Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля , история которого начинается еще в XII в., когда на Боровицком холме были построены деревянные кремлевские стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые кремлевские стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными соборами, не сохранившимися до наших дней. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Во второй половине XV в., когда Москва стала центром единого Русского государства началась перестройка Кремля с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV-начале XVI вв. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.

3.4. Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению архитектурных традиций русских земель. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

ЖИВОПИСЬ

Развитие русской живописи в этот период также характеризуется двумя основными тенденциями:

Развитие местных школ на основе традиций, сложившихся в домонгольский период;

Начало процесса слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу.

4.1. Как и в предшествующий период,определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.

4.2. Основным направлением в развитии живописи по-прежнему былаиконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.

4.2.1. Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой.

4.2.2. Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами лиц, более тяжелыми фигурами.

4.2.3. Ведущее положение с XIV в. занимает Московская школа , сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всехрусских школ.

4.3. Наряду с иконами широкое распространение получила и фреска. Начиная с XIV в. усложняется ее сюжет, появляется пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

4.4. Большое значение в живописи приобретает личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевает влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий выходит за рамки отдельных живописных школ.

4.4.1. Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340-после 1405 гг.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором - Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).

4.4.2. Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем современника Феофана Грека, великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской Православной Церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства - икона Троица , написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в XVIII в. фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

ИТОГИ

5.1. Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процеса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.

5.2. Русская культура сохранила национальный характер . Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.

5.3. Конец XIV-XV вв. характеризуются началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу . Продолжался процесс складывания русской народности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Дайте общую характеристику развития русской культуры в период монголо-татарского ига.
  2. Когда и под влиянием каких факторов начинается процесс возрождения русской культуры?
  3. В чем заключаются особенности развития литературы в этот период? Перечислите новые жанры, назовите причины их возникновения.
  4. Расскажите о возобновлении каменного строительства на Руси.
  5. Докажите, что живопись этого периода отразила величайший взлет религиозной духовности в России.
  6. Согласны ли Вы с утверждением, что монголо-татарское иго не уничтожило самобытность и самостоятельность русской культуры? В чем проявилась преемственность в ее развитии?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобров В.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995

2. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995

3. Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV в. М., 1988

4. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990

5. История русского и советского искусства М., 1989 - Гл. 4

6. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966

7. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974

8. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31