Толстой создание война и мир. История создания романа «Война и мир

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является эталоном русской классической литературе. Писался роман около семи лет, работа над этим титаническим трудом требует отдельного рассказа.

Л. Н. Толстой начал писать «Войну и мир» осеню 1863 года. Литературоведы и историки, изучающие «Войну и мира» опираются в первую очередь на 5200-страничную рукопись, хранящуюся архиве. История создания романа очень хорошо прослеживается по листам рукописи. Интересным фактом является то, что изначально у Толстого задумывался роман об участнике декабристского восстания, который вернулся домой из ссылки. По замыслу автора, завязка сюжета начиналось в 1856 году. Затем Л. Н. Толстой переосмыслил свой первоначальный замысел и решил писать про 1825 год – про восстание декабристов. На этом автор тоже не остановился, и он отправил своего героя в годы Отечественной войны 1812 года, но, так как эта война прямо связана с 1805, то оттуда, с молодых лет героя, и началось повествование.

Изначальный замысел был следующим: запечатлеть 50 лет истории страны, разделив их на три периода:

  • Начало века (войны с Наполеоном, взросление будущих декабристов);
  • 20-е годы (главное событие – восстание декабристов);
  • Середина века (поражение в Крымской войне, внезапная смерть Николая I, амнистия участников восстания на Сенатской площади и возвращение их в родные края).

Во время написания своего шедевра, Л. Н. Толстой решил его сократить и оставить лишь первый период, слегка затронув в конце произведения второй. Несколько раз автор бросал написание романа, целый год он писал одно лишь начало, в архиве Толстого сохранилось около 15 вариантов завязки сюжета. При написании автор пользовался историческими книгами, мемуарами, архивными документами – автор хотел быть точным до мелочей, что не может не вызывать уважения. Посещал Л. Н. Толстой и Бородинское поле, он пробыл там два дня. Закончил писать свой великий труд автор в 1869 году, затратив на это огромное количество сил.

Одной из главных целей писателя было изобразить не борьбу двух императоров, а показать освободительную борьбу народа, и это ему удалось. Толстой очень умело описал светскую жизнь Петербурга и военные действия, которые очень тесно между собой взаимосвязаны. Произведения подобного «Войне и миру» в нашей литературе не было, и нет. Данное произведение – это огромнейший пласт российской (и не только)классической литературы.

История создания романа Толстого Война и мир

Лев Николаевич Толстой – это величайший мировой писатель, который мог своими работами, открыть сущность Руси, быт её жизни и полностью открыть свои чувства ко всему происходящему на тот момент.

Одной из таких работ, в которых можно прочувствовать происходящее, и понять, что видел автор, является работа «Война и Мир». Этот роман, относится к работам мирового масштаба, изображая очень тонко, характер и чувства своих героев. Благодаря долгим годам усилий, это произведение. Покорило мир. Главной целью романа, стали события, происходившие во время нашествия армии Наполеона, начавшие свой путь, по землям Европы и дошедшие до русских земель. Эти события, отражались на чувствах Льва Николаевича, и он это выражал это, в своих письмах, которые с переживанием отправлял родным в другие города.

Его литературные навыки, дали возможность, красочно отобразить в своём произведении, все детали, как личной жизни героев всех этих событий, так и охватить масштаб грандиозной битвы. Благодаря его умению излагать красиво мысль, читатель, полностью погружается в гущу текущих событий. Повествовать роман, Лев Николаевич, начал в 1805 году, когда на него нахлынула волна эмоций, о страдании русского народа. Сам автор, чувствовал ту боль и мучения, которые чувствовал русский народ.

Главным героем романа, оказался Платон Каратаев, на которого были возложены надежды. В нём автор отображал всю силу воли и выносливость народа. Главным женским образом, стала Наталья Ростова. Она стала, символом женственности и доброты в романе. Не менее важными героями этой замечательной работы, стали, Кутузов и сам Наполеон. В этих двух героях, отображается величие и смелость, продуманная военная тактика, и общие человеческие качества, каждого их них. Автор, упоминал, абсолютно все классы общества, что подвело работу, под обсуждение мировых литературных критиков. Мало кто из них понимал, что работа, была написана на реальных событиях, в спорах, и дискуссиях, шло полное обсуждение работы Льва Николаевича. Очень ярким моментом в романе стало, убийство Верещагина.

Первая часть романа, шла строго в теоретическом порядке. В ней не было, сильного духовного впечатления, и разворота всех событий. Здесь, автор не был многословен, не украшал детали. Он просто делал, общие описания для читателей данного произведения. На первый взгляд, роман не мог заинтересовать читателя, но дойдя до второй части романа, автор внедряет ярко – выраженную героиню Наталью, что полностью оживляет действия и весь сюжет.

Сама Наталья, имела небрежный и простой вид, который сочетался с семейным бытом и суетой. Позднее, автор, уже рисует девушку, как светскую особу, с манерами дворянской дамы. Она имеет большой круг друзей и поклонников, что в произведении, возносит её на более высокий статус в обществе.

В конечном итоге, эта великая и грандиозная, по своему содержанию и замыслу работа, стала историческим повествованием, как личной жизни разных людей с разным сословием, так и военных баталий и судьбе простых людей, принимавших участие, в этой битве.

Несколько интересных сочинений

    Родители часто спрашивают меня «Сын, кем ты хочешь стать в будущем?». Когда я был маленьким, то очень сильно хотел стать космонавтом, покорять новые планеты, но тогда я ещё не знал, что существует такая профессия как инженер

  • Сочинение по произведению В списках не значился Васильева

    Великая Отечественная война давно закончилась, но эта тема, даже спустя столько лет, остается актуальной, о войне пишут, рассказывают, снимают фильмы. Одним из известнейших произведений, посвященных событиям той трагедии

  • Сочинение Учитель в моей жизни

    Не все хорошо относятся к учителям. Они задают домашнюю работу, ставят плохие оценки, вызывают родителей в школу. Да много чего ещё, что нам не нравится. Но учителя такие же люди, и они разные.

  • Образ и характеристика Д-503 в рассказе Мы Замятина сочинение

    Повествование ведётся от лица главного героя романа - Д-503. Точнее, мы как бы читаем дневник Д-503, который записывает, что с ним происходило в определённый момент времени

  • Сочинение Мое любимое занятие чтение книг

    Все люди по-разному проводят свободное время. У каждого человека есть какие-то пристрастия. Кто-то любит спорт, кто-то – танцы, кто-то нашел свое призвание в кулинарии, а я люблю читать.

История создания романа "Война и мир"

К "Войне и миру" Толстой шел трудно - впрочем, легких путей в его жизни не было.

Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью - начальной частью автобиографической трилогии "Детство" (1852). "Севастопольские рассказы" (1855) упрочили успех. Молодого писателя, вчерашнего армейского офицера, радостно приветствовали петербургские литераторы - особенно из числа авторов и сотрудников "Современника" (Некрасов первый прочел рукопись "Детство", высоко оценил ее и напечатал в журнале). Однако общность взглядов и интересов Толстого и столичных писателей нельзя переоценить. Толстой очень скоро стал отдаляться от собратьев по перу, более того - всячески подчеркивал, что ему чужд самый дух литературных салонов.

В Петербург, где ему раскрывала объятия "передовая писательская общественность", Толстой прибыл из Севастополя. На войне, среди крови, страха и боли, было не до развлечений, как и не до интеллектуальных бесед. В столице он спешит наверстать упущенное - делит время между кутежами с цыганами и беседами с Тургеневым, Дружининым, Боткиным, Аксаковыми. Однако если цыгане не обманули ожиданий, то "беседы с умными людьми" уже через две недели перестали занимать Толстого. В письмах к сестре и брату он зло острил, что "умная беседа" с писателями ему нравится, но он "слишком уж отстал от них", в их обществе "хочется развалиться, снять штаны и сморкаться в руку, а в умной беседе хочется соврать глупость". И дело не в том, что кто-то из петербургских литераторов был лично неприятен Толстому. Он не принимает самой атмосферы литературных кружков и партий, всей этой окололитературной суеты. Писательское ремесло - дело одинокое: один на один с листом бумаги, со своей душой и совестью. Никакие привходящие кружковые интересы не должны влиять на написанное, определять позицию автора. И в мае 1856 года Толстой "бежит" в Ясную Поляну. С этого момента он лишь ненадолго покидал се, никогда не стремясь вернуться в свет. Из Ясной Поляны путь был только один - к еще большей простоте: к аскетизму странника.

Дела литературные сочетаются с простыми и ясными занятиями: устройство дома, хозяйства, крестьянские труды. В этот момент проявляется одна из важнейших черт Толстого: писательство кажется ему неким уходом от настоящего дела, подменой. Оно не дает права со спокойной совестью есть выращенный крестьянами хлеб. Это мучает, угнетает писателя, заставляет его все больше времени проводить вдали от письменного стола. И вот в июле 1857 года он находит занятие, позволяющее постоянно трудиться и видеть реальные плоды этого труда: Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Не к элементарному ликбезу направлены усилия Толстого-учителя. Он стремится пробудить в ребятах творческие силы, активизировать и развить их духовный и интеллектуальный потенциал.

Работая в школе, Толстой все глубже вживался в крестьянский мир, постигал его законы, психологические и нравственные устои. Этот мир простых и ясных человеческих взаимоотношений он противопоставлял миру дворянскому, миру образованному, цивилизацией уведенному от вековечных устоев. И противопоставление это было не в пользу людей его круга.

Чистота помыслов, свежесть и точность восприятия его босоногих учеников, их способность к усвоению знаний и творчеству заставила Толстого написать резко полемическую статью о природе художественного творчества с шокирующим названием: "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?"

Вопрос народности литературы всегда был одним из важнейших для Толстого. И обратившись к педагогике, он еще глубже проникал в суть и законы художественного творчества, искал и обретал прочные "точки опоры" своего писательского "самостоянья".

Расставание с Петербургом и обществом столичных литераторов, поиски своего направления в творчестве и резкий отказ от участия в общественной жизни, как се понимали революционные демократы, занятия педагогикой - все это черты первого кризиса в творческой биографии Толстого. Блистательное начало осталось в прошлом: все, написанное Толстым во второй половине 50-х годов ("Люцерн", "Альберт"), успеха не имеет; в романе "Семейное счастье" разочаровывается сам автор, он бросает работу неоконченной. Переживая этот кризис, Толстой стремится полностью переосмыслить свое миропонимание, чтобы жить и писать иначе.

Начало нового периода знаменует переработанная и завершенная повесть "Казаки" (1862). И вот в феврале 1863 года Толстой приступает к работе над романом, который впоследствии обретет название "Война и мир".

"Так начиналась книга, на которую будет потрачено семь лет непрестанного и исключительного труда при наилучших условиях жизни." Книга, в которую вместились годы исторических разысканий ("целая библиотека книг") и семейные предания, трагический опыт севастопольских бастионов и мелочи Яснополянского быта, проблемы, затронутые в "Детстве" и "Люцерне", "Севастопольских рассказах" и "Казаках" (Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике: Сб. статей. - Л., изд-во Ленингр. ун-та, 1989).

Начатый роман становится сплавом высших достижений раннего толстовского творчества: психологического анализа "Детства", правдоискательства и деромантизации войны "Севастопольских рассказов", философского осмысления мира "Люцерна", народности "Казаков". На этой сложной основе формировался замысел романа нравственно-психологического и историко-философского, романа-эпопеи, в котором автор стремился воссоздать истинную историческую картину трех эпох русской истории и проанализировать их моральные уроки, постичь и провозгласить самые законы истории.

Первые замыслы нового романа возникают у Толстого в конце 50-х годов: роман о декабристе, возвратившемся с семьей из Сибири в 1856 году: тогда главных героев звали Пьер и Наташа Лобазовы. Но этот замысел был оставлен - и вот в 1863 году писатель вернулся к нему. "По мере движения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, "Три поры", вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна "пора" - 1812 года. Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале "Русский вестник" под заглавием "1805 год". В 1866 году возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: "Все хорошо, что хорошо кончается". И, наконец, в 1867 году - еще одно заглавие, где историческое и философское образовали некое равновесие, - "Война и мир"... (Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике: Сб. статей. - Л.: изд-во Ленинг. ун-та, 1989).

В чем суть этого последовательно развивавшегося замысла, почему, начав с 1856 года, Толстой пришел к 1805? В чем суть этой временной цепочки: 1856 - 1825 -1812 -1805?

1856 год для 1863, когда начата работа над романом, - современность, начало новой эпохи в истории России. В 1855 году умер Николай I. Его преемник на престоле - Александр II - амнистировал декабристов, позволил им вернуться в центральную Россию. Новый государь готовил реформы, которые должны были коренным образом преобразовать жизнь страны (главная из них - отмена крепостного права). Итак, задумывается роман о современности, о 1856 годе. Но это современность в историческом аспекте, ибо декабризм возвращает нас к 1825 году, к восстанию на Сенатской площади в день принесения присяги Николаю I. Более 30-ти лет прошло с того дня - и вот чаяния декабристов, хотя и частично, но начинают сбываться, дело их, за которое три десятилетия они провели в тюрьмах, "каторжных норах" и на поселениях - живо. Какими глазами увидит обновляющееся Отечество декабрист, на тридцать с лишним лет с ним расставшийся, выведенный из активной общественной жизни, знавший реальную жизнь России николаевской лишь издали? Кем покажутся ему нынешние реформаторы - сыновьями? последователями? чужаками?

Любые исторические произведения - если это не элементарная иллюстрация и не стремление безнаказанно фантазировать на историческом материале - пишутся, для того чтобы глубже понять современность, отыскать и осознать истоки дня сегодняшнего. Именно поэтому Толстой, вдумываясь в суть происходящих на его глазах перемен, в будущее, ищет их истоки, ибо понимает, что воистину эти новые времена начались не вчера, но много раньше.

Итак, от 1856 года к 1825. Но ведь восстание 14 декабря 1825 года тоже не начало: это лишь исход - и трагический исход! - декабризма. Как известно, образование первой организации декабристов, "Союза Спасения", относится к 1816 году. Для того чтобы создать тайное общество, будущим его членам необходимо было выносить и сформулировать общие "протесты и надежды", увидеть цель и осознать, что достичь ее можно, лишь объединившись. Следовательно, и 1816 год - не исток. И тогда все концентрируется на 1812 годе - начале Отечественной войны.

Общепринятая точка зрения на истоки декабризма известна: победив "непобедимого Наполеона", пройдя пол-Европы в освободительном походе, познав военное братство, которое превыше чинов и сословных перегородок, русское общество вернулось к той же лживой, извращенной государственной и социальной системе, что была и до войны. И лучшие, наиболее совестливые, смириться с этим не смогли. Этот взгляд на истоки декабризма поддерживает и известное высказывание одного из декабристов: "Мы были дети двенадцатого года..."

Однако и этот взгляд на восстание декабристов из 1812 года не кажется Толстому исчерпывающим. Слишком элементарна, подозрительно проста для него эта логика: победили Наполеона - осознали свою силу - увидели свободную Европу - вернулись в Россию и ощутили необходимость перемен. Не явной исторической последовательности событий ищет Толстой, а философского осмысления истории, познания ее законов. И тогда начало действия романа переносится в 1805 год - в эпоху "восхождения" Наполеона и проникновения в русские умы "наполеоновской идеи". Это и становится для автора той точкой отсчета, в которой сконцентрированы все противоречия декабристской идеи, на многие десятилетия определившей ход российской истории.

Смысл названия романа

Окончательный вариант названия романа " Война и мир" не только сопрягает в себе философское и историческое. Название это гораздо глубже и многозначнее, чем все первоначальные. На первый взгляд, "Война и мир" как бы иллюстрирует чередование и сочетание в романе военных и мирных эпизодов. Но в русском языке слово мир означает не только "состояние без войны", но и человеческую общность, изначально - крестьянскую общину; и мир - как все, что окружает нас: среда, физическая и духовная атмосфера обитания. И все эти значения "срабатывают" в названии толстовского романа. Чем серьезнее он прочитан, чем глубже понят, тем более объемным, многомерным становится смысл этой формулы: война и мир.

Роман Толстого - о месте и роли войны в жизни людей, о противоестественности кровавых распрей в человеческих взаимоотношениях. О том, что утрачивается и что обретается в пылу битвы. О том, что, кроме деревянных домов сгорает дотла, уходит в небытие самый мир довоенной России; что с каждым человеком, умирающим на поле брани, гибнет весь его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб его близких... Это роман о том, что есть война в жизни народа и в жизни каждого человека; какую роль играет она в мировой истории; об истоках войны и ее исходе.

Список литературы

Долинина Н.Г. По страницам "Войны и мира". Заметки о романе Л.Н. Толстого "Война и мир". - СПб.: "Лицей", 1999.

Маймин К.А. Лев Толстой. Путь писателя. - М.: Наука, 1980.

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994.

Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике: Сб. статей. - Л.: изд-во Ленинг. ун-та, 1989

Одним из наиболее фундаментальных и высокохудожественных прозаических произведений в истории отечественной литературы является роман-эпопея «Война и мир». Высокая идейная и композиционная совершенность произведения – плод многолетней работы. История создания «Войны и мира» Толстого отражает упорный труд над романом с 1863 по 1870 год.

Интерес к тематике декабристов

В основе произведения – Отечественная война 1812 года, ее отражение на судьбах людей, пробуждение нравственно-патриотических чувств, духовное единение русского народа. Однако прежде чем приступить к созданию истории об Отечественной войне, автор многократно менял свои планы. Многие годы его волновала тема декабристов, их роль в развитии государства и исход восстания.

Толстой задумал написать произведение, отражающее историю декабриста, который в 1856 году вернулся после 30-летней ссылки. Начало повествования по замыслу Толстого должно было начинаться с 1856 года. Позже автор принимает решение начать свою историю с 1825 года, чтобы показать, какие причины привели героя к ссылке. Но окунувшись в пучину исторических событий, автор почувствовал необходимость изобразить не только судьбу одного героя, а саму декабристского восстания, его истоки.

Первоначальный замысел

Произведение задумывалось в качестве повести, а позже романа «Декабристы», над которым он работал в 1860–1861 годах. Со временем автор не удовлетворяется лишь событиями 1825 года и приходит к пониманию, что необходимо раскрыть в произведение более ранние исторические события, сформировавшие волну патриотического движения и пробуждение гражданского сознания в России. Но и на этом автор не остановился, понимая неразрывную связь событий 1812 года с их истоками, которые берут свое начало с 1805 года. Таким образом, идея творческого воссоздания художественной и исторической действительности планируется автором в полувековую масштабную картину, отражающую события с 1805 по 1850-е годы.

«Три поры» в истории России

Такой замысел воссоздания исторической действительности автор назвал «Три поры». Первая из них должна была отразить исторические реалии XIX века, олицетворявшие условия формирования молодых декабристов. Следующая пора – это 1820-е годы – момент формирования гражданской активности и нравственной позиции декабристов. Кульминацией этого исторического периода, по замыслу Толстого, являлось непосредственное описание восстания декабристов, его поражения и последствий. Третья пора была задумана автором как воссоздание действительности 50-х годов, отмеченных возвращением декабристов из ссылки по амнистии в связи со смертью Николая I. Третья часть должна была стать олицетворением времени наступления долгожданных перемен в политической атмосфере России.

Такой глобальный замысел автора, заключающийся в изображении весьма широкого временного отрезка, наполненного многочисленными и значимыми историческими событиями, требовал от писателя огромного напряжения и художественных сил. Произведение, в финале которого планировалось возвращение Пьера Безухова и Наташи Ростовой из ссылки не укладывалось в рамки не то что традиционной исторической повести, а даже романа. Понимая это и осознавая важность детального воссоздания картин войны 1812 года и ее отправных точек, Лев Николаевич решает сузить исторические рамки задуманного произведения.

Окончательный вариант художественного замысла

В окончательной задумке автора крайней временной точкой оказываются 20-е годы XIX века, о которых читатель узнает лишь в прологе, основные же события произведения совпадают с исторической действительностью с 1805 по 1812 год. Несмотря на то что автор решил передать суть исторической эпохи более кратко, книга так и не смогла соответствовать ни одному из традиционных исторических жанров. Произведение, сочетающее детальное описания всех аспектов военного и мирного времени, вылилось в четырехтомный роман-эпопею,

Работа над романом

Несмотря на то, что автор утвердился с окончательным вариантом художественного замысла, работа над произведением не была легкой. За семилетний период его создания автор многократно бросал работу над романом и возвращался к нему снова. Об особенностях работы свидетельствуют многочисленные рукописи произведения, сохраненные в архиве писателя насчитывающие более пяти тысяч страниц. По ним-то и прослеживается история создания романа «Война и мир».

В архиве нашлось 15 черновых вариантов романа, что свидетельствует о предельной ответственности автора к работе над произведением, высокой степени самоанализа и критики. Осознавая важность тематики, Толстой хотел быть максимально близок к истинным историческим фактам, философским и моральным взглядам общества, гражданским настроениям первой четверти XIX века. Для написания романа «Война и мир» писателю пришлось изучить немало мемуарных произведений очевидцев войны, исторических документов и научных работ, личных писем. «Когда я пишу историческое, я люблю до малейших подробностей быть верным действительности», – утверждал Толстой. В итоге вышло так, что писатель невольно собрал целую коллекцию книг, посвященных событиям 1812 года.

Кроме работы над историческими источниками, для достоверного изображения событий войны автор посещал места боевых сражений. Именно эти поездки легли в основу неповторимых пейзажных зарисовок, превращающих роман из исторической хроники в высокохудожественное произведение литературы.

Название произведения, выбранное автором, олицетворяет главную идею. Мир, который заключается в душевной гармонии и в отсутствие военных действий на родной земле, способен сделать человека по-настоящему счастливым. Л.Н. Толстому, который во время создания произведения писал: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях», несомненно, удалось воплотить свой идейный замысел.

Тест по произведению

Роман «Война и мир» получил большой успех. Отрывок из романа под названием «1805 г. » появился в «Русском вестнике» 1865 г. ; в 1868 г. вышли три его части, за которыми вскоре последовали остальные две (всего 4 тома) .
Признанный критикой всего мира величайшим эпическим произведением новой европейской литературы, «Война и мир» поражает уже с чисто технической точки зрения размерами своего беллетристического полотна. Только в живописи можно найти некоторую параллель в огромных картинах Паоло Веронезе в венецианском Дворце дожей, где тоже сотни лиц выписаны с удивительною отчётливостью и индивидуальным выражением [источник?] . В романе Толстого представлены все классы общества, от императоров и королей до последнего солдата, все возрасты, все темпераменты и на пространстве целого царствования Александра I[источник?] . Что еще более возвышает его достоинство как эпоса - это данная им психология русского народа. С поражающим проникновением изобразил Толстой настроения толпы, как высокие, так и самые низменные и зверские (например, в знаменитой сцене убийства Верещагина) .
Везде Толстой старается схватить стихийное, бессознательное начало человеческой жизни. Вся философия романа [источник? ] сводится к тому, что успех и неуспех в исторической жизни зависит не от воли и талантов отдельных людей, а от того, насколько они отражают в своей деятельности стихийную подкладку исторических событий. Отсюда его любовное отношение к Кутузову, сильному не стратегическими знаниями и не геройством, а тем, что он понял тот чисто русский, не эффектный и не яркий, но единственно верный путь, которым можно было справиться с Наполеоном [источник?] . Отсюда же и нелюбовь Толстого к Наполеону, так высоко ценившему свои личные таланты; отсюда, наконец, возведение на степень величайшего мудреца скромнейшего солдатика Платона Каратаева за то, что он сознает себя исключительно частью целого, без малейших притязаний на индивидуальное значение. Философская или, вернее, историософическая мысль Толстого большей частью проникает его великий роман - и этим-то он и велик - не в виде рассуждений, а в гениально схваченных подробностях и цельных картинах, истинный смысл которых нетрудно понять всякому вдумчивому читателю.
В первом издании «Войны и мира» был длинный ряд чисто теоретических страниц, мешавших цельности художественного впечатления; в позднейших изданиях эти рассуждения были выделены и составили особую часть. Тем не менее, в «Войне и мире» Толстой-мыслитель отразился далеко не весь и не самыми характерными своими сторонами. Нет здесь того, что проходит красною нитью через все произведения Толстого, как писанные до «Войны и мира» , так и позднейшие - нет глубоко пессимистического настроения. И в «Войне и мире» есть ужасы и смерть, но здесь они какие-то, если можно так выразиться, нормальные. Смерть, например, князя Андрея Болконского принадлежит к самым потрясающим страницам всемирной литературы, но в ней нет ничего разочаровывающего и принижающего; это не то, что смерть гусара в «Холстомере» или смерть Ивана Ильича. После «Войны и мира» читателю хочется жить, потому что даже обычное, среднее, серенькое существование озарено тем ярким, радостным светом, который озарял личное существование автора в эпоху создания великого романа.
В позднейших произведениях Толстого превращение изящной, грациозно кокетливой, обаятельной Наташи в расплывшуюся, неряшливо одетую, всецело ушедшую в заботы о доме и детях помещицу производило бы грустное впечатление; но в эпоху своего наслаждения семейным счастьем Толстой все это возвёл в перл создания.

Идея создать эпическое произведение возникла задолго до того, как Лев Толстой написал первые ее строки. Начав в 1956 году работу над очередной повестью, автор принялся формировать образ главного героя. Мужественный седой человек возвращается в Россию, ему пришлось когда-то бежать за границу, как члену декабристского восстания 1825 года. Каким был этот старик в юности, что пришлось ему пережить? - задал себе вопрос писатель. Пришлось невольно окунуться в события 1812 года, история создания романа «Война и мир» начала свое развитие.

Почему писатель сократил произведение

Библиографы Толстого имеют 5 200 листов черновых работ автора, намного превышающих объем изданных четырех томов. Лев Николаевич планировал рассказать о судьбе своего народа на протяжении полувека, с начала XIX столетия до его середины. Автор включил в содержание бурные события, связанные с Восстанием Декабристов, с жизнью царя Николая I.

Толстой назвал эпопею «Три поры», разделив ее изначально на три части. В первую часть решено было втиснуть события Отечественной войны 1812 года. Вторая часть по первичному замыслу являлась главной темой романа. Здесь отображались герои Декабристы, раскрывалась их самоотверженная идея свергнуть крепостное право и сложная судьба сосланных на каторгу.

Последнюю часть автор предварительно назвал «Третья пора». В содержание вошли события Крымской войны на конечной стадии, приход на трон Александра II и возвращение со ссылки выживших декабристов. В третьей части писатель собирался сделать акцент на переживаниях и чаяниях передовых слоев общества. От нового императора ждали хороших перемен.

Как только Толстой начал работать над началом повести, он понял, что наткнулся на глубокий философский пласт вопросов, связанных с народной сущностью и ее героическими проявлениями в критические судьбоносные моменты. Льву Николаевичу хотелось детально раскрыть природу единения и патриотизма простых масс людей.

Автор в письмах рассказывал друзьям, что испытывает напряжения всех своих творческих сил. Проделанная им работа никак не вмещалась в привычный формат книг, издаваемых его современниками. Стиль повествования отличался от художественных произведений того времени.

Как продвигалась работа

Критикам известно 15 вариантов начала романа. Толстой во многих письмах говорит о том, что потерял надежду высказать свое мнение о народе, а потом о том, что обрел в себе силы возобновить написание эпического романа. Автору пришлось месяцами изучать доступные исторические материалы о Бородинском сражении, о Партизанском движении.

Писатель до мелочей изучал биографические данные исторических личностей Кутузова, Александра I и Наполеона. Сам писал в статье, что любит воссоздавать мельчайшие подробности действительных ситуаций, отображенных в найденных документах. За годы работы над романом в семье Толстых образовалась полноценная библиотека из книг, посвященных периоду Отечественной войны 1812 года.

Идея романа заключалась в освободительном движении русского народа. Поэтому автор не использовал приказы, письма, документы и книги, рассказывающие о войне, как о сражении двух императоров. Автор привлекал мемуары с объективной оценкой событий тех времен. Это были записи Жихарева, Петровского, Ермолова. Толстой работал с газетами и журналами, выходившими в 1812 году.

Описание Бородинской битвы

Толстой хотел отобразить бородинское поле детально, со знанием каждого бугорка, упомянутого генералами в отчетах и донесениях. Писатель лично отправился на историческое место, провел там много времени, чтобы окунуться в атмосферу битвы. Потом он написал письмо жене, где говорил о вдохновении, захватывающем его воображение. В письме автор пообещал создать такое масштабное описание сражения, которого еще никто до него не создавал.

Среди рукописей писателя библиографы нашли технические заметки, которые он набрасывал, находясь на Бородинском поле. Толстой указывал, что горизонт видно за 25 верст. Внизу заметки проходит рисунок горизонта. На том же листе нарисованы точки с указанием расположенных деревень, о которых автор упоминал в сюжете романа.

Целый день Толстой следил за тем, как именно движется солнце вокруг равнины. В какую пору солнечные лучи играют на холмах, как падает тень. Как восходит утренняя заря, откуда появляется вечернее зарево.

6 долгих лет Лев Толстой трудился над созданием своего детища, до 1869 года. Много раз сюжет перекраивался и изменялся. 8 раз автор переписывал весь роман, при этом работал пером с чернилами. Некоторые эпизоды писатель переделывал больше 20 раз.